Рабочая программа по литературному чтению в 3 классе по ФГОС
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
II. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы для 3класса Л. А. Ефросининой, Омороковой М.И.(Литературное чтение: программа: 1-4 классы/ Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова.- М.:Вентана - Граф, 2012.-224с.)
Программа рассчитана на 136 часов (4часа в неделю, 34 рабочие недели).В авторскую программу изменения не внесены.
Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.
Общая характеристика учебного предмета.
Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:
сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;
работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова, с учетом специфики его
структуры и жанровых особенностей;
одновременная работа над языком произведения и речью детей;
сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;
различение художественных и научно-популярных произведений;
формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;
освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи курса «Литературное чтение»:
обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Результаты освоения курса.
Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:
Личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет «литературное чтение» должны отражать:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения(ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._po_chteniyu_3_kl.doc | 354.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Сосновка Саратовского района Саратовской
области»
Рассмотрено: на заседании МО Протокол №_____ от «___» ________ 2014 г. Руководитель МО _______________________ | Согласовано: «___» ________ 2014 г. Зам. директора по УВР ____________________ Малофеева Е.В. | Утверждено: «___» __________ 2014 г. Директор МОУ СОШ с.Сосновка ______________________ Чеберяк В.Ф. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
3 класс
УМК «Начальная школа XXI века»
под редакцией профессора Н.Ф.Виноградовой
Разработана учителем начальных классов Шкуровой Я.М. |
2014-2015 учебный год
II. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы для 3класса Л. А. Ефросининой, Омороковой М.И.(Литературное чтение: программа: 1-4 классы/ Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова.- М.:Вентана - Граф, 2012.-224с.)
Программа рассчитана на 136 часов (4часа в неделю, 34 рабочие недели).В авторскую программу изменения не внесены.
Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.
Общая характеристика учебного предмета.
Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:
сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;
работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова, с учетом специфики его
структуры и жанровых особенностей;
одновременная работа над языком произведения и речью детей;
сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;
различение художественных и научно-популярных произведений;
формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;
освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи курса «Литературное чтение»:
обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Результаты освоения курса.
Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:
Личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет «литературное чтение» должны отражать:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения(ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».
III. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Устное народное творчество | 16 ч |
2 | Басни | 6 ч |
3 | Произведения А. С. Пушкина | 11 ч |
4 | Стихи русских поэтов. Ф. И. Тютчев, А. Н. Майков, А. А. Фет | 5 ч |
5 | Произведения Л. Толстого | 11 ч |
6 | Произведения Н. Некрасова | 7 ч |
7 | Произведения А. П. Чехова | 6 ч |
8 | Сказки зарубежных писателей | 4 ч |
9 | Стихи русских поэтов | 7 ч |
10 | Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка | 6 ч |
11 | Произведения А. Куприна | 8 ч |
12 | Стихи С. Есенина | 6 ч |
13 | Произведения К. Г. Паустовского | 9 ч |
14 | Произведения С. Маршака | 4 ч |
15 | Рассказы Л. Пантелеева | 6 ч |
16 | Произведения А. Гайдара | 7 ч |
17 | Произведения М. Пришвина | 8 ч |
18 | Произведения зарубежных писателей | 9 ч |
Итого: | 136 ч |
Содержание программы
На основном этапе (3–4 классы) произведения группируются по жанровому и авторскому принципу. В учебники включены произведения, вошедшие в «золотой фонд» классической детской литературы, а также произведения народного творчества, современных детских отечественных и зарубежных писателей.
3 класс (136 ч)
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения; понимание главной мысли. Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора в сравнении; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.
Чтение. Чтение вслух и молча (про себя) небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.
Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам. Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание частей; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и кратко) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.
Круг чтения. Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги -справочники.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах, во имя Родины, людях и их отношении к Родине, к труду, друг к другу, природе и жизни; о чувствах людей и нравственных основах взаимоотношений (добро, зло, честь, долг, совесть, любовь, ненависть, дружба, правда, ложь и т. д.).
Жанровое разнообразие. Более сложные, чем изучаемые в 1 и 2 классах, по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды, стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой,
строкой, строфой).
