Урок по литературному чтению в 3 классе по теме Л. Дуров "Наша Жучка"
план-конспект урока чтения (3 класс) по теме

Мишина Наталья Владимировна

Данный урок воспитывает гуманное отношение к животным, пробуждает сострадание и милосердие к братьям нашим меньшим, развивает устную и письменную речь учащихся, логическое мышление и воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_durov_nasha_zhuchka.doc306 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя

начальных классов

Мишиной Натальи

Владимировны

Примерная разработка

урока

по литературному чтению

(В рамках городского семинара.)

тема: В.Л. Дуров

„Наша Жучка ". (III класс).

                

г. Саранск

-1-

Тема: В.Л. Дуров. „Наша Жучка."

Цель: 1. Воспитание нравственных качеств учащихся, любви к живому пробуждение сострадания и милосердия к братьям нашим меньшим.

              2. Развитие речи (устной и письменной), логичес-                                                     кого мышления, воображения.

                               

Оборудование:     выставка рисунков учащихся о животных,

грампластинка с произведениями

П.И. Чайковского, выставка книг о животных, книга В. Дурова „Мои звери", плакаты с цитатами.

Ход урока.

I.        Вводная часть.

      1)  Звучит «детская песня «Не дразните собак».

   У:   - Дети, как вы думаете, почему в начале нашего урока

            звучит такая песня?

        О чем она нам говорит?

Д:      ( Речь пойдет о животных, об отношении человека к

к животным и любви к ним).

II.        Проверка домашнего задания.

  1. Дети зачитывают аннотации к произведению В.И.Белова «Малька провинилась».
  2. Оценка работ учащимися.

(Дети называют лучшие аннотации и объясняют свой выбор).

3)        Работа с выставкой рисунков.

              (Учитель делает несколько слов о работах оценивает                          

            труд ребят).  

 III.   Работа над новым произведением.

-2-

  1. Ребята, мы продолжаем работу над разделом « Люби живое»  и следующим нашим произведением будет рассказ В.Л. Дурова « Наша Жучка».
  2. Ребята, может быть кто-то знаком с данной фамилией автора?

Краткая биография автора.

                                           

        

В.Л. Дуров - заслуженный артист РСФСР. С самых ранних лет, когда Володя Дуров был еще мальчиком, его тянуло к зверям и птицам. В детстве он уже возился с голубями и другими животными.

Когда Володя немного подрос он убежал из дома и поступил в балаган к известному в те годы циркачу Ринальдо.

В.Л. Дуров первый в истории цирка стал применять Новый

- способ - способ дрессировки не побоями и палкой, а лаской, хорошим обращением, лакомством, поощрением.

У:- Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь в этом

рассказе?

(Дети предугадывают события в произведении, строят свои домыслы).

IV.        Чтение произведения учителем.

Учитель читает рассказ Л. Дурова «Наша Жучка» под музыку П.И. Чайковского.

V.        Обмен впечатлениями (первичное восприятие
рассказа).

 

-        Произведение какого жанра вы прослушивали?

(Драматическое)

-        Почему? (серьезный сюжет, но без трагического
исхода).

VI.        Анализ произведения.

-        Что спровоцировало детей убить Жучку?


-3-

  1. Ребята, у детей созрел план убить «дядькину» Жучку. Как вы оцениваете их решение?
  2. Какой план действий предложили бы вы?
  3. Правильно ли оценили дети сложившуюся ситуацию вокруг Жучки?
  4. Видимо всему виной была действительно «дядькина» Жучка?
  5. Герой не хотел убивать Жучку, но однако он стал исполнителем приговора.

Почему?

  1. Какой мотив руководил его проступком? (учился в военной гимназии, не показаться трусом, показать себя сильным).
  2. Оцените его действие. Ваше мнение.

  1. Обращение к цитате на доске:


     
...Сколь часто мир видал,

Что человек, пред чем-нибудь робея,

Свершает то, чего бы не желал...

Данте.

VIII.        Разбор цитаты.

-        Представьте себя в роли главного героя. Какое состояние
вы испытывали бы после убийства собаки?

Опишите свое состояние.

  1. Как бежала Жучка на «смертную казнь»? (весело) Почему? (она не догадывалась, она верила людям).
  2. Испытывали ли вы чувство тоски большой потери при расставании с каким-либо живым существом?
  3. Какой момент в жизни героя оказал воспитывающее действие (Момент, когда собака все ему простила).
  4. Как вы думаете, что если бы Жучка Действительно погибла, какой конец мог быть у этого произведения?

Был бы интересным рассказ?

  1. Какой эпизод из этого рассказа на вас произвел самое большое впечатление?
  2. В каком листе заключается основной смысл произведения, т.е. это место является лейтмотивом всего произведения?

-4-

  1. Если бы мальчик действительно убил бы собаку, могло это подействовать на его дальнейшее отношение к животным?
  1. Каким образом?
  2. Мог бы он опять совершить преступление по отношению к животным?
  3. Если бы мы были музыкантами, композиторами, какую музыку мы бы написали к этому произведению?

- В каком месте было бы самое печальное исполнение музыки?

-        Если бы вы были художниками какие картины к этому
произведению вы бы написали, что изобразили?

-        Могли ли вы изобразить сцену убийства собаки?
- Какие краски присутствовали бы на вашей картине?

IX.        Творческие работы.

Дети пишут сочинения-миниатюры на тему: «Мое отношение к герою». Отдельные работы зачитываются.

  1. Работа с пословицами.

На доске записаны пословицы:

  1. Совесть спать не дает.
  2. Добрые чувства - соседи любви.

Дети разбирают смысл каждой пословицы и приводят свои варианты пословиц к изучаемому произведению.

  1. Чтение стихотворения Э. Асадова
    „Стихи о рыжей дворняге" учителем.

  1. Подведение итога урока.

На доске плакат с четверостишием:

Да будет проклята жестокость

И зло с насилием вкупе.

Любовь пусть правит человеком

По жизни следует везде.

Н.В. Мишина.

Ученик зачитывает стихотворение. Подводим итоги урока, оцениваем работу каждого ученика. В конце урока дети дарят сердечки тому, кто заслужил за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по литературному чтению 2 класс по теме "Н.Н.Носов "Живая шляпа"

Презентация составлена к уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России" по теме "Н.Н.Носов "Живая Шляпа"....

Конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме: "И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа".

Тема: И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа.УМК: Планета знаний...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов...

Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме "Сказки К.И.Чуковского" УМК "Школа России"

Дети знакомятся с творчеством  писателя К.И.Чуковского и его сказками, учатся работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию....

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...

План-конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме "Басни И. А. Крылова. Обобщение".

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Басни И. А. Крылова" в 3 классе. Разработан на основе УМК "Школа России" «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 3 класс ....

Технологическая карта урока по литературному чтению (1 класс) по теме Чтение текстов. В. Куприн. "Первоучители словенские", "Первый букварь".

В материале представлена технологическая карта по литературному чтению для 1 класса УМК "Школа России" из пособия "УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ"....