учебный план по литературному чтению, 2 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс) на тему
УМК "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_2_klass.docx | 69.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно – тематический план по литературному чтению, 2 класс
№ п/п | Наименование раздела. Тема урока. | Кол- во часов | Дата план. | Дата факт. | Вид занятия | Наглядные пособия | Форма, вид контроля | Примеч. |
1 | Сказки о животных и волшебные сказки (16 часов) Знакомство с библиотекой Учёного Кота | Урок рефлексии | Книги | Фронт. опрос | ||||
2 | Вступление к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» | Открытие нового знания | Портрет, картинки | Фронт. опрос | ||||
3 | Знакомство с авторской сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | Открытие нового знания | Иллюстрации | Фронт. опрос | ||||
4 | Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
5 | Сказка А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | Открытие нового знания | Презентация | Сам.работа с проверкой | ||||
6 | Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок» | Открытие нового знания | Сборник сказок, иллюстрации | Фронт. опрос | ||||
7 | Русские народные сказки «Лисичка-сестричка», «Кот и лиса» | Открытие нового знания | Иллюстрации | Фронт. опрос | ||||
8 | Зарубежные сказки о животных. Джоэль Харрис «Братец Лис и братец Кролик». | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
9 | Зарубежные сказки о животных. Джоэль Харрис «Почему у братца Опоссума голый хвост» | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
10 | Китайская волшебная сказка «Как собака с кошкой враждовать стали» | Открытие нового знания | Презентация | Сам.работа с проверкой | ||||
11 | Характеристика героев китайской волшебной сказки «Как собака с кошкой враждовать стали» | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
12 | Русская волшебная сказка. Главные герои сказки «Волшебное кольцо» | Открытие нового знания | Книги, рисунки | Фронт. опрос | ||||
13 | Роль волшебных предметов в сказке «Волшебное кольцо» | Открытие нового знания | Картинки | Фронт. опрос | ||||
14 | Современные поэтические тексты. И. Пивоварова «Жила-была собака», «Мост и сом» | Открытие нового знания | Фронт. опрос | |||||
15 | Жанр произведения Г. Лагздынь «Утренняя кричалка» Поход в «Музейный дом» Иллюстрации к сказке «Репка» | Открытие нового знания | Иллюстрации «Музейного дома», книги | Фронт. опрос | ||||
16 | Обобщение по теме «Сказки о животных и волшебные сказки» | Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности | Презентация | Текущий конторль Тестирование | ||||
17 | Фантазия и неправда (11 часов) В гостях у Незнайки. Н. Носов «Фантазёры» | Открытие нового знания | Картинки, книги | Фронт. опрос | ||||
18 | Фантазия и неправда в произведении Н. Носова «Фантазёры» | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
19 | Сравнение произведений Н. Носова «Фантазёры» и «Приключения Незнайки» | Открытие нового знания | Слайды | Сам.работа с проверкой | ||||
20 | Рассказ Дж. Родари «Бриф! Бруф! Браф!» | Открытие нового знания | Портрет | Сам.работа с проверкой | ||||
21 | Э. Мошковская «А травка не знает», «Ноги и уроки», «Язык и уши» | Открытие нового знания | Портрет | Фронт. опрос | ||||
22 | Э. Мошковская «Если грачи закричали» | Открытие нового знания | Фронт. опрос | |||||
23 | Б. Окуджава «Прелестные приключения» (отрывок) | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
24 | Б. Окуджава «Прелестные приключения» (отрывок) | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
25 | Б. Окуджава «Прелестные приключения» (отрывок) | Открытие нового знания | Слайды | Сам.работа с проверкой | ||||
26 | Дональд Биссет «Хочешь, хочешь, хочешь…» | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
27 | Обобщение по теме «Фантазия и неправда» | Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности | Презентация | Текущий конторль Тестирование | ||||
28 | Секрет любования (21 час) Секреты чайного домика. | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
29 | Сергей Козлов «Ёжик в тумане» | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
30 | Поход в «Музейный дом» Иллюстрация Т. Мавриной «Полумесяц» С. Козлов «Необыкновенная весна» | Открытие нового знания | Иллюстрации «Музейного дома» | Фронт. опрос | ||||
