рабочая программа по русскому языку Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев по программе Школа 2100 4 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Согласована Зам. директора по УВР Лицея ______________________Т.В.Волобуева « »________________201 г. | Утверждена __________________Н.А.Филатчева |
Министерство образования и культуры Тульской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования Щекинский район
Муниципальное образовательное учреждение «Лицей»
Рабочая программа
по предмету русский язык __в__4-б__классе
Учитель: Горбачева О.В.
Рассмотрена на заседании
МО учителей начальных классов
протокол от «__» _ _ 201 года №_ _
201 /201 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе авторской программы по русскому языку Бунеева Р.Н, Бунеевой Е.В., Прониной О.В., программы «Образовательная система «Школа 2100» - М.: Баласс, 2009, соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года.
На изучение русского языка отводится:
136 часов в учебный год (4 часа в неделю).
Общая характеристика учебного предмета
Язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное. Он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры и основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди школьных предметов. Курс русского языка в начальной школе — часть единого непрерывного курса обучения в начальной школе.
Цели изучения русского языка в начальной школе
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности чтения, письма, слушания, говорения;
- формирование элементарной лингвистической компетенции;
- познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- социокультурная цель - включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи изучения русского языка в начальной школе
В соответствии с этими целями ставятся следующие задачи:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;
- воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
- развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
- осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
- формирование у детей чувства языка;
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
- сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков , необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
Структура курса
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и получением первоначального литературного образования.
Этапы изучения курса:
- «Обучение грамоте» В обучении грамоте различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий.
- «Русский язык» представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Это предполагает пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц. Обучение русскому языку после периода обучения грамоте основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.
Основные содержательные линии
Материал курса «Русский язык» представлен следующими содержательными линиями:
- основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества.
Особенности содержания и организации учебной деятельности школьников
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности младших школьников:
- интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
- познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
- организационных (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).
При изучении курса «Русский язык» осуществляется формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.
В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Образовательные технологии:
- технология проблемно-диалогического обучения;
- технология развивающего обучения;
- информационно-коммуникативная технология;
- здоровьесберегающая технология;
- технология уровневой дифференциации при обучении и оценке знаний.
Формы контроля знаний и умений учащихся
Для выявления соответствия результатов образования, целями и задачами обучения данной рабочей программой предусмотрено проведение:
- Контрольных диктантов – 9;
- Проверочных работ – 7;
- контрольных списываний – 2;
- развитие речи – 21;
- словарных диктантов – 7.
Содержание курса
4 класс
(136 часов, 4 часа в неделю)
I Повторение. (11 ч.)
Поэты и писатели о русском языке. Повторение понятий «фонетика», «графика». Повторение раздела фонетики. Слог и ударение. Графика как наука в русском языке. Фонетический разбор слова. Порядок фонетического разбора слов. Разбор слова по составу. Порядок разбора слова по составу. Повторение состава слова.
Глава I Предложение. Текст ( 29 ч.)
II Простое предложение. Предложения с однородными членами (11 ч.)
Признаки отличия простого предложения от сложного. Однородные члены без союзов и с союзом и. Предложения с однородными членами в художественном тексте. Запятая в предложениях с однородными членами, соединёнными союзом и. Запятая в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами а, но.
III Сложные предложения с союзами И, А, Но (9 ч.)
Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).
IV Предложения с прямой речью (9 ч.)
Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.
Глава 2 Слово. Части речи и члены предложения (110 ч.)
Раздел 1 Имя существительное (33 ч.)
V Повторение изученного об имени существительном (3 ч.)
Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных. Роль имён существительных в предложении, в речи. Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.
VI Изменение имен существительных по падежам (10 ч.)
Наблюдение за словоизменением имён существительных. Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы. Изменение по падежам имён существительных в единственном и во множественном числе. Именительный и винительный падежи. Родительный падеж. Дательный падеж. Творительный падеж.
