"Перспектива". Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме
Материал для учителей, составляющих рабочие программы для 3 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_3_klass.doc | 310.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (УМК «ПЕРСПЕКТИВА»)
на 2013-2014 учебный год
3 класс
Разработала учитель
начальных классов Литвина Е.Ю.
2013
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования.
Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.
Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.
Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию — важное средство самообразования.
Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.
Отмеченные особенности предмета определяют основные цели обучения литературному чтению:
- развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
- приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
- обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
- введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
Общая характеристика курса .
Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.
Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.
Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.
Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:
Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.
Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.
Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.
Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.
Первый раздел программы — «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» — ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.
Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие протекает во внутреннем плане. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приёмов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя. Содержание курса включает формирование умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность её анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.
Развитие умения говорить (высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.
Следующий раздел — «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность».
Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач. Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов. Учащиеся будут наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов (с помощью учителя).
Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных текстах (с помощью учителя).
Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства.
В содержание литературного чтения включён элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез — анализ — синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, главную мысль с заглавием и содержанием текста.
При анализе литературного произведения на первый план выдвигается художественный образ, воплощённый в слове (без термина). Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но даже и нейтральные слова и выражения.
Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его.
В содержание литературного чтения включены доступные детям элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения.
Программой предусмотрен анализ произведения на разных уровнях: уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного). Это помогает сохранять целостный взгляд на произведение и не терять его основную линию. Многоступенчатый путь анализа произведения, своеобразное восхождение читателя на вершину так называемой смысловой пирамиды, открывает новые горизонты понимания словесного искусства, обогащает учащихся интеллектуально, нравственно и эстетически. В процессе такого анализа, который связан с многократным обращением к тексту, дети осмысливают морально-нравственные ценности (дружба, уважение, за бота о других, доброжелательность), получают радость и удо- вольствие от чтения, учатся выражать своё отношение к героя м через выразительное чтение.
В содержание программы включено развитие умений, связанных с наблюдением за миром природы и поведением животных. Введение в содержание литературного чтения такого материала определяется тем, что характер и полнота восприятия младшим школьником литературного произведения зависят не только от его умения воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским замыслом, но и от накопленного им опыта восприятия окружающего мира. Такой опыт помогает ребёнку полнее и ярче воссоздавать содержание художественных текстов при чтении.
В содержание курса с целью развития и стимулирования творческой активности учащихся вводятся приёмы театральной драматизации произведений. Они обеспечивают более глубокое понимание сюжетных линий произведения, поступков героем (их мотивы), смысла прочитанного, развивают чувство сопереживания и отзывчивости.
Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.). Художественно-эстетическая направленность содержания литературного чтения позволяет учащимся накопить опыт художественно-эстетического восприятия и понимания художественных произведений.
Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов детей младшего школьного возраста. Их содержание не только стимулирует развитие познавательных интересов, но и привлекает внимание учащихся к различным сторонам жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми, приключениям, природе, истории и культуре разных национальностей нашей Родины, а также даёт возможность сравнивать произведения на одну и ту же тему разных авторов. Разнообразие тематики обогащает социально-нравственный опыт, расширяет познавательные интересы ребёнка, развивает читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения.
Курс литературного чтения благодаря художественно-эстетической и нравственно-мировоззренческой направленности значительно расширяет границы читательской компетентности. У учащихся формируется готовность эффективно использовать знания, читательские умения и навыки для реализации учебных целей и решения конкретных жизненных ситуаций, расширяются границы коммуникативно-речевого общения, совершенствуется читательская культура (умение глубоко проникать в смысл читаемого, выбирать книгу для чтения, постоянная потребность в чтении художественной литературы). Культура чтения сказывается на нравственно-духовном и эстетическом развитии личности младшего школьника.
Таким образом, реализация содержания курса «Литературное чтение» обеспечит развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, введение детей в мир художественной литературы, воспитание читательской компетентности и культуры чтения.
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане.
В 3 классе на изучение литературного чтения отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебных недели).
Планируемые результаты изучения курса по итогам обучения в 3 классе.
