Опыт работы «Возможности формирования и развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения и предметах эстетического цикла средствами межпредметной интеграции»
методическая разработка по теме

Костюченко Марина Васильевна

Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках литературного чтения и предметах эстетического цикла

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_kostyuchenko_m.v.doc279 КБ

Предварительный просмотр:

Краевой этап Всероссийского конкурса «Учитель года России-2014»

Опыт работы по теме:

«Возможности формирования и развития

универсальных учебных действий

на уроках литературного чтения и предметах эстетического

цикла средствами межпредметной интеграции»

Костюченко Марина Васильевна,

учитель начальных классов

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

гимназии №1 г. Светлограда

Петровского района Ставропольского края

Ставрополь,  2014

Содержание

I. Введение.

II. Основная часть. Возможности формирования и развития универсальных учебных  действий на уроках литературного чтения и предметах эстетического цикла средствами межпредметной интеграции.

1. Теоретические аспекты  проблемы межпредметной интеграции, как средство развития универсальных учебных действий младших школьников.

2. Целеполагание  и пути  формирования и развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения и предметах эстетического цикла средствами межпредметной интеграции. 

3.Эффективные методические приемы формирования развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения и предметах эстетического цикла средствами межпредметной интеграции.

4. Дидактическая конструкция уроков  с применением межпредметной интеграции при формировании целостного социально  ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве.

 

5. Использование возможностей урока для развития универсальных учебных действий средствами межпредметной интеграции.

6.Мониторинг метапредметных  универсальных учебных действий в системе развивающего обучения Л.В.Занкова. 

7. Результативность.  Уровень сформированности  универсальных учебных действий учащихся.

III. Заключение.

I. Введение.

Как сформировать способы действия у детей, которые бы помогли ему легко преодолевать любые препятствия. Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или, может, пусть этим родители занимаются?..

Нельзя научить ребенка общаться, учиться, организовывать свою работу, не ставя его в активную позицию, не обращая внимания на развивающие задачи. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись…

В наши дни поток информации удваивается каждые 20 месяцев. Каждому ученику необходимо владеть информацией. Он должен держать в голове объем знаний, в десятки раз превышающий тот, который был необходим жителям начала двадцатого века. Узкоспециальные знания перестали быть основой успешности ребенка в жизни. Поэтому появилась необходимость эти знания интегрировать, сделать их метапредметными, надпредметными, т.е. сформировать у детей целостную  картину мира, умение ориентироваться в разных ситуациях.

Сегодня много внимания  уделяется формированию универсальных учебных действий. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. В широком значении «универсальные учебные действия» – это саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся открывает возможности для формирования универсальных учебных действий. «Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.

Поэтому реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя, а также использование «других», адекватных требованиям технологий, форм, методов.

Меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регуляторных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!

        Модернизация российского образования на современном этапе нацелена на развитие личности обучающегося, удовлетворение его потребностей и интересов с целью подготовки целеустремленной, самостоятельной, мобильной личности. Это означает принципиальное изменение педагогических подходов к процессу обучения, которое способствует формированию интеллектуально развитой, инициативной личности, способной нестандартно, творчески мыслить.

        Начальное образование играет важную роль в общей системе образования, так как полученный в начальной школе личностный опыт ребенка, достигнутый уровень развития служат фундаментом для последующего обучения.

        В образовательных стандартах нового поколения говорится об использовании элементов интеграции в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы. Интегрированный подход обеспечивает возможность показать окружающий мир во всем его многообразии. В процессе интегрированного обучения знания учащихся приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов, что способствует интеллектуальному, творческому развитию младших школьников.

        Вышесказанное обусловливает актуальность исследования проблемы межпредметной интеграции как средства формирования и развития универсальных учебных действий младших школьников.

II. Основная часть. Возможности формирования и развития универсальных учебных  действий на уроках литературного чтения и предметах эстетического цикла средствами межпредметной интеграции

  1. Теоретические аспекты  проблемы межпредметной интеграции  как средство развития универсальных учебных действий младших школьников.

        В отечественной образовательной теории и практике проблема интеграции рассматривалась в трудах Л. Н. Бахаревой, В. С. Безруковой, Н. И. Вьюновой, Г. И. Ибрагимова, И. Д. Зверева, Ю. С. Тюнникова, В. Н. Максимовой, Г. Ф. Федорца.

