Рабочая программа по литературному чтению, 1 класс, УМК "Перспектива"
рабочая программа (1 класс) по теме
Программа рассчитана на 20 часов, т.к. часть часо передана на литературное татарское чтение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_1_kl_rab.prog_..doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Литературное чтение»
Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградова
1 класс. УМК «Перспектива»
Пояснительная записка
При составлении рабочей программы календарно – тематического и поурочного планирования по литературному чтению за основу взята программа для общеобразовательных учреждений (комплект «Перспектива» программы для начальной школы.Москва «Просвещение», 2011).
Обучение литературному чтению обеспечивается учебниками и пособиями: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградова «Литературное чтение» (в 2-х частях), Москва «Просвещение», 2011 г. Учебник «Литературное чтение» для 1 класса обеспечивают развитие речевой и читательской компетенции, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способности к творческой деятельности, освоение литературоведческих понятий. Материалы учебников предоставляет возможность для освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования и обеспечивают условия для индивидуального развития всех обучающихся.
Программа рассчитана на 20 часов, 2 часа в неделю.
Предлагаемый курс литературного чтения охватывает два ключевых направления:
— формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений;
— приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.
Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы.
Основные задачи курса:
- формирование у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение — это произведение словесного искусства;
- развитие воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного;
- формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой развиваются все остальные коммуникативно - речевые умения;
- преображение личности учащихся через чтение подлинно художественных классических произведений и формирование у учащихся нравственно-эстетического отношения к людям и окружающему миру;
- чтение разнообразных по жанру и тематике произведений расширяющие кругозор и формирующие познавательные интересы детей.
В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков детской литературы, произведения современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества, т. е. все то, что составляет золотой фонд детской литературы. Основным элементом содержания программы «Литературное чтение» являются художественные произведения.
Однако программой предусмотрено знакомство детей с научно-познавательными произведениями, в которых те или иные явления описываются иначе, чем в художественных текстах. Сравнение научно-познавательных и художественных произведений создает условия для более глубокого их понимания. Произведения для чтения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу, что дает возможность отразить в круге чтения разные, наиболее интересные для учащихся стороны жизни; познакомить детей с основными литературными жанрами: сказка, стихотворение, рассказ, басня, былина и драматическое произведение (в отрывках).
В программе указаны нормы скорости чтения, которые ученикам начальных классов следует освоить. Это связано с тем, что чтение — общеучебный навык, обеспечивающий успеваемость ребенка в средней школе.
В целом программа «Литературное чтение» обеспечивает развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, помогает ввести детей в мир художественной литературы, способствует воспитанию читательской культуры. Она проявляется в умении глубоко проникать в смысл читаемого, в умении выбрать достойную книгу для чтения и в желании постоянно читать художественную литературу. Культура чтения сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника.
Представленная на экспертизу завершенная предметная линия учебников «Литературное чтение» для 1 класса общеобразовательных учреждений разрабатывались с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта и направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов при изучении предмета «литературное чтение» в начальной школе.
При изучении курса литературного чтения по учебникам «Литературное чтение» для 1—4 классов авторов Л. Ф. Климановой, Л. А. Виноградской и др. достигаются следующие личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС.
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре других народов.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; принятие и освоение социальной роли обучающегося.
4. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
1. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
3. Умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
4. Умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет).
5. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создание текстов в устной и письменной формах.
6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей.
7. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; а также с уважением воспринимать другие точки зрения.
8. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2. Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
3. Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
4. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
5. Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Содержание программы учебного курса
1 КЛАСС (19 ч)
Круг детского чтения. Тематика
1. Жанровый блок. Знакомство детей с жанром сказки (русские народные сказки, сказки народов России). Загадки, пословицы, потешки, небылицы.
2. Тематический блок. Темы, посвященные семье и детям, их взаимоотношениям, общению с природой и миром животных. Учащиеся перечитывают произведения классиков детской литературы (К. Чуковский, С. Михалков, С. Маршак, А. Барто, Н. Носов).
Тематический блок включает юмористические стихи, рассказы, сказки, а также научно-познавательные тексты. Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения.
1. Развитие навыка чтения.
— Способ чтения: плавное, неторопливое чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных и трудных слов.
— Качества навыка чтения, обеспечивающие взаимосвязь чтения и понимания прочитанного: сознательное, правильное чтение слов, предложений, небольших текстов без пропусков и перестановок букв в словах. Чтение в темпе 30—40 слов в минуту.