31 | Японская сказка « Барсук – любитель стихов» | Открытие нового знания | Картинки | Фронт. опрос | ||||
32 | Отношение к главному герою японской сказки « Барсук – любитель стихов» | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
33 | Японская сказка «Луна на ветке» | Открытие нового знания | Слайды | Сам.работа с проверкой | ||||
34 | Поэт – тот, кто создаёт и ценит красоту | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
35 | Поход в «Музейный дом» Фрагмент «Тростник под снегом и дикая утка». Секреты японского свитка. | Открытие нового знания | Иллюстрации «Музейного дома» | Фронт. опрос | ||||
36 | С. Козлов «Красота» Поход в «Музейный дом» Иллюстрация А. Дюрера «Травы». | Открытие нового знания | Иллюстрации «Музейного дома», картинки | Фронт. опрос | ||||
37 | Секрет коротких стихотворений. Японское хокку Хиросиге. | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
38 | Японское хокку Иссё, Бусон. Поход в «Музейный дом» Иллюстрация А. Венецианова «Жнецы» | Открытие нового знания | Иллюстрации «Музейного дома» | Фронт. опрос | ||||
39 | Японское хокку Тиё, Оницура Поход в «Музейный дом» Иллюстрация Ван Гога «Комната в Арле» | Открытие нового знания | Иллюстрации «Музейного дома», слайды | Фронт. опрос | ||||
40 | В. Драгунский «Что я люблю» | Открытие нового знания | Портрет | Сам.работа с проверкой | ||||
41 | Герой стихотворения С. Махотина «Воскресенье» | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
42 | В. Драгунский «Что любит Мишка» | Открытие нового знания | Портреты | Сам.работа с проверкой | ||||
43 | С. Махотин «Груша» | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
44 | М. Бородицкая «Ракушки», «Уехал младший брат». | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
45 | Сказка Дж. Родари « Приезжает дядюшка белый медведь» | Открытие нового знания | Портрет | Фронт. опрос | ||||
46 | Дж. Родари « Приезжает дядюшка белый медведь» | Открытие нового знания | Слайды | Сам.работа с проверкой | ||||
47 | Работа по хрестоматии « О настоящем и ненастоящем богатстве» | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
48 | Обобщение по теме «Секрет любования» | Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности | Презентация | Текущий конторль Тестирование | ||||
49 | О любви (11 часов) И. Тургенев «Воробей», М. Карем «Ослик» | Открытие нового знания | Книги, картинки | Фронт. опрос | ||||
50 | М. Бородицкая «Котёнок», Э. Мошковская «Кому хорошо» | Открытие нового знания | Картинки | Фронт. опрос | ||||
51 | В Драгунский «Друг детства» (отрывок) | Открытие нового знания | Картинки | Фронт. опрос | ||||
52 | В Лунин «Кукла», Р. Сеф «Я сделал крылья и летал» | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
53 | Лев Толстой «Прыжок» | Открытие нового знания | Портрет, книги | Фронт. опрос | ||||
54 | Лев Толстой «Прыжок» | Открытие нового знания | Слайды | Сам.работа с проверкой | ||||
55 | Лев Толстой «Акула» | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
56 | Лев Толстой «Акула» | Открытие нового знания | Слайды | Сам.работа с проверкой | ||||
57 | Э. Мошковская «Если такой закат» | Открытие нового знания | Книги | Фронт. опрос | ||||
58 | Поход в «Музейный дом» Иллюстрация П. Брейгеля «Охотники на снегу» | Открытие нового знания | Иллюстрации «Музейного дома» | Фронт. опрос | ||||
59 | Обобщение по теме «О любви» | Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности | Презентация | Текущий конторль Тестирование | ||||
60 | Точка зрения (36 ч) Поэтический текст. А. Кушнер «Что я узнал!» Поход в «Музейный дом» Портреты итальянского художника Арчимбольдо. | Открытие нового знания | Репродукции картин, иллюстрации «Музейного дома» | Фронт. опрос | ||||
61 | С. Матохин «Фотограф». Поход в «Музейный дом» Иллюстрация В. Гога «Церковь в Овере» | Открытие нового знания | Иллюстрации «Музейного дома» | Фронт. опрос | ||||
62 | И. Пивоварова «Картина». Поход в «Музейный дом» Иллюстрация Лентулова «Василий Блаженный» | Открытие нового знания | Иллюстрации «Музейного дома» | Фронт. опрос | ||||
63 | О. Дриз «Игра» | Открытие нового знания | Картинки | Фронт. опрос | ||||
64 | С. Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно» | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
