В.Л.Дуров. Наша жучка
методическая разработка (чтение, 3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МОУ «Изгарская основная общеобразовательная школа»
Чистопольского муниципального района
Открытый урок по литературному чтению
В. Л. Дуров «Наша Жучка»
3 класс
Провела Фурштатова Н.Е.,
учитель первой квалификационной категории
2007 год
Тема урока: В.Л.Дуров «Наша жучка».
Цели урока:
Познакомить с жизнью и творчеством В.Л.Дурова:
обучать пониманию чувств и поступков героев:
воспитывать любовь к животным.
Оборудование: портреты В.Л.Дурова, Н.Ю.Дуровой, книга «Мои звери», карточки слов.
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания.
- Что было задано на дом?
1. Найти и прочитать о том, что произошло весной на реке.
2. Какая главная мысль этого рассказа?
Пересказать тот отрывок , в котором выражена главная мысль.
3. Кто из людей понимал Мальку?
Подтвердите словами текста.
4. Кого вы осуждаете в этом рассказе?
За что?
Лидия, наверное, не знала, что у Мальки такое обостренное чувство материнства.
-Какими же словами заканчивается рассказ Василия Ивановича
Белова.
-Чему учит нас этот рассказ?
II. Введение в тему.
Сегодня мы продолжим читать произведения о животных, которые нас окружают.
-Ребята, давайте вспомним, какие писатели писали о животных?
- Сегодня к нам на урок пришла собака.(Картинка собаки).
- Предположите, почему собака оказалась у нас на уроке?
- Отгадайте кличку собаки в предлагаемой буквенной конструкции. (Чужак-Жучка).
III. Работа над новой темой.
-Сегодня мы будем читать, и анализировать рассказ В.Л.Дурова «Наша Жучка».
В рассказе встретятся слова, значение которых я хотела бы уточнить.
Словарная работа:
1. Гимназия - общеобразовательное среднее учебное заведение.
Укромный (уголок) - найти в словарике -уединенный, укрытый от посторонних.
Как вы понимаете выражение «тянуть жребий»? Жребий - условный предмет, вынимаемый из числа
одинаковых предметов, для разрешения спора.
4. Что значит мерещилось?
Мерещилось - казалось, представлялось в воображении.
5. Надзиратель - старший, который контролирует,
присматривает за гимназистами; воспитатель.
В рассказе этого надзирателя ребята не любили и называли «дядька».
6. Плац - площадь для воинских занятий, парадов, смотров.
Чтение рассказа учителем и подготовленным учащимся.
1 .Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
Почему?
2. От чьего имени ведется рассказ?
(от имени автора)
3.Какой эпизод для вас показался самым напряженным?
(когда ему выпал жребий)
4.А как чувствовал себя мальчик в этот момент? Найти и зачитать.
(мне стало неприятно...)
5.А может быть, кому-то другой эпизод показался захватывающим? Зачитать.
(я накинул Жучке на шею веревку...)
Да, это и есть самые остросюжетные кульминационные моменты этого рассказа. Ребята, я тоже вместе с вами переживала эти моменты:
1) когда выпал ему жребий;
2) когда мальчик исполнял приговор.
б. Как относится рассказчик к своему поступку? Найти и зачитать.
(в ту ночь я плохо спал...)
- И, наконец, свершилось чудо. Какое чудо?
(мальчик увидел собаку)
- Как повел себя мальчик, увидев Жучку?
(остановился и протер глаза)
- А как повела себя Жучка? Зачитать.
(завидев меня , она, как ни в чем не бывало, подбежала и с
ласковым повизгиванием стала тереться у моих ног)
- Почему же Жучка не затаила зла на мальчика?
Ведь он пытался приговорить ее к смертной казни.
(высказывания детей)
Да, душа у мальчика добрая и Жучка это почувствовала. Он был маленький, не понимал, что собака здесь ни при чем. Он ошибся, пошел на поводу у ребят. Мальчик осознал, что он сделал плохо и очень переживал. Он любил собаку, а она не держала на него зла.
-Какая же, по-вашему, главная мысль этого рассказа? (Высказывания детей)
Ребята, в этом рассказе идет единоборство (бой один на один) двух противоположных чувств.
-Каких?
(Добра и зла.)
-Найдите в тексте слова, которые подтверждают добро.
(Любили, кормили, играли.)
-А какие слова подтверждают зло?
(Бил, мучил, плеснул кипятком.)
В сердце человека не заглянешь. Нет прибора, который мог бы определить чего там больше, добра или зла. Добро начинается с любви к живому.
Но бывают такие случаи, когда сердце у некоторых людей черствеет, и человек предает друга.
Именно эти чувства были в душе героев данного рассказа.
-Чувства добра и зла были у надзирателя? Докажите.
(Он любил собаку, играл с ней, кормил: и убивал)
Из-за любви к своей Жучке он вынужден был сделать такой жестокий поступок.
-А кто вынудил его это сделать?
(жестокий «дядька», взрослый человек)
Но чувств добра у мальчика-Дурова было значительно больше.
-Этот случай как-то повлиял на дальнейшую его судьбу?
(Он стал дрессировщиком.)
Хотите узнать подробнее о нем?
(Рассказ ученика.)
Владимир Дуров с детства любил животных и мечтал работать в цирке дрессировщиком. В то время постоянных цирков в России почти не было. Артисты переезжали из города в город, раскидывали полотняный шатер и в нем выступали перед публикой.
Дуров поступил в труппу известного в то время циркача Ринальдо.
У него появились свои животные: козел, гусь и собака. Их он и дрессировал. Но дрессировал не так, как было принято в те годы, палкой и побоями. Нет, Дуров обходился со своими животными ласково, терпеливо приучал их к себе, а за удачно выполненный трюк обязательно угощал каким-нибудь лакомством.
(Рассказ ученика.)
Выступления Владимира Дурова и его зверей публика - особенно малолетняя - встречала с восторгом. Владимир Леонидович со своей необычной труппой объездил всю Россию. Много лет мечтал он о своем собственном театре, где главными артистами будут не
люди, а звери. И ему удалось осуществить эту мечту: он приобрел в Москве дом, поселил в нем своих животных, устроил зал для выступлений и назвал все это «Уголок Дурова».
Владимир Леонидович Дуров внимательно наблюдал за животными, изучал их поведение и написал об этом целый научный труд. А для вас, ребят, он создал книгу «Мои звери». (Показать и выставить книгу)
-Кто читал эту книгу?
Да это был урок внеклассного чтения.
-Какая была тема?
(О дрессированных животных и людях, которые их дрессируют) Дуровы - семья русских цирковых артистов и дрессировщиков животных.
Итак, сегодня мы прочитали рассказ В.Л.Дурова «Наша Жучка». Давайте подумаем, почему он так назвал этот рассказ?
Какую же Жучку автор назвал «наша»?
А теперь на время представим себя в роли Жучки.
-Как бы вы хотели, чтобы к вам относились?
Вы должны относиться к животным так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам.
Я уверена, что в ваших сердечках добра стало немного больше. И я хочу, чтобы, став взрослыми, вы не растеряли запас доброты.
Пусть будет больше доброты на свете,
Жить помогает на земле она.
Как парусному судну нужен ветер,
Так доброта душе людской нужна.
IV. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературному чтению в 3 классе по теме Л. Дуров "Наша Жучка"
Данный урок воспитывает гуманное отношение к животным, пробуждает сострадание и милосердие к братьям нашим меньшим, развивает устную и письменную речь учащихся, логическое мышление и воображение....
Урок литературного чтения в 3 классе В.Л.Дуров Наша Жучка
Разработка содержит конспект урока литературного чтения и презентация к данному уроку....
Урок литературного чтения "В.Л.Дуров .Наша Жучка"
-продолжить обучение правильному типу читательской деятельности;-совершенствовать навыки читательской деятельности при работе с художественным произведением;-развивать умение высказывать свои мы...
Урок по чтению. В.Л.Дуров. Наша Жучка
Разработка урока. Презентация...
Урок по чтению. В.Л.Дуров. Наша Жучка
Разработка урока. Презентация...
Урок чтения В.Л.Дуров "Наша Жучка"
Урок дан по методике обучения литературному чтению средствами субъективизации. Демонстрируется слайд-шоу о Дуроке В.Л. (сайт www.nachalka.com/sid)...
Школа России.В. Л. Дуров. Наша Жучка
Проблемный диалог на уроках литературного чтения ...