VII Три склонения имен существительных (5 ч.)
Понятие о склонении. Три склонения имён существительных. Развитие умения определять склонение имён существительных. Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления .
VIII Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных (6 ч.)
Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода. Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква ь после шипящих на конце имён существительных», графически обозначать выбор написания.
IX Правописание безударных падежных окончаний имён существительных (9 ч.)
Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных. Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных, действовать по алгоритму. Морфологический разбор имен существительных
Раздел 2 Имя прилагательное (14 ч.)
X Повторение изученного об имени прилагательном (3 ч.)
Повествование и описание - два типа речи. Роль имён прилагательных в речи. Роль прилагательных-антонимов в речи. Морфологический разбор имени прилагательного.
XI Словоизменение имён прилагательных (2 ч.)
Изменение имён прилагательных по падежам. Словосочетания сущ. + прил. Главное и зависимое слово в словосочетании
XII Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных (9 ч)
Правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных. Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания.
Раздел 3 Глагол (34 ч.)
XIII Повторение изученного о глаголе (4 ч.)
Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не. Значение и грамматические признаки глагола. Роль глаголов в предложении, в речи. Морфологический разбор глагола.
XIIII Словоизменение глаголов (2 ч.)
Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения. Как определить спряжение глагола, если окончание ударное.
XV Правописание безударных личных окончаний глаголов (17 ч.)
Определение спряжения глагола с безударным окончанием. Развитие умения применять правило определения спряжения глагола с безударным окончанием, действовать по алгоритму. Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола. Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. Выбор способа определения спряжения глагола. Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся и –ться. Знакомство с орфограммой «Буква ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом. Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го лица единственного числа.
XVI Разбор глагола по составу (11 ч.)
Порядок разбора глагола по составу. Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов. Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов.
XVII Повторение (10 ч.)
Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст». Постановка запятых в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении. Повторение изученных орфограмм и состава слова.
Резервные часы. (4 ч.)
Повторение изученного о частях речи. Урок-игра «Путешествие по орфографии».
Календарно — тематическое планирование
Количество часов в неделю: 4 ч
Годовое количество часов: 136 ч
Плановых проверочных работ:
Контрольных диктантов – 9;
Проверочных работ – 7;
контрольных списываний – 2;
словарные диктанты – 7;
развитие речи – 21;
Реквизиты программы:
- Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования. Стандарт по русскому языку.
- Программы общеобразовательных учреждений (начальные классы) — М: Просвещение. 2004
- Программы Образовательная система «Школа 2100» - М.: Баласс. 2010
УМК учащихся:
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Русский язык. 4 класс. - М: Баласс. 2012
- Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс: варианты 1, 2. — М: Баласс. 2013
- Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» для 4 класса Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. – М.: Баласс. Школьный дом, 2013.
УМК учителя:
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Русский язык. 4 класс. — М: Баласс. 2012
- Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс: варианты 1, 2. - М: Баласс. 2013
- Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Яковлева М.А. Русский язык 4 класс. методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс. 2012
- Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» для 4 класса Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. – М.: Баласс. Школьный дом, 2013
- Универсальное мультимедийное пособие для 4 класса. М.: Баласс. 2012.
