Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе по ФГОС
рабочая программа по чтению (1 класс) по теме
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС к рабочим программам, включает календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_1_klass_2012-2013_g.g._literaturnoe_chtenie.zip | 73.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 1 класс (132 ч)
№ п/п | Название раздела, темы урока. | Дата проведения | Примечания | Характеристика деятельности учащихся |
Предп | Факт. |
1. | Обучение грамоте (92ч). Подготовительный период (11 ч). Техника безопасности на уроках литературного чтения.Азбука - первая учебная книга. Речь устная и письменная. | 03.09 | Литературное чтение (132 ч). Из них 92 часа отводится на обучение грамоте «Литературное чтение». | Группировать (классифицировать) слова по первому звуку (по последнему звуку). Делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Подбирать слова с заданным количеством слогов. Подбирать слова с заданным ударным гласным звуком. Подбирать слова с заданным звуком. Находить в стихотворении слова с заданным звуком. Определять место заданного звука в слове |
2. | Устная речь. Предложение. | 04.09 |
3. | Предложение и слово. | 05.09 |
4. | Предложение, слово, слог и ударение. | 06.09 |
5. | Слог и ударение. | 10.09 |
6. | Отработка навыков деления слов на слоги, постановки ударения. | 11.09 |
7. | Звуки в речи. | 12.09 |
8 | Слияние согласного звука с гласным. | 13.09 |
9. | Слияние согласного звука с гласным. | 17.09 |
10 | Систематизация знаний: речь, предложение, слово, слог, ударение, звуки. | 18.09 |
11. | Алфавит. Гласные и согласные звуки. | 19.09 |
п/п | Название раздела, темы урока. | Дата проведения | Примечания | Характеристика деятельности учащихся |
Предп | Факт. |
12. | Букварный период (64 ч). Гласный звук [а]. Буквы А, а. | 20.09 | Моделировать звуковой состав слова (в том числе в игровых ситуациях — игра «Живые звуки»). Соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами. Подбирать слова к заданной слогоударной схеме. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Соотносить звук и соответствующую ему букву. Читать слоги с изменением буквы гласного. |
13. | Гласный звук [о]. Буквы О, о. | 24.09 |
14. | Гласный звук [и]. Буквы И, и. | 25.09 |
15. | Гласный звук [ы]. Буква ы. | 26.09 |
16. | Гласный звук [у]. Буквы У, у. | 27.09 |
17. | Звуки [н], [н']. Буквы Н, н. | 01.10 |
18. | Систематизация знаний : звуки [н], [н'], буквы Н, н. | 02.10 |
19. | Согласные звуки [с], [с]. Буквы С, с. | 03.10 |
20. | Буквы С, с (обобщение). Звуки [с], [с]. | 04.10 |
21. | Согласные звуки [к], [к']. Буквы К, к. | 08.10 |
22. | Систематизация знаний о согласных звуках [к], [к'], буквах К, к. | 09.10 |
23. | Согласные звуки [т], [г]. Буквы Т, т. | 10.10 |
24. | Систематизация знаний о согласных звуках [т], [т]. буквах Т, т. | 11.10 |
№ п/п | Название раздела, темы урока. | Дата проведения | Примечания | Характеристика деятельности учащихся |
Предп | Факт. |
25. | Систематизация пройденного материала. | 15.10 | Выкладывать слова из разрезной азбуки. Сравнивать прочитанные слова с картинками, на которых изображены соответствующие предметы. Моделировать предложение. Наблюдать: определять количество слов в предложении. Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы гласных как показатель твердости—мягкости предшествующих согласных звуков. Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками. |