Народная сказка: замедленность действия за счет повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.
Былина: особенности изображения персонажей (гиперболизация), особенности былинного стиха, повторы.
Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания. Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.
Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) —промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности этого жанра: описание образов природы в художественной форме и наличие фактической информации.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль. Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Творческая деятельность. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов. Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчетов.
Чтение: работа с информацией
Информация о книге, произведении, авторе произведения или книги. Получение информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие/послесловие «об авторе», «от автора»).
Умение пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произведениях и книгах. Оформление информации в виде моделей, схем, таблиц. Использование готовых таблиц с информацией для характеристики героев, книг, произведений.
Межпредметные связи:
с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению(2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов);
с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;
с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведениями на тексты отдельных произведений, составление музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведений;
с уроками технологии: переплет книг, работа с элементами книг, ремонт книг в классной и школьной библиотеках.
IV. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Вид контроля | УУД | Дата | |
план | факт | |||||
Устное народное творчество (13ч) | Воспринимать литературные произведения (чтение учителя или одноклассников или самостоятельное чтение). Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Сравнивать произведения разных жанров, произведения одного автора, произведения по темам и жанрам. Классифицировать произведения по теме (о Родине, о детях, о животных, о природе и т. д.), по жанру и теме, по авторской принадлежности. Моделировать обложку к изучаемому произведению (фамилия автора, заголовок, жанр и тема). Осознавать и объяснять понятия: Родина, честь, дружба, правда, честность и т. д. Сравнивать фольклорные произведения по жанру, теме, сюжету. Сравнивать сказки литературные и фольклорные. Классифицировать произведения по темам, жанрам и авторской принадлежности. Определять положительных и отрицательных героев, аргументировать своё мнение. Воспроизводить текст произведения Определять жанр и тему прочитанного произведения, уметь правильно называть произведение Пользоваться ознакомительным (первичным) чтением в работе с новым произведением, книгой. Использовать поисковое чтение для получения информации о герое, его поступках, а также о произведении и книге. Выделять в тексте описания картин природы, предметов, героев. Сравнивать повествование и описание в текстах произведений разных жанров Использовать в речи понятия: текст, произведение, абзац, часть, название произведения, часть текста, главная мысль Объяснять соответствие заглавия содержанию произведения. Выделять особенности художественного текста: образность, эмоциональность, авторская позиция в оценке героев и их поступков, чувства (любовь, ненависть, дружба и т. п.). Понимать и находить в тексте слова, характеризующие отношение автора к героям, выделять его речь и её языковые особенности. Осознавать и объяснять понятия: Родина, честь, дружба, правда, честность и т. д. Сравнивать героев и анализировать их поведение с точки зрения морали. Рассказывать о героях произведений и выражать своё отношение к ним. Составлять высказывание (2–3 предложения) о произведении, о герое. Оценивать героев: описание, речь, отношение к другим героям и т. д. Сравнивать художественные произведения в стихотворной и прозаической формах: по темам, жанрам, интонационному рисунку (темп и тон). Находить в текстах произведений повествования и описания и указывать их особенности. Ориентироваться в литературоведческих понятиях и использовать их в речи. Составлять модели разножанровых произведений, сравнивать модели по жанрам, темам, авторской принадлежности. Сравнивать произведения по форме текста. Классифицировать произведения по следующим признакам: авторская принадлежность (народные или литературные); тема, жанр Анализировать произведение, распределять роли в произведении, читать роль в соответствии с выбранным образом. Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам по типу стоп-кадра. Конструировать описание картин к отдельным эпизодам. Интерпретировать текст произведения: пересказывать от имени героя, автора. Высказывать свою точку зрения об изученных произведениях. Аргументировать своё отношение к героям положительным и отрицательным. Объяснять точку зрения автора и главную мысль произведения. Создавать индивидуально, в парах или группах истории о героях произведений, комиксы с героями произведений. Оформлять коллективно или в группах книжки-самоделки с материалами учащихся (моделями, книгами, рисунками и т. д.) Усваивать информацию о книге, произведении (жанр, тема, авторская принадлежность) и пользоваться ею. Находить в тексте слова с трудными звукосочетаниями, с подвижным и неподвижным ударением и уточнять их правильное произношение по словарю или у учителя. Соблюдать орфоэпические правила произношения слов: что, чтобы, конечно, сегодня, белого и т. д Анализировать произведение, распределять роли в произведении, читать роль в соответствии с выбранным образом. Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам по типу стоп-кадра. Конструировать описание картин к отдельным эпизодам | |||||
1 | Малые формы фольклора: загадки, сказки. Загадка – сказка «Старик – годовик». | Комбинированный | Оценка умений работать с книгой | |||
2 | Малые формы фольклора: пословицы. | Комбинированный | Оценка выразительности чтения | |||
3 | Малые формы фольклора: русские народные сказки. «Самое дорогое», | Комбинированный | Литературные диктанты | |||
4 | Малые формы фольклора: русские народные сказки. «Про Ленивую и Радивую». | Комбинированный | Тесты | |||
5-6 | Сказки с загадками. Русская народная сказка «Дочь – семилетка». | Комбинированный | Оценка выразительности чтения | |||
7-8 | Волшебная русская народная сказка. «Царевич Нехитер –Немудёр». О присказках. | Комбинированный | Тесты | |||
9 | Малые формы фольклора: скороговорки, потешки. | Комбинированный | Диагностические задания | |||
10 | Устное народное творчество. Былины. «Добрыня и Змей». | Комбинированный | Диагностические задания | |||
11 | Былины. «Илья Муромец и Соловей – разбойник». | Комбинированный | Оценка умений работать с книгой | |||
12 | Былины. «Алеша Попович и Тугарин Змеёвич», | Комбинированный | Оценка умений работать с книгой | |||
13 | «Вольга и Микула». | Комбинированный | Оценка выразительности чтения | |||
14 | Былины. Обобщающий урок. | Комбинированный | Оценка умений работать с книгой | |||
Басни (3ч) | ||||||
15 | Эзоп «Лисица и виноград». И. А. Крылов «Лисица и виноград». | Комбинированный | Оценка выразительности чтения | |||
16 | И. А. Крылов «Ворона и лисица», | Комбинированный | Литературные диктанты | |||
17 | Басни. Проверь себя. | Комбинированный | Оценка выразительности чтения | |||
Произведения А. С. Пушкина (9 ч) | ||||||
18 | А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый …». | Комбинированный | Диагностические задания | |||
19-22 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» | Комбинированный | Литературные диктанты | |||
23 | К. Паустовский «Сказки Пушкина». | Комбинированный | Оценка выразительности чтения | |||
24 | А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», | Комбинированный | Оценка выразительности чтения | |||
25 | А.С. Пушкин. Стихи. | Комбинированный | Оценка выразительности чтения | |||
26 | Обобщение по разделу «Произведения А. Пушкина». | Комбинированный | Литературные диктанты | |||
Стихи русских поэтов (3ч) | ||||||
27 | Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной …», «Чародейкою Зимою …». А.Н. Майков «Осень». | Комбинированный | Диагностические задания | |||
28 | А.А. Фет «Мама! Глянь – ка из окошка …», «Кот поет, глаза прищуря …». | Комбинированный | Литературные диктанты | |||
29 | Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов». | Комбинированный | Тесты | |||
Произведения Л.Н. Толстого (8ч) | ||||||
30 | Л.Н. Толстой. Сказка «Два брата». | Комбинированный | Литературные диктанты | |||