Программа обеспечивает достижение учащимися 3 класса начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты В результате формирования личностных универсальных учебных действий к окончанию 3 класса у ребенка будут сформированы:
Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:
Метапредметные результаты Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:
Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:
Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:
Предметные результаты Результатом формирования предметных умений (раздел «Виды речевой и читательской деятельности») будут являться следующие умения:
Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:
Результатом формирования предметных умений (раздел «Круг детского чтения») будут являться следующие умения:
Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:
Результатом формирования предметных умений (раздел «Литературоведческая пропедевтика») будут являться следующие умения:
Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:
Результатом формирования предметных умений (раздел «Творческая деятельность») будут являться следующие умения:
Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ».
Виды речевой и читательской деятельности.
Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.
Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.
Умение находить информацию в тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.
Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.
Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).
Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).
Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.
Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.
Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.
Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.
Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.
Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).
Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.
Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.
Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другою человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.
Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.
Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учи теля). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.
Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.
Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.
Круг детского чтения.
Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.
Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где приводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).
Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворении (с помощью учителя).
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к re рою (с помощью учителя).
Общее представление о композиционных особенностях по строения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).
Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.
Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность.
Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учи теля).
Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).
Тематическое планирование по литературному чтению.
3 класс (136 ч)
Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся | |
Вводный урок (1 ч) | ||
Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Объяснять условные обозначения. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия разделов учебника, какие произведения будут в них изучаться, знать автора и название книги. | |
Книги — мои друзья (4 ч) | ||
| Предполагать на основе названия раздела учебника, какие про- изведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: книжная мудрость, печатная книга. Обсуждать с друзьями наставления Владимира Мономаха, по- учительные наставления и изречения из Библии. Составлять свою книгу наставлений. На основе текста Б. Горбачевского описывать первую печатную книгу; находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять своё высказывание. Работать в паре, выслушивая мнения друг друга. Отбирать необходимую информацию из других книг для подготовки своего сообщения | |
Жизнь дана на добрые дела (17 ч) | Жизнь дана на добрые дела (16 ч) | |
1 Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. Работа с выставкой книг. 2 Пословицы разных народов о человеке и его делах. 3 В.И.Даль. Пословицы и поговорки русского народа. 4 Н. Носов. Огурцы. Смысл поступка. 5 Н. Носов. Огурцы. Характеристика героя. 6 Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро». 7 М. Зощенко. Не надо врать. Смысл поступка. 8 М. Зощенко. Не надо врать. Пересказ. 9 Л. Каминскии. Сочинение. 10 Отзыв на книгу. Обсуждение отзыва в группе. 11 М. Зощенко. Через тридцать лет. Поступок героя. 12 Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях. 13 Самостоятельное чтение. Н. Носов. Трудная задача. 14 Семейное чтение. Притчи. 15 Наш театр. В. Драгунский. Где это видано, где это слыхано... Инсценирование. 16 Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. 17 Контрольная работа | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие про-изведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, Объяснять, что такое верность слову, честность;рассуждать о том, правильно ли поступили герои рассказа; объяснять, в чём была их ошибка, как исправить эту ошибку. Определять тему выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам. Знать пословицы и поговорки из сборника. Объяснять смысл пословиц. Читать тексты вслух и про себя. Составлять рассказ по аналогии. Объяснять название текста, заглавие. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Писать отзыв на прочитанную книгу. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять выбранную книгу. Распределять роли; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике | |
