УМК "Перспектива" рабочая программа по литературному чтению.4 класс
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему

Гончар Кристина Анатольевна

Рабочая программа по литературному чтению для 4 в класса .Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения, программы по литературному чтению для 1- 4 классов начальной школы по образовательной системе «Перспектива» Климановой Л. Ф., Бойкиной М. В. с учетом учебника по литературному чтению для 4 класса Климановой Л. Ф., Виноградской Л. А., Бойкиной М. В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4v_lit-ra.docx41.27 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Книга в мировой культуре – 5 ч

 Продолжает содержание аналогичных разделов 1, 2, 3 классов «Любите книгу», «Книги – мои друзья». Изучаемый раздел включает высказывания известных русских и зарубежных писателей о книге, произведения древнерусской литературы («Из Повести временных лет»), материал по истории книги (книги на папирусе, книги из берѐсты, пергамента), материал о современных книгах, в том числе и электронных. Основные понятия раздела: библиотека, летопись, летописец, папирусная книга, берестяные грамоты, книги из пергамента, буквица. Основными методическими задачами уроков этого раздела являются: знакомство с историей книги, определение еѐ роли в мировой культуре; умения находить нужную книгу в библиотеке по заданному параметру, составлять на книгу библиографическую карточку.

Истоки литературного творчества – 16 ч 

Продолжает раздел 1 класса «Здравствуй, сказка!», раздел 2 класса «Мир народной сказки» и раздел 3 класса «Волшебная сказка». Основные понятия раздела: виды народного творчества, Библия, Священное Писание, библейские сюжеты, притча, былина, миф, постоянный эпитет. Основной методической задачей уроков этого раздела является определение специфических особенностей жанров литературы: миф, притча, былина.

О Родине, о подвигах, о славе – 18 ч

 Включает научно- познавательные и художественные произведения о военных событиях, репродукции картин Н. Бута, А. Дейнеки, М. Авилова, А. Бубнова и фотографии военных лет. Основные понятия: духовно- нравственные ценности и понятия (благородство, ответственность, геройство, подвиг, настоящий герой, поступок) Основной методической задачей уроков этого раздела является формирование на основе художественных текстов чувства гордости за свой народ.любви к Родине, ответственности за совершаемые поступки.

Жить по совести, любя друг друга – 15 ч

Продолжает аналогичные разделы 1,2,3 классов. Изучаемый раздел включает произведения отечественных авторов о детях и для детей. Каждое произведение писателя – это опыт его жизни, его переживания. Читая эти произведения, учащиеся размышляют, похожи ли сверстники, жившие много лет назад, на них; как складывались их отношения с учителями, с родителями. Ребята учатся понимать, что словом можно поддержать или огорчить. Вместе со взрослыми они обсудят, что такое ответственность, взаимопонимание, уважение к старшему, любовь, сопереживание. Основные понятия раздела: духовно-нравственные ценности и понятия (ответственность в семье, взаимопонимание, уважение к старшему, любовь, сопереживание, послушание, благородство, сострадание) Основной методической задачей уроков этого раздела является формирование на основе художественных произведений ответственности, чувства справедливости, сострадания.

Литературная сказка – 17 ч

Продолжает раздел 1 класса «Здравствуй, сказка!», раздел 2 класса «Мир народной сказки» и раздел 3 класса «Волшебная сказка» Изучаемый раздел включает биографический материал о зарубежных писателях братьях Гримм, Ш.Перро, Г.Х. Андерсене и их произведения. Основные понятия раздела: сказка, литературная сказка, герои литературных сказок, переводная литература, аналогичные сюжеты сказок. Основными методическими задачами уроков этого раздела являются: знакомство с зарубежной литературной сказкой; выявление основных еѐ особенностей; сравнивание сказок с похожими сюжетами.

Великие русские писатели – 28 ч

Продолжает аналогичный раздел 3 класса. Он включает произведения известных русских писателей Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Основные понятия раздела: сказка, рассказ, лирическое стихотворение, средства художественной выразительности (олицетворение, метафора, эпитет). Основной методической задачей уроков этого раздела является знакомство учащихся с русской классической литературой. Кроме того, учащиеся на примере работы с классическими художественными произведениями учатся: - определять специфические особенности жанра литературной сказки («Сказка о мѐртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина); - сравнивать литературную сказку с народной сказкой; - определять особенности жанра рассказа на примере произведений Л.Т. Толстого; - определять особенности лирического стихотворения на примере стихотворений М.Ю. Лермонтова, а также средства художественной выразительности (олицетворение, эпитет, сравнение).

Литература как искусство слова – 1 ч

Является новым в 4 классе. В нѐм представлен материал для самостоятельной работы учащихся и проведения проверочных работ в течение и в конце учебного года.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Освоение  программы «Литературное чтение»  4 класс обеспечивает достижение  следующих  результатов:

Личностные результаты

1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

5. Формирование эстетических чувств

6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

Регулятивные: 

1.Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно.  Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

2.Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

3.Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

4.Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

5.Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: 

1.Развитие умения размышлять над прочитанным, формирование потребности перечитать текст для нахождения в нем слов, подтверждающих собственные высказывания.

2.Умение выбирать слова, характеризующие героя (его внешний вид, поступки, речь), понять отношение автора к герою (с помощью учителя); сформировать свое отношение к поступкам героев.

3.Развитие умения эстетического переживания; умения откликаться на произведение искусства, подмечать красоту и образность художественного слова.

4. Сравнение авторского описания красоты природы (цветка, птицы, облака, неба и т. д.) с собственным сравнением.

5. Активизация воображения, фантазии ребенка с помощью вопросов «На что похож данный предмет?», «С чем можно его сравнить?».

6.Нахождение в тексте с помощью учителя образных выражений, сравнений, эпитетов (без терминов).

7.Развитие умения воспроизводить словесное описание места действия, предметов и т. д. (из прочитанного произведения).

8. Формирование умения составлять словесное описание героя (персонажа).

Коммуникативные:

1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

2.Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

3.Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

4.Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

5.Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Предметные результаты

1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.

2. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.

3. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

4. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

5. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

знать:

• наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

• названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей, не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).

уметь:

• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;

•  передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение; использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);

  • составлять план к прочитанному; делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;

• определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать иллюстрации и тексты; вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования; выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;  

• ставить вопросы к прочитанному;

• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;

• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

должны

• освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);

• принимать участие в конкурсах чтецов;

• владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту; понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.  

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Дата

Раздел

Тема урока

Количество часов

I четверть

25ч.

01.09

Книга в мировой культуре (5ч.)

Высказывания о книгах известных людей.

1

05.09

Из Повести временных лет. Летописец Нестор. М. Горький.

О книгах.

1

06.09

Маленькая энциклопедия книги.

1

08.09

Удивительная находка.

1

12.09

Экскурсия в библиотеку.

1

13.09

Истоки литературного творчества (16ч.)

Пословицы разных народов. Сочинение на тему: «Какие ценности переданы в народной мудрости»

1

15.09

Библия. Из книги Притчей Соломоновых.

1

19.09

Контрольная работа за курс 3 класса. 

1

20.09

Работа над ошибками.

Притча о сеятеле. Милосердный самарянин

1

22.09

Былины. Исцеление Ильи Муромца.

1

26.09

Былины.  Ильины три поездочки.

1

27.09

Сравнение поэтического и прозаического текстов былины.

1

29.09

Славянский миф. Особенности мифа.

1

03.10

Мифы Древней Греции. Деревянный конь.

1

04.10

Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества.

1

06.10

Самостоятельное чтение. Тайская народная сказка. Болтливая птичка.

1

10.10