31 | Басня «Белка и Волк». | Комбинированный | Диагностические задания | |||
32 | Л.Н. Толстой «Лебеди». | Комбинированный | Диагностические задания | |||
33 | Л.Н. Толстой «Зайцы», | Комбинированный | Литературные диктанты | |||
34 | Л.Н. Толстой «Прыжок». | Комбинированный | Тесты | |||
35 | Былина «Как боролся русский богатырь». Разно жанровые произведения. Рассказ «Прыжок», былина «Как боролся русский богатырь». | Комбинированный | Литературные диктанты | |||
36 | Литературное слушание. Книги Л.Н. Толстого. Доп. чтение Л.Н. Толстой «Ореховая ветка», А. Сергеенко «Как Толстой рассказывал сказку об огурцах». | Комбинированный | Диагностические задания | |||
37 | Произведения Л.Н. Толстого. Обобщающий урок. | Комбинированный | Диагностические задания | |||
Произведения Н.А. Некрасова (6 ч) | Комбинированный | Тесты | ||||
38 | Н.А. Некрасов «Крестьянские дети», | Комбинированный | Диагностические задания | |||
39 | К. Чуковский «Мужичок с ноготок». | Комбинированный | Литературные диктанты | |||
40 | Н.А. Некрасов «Славная осень», «Зеленый шум». К. Чуковский «Зеленый шум». | Комбинированный | Тесты | |||
41 | Стихи о природе. Н.А. Некрасов «Мороз – воевода». | Комбинированный | Диагностические задания | |||
42 | Произведения Н.А. Некрасова. К. Чуковский «О стихах Н. Некрасова». Доп. чтение Н. Некрасов «Саша», «Перед дождем». | Комбинированный | Диагностические задания | |||
43 | Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов». | Комбинированный | Литературные диктанты | |||
Произведения А.П. Чехова (5ч) | Комбинированный | Оценка выразительности чтения | ||||
44 | А.П. Чехов «Степь». | Комбинированный | Оценка выразительности чтения | |||
45-47 | А.П. Чехов «Ванька». | Комбинированный | Оценка выразительности чтения | |||
48 | Н. Шер «О рассказах А. Чехова». | Комбинированный | Оценка выразительности чтения | |||
Сказки зарубежных писателей (4ч) | Комбинированный | Диагностические задания | ||||
49-50 | Ш. Перро «Подарки феи». | Комбинированный | Литературные диктанты | |||
51-52 | И. Топелиус «Солнечный луч в ноябре». | Комбинированный | Диагностические задания | |||
Стихи русских поэтов (5ч) | Комбинированный | Литературные диктанты | ||||
53 | И.С. Никитин «Русь». | Комбинированный | Диагностические задания | |||
54 | И.С. Никитин «Утро». | Комбинированный | Диагностические задания | |||
55 | И.З. Суриков «Детство». | Комбинированный | Литературные диктанты | |||
56 | С. Дрожжин «Зимний вечер», «Привет» | |||||
57 | Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов». | Комбинированный | Тесты | |||
Произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка (6 ч) | Комбинированный | Литературные диктанты | ||||
58-59 | Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш». | Комбинированный | Диагностические задания | |||
60-62 | Д.Н. Мамин – Сибиряк «Умнее всех». | Комбинированный | Тесты | |||
63 | Обобщение по разделу. Рассказы Д.Н. Мамина – Сибиряка. | Комбинированный | Литературные диктанты | |||
Произведения А.И. Куприна (7ч) | Комбинированный | Тесты | ||||
64-67 | А.И. Куприн «Синяя звезда». | Комбинированный | Диагностические задания | |||
68-69 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька». | Комбинированный | Литературные диктанты | |||
70 | Обобщение по разделу «Рассказы А.И. Куприна». | Комбинированный | Тесты | |||
Стихи С.А. Есенина (4ч) | Комбинированный | Оценка выразительности чтения | ||||
71 | С.А. Есенин. Стихи о Родине. | Комбинированный | Оценка выразительности чтения | |||
72 | С.А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы …», «Береза». Стихи о природе. | Комбинированный | Оценка выразительности чтения | |||
73 | С.А. Есенин Бабушкины сказки. | Комбинированный | Литературные диктанты | |||
74 | Обобщение по разделу «Стихи С.А. Есенина». Библиотечный урок. Стихи русских поэтов. | Комбинированный | Диагностические задания | |||
К.Г. Паустовский (6ч) | Комбинированный | Литературные диктанты | ||||
75-77 | К.Г. Паустовский «Стальное колечко». | Комбинированный | Диагностические задания | |||
78 | К.Г. Паустовский «Кот – ворюга». | Комбинированный | Диагностические задания | |||
79 | К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди». | Комбинированный | Литературные диктанты | |||
80 | Обобщение по разделу «Рассказы К.Г. Паустовского». | Комбинированный | Диагностические задания | |||