65 | О. Дриз «Стёклышки» | Открытие нового знания | Слайды | Сам.работа с проверкой | ||||
66 | М. Бородицкая «Лесное болотце» | Открытие нового знания | Слайды | Сам.работа с проверкой | ||||
67 | В. Берестов «Картинки в лужах» | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
68 | А. Ахундова «Окно» | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
69 | А. Усачёв «Бинокль» | Открытие нового знания | Картинки | Фронт. опрос | ||||
70 | Т. Белозёров «Хомяк», М. Яснов «Хомячок» | Открытие нового знания | Картинки | Сам.работа с проверкой | ||||
71 | Г. Цыферов «Жил на свете слонёнок» | Открытие нового знания | Картинки | Фронт. опрос | ||||
72 | Е. Чеповецкий « В тихой речке» | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
73 | А. Гиваргизов «Что ты, Серёжа, сегодня не в духе?» | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
74 | М. Бородицкая «Вот такой воробей», С. Махотин «Местный кот» | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
75 | М. Бородицкая «Булочная песенка» | Открытие нового знания | Картинки | Фронт. опрос | ||||
76 | П. Синявский «Федина конфетина», А. Усачёв «Эх!» | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
77 | Г. Сапгир «У прохожих на виду», Н Крылов «Зимний пейзаж» | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
78 | О. Кургузов «Сухопутный или морской?» Поход в «Музейный дом» Иллюстрация Н. Крылова «Зимний пейзаж» | Открытие нового знания | Иллюстрации «Музейного дома» | Фронт. опрос | ||||
79 | О. Дриз «Кончилось лето» Поход в «Музейный дом» Иллюстрация М. Добужинского «Кукла» | Открытие нового знания | Иллюстрации «Музейного дома» | Фронт. опрос | ||||
80 | О. Дриз «Синий дом» Поход в «Музейный дом» Иллюстрация М. Шагала «Синий дом» | Открытие нового знания | Иллюстрации «Музейного дома» | Фронт. опрос | ||||
81 | А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» | Открытие нового знания | Репродукции картин, слайды | Фронт. опрос | ||||
82 | М. Лермонтов «Осень» | Открытие нового знания | Репродукции картин, слайды | Индив. опрос, чтение наизусть | ||||
83 | О. Дриз «Кто я?» | Открытие нового знания | Слайды | Индив. опрос, чтение наизусть | ||||
84 | А. Гиваргизов «Мой бедный Шарик» | Открытие нового знания | Картинки | Фронт. опрос | ||||
85 | М. Карем «Повезло» | Открытие нового знания | Слайды | Сам.работа с проверкой | ||||
86 | Р. Сеф «Лучше всех» | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
87 | Л. Яхнин «Моя ловушка» | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
88 | Г. Юдин «В снегу бананы зацвели» | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
89 | Г. Юдин «Скучный Женя» | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
90 | О. Дриз «Телёнок» | Открытие нового знания | Книги | Фронт. опрос | ||||
91 | А. Усачёв «Обои» | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
92 | В. Лунин «Что я вижу» | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
93 | Ю. Мориц «Хвостики», «Букет». Поход в «Музейный дом» Иллюстрация Д. Арчимбольдо «Лето», «Осень». | Открытие нового знания | Иллюстрации «Музейного дома» | Индив. опрос, чтение наизусть | ||||
94 | Работа по хрестоматии «Точка зрения» | Открытие нового знания | Фронт. опрос | |||||
95 | Обобщение по теме «Точка зрения» | Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности | Презентация | Текущий конторль Тестирование | ||||
96 | Детские журналы (7 ч) С. Михалков «А что у вас?» | Открытие нового знания | Портрет | Фронт. опрос | ||||
97 | Что такое новости? Кто рассказывает новости? | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
98 | Детская периодика. Журналы для детей. | Открытие нового знания | Детские журналы | Фронт. опрос | ||||
99 | По страницам детского журнала «Мурзилка» | Открытие нового знания | Детские журналы | Фронт. опрос | ||||
100 | По страницам детского журнала «Весёлые картинки». | Открытие нового знания | Детские журналы | Фронт. опрос | ||||
101 | Развивающие задания журнала «Мурзилка» | Открытие нового знания | Детские журналы | Сам.работа с проверкой | ||||
102 | Обобщение по теме «Детские журналы» | Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности | Детские журналы, презентация | Текущий конторль Тестирование | ||||