2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.
— Полные ответы на вопросы по содержанию текста.
— Нахождение в тексте предложений, подтверждающих устное высказывание (мнение) ребенка.
— Пересказ знакомой сказки без пропусков и повторов частей текста.
— Воспроизведение содержания небольшого рассказа с опорой на иллюстрации или вопросы.
— Формирование умения сосредоточиться на чтении текста.
3. Воспитание культуры речи и чтения.
— Формирование умения слушать собеседника.
— Развитие звуковой культуры речи: умение громко, четко, орфоэпически правильно произносить слова в устной речи и при чтении.
— Развитие умения делать паузу в конце предложения, соблюдая интонацию различных типов предложения.
— Развитие грамматически правильной речи, ее эмоциональности и содержательности.
— Воспитание доброжелательного отношения и внимания к собеседнику — сверстнику и взрослому.
— Увеличение «поля» чтения: от чтения односложных слов к чтению двусложных слов при выполнении упражнения на целостное восприятие слов.
Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром.
1. Расширение опыта эстетического восприятия мира на основе наблюдений, использования произведений живописи и музыки.
— Формирование способности воспринимать красоту весенней природы; умение выразить свое отношение к ней. Отражение весеннего настроения в произведениях художников и музыкантов.
— Наблюдение за поведением и движениями животных, умение передать свои впечатления в устной речи и через рисунок.
— Сравнение художественных текстов о весне с произведениями живописцев
2. Слушание художественных произведений.
— Слушание сказок, стихотворений и рассказов в исполнении мастеров художественного слова. Побуждение к обмену впечатлениями от услышанного.
— Слушание и заучивание наизусть небольших стихотворений о весне, детях, животных.
3. Перечитывание художественного произведения и его анализ.
— Высказывание собственного мнения о прочитанном, умение эмоционально откликаться на прочитанное.
— Соотнесение содержания произведения с иллюстрациями к нему.
— Нахождение в художественном произведении отрывков, созвучных иллюстрациям.
— Воспитание внимательного отношения к авторскому слову в художественном тексте.
— Наблюдение за языком художественного произведения (с помощью учителя). Нахождение слов, помогающих ярко и точно изобразить природу.
— Понимание значения слов и выражений исходя из контекста. Сопоставление синонимов.
— Умение назвать героев (действующих лиц) произведения; найти в тексте слова, характеризующих их.
4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.
— Воспроизведение диалоговых сцен из прочитанных произведений.
— Сравнение сказок разных авторов с одним и тем же сюжетом.
— Придумывание своего варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).
— Умение различать сказку, рассказ и стихотворение (на практическом уровне).
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны знать:
— наизусть 3—4 стихотворных произведения классиков русской литературы;
— автора и заглавие 3—4 прочитанных книг;
— имена и фамилии 3—4 писателей, произведения которых читали в классе.
Учащиеся должны уметь:
— читать небольшой текст плавно целыми словами с элементами послогового чтения;
— читать текст в темпе не менее 30 слов в минуту; соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого;
— отвечать на вопросы к прочитанному тексту;
— воспроизводить содержание эпизода или ситуацию из текста с опорой на вопросы и иллюстрации к нему;
— высказать свое отношение к прочитанному.
