Урок по литературному слушанию «Рассказы для детей. В Чаплина «Мушка»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Урок учит воспринимать произведения о сверстниках и выражать своё отношение к ним и их поступкам, закрепляется понятие «рассказ»учащиеся учится выделять особенности рассказа, учатся воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения);
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chaplina_mushka.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 15
КОНСПЕКТ УРОКА
по литературному слушанию для 1 –го класса
по программе «Начальная школа XXI века»
Тема урока: Литературное слушание. «Рассказы для детей. В Чаплина «Мушка»
Учебные задачи:
1. Учить воспринимать произведения о сверстниках и выражать своё отношение к ним и их поступкам;
2. Закрепить понятие «рассказ»;
3. Учить выделять особенности рассказа;
4. Учить воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения);
Учебные умения:
- Правильно называть произведение (фамилию автора, заглавие), определять жанр и тем
- Высказывать своё отношение к героям и их поступкам;
- Самостоятельно определять тему и жанр;
Учебный материал:
рассказ В. Чаплиной «Мушка», портрет, книга В. Чаплиной.
Оборудование урока: текст рассказа В. Чаплиной «Мушка» в учебнике «Литературное чтение» уроки слушания учебная хрестоматия 1 класс, рабочая тетрадь «Литературное чтение» уроки слушания, 1 класс, цветные карандаши.
Личностные УУД: учащиеся высказывают своё мнение, свою позицию.
Регулятивные УУД: умение учиться и способность к организации своей деятельности, сопоставляет (сравнивает) результаты своей работы с образцом
Познавательные УУД: учится слушать текст, понимать содержание прочитанного, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Извлекать необходимую информацию из прочитанного текста.
Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, вступать в диалог, учиться работать в паре, в группе, оказывать поддержку друг другу.
ХОД УРОКА
1. О. Н. У.
У: Прочитайте, какой урок приглашает нас в гости.
Д: Урок литературного слушания.
У: Чему учимся на уроках литературного слушания?
Д: ВЫВОД: Учимся слушать произведения и с ними работать.
У: А начнём сегодняшний урок мы с вами с литературной игры «Вспомни и назови произведение». Слушайте меня внимательно.
2. Закрепление изученного материала.
У: Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву
Д: А. Пушкин «Сказка о царе Салтане….»
У: И никому даже в голову не приходит, что этот мост можно назвать как-то по другому. Вот оно как в жизни случается.
Д: Е. Пермяк «Пичугин мост».
У: Тут всё понял Заяц:
- Верно ты сказал: важна не палка, а умная голова да доброе сердце!
Д: В. Сутеев « Палочка-выручалочка».
У: Как вы думаете, почему именно из этих книг я зачитала вам отрывки?
Д: Мы слушали эти сказки.
У: А какие бывают сказки?
Д: Авторские и народные.
У: Молодцы, с этим заданием справились.
3. Проверка домашнего задания.
Чтение по ролям рассказа Н. Носова «Ступеньки».
4. Постановка учебной задачи.
- Вспомните, какие литературные жанры произведений вы знаете?
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением и автором Вера Васильевна Чаплина «Мушка».
В детстве Вера Васильевна попала в детский дом. Позже она писала: «Только любовь к животным помогла мне пережить это первое большое горе. Даже находясь в детском доме, я ухитрялась держать щенят, котят и птенчиков.
У: Слушайте внимательно. Во время слушания вам нужно будет определить жанр и тему произведения.
5. Работа над новым материалом. Слушание произведения В.Чаплиной «Мушка». Выявление первичного восприятия произведения.
У: Что же вы слушали ребята?
Д: Рассказ.
У: -От чьего лица ведётся повествование?
У: История вам понравилась?
Д: Очень понравилась.
У: О ком эта история?
Д: О девочке Люде и Мушке.
- Как Мушка попала в дом к героям?
- Какой её увидела мама Люды?
У: Какое мнение сложилось у вас о Мушке?
Д: В начале рассказа собачка пугливая, трусливая. Всего боится. Все над ней смеялись. Называли её трусишкой.