26. | Согласные звуки [л], [л']. Буквы Л, л. | 16.10 |
27. | Систематизация знаний. Согласные звуки [л], [л'], букв Л, л | 17.10 |
28. | Согласные звуки [р], [р']. Буквы Р, р. | 18.10 |
29. | Систематизация знаний о звуках [р],[р'], буквах Р, р. | 22.10 |
30. | Согласные звуки [в], [в']. Буквы В, в. | 23.10 |
31. | Систематизация знаний о звуках [в], [в'], букв В, в | 24.10 |
32. | Буквы Е, е. | 25.10 |
33. | Систематизация знаний о гласных буквах Е, е | 29.10 |
34. | Согласные звуки [п], [п']. Буквы П, п. | 30.10 |
35. | Систематизация знаний о звуках [п], [п'], буквах П, п. | 31.10 |
36. | Согласные звуки [м], [м']. Буквы М, м. | 01.11 |
37. | Систематизация знаний о звуках [м], [м'], буквах М, м . | 12.11 |
38. | Согласные звуки [з], [з']. Буквы 3, з. | 13.11 |
№ п/п | Название раздела, темы урока. | Дата проведения | Примечания | Характеристика деятельности учащихся |
Предп | Факт. |
39. | Систематизация знаний о согласных звуках [з], [з'], буквах 3, з . | 14.11 | Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (с—з, ш—ж, с—ш, з—ж, р—л, ц—ч и т. д.), и буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (о—а, и—у, п—т, л—м, х—ж, ш—т, в—д и т. д. |
40. | Согласные звуки [б], [б']. Буквы Б, б. | 15.11 |
41. | Систематизация знаний о звуках [б], [б'], буквах Б,б. | 19.11 |
42. | Согласные звуки [д], [д']. Буквы Д, д. | 20.11 |
43. | Звуки [д], [д']. Буквы Д, д. | 21.11 |
44. | Знакомство с буквами Я, я . | 22.11 |
45. | Систематизация знаний о гласных буквах Я, я. | 26.11 |
46. | Согласные звуки [г], [г']. Буквы Г, г. | 27.11 |
47. | Систематизация знаний о звуках [г], [г'] и буквах Г, г. | 28.11 |
48. | Согласный звук [ч']. Буквы Ч, ч. | 29.11 |
49. | Согласный звук [ч']. Сочетания ча, чу. | 03.12 |
50. | Буква ь (мягкий знак) – показатель мягкости согласных. | 04.12 |
51. | Буква ь (мягкий знак). Чтение слов с мягким знаком (ь). | 05.12 |
№ п/п | Название раздела, темы урока. | Дата проведения | Примечания | Характеристика деятельности учащихся |
Предп | Факт. |
52. | Твёрдый согласный звук [ш]. Буквы Ш, ш. Сочетание ши. | 06.12 | Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча—ща, чу—щу, жи—ши. |
53. | Систематизация знаний о звуке [ш], буквах Ш, ш. | 10.12 |
54. | Согласный звук [ж]. Буквы Ж, ж. Сочетание жи. | 11.12 |
55. | Систематизация знаний о звуке [ж]. Буквах Ж, ж. | 12.12 |
56. | Буквы Ё, ё. | 13.12 |
57. | Систематизация знаний о буквах Ё, ё. | 17.12 |
58. | Согласный звук [й´]. Буква й. | 18.12 |
59. | Звук [й´]. Буква й.. | 19.12 |
60. | Систематизация изученного материала о гласных и согласных звуках и буквах. | 20.12 |
61. | Согласные звуки [х], [х']. Буквы Х, х. | 24.12 |
62. | Звуки [х], [х']. Буквы Х, х. | 25.12 |
63. | Буквы Ю, ю. | 26.12 |
№ п/п | Название раздела, темы урока. | Дата проведения | Примечания | Характеристика деятельности учащихся |
Предп | Факт. |
64. | Систематизация знаний о гласных буквах Ю, ю. | 27.12 | Объяснять функцию букв ь и ъ. Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определенную последовательность букв. |
65. | Систематизация знаний о согласных и гласных звуках и буквах. | 14.01 |
66. | Знакомство с твёрдым согласным звуком [ц]. Буквы Ц, ц. | 15.01 |
67. | Систематизация знаний о звуке [ц], буквах Ц, ц. | 16.01 |
68. | Знакомство с буквами Э, э. | 17.01 |
69. | Систематизация знаний о буквах Э, э. | 21.01 |
70. | Согласный звук [щ']. Буквы Щ,щ. | 22.01 |
