Конспект по литературному чтению Одоевский " Мороз Иванович".
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект урока, в начальной школе по литературному
чтению в 3 классе:
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Обобщающий урок.
Учитель начальных классов: Кривенцова Анастасия Вадимовна
Тема: сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Обобщающий урок.
Цель: анализ художественного произведения; расширить понятия:
«литературная сказка» и «русская народная сказка»; научиться их сравнивать; формировать навыки чтения; выражать своё отношение к героям, давать характеристику поступкам, взять из сказки что-то нужное и важное для себя.
Задачи:
- обобщать знания и умения работы над сказкой, уметь сравнивать и анализировать (чем литературное произведение отличается от народного), учить устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать взаимосвязь описываемых в нём событий, воспроизведения содержания сказки по вопросам учителя.
- развивать устную речь учащихся; развивать образное мышление; развивать артикуляционный аппарат; развивать умение анализировать, обобщать, развивать речь, память, воображение.
- воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств; усидчивости, дисциплинированности.
- следить за произношением, закреплять правильное произношение звука ^
на материале слов и слогов.
Оборудование: слова - прилагательные к героям сказки (ленивая, добрая, грубая, трудолюбивая, скромная, неуважительная, умная, злая, жадная, заботливая, Рукодельница, Ленивица), тема урока, сказки (литературные, народные), учебники, костюмы: Деда Мороза, Рукодельницы, Ленивицы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_literaturnomu_chteniyu.doc | 347 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок: В.Ф. Одоевский.
"Мороз Иванович". 3-й класс
Цель урока: расширить понятия: «литературная сказка» и «русская народная сказка»; научиться их сравнивать; формировать навыки чтения; выражать свое отношение к героям, давать характеристику поступкам, уметь делить текст на части и их озаглавливать; взять из сказки что-то нужное, важное для себя.
Задачи: образовательные: учить анализировать, сравнивать, читать выразительно; проанализировать содержание сказки; учить мыслить, рассуждать;
развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;
воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету.
Планируемые предметные результаты:
обучающиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; выделять особенности литературной сказки.
Планируемые метапредметные результаты:
личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия.
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других,формулировать собственное мнение.
Формируемые УУД:
- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);
- уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);
- уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе (КУУД);
- уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);
- выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);
- формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);
- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД);
Оборудование: учебники, портрет писателя, конверт с заданиями,карточки.
Ход урока.
I. Организационный момент.
«Психологическая установка на работу».
Учитель. – Улыбнемся друг другу, дети. Сядьте тихо, удобно.
Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим все к работе.
II. Работа с речевым аппаратом.
III. Проверка домашнего задания.
У. – По дороге в школу я нашла конверт. Как вы думаете, чей он?
Д. – Деда Мороза.
У. – Ой, сколько снега набилось! (Снежинки высыпаются из рукавички). – Не простые снежинки, а снежинки-задания.
1 конверт
У. – Какие сказки о Морозе вы читали?
Д. – «Два Мороза», «Мороз Иванович», «Морозко», Некрасов «Мороз, Красный нос», Маршак «Двенадцать месяцев».
2 конверт
У. – Каким рисует Мороза в своих сказках народ?
Д. – Мудрым, умным, богатым, добрым, доброжелательным, благородным, большим, в красном кафтане, с посохом в руке, в санях, запряженные тройкой лошадей.
3 конверт
У.- Кто написал сказку «Мороз Иванович»?
Д. – В.Ф. Одоевский
4 конверт
У. – Сюжет какой русской народной сказки явился основой литературной сказки «Мороз Иванович»?
Д. – «Морозко».
5 конверт
У.- Что подарил Мороз Иванович рукодельнице?
У. – Много было попыток переделывать русские народные сказки. Дело в том, что записывались они на протяжении многих лет – записываются и до сих пор – от разных сказителей. Каждый сказитель рассказывает сказку по-своему: один – кратко, другой – пространно, с подробностями, у одного бывает хорошо начало, у другого хорош конец, а у третьего – середина; один сказитель знаменит словечками, другой – интересными подробностями рассказа.
А вот многие считали, что из сказок народ должен получать научные знания, чему-то учиться, что-то узнавать нового.
У. – Можно ли сказку «Мороз Иванович» назвать волшебной? Почему? Докажите.
IV. Сообщение темы и цели урока.
У. – По многим сказкам поставлены фильмы и мультфильмы. Кто из вас видел сказку «Морозко» по телевизору?