Произведения С.Я. Маршака (4ч) | Комбинированный | Литературные диктанты | ||||
81 | С.Я. Маршак «Урок родного языка». | Комбинированный | Диагностические задания | |||
82 | С.Я. Маршак «Ландыш». В. Субботин «С С.Я. Маршаком». | Комбинированный | Диагностические задания | |||
83 | Лит.слушание С.Я. Маршак «Кошкин дом». | Комбинированный | Тесты | |||
84 | Обобщение по разделу «Произведения и книги С.Я.Маршака. | Комбинированный | Диагностические задания | |||
Рассказы Л. Пантелеева (7ч) | Комбинированный | Литературные диктанты | ||||
85-87 | Л. Пантелеев «Честное слово». | Комбинированный | Тесты | |||
88-90 | Л. Пантелеев «Камилл и учитель». | Комбинированный | Диагностические задания | |||
91 | Обобщение по разделу «Рассказы Л. Пантелеева». | Комбинированный | Литературные диктанты | |||
Произведения А.П. Гайдара (7ч) | Комбинированный | Оценка выразительности чтения | ||||
92-93 | А.П. Гайдар «Горячий камень». | Комбинированный | Тесты | |||
94-96 | А.П. Гайдар «Тимур и его команда». | Комбинированный | Оценка выразительности чтения | |||
97 | С. Михалков «Аркадий Гайдар», | Комбинированный | Оценка выразительности чтения | |||
98 | К. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». | |||||
99 | Обобщение по разделу «Произведения и книги А.П. Гайдара | Комбинированный | Тесты | |||
Произведения М.М. Пришвина (5ч) | ||||||
100 | М.М. Пришвин «Моя Родина». | Комбинированный | Диагностические задания | |||
101 | М.М. Пришвин «Выскочка». | Комбинированный | Литературные диктанты | |||
102 | М.М. Пришвин «Жаркий час». | Комбинированный | Тесты | |||
103 | В. Чалмаев «Воспоминания о М.М. Пришвине». | Комбинированный | Диагностические задания | |||
104 | Обобщение по разделу «Книги писателей – натуралистов». | Комбинированный | Литературные диктанты | |||
Произведения зарубежных писателей (6ч) | Комбинированный | Диагностические задания | ||||
105-109 | Дж. Лондон «Бурый волк». | Комбинированный | Диагностические задания | |||
110-112 | Э. Сетон – Томпсон «Чинк» | Комбинированный | Литературные диктанты | |||
113-116 | Дж.Чиарди. Джон Джей Пленти и кузнечик. | Комбинированный | Тесты | |||
117-118 | Дж. Чиарди. Об удивительных птицах. | Комбинированный | Литературные диктанты | |||
119 | Дж.Чиарди. Джон Джей Пленти и кузнечик. | Комбинированный | Диагностические задания | |||
120-122 | Х.К. Андерсен «Снеговик» | Комбинированный | Диагностические задания | |||
123-124 | Ц. Топелиус «Зимняя сказка» | Комбинированный | Литературные диктанты | Аргументировать своё отношение к героям положительным и отрицательным. Объяснять точку зрения автора и главную мысль произведения. Создавать индивидуально, в парах или группах истории о героях произведений, комиксы с героями произведений. | ||
125 | Обобщение по разделу «Произведения зарубежных писателей». | Комбинированный | Диагностические задания | |||
126 | Итоговая проверка уровня начитанности и читательских умений. | Комбинированный | Литературные диктанты | |||
127 | Административная контрольная работа. Техника чтения. | Комбинированный | Диагностические задания | |||
128-129 | Библиотечный урок «Что читать летом». Конкурс чтецов | Комбинированный | Диагностические задания | |||
130 | Обобщение по разделу «Произведения зарубежных писателей». | Комбинированный | Тесты | |||
131-136 | Резерв |
- Требования к уровню подготовки учащихся.
Планируемые результаты обучения курсу «литературное чтение» в третьем классе
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
осознавать значение чтения для расширения своего читательского кругозора;
понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;
практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/различия;
отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;
понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций, и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;
подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение слов;
находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, пословицы;
читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее55–60 слов в минуту);
читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;
пересказывать текс ты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;
различать типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги-сборники по темам и жанрам.