71. | Звук [щ']. Буквы Щ,щ (повторение, обобщение). | 23.01 |
72. | Согласные звуки [ф], [ф']. Буквы Ф,ф. | 24.01 |
73. | Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф,ф (повторение, обобщение). | 28.01 |
74. | Буква разделительный мягкий знак (ь). | 29.01 |
75. | Буква разделительный твердый знак (ъ). Алфавит. | 30.01 |
№ п/п | Название раздела, темы урока. | Дата проведения | Примечания | Характеристика деятельности учащихся |
Предп | Факт. |
76. | Послебукварный период (17 ч). Л. Толстой «Три калача и одна баранка». К. Льдов «Господин учитель Жук». Цель и назначение заглавия произведения. | 31.01 | Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного; отвечать на вопросы по прочитанному тексту; находить содержащуюся в тексте информацию; определять основную мысль прочитанного произведения. Сравнивать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое — по целям. Читать орфоэпически правильно. Читать выразительно текст: использовать интонацию, силу голоса, темп речи Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя. Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы. Обосновывать собственное мнение. |
77. | И. Суриков «Зима». Ю. Коваль «Метели». Художественно-выразительные средства языка. | 04.02 |
78. | Стихи С. Маршака, В. Берестов «Читалочка». Главная мысль произведений. | 05.02 |
79. | Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». Тема произведения. | 06.02 |
80. | К. Ушинский «Наше Отечество». Обучение подробному пересказу текста. | 07.02 |
81. | В. Куприн «Первоучители словенские». Определение жанра и особенностей произведения. | 11.02 |
82. | В. Куприн «Первый букварь». Прогнозирование содержания текста по его названию. | 12.02 |
83. | Знакомство с произведениями А.С. Пушкина. Художественные особенности литературной сказки: лексика, композиция. | 13.02 |
84. | Л.Н. Толстой и К.Д. Ушинский. Книги для детей. Составление коротких рассказов по сюжетным линиям прочитанного. | 14.02 |
85. | К.И. Чуковский «У меня зазвонил телефон», «Путаница». Чтение произведения по ролям. | 25.02 |
86. | Рассказы о природе В.В. Бианки. Подбор нового заголовка к произведению. | 26.02 | Литературное чтение (40 ч) | Анализировать нормы речевого этикета, оценивать собственную речевую культуру. Составлять текст по серии сюжетных картинок. Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания. Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи. Включаться в групповую работу, связанную с общением. |
87. | Знакомство с произведениями С.Я. Маршака. Инсценирование стихотворения. | 27.02 |
88. | М.М. Пришвин. Рассказы о природе. Определение темы и главной мысли произведений. | 28.02 |
89. | А. Барто. Стихи для детей. Идейное содержание произведений. | 04.03 |
90. | СВ. Михалков «Котята». Основы стихосложения: ритм, рифма, смысл. | 05.03 |
91. | Весёлые стихи Б. Заходера "Два и три". Анализ авторского замысла. | 06.03 |
92. | Стихи В.Д. Берестова для детей. Выявление авторского отношения к герою. | 07.03 |
93. | Жили-были буквы (6 ч). В. Данько «Загадочные буквы». И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»». С. Чёрный «Живая азбука». Создание стихотворного двустишия к букве. | 11.03 |
94. | Ф.Кривин «Почему «А» поется, а «Б» нет. Г.Сапгир «Про медведя». Составление плана к сказке. Анализ авторского замысла. | 12.03 | Воспринимать на слух фольклорные произведения, поэтические и прозаические художественные произведения. Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, описывать героев. Читать вслух слоги, слова, предложения. Постепенно увеличивать скорость. Читать выразительно, используя интонацию, паузу, темп. |