№п/п | Дата | Наименование разделов и тем уроков | Всего часов | Из них | ||
Контрольные работы | Проверочные работы | Примечание | ||||
I | 1. Повторение | 17 ч | 2 ч | 2 ч | ||
1.1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке | |||||
1.2 | Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение. Контрольное списывание №1 ( 45 мин) | К.с №1 | ||||
1.3 | Повторение понятий «фонетика», «графика» | |||||
1.4 | Повторение раздела фонетики. Слог и ударение | |||||
1.5 | Графика как наука в русском языке | |||||
1.6 | Фонетический разбор слова. Порядок фонетического разбора слов. | |||||
1.7 | Р/р Повторение орфографии. Обучающее изложение № 1 «На море» (45 мин) | Р/р №1 | ||||
1.8 | Работа над ошибками. Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения | |||||
1.9 | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания | |||||
1.10 | Разбор слова по составу. Порядок разбора слова по составу. Повторение состава слова. | |||||
1.11 | Части речи в русском языке. Повторение изученного о частях речи. | |||||
1.12 | Повторение изученного по синтаксису | |||||
1.13 | Р/р Обучающее изложение № 2 «Золотой рубль» (45 мин) | Р/р №2 | ||||
1.14 | Работа над ошибками. Повторение изученного о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение» | |||||
1.15 | Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение изученного в 3 классе» (45 мин) | К.д.№1 | ||||
1.16 | Работа над ошибками. Повторение изученного о пунктуации и синтаксисе | |||||
1.17 | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами. Словарный диктант №1 (10 мин) | |||||
Глава I Предложение. Текст | 29 ч | 4 ч | 8 ч | |||
II Простое предложение. Предложения с однородными членами | 11 ч | 1 ч | 3 ч | |||
2.1 | Признаки отличия простого предложения от сложного | |||||
2.2 | Однородные члены без союзов и с союзом и. | |||||
2.3 | Предложения с однородными членами в художественном тексте | |||||
2.4. | Р/р Обучающее изложение №3 «Что я люблю» (45 мин) | Р/р №3 | ||||
2.5 | Работа над ошибками. Запятая в предложениях с однородными членами, соединёнными союзом и | |||||
2.6 | Запятая в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами а, но | |||||
2.7 | Р/р Обучающее сочинение №1 «Что я люблю» (45 мин) | Р/р №4 | ||||
2.8 | Работа над ошибками. Правила постановки запятой в предложениях с однородными членами | |||||
2.9 | Повторение по теме «Простое предожение». Проверочная работа № 1 по теме «Предложения с однородными членами» (30 мин) | П/р №1 | ||||
2.10 | Контрольный диктант № 2 по теме «Предложения с однородными членами» (45 мин) | К.д. №2 | ||||
2.11 | Работа над ошибками. Редактирование текста, состоящего из предложений с однородными членами | |||||
III Cложные предложения с союзами и, а, но | 9 ч | 1 ч | 3 ч | |||
3.1. | Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью | |||||
3.2. | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но | |||||
3.3. | Р/р Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант (обучающее изложение) №4 (45 мин) | Р/р №5 | ||||
3.4. | Работа над ошибками. Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но | |||||
3.5 | Р/р Обучающее сочинение №2 «Субботний вечер у нас дома» (45 мин) | Р/р №6 | ||||
3.6 | Работа над ошибками. Проверочная работа № 2 по теме «Cложные предложения с союзами и, а, но» (30 мин) | П/р №2 | ||||
3.7 | Запятая в сложном предложении. Словарный диктант №2 (10 мин) | |||||
3.8 | Контрольный диктант № 3 по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но» (45 мин) | К.д.№3 | ||||
3.9 | Работа над ошибками. Повторение по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но» | |||||
IV Предложения с прямой речью | 9 ч | 1 ч | 2 ч | |||
4.1. | Понятие о прямой речи. Состав предложений с прямой речью | |||||
4.2. | Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора | |||||
4.3. | Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора | |||||
4.4. | Р/р Обучающее сочинение №3 «Что сказала мама». Использование в тексте предложений с прямой речью. (45 мин) | Р/р№7 | ||||
4.5. | Работа над ошибками. Запись цитаты в виде предложения с прямой речью | |||||
4.6 | Р/р Обучающее изложение №5 «В здоровом теле здоровый дух» (45 мин) | Р/р №8 | ||||
4.7 | Работа над ошибками. Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью | |||||
4.8 | Контрольный диктант № 4 по теме «Предложения с прямой речью» (45 мин) | К.д №4 | ||||
4.9 | Работа над ошибками. Повторение по теме «Предложения с прямой речью» | |||||
