Урок по литературному слушанию «Рассказы для детей. В Чаплина «Мушка»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Урок учит воспринимать произведения о сверстниках и выражать своё отношение к ним и их поступкам,  закрепляется понятие «рассказ»учащиеся  учится выделять особенности рассказа, учатся воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения); 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chaplina_mushka.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 15
КОНСПЕКТ УРОКА 
по литературному слушанию для 1 –го класса 
по программе «Начальная школа XXI века» 

Тема урока: Литературное слушание. «Рассказы для детей. В Чаплина «Мушка» 
Учебные задачи: 
1. Учить воспринимать произведения о сверстниках и выражать своё отношение к ним и их поступкам; 
2. Закрепить понятие «рассказ»; 
3. Учить выделять особенности рассказа; 
4. Учить воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения); 


Учебные умения: 

  1. Правильно называть произведение (фамилию автора, заглавие), определять жанр и тем
  2. Высказывать своё отношение к героям и их поступкам; 
  3. Самостоятельно определять тему и жанр; 


Учебный материал: 
рассказ В. Чаплиной «Мушка», портрет, книга В. Чаплиной. 

Оборудование урока: текст рассказа В. Чаплиной «Мушка» в учебнике «Литературное чтение»  уроки слушания учебная хрестоматия 1 класс, рабочая тетрадь «Литературное чтение» уроки слушания, 1 класс, цветные карандаши.

Личностные УУД: учащиеся высказывают своё мнение, свою позицию.

Регулятивные УУД: умение учиться и способность к организации своей деятельности, сопоставляет (сравнивает) результаты своей работы с образцом

Познавательные УУД: учится слушать текст, понимать содержание прочитанного, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Извлекать необходимую информацию из прочитанного текста.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, вступать в диалог, учиться работать в паре, в группе, оказывать поддержку друг другу.

ХОД УРОКА

1. О. Н. У.

 У: Прочитайте, какой урок приглашает нас в гости.

Д: Урок литературного слушания.

У: Чему учимся на уроках литературного слушания?

Д: ВЫВОД: Учимся слушать произведения и с ними работать.

У: А начнём сегодняшний урок мы с вами  с литературной игры «Вспомни и назови произведение». Слушайте меня внимательно.

2. Закрепление изученного материала.

У: Ветер по морю гуляет

    И кораблик подгоняет;

    Он бежит себе в волнах

    На раздутых парусах.

    Корабельщики дивятся,

    На кораблике толпятся,

    На знакомом острову

    Чудо видят наяву

Д: А. Пушкин «Сказка о царе Салтане….»

У: И никому даже в голову не приходит, что этот мост можно назвать как-то по другому.  Вот оно как в жизни случается.

Д: Е. Пермяк «Пичугин мост».

У:  Тут всё понял Заяц:

- Верно ты сказал: важна не палка, а умная голова да доброе сердце!

Д: В. Сутеев « Палочка-выручалочка».

        У: Как вы думаете, почему именно из этих книг я зачитала вам отрывки?

Д: Мы слушали эти сказки.

У: А какие бывают сказки?
Д: Авторские и народные.

У: Молодцы, с этим заданием справились.

3. Проверка домашнего задания.

Чтение по ролям рассказа Н. Носова «Ступеньки».

4. Постановка учебной задачи.

-  Вспомните, какие литературные жанры произведений вы знаете?         

 Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением  и автором Вера Васильевна Чаплина  «Мушка».

В детстве Вера Васильевна  попала в детский дом. Позже она писала: «Только любовь к животным помогла мне пережить это первое большое горе. Даже находясь в детском доме, я ухитрялась держать щенят, котят и птенчиков.


У: Слушайте внимательно. Во время слушания вам нужно будет определить жанр и тему произведения. 

5.  Работа над новым материалом. Слушание произведения В.Чаплиной  «Мушка».  Выявление первичного восприятия произведения. 

У: Что же вы слушали ребята?

Д: Рассказ.

У: -От чьего лица ведётся повествование?
У: История вам понравилась? 

Д: Очень понравилась.

У: О ком эта история?

Д: О девочке Люде и Мушке.

- Как Мушка попала в дом к героям?

- Какой её увидела мама Люды?