95. | М. Бородицкая «Разговор с пчелой». И. Гамазкова «Кто как кричит». Основы стихосложения: ритм, рифма, смысл. | 13.03 |
96. | Как хорошо уметь читать. Стихи И.Гамазковой, Е.Григорьевой, С.Маршака. Творческая работа: Создание азбуки. Вн.чт. Стихи С.Маршака. | 14.03 |
97. | Из старинных книг. Разноцветные страницы. Главная мысль высказываний. | 18.03 |
98. | Систематизация знаний по теме «Жили-были буквы». Создание творческих проектов. | 19.03 |
99. | Сказки, загадки, небылицы (6 ч). Сказки «Теремок», «Рукавичка». Малые жанры фольклора. | 20.03 |
100. | Загадки, песни, потешки, небылицы. Чтение по ролям. | 21.03 |
101. | Рифмы Матушки Гусыни. Перевод С. Маршака. Рассказ по иллюстрации к тексту. | 01.04 |
102. | А.С. Пушкин. Отрывки из сказок. Эмоциональная окраска в сказках. | 02.04 |
103. | Русская народная сказка «Петух и собака". Литературные понятия: художественный образ. | 03.04 |
104. | Рассказы Л.Толстого, К.Ушинского из старинных книг. Систематизация знаний по теме «Сказки, загадки, небылицы». Характеристика героев произведений. | 04.04 |
105. | Апрель, апрель! Звенит капель… (4 ч) Стихи о природе А.Майкова, А.Плещеева, С.Маршака, Т.Белозерова, И.Токмаковой. Художественные средства выразительности. | 08.04 |
106. | Стихи-загадки о природе Е.Трутневой, И.Токмаковой. Значение средств выразительности в художественной речи. | 09.04 |
107. | Как хорошо уметь читать. А.Майков «Христос Воскрес!». Творческий проект "Азбука загадок" | 10.04 |
108. | Разноцветные страницы. Обобщение по теме «Апрель,апрель! Звенит капель…». Авторское настроение в стихотворениях. | 11.04 |
109. | И в шутку и всерьёз (5 ч). Весёлые стихи и рассказы И.Токмаковой, Я. Тайц, Г.Кружкова. Значение средств выразительности в художественной речи. | 15.04 |
110. | Н.Артюхова «Саша-дразнилка». Составление рассказа о герое произведения. | 16.04 |
111. | Стихи К.Чуковского, О.Дриз, О.Григорьева. И.Пивоварова. Отношение автора к герою. | 17.04 |
112. | К.Чуковский «Телефон». М.Пляцковский «Помощник».Чтение по ролям. | 18.04 |
113. | Рассказы К.Ушинского из старинных книг. Систематизация знаний по теме «И в шутку и всерьёз». Главная мысль рассказов. | 22.04 | Сравнивать тексты. Пересказывать текст подробно, кратко. |
114. | Я и мои друзья (8 ч). Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е.Благинина «Подарок». Характеристика главных героев. | 23.04 |
115. | В.Орлов «Кто первый?», С.Михалков «Бараны», Р.Сеф «Совет». Мудрость в произведениях. | 24.04 |
116. | В.Берестов «В магазине игрушек», И.Пивоварова «Вежливый ослик». Отношение к героям произведения. | 25.04 |
117. | Я.Аким «Моя родня». Создание альбома "Наш класс -дружная семья" | 29.04 |
118. | С.Маршак «Хороший день». Главная мысль стихотворения. | 30.04 |
119. | По М.Пляцковскому «Сердитый дог Буль». Ю.Энтин «Про дружбу». Уроки жизни в рассказе. | 1мая 02.05 |
120. | Рассказы И.Тихомирова из старинных книг. Разноцветные страницы. Стихи В.Лунина, Т.Павлова. Характеры поступков героев. | 06.05 |
121. | Систематизация знаний по теме «Я и мои друзья». Сопоставление эпизодов из разных произведений по характеру поступков героев. | 07.05 |