Глава 2 Слово. Части речи и члены предложения | 70 ч | 7 ч | 18 ч | |||
Раздел 1 Имя существительное | 33 ч | |||||
V Повторение изученного об имени существительном | 3 ч | 1 ч | ||||
5.1 | Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных | |||||
5.2 | Роль имён существительных в предложении, в речи. Р/р Обучающее сочинение-миниатюра №4 «Вид из окна» (45 мин) | Р/р №9 | ||||
5.3 | Работа над ошибками. Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы | |||||
VI Изменение имён существительных по падежам | 10 ч | 2 ч | ||||
6.1 | Наблюдение за словоизменением имён существительных. | |||||
6.2 | Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы | |||||
6.3 | Изменение по падежам имён существительных в единственном и во множественном числе | |||||
6.4 | Именительный и винительный падежи. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов | |||||
6.5 | Родительный падеж. Различение падежных и смысловых вопросов. Словарный диктант №3 (10 мин) | |||||
6.6. | Дательный падеж. Различение падежных и смысловых вопросов | |||||
6.7 | Творительный падеж. Различение падежных и смысловых вопросов | |||||
6.8 | Предложный падеж. Различение падежных и смысловых вопросов | |||||
6.9 | Р/р Составление рассказа (изложение) №6 «Что я знаю об изменении имён существительных по падежам» (45 мин) | Р/р№10 | ||||
6.10 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о падежах. Проверочная работа №3 по теме «Изменение имен существительных по падежам» (30 мин) | П/р №3 | ||||
VII Три склонения имён существительных | 5 ч | 1 ч | ||||
7.1 | Понятие о склонении. Три склонения имён существительных | |||||
7.2 | Определение склонений имён существительных | |||||
7.3 | Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного | |||||
7.4 | Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления | |||||
7.5 | Р/р Обучающее сочинение №4 «Пальчики оближешь!» (45 мин)Употребление в письменной речи несклоняемых существительных с разными предлогами, предложений с однородными членами | Р/р№11 | ||||
VIII Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных | 6 ч | 1 ч | 1 ч | |||
8.1 | Работа над ошибками. Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода | |||||
8.2 | Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква ь после шипящих на конце имён существительных», графически обозначать выбор написания | |||||
8.3 | Обобщение знаний о склонениях имен существительных. Проверочная работа №4 по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных» (30 мин) | Пр/р№4 | ||||
8.4 | Обобщение знаний о имени существительном. Развитие орфографических умений | |||||
8.5 | Контрольный диктант № 5 по теме «Изменение существительных по падежам и склонениям» (45 мин) | К/д№5 | ||||
8.6 | Работа над ошибками. Определение склонения и падежа, в котором употребляется имя существительное. Словарный диктант №4 (10 мин) | |||||
IX Правописание безударных падежных окончаний имён существительных | 9 ч | 1 ч | 3 ч | |||
9.1 | Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных | |||||
9.2 | Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных, действовать по алгоритму | |||||
9.3 | Р/р Обучающее изложение №7 «Первая газета» (45 мин) | Р/р№12 | ||||
9.4 | Работа над ошибками. Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. | |||||
9.5 | Р/р Обучающее сочинение-описание №5 «Прогулка» (45 мин) | Р/р№13 | ||||
9.6 | Работа над ошибками. Правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных. Проверочная работа №5 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных» (30 мин) | Пр/р№5 | ||||
9.7 | Развитие орфографических умений, повторение по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных» | |||||
9.8 | Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных» (45 мин) | К/д№6 | ||||
9.9 | Работа над ошибками. Морфологический разбор имен существительных | |||||
Раздел 2 Имя прилагательное | 13 ч | 1 ч | 4 ч | |||
X Повторение изученного об имени прилагательном | 3 ч | |||||
10.1 | Повествование и описание - два типа речи. Роль имён прилагательных в речи | |||||
10.2 | Роль прилагательных-антонимов в речи | |||||
10.3 | Морфологический разбор имени прилагательного | |||||
XI Словоизменение имён прилагательных | 2 ч | |||||
11.1 | Изменение имён прилагательных по падежам | |||||
11.2 | Словосочетания сущ. + прил. Главное и зависимое слово в словосочетании. Словарный диктант №6 (10 мин) | |||||
XII Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных | 9 ч | 1 ч | 4 ч | |||