В конце рассказа её уже не называли трусишкой. Ведь она спасла свою хозяйку. Защитила её от огромной страшной собаки.
7. Физминутка.
Анализ произведения. Работа с текстом.
У: А теперь будем работать с этим произведением.
1. Чтение 1 части рассказа.
- Кого однажды принесла девочка Люда домой?
- Как выглядела собачка?
- Хотелось ли маме девочки заводить дома собачку? Почему?
2. Чтение 2 части рассказа.
- Какой характер был у Мушки?
- Как вела себя собачка на улице? Почему?
- Как относились к этому ребята во дворе? Зачитайте слова из текста.
3. Чтение 3 части рассказа.
- Что случилось однажды во дворе?
- Как повела себя Мушка в этой ситуации? -Что заставило маленькую, пугливую собачку броситься на большую и страшную собаку?
(преданность, любовь к девочке)
-Как вы думаете, Мушка перестала бояться эту собаку?
(нет)
- Как отреагировала на этот поступок большая серая собака?
- Чем закончилась история с большой серой собакой?
- Что сделала Мушка?
4. Чтение 4 части рассказа.
- Как стали относиться к Мушке во дворе после этого случая? Почему?
- А теперь поработаем в парах.
1 пара вам задание – назвать героев этого рассказа.
2 пара – Как выглядела собачка? Прочитайте?
Что еще можно сказать о собачке?
( всё время поджимала хвост от любого крика, хотелось куда – нибудь спрятаться)
3 пара - С кем её сравнивали во дворе? (с зайцем)
4 пара - Почему Мушка всего боялась?
(часто обижали раньше, когда она жила на улице, т. е. она до этого была бездомная, у неё не было хозяина, друга, её никто раньше не любил )
5 пара - А какой Мушка показана в конце рассказа? (смелая, храбрая, отважная)
6 пара - Какой поступок Мушки это доказывает?
- Почему мнение окружающих оказалось неверным?
-А что же можно сказать о девочке Люде?
(добрая, любит животных, пожалела бездомную собачку)
-А о чём хотела сказать Чаплина в своём рассказе?
(выслушиваются ответы)
Вывод: у Мушки появился друг, Люда. Она пожалела бездомную собачку, взяла к себе. И собачка привязалась к ней. И в трудную минуту любовь, преданность оказались сильнее страха, и пугливая Мушка встала на защиту девочки.
Работа в рабочей тетради «Литературное слушание»
с. 36 – 37
13. Итог урока.
-Какое произведение вы сегодня слушали?
-Каков литературный жанр этого произведения?
-Какой урок вы для себя взяли?
Д: Любите собак, самых верных и преданных друзей человека. Не допускайте, чтобы они оказались бездомными по вашей вине.
А закончить урок мне бы хотелось словами ещё одного писателя- анималиста:
« Заведите щенка и вы приобретёте самую преданную любовь на свете»
Редьярд Киплинг
У: А сейчас урок закончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку. Изложение по рассказу В.Чаплиной "Мушка" 4 класс
Это конспект урока по развитию речи изложение-повествование....
« Рассказы для детей. В. Чаплина. Мушка. Учебно-методическая разработка урока ». 1 класс. Программа "Начальная школа XXI века"
На уроке учащиеся закрепляют понятие "рассказ", учатся определять особенности рассказа, воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения), высказывать отношение к героям и их поступ...
Литературное слушание. Конспект урока В.Чаплина «Мушка».
Урок литературного слушания. Рассказы для детей....
Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс.
Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс....
Проект урока по литературному чтению: «Произведения о детях Н. Некрасов «Саша» (отрывок из поэмы)» (2 класс)
Тема урока: «Произведения о детях Н. Некрасов «Саша» (отрывок из поэмы)»Задачи урока- Знакомство детей с произведением Н.Некрасова «Саша» (отрывок), формирование навыка выразительного чтения стихотвор...
Урок по литературному чтению по теме "Дети и птичка"
Урок по литературному чтению по теме "Дети и птичка"...