103 | Природа для поэта – любимая и живая (17 ч) Л. Яхнин «Музыка леса» | Открытие нового знания | Репродукции картин | Фронт. опрос | ||||
104 | Ю. Коваль «Три сойки» Поход в «Музейный дом» Иллюстрация А. Дюрера «Заяц» | Открытие нового знания | Иллюстрации «Музейного дома» | Фронт. опрос | ||||
105 | Р. Сеф «Добрый человек», Л. Яхнин «Пустяки» | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
106 | Е. Чарушин «Томка испугался» | Открытие нового знания | Портрет, книги | Сам.работа с проверкой | ||||
107 | Е. Чарушин «Томкины сны» | Открытие нового знания | Книги | Фронт. опрос | ||||
108 | Г. Юдин «Вытри лапы и входи» | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
109 | М. Пришвин «Разговор деревьев» | Открытие нового знания | Портрет, картинки | Сам.работа с проверкой | ||||
110 | Ф. Тютчев «Зима недаром злится» | Открытие нового знания | Портрет | Фронт. опрос | ||||
111 | Д. Кедрин «Скинуло кафтан зелёный лето» | Открытие нового знания | Репродукции картин | Индив. опрос, чтение наизусть | ||||
112 | М. Пришвин «Золотой луг» Поход в «Музейный дом» Иллюстрация В. Гога «Подсолнухи» | Открытие нового знания | Иллюстрации «Музейного дома» | Фронт. опрос | ||||
113 | С. Козлов «Жёлудь» | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
114 | М. Лермонтов «Утёс» Поход в «Музейный дом» Иллюстрация Н. Рериха «Стражи ночи» | Открытие нового знания | Иллюстрации «Музейного дома» | Фронт. опрос | ||||
115 | М. Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк» | Открытие нового знания | Индив. опрос, чтение наизусть | |||||
116 | Д. Биссет «Ух!» | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
117 | А. Екимцев «Осень», Ю. Коринец «Тишина» | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
118 | Работа по хрестоматии. Беседа «Для поэта природа – живая» | Открытие нового знания | Репродукции картин | Сам.работа с проверкой | ||||
119 | Обобщение по теме «Природа для поэта – любимая и живая» | Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности | Презентация | Текущий конторль Тестирование | ||||
120 | Почему нам бывает смешно (17 часов) К. Чуковский «Федотка» | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
121 | О. Дриз «Доктор», «Обида» | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
122 | В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!» | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
123 | Анализ произведения В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!» | Открытие нового знания | Слайды | Сам.работа с проверкой | ||||
124 | М. Тахистова «Редкий тип», Л. Квитко «Лемеле хозяйничает» | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
125 | Л. Квитко «Способный мальчик», С. Махотин «Вот так встреча!» | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
126 | С. Седов «Сказки про Змея Горыныча» | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
127 | С. Седов «Сказки про Змея Горыныча» | Открытие нового знания | Рисунки | Фронт. опрос | ||||
128 | С. Седов «Сказки про Змея Горыныча» | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
129 | С. Седов «Сказки про Змея Горыныча» | Открытие нового знания | Слайды | Сам.работа с проверкой | ||||
130 | П. Синявский «Такса едет на такси», П. Коран «По дорожке босиком» | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
131 | Л. Яхнин «Зеркальце», П. Синявский «Ириски и редиски» | Открытие нового знания | Картинки | Индив. опрос, чтение наизусть | ||||
132 | А. Усачёв «Жужжащие стихи» | Открытие нового знания | Картинки | Фронт. опрос | ||||
133 | П. Синявский «Хрюпельсин и хрюмидор» | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
134 | Работа по хрестоматии «Тайны смешного» | Открытие нового знания | Фронт. опрос | |||||
135 | Обобщение по теме «Почему нам бывает смешно» | Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности | Презентация | Текущий конторль Тестирование | ||||
136 | Итоговое заседание клуба «Ключ и заря». Подведение итогов года. | Урок общемето-дологичес-кой направлен-ности | Фронт. опрос |
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;
развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле;
приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и, ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.