У: Какое мнение сложилось у вас о Мушке?

Д:  В начале рассказа собачка пугливая, трусливая. Всего боится. Все над ней смеялись. Называли её трусишкой.

 В конце рассказа её уже не называли трусишкой. Ведь она спасла свою хозяйку. Защитила её от огромной страшной собаки.

7. Физминутка.

Анализ произведения. Работа с текстом.

У: А теперь будем работать с этим произведением.

           1. Чтение 1 части рассказа.

- Кого однажды принесла девочка Люда домой?

- Как выглядела собачка?

- Хотелось ли маме девочки заводить дома собачку?  Почему?

          2. Чтение 2  части рассказа.

- Какой характер был у Мушки?

- Как вела себя собачка на улице? Почему?

- Как относились к этому ребята во дворе? Зачитайте слова из текста.

          3. Чтение  3 части рассказа.

- Что случилось однажды во дворе?

- Как повела себя Мушка в этой ситуации? -Что заставило маленькую, пугливую собачку броситься на большую и страшную собаку? 
(преданность, любовь к девочке) 
-Как вы думаете, Мушка перестала бояться эту собаку? 
(нет) 

- Как отреагировала на этот поступок большая серая собака?

- Чем закончилась история с большой серой собакой?

- Что сделала Мушка?

            4. Чтение  4 части рассказа.

- Как стали относиться к Мушке во дворе после этого случая? Почему?

- А теперь поработаем в парах.

1 пара вам задание – назвать героев этого рассказа.      

   2 пара – Как выглядела собачка? Прочитайте?

Что еще можно сказать о собачке?

( всё время поджимала хвост от любого крика, хотелось куда – нибудь спрятаться) 


3 пара - С кем её сравнивали во дворе? (с зайцем) 


4 пара - Почему Мушка всего боялась? 
(часто обижали раньше, когда она жила на улице, т. е. она до этого была бездомная, у неё не было хозяина, друга, её никто раньше не любил )


5 пара - А какой Мушка показана в конце рассказа? (смелая, храбрая, отважная) 


6 пара -  Какой поступок Мушки это доказывает? 

- Почему мнение окружающих оказалось неверным?
-А что же можно сказать о девочке Люде? 
(добрая, любит животных, пожалела бездомную собачку) 
-А о чём хотела сказать Чаплина в своём рассказе? 
(выслушиваются ответы) 
Вывод: у Мушки появился друг, Люда. Она пожалела бездомную собачку, взяла к себе. И собачка привязалась к ней. И в трудную минуту любовь, преданность оказались сильнее страха, и пугливая Мушка встала на защиту девочки.

Работа в рабочей тетради «Литературное слушание»

с.  36 – 37

13. Итог урока. 

-Какое произведение вы сегодня слушали? 
-Каков литературный жанр  этого произведения? 
-Какой урок вы для себя взяли? 
Д: Любите собак, самых верных и преданных друзей человека. Не допускайте, чтобы они оказались бездомными по вашей вине.   

А закончить урок мне бы хотелось словами ещё одного писателя- анималиста:

  « Заведите щенка и вы приобретёте самую преданную любовь на свете»

Редьярд Киплинг

                               

У: А сейчас урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. Изложение по рассказу В.Чаплиной "Мушка" 4 класс

Это конспект урока по развитию речи изложение-повествование....

« Рассказы для детей. В. Чаплина. Мушка. Учебно-методическая разработка урока ». 1 класс. Программа "Начальная школа XXI века"

На уроке учащиеся закрепляют понятие "рассказ", учатся определять особенности рассказа, воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения), высказывать отношение к героям и их поступ...

Литературное слушание. Конспект урока В.Чаплина «Мушка».

Урок литературного слушания. Рассказы для детей....

Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс.

Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс....

Проект урока по литературному чтению: «Произведения о детях Н. Некрасов «Саша» (отрывок из поэмы)» (2 класс)

Тема урока: «Произведения о детях Н. Некрасов «Саша» (отрывок из поэмы)»Задачи урока- Знакомство детей с произведением Н.Некрасова «Саша» (отрывок), формирование навыка выразительного чтения стихотвор...

Урок по литературному чтению по теме "Дети и птичка"

Урок по литературному чтению по теме "Дети и птичка"...