Урок русскогоязыка. Постановка УЗ: «Всё ли мы знаем о грамматических значениях имён и глагола»? Грамматическая форма как средство выражения грамматического значения слова. Падежные формы существительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка по системе "Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.doc | 59.5 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_russkogo_yazyka.ppt | 2.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Постановка УЗ: «Всё ли мы знаем о грамматических значениях имён и глагола»? Грамматическая форма как средство выражения грамматического значения слова. Падежные формы существительных
Цель: введение понятия: грамматическая форма слова (на примере падежных форм существительных) и понятия: грамматическая категория, которую образуют грамматические формы вместе с их грамматическими значениями (на примере категории падежа)
Задачи:
- ввести понятия грамматических форм (на примере падежных форм), названия грамматических форм, которые выражают ГЗ падежа;
- выяснить количество падежных форм в русском языке;
- ввести понятие грамматической категории падежа.
Формирование УУД:
- выделяют и формулируют познавательную цель, структурируют знания,
осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;
- выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения;
- работают в группе, учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия.
Тип урока: постановка учебной задачи
I. Создание учебной ситуации.
1. Организационный момент
Цель: обеспечить положительный эмоциональный настрой; создать учебную ситуацию.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке у нас гости, повернитесь к ним и поприветствуйте. Улыбнитесь друг другу, садитесь.
Учитель: Откройте тетради и запишите дату: двадцать шестое октября. Классная работа
Учитель: Какую тему мы изучали на предыдущих уроках?
Дети: Части речи.
Учитель: С какими частями речи мы познакомились? (Имя сущ., имя прил., глагол)
Учитель: Что такое имя сущ.?
Учитель: Что такое имя прил.?
Учитель: Что такое глагол?
Учитель: Как вы думаете, всё ли мы знаем о грамматических значениях имён и глаголов?
Дети: Может всё, а может, нет.
Учитель: Давайте послушаем наших помощников. (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/351a678d-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/russ12_kl4_66.swf) (Учебник, с. 95-97) (Слайд 1)
Учитель: Так что же, будем разбираться, есть ли в частях речи, которые мы знаем, ещё грамматические значения? Вам это интересно узнать?
Дети: Да, конечно.
II. Постановка учебной задачи
Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока.
Дети: Грамматические значения имён и глагола.
Учитель: Тема нашего урока «Грамматическая форма как средство выражения грамматического значения слова. Падежные формы существительных» (Слайд 2)
Учитель: В чём нам надо разобраться?
Дети: Что такое грамматическая форма и познакомиться с падежными формами существительных. (Слайд 2+)
III. Учебно-познавательная деятельность
1. Введение понятия грамматических форм (на примере падежных форм)
Учитель: Вы уже знаете, что разные грамматические значения выражаются с помощью разных словоформ. Выпишите из высказываний Брат прочитал письмо и Прочитай письмо брату посреди строки друг под другом разные словоформы одного и того же существительного (Слайд 3).
Дети выписывают: брат
брату.
Учитель: Определите падежное значение каждой из этих словоформ.
Дети: Брат – И.п., брату – Д.п.
Учитель: Какая из них обозначает действующее лицо?
Дети: Брат – это действующее лицо.
Учитель: А какая – адресата действия?
Дети: Брату – это адресат действия.
И.п.
брат – действующее лицо
Д.п =
брату – адресат действия
Учитель: С помощью этих словоформ выражаются и другие грамматические значения имени существительного. Одинаковы они или различны?
Дети: Брат – ГЗ числа, ГЗ рода
= =
брату – ГЗ числа, ГЗ рода
Учитель: А каким значением отличается от этих словоформ то же слово в высказывании Прочитай письмо брата? (Слайд 3+)
Дети: Падежным значением.
Учитель: Можем ли мы словоформы, которые отличаются друг от друга каким-то одним грамматическим значением, назвать грамматическими формами и какого слова?
Дети: Да, это грамматические формы слова брат.
брат – действующее лицо
гр.формы =
брату – адресат действия
Учитель: Прочитайте подсказку Дедушки Уса: (Слайд 4)
Словоформы одного и того же слова, которые отличаются друг от друга каким-то одним грамматическим значением, называются его грамматическими формами.
Учитель: Давайте с помощью знаков это запишем. (Словоформы ГЗ = ГЗ грамматические формы.)