У. – А приходилось ли вам видеть сказку «Мороз Иванович»?
У. – Ребята, а давайте попробуем сами сегодня сделать фильм по этой сказке. Что же для этого нам нужно?
У. – Разбить текст на кадры, части. «Изготовить» и «разместить» декорации (т.е. рассказать, где происходит действие).
Режиссерская работа: исполнение ролей и озвучивание героев.
В работе над словарными словами нам потребуется шкатулочка слов.
Какие главные герои у нашей сказки?
Д. – Рукодельница и Ленивица.
У. – Разобьемся на две рабочие группы.
1 группа – собирает материал о Ленивице, а 2 группа – о Рукодельнице.
V. Работа с текстом.
Кадр № 1.
У. – Почему автор дал девочкам такие имена: Рукодельница и Ленивица?
Выборочное чтение:
У. – Чем в своем доме занималась Рукодельница?
У. – Как проходил день у Ленивицы?
Словесный портрет девочек:
У. – Какой вы себе представляете Рукодельницу, а какой – Ленивицу?
Словарная работа:
горемычная – несчастная.
У. – Что же изобразим на первом кадре?
У. – Как можно озаглавить 1 кадр?
Д. – Долог день до вечера, коли делать нечего.
Кадр № 2.
У. – Какая однажды беда случилась с Рукодельницей и как она попала в колодец?
Словарная работа:
Нечего было делать – другого выхода не было, решения проблемы.
У. – Как озаглавим 2 кадр?
Д. – Сама беду сделала, сама и поправляй.
Кадр № 3.
В колодце.
У. – Из какой сказки эти герои: печка и яблоня?
Д. – «Гуси-лебеди».
Чтение по ролям:
1 ряд – разговор Ленивицы с печкой и яблонькой, 2 ряд – разговор Рукодельницы.
Словарная работа:
Нимало не машкая – не раздумывая.
Положила его за пазуху.
Промеж себя говорят – разговаривают друг с другом.
У. – Как озаглавим этот кадр?
Д. – Без труда не вытащить и рыбки из пруда.
Физкультминутка.
Кадр № 5. У Мороза Ивановича.
Выборочный пересказ:
У.- Чем занималась Рукодельница 3 дня у Мороза Ивановича?
Словарная работа:
Окостенели – замерзли, онемели,
Студеная – холодная
Почивать – лег спать
Стрепня – еда, повара называли стряпуха.
Понадулась – обиделась
У. - Как назовем мы этот кадр?
Д. - «Авось» да «как – нибудь» до добра не доведут.
У.- Какова работа, такова и награда. Как Мороз Иванович наградил Рукодельницу, а как – Ленивицу?
У.- Как вы считаете, справедливо ли это? Почему? Докажите.
VI. Итог урока.
У. - Мы сегодня хорошо поработали, а за работу что получаем?
Д. - Оценки.
У.- Подумайте, какую пользу принесет сказка тому, кто посмотрит ее?
VII. Домашнее задание.
У.- Подготовить пересказ сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект учебного занятия по литературному чтению в 3 классе на тему: «В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»
Тема: В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»Цель: познакомить детей со сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».Задачи: научить отличать народную сказку от авторской; учить давать характер...
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»
Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...
Конспект урока по литературному чтению "В.Ф.Одоевский "Мороз Иванович""
На уроке ученики познакомятся с авторской сказкой В. Ф. Одоевского;научатся называть специфические особенности жанра литературной сказки; выделять главную мысль произведения под руководством учителя; ...
Технологическая карта урока литературного чтения "Одоевский. Мороз Иванович" 3 класс
Технологическая карта урока литературного чтения "Одоевский. Мороз Иванович" по ФГОС...
Конспект урока "Владимир Федорович Одоевский «Мороз Иванович»" 3 класс
Интегрированный урок по литературному чтению и ИЗО...
Конспект урока литературного чтения по теме: От сказки народной к авторской. Русская народная сказка «Морозко». В. Одоевский «Мороз Иванович».(2 класс)
Цели урока: создать условия для раскрытия особенностей литературной сказки В.Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко»; научить различать народную и авторскую сказки; рабо...
Технологическая карта урока литературного чтения: "Сказка «Мороз Иванович» В.Ф.Одоевского", УМК «Перспектива», 3 класс
Цель урока: Формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе изучения сказки «Мороз Иванович» В.Ф.Одоевского.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Позна...