Волшебная сказка (15 ч) | ||
| Предполагать на основе названия раздела учебника, какие про- изведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: народные сказки, присказка, сказочные предметы. Читать вслух и про себя. Определять отличительные особенности волшебной сказки. Определять, из каких элементов сюжета состоит волшебная сказка. Характеризовать героев сказки. Определять, какие предметы являются сказочными. Рассматривать картину, определять героев, составлять рассказ по картине. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки. Обсуждать в паре, группе, кто из героев сказки нравится и почему. Распределять роли; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Участвовать в работе группы. Характеристика героев сказки. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | |
Люби всё живое (19 ч) | ||
1.Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: художественный и познавательный рассказы, автор-рассказчик, периодическая литература. 2. Сравнение художественной и научно-познавательной литературы. 3. К. Паустовский. Барсучий нос. Особенности художественного текста. 4. К. Паустовский. Барсучий нос. Пересказ. Барсук (из энциклопедии). 5. В. Берестов. Кошкин кот. Особенности юмористического произведения. Выразительное чтение. 6. Б. Заходер. Вредный кот. Смысл названия стихотворения. 7. В. Бианки. Приключения Муравьишки. Правда и вымысел в сказке В. Бианки. 8. Создание текста по аналогии. Как муравьишке бабочка помогала добраться домой. 9. О. Полонский. Муравьиное царство. Особенности научно-популярного текста. Краткий пересказ. 10. Тим Собакин. Песни бегемотов. Постановка вопросов к тексту стихотворения. 11. Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. 12. Периодическая печать. Журналы для детей. Выставка детских журналов. 13. Самостоятельное чтение. Д. Мамин-Сибиряк. Серая Шейка. Герой художественного текста. Его особенности. 14. Д. Мамин-Сибиряк. Серая Шейка. Пересказ. 15. Семейное чтение. Н. Носов. Карасик. Смысл поступка героев. 16. Н. Носов. Карасик. Характеристика героев произведения. 17. Наш театр. М. Горький. Воробьишко. Подготовка реквизита, костюмов, театральных билетов. 18. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. 19. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе. 20. Контрольная работа | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы; автор-рассказчик, периодическая литература. Сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять отличительные особенности. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки, рассказа. Выявлять особенности героя художественного рассказа. Выявлять особенности юмористического произведения. Выразительно читать стихотворения. Определять смысл названия произведения. Определять правду и вымысел в произведениях В. Бианки. Составлять самостоятельно текст по аналогии. Кратко пересказывать научно-популярный текст. Задавать самостоятельно вопросы к тексту, оценивать вопросы. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Знать детскую периодическую печать. Ориентироваться в содержании журнала. Находить нужную информацию в журнале. Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике | |
Картины русской природы (12 ч) | ||
| Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты). Рассматривать картину; описывать объекты картины; рассказывать о картине. Читать вслух и про себя. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. Наблюдать картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины. Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Объяснять используемые в тексте выражения. Сравнивать произведения литературы и живописи. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике | |
Великие русские писатели (28 ч) | ||
1. Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация. 2. Великие русские писатели. В. Берестов. А. С. Пушкин. Краткий пересказ. 3. А. С. Пушкин. Зимнее утро. 4. И. Грабарь. Зимнее утро. Сравнение произведений литературы и живописи. 5. А. С. Пушкин. Зимний вечер.
| Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки, особенности построения сказки. Читать вслух и про себя. Находить слова, необходимые для подготовки краткого пересказа. Кратко пересказывать текст. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Создавать сочинение по картине. Сравнивать произведения литературы и живописи. Знать сказки А. С. Пушкина. Сравнивать народную сказку и литературную сказку. Определять отличительные особенности литературной сказки. Наблюдать, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. Составлять план сказки. Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёта комара, мухи, шмеля. Обсуждать в паре, когда используется приём звукописи. Соотносить иллюстрации и художественный текст. Озаглавливать иллюстрации. Называть басни И. А. Крылова. Рассказывать об особенностях структуры басни И. А. Крылова. Объяснять смысл басен И. А. Крылова. Анализировать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор. Делать вывод на основе анализа поступков героев, как нужно поступить в той или иной ситуации. Инсценировать басни; распределять роли. Соотносить отрывки басен И. А. Крылова с книгами басен. Пересказывать кратко научно-познавательную статью. Объяснять смысл названия рассказа. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике | |
Литературная сказка (19 ч) | ||
3. В. Даль. Девочка Снегурочка. Особенности литературной сказки. 4. В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой «Морозко». 5. В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение героев. 6. Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. 7. Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. Герои произведения. 8. Переводная литература для детей. 9. Переводная литература для детей. Б. Заходер. Винни-Пух (предисловие). Особенности переводной литературы. 10. Р. Киплинг. Маугли. Особенности переводной литературы. 11. Р. Киплинг. Маугли. Герои произведения. 12. Дж. Родари. Волшебный барабан. Особенности переводной литературы. 13. Дж. Родари. Волшебный барабан. Сочинение возможного конца сказки. 14. Мы идём в библиотеку. Литературные сказки. 15. Самостоятельное чтение. Тим Собакин. Лунная сказка. 16. Семейное чтение. Ю. Коваль. Сказка о серебряном соколе. 17. Наш театр. С. Михалков. Упрямый козлёнок. Инсценирование. 18. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. 19. Контрольная работа | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться. Определять конкретный смысл понятий: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ. Читать про себя и вслух. Сравнивать народную сказку и литературную сказку. Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения на основе поступков. Определять нравственный смысл текста. Составлять план сказки. Рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы и желания или интересы и желания других. Объяснять, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью. Называть изученные произведения переводной литературы. Выявлять особенности переводной литературы. Сочинять возможный конец сказки. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике | |
Картины родной природы (18 ч) | ||
1. Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение. 2. Б. Заходер. Что такое стихи. 3. И. Соколов-Микитов. Март в лесу. 4. Устное сочинение на тему «Мелодии весеннего леса». 5. А. Майков. Весна. Е. Волков. В конце зимы. Е. Пурвит. Последний снег. Приём контраста в изображении зимы и весны. Сравнение произведений живописи и литературы. 6. С. Есенин. Сыплет черёмуха... В. Борисов-Мусатов. Весна. Сравнение произведений живописи и литературы. 7. С. Есенин. С добрым утром! Выразительное чтение стихотворения. 8. Ф. Тютчев. Весенняя гроза. Приём звукописи как средство создания образа. 9. А. Васнецов. После дождя. И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу. Сравнение произведений искусства. 10. О. Высотская. Одуванчик. 3. Александрова. Одуванчик. Сравнение образов. 11. И. М. Пришвин. Золотой луг. Сравнение поэтического и прозаического текстов. 12. А. Толстой. Колокольчики мои, цветики степные... Авторское отношение к изображаемому. 13. Саша Чёрный. Летом. А. Рылов. Зелёный шум. Сравнение произведений живописи и литературы. 14. Ф. Тютчев. В небе тают облака... А. Саврасов. Сосновый бор на берегу реки. Сравнение произведений живописи и литературы. 15. Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. 16. Самостоятельное чтение. Г. Юдин. Поэты. 17. Я. Аким. Как я написал первое стихотворение. 18. Обобщающий урок по теме | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут изучаться. Определять конкретный смысл понятий: творчество, стихотворение, рассказ, настроение. Читать вслух и про себя. Называть особенности поэтического творчества. Выявлять особенности текста-описания. Находить слова и словосочетания, которые позволяют услышать звуки. Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы. Сравнивать произведения литературы и живописи. Сравнивать произведения литературы на одну и ту же тему. Выявлять авторское отношение к изображаемому и передавать настроение при чтении. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Выбирать произведение для заучивания наизусть и выразительного чтения | |
Резерв учебного времени (ч) |
ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
уроков литературного чтения
Класс 3 «А»
Учитель Литвина Е.Ю.,
Количество часов на год: __; в неделю:4; кол-во учебных недель: 34
Плановых контрольных уроков _; зачетов ___ч.
Административных контрольных уроков ___ч.
Планирование составлено на основе учебного плана и методических рекомендаций______________________________________________________
Учебник: для 3 кл. начальной школы под редакцией__ Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой_________________
Дополнительная литература: ____________________________________
Тематическое планирование составила: Литвина Е.Ю..( )
№ п/п | Содержание | Пр / ориентац. | Сроки проведения занятия по теме | Универсальные УУД | Дата проведения к.раб. по теме |
