«Исследовательская деятельность на уроках литературного чтения как одно из основных средств развитии личностных УУД»
учебно-методический материал по чтению (2 класс) по теме
1. Значение исследования для развития универсальных учебных действий.
2. Описание мастер-класса.
2.1. Имитационная игра с использованием приёма организации исследовательской деятельности.
2.2. Практическая работа «Составление фрагмента урока чтения».
3. Описание технологии проведения рефлексии
4. Приложения.
Приложение № 1 «Страницы учебника «Н. А. Чуракова. Литературное чтение. 2 класс. Часть 1. Секреты свитка».
Приложение № 2 «Страницы учебника «Н. А. Чуракова. Литературное чтение. 2 класс. Часть 1. Музейный дом».
Приложение № 3 «Страницы учебника «Н. А. Чуракова. Русский язык. 2 класс. Часть 2. Толковый словарик».
Приложение № 4 «Страницы хрестоматии по окружающему миру «Н. А. Чуракова. Иллюстрированный словарик».
Приложение № 5 «Функциональное значение этапов индуктивного и дедуктивного исследований».
Приложение № 6 «Этапы подготовки исследования на уроке».
Приложение № 7 «Лист для проведения рефлексии».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская деятельность на уроках литературного чтения | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент администрации города Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 35»
Форум «Образование Братск – 2012»
Конкурс «Лучший педагог, внедряющий инновационные технологии»
МАСТЕР-КЛАСС
«Исследовательская деятельность, на уроках литературного чтения как одно из основных средств развитии личностных УУД»
Полякова Наталья Викторовна,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
Братск, 2012
Содержание.
- Значение исследования для развития универсальных учебных действий.
- Описание мастер-класса.
- Имитационная игра с использованием приёма организации исследовательской деятельности.
- Практическая работа «Составление фрагмента урока чтения».
3. Описание технологии проведения рефлексии
- Приложения.
Приложение № 1 «Страницы учебника «Н. А. Чуракова. Литературное чтение. 2 класс. Часть 1. Секреты свитка».
Приложение № 2 «Страницы учебника «Н. А. Чуракова. Литературное чтение. 2 класс. Часть 1. Музейный дом».
Приложение № 3 «Страницы учебника «Н. А. Чуракова. Русский язык. 2 класс. Часть 2. Толковый словарик».
Приложение № 4 «Страницы хрестоматии по окружающему миру «Н. А. Чуракова. Иллюстрированный словарик».
Приложение № 5 «Функциональное значение этапов индуктивного и дедуктивного исследований».
Приложение № 6 «Этапы подготовки исследования на уроке».
Приложение № 7 «Лист для проведения рефлексии».
- Значение исследования для развития личностных универсальных учебных действий.
Новые социальные запросы, связанные с переходом нашей страны к постиндустриальному информационному обществу, обусловили возрождение интереса к идеям развивающего обучения, ядром которого является познавательное и личностное развитие ребёнка. Целью образование становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
Цель проведения мастер-класса: привлечь внимание к проблемно-поисковым методам обучения и познакомить с приёмом организации исследования на уроках литературного чтения. (Слайд № 2)
Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих личностных универсальных учебных действий:
(Слайд № 3)
- смыслообразование через прослеживание «судьбы героя» и ориентация учащихся в системе личностных смыслов;
- самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений эмоционально-действенной идентификации;
- основ гражданской идентичности путём знакомства с историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
- эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;
- действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
- эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов, мнений.
Свой опыт по формированию универсальных учебных действий я представляла на городском Фестивале педагогических идей в прошлом учебном году.
(Слайд № 4)
Участие в подобных мероприятиях позволяет постоянно накапливать профессиональный опыт, добиваться определенных достижений в работе. Дети моего класса участвуют в школьных и всероссийских конкурсах. (Слайды № 5, 6, 7, 8)
Конечно, пока далеко не все ребята проявляют свои творческие способности, но меня радуют результаты диагностики. Из 23 опрошенных: 4 уровень (пик учебно-познавательной и социальной мотивации – 11 человек – 48 %, 3 уровень (нет явного преобладания шкал, выражены учебно-познавательная и социальная шкалы – 6 человек – 26 % , 2 уровень (внешняя мотивация, социальная – одобрение) – 6 человек - 26 %.
Слайды № 9 и № 10 (работы детей и диаграмма «Опросник мотивации (автор Т. Л. Нежнова). Результаты»
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию приём, позволяющий организовать исследовательскую деятельность детей на уроках литературного чтения. Одним из самых трудных моментов при подготовке и проведении исследовательской работы на уроке мне представлялась организация исследования (как настроить детей, как обратить внимание на важные этапы работы, как обеспечить большую самостоятельность при выполнении и т. п.). Я назвала этот приём «Отправляемся в путешествие». Не могу сказать, что сама идея «путешествия» среди педагогических находок новая. Я просто перенесла её в новые условия. Вам, уважаемые коллеги, я предлагаю сейчас игровую ситуацию, которая позволит вам сориентироваться и выполнить предлагаемое творческое задание – составление фрагмента урока (исследование). Итак, представьте, что вам нужно поподробнее изучить вопрос об исследовательской деятельности учащихся на уроке. Вы узнали о проводимом форуме и отправляетесь в дорогу. Чтобы что-то изучить, осмыслить, пережить надо самому пройти этот путь, то есть спланировать исследование на уроке чтения. В дорогу мы всегда тщательно собираемся и стараемся предусмотреть всё, чтобы путешествие доставило удовольствие. Сначала мы себе задаём вопрос « Что я узнаю, увижу, открою?» (Слайд № 11), затем определяем «Зачем это мне нужно?»(Слайд № 12), после выбираем направление движения (Слайд № 13 «Дедуктивный и индуктивный тип исследования»). теперь надо продумать маршрут (Слайд № 14«Этапы исследования»). Перед отправкой вы собираете чемодан. Подумайте, что вы возьмёте с собой (Слайд № 15). А может вы любитель путешествовать налегке? Во время путешествия кто-то делает путевые заметки, чаще фотографии, видеосъёмки. По возвращению вы делитесь своими впечатлениями с родственниками, знакомыми, коллегами, привозите подарки сувениры, что-то выбрасываете. (Слайд № 16)
- Описание мастер-класса
2.1. Имитационная игра с использованием приёма организации исследовательской деятельности
Тот теоретический материал, который вы сейчас воспринимали постарайтесь включить в эту игровую ситуацию.