        Интеграционным процессам в начальной школе посвящены исследования С. И. Волкова, Е. Ю. Сухаревской, Л. И. Тикуновой и др. Ими были выявлены основы интеграции в начальной школе, определены способы и условия построения интегрированного содержания образования.

        Методологические и теоретические основы межпредметной интеграции в современных условиях заложены в трудах Е. Б. Евладовой,     Л. П. Ильенко, Л. В. Занкова, Ю. М. Колягина и др.

Существует ряд причин, которые побудили  обратиться к теме «Возможности формирования и развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения и предметах эстетического цикла средствами межпредметной интеграции» и работать над ней.

1. Образовательный стандарт ориентирован, прежде всего, на обучение, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации и сохраняющий в процессе деятельности целостность гражданского общества и правового государства.

2. Роль современной начальной школы стала заключаться в   интеграции, обобщении, осмыслении новых знаний, увязывании их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться.

  1. Целеполагание  и пути  формирования и развития  универсальных учебных действий на уроках литературного чтения и предметах эстетического цикла средствами межпредметной интеграции.

        Известно, что Л.В. Занков был против того, чтобы рассматривать начальную школу как лишь пропедевтический этап в обучении школьников. Он настаивал на том, что начальные классы – это особый самоценный этап в жизни ребенка, в котором закладываются основы не только учения в средних и старших классах, но и всей последующей деятельности человека. Эта же мысль выражена в новых образовательных стандартах следующими словами: «Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат».

Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе, проведенная в сентябре  в первом классе,  выявила ряд проблем:

-        у 46% учащихся клочкообразное представление о мире и его законах, в которых не все связано и зависимо,  многое существует само по себе. Такое внесистемное знание искажает отношение к миру и самому себе;

-        видят закономерность в изучаемой информации только                             4% учащихся;

-        устанавливать отношения между понятиями не могут                               62% учащихся;

-        не могут следовать инструкции при выполнении учебных действий  91% учащихся;

-        обучающиеся не умеют связывать вновь изучаемый материал с пройденным ранее, использовать на уроках знания по другим предметам.

Общий анализ результатов стартовой диагностики показал необходимость работы над формированием и развитием универсальных учебных действий. Широкие возможности для данной деятельности открывают средства межпредметной интеграции на уроках  литературного чтения и предметах эстетического цикла. Работая по развивающей системе Л.В. Занкова, делаю опору на межпредметные связи в учебном предмете «Литературное чтение», автора В.А. Лазаревой, «Изобразительное искусство», автора С.Г. Ашиковой, «Музыка», автора Г.С. Ригиной.

Цель опыта работы: формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках литературного чтения и предметах эстетического цикла средствами межпредметной интеграции.

Задачи:

  1. Создание условий на уроках литературного чтения, музыки и изобразительного искусства для формирования и развития универсальных учебных действий средствами межпредметной интеграции младшего школьника.
  2. Способствование  приобщению обучающихся к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставлению их с духовно-нравственными ценностями других народов.
  3. Обобщение личного опыта по апробированию новых, современных приёмов и способов формирования и развития универсальных учебных действий младшего школьника средствами межпредметной интеграции.
  4. Разработка дидактических конструкций уроков с применением межпредметной интеграции для учителей начальной школы и дальнейшее их распространение в помощь учителю.

Межпредметные связи дают возможность связать все знания, получаемые по различным учебным предметам и фоновые знания в единую систему. Урок согласуется с современной точкой зрения на необходимость не только приобретать практические умения, но и развивать потребность учиться самостоятельно, добывать знания, воспитывать самостоятельную познавательную активность.

Межпредметная интеграция имеет определенные преимущества:

 –        повышает мотивацию, формирует познавательный интерес, что способствует повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;

 –         способствует формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

 –         способствует развитию устной и письменной речи, помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность;

 –         способствует развитию изобразительных и музыкальных умений и навыков;

 –         позволяет систематизировать знания;

 –         способствует развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);

 –         обладая большой информативной емкостью, способствует увеличению темпа выполняемых учебных операций, позволяет вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока и способствует творческому подходу к выполнению учебного задания.