1. | Знакомство с учебником. Обращение авторов учебника. | Личностные: формирование чувства гордости за свою Родину, историю России; сформированность внутренней позиции школьника; выявление мотивации учения. Познавательные: – действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка; достижение необходимого уровня читательской компетенции; находить нужную информацию в специальных справочных книгах энциклопедиях; Регулятивные: -формировать умение фиксировать прохождение 2 шагов учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества, оформлять свою мысль в устной речи, обосновывать высказываемые суждения | |||
2. | Книги, прочитанные летом. | ||||
3. | Книги Древней Руси. Книга — к мудрости ступенька. | ||||
4 | Первопечатник Иван Фёдоров. | ||||
5 | Мы идем в музей книги. Урок-проект | ||||
6 | Пословицы разных народов о человеке и его делах. | Личностные: проявлять интерес к чтению лирических произведений, эиоционально отзываться на прочитанное;принимать социальную роль учащегося; Познавательные: умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы; – находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами. Регулятивные: умеет организовать свое рабочее место и работу;сопоставляет свою работу Коммуникативные:оформляет свою мысль в устной речи; умеет задавать уточняющие вопросы; осознанно читает вслух и «про себя» | |||
7 | Проверочная работа по чтению | ||||
8 | Пословицы разных народов о человеке и его делах. | ||||
9 | В.И.Даль. Пословицы и поговорки русского народа. | ||||
10 | Н.Носов. Огурцы. | ||||
11 | Н.Носов. Огурцы. | ||||
12 | М.Зощенко. Не надо врать. | ||||
13 | М.Зощенко. Не надо врать. | ||||
14 | Л.Каминский. Сочинение. | Личностные:старается сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме; проявляет интерес к чтению, Познавательные:сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям; – находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе; – определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами. Регулятивные:умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства; сопоставляет свою работу с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным в классе. Коммуникативные:оформляет свою мысль в устной речи; обосновывает высказанное суждение; старается договариваться, уступать, находить общее | |||
15 | Отзыв на книгу. Обсуждение отзыва в группе. | ||||
16 | М.Зощенко. Через тридцать лет. | ||||
17 | Мы идем в библиотеку. Рассказы о детях. | ||||
18 | Н.Носов. Трудная задача. | ||||
19 | Притчи. | ||||
20 | В.Драгунский. Где это видано, где это слыхано... | ||||
21 | В.Драгунский. Где это видано, где это слыхано... Инсценирование. | ||||
22 | Маленькие и большие секреты страны Литературии (обобщение) | Личностные: проявляет заинтересованность в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов, интерес к чтению, ведению диалога с автором текста; – обнаруживает настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. Познавательные:сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям; – использует готовые и создает в сотрудничестве с другими учащимися и учителем знаково-символические средства для описания свойств и качеств изучаемых объектов; – находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе; – задает вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи (в рамках доступного); – определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами. Регулятивные:определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; – осваивает способы пооперационного контроля хода и результата действия Коммуникативные:старается договариваться, – осознанно читает вслух и «про себя» | |||
23 | Особенности волшебной сказки. | ||||
24 | Русская сказка. Иван-царевич и Серый Волк | + | |||
25 | Русская сказка. Иван-царевич и Серый Волк | ||||
26 | Русская сказка. Иван-царевич и Серый Волк | ||||
27 | В.Васнецов «Иван-царевич на Сером волке». Рассказ по картине | ||||
28 | Русская сказка. Летучий корабль | ||||
29 | Русская сказка. Летучий корабль | ||||
30 | Русская сказка. Летучий корабль | ||||
31 | Русская сказка. Морозко | ||||
32 | Русская сказка. Морозко | ||||
33 | Русская сказка. Белая уточка | ||||
34 | Русская сказка. По щучьему велению | ||||
35 | Русская сказка. По щучьему велению. Инсценирование | ||||
36 37 | Маленькие и большие секреты страны Литературии (обобщение) | ||||
Н.Некрасов. Славная осень | Личностные: проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой частной задачи, к чтению, ведению диалога с автором текста; обнаруживает настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. Познавательные:определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами; умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы; Регулятивные: определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; оценивает выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания; формировать умение спокойно относиться к затруднениям в учебной деятельности, грамотно их фиксировать и опыт самооценки. Коммуникативные:оформляет свою мысль в устной речи; обосновывает высказанное суждение; старается находить общее решение при работе в группе; осознанно читает вслух и «про себя» | Стр 144 — наиз. | |||
38 | Ф.Тютчев. Листья | ||||
39 | М.Пришвин. Осинкам холодно | ||||
40 | А.Фет. Осень | Стр 148 — наиз. | |||
41 | К.Паустовский. В саду уже поселилась осень... | ||||
42 | Я познаю мир. Энциклопедии и справочники | ||||
43 | К.Паустовский. Барсучий нос | ||||
44 | К.Паустовский. Барсучий нос | ||||
45 | К.Паустовский. Барсучий нос | ||||
46 | В.Берестов. Кошкин щенок | ||||