Ученик получит возможность научиться:
понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать свое мнение о произведении;
понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторским мнением;
работать с аппаратом книг разного типа (книг-произведений, книг -сборников) и классифицировать их по жанрам, темам, авторам;
уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг
по теме, жанру или авторской принадлежности.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
различать стихотворный и прозаический тексты;
определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок);
использовать в речи изученные литературоведческие понятия(сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения, сравнение, эпитет).
Ученик может научиться:
подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значения слов;
употреблять в речи изученные литературоведческие понятия;
находить и читать диалоги и монологи героев.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль героя и читать его реплики в соответствии с образом, созданным автором произведения;
инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
рассказывать сказки от лица героя;
рассказывать о героях произведения;
создавать истории с героями произведений.
Ученик получит возможность научиться:
иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
выполнять проекты коллективно или в группах по темам «Народные
сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных», «Животные — герои
литературных произведений»;
создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы).
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
находить информацию о героях произведений, об авторе, книге;
работать с таблицами и схемами, использовать информацию
таблицы для характеристики произведения, книги, героев;
дополнять таблицы и схемы недостающей информацией;
сравнивать произведения по таблицам, схемам, моделям; дополнять, исправлять, уточнять.
Ученик может научиться:
самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
находить информацию о книге, пользуясь ее аппаратом;
находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах
научно-популярных произведений и справочниках;
сравнивать полученную из текста информацию с информацией
- Критерии и нормы оценки знаний, умения и навыков учащихся.
Мониторинг качества знаний осуществляется по методическому пособию автора Л.А Ефросининой «Литературное чтение в начальной школе» Контрольные работы. Издательство «Вентана-Граф» 2007 год, который содержит тесты, литературные диктанты, Тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания.
ОЦЕНКА НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ
(темп, способ, правильность, понимание)
Нормы техники чтения (слов /мин)
Входной контроль | 1 полугодие | 2 полугодие |
50(60) | 60 (70) | 70 (80) |
Система оценки достижений учащихся
3 класс
Отметка «5» - ученик читает целыми слова ми со скоростью 60 и более слов в минуту вслух и более 80 слов в минуту молча, с правильной интонацией; умеет подробно и кратко передавать содержание прочитанного и высказывать о нем собственное обоснованное суждение.
Отметка «4» - ученик читает текст вслух целыми словами со скоростью не менее 55 слов в минуту, интонационно правильно; умеет передать содержание прочитанного; темп чтения молча - не менее 70 слов в минуту.
Отметка «3» - ученик читает целыми словами со скоростью не менее 45 слов в минуту, в отдель ных случаях переходит на слоговое чтение; делает не более пяти ошибок; в. ответах на вопросы по тексту допускает одну-две ошибки; темп чтения молча - не менее 60 слов в минуту.
Отметка «2» - ученик не выполняет требова ний, отвечающих отметке «3».
Контроль и оценка уровня обученности
Проверочные (текущие) и контрольные (итоговые) работы по литературному чтению должны прежде всего показать глубину и прочность полученных учащимися знаний и умений, определенных обязательным минимумом содержания образования в начальной школе Прогимназии.
Виды проверочных и контрольных заданий
Для организации текущей и итоговой проверки и оценки результатов обучения мы предлагаем задания разных видов:
– комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки);
– литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности);
– тесты по изученному произведению, теме, разделу;
– тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного;
– диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской деятельности;
– тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух (в конце каждого полугодия);
– тексты и задания для проверки навыка чтения молча (в конце 3-го класса);
– комплексные разноуровневые итоговые работы по проверке уровня начитанности и читательских умений (в конце каждого полугодия);
– итоговые тесты (вид комплексных разноуровневых контрольных работ);.
Тесты
Тесты как форма проверки и контроля требуют от учащихся хорошей подготовки, самостоятельности, знания изученных произведений и предполагают выбор одного ответа из ряда предложенных.