Учитель: Прочитайте подсказку Дядюшки Ага: (Слайд 4+)
Словоформы брат – брату –брата – это разные грамматические формы слова брат.
2. Введение названия грамматических форм, которые выражают грамматические значения падежа.
Учитель: Вы обнаружили разные грамматические формы слова брат, которые отличаются друг от друга своим падежным значением. А как их можно назвать?
Дети: падежные формы.
Учитель: Прочитайте, что нам подсказывает Дядюшка Ага. (Слайд 5)
Грамматические формы существительного, с помощью которых выражаются его падежные значения, называют падежными формами или просто падежами.
Учитель: Добавим запись в схему падежные формы (падежи).
Учитель: Так что вы узнали? (Слайд 6)
3. Выяснение количества падежных форм в русском языке.
Учитель: Вы уже знаете названия падежей. Выясните, работая в группах, сколько падежных форм у слова брат. Что нужно сделать?
Дети: Записать падежи по порядку, а затем записать падежные формы слова брат в ед.ч. и во мн.ч.
И.п. брат, братья – 1
Р.п. брата, братьев - 2
Д.п.брату, братьям - 3
В.п. брата, братьев - 4
Т.п. братом, братьями - 5
П.п. о брате, о братьях – 6 (Слайд 7)
Учитель: Проверьте, нет ли среди шести падежных форм этого слова таких, которые пишутся одинаково?
Дети: Есть. В ед.ч. Р.п. и В.п. брата и во мн.ч. Р.п. и В.п. братьев и братьев.
Учитель: Можно ли их назвать формами-омонимами? (Омоним – одинаковые по написанию, разные по значению)
Дети: Да. Они пищутся одинаково, но у них разные грамматические значения.
Учитель: Сколько падежных форм у слова брат?
Дети: У слова брат 6 падежных форм. (Слайд 7+)
Учитель: У слова брат есть ед.ч. и мн.ч. Сколько изменений ед.ч. у слова брат?
Дети: 6.
Учитель: Сколько изменений мн.ч. у слова брат?
Дети: 6.
Учитель: Сколько словоформ у слова брат?
Дети: 12.
Учитель: Вот что нам подсказывает Дялюшка Ага. (Слайд 8)
Падеж одного и того же существительного обычно представлен двумя словоформами – единственного числа и множественного числа. Поэтому словоформ у существительного может быть двенадцать, а падежных форм только 6.
Учитель: Что узнали? Запишем в виде схемы. (Слайд 9)
Учитель: Как вы думаете, у существительных разного рода разные падежные формы или одни и те же?
Дети: Одни и те же.
Учитель: Проверим, подставьте в высказывания вместо слова брат слово сестра сначала в ед.ч., а потом во мн.ч. Какой падеж у слова сестра в каждом из трёх случаев в ед.ч. – такой же, как у слова брат, или какой-то другой? (Слайд 10)
Брат прочитал письмо.
Прочитай письмо брату.
Прочитай письмо брата.
Сестра прочитала письмо. (Слайд 10+)
Прочитай письмо сестре.
Прочитай письмо сестры.
Учитель: Какой падеж у слова сестра в каждом из трёх случаев во мн.ч. – такой же, как у слова брат, или какой-то другой?
Дети: Такой же, как у слова брат.
Учитель: А как образованы одинаковые падежи у каждого из этих слов: с помощью одних и тех же окончаний или разных?
Дети: С помощью разных окончаний.
Учитель: Почему?
Дети: У них разный набор окончаний.
Учитель: Вот что подсказывает нам Дядюшка Ага. (Слайд11)
У существительных разного рода одни и те же падежные формы образуются с помощью разных окончаний.
Учитель: А Дедушка Ус нам говорит, что (Слайд11+)
У всех имён существительных шесть падежных форм. Эти формы вместе с грамматическими значениями, которые они выражают, образуют грамматическую категорию падежа. Каждая грамматическая форма падежа – это представитель этой грамматической категории.
Учитель: Как образуются падежные формы у существительных разного рода?
Дети: С помощью разных окончаний.
Учитель: Сколько падежных форм у существительного?
Дети: 6.
Учитель: Что образуют падежные формы вместе с грамматическими значениями, которые они выражают?
Дети: Грамматическую категорию падежа.
