Конспект по литературному чтению Одоевский " Мороз Иванович".
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Кривенцова Анастасия Вадимовна


Конспект урока, в начальной школе по литературному 

чтению в 3 классе: 

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Обобщающий урок.

Учитель начальных классов: Кривенцова Анастасия Вадимовна

Тема: сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Обобщающий урок.

Цель: анализ художественного произведения; расширить понятия: 

«литературная сказка» и «русская народная сказка»; научиться их сравнивать; формировать навыки чтения; выражать своё отношение к героям, давать характеристику поступкам, взять из сказки что-то нужное и важное для себя.

Задачи: 

- обобщать знания и умения работы над сказкой, уметь сравнивать и анализировать (чем литературное произведение отличается от народного), учить устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать взаимосвязь описываемых в нём событий, воспроизведения содержания сказки по вопросам учителя.

- развивать устную речь учащихся; развивать образное мышление; развивать артикуляционный аппарат; развивать умение анализировать, обобщать, развивать речь, память, воображение.

- воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств; усидчивости, дисциплинированности.

- следить за произношением, закреплять правильное произношение звука ^ Ц 

на материале слов и слогов.

Оборудование: слова - прилагательные к героям сказки (ленивая, добрая, грубая, трудолюбивая, скромная, неуважительная, умная, злая, жадная, заботливая, Рукодельница, Ленивица), тема урока, сказки (литературные, народные), учебники, костюмы: Деда Мороза, Рукодельницы, Ленивицы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_literaturnomu_chteniyu.doc347 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок: В.Ф. Одоевский.

"Мороз Иванович". 3-й класс

Цель урока: расширить понятия: «литературная сказка» и «русская народная сказка»; научиться их сравнивать; формировать навыки чтения; выражать свое отношение к героям, давать характеристику поступкам, уметь делить текст на части и их озаглавливать; взять из сказки что-то нужное, важное для себя.

Задачи: образовательные: учить анализировать, сравнивать, читать выразительно; проанализировать содержание сказки; учить мыслить, рассуждать;

развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;

воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету.

Планируемые предметные результаты:

обучающиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; выделять особенности литературной сказки.

Планируемые метапредметные результаты:

личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия.

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

коммуникативныеуметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других,формулировать собственное мнение.

Формируемые УУД:

- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);

- уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);

- уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе (КУУД);

- уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);

- выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);

- формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);

- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД);

Оборудование: учебники, портрет писателя,  конверт с заданиями,карточки.

Ход урока.

I. Организационный момент.

«Психологическая установка на работу».

Учитель. – Улыбнемся друг другу, дети. Сядьте тихо, удобно.

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

II. Работа с речевым аппаратом.

III. Проверка домашнего задания.

У. – По дороге в школу я нашла конверт. Как вы думаете, чей он?

Д. – Деда Мороза.

У. – Ой, сколько снега набилось! (Снежинки высыпаются из рукавички). – Не простые снежинки, а снежинки-задания.

1 конверт

У. – Какие сказки о Морозе вы читали?

Д. – «Два Мороза», «Мороз Иванович», «Морозко», Некрасов «Мороз, Красный нос», Маршак «Двенадцать месяцев».

2 конверт

У. – Каким рисует Мороза в своих сказках народ?

Д. – Мудрым, умным, богатым, добрым, доброжелательным, благородным, большим, в красном кафтане, с посохом в руке, в санях, запряженные тройкой лошадей.

3 конверт

У.- Кто написал сказку «Мороз Иванович»?

Д. – В.Ф. Одоевский

4 конверт

У. – Сюжет какой русской народной сказки явился основой литературной сказки «Мороз Иванович»?

Д. – «Морозко».

5 конверт

У.- Что подарил Мороз Иванович рукодельнице?

У. – Много было попыток переделывать русские народные сказки. Дело в том, что записывались они на протяжении многих лет – записываются и до сих пор – от разных сказителей. Каждый сказитель рассказывает сказку по-своему: один – кратко, другой – пространно, с подробностями, у одного бывает хорошо начало, у другого хорош конец, а у третьего – середина; один сказитель знаменит словечками, другой – интересными подробностями рассказа.

А вот многие считали, что из сказок народ должен получать научные знания, чему-то учиться, что-то узнавать нового.

У. – Можно ли сказку «Мороз Иванович» назвать волшебной? Почему? Докажите.