Что увидим? (Приём «Отправляемся в путешествие»)
Зачем? (Познакомиться, сравнить со своими приёмами, внести что-то своё)
Направление ( дедуктивный или индуктивный тип)
Маршрутный лист (этапы исследования)
Чемоданчик (что возьмём – материалы, которые есть у каждой группы)
Всё ли мы предусмотрели? Как мы будем путем путешествовать (в одиночку или группой)
Путевые заметки (что трудно, что опасно, интересно), фотографии.
А я – ваш туроператор.
- А сейчас попробуем проиграть этот приём на материале учебника. Вы - ученики второго класса. У вас урок чтения по теме «С. Козлов «Ёжик в тумане». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Т. Мавриной «Полумесяц». (Слайд № 17)
- Вы только что прочитали сказку Сергея Козлова «Ёжик в тумане». Давайте обсудим, обменяемся мнениями об этой сказке.
(По вопросам учебника)
- Что же наблюдал Ёжик, сидя на горке под сосной? (Ответы)
- Какие слова в тексте подтверждают, что это было невероятно красиво? (Читают)
- А ещё какие? (Читают).
- Кто кроме Ёжика откликнулся на красоту? (Ответ подтверждают словами из текста)
- Посмотрите на условный значок. О чём он нам говорит? (Ответы) (Слайд № 18)
- Что увидим? (Картину Т. Мавриной «Полумесяц») (Слайд № 11)
- Зачем? (Ответы) (Слайд № 12)
- В каком направлении пойдём? («Идём» в «Музейный дом») (Слайд 13)
- Планом вашего похода в «Музейный дом» будут вопросы на странице 99. (Слайд 14)
- Что возьмём? (Ответы) (Слайд 15)
- Как отправимся в «Музейный дом» - по одному, группой, в парах?
- Мне будет очень интересно услышать ваше мнение о картине, о том, показалось ли вам всё немножко сказочным? А ещё хочется узнать, услышали ли вы разговор дерева и гаража? Луны и зажженных окон домов?
Работа в группах.
- Показалось ли вам в лунном свете всё немножко сказочным. Почему?
- Какие разговоры вы услышали?
- А если бы вы всё это решили рассказать кому-нибудь, вам бы поверили?
- Произведения Сергея Козлова и Татьяны Мавриной похожи? Чем?
- Практическая часть. Составление фрагмента урока-исследования по теме «Секреты свитка».
(Группы работают с Приложениями)
Тема урока: Поход в «Музейный дом». Секреты японского свитка. «Тростник под снегом и дикая утка»
Цель: учить анализировать художественное произведение, обращать внимание на детали.
- Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина».
Воспринятый материал присутствующие оценивают и распределяют в группы «Чемодан» (это возьму, это мне пригодится), «Мясорубка» (это я возьму и переработаю), «Корзина» (это мне не понадобится).
Используемая литература и информационные ресурсы
- Баранова Э. А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5-8 лет / Э. А. Баранова // Вопросы психологии. – 2007. - № 4.
- Как проектировать Универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под редакцией А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.
- Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории/ М. И. Махмутов. – М., 1975.
- ns portal ru / skola / issledovatelskaya – rabota – v – nachalnoi – scole
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературного чтения"
Мастер-класс по теме "Проектно-исследжовательская деятельность на уроках литературного чтения"...
Опыт работы «Возможности формирования и развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения и предметах эстетического цикла средствами межпредметной интеграции»
Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках литературного чтения и предметах эстетического цикла...
Учебно-исследовательская деятельность на уроках математики по УМК « Школа 2100» как средство развития творческих способностей младших школьников
Сегодня важно учить детей использовать свой опыт, знания, умения и качества личности для решения конкретных проблем, формировать научную картину мира, научить находить путь от научного описания к спос...
Интеграция уроков литературного чтения и предметов эстетического цикла - средство художественно-эстетического развития младших школьников
Цель начального общего образования, согласно требованиям ФГОС, - личностное развитие младших школьников. Оно осуществляется во всех видах урочной и внеурочной деятельности. Покажем это на пример...
Организация исследовательской деятельности на уроках литературного чтения
В предлагаемый материал включен доклад на тему: "Организация исследовательской деятельности на уроках литературного чтения"...
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Создание проблемной ситуации на каждом этапе урока позволит учителю совместно с учениками заниматься частично-поисковой деятельностью, исследовательской работой. В ходе этой работы дети накапливают зн...