12.1 | Правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных. Р/р Свободный диктант №1 (30мин) | Р/р№14 | ||||
12.2 | Р/р Обучающее изложение №8 «Первое путешествие» (45 мин) | Р/р№15 | ||||
12.3 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания | |||||
12.4 | Р/р Обучающее сочинение-описание №6 «Моя любимая игрушка» (45 мин) | Р/р№16 | ||||
12.5 | Работа над ошибками. Проверочная работа № 6 на тему «Безударные окончания имен существительных» (30 мин) | Пр/р№6 | ||||
12.6 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания | |||||
12.7 | Контрольный диктант № 7 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных» | К.д№7 | ||||
12.8 | Работа над ошибками. Правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных. | |||||
12.9 | Правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных. | |||||
Раздел 3 Глагол | 34 ч | 4 ч | 6 ч | |||
XIII Повторение изученного о глаголе | 4 ч | |||||
13.1 | Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не | |||||
13.2 | Значение и грамматические признаки глагола | |||||
13.3 | Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не. Значение и грамматические признаки глагола | |||||
13.4 | Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе | |||||
XIIII Словоизменение глаголов | 2 ч | |||||
14.1 | Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения | |||||
14.2 | Как определить спряжение глагола, если окончание ударное | |||||
XV Правописание безударных личных окончаний глаголов | 17 ч | 2 ч | 2 ч | |||
15.1 | Определение спряжения глагола с безударным окончанием | |||||
15.2 | Развитие умения применять правило определения спряжения глагола с безударным окончанием, действовать по алгоритму | |||||
15.3 | Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола | |||||
15.4 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями | |||||
15.5 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. Выбор способа определения спряжения глагола | |||||
15.6 | Р/р Обучающее сочинение №7 по картинкам (45 мин) | Р/р№17 | ||||
15.7 | Работа над ошибками. Разбор глагола как части речи. Словарный диктант № 7 (10 мин) | |||||
15.8 | Контрольный диктант № 8 по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов» | К.д№8 | ||||
15.9 | Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся и -ться | |||||
15.10 | Знакомство с орфограммой «Буква ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом | |||||
15.11 | Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го лица единственного числа. | |||||
15.12 | Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение. Контрольное списывание №2(45 мин) | К.сп.№2 | ||||
15.13 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями | |||||
15.14 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями | |||||
15.15 | Р/р Обучающее изложение №9 « Первые школы » (45 мин) | Р/р№18 | ||||
15.16 | Работа над ошибками. Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го лица единственного числа. | |||||
15.17 | Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го лица единственного числа. | |||||
XVI Разбор глагола по составу | 11 ч | 2 ч | 3 ч | |||
16.1 | Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом | |||||
16.2 | Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов | |||||
16.3 | Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов | |||||
16.4 | Р/р Обучающее изложение №10 (45 мин). Использование в тексте глаголов с изученными орфограммами в форме настоящего времени | Р/р№19 | ||||
16.5 | Работа над ошибками. Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. Контрольный словарный диктант (15 мин) | |||||
16.6 | Р/р Обучающее сочинение №9 «День моей мамы» (45 мин) | Р/р№20 | ||||
16.7 | Повторение по теме «Глагол». Работа над ошибками в сочинении | |||||
16.8 | Повторение изученного о глаголе. Проверочная работа № 7 на тему «Разбор глагола по составу» (30 мин) | Пр/р№7 | ||||
16.9 | Р/р Контрольное изложение №10 «Странный дуэт» (45 мин) | К.изл.№2 | ||||
16.10 | Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол как часть речи» (45 мин) | К.д.№9 | ||||
16.11 | Работа над ошибками. Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол», закрепление орфографических, пунктуационных и языковых умений | |||||
XVII Повторение | 10 ч | 1 ч | ||||
17.1 | Р/р Обучающее сочинение №9 «О чём рассказывает слово» (45 мин) | Р/р№21 | ||||
17.2 | Работа над ошибками. Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст» | |||||