Объединение усилий предметов эстетического цикла с литературным чтением взаимно обогащает ребенка, затрагивает такие струны, которые наиболее чутко откликаются на то или иное эмоциональное воздействие.

Работу по формированию и развитию универсальных учебных действий на уроках литературного чтения и предметах эстетического цикла средствами межпредметной интеграции строю по следующему плану:

1.  Осуществляю отбор необходимых знаний из различных предметов, необходимых для  включения нового знания в новые более тесные взаимосвязи с уже имеющимися знаниями.  

2. Определяю наглядные пособия, таблицы, схемы, задания для решения интегрированных задач.

3. Создаю творческие задания.

4. Организовываю условия для оценки качества усвоения материала, оценки  универсальных учебных действий, взаимооценки, самооценки и самоконтроля.

3.Эффективные методические приемы формирования развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения и предметах эстетического цикла средствами межпредметной интеграции.

       В работе применяю наиболее эффективные методические приёмы развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения и предметах эстетического цикла средствами межпредметной интеграции. Приёмы и средства, предлагаемые мною, составляют комплекс, с помощью которого развивается компетенция ученика.

1. Прием «По секрету всему свету».

Дети воспринимают мир целостно. Для ребенка естественно по-разному описывать один и тот же предмет или явление. Поэтому на уроках  использую прием «По секрету всему свету». При этом  рассматриваются  многоаспектные объекты, которые являются предметом изучения различных учебных дисциплин. Ученикам предлагается объяснить понятие или явление с разных точек зрения. Предлагаю выбрать карточку-ученого: «Технолог», «Языковед», «Химик», «Художник», «Музыкант, «Физик», «Математик» и другие. А затем это понятие или явление рассматривается на уроке, открывается  новая информация, которой не владели учащиеся.  

2. Прием «Расширение темы».

Составляю серию вопросов, требующих дополнения темы из других дисциплин. Таким образом, обучающиеся знакомятся с новой темой, используя знания, приобретенные ранее  на других предметах.

3. Прием «Точка зрения». 

Предлагается обсуждение вариантов решения задачи. Как правило, задание содержит в себе ту или иную «интригу», проблему, которая заставляет обучающегося в чем-то переосмыслить свои знания, в чем-то обнаружить их нехватку. Трудностью считается включение нового знания в новые взаимосвязи с уже имеющимися знаниями.

4. Прием «Эврика».

        Обучающимся предлагается провести совместно с учителем анализ возможностей  применения  темы в других областях.

5.Прием «Звучащие картины».

Проводится с целью расширения художественных впечатлений учащихся, развития их ассоциативно-образного мышления. Дети получают возможность соприкоснуться со словесными, зрительными и музыкальными образами.

6. Прием «Контраста».

        Позволяет противопоставить два соотносящихся качества с целью их усиления. Мотив контраста является выразительным приемом для всех видов искусства. Данный прием помогает раскрыть социальные противоречия, например, при работе с картиной М. Добужинского «Домик в Петербурге». Цветовые и светотеневые контрасты служат для моделировки объема или выражения пространственных отношений. Контрасты помогают привлечь внимание обучающегося и выделить главное в картине, выразительно передать пластическими средствами чувства и мысли художника. В музыке чередование высокого и низкого человеческих голосов, контрастное звучание разных групп инструментов. Контрасты обостряют сравниваемые качества предметов; являясь формой сопоставления чего-либо, одновременно служат и средством гармонизации, потому что объединяют противоположности в единую систему, обозначая как бы ее крайние полюса.

Такие приемы стимулируют ученика, порождают радость от достигнутого, ощущение собственной значимости, ощущение собственного роста. Тем самым  формирую у  учащихся регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД: развитие целеполагания, планирования и прогнозирования результатов, умение выражать свои мысли, развитие умения вычленять запрашиваемую информацию, объяснить свой выбор, умение актуализировать имеющиеся знания, применить их на практике.

Обоснованным стало создание дидактической конструкции уроков с применением межпредметной интеграции, предполагающей следующий алгоритм урока:

1. Введение в тему занятия.

2. Восприятие произведений искусства по определённой теме.

3. Созидательная творческая практическая деятельность по этой же теме.

4. Обобщение и обсуждение итогов.

