Урок по литературному чтению в 3 классе по теме Л. Дуров "Наша Жучка"
план-конспект урока чтения (3 класс) по теме
Данный урок воспитывает гуманное отношение к животным, пробуждает сострадание и милосердие к братьям нашим меньшим, развивает устную и письменную речь учащихся, логическое мышление и воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_durov_nasha_zhuchka.doc | 306 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителя
начальных классов
Мишиной Натальи
Владимировны
■
Примерная разработка
урока
по литературному чтению
(В рамках городского семинара.)
тема: В.Л. Дуров
„Наша Жучка ". (III класс).
г. Саранск
-1-
Тема: В.Л. Дуров. „Наша Жучка."
Цель: 1. Воспитание нравственных качеств учащихся, любви к живому пробуждение сострадания и милосердия к братьям нашим меньшим.
2. Развитие речи (устной и письменной), логичес- кого мышления, воображения.
Оборудование: выставка рисунков учащихся о животных,
грампластинка с произведениями
П.И. Чайковского, выставка книг о животных, книга В. Дурова „Мои звери", плакаты с цитатами.
Ход урока.
I. Вводная часть.
1) Звучит «детская песня «Не дразните собак».
У: - Дети, как вы думаете, почему в начале нашего урока
звучит такая песня?
О чем она нам говорит?
Д: ( Речь пойдет о животных, об отношении человека к
к животным и любви к ним).
II. Проверка домашнего задания.
- Дети зачитывают аннотации к произведению В.И.Белова «Малька провинилась».
- Оценка работ учащимися.
(Дети называют лучшие аннотации и объясняют свой выбор).
3) Работа с выставкой рисунков.
(Учитель делает несколько слов о работах оценивает
труд ребят).
III. Работа над новым произведением.
-2-
- Ребята, мы продолжаем работу над разделом « Люби живое» и следующим нашим произведением будет рассказ В.Л. Дурова « Наша Жучка».
- Ребята, может быть кто-то знаком с данной фамилией автора?
Краткая биография автора.
В.Л. Дуров - заслуженный артист РСФСР. С самых ранних лет, когда Володя Дуров был еще мальчиком, его тянуло к зверям и птицам. В детстве он уже возился с голубями и другими животными.
Когда Володя немного подрос он убежал из дома и поступил в балаган к известному в те годы циркачу Ринальдо.
В.Л. Дуров первый в истории цирка стал применять Новый
- способ - способ дрессировки не побоями и палкой, а лаской, хорошим обращением, лакомством, поощрением.
У:- Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь в этом
рассказе?
(Дети предугадывают события в произведении, строят свои домыслы).
IV. Чтение произведения учителем.
Учитель читает рассказ Л. Дурова «Наша Жучка» под музыку П.И. Чайковского.
V. Обмен впечатлениями (первичное восприятие
рассказа).
- Произведение какого жанра вы прослушивали?
(Драматическое)
- Почему? (серьезный сюжет, но без трагического
исхода).
VI. Анализ произведения.
- Что спровоцировало детей убить Жучку?
-3-
- Ребята, у детей созрел план убить «дядькину» Жучку. Как вы оцениваете их решение?
- Какой план действий предложили бы вы?
- Правильно ли оценили дети сложившуюся ситуацию вокруг Жучки?
- Видимо всему виной была действительно «дядькина» Жучка?
- Герой не хотел убивать Жучку, но однако он стал исполнителем приговора.
Почему?
- Какой мотив руководил его проступком? (учился в военной гимназии, не показаться трусом, показать себя сильным).
- Оцените его действие. Ваше мнение.
- Обращение к цитате на доске:
...Сколь часто мир видал,
Что человек, пред чем-нибудь робея,
Свершает то, чего бы не желал...
Данте.
VIII. Разбор цитаты.
- Представьте себя в роли главного героя. Какое состояние
вы испытывали бы после убийства собаки?
Опишите свое состояние.
- Как бежала Жучка на «смертную казнь»? (весело) Почему? (она не догадывалась, она верила людям).
- Испытывали ли вы чувство тоски большой потери при расставании с каким-либо живым существом?
- Какой момент в жизни героя оказал воспитывающее действие (Момент, когда собака все ему простила).
- Как вы думаете, что если бы Жучка Действительно погибла, какой конец мог быть у этого произведения?
Был бы интересным рассказ?
- Какой эпизод из этого рассказа на вас произвел самое большое впечатление?
- В каком листе заключается основной смысл произведения, т.е. это место является лейтмотивом всего произведения?
-4-
- Если бы мальчик действительно убил бы собаку, могло это подействовать на его дальнейшее отношение к животным?
- Каким образом?
- Мог бы он опять совершить преступление по отношению к животным?
- Если бы мы были музыкантами, композиторами, какую музыку мы бы написали к этому произведению?
- В каком месте было бы самое печальное исполнение музыки?
- Если бы вы были художниками какие картины к этому
произведению вы бы написали, что изобразили?
- Могли ли вы изобразить сцену убийства собаки?
- Какие краски присутствовали бы на вашей картине?
IX. Творческие работы.
Дети пишут сочинения-миниатюры на тему: «Мое отношение к герою». Отдельные работы зачитываются.
- Работа с пословицами.
На доске записаны пословицы:
- Совесть спать не дает.
- Добрые чувства - соседи любви.
Дети разбирают смысл каждой пословицы и приводят свои варианты пословиц к изучаемому произведению.
- Чтение стихотворения Э. Асадова
„Стихи о рыжей дворняге" учителем.
- Подведение итога урока.
На доске плакат с четверостишием:
Да будет проклята жестокость
И зло с насилием вкупе.
Любовь пусть правит человеком
По жизни следует везде.
Н.В. Мишина.
Ученик зачитывает стихотворение. Подводим итоги урока, оцениваем работу каждого ученика. В конце урока дети дарят сердечки тому, кто заслужил за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по литературному чтению 2 класс по теме "Н.Н.Носов "Живая шляпа"
Презентация составлена к уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России" по теме "Н.Н.Носов "Живая Шляпа"....
Конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме: "И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа".
Тема: И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа.УМК: Планета знаний...
Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов
Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов...
Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме "Сказки К.И.Чуковского" УМК "Школа России"
Дети знакомятся с творчеством писателя К.И.Чуковского и его сказками, учатся работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию....
Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС
Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...
План-конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме "Басни И. А. Крылова. Обобщение".
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Басни И. А. Крылова" в 3 классе. Разработан на основе УМК "Школа России" «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 3 класс ....
Технологическая карта урока по литературному чтению (1 класс) по теме Чтение текстов. В. Куприн. "Первоучители словенские", "Первый букварь".
В материале представлена технологическая карта по литературному чтению для 1 класса УМК "Школа России" из пособия "УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ"....