17.3 | Постановка запятых в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении. | |||||
17.4 | Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. | |||||
17.5 | Повторение изученных орфограмм Урок - практикум. | |||||
17.6 | Комплексное повторение изученного материала. Повторение орфограмм и их графическое обозначение. | |||||
17.7-17.8 | Повторение изученных орфограмм и состава слова. | |||||
17.9 | Резервный урок. Повторение изученного о частях речи | |||||
17.10 | Резервный урок. Урок-игра «Путешествие по орфографии». | |||||
Итого: Резервные уроки: | 136 ч 2 ч | 12 ч К.д – 9 К.с.- 2 К.изл. -1 | 35 Ч п/р - 7 Р/р – 21 Сл./д- 7 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Ученики должны знать:
- признаки гласных и согласных звуков, согласные глухие и звонкие, твёрдые и мягкие;
- пары согласных по глухости-звонкости и твёрдости-мягкости;
- обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
- названия, порядок букв русского алфавита;
- правила переноса слов;
- название частей слова (кроме окончания);
- признаки предложения и текста;
- изученные орфограммы
- части речи и их разборы.
Ученики должны уметь:
- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
- производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
- правильно писать слова с изученными орфограммами;
- видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
-различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
- ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
- производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного;
- разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
- писать подробное изложение текста повествовательного характера (90-100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
- читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
- воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
- создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
Список литературы
- Баранов М.Т. Виды диктантов по русскому языку в начальных классах. – М. 2009.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Слова с непроверяемыми написаниями. – М.: Баласс, 2012.
- Иваницкая Г.М. Обучение орфографии в начальных классах. – Киев. 2004.
- Исаева Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 3 класс( к учебнику «Русский язык», 4 класс, Р.Н Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной). – М.: Баласс, 2012.
- Страхова Л.Л. Пишем изложение по плану. 4 класс. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2012.
- Чистякова О.В. Составляем рассказ по картинке. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2011.
- Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию. 4 класс. К учебнику «Русский язык», 4 класс. / Под ред. Р.Н. Бунееа, Е.В. Бунеевой. – М.: Баласс, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по литературному чтению Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев по программе Школа 2100
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс...
рабочая программа по литературному чтению Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев по программе Школа 2100 4 класс
рабочая программа по литературному чтению 4 класс...
календарно-тематическое планирование по литературному чтению Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев по программе Школа 2100 3 класс
рабочая программа по литературному чтению 3 класс...
календарно-тематическое планирование по русскому языку Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев по программе Школа 2100 2 класс
рабочая программа по русскому языку 2 класс...
календарно-тематическое планирование по русскому языку Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев по программе Школа 2100 3 класс
рабочая программа по русскому языку 3 класс...
Работа над пониманием. Элемент урока обучения грамоте в 1 классе по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной (Образовательная система «школа 2100»). Тема: Работа с текстом «Три птичницы» при изучении звуков [ ц ] , [ щ ] и букв «ц» , «щ».
На основе текста "Три птичницы" проводится работа над пониманием текста, отрабатываектся умение понимать смысл пословиц, акцентируется внимание на многознач...
Рабочая программа по русскому языку (авторы учебника: Р.Н. Бунеев и др.). Образовательная система «Школа 2100».
Рассчитана на 170 часов в год при 5 часах в неделю.Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Фролова Л.А. Орфографическая тетрад...