Повышение эффективности межпредметной интеграции  состоит  в следующем:

- продуманность отбора материала (содержание всех упражнений подчинено одной теме);

- использование различных способов воздействия на учащихся в виде видео - художественного, музыкального ряда, телевидения, чтения, декламации и т.д.  

- использование учебных заданий на 3-х уровнях: задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У).

Например:

Задание на «знание» 

        Рассмотрите репродукцию картины И. И. Левитана  «Золотая осень» и опишите, что на ней изображено.

         Рассмотрите репродукцию картины И.И.  Левитана «Поздняя осень» и опишите, что на ней изображено.

        Назовите цвета, которые использует художник в своих произведениях.

Задание на «понимание»

        Можно ли утверждать, что осенняя природа по-разному влияет на чувства и настроение человека? Обоснуйте своё мнение.

        Возможна ли связь между осенней природой и настроением человека?

Обоснуйте своё мнение.

Задание на «умение»

        Подберите к репродукции И.И. Левитана «Поздняя осень» строки из произведения С.Т. Аксакова «Осень», которые бы передавали настроение и содержание данной картины. Обоснуйте ваш выбор.

Оцените умение Вани готовиться к выставке рисунков  «Золотая осень»

        В понедельник в школе объявили, что через неделю состоится выставка рисунков, посвящённая осени. Дети стали к ней готовиться. Петя пошёл на прогулку в парк, чтобы рассмотреть осенние деревья, разноцветные листья и дорожки парка. Он побродил около пруда, покормил уток. Дома Петя нарисовал красками уток, которые ловили кусочки хлеба в воде. Рисунок подсох, мальчик подписал его и оформил в рамочку. Довольный собой, он положил рисунок в портфель. Утром в классе Петя стал всем демонстрировать свою работу.

Определите порядок действий, который позволит выполнить успешную работу для выставки рисунков.

  1. Дидактическая конструкция уроков  с применением межпредметной интеграции при формировании целостного социально  ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве.

Учитель начальных классов - самый первый человек в школе из тех, кто способен повлиять на  выбор жизненных ценностей  маленьким человеком.

Сегодня, в период безыдейности и безвкусия, льющихся мутным потоком в души наших детей с телеэкранов и из СМИ, важно формировать целостный социально-ориентированный взгляд на мир. В решении этой задачи мне помогает  межпредметная интеграция. Дети мыслят образами, формами, красками, звуками, ощущениями, но сами собой они не перетекают в душу ребенка, поэтому я  создала дидактическую конструкцию уроков с применением межпредметной интеграции в трёх уровнях.

Данная конструкция предполагает следующий алгоритм урока:

  • Введение в тему занятия.
  • Восприятие произведений искусства по определённой теме.
  • Созидательная творческая практическая деятельность по этой же теме.
  • Обобщение и обсуждение итогов.

Первый этап «Открываем мир заново», уровень  «Представление»: вхождение в авторскую модель: развитие авторского сюжета, сопоставление картины художника и художественного литературного произведения. На данном этапе совместно с учащимися заполняю сравнительную таблицу, которая от этапа к этапу будет наполняться новым содержанием,  помогаю сделать вывод, затем предлагаю по той же схеме решить подобную задачу самостоятельно.

Суть этапа: выполнение учебного действия по образцу, интуитивное применение способа на основе многократных применений близких образцов, аналогий.

Итог деятельности - созидательная творческая работа, которая пока основывается на собственных наблюдениях, чтении образцовых текстов,  рассмотрении репродукций и прослушивании музыкального произведения

При этом формируются универсальные учебные действия:                                   -        познавательные: умение обобщать и классифицировать учебный материал, соотносить иллюстративный, музыкальный материал, содержание литературного произведения; 

-        личностные: формирование эстетических чувств  при восприятии красоты родной природы, отраженной в художественных произведениях.

Второй этап «Вперед по дороге открытий», уровень «Способ» основан на осуществлении способа действия по прямому указанию на его название или назначение. Дети поднимаются на уровень выше, они могут самостоятельно спланировать свою деятельность и сделать вывод о правильности своего выбора.

Суть этапа: осуществление способа действия при выполнении учебной задачи: ученик ориентируется на назначение и существенные аспекты  деятельности, выполняет определенную последовательность действий, приводящую к нужному результату.

