ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по чтению (3 класс) на тему

Венера Геннадьевна Якупова

Создание проблемной ситуации на каждом этапе урока позволит учителю совместно с учениками заниматься частично-поисковой деятельностью, исследовательской работой. В ходе этой работы дети накапливают знания и собирают материал самостоятельно, учитель  только направляет. У детей формируются общеучебные навыки: они воспринимают проблему, выдвигают гипотезы, добывают информацию, учатся пользоваться ею, развивают устную речь, делают обобщения и выводы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitelskie_nahodki.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Якупова В.Г.,

учитель  начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №36» Авиастроительного района г.Казани

 

«Хочется, чтобы дети были на уроке

путешественниками, открывателями

                                                   и творцами в этом мире».

                                                                                                    В.А.Сухомлинский

        Дети в начальной школе, в большинстве своём,  хотят учиться, а не быть обучаемыми. Они хотят быть равноправными участниками процесса обучения. Но этого желания мало.  Нужно что-то ещё. То, что разовьёт у ребёнка интерес к изучаемому предмету, а также сформирует у него совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной деятельности.

       В этом плане использование учителем инновационных педагогических технологий играет большую роль. Создание проблемной ситуации на каждом этапе урока позволит учителю совместно с учениками заниматься частично-поисковой деятельностью, исследовательской работой. В ходе этой работы дети накапливают знания и собирают материал самостоятельно, учитель  только направляет. У детей формируются общеучебные навыки: они воспринимают проблему, выдвигают гипотезы, добывают информацию, учатся пользоваться ею, развивают устную речь, делают обобщения и выводы. Работа в парах, группах позволяет решать и задачи воспитания, желание и умение сотрудничать с одноклассниками. Главное в работе - ребята свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов.

       Хочу привести фрагмент урока литературного чтения, на котором дети учатся исследовательской деятельности.

Тема: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

          Рассказ о природе или сказка о животных?

II Беседа по прочитанному и анализ текста.                                                                          

На этом этапе урока использую работу в группах. Прошу детей вспомнить алгоритм работы в группах:

1. В группе должен быть «направляющий».

2. Работать должен каждый на общий результат.

3. Один говорит, другие слушают, не перебивая.

4. Своё несогласие высказываем вежливо.

5. Если не понял – переспроси.

Задание группам -   дать характеристику героям, используя  опорно-смысловую схему. Подтверждайте своё мнение отрывками из текста.

Схемы (у каждой группы):

Итог работы – ответы на вопросы. Принимаем все варианты ответов, соглашаемся или не соглашаемся с предложенным, подтверждаем  высказывания отрывками из текста – словом, на уроке идёт диалог (это очень важно при организации исследовательской деятельности).

Вопросы и возможные варианты ответов детей:

- Как ведёт себя мать Утка, когда сталкивается с трудностями и опасностью?

(Она спасла жизнь своей дочери. Утка всё время думает о судьбе Серой Шейки, которая не сможет лететь со стаей на юг, она плачет и печалится, даже решает остаться с ней зимовать)

- А Селезень?

( Он предпочитает не тревожить себя грустными мыслями. Он даже думал, что для Серой Шейки было бы лучше, если бы Лиса её съела, всё ей суждено погибнуть зимой)

- Какая из позиций ближе каждому из вас?

-  Кого больше жалко – Старую Утку или Серую Шейку?

- Почему Серая Шейка  подружилась с Зайцем?                                               (У них есть общий враг - Лиса. Заяц жалеет уточку-калеку: «Жаль Серую Шейку. Съест её Лиса». Хотя Заяц ничем ей не мог помочь, дружба и общение с ним скрашивало безрадостную жизнь утки, давало чувство того, что она не одинока)

- Была ли Лиса единственной угрозой жизни Серой Шейки?

(Серая Шейка могла погибнуть ещё от холода и голода)

- Как автор передаёт нарастающий страх Серой Шейки?

( Серая Шейка с ужасом думает о том, что  река вся замёрзнет, она в отчаянии. Зимняя красота не для неё. В итоге, также как отец Селезень, она начинает думать, что лучше бы Лиса её съела)

- Как себя ведёт Лиса при встрече с Серой Шейкой?

(Она издевается над уточкой, считает, что скоро Серая Шейка станет её лёгкой добычей)

- Вам понравился Акинтич?

(Он добродушный старик)

- А как относится к нему автор?

(Автору старичок очень симпатичен)

- Можно ли сказать, что автор – хороший психолог, то есть человек, который умеет анализировать переживания других людей? (Не важно, что в произведении речь идёт не о людях, переживания и поступки персонажей вполне человеческие!)

- По каким приметам можно судить о присутствии в тексте автора? Зачитайте нужные строчки из текста.

- Как оцениваете работу своей группы? Почему?

(Самооценка - важный элемент работы группы, потому что даёт «толчок» для организации более эффективной дальнейшей работы).

III Определение жанра произведения.

- Определите жанр произведения. Это произведение ближе к сказке о животных или к рассказу о природе?

Слайд презентации:

  1. Сопоставительный анализ  отрывков из текста (по вариантам)

           Выборочное чтение   (обязательно с устным комментированием – к сказочному или реальному относится описанное).

Сказочные приметы

(1 вариант)

Реальные события, которые происходят в природе

(2 вариант)

    Диалоги животных, диалог охотника с уточкой;

    Лиса такая же хитрая, как в народных сказках, а Заяц – трусливый;

    Животные наделены человеческими качествами: они переживают, могут быть равнодушными и довольными только собой (Селезень), зайцы, глядя на неудачную охоту Акинтича,  смеются и радуются за Серую Шейку и т.д.

    Отлёт осенью в тёплые края водоплавающих птиц;

    Описание осенних и зимних изменений в природе;

     Лиса – хищница (так же, как и в природе, охотится на уток, на зайцев).

     

  1. Вывод: это произведение ближе к сказке о животных.                          Д.Н.Мамин-Сибиряк творит сказку, наблюдая печальные картины жизни природы.

- Чтение какой части доставило большое удовольствие? (последней)

   Почему? (Так же, как и в народной сказке, добро победило зло. Бедная Серая Шейка теперь не погибнет)

IY Домашнее задание.

 Групповое, носит творческий характер.

 Есть альтернатива:

  1. Дописывание сюжета.                                                                                Придумать и озаглавить ненаписанную пятую часть сказки.
  2. Творческий пересказ с изменением лица рассказчика.                          Пересказать четвёртую главу от лица Зайца и Акинтича.
  3. Нарисовать картинный план сказки (+ комментирование того, что изображено).

     Исследовательская деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых.

    Научить действовать – вот к чему я стремлюсь. Выпускник начальной школы должен уметь реализовывать в полном объёме свои склонности и способности, уметь овладевать новыми знаниями и новыми видами деятельности.

Литература

  1.      Баранова Э. А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5-8 лет / Э. А. Баранова // Вопросы психологии. – 2007. - № 4.
  2. Как проектировать Универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под редакцией А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.
  3. Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории/ М. И. Махмутов. – М., 1975.
  4. ns portal ru / skola / issledovatelskaya – rabota – v – nachalnoi – scole


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности на уроках литературного чтения (УМК «Школа России»)

Опыт реализации ФГОС. Организация проектной деятельности в урочной деятельности младших школьников....

Педагогические условия организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

Главную задачу школы – повышение качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей - невозможно решить без формирования положительной мотивации учащихся. Метод проектов – способ достижения...

Педагогического проекта:«Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной школе»

Знание существует для того, чтобы его распространять. Эмерсон У ТЕМА педагогического проекта: «Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной ...

Организация исследовательской работы с одарёнными детьми начальной школы

Организация исследовательской работы с одарёнными детьми начальной школы-это педагогическое исследование...

Методика организации исследовательской работы с одаренными детьми начальной школы

Основной формой организации учебно-познавательной деятельности в предлагаемой системе работы для одаренных учащихся выступает исследовательская деятельность....

Методика организации исследовательской работы с одаренными детьми начальной школы.

О проблеме формирования и развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста много говорят и пишут. И мы, учителя, работающие по программе "Начальная школа 21 века" (система Н. Ф. ...

Особенности организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

Особое значение проектно- исследовательской деятельности в начальной школе заключается в том, что в её процессе они приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным услов...