В силу особенностей, присущих данной предметной области, в её рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:
духовно-нравственная – от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать нравственные позиции на основе художественных произведений;
духовно-эстетическая – от формирования видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;
литературоведческая – от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приёмы);
библиографическая – от формирования умений ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи.
«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника, содержащиеся в примерной программе по литературному чтению в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Это, прежде всего формирование позитивного целостного мировосприятия младших школьников, воспитание нравственного, ответственного сознания. А также формирование функциональной грамотности младшего школьника и достижения результативности обучения в целом.
Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа текста до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения опыта творческой деятельности при инсценировании, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения).
Ценностные ориентиры содержания курса «Литературное чтение»
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственными ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой…
Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которые формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Программа 2 класса предусматривает дальнейшее накопление читательского опыта и совершенствования техники чтения на основе смысловой работы с текстом. Этот год обучения предусматривает формирование начальных представлений о жанре народной сказки о животных и самое первое знакомство с народной волшебной сказкой.
Продолжается знакомство с авторской литературой и дети знакомятся с жанром рассказа. Расширяется представление учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, знакомятся с художественным смыслом сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма.
В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность школьников к получению дальнейшего образования в основной школе и достигнут необходимый уровень их культурного и литературного развития.
Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, знакомство с культурно – историческим наследием восприятие литературного произведения как особого вида искусства, высказывания своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приемов поиска нужной информации, овладение основами коммуникативной деятельности.
Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, ориентируясь на собственные предпочтения и в зависимости от поставленной учебной задачи.
В рамках данного предмета решаются разноплановые предметные задачи:
-духовно-нравственные;
-духовно-эстетические;
-литературоведческие;
-библиографические.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по литературному чтению федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г) и обеспечена:
Методические пособия для учащихся:
Чуракова Н.А. Литературное чтение (в 2-х частях) 2класс. Учебник. — М.: Академкнига/Учебник.
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник.
Малаховская О. В. Литературное чтение. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы (в 2-х частях) — М.: Академкнига/Учебник.
Учебно-методические пособия для учителя
Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 2 класс», — М.: Академкнига/Учебник.
Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Литературное чтение» к концу 2-го года обучения
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Обучающие научатся:
читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;
строить короткое монологическое высказывание: краткий и развёрнутый ответ на вопрос учителя;
слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;
называть имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;
называть имена 2-3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;
перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;
определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;
анализировать смысл названия произведения;
пользоваться Толковым словарём для выяснения значений слов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;
писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
устно выражать своё отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);
пересказывать текст небольшого объёма;
использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;
привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;
задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текстов в качестве аргументов.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки), узнавание литературных приёмов (сравнение, олицетворение, контраст).
Обучающие научатся:
различать сказку о животных и волшебную сказку; определять особенности волшебной сказки; различать сказку и рассказ;
уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (преувеличение), звукопись, контраст, повтор).
Обучающиеся получат возможность научиться:
обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;
обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора;
понимать, в чём особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений);
обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Обучающие научатся:
понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
читать художественные произведения по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;
эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определённые программой.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом» и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний;
устно делиться своими впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения
В области познавательных общих учебных действий
Обучающие научатся:
свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).