47 | Б.Заходер. Вредный кот | Личностные:проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой частной задачи, к чтению, ведению диалога с автором текста; обнаруживает настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности Познавательные: находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе; определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами. Регулятивные:формировать умение фиксировать прохождение 2 шагов учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной речи; умеет задавать уточняющие вопросы; осознанно читает вслух и «про себя» | |||
48 | В.Бианки. Приключения Муравьишки | ||||
49 | Создание текста по аналогии. Как муравьишке бабочка помогала добраться домой | ||||
50 | О.Полонский. Муравьиное царство | ||||
51 | Тим Собакин. Песни бегемотов | ||||
52 | Сборники произведений о природе. Журналы для детей. | ||||
53 | Д.Мамин-Сибиряк. Серая Шейка | ||||
54 | Д.Мамин-Сибиряк. Серая Шейка | Личностные: обнаруживает настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности; проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста. Познавательные:находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе; определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами. Регулятивные: формировать умение фиксировать прохождение 2 шагов учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона Коммуникативные:обосновывает высказанное суждение; способен при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнера; умеет задавать уточняющие вопросы; | |||
55 | Н.Носов. Карасик | ||||
56 | Н.Носов. Карасик | ||||
57 | М.Горький. Воробьишко | ||||
58 | М.Горький. Воробьишко. Инсценировка | ||||
59 | Проверочная работа по чтению | ||||
60 | Маленькие и большие секреты страны Литературии (обобщение) | ||||
61 | И.Бунин. Первый снег. В.Поленов. Ранний снег | Стр 149 — наиз. | |||
62 | И.Шишкин. Зимой в лесу. Устное сочинение по картине | ||||
63 | К.Бальмонт. Снежинка | Стр 151 — наиз. | |||
64 | Сборники произведений о природе | ||||
65 | Картины природы в произведениях живописи. И.Остроухов. Парк. А.Саврасов. Зима | Личностные:проявляет заинтересованность в получении консультации, совета по поводу улучшения учебных результатов, интерес к чтению, ведению диалога с автором текста Познавательные: находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе; определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами. Регулятивные:формировать умение применять правила работы в группах в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона; формировать умение спокойно относиться к затруднениям в учебной деятельности, грамотно их фиксировать и опыт самооценки.. Коммуникативные: умеет задавать уточняющие вопросы; способность при работе в паре контролировать действия партнера. | |||
66 | Маленькие и большие секреты страны Литературии (обобщение) | ||||
67 | Проверочная работа по чтению | ||||
68 | В.Берестов. А.С.Пушкин | ||||
69 | А.С.Пушкин. Утро | ||||
70 | А.С.Пушкин. Зимний вечер | Наиз. По выбору стр 6-7, 8-9 | |||
71 | И.Грабарь. Зимнее утро. Ю.Клевер. Закат солнца зимой. Зимний пейзаж с избушкой | ||||
72 | А.С.Пушкин. Опрятней модного паркета... П.Брейгель. Зимний пейзаж | ||||
73 | В.Суриков. Взятие снежного городка. Устное сочинение по картине | ||||
74 | А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его Славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди | ||||
75 | А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его Славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди | ||||
76 | А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его Славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди | ||||
77 | А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его Славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди | ||||
78 | А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его Славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди | Личностные:старается сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме; проявляет интерес к чтению, Познавательные:находит необходимую информацию в учебнике; умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы; определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте Регулятивные:определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;формировать умение спокойно относиться к затруднениям в учебной деятельности, грамотно их фиксировать и опыт самооценки. сопоставляет свою работу Коммуникативные:умеет задавать уточняющие вопросы; осознанно читает вслух и «про себя», умение разрешать конфликты со сверстниками (в рамках доступного). | |||
79 | А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его Славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди | ||||
80 | Сказки А.С.Пушкина | ||||
81 | И.Я.Билибин — иллюстратор сказок А.С.Пушкина | ||||
82 | И.А.Крылов. Викторина по басням | ||||
83 | И.А.Крылов. Слон и Моська | ||||
84 | И.А.Крылов. Чиж и голубь | ||||
85 | Л.Воронкова. Л.Н.Толстой | ||||
86 | Л.Толстой. Лев и собачка | ||||
87 | Л.Толстой. Лебеди | ||||
88 | Л.Толстой. Акула | ||||