122. | О братьях наших меньших (9 ч). С.Михалков «Трезор». Р.Сеф «Кто любит собак». Составление описаний на основе текста. | 08.05 | Т.к. 2 часа выпадают на праздники 1 мая и 9 мая 131и132 часы можно провести 24.05 | Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста: озаглавить иллюстрации. Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям. |
123. | В.Осеева "Собака яростно залаяла" И.Токмакова «Купите собаку». Какие бывают собаки. Составление пересказа по иллюстрации. | 9мая 13.05 |
124. | «М.Пляцковский «Цап Царапыч». Г.Сапгир Кошка». Работа с энциклопедиями. | 14.05 |
125. | В.Берестов «Лягушата». Отношение автора к событиям. | 15.05 |
126. | Как хорошо уметь читать. Стихи В.Лунина, С.Михалкова о животных. Главная мысль стихотворений. | 16.05 |
127. | Д.Хармс «Храбрый ёж». Н.Сладков «Лиса и ёж». . Составление рассказов о героях произведений. | 20.05 |
128. | С.Аксаков «Гнездо». Эмоциональное настроение героев в произведении. | 21.05 |
129. | Разноцветные страницы. Ключевые или опорные слова. | 22.05 |
130. 131. 132. | Систематизация знаний по теме « Я и мои друзья». Комплексная контрольная работа. Систематизация знаний «Путешествие по страницам журналов и книг» Ориентировка в литературных понятиях. | 23.05 |
Приложение
Коррекционно-развивающие упражнения на уроках литературного чтения
1. Упражнения для развития четкости произношения.
Развитие четкого произношения осуществляется введением:
чистоговорок и скороговорок.
1) Образцы чистоговорок:
Ра-ра-ра – начинается игра.
Ры-ры-ры – у мальчиков шары.
Ро-ро-ро – у Раи новое ведро.
Ру-ру-ру – продолжаем мы игру.
Ре-ре-ре – стоит домик на горе.
Ри-ри-ри – не ветках снегири.
Ар-ар-ар – кипит наш самовар.
Ор-ор-ор – созрел красный помидор.
Ир-ир-ир – мой папа командир.
Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Лу-лу-лу – стол стоит в углу.
Ша-ша-ша – мама моет малыша.
Шу-шу-шу – я письмо пишу.
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Жу-жу-жу – молока дадим ежу.
Са-са-са – в лесу бегает лиса.
Су-су-су – было холодно в лесу.
Ре-ре-ре – носим воду мы в ведре.
Ри-ри-ри – двор убрали – раз-два-три.
Ры-ры-ры – не заметили жары.
2) Образцы скороговорок:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
– Шапкой Мишка шишки сшиб.
– Маша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши.
– Сено Сене Костя косит.
В сени сено Сеня носит.
– Синичка, синичка – воробью сестричка.
– У нас в печурочке
Золотые чурочки.
– Лежебока, рыжий кот,
Отлежал себе живот.
– На скамейку мама села.
Справа – Сева, Слава – слева.
– У Сени и Сани
В сетях сом с усами.
– Маленькая болтунья
Молоко болтала-болтала,
Не выболтала.
– Усядемся на пригорке,
Да расскажем скороговорки.
– Все скороговорки не перескороговоришь,
Не перевыскороговоришь.
– Редька редко росла на грядке,
Грядка редко была в порядке.
2. Упражнения для разминки перед чтением.
Параллельно с чистоговорками и скороговорками ведется отработка сочетаний гласных и согласных. Эти упражнения включены в качестве разминки перед чтением:
1) Артикуляция основных гласных: а, о, у, ы, и. э. Сначала учащиеся хором тренируются в произношении этих гласных по порядку, а затем в сочетаниях: ау, ао, оие, эа, ауо, уоиэ и т. д.
2) Сочетание гласных и согласных: ба, бо, бу, бы, би; ва, во, ву, вы, ви.
3) «Наращивание» согласных:
рба, рбо, рбу, рбы…
србо, србу, србы…
Практически разминка на уроке проводится таким образом: на доску выписываются гласные, затем к ним подсоединяются согласные:
а
о
р <б< у
ы
и
э
3. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения.