Каждый тест состоит из заданий разной сложности: около 60% заданий доступны большинству учащихся класса (первый уровень подготовки), 20% заданий повышенной сложности доступны учащимся второго уровня подготовки и 20% заданий – учащимся третьего уровня подготовки. Таким образом, дифференциация при составлении теста позволяет выполнить задания каждому ребенку на уровне его возможностей.
Литературные диктанты
Литературные диктанты – это форма проверки литературной эрудиции. Последняя предполагает знание заголовков изученных произведений, литературоведческих понятий, сведений об авторах и словаря авторов, используемого в произведениях. Диктанты позволяют также проверить и повысить грамотность учащихся. Условно диктанты можно разбить на три вида: лексические, информационные, литературоведческие.
Диагностические задания
Эта форма проверки позволяет выявить не только уровень усвоения учебного материала, но и сформированность учебной и читательской деятельности (умение учащихся самостоятельно находить способ решения учебной задачи, составлять алгоритмы учебных действий, осуществлять самоконтроль и самооценку и т.д.).
Оценка выразительности чтения
Выразительность чтения проверяется по подготовленному тексту. Контроль может быть текущим (при проверке домашнего задания), периодическим (проверка при изучении отдельных произведений овладения интонационным рисунком, темпом, логическим ударением, паузами). Итоговый контроль следует проводить 1–2 раза в год как конкурс выразительного чтения подготовленного произведения по тексту или наизусть. Форма конкурса способствует формированию самооценки у каждого учащегося, отработке навыка выразительности чтения (в сравнении с чтением одноклассников). Текст подбирается эмоционально ярко окрашенный, но небольшой по объему (1/2 страницы). Это может быть абзац или отрывок из произведения.
Оценка умений работать с книгой
Постоянно идет обучение детей работе с книгой и формирование у них основ читательской самостоятельности. Начиная со II полугодия 2-го класса задания по работе с книгой входят в текущие и итоговые контрольные работы, предлагаемые для проверки уровня начитанности, знания изученных произведений и читательских умений. По результатам текущих и итоговых работ учитель может, выявив сформированность читательской самостоятельности и читательских умений, скорректировать работу с детской книгой так, чтобы повысить уровень подготовки начинающего читателя.
Условные обозначения видов урока
1, Урок изучающего чтения (ИЧ)
2.Уроки слушания (С)
3. Проверочные уроки (ПУ)
4.Творческие уроки (Тв.)
5. Библиотечные уроки (Библ.)
6. Нетрадиционные уроки (НУ)
7. Резервные уроки (РУ)
8.Контрольный урок (КУ)
Система оценки достижения планируемых результатов освоения Образовательной программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися трёх групп результатов образования: личностных достижений, метапредметных результатов и предметных.
Оценка личностных достижений представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии. По окончании 2-го класса основным объектом оценки личностных результатов у учащихся служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в:
- самоопределение – сформированность внутренней позиции школьника, принятие и освоение им новой социальной роли, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению в целом и изучаемому предмету в частности. Становление основ гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину. Развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, верить в успех;
- смыслообразование - понимание границ того «что я знаю» и «незнания», стремление к преодолению этого разрыва;
- морально-этическая ориентация – освоение основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости. Развитие этических чувств – стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения Образовательной программы в формировании универсальных учебных действий: регулятивных, коммуникативных, познавательных.
Основным объектом оценки метапредметных результатов во 2-ом классе служит сформированность у обучающихся указанных выше регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий, к ним относятся:
- способность обучающихся принимать и сохранять учебную цель и задачи; учиться преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- учиться оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок;
- учиться осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации;
- умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
- развивать способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных задач;
- воспринимать прочитанное или прослушанное произведение;
- овладение навыками чтения, умение воспринимать и понимать прослушанное и прочитанное произведение;
- понимать роль чтения и использовать умение читать для решения познавательных и коммуникативных задач;
- воспринимать духовно-нравственные, эстетические и морально-этические ценности и идеалы (на примере поступков героев литературных произведений);
- уметь работать с текстами произведений разных жанров: определять тему, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план, понимать авторский замысел, отвечать на вопросы по содержанию;
- сравнивать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности;
- отвечать на вопросы (по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, пробуждающие дать оценку событиям, поступкам героев, требующие поставить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношение ученика к событиям и героям произведений;
- слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемым темам; дополнять и утонять ответы, подтверждать информацией из текста произведения;
- выполнять практико-ориентированные задания: находить нужную информацию в тексте произведения, интерпретировать текст, давать оценку;
- составлять модели, использовать готовые модели, дополнять и сравнивать модели обложек; усваивать при помощи моделирования литературоведческие понятия.