89 | Л.Толстой. Как гуси Рим спасли | Личностные: проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой частной задачи, к чтению, ведению диалога с автором текста. Познавательные:находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе; определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами. Регулятивные: определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; учится высказывать свое предположение (версию), пробует предлагать способ его проверки; сопоставляет свою работу с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным Коммуникативные:оформляет свою мысль в устной речи; обосновывает высказанное суждение; старается договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе; | |||
90 | Л.Толстой. Волга и Вазуза | ||||
91 | Книги великих русских писателей. | ||||
92 | И.Крылов. Квартет. Инсценирование | ||||
93 | Маленькие и большие секреты страны Литературии (обобщение) | ||||
94 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Что такое согласие? | ||||
95 | Проверочная работа по чтению. | ||||
96 | Сказки литературные и народные | ||||
97 | В.Даль. Девочка Снегурочка | ||||
98 | В.Даль. Девочка Снегурочка | Личностные: проявляет заинтересованность в получении консультации, совета по поводу улучшения учебных результатов; проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста. Познавательные: находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе; задает вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи (в рамках доступного). Регулятивные:определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; сопоставляет свою работу Коммуникативные:оформляет свою мысль | |||
99 | В.Одоевский. Мороз Иванович | ||||
100 | В.Одоевский. Мороз Иванович | ||||
101 | В.Одоевский. Мороз Иванович | ||||
102 | Д.Мамин-Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича. Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу | ||||
103 | Д.Мамин-Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича. Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу | ||||
104 | Б.Заходер. Винни-Пух | ||||
105 | Р.Киплинг. Маугли | ||||
106 | Р.Киплинг. Маугли | ||||
107 | Р.Киплинг. Маугли | ||||
108 | Дж.Родари. Волшебный барабан | ||||
109. | Дж.Родари. Волшебный барабан | ||||
110. | Тим Собакин. Лунная сказка | ||||
111. | Ю.Коваль. Сказка о серебряном соколе | ||||
112. | С.Михалков. Упрямый козленок. инсценирование | ||||
113. | Маленькие и большие секреты страны Литературии (обобщение) | ||||
114. | Проверочная работа | ||||
115. | Б.Заходер. Что такое стихи | ||||
116. | И.Соколов-Микитов. Март в лесу | Личностные:обнаруживает настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности; проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста. Познавательные: находит необходимую информацию в дополнительной литературе; определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами. Регулятивные: определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; сопоставляет свою работу с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным в классе; оценивает выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной речи; обосновывает высказанное суждение; осознанно читает вслух и «про себя» | |||
117. | А.Майков. Весна. Е.Волков. В конце зимы. Е.Пурвит. Последний снег | Стр141-142 — наиз. | |||
118. | С.Есенин. Сыплет черемуха снегом... В.Борисов-Мусатов. Весна | ||||
119. | С.Есенин. С добрым утром! | Стр. 144 — наиз. | |||
120. | Ф.Тютчев. Весенняя гроза | Стр. 145 — наиз. | |||
121 | А.Толстой. Колокольчики мои, цветики степные... | ||||
122 | О.Высотская. Одуванчик. З.Александрова. Одуванчик | ||||
123 | М.Пришвин. Золотой луг | ||||
124 | А.Васнецов. После дождя. И.Шишкин. Дождь в дубовом лесу | ||||
125 | Саша Черный. Летом. А.Рылов. Зеленый шум | ||||
126 | Ф.Тютчев.В небе тают облака... А.Саврасов. Сосновый бор на берегу реки | ||||
127 | Сборники произведений о природе | ||||
128 | Г.Юдин. Поэты | ||||
129 | Я.Аким. Как я написал первое стихотворение | ||||
130 | Маленькие и большие секреты страны Литературии (обобщение) | ||||
131. | Маленькие и большие секреты страны Литературии | ||||
132. | |||||
133. | |||||
134. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы
Учебники
Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2ч. Ч.1. (Сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская)
Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2ч. Ч.2. (Сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская)
Методические пособия
Литературное чтение. Уроки чтения. 3 класс. М.В.Бойкина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. 2 класс УМК "Перспектива"
Программа ориентирована на использование следующих учебников:Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий. Литературное чтение. 2 класс; в 2 частях Москва «Просвещение»Т.Ю.Коти. Творческая тетрадь. 2...
Рабочая программа по литературному чтению, 1 класс, УМК "Перспектива"
Программа рассчитана на 20 часов, т.к. часть часо передана на литературное татарское чтение....
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс. УМК "Перспектива".
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс. УМК "Перспектива"....
УМК "Перспектива" рабочая программа по литературному чтению 4 класс
Рабочая программа Литературное чтение УМК "ПЕРСПЕКТИВА"4 класс Авторы: Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начальног...
УМК "Перспектива" рабочая программа по литературному чтению.4 класс
Рабочая программа по литературному чтению для 4 в класса .Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с рус...
УМК "Перспектива". Рабочая программа по литературному чтению, 3 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...