С этой целью даются для чтения слова и словосочетания на определенное время:
1) слова с общим корнем:
вода, водный; белый, белье; Родина, родной.
2) сочетания существительного с прилагательным:
чистого берега, у дальнего леса;
3) слова, отличающиеся одной буквой:
чистота – частота,
девушка – дедушка,
булка – белка.
4. Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.
1) Упражнения в чтении различных слов, сочетаний слов, предложений развивают не только внимание к слову, но и способствуют расширению поля чтения ученика, улучшению памяти, внимания.
Игра «Веселый фотограф».
Учитель быстро показывает слоги и слова на карточках. Дети смотрят – «фотографируют» – и называют их учителю.
из пар роза
от дар лиса
ку зар коза
Для осмысления прочитанного можно задать вопрос:
– Какое слово лишнее? Почему?
2) Упражнения в восприятии слов за короткое время (0,5 с) сначала трех-четырех слов, затем «пирамидки», включающей до 8 слов.
да
дом
друг
доска
дорога
дорогой
директор
5. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча, умение угадывать последующий текст.
1) Упражнение «Губы».
В целях четкого разграничивания детьми чтения молча и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении молча вводится упражнение «Губы».
К плотно сжатым губам по команде читать «про себя» дети прикладывают палец левой руки, чем подкрепляется психологическая установка на беззвучное чтение. По мере привыкания детей к чтению без внешних признаков проговаривания команда «Губы» подается все реже и реже.
2) Упражнение «Угадай» используется для развития языковой догадки (антиципационного восприятия текста). Это упражнение усваивается в нескольких последовательных вариантах:
1-й. Учитель раздает карточки с предложениями, в которых нет окончаний слов. Читая эти предложения вслух, дети устно восполняют отсутствующие окончания.
– Мы с папой сегод..(-ня) пош..(-ли) в ки..(-но).
2-й. Предлагаются на карточках тексты, отдельные слова в которых лишены окончаний.
Око.. нашей дерев.. есть небольш.. лесок. Летом ребя.. собирают там яго.. . За грибами мы ход.. в боль.. лес за рек.. . Там живет лесн.. . Хоро.. отдохнуть в его лесн.. домике.
3) Упражнение «Финиш».
Учитель раздает карточки с текстом для молчаливого чтения и указывает слово (группу слов), до которого дети должны как можно быстрее дочитать текст. Дочитав до нужного слова, дети поднимают руку. Учитель проверяет правильность (дети показывают ему заданное слово).
Чтобы предупредить скольжение по тексту и стимулировать внимательность чтения, нужно обязательно задавать контрольные вопросы по содержанию прочитанной части текста.
4) Упражнение «Буксир» используется для развития скорости и гибкости (умение менять скорость чтения в зависимости от содержания).
Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости чтения учеников. Дети читают тот же текст «про себя», стараясь успевать за учителем.
Проверка внимания и соблюдение режима скорости чтения детьми осуществляется путем внезапной остановки учителя на каком-либо слове и повторении его. Дети должны также остановиться на этом месте, указать последнее слово, а учитель, пройдя между рядами, делает выборочную проверку.
5) Упражнение «Молния» – для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости. Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения вслух.
Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния!» и продолжается от 20 секунд (вначале) до 2 минут (после освоения упражнения).
6. Упражнения по антиципации частей устойчивых словосочетаний.
Предлагается прикрыть листом бумаги правую половину страницы, читать начальные элементы устойчивых словосочетаний на левой половине и добавлять к ним возможные варианты окончаний. Правильность проверяется по тексту правой стороны.
1) Антиципация частей предложений.
Он сам во всем – виновен.
Дверь была – открыта, закрыта.
Солнце уже – взошло, зашло.
Весь день шел – дождь, снег.
Над рекой стелется – туман.
Ветер гнул – деревья.
Я уже прочитал эту – книгу.
Фильм не очень – интересный.