Литературное чтение. Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева. 1 класс. УМК «Перспектива»
№ | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Кол-во часов | Кален-дарн. сроки | Планируемые результаты | Контрольноизмерит. материалы | |||
Знания, умения | Общие учебные умения, навыки и способы деятельности (УУД) | |||||||
Книги - мои друзья (4 ч) | ||||||||
1 | Книги — мои друзья С.Маршак «Новому читателю». Возникновение письменности. | 1ч | -уметь читать тексты в медленном и ускоренном темпе. - уметь внимательно рассматривать иллюстрации в учеб- нике и получать необходимую информацию | Личностные: -формирование позитивного отношения к чтению, к книге. Регулятивные: - освоение способов выбора книг, умение выбрать нужный источник информации. Познавательные: совершенствование навыка чтения, умение отбирать нужную информацию, - работа с текстом - построение высказывания с элементами рассуждения и доказательством Коммуникативные: -формирование конструктивных способов взаимодействия с книгой; - принятие разных мнений. Познавательные : - смысловое чтение - поиск ответов на вопросы в тексте - построение речевого высказывания -постановка проблемы -построение рассуждения Личностные : - нравственно- этическое оценивание | ||||
2 | Знакомство с библиотекой. Читалочка – обучалочка. | 1ч | -знать, что такое библиотека -знать рекомендательный списком книг; -уметь выбирать книги, ориентируясь на тематические указатели книг; -уметь работать в библиотеке с книгой; | Проверка техники чтения. | ||||
3 | Мои любимые писатели. Знакомство с творчеством А.С. Пушкина. | 1ч | -знать стихи и сказки А. Пушкина; -уметь читать произведения А. Пушкина нетороп- ливо, воссоздавая в своем воображении сказочные образы, прислушиваясь к звучанию стиха А. Пушкина. | |||||
4 | Наш театр. К. Чуковский «Айболит» | 1ч | -знать сказки К. Чуковского; -уметь инсценировать отрывок из сказки «Айболит»; -уметь выделять слова автора и действующих лиц; -уметь читать выразительно, передавая свое отношение к содержанию читаемого текста. | |||||
Радуга-дуга (2 ч) | ||||||||
5 | Песенки русского народа и разных народов. Загадки, пословицы и поговорки. | 1ч | -знать произведения малых фольклорных жанров : пословицы, поговорки, загадки; -уметь отгадывать загадки, сравнивать предмет загадки и предмет отгадки, выделять признаки предмета, на которые указывает загадка; | Личностные: -формирование позитивного отношения к чтению. Регулятивные: -освоение способов работы с книгой. Познавательные: -умение различать пословицы и поговорки, формирование навыка выразительного чтения. Коммуникативные: -умение взаимодействовать в парах и группах, распределять роли в игре и инсценировках. | ||||
6 | Читалочка- обучалочка. «Перчатки» (англ. народная песня) | 1ч | -уметь сравнивать фольклорные песенки разных народов, видеть в них общее; | |||||
Здравствуй, сказка (5 ч) | ||||||||
7 | Узнай сказку. Жили-были буквы. | 1ч | -знать понятия: сказка авторская и народная -уметь высказывать собственное мнение о прочитанных сказках и рассказывать их по серии иллюстрац; -уметь придумывать иное окончание сказки, - уметь составлять представление о персонаже(его характеристику) на основе его поступков; -знать нравственные понятия: добро, зависть, злость, ложь, милосердие; -знать особенности народных сказок России -уметь сравнивать сказки со сходным содержанием, видеть сходство и различие; -уметь представлять настроение персонажей, их характеры, осмысли-вать их поступки; | Личностные: формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. Регулятивные: освоение способов выбора книг, умение выбрать нужный источник информации. Познавательные: умение отличать сказку от других литературных произведений, совершенствование навыка чтения, умение отбирать нужную информацию. Коммуникативные: формирование конструктивных способов взаимодействия с книгой. | ||||
8 | Авторские и народные сказки. | 1ч | ||||||
9 | «Лиса, заяц и петух» (русская народная сказка) | 1ч | ||||||
10 | Л.Пантелеев «Две лягушки». | 1ч | ||||||
111 | Сказки народов России. | 1ч | ||||||
Люблю все живое (2 ч) | ||||||||
12 | В. Лунин «Никого не обижай». Стихи Е. Благининой, И. Токмаковой. | 1ч | -умение работать с книгой; - умение выраз-но читать тексты; - умение находить слова, характеризующие героя; | Личностные: формировать умение представлять своё творчество. Регулятивные: контролировать и объективно оценивать свои действия. Познавательные: анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихи. Коммуникативные: формировать умение работать в парах и группах. | ||||
13 | В. Бианки «Разговор птиц в конце лета». С Михалков «Зяблик». | 1ч | -умение находить слова, которые используют поэты для передачи звуков природы; - умение работать в паре; -умение выразительно читать стихотворение. | |||||