Особенности организации контроля по чтению.
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможно проведение письменных работ - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельных работ с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами.
Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
слов при чтении вслух; - осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Оценка "5" ставится ученику, если он:
- понимает содержание прочитанного, отчетливо произносит звуки, слова, не допускает искажений, замен, перестановок букв и слогов в словах; читает правильно, плавно по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами .
- читает плавно целыми словами (трудные слова по слогам) во 2 полугодии;
- верно ставит ударение в словах, соблюдает интонацию, соответствующую
знакам препинания в конце предложения; - умеет правильно ответить на вопрос учителя и последовательно передать содержание сюжетного рассказа, сказки и иллюстрации к тексту; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка "4" ставится ученику, если он:
- понимает содержание прочитанного; читает плавно по слогам, отдельные слова прочитывает целиком;
- допускает при чтении 1-2 ошибки в словах (повтор слов, слогов, замены и др.) при соблюдении интонации конца предложения;
- правильно пересказывает текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает речевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя;
- знает наизусть стихотворение, не допускает при чтении единичные ошибки, легко исправляет их сам.
Оценка "3" ставится ученику, если он:
- осваивает содержание прочитанного только с помощью вопросов учителя;
- читает отрывисто по слогам, темп чтения - не менее 10 слов в минуту (1полугодие);
- читает медленно по слогам, темп чтения - не менее 25 слов в минуту (2 полугодие);
- допускает при чтении 3-5 ошибок на замену, пропуск, перестановку букв, слогов; не соблюдает паузы между словами и предложениями;
- пересказывает текст, нарушая последовательность, допускает речевые ошибки и исправляет их только с помощью учителя;
- знает наизусть стихотворение, но при чтении воспроизводит его неточно.
Оценка "2" ставится ученику в том случае, если он:
- читает по буквам, темп чтения - менее 25 слов в минуту; не понимает содержание прочитанного; не воспроизводит текст по вопросам учителя;
- при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст прочитанного.
- Перечень учебно-методического обеспечения.
Для учителя:
- Учебник Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. авт.-сост. Л. А. Ефросинина, 6-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013;
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение во 3 классе: Методическое пособие. 3 – е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2013.
Для ученика:
- Учебник Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. авт.-сост. Л. А. Ефросинина, 6-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013;
- Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 3 класс: Рабочие тетради в 2-х частях для учащихся общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013.
- График контрольных работ
№ | Тема контрольной, самостоятельной работы | Дата проведения (план) | Дата проведения (факт) |
1 четверть | Контрольная работа по теме «Былины. Сказки. Стихи русских поэтов» | ||
2 четверть | Контрольная работа по теме «Сказки народные и литературные» Проверка начитанности. | ||
3 четверть | Контрольная работа по теме «Рассказы, стихи, сказки о семье» | ||
4 четверть | Контрольная работа по теме «Произведения современных поэтов и писателей» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Гармония Фгос
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе авторской программы Кубасовой О. В. и требований ФГОС. Программа содержит подробное тематическое планирование с указанием вид...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ПНШ ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у школьника...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по ФГОС
Рабочая программа по УМК "Начальная школа 21 века" под ред. Н.Ф.Виноградовой, по ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 КЛАСС ПО ФГОС ПО ПРОГРАММЕ "ГАРМОНИЯ"
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ГОД ПО ЧТЕНИЮ В 4КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ "ГАРМОНИЯ"...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ПНШ ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ПНШ ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в соответствии с ФГОС ("Школа России")...
рабочая программа по литературному чтению 4 класс по фгос
рабочая программа по литературному чтению 4 класс...