2) Антиципация поговорок.
Сделал дело… гуляй смело.
Тише едешь … дальше будешь.
Дал слово… держи.
Лучше поздно… чем никогда.
Мал золотник… да дорог.
Семь раз отмерь… один раз отрежь.
Для упражнения в антиципации дается и связный текст,
в котором пропущены слова.
Остальные виды работы можно рассматривать как игровые.
Кроссворды, шифровки, загадки, викторины развивают внимание, память, логическое мышление.
Один из наиболее быстрых способов активизировать внимание детей в начале урока или проверить усвоение пройденного – это цифровой диктант. Он может быть проведен в устной форме или записан на доске. Это зависит от того, как быстро и осмысленно читают дети в данном классе.
Коррекционно – развивающие формы и методы работы по литературному чтению 1 класс
№ | Тема | Часы | Направление коррекционной работы | Формы и методы коррекционной работы |
1. | Обучение грамоте (92ч). Подготовительный период | 11 ч | Развитие переключаемости внимания | 1.Определение, на что похоже изображение 2. Корректурные пробы (переключение с выделения одних букв на другие) |
2. | Букварный (Основной) период | 64 ч | Развитие зрительного, слухового восприятия Развитие мыслительной операции анализа синтеза, обобщения и классификации. Развитие наглядно-образного мышления | 1.Классификация предметов по признакам 2. Игра «Назови одним словом» 3. Узнавание изображений, букв в непривычном ракурсе 4.Упражнения на нахождение закономерностей 5. Работа по зрительно-двигательным траекториям |
3. | Послебукварный период | 17 ч | Развитие переключаемости внимания Развитие наглядно-образного мышления Развитие объема внимания и памяти Развитие зрительно-моторных координаций | 1.Упражнения на нахождение закономерностей. 2.Упражнения на нахождения части объекта.
4.Упражнения на зрительно-моторное запоминание |
4. | Жили были буквы
| 6 ч.
| Развитие мыслительной операции сравнения | 1. Узнавание изображений, букв в непривычном ракурсе. |
5. | Сказки, загадки, небылицы | 6 ч. | Развитие мыслительной операции анализа синтеза, обобщения и классификации. Развитие зрительного, слухового восприятия | 1. Упражнения на нахождение закономерностей 2. Классификация предметов по признакам 3. Игра «Назови одним словом» |
6. | Апрель, апрель! Звенит капель | 4 ч. | Развитие переключаемости внимания Развитие наглядно-образного мышления | 1.Определение, на что похоже изображение 2.Упражнения на нахождения части объекта.
4.Упражнения на зрительно-моторное запоминание |
7. | И в шутку и в серьез | 5 ч | Развитие объема внимания и памяти Развитие зрительно-моторных координаций | 1.Упражнения на нахождения части объекта.
|
8. | Я и мои друзья | 8 ч | Развитие слуховой памяти Развитие слухового восприятия | 1. Запоминание пар слов 2. Запоминание словосочетаний, предложений 3. Запоминание пар слов 4. слуховые диктанты |
9. | О братьях наших меньших | 9 ч | Развитие зрительного, слухового восприятия Развитие слуховой памяти | 1. Игра «Назови одним словом» 2. Запоминание пар слов. 3. Запоминание словосочетаний, предложений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Гармония Фгос
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе авторской программы Кубасовой О. В. и требований ФГОС. Программа содержит подробное тематическое планирование с указанием вид...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ПНШ ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у школьника...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по ФГОС
Рабочая программа по УМК "Начальная школа 21 века" под ред. Н.Ф.Виноградовой, по ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 КЛАСС ПО ФГОС ПО ПРОГРАММЕ "ГАРМОНИЯ"
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ГОД ПО ЧТЕНИЮ В 4КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ "ГАРМОНИЯ"...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ПНШ ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ПНШ ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в соответствии с ФГОС ("Школа России")...
рабочая программа по литературному чтению 4 класс по фгос
рабочая программа по литературному чтению 4 класс...