Хорошие соседи, счастливые друзья (3 ч) | ||||||||
14 | С. Михалков «Песенка друзей» . Песня «Когда мои друзья со мной». | 1ч | -уметь различать, что хорошо, а что плохо, -уметь давать оценку поступкам; - умение характеризовать героев, опираясь на их речь и поступки _ уметь видеть отношение автора к своим героям; | Личностные: -представлять своё творчество. Регулятивные: -контролировать и объективно оцени вать свои действия. Познавательные: -анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихотворения. Коммуникативные: -уметь работать в парах и группах. | ||||
15 | Е. Пермяк «Самое страшное». В. Осеева «Хорошее». | 1ч | -умения определять основную (главную) мысль произведения; - умение вчитываться в текст, подниматься от осмысления содержания к главной мысли произведения, -умения сравнивать произведения по теме, содержанию и главной мысли; | |||||
16 | Э. Шим «Брат и младшая сестра». В Лунин «Велосипедист». | 1 ч | умения определять основную (главную) мысль произведения; - умение вчитываться в текст, подниматься от осмысления содержания к главной мысли произведения, -умения сравнивать произведения по теме, содержанию и главной мысли; | |||||
Край родной, навек любимый (3 ч) | ||||||||
17 | П. Воронько «Лучше нет родного края». А. Плещеев «Весна». | 1ч | Знать поэтов и их произведения. -умение чувствовать настроение, выраженное в стихотворениях русских поэтов, размышлять над их содержанием; - умение сравнивать произведения словесного и изобразительного ис-кусства, находить общее и различное; -умение улавливать основную мысль произведения; | Личностные: -представлять своё творчество. Регулятивные: -контролировать и объективно оценивать свои действия. Коммуникативные - развитие монологической речи Познавательные -анализ, - сравнение, -выразительное чтение, -построение речевого высказывания, -поиск ответов на вопросы, -смысловое чтение, -создание алгоритма действия. | ||||
18 | Стихотворения русских поэтов о родной природе. | 1ч | -умение сравнивать стихотворения разных поэтов по содержанию и настроению; -уметь создавать голосом эмоциональный тон стихотворения; _ уметь находить в стихах слова, указывающие на от- ношение поэта, его настроение. -умение составлять рассказы о своей семье, родителях, -умение передавать в слове свое отношение к ним; | |||||
19 | Чтение произведений о самых родных людях. «Родина любимая, что мать родимая» | 1ч | Проверка техники чтения. | |||||
Сто фантазий (1 ч) | ||||||||
20 | Р.Сеф «Совершенно не понятно». Ю. Мориц «Сто фантазий» | 1ч | умение сравнивать стихотворения разных поэтов по содержанию и настроению; -уметь создавать голосом эмоциональный тон стихотворения; |
Литература и средства обучения, в том числе электронные образовательные ресурсы.
1. Л.Ф.Климанова; Л.А.Виноградская; В.Г.Горецкий. Литературное чтение. 1 класс (1-4). М.: «Просвещение», 2011г. в 2-х частях.
2.Л.Ф.Климанова; Т.Ю. Коти. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 1 класс. М.: «Просвещение», 2011г.
3. Л.Ф.Климанова. Читалочка. Дидактический материал. М.: «Просвещение», 2011г.
4.Л.Ф.Климанова. Уроки чтения. 1 класс. Методическое пособие. М.: «Просвещение», 2010г.
5. Сказочный домик: народные сказки. Электронная коллекция сказок народов мира (http://www.skazkihome.info/)
6. Русские пословицы: интерактивный тест (тест на знание русских пословиц, задания различного уровня сложности для разных возрастных групп школьников) (http://www.kokch.kts.ru/stars/ind8r.htm)
7. Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);
8. Русская виртуальная библиотека. www. rvb. ru
9. Kidsbook: электронная библиотека.
(Классификация книг для детей по автору, по жанру, по циклам и сериям. Новинки детской литературы и старые детские книги.) http://kidsbook.narod.ru/
10. Ханс Кристиан Андерсен: биография и творчество великого сказочника (
Автобиография, фотографии, портреты писателя. Подборка произведений Х.К. Андерсена. Литература об Андерсене) http://www.sky-art.com/andersen/index.htm
11. Дважды пять: детская библиотека.
(Электронная библиотека для детей: сборник детских сказок, рассказов и стихов.) http://ten2x5.narod.ru/biblio.htm
12. Русская и зарубежная литература для школы: коллекция
(Коллекция электронных версий литературных произведений, изучаемых в школе. Ссылки на электронные библиотеки.) http://litera.edu.ru
13. Большая детская библиотека.
(Zip-библиотека детской литературы на сервере Kid.ru.) http://www.kid.ru/index3.php3
14. Детская литература на Куличках.
(Электронная коллекция детской литературы: стихи, сказки, колыбельные, поговорки, скороговорки.) http://baby.kulichki.net/index_lit.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...