В области коммуникативных учебных действий обучающие научатся:
В рамках коммуникации как сотрудничества:
работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
выполнять работу по цепочке.
В рамках коммуникации как взаимодействия:
видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области контроля и самоконтроля учебных действий
Обучающиеся получат возможность научиться:
подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения; понимать, что разные точки зрения имеют разные основания
Содержание тем учебного курса
Основные изучаемые вопросы | Формы занятий, используемых при обучении | Требования к знаниям и умениям обучающихся | Виды самостоятельных работ учащихся |
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» Развивать умение выразительного чтения. Формировать умения критически оценивать собственное чтение вслух. Формировать умение читать про себя. Формировать умение писать письма (учиться отвечать на письма). Развивать умение различать тему и основную мысль произведения. | Фронтальная работа, индивидуальная, парная, групповая. Работа с книгой, печатной тетрадью, словарями. Просмотр слайдов презентаций.
| Уметь: читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями; читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам; строить короткое монологическое высказывание: краткий и развёрнутый ответ на вопрос учителя; слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием; называть имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы; называть имена 2-3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание; перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание; определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя); оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки; анализировать смысл названия произведения; пользоваться Толковым словарём для выяснения значений слов. Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться: развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель; писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»; устно выражать своё отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем); читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору); пересказывать текст небольшого объёма; использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек; задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текстов в качестве аргументов. | Чтение вслух и про себя, работа с разными видами текстов |
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» Народное творчество Сказки о животных. Общее представление. Разница характера героев-животных. Волшебные сказки. Противостояние волшебного и земного как сюжетный стержень волшебной сказки. Особенности построения волшебной сказки. Авторская литература. Авторские волшебные сказки. Использование в авторской сказке сюжетных особенностей народных волшебных сказок. Жанр рассказа. Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем, возможность вымысла. Нравственная проблема, определяющая смысл рассказа. Роль названия рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе. Поэзия. Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, контраст. | Фронтальная работа, индивидуальная, парная, групповая. Работа с книгой, печатной тетрадью, словарями. Просмотр слайдов презентаций.
| Уметь: различать сказку о животных и волшебную сказку; определять особенности волшебной сказки; различать сказку и рассказ; уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (преувеличение), звукопись, контраст, повтор). Обучающиеся получат возможность научиться: обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки; обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора; понимать, в чём особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений); обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе. | Чтение вслух и про себя, работа с разными видами текстов |
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся» Чтение художественного произведения по ролям и по цепочке. Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту. Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний. | Фронтальная работа, индивидуальная, парная, групповая. Работа с книгой, печатной тетрадью, словарями. Просмотр слайдов презентаций. Работа с иллюстра циями «Музейного дома»
| Уметь: понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста; читать художественные произведения по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование; эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определённые программой. Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться: читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения; рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом» и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний; устно делиться своими впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений. | Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Рабочая учебная программа по литературному чтению для 4 класса, I образовательная ступень Составлена на основе авторской программы по литературному чтению Р.Н. Бунеева , Е.В. Бунеевой,
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы УМК «Школа 2100»...
Учебно-тематический план по литературному чтению 3 класс Гармония
Учебно-тематическое планирование по литературному чтению составлено в соответствии с ФГОС из расчета 4 часа в неделю....
Проект учебного занятия по литературному чтению «Готовимся к празднику «Литературный новый год» (1-2 урока)
Данное учебное занятие по литературному чтению подготовлено в соответствии с рабочей программой по предмету для учащихся 2 класса по УМК «Перспектива». На занятии предполагается групповая работа, где ...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
БАДМАЦЫРЕНОВА ЭРЖЕНИ ВЛАДИМИРОВНАУЧИТЕЛЬ НАЧАЬНЫХ КЛАССОВМБОУ СОШ № 5 Г. ГУСИНООЗЁРСКАФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...