IV. Сообщение темы и цели урока.

У. – По многим сказкам поставлены фильмы и мультфильмы. Кто из вас видел сказку «Морозко» по телевизору?

У. – А приходилось ли вам видеть сказку «Мороз Иванович»?

У. – Ребята, а давайте попробуем сами сегодня сделать фильм по этой сказке. Что же для этого нам нужно?

У. – Разбить текст на кадры, части. «Изготовить» и «разместить» декорации (т.е. рассказать, где происходит действие).

Режиссерская работа: исполнение ролей и озвучивание героев.

В работе над словарными словами нам потребуется шкатулочка слов.

Какие главные герои у нашей сказки?

Д. – Рукодельница и Ленивица.

У. – Разобьемся на две рабочие группы.

1 группа – собирает материал о Ленивице, а 2 группа – о Рукодельнице.

V. Работа с текстом.

Кадр № 1.

У. – Почему автор дал девочкам такие имена: Рукодельница и Ленивица?

Выборочное чтение:

У. – Чем в своем доме занималась Рукодельница?

У. – Как проходил день у Ленивицы?

Словесный портрет девочек:

У. – Какой вы себе представляете Рукодельницу, а какой – Ленивицу?

Словарная работа:

горемычная – несчастная.

У. – Что же изобразим на первом кадре?

У. – Как можно озаглавить 1 кадр?

Д. – Долог день до вечера, коли делать нечего.

Кадр № 2.

У. – Какая однажды беда случилась с Рукодельницей и как она попала в колодец?

Словарная работа:

Нечего было делать – другого выхода не было, решения проблемы.

У. – Как озаглавим 2 кадр?

Д. – Сама беду сделала, сама и поправляй.

Кадр № 3.

В колодце.

У. – Из какой сказки эти герои: печка и яблоня?

Д. – «Гуси-лебеди».

Чтение по ролям:

1 ряд – разговор Ленивицы с печкой и яблонькой, 2 ряд – разговор Рукодельницы.

Словарная работа:

Нимало не машкая – не раздумывая.

Положила его за пазуху.

Промеж себя говорят – разговаривают друг с другом.

У. – Как озаглавим этот кадр?

Д. – Без труда не вытащить и рыбки из пруда.

Физкультминутка.

Кадр № 5. У Мороза Ивановича.

Выборочный пересказ:

У.- Чем занималась Рукодельница 3 дня у Мороза Ивановича?

Словарная работа:

Окостенели – замерзли, онемели,

Студеная – холодная

Почивать – лег спать

Стрепня – еда, повара называли стряпуха.

Понадулась – обиделась

У. - Как назовем мы этот кадр?

Д. - «Авось» да «как – нибудь» до добра не доведут.

У.- Какова работа, такова и награда. Как Мороз Иванович наградил Рукодельницу, а как – Ленивицу?

У.- Как вы считаете, справедливо ли это? Почему? Докажите.

VI. Итог урока.

У. - Мы сегодня хорошо поработали, а за работу что получаем?

Д. - Оценки.

У.- Подумайте, какую пользу принесет сказка тому, кто посмотрит ее?

VII. Домашнее задание.

У.- Подготовить пересказ сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект учебного занятия по литературному чтению в 3 классе на тему: «В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»

Тема: В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»Цель: познакомить детей со сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».Задачи: научить отличать народную сказку от авторской; учить давать характер...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...

Конспект урока по литературному чтению "В.Ф.Одоевский "Мороз Иванович""

На уроке ученики познакомятся с авторской сказкой В. Ф. Одоевского;научатся называть специфические особенности жанра литературной сказки; выделять главную мысль произведения под руководством учителя; ...

Технологическая карта урока литературного чтения "Одоевский. Мороз Иванович" 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения "Одоевский. Мороз Иванович" по ФГОС...

Конспект урока "Владимир Федорович Одоевский «Мороз Иванович»" 3 класс

Интегрированный урок по литературному чтению и ИЗО...

Конспект урока литературного чтения по теме: От сказки народной к авторской. Русская народная сказка «Морозко». В. Одоевский «Мороз Иванович».(2 класс)

Цели урока: создать условия для раскрытия особенностей литературной сказки В.Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко»; научить различать народную и авторскую сказки; рабо...

Технологическая карта урока литературного чтения: "Сказка «Мороз Иванович» В.Ф.Одоевского", УМК «Перспектива», 3 класс

Цель урока: Формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе изучения сказки «Мороз Иванович» В.Ф.Одоевского.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Позна...