Итог деятельности: создание собственных творческих  работ учащихся, основанных на интерпретации художественного произведения, репродукции картин и личного опыта, и иллюстрирование образа зимы по своему представлению.

При этом формируются универсальные учебные действия:  

- регулятивные: обучающийся научится принимать учебную задачу, отбирать способы ее достижения, произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи; получит возможность для формирования осуществлять планирование своей деятельности на основе осознаваемых целей; 

- личностные:  получит возможность выражать свои эмоции и чувства в творческой деятельности.

- Приходилось ли Вам догонять время?

- А можете припомнить случай, когда время бежало вдогонку за вами?

Такие вопросы, не предполагающие конкретного ответа, а позволяющие пофилософствовать, я предлагаю ученикам на третьем этапе «Кульминация. Вершина воображения!»,  уровень  «Овладение». Учащиеся самостоятельно находят проблему, определяют пути решения, объясняют  ход своих рассуждений и делают  вывод.

Суть этапа: Применение способов в контексте учебной деятельности: ученик уже готов сознательно выбирать и применять тот или иной способ, ориентируясь на цель и условия учебной деятельности, этап ее реализации.  

Итогом работы становится социально  значимый  творческий проект 

При этом формируются личностные универсальные учебные действия:    осознание себя гражданином России через эмоциональное принятие и осмысление нравственных ценностей, представленных разными видами искусств, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, свой народ.

5. Использование возможностей урока для развития универсальных учебных действий средствами межпредметной интеграции.

        Повышение эффективности урока для формирования  и развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения и предметах эстетического цикла средствами межпредметной интеграции состоит  в следующем:

-        нестандартное начало урока (видеофрагмент: театр теней, в гостях у Мудрой Совушки, выступление симфонического оркестра или наигрыши гуслей; ассоциативный ряд; классификация объектов; виртуальная экскурсия и т.д.);

-        продуманность отбора материала (содержание всех упражнений подчинено одной теме);

-        введение в урок афоризмов, поговорок и пословиц, крылатых выражений, высказываний великих людей;

-        организация диалогов на уроке (понимание вопроса, составление ответа на него, постановка вопроса, участие в драматизации).

-        построение свободных высказываний (задаю вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода при рассматривании репродукций картин известных художников; составить описательные или сравнительные высказывания по демонстрируемым видам искусства).        

-        организация творческой  деятельности обучающихся.        

        Творческие задания можно условно разделить  на следующие рубрики:

        «Вообразилия»  -  учащиеся придумывают предложения, в которых все слова начинаются на одну и ту же букву (например, после знакомства с репродукцией известной картины Н.К. Рериха «Заморские гости» придумать историю о том, что произойдёт с путниками, когда они высадятся на берег и попадут в укреплённый славянский городок, или сравнить кота-ученого, которого придумал А.С. Пушкин и кота-ворюгу К.Г. Паустовского);

        «Поздравления» - дети составляют текст поздравления по своему выбору (родным, другу, литературному герою);

        «Сочинители» -        учащиеся придумывают продолжение сказки, рассказа (примером могут стать задания на  написание диалогов героев, дописывание окончания и продолжение рассказа на нравственную тему: В.К. Железникова  «Три ветки мимозы», Б.Житкова «Как я ловил человечков»,  Ю.Я. Яковлева  

«Полосатая палка»,  С. Г. Георгиева «Дедушка», написание сочинения-рассуждения на нравственные темы  «Совесть – «когтистый зверь, скребущий сердце» А.С. Пушкин);

        «Обнаружить «загадку» текста»         - дети находят самостоятельный текст  среди «перепутанных» текстов;

        «Рецензия о любимой телевизионной передаче» - школьники после просмотра телепередачи передают свои впечатления;

        «Подарите сюжет» - нужно рассказать об увиденном, услышанном, поразившем ребенка. Здесь основой образного мышления служат наблюдения за окружающим миром, пристальное внимание ко всему, что происходит вокруг нас.

  1. Мониторинг метапредметных  универсальных учебных действий в системе развивающего обучения Л.В.Занкова.

Для того чтобы отслеживать продвижение каждого ребенка на пути развития универсальных учебных действий и эффективность собственной педагогической работы, проводится мониторинг. Диагностические мероприятия позволяют выявить уровень развития важнейших УУД на каждом этапе обучения и определить педагогическую стратегию достижения каждым учащимся метапредметных образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО и осуществить системное, комплексное изучение продвижения ребенка по образовательной траектории.

