Мастер-класс "Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературного чтения"
статья (чтение) по теме
Мастер-класс по теме "Проектно-исследжовательская деятельность на уроках литературного чтения"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по литературному чтению. Заключительный урок по теме «А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (УМК «Школа России»)
Автор: Кулагина Наталья Александровна,
учитель начальных классов
Тема: Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературного чтения
Цель: распространение опыта работы учителя по внедрению проектно-исследовательской деятельности на уроках литературного чтения
Оборудование: проектор
План проведения:
1.Актуализация выбора темы.
2.Практическая часть.
3.Рефлексия.
Ход мастер-класса
1.Актуальность темы
Для успешного существования в динамичном окружении природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. В современном стремительно меняющемся мире развитое исследовательское поведение рассматривается как стиль жизни современного человека.
Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Это важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Успех обучения сегодня во многом зависит от внутренней активности учащихся, от характера их деятельности, от степени самостоятельности и творчества. Именно поэтому в современной школе все более востребована проектная технология как инновационная педагогическая технология, предполагающая организацию самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, направленная на развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.
В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками.
Исследование как метод обучения может быть использовано практически на каждом уроке, в том числе и на уроках литературного чтения.
Проблема состоит в том, что у школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской работе. Здесь необходимо учителю организовать работу таким образом, чтобы у учащихся появилось желание провести исследование по возникшей проблеме.
Особенность организации исследовательской деятельности в начальном звене школы в том, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие. Просто уровень исследования будет другим. Важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры учащихся:
- мыслительных умений и навыков;
- анализ и выделение главного;
- сравнение, обобщение и систематизация;
- определение и объяснение понятий;
- конкретизация; доказательства и опровержения;
- умения видеть противоречия;
- умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
- умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи младшего школьника.
Основные этапы исследования:
- Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования)
- Выдвижение гипотезы.
- Поиск и предложение возможных вариантов решения.
- Сбор материала.
- Анализ и обобщение полученных данных.
- Подготовка и защита итогового продукта (сообщение, доклад, макет).
- Обсуждение итогов завершённой работы.
Говоря о результате, важно помнить, что на всех этапах этой творческой работы основной ожидаемый результат – развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и умения анализировать полученные знания.
Я работаю по УМК «Школа России». Обучение по комплекту «Школа России» позволяет решать поставленные перед современной школой задачи.
2.Фрагмент урока.
Это заключительный урок по изучению «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина.
Цели: формирование умения сравнивать, анализировать произведения; создание условий для формирования исследовательской деятельности; воспитание интереса к чтению.
Формы работы: фронтальная, групповая
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Фронтальная работа
Работа в группах
Домашнее задание - Проиллюстрировать тот момент сказки, который больше всего понравился. или - Выучить наизусть отрывок, комментирующий иллюстрацию. Индивидуальное задание. Для мотивированных учашихся выполнить проект по итогам изучения сказки. |
Типичными элементами сказки являются троекратные повторы, употребление эпитетов, чудеса, отъезд героя, возвращение героя, несправедливое наказание невиновных, добро побеждает зло.
Сходства сказок: три девицы, женился на младшей, суд водой, спасение из воды по прошению ребенка, чудеса, встреча с отцом.
Отличия: В сказке А.С.Пушкина хотел жениться сам царь, а в РНС сын царя Иван-царевич, у А.Пушкина- один сын, в РНС-з сына, в «Сказке…» наказали царицу и ее сына, а в РНС-наказали царицу и приемыша, корабельщики-старцы, разные чудеса, зло наказали(РНС)- простили. Вывод: Добро и зло борются между собой в каждой сказке. Это является идеей любой сказки. Но в РНС зло наказано, а в сказке А.С. Пушкина зло прощается. Один из ответов: Более всего поразило наказание невиновной царицы с младенцем. |
Этот ответ стал толчком к написанию индивидуального проекта «Роль бочки в сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» (Приложение 1)
3.Рефлексия.
В качестве рефлексии прошу выполнить один вид работы.
Это метод незаконченного предложения: Исследовательская деятельность младших школьников – это ... .
Основная сложность организации исследовательской деятельности младших школьников в ... .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности на уроках литературного чтения (УМК «Школа России»)
Опыт реализации ФГОС. Организация проектной деятельности в урочной деятельности младших школьников....
« Проектная деятельность на уроках литературного чтения»
Проект — замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определённым правилам.Проект – это : «брошенный вперёд»...
«Исследовательская деятельность на уроках литературного чтения как одно из основных средств развитии личностных УУД»
1. Значение исследования для развития универсальных учебных действий.2. Описание мастер-класса.2.1. Имит...
Групповая форма учебной деятельности на уроках литературного чтения
Литературное чтение – это учебная дисциплина, цель которой состоит в приобщении младших школьников к миру искусства слова, в обучении правильному и выразительному чтению, а также формирование умения п...
Проектная деятельность на уроках литературного чтения
Древние римляне считали, что корень учение горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, корень учения меняет вкус и вызывает у дет...
Межпредметная деятельность. Интегрированный урок литературного чтения, русского языка и универсальной образовательной среды ПервоЛого. Проект «Поздравительная открытка к 9 Мая»
Образовательная система "2100", 2 класс...
проектная деятельность на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности
Обобщение опыта по теме "Устное народное творчество" через проектную деятельность...