Школа России.В. Л. Дуров. Наша Жучка
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Дудник Наталья Сайфулловна

Проблемный диалог на уроках литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_rossii.v._l._durov._nasha_zhuchka.doc163.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Школа России». ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ В 3 КЛАССЕ

Тип урока: ПРОБЛЕМНЫЙ  ДИАЛОГ. ( УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК) Тема: «В. Л. Дуров. Наша Жучка».

Основные цели: 1) проанализировать произведение, найти главные отличия между понятиями «любовь», «ненависть» и дать определение; 2) воспитывать любовь к живому; 3) развивать творческие способности уч-ся, умение давать оценку поступкам, делать выводы

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Самоопределение к учебной деятельности: Цель:

1)        Создать мотивацию к деятельности на уроке;

2)        Определить содержательные рамки урока: что значит «Люби живое»?

-        Ребята, я хочу прочитать вам отрывок из
сказки Р. Киплинга «Про кота, который гулял
сам по себе».
(Учитель читает или
просматривается отрывок из мультфильма)

- О чём вы узнали из отрывка?

- Для чего женщина приручила собаку?

-        Как назвала женщина собаку и почему?

-        А как ещё собаки помогают людям?

-        Почему собаки помогают людям?

-        Можно ли сказать, что люди любят этих
животных и почему?

-        Как называется тема раздела, который мы
изучаем?

Что означает это словосочетание?

-        Мы продолжим сегодня работать по этой
теме.

-        Раньше животные и люди были дикими.

-Женщина заманила в пещеру к себе собаку и
приручила её.

Чтобы она сторожила дом и охотилась вместе с мужчиной.

Она назвала её лучшим другом, потому что собака должна будет помогать хозяину.

Служат в армии:,,. ,в милиции, выступают в цирке и др.

-        Люди заботятся о них..

-        Да. Потому, что...

-        «Люби живое».

-        Береги всё живое,         

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

-        А какой антоним есть у слова любить?

-        А что означает это сочетание, в каких
действиях, поступках оно выражается?

Можно ли сказать, что не любить ,значит -ненавидеть?

Проблемный вопрос:

-        А можно, если что-то или кого-то ненавидишь,  потом полюбить?

- Не любить.

-…..

-        ... (Дети говорят и да, и нет.)

-        ... (Дети говорят и да, и нет.)

3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

- А почему у нас мнения разделились?

А какой выход?

Это будет целью нашего урока. (На доске).

-        Мы точно не знаем, что означает это слово.

-        Мы должны выяснить.

Что значит «ненавидеть»?

Может ли ненависть перерасти в любовь?

»?

 

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Совместное открытие нового.

У кого дома есть животные?

Поднимите руки, а кто любит их? Почему?

А у кого из вас есть домашние животные у ваших знакомых?

Вы их любите? А почему?

-        А если ваши знакомые подарят вам этого
животного, вы бы полюбите?

-        Значит, кого мы прежде всего любим?
Сейчас мы познакомимся с рассказом

Владимира Леонидовича Дурова «Наша Жучка»

 (На доске).

Владимир Леонидович

Дуров (1863-1934 гг.)

Наша Жучка.

  • О ком пойдёт речь в рассказе?
  • О своей или о чужой?
  • Почему «наша» , а не моя?

  • Как вы думаете, любят ли её хозяева?
  • Давайте проверим, всё ли мы верно сказали.

( Чтение рассказа «по частям» подготовленными

учениками или учителем с объяснением не

понятных слов»).

1 часть

Брать на караул

Казённый обед

Укромный уголок

Надзиратель

Единогласно

Приговор

-Что решили сделать мальчики?

  • Почему они это решили?
  • Кто был «дядька»?
  • А почему его ребята называли «дядька», а не «дядя», «дяденька»?
  • Любили ли ребята его собаку? Почему?

-        Какое чувство они к ней испытывали?
(Вывешивается на доске первое отношение детей

(героя) к собаке).

1. НЕНАВИСТЬ.

  • Почему вы так решили?
  • Был ли кто-то против?
  • Можете ли вы сказать, что значит «"ненавидеть»?
  • Как вы думаете, правильно поступили мальчики и почему?
  • Давайте продолжим читать.

……..

....они свои.

-…..

Нет. Они чужие.

Да. Он станет своим.

Своих.

О собаке.

О своей.

Значит «общая или много хозяев».

Да.

  • Сторожить, охранять.
  • Бесплатный, за счёт государства. Уединённый, незаметный.

(От «зреть»-смотретъ) присматривающий

  • Все «за».
  • Решение суда.

  • Убить собаку.
  • Чтобы отомстить «Дядьке», за то, что он...
  • Надсмотрщиком.
  • Это его прозвище, потому что дети его не любили
  • ………………
  • Ненависть.

Потому, что они решили её убить. Нет. Единогласное решение. Плохо относиться к кому-то, желать зла ему

-            (Мнения детей пока могут быть

разными).

2 часть Палач

Жребий

  • Почему мальчики тянули жребий?
  • А почему?

Верно. Они ведь умели только любить, а делать зло ещё не могли.

-        Какое чувство испытывали мальчики теперь?
(Вывешивается на доске второе отношение детей

(героя) к собаке).

2. СТРАХ.

-        Давайте продолжим читать.

3 часть

-        Привёл ли автор рассказа приговор в
исполнение и почему?

Что происходило с мальчиком во время казни?

Какие чувства к собаке испытывал мальчик

теперь?

(Вывешивается  на доске первое отношение детей

(героя) к собаке).

3. ЖАЛОСТЬ

4. ЛЮБОВЬ.

Как проявилась эта жалость и любовь?

Почему мальчик заплакал?

Давайте продолжим читать.

4 часть

Мерещилась

«Разбитый»

Плац

  • Как себя чувствовал мальчик после казни?
  • Почему?

Что увидел он утром на плацу?

-        Почему он назвал это чудом?

-Что больше всего изумило его?

-        Почему наш герой заплакал теперь?

-        А теперь я задам вам вопрос, который
задавала в начале чтения: правильно поступили
мальчики и почему?

-        Можете ли теперь ответить на вопрос:

может ли ненависть перерасти в любовь?

Человек, который казнит (приводит приговор в исполнение).

-        Записка с решением

-        Никому не хотелось быть палачом.

.. .Все боялись, никогда этого не делали.

- Страх.

  • Да. Потому что ему достался жребий, и он должен был это сделать, чтобы не показаться трусом.
  • Он дрожал: дрожали руки, зубы щёлкали.
  • Страх, жалость и любовь.

  • Не хотел, чтобы собака мучилась, решил её добить камнем.
  • Ему было жалко собаку, он переживал... Испугался... Стало ст ыднго...

  • Казалась.
  • Измученный, плохо себя чувствует..
  • Площадка для строевой подготовки

  • Ему было жалко собаку, он переживал.

-Живую, весёлую собаку.

  • Он был уверен, что собака погибла, а она -жива.
  • Собака радостно подбежала к мальчику, стала тереться у его ног.

От радости. От стыда, что он совершил плохой поступок.

-        Нет        

-Да.

5. Первичное закрепление во внешней речи

-    Давайте ещё раз посмотрим, какие чувства пришлось испытать нашему герою: (Через что пришлось пройти, прежде, чем ненависть переросла в любовь?

(Читают на доске 4 этапа)

1. НЕНАВИСТЬ.

2. СТРАХ.

3. ЖАЛОСТЬ.

4. ЛЮБОВЬ.

Сможет ли мальчик когда-нибудь совершить такой поступок? Почему?

-        Как он поступал в дальнейшей жизни?

-        Кем он стал?

(На доске портрет В. Л. Дурова, можно подобрать несколько цирковых фотографий)

-        Владимир Леонидович Дуров - заслуженный
артист республики(1927г.). Дебютировал в цирке
в  1885 году в городе Астрахань  как клоун  и
дрессировщик.

Он   разработал    свою    систему    дрессировки, основанную на изучении природных инстинктов и рефлексов  животных,   гуманном   отношении  к ним.  В  1912 году он организовал уголок-музей животных.   Ныне   это   уголок   имени  Дурова, которым руководит его внучка Наталья Юрьевна Дурова и выступают вместе с животными его правнуки.

В. Л. Дуров написал очень интересную книгу «Мои звери». Как вы думаете, о ком?

-        Почему «мои»?

-        Нет. Он понял, что нельзя обижать
беззащитное существо.

-        Полюбил животных, воспитывал их лаской.

-        Дрессировщиком.

- Все животные для него родные - он всех любит.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Гимнастика для глаз.

-        Ещё раз прочитайте рассказ и подчеркните
карандашом всё, что сказано про любовь и про
ненависть.

-        Проверим вашу работу:
о ненависти-....

о любви-....

-        Чем отличаются эти чувства?

-        Какое чувство чаще упоминается? Почему?

-        Может ли человек, который любит одно
живое существо причинить зло другому?

-        Почему рассказ называется «Наша Жучка» ?

(Дети сам-но работают) (Дети читают фразы)

-…..        

- Любовь. Оно сильнее у героя.

-        Нет.

-…….

8. Рефлексия деятельности.

-        Мы провели с вами большую
исследовательскую работу.

-        К какому выводу мы пришли?

-        Кто знает, что такое любовь, а что такое
ненависть?

-        Как вы думаете, смогли ли мы ли сегодня
разобраться в проблеме?

Домашнее задание (творческое): Озаглавить каждую часть текста (составить план) и записать.

- ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению в 3 классе по теме Л. Дуров "Наша Жучка"

Данный урок воспитывает гуманное отношение к животным, пробуждает сострадание и милосердие к братьям нашим меньшим, развивает устную и письменную речь учащихся, логическое мышление и воображение....

Урок литературного чтения в 3 классе В.Л.Дуров Наша Жучка

Разработка содержит конспект урока литературного чтения и презентация к данному уроку....

В.Л.Дуров. Наша жучка

Урок по литературному чтению в 3 классе....

Урок литературного чтения "В.Л.Дуров .Наша Жучка"

-продолжить обучение правильному типу читательской деятельности;-совершенствовать навыки читательской деятельности при работе с художественным произведением;-развивать умение высказывать свои мы...

3 класс. Конспект урока по литературе на тему: В.Дуров "Наша Жучка" Школа России

Технологическая карта по литературное чтениеТема урока: В. Дуров «Наша Жучка»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Дурова; учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о г...

Конспект урока литературного чтения. Тема: В.Л. Дуров «Наша Жучка». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: В.Л. Дуров «Наша Жучка».Цели урока:  продолжить чтение произведений «о братьях наших меньших»; расширять кругозор учащихся, прививать любовь к животным, учить ...

Конспект урока литературного чтения В. Дуров «Наша жучка»( УМК "Школа России ",3 класс )

Цели урока: ознакомить учащихся с произведением В.Л.Дуров “Наша Жучка”; создать условия для формирования читательских умений и навыков (умения выразительно читать, анализировать текст худо...