Развитие универсальных учебных действий проходит в три основных этапа: выполнение по образцу, содержащему способ действия («Представление»), осуществление способа действия по его названию («Способ»), применение необходимого способа действия в контексте учебной задачи («Овладение УУД»).

Первый этап - выполнение учебного действия по образцу, интуитивное применение способа на основе многократных применений близких образцов, аналогий. Задание, предлагаемое ученику для выполнения, требует применения того или иного способа действия, которым ученик пока не владеет, не знает ни алгоритма его выполнения, ни названия способа. Однако он может выполнить его, опираясь на предложенный учителем образец, близкую аналогию. Например, неоднократно выполнив на уроке вместе с учителем сравнение объектов по цвету, размеру или форме, ребенок может самостоятельно выполнить сравнение по тем же критериям на подобном материале в рамках той же предметной области.

Второй этап - осуществление способа действия при выполнении учебной задачи. Ученик знает, как называется этот способ в общепринятой или специально введенной педагогом терминологии. Он также знает и выполняет определенную последовательность действий, приводящую к нужному результату, может описать эту последовательность словами, не опираясь на конкретный предметный материал. Например, ребенок знает, что при сравнении он должен ответить себе на следующие вопросы: зачем необходимо сравнивать эти предметы? по каким признакам я их сравниваю?; есть ли сходства или различия по этим признакам?; что я узнал, сравнивая объекты?

Третий этап - применение способа в контексте учебной деятельности. Ученик уже готов сознательно выбирать и применять тот или иной способ, ориентируясь на цель и условия учебной деятельности, этап ее реализации. Ученик также выстраивает саму деятельность, поскольку владеет представлениями об ее структуре и имеет опыт самостоятельного построения отдельных этапов деятельности. Так, если целью детского мини-проекта является получение информации о свойствах объекта, то у ребенка есть несколько способов достижения этой цели. Он может проанализировать отдельные элементы данного предмета и на основании этого сделать вывод о свойствах целого. Также он может сравнить данный предмет с другими известными ему и на основании этого сделать вывод о его свойствах.

В первом и втором классах универсальные учебные действия изучаются только на базовом уровне сформированности, в третьем и четвертом - на базовом и повышенном.

Количество универсальных учебных действий

и уровень их изучения в мониторинге 1-4 классов

Класс

Число показателей в мониторинге

Базовый уровень

сформированности

показателей

Повышенный

уровень

сформированности

1 класс

8

«Представление»

Нет

2 класс

16

«Представление»

Нет

3класс

34

«Способ»

Есть

4 класс

34

«Овладение УУД»

Есть

Мониторинг проводится в три этапа.

Первый этап -  планирование. Определяются сроки и конкретный режим проведения мониторинговых заданий.

Второй этап -  диагностика уровня сформированности метапредметных УУД. Организуется выполнение учащимися заданий в классе во время урока.

Третий этап - обработка и анализ результатов.

Контроль универсальных учебных действий в системе развивающего обучения Л.В. Занкова осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько  успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка.

Рабочая тетрадь для 1-го класса основана на сказочно-игровом сюжете о лесной школе: вместе с учениками-зверятами первоклассники выполняют различные задания, позволяющие дать оценку их учебной деятельности. В тетради представлены два варианта диагностических материалов. Каждый вариант включает тренировочные задания и 16 диагностических модулей, имеющих определенную структуру: образец, задания А, Б и В, а также дополнительное задание, которое носит необязательный характер.

Предметом мониторинга развития метапредметных универсальных учебных действий учащихся первого класса являются восемь умений:

-  два регулятивных умения (планирование и оценка);

- шесть познавательных умений (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, установление причинно-следственных связей). Каждое задание модуля (А, Б и В) оценивается: в случае правильного выполнения задания ребёнок получает 1 балл, а при неправильном ответе – 0 баллов.

Результаты заносятся в бланк первичной обработки результатов. Заполняются мини-таблицы по каждому умению.

После выполнения всех заданий итоговые баллы переносятся в сводную таблицу. Баллы, полученные за задания «на выполнение» и «на ориентацию», помогут определить ребёнка в одну из групп в зависимости от успешности выполнения двух типов заданий.  

ФИО

Планиро-

вание

Оценка

Анализ

Синтез

Сравнение

Класси- фикация

Обоб- щение

Причинно-следст

венные связи

Преобладающая у ребенка группа

1

Аня А.

4

4

4

4

4

4

1

4

4

2

Валя В.

2

2

2

4

3

1

1

4

2

Преоблада-

ющая в классе группа

4

4

1

4

2

2

1

3

- 1 группа - справились с заданиями "на выполнение" и "на ориентацию";        

- 2 группа - правились с заданиями "на выполнение" и не справились "на ориентацию";        

- 3 группа - не справились с заданиями "на выполнение" и справились "на ориентацию";        

- 4 группа - не справились с заданиями "на выполнение" и "на ориентацию"        .

        Ниже представлен детализированный рейтинг УУД в 1-ом классе.

Таким образом, ежегодное отслеживание развития и формирования УУД дает педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребенка.

  1. Результативность. Уровень сформированности  универсальных учебных действий учащихся.

Результатом деятельности стало повышение познавательного интереса, готовности учащихся к самостоятельной продуктивной, практической деятельности, овладение универсальными способами деятельности, создание интегрированных проектов.         Составлены сборники сочинений «Осенняя фантазия», «Герои греческих мифов», любимых стихов о зиме «Зима-волшебница», фотографий «Любимые уголки родного города», иллюстраций к понравившимся произведениям, пословиц о совести, долгосрочный социальный проект классного музея старинных вещей «Музейные странички».  Эта работа связана с изучаемым материалом, но выходит за рамки урока и школы, вовлекая семью ребенка в учебно-познавательный процесс, что создает дополнительный воспитательный эффект. Кроме того, это способ перевести учебную деятельность детей с вербального уровня на социальный уровень дела, поступка.

Обучающиеся проявляют себя в творческих познавательных викторинах и конкурсах.

Анализ уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся на конец первого класса показал позитивную динамику:

-выполнить планирование могут 85% учащихся;

-установить причинно-следственные связи и обобщить – 70,8% учащихся;

-сравнить – 90% учащихся.

III. Заключение.

Межпредметная интеграция являет собой объединение частей в целое, но не механическое, а взаимопроникающее, взаимодействующее. Учащийся может сам стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, может анализировать информацию, сотрудничать и выражать свои идеи, пользуясь постоянно меняющимся набором технологий.

        Межпредметная интеграция — необходимое условие современного учебного процесса, её реализация позволяет активно формировать универсальные учебные действия, а приобретаемые знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности, дают выход для проявления творческих и интеллектуальных способностей, помогает осознать себя гражданином России через эмоциональное принятие и осмысление нравственных ценностей, представленных разными видами искусств, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, свой народ.

Литература.

  1. Браже, Т.Г. Интеграция предметов в современной школе / Т.Г. Браже // Литература в школе. - 2004. - № 5. – с. 150-154.
  2. Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В. «Учимся учиться и действовать», издательский дом Фёдоров, издательство «Учебная литература» 2013г.
  3. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
  4. Сборник программ начального общего образования. Самара: Издательство «Учебная литература» « Издательский дом «Федоров», 2011.
  5. Сухаревская Е. Ю. Технология интегрированного урока. Практическое пособие для учителей / 2-е изд. — Ростов на Дону: РПИ, 2007. —

 с. 165–173.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.

В статье расрываются способы, формы деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе по включению  учеников в образовательный процесс, развитию их  самоопределения, а так ж...

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения

Реферат. Главной задачей учителя является познакомить детей с реальной действительностью, с окружающим миром; научить понимать жизнь....

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе» 2 класс УМК «Школа России»

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтенияв начальной школе»2 классУМК «Школа России» Технологическая карта урока....

Интеграция уроков литературного чтения и предметов эстетического цикла - средство художественно-эстетического развития младших школьников

Цель начального общего образования, согласно требованиям ФГОС, - личностное развитие младших школьников. Оно осуществляется во всех видах урочной и внеурочной деятельности.  Покажем это на пример...

УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Развитие речи младших школьников – это самая острая, самая актуальная проблема  современного процесса обучения.Ведь на сегодня основной целью обучения является не просто дать ученику опреде...