IV. Физкультминутка.
V. Упражнение
с.134, упр.75
помочь подругам – верить отцу (Д.п.)
сковать цепями – помахать рукой (Т.п.)
отъехать от села – устать от жары (Р.п.)
носить портфель – позвать сестру (В.п.)
вспомнить о войне – рассказать о матери (П.п.)
стены окрашены – ночь темна (И.п.)
Учитель: проверьте правильность выполнения упр. (Слайд 12)
VI. Рефлексия.
Учитель: Подведём итог. Сколько падежных форм у имени существительного?
Дети: 6.
Учитель: Сколько словоформ у имени существительного?
Дети: 12.
Учитель: Какие ГЗ есть у существительных?
Дети: У сущ. есть зависимое падежное значение, постоянное значение рода и значение числа.
Учитель: Как образуется грамматическая категория падежа?
Дети: Грамматическая категория падежа образуется от одной из шести падежных форм с их грамматическими значениями.
Учитель: Оцените себя по принципу.
VI. Д.з.
с.134, упр.76
Учитель: Спасибо за урок. Вы молодцы!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока «Грамматическая форма как средство выражения грамматического значения слова. Падежные формы существительных» Задачи: что такое грамматическая форма; познакомиться с падежными формами существительных
Брат прочитал письмо. Прочитай письмо брату. Прочитай письмо брата.
Словоформы одного и того же слова, которые отличаются друг от друга каким-то одним грамматическим значением, называются его грамматическими формами . Словоформы брат – брату –брата – это разные грамматические формы слова брат.
Грамматические формы существительного, с помощью которых выражаются его падежные значения, называют падежными формами или просто падежами .
Словоформы ГЗ = ГЗ грамматические формы падежные формы (падежи)
И.п. брат братья Р.п. брата братьев Д.п. брату братьям В.п. брата братьев Т.п. братом братьями П.п. о брате о братьях __________________________ _____________________________ - 1 _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
Падеж одного и того же существительного обычно представлен двумя словоформами – единственного числа и множественного числа. Поэтому словоформ у существительного может быть двенадцать , а падежных форм только 6 .
сущ. словоформы падежные формы 12 6
Брат прочитал письмо. Прочитай письмо брат у . Прочитай письмо брат а . Сестр а прочитала письмо. Прочитай письмо сестр е . Прочитай письмо сестр ы . И.п. Д.п. Р.п. И.п. Д.п. Р.п.
У существительных разного рода одни и те же падежные формы образуются с помощью разных окончаний. У всех имён существительных шесть падежных форм. Эти формы вместе с грамматическими значениями, которые они выражают, образуют грамматическую категорию падежа. Каждая грамматическая форма падежа – это представитель этой грамматической категории.
Падежных форм – 6. (И.п., Р.,Д., В., Т., П.) У имени существительного 12 словоформ. брат брата брату брата братом о брате братья братьев братьям братьев братьями о братьях грамматическая категория грамматическая категория грамматическая категория грамматическая категория грамматическая категория грамматическая категория падежная форма + ГЗ = грамматическая категория падежа
МОЛОДЦЫ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.
На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....
Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.
На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....
Презентация к уроку русского языка 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.
Презентация на урок. Помогает структурировать учебный материал по данной теме....
Урок-рефлексия с решением частных задач. Мастер-класс по русскому языку на тему "Что я знаю о грамматических значениях слов?"
Урок-рефлексия с решением практичских задач на тему "Что я знаю о грамматических значениях слов?" (система развивающего обучения Эльконина-Давыдова)...
урок русского языка (4 класс) по теме «Одушевлённость – неодушевлённость существительных как особое грамматическое значение существительных» (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) Учебник В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, Т.В.Некрасовой
Цели:1. Познакомить с новым грамматическим значением существительных – одушевлённость, неодушевлённость 2. Развивать способность к анализу и обобщению, находчивость, сообразительность; развивать...
Грамматические игры на уроках английского языка в начальной школе как средство формирование грамматических навыков
Данный материал представляет собой статью о важности и сложности обучения грамматике на начальном этапе, о грамматических играх как средстве формирования грамматических навыков, а кроме того содержит ...
Урок русского языка"Обобщение знаний о лексическом и грамматическом значении слова"
Урок по типу:закрепление знаний с использованием технологии сотрудничества,развития критического мышления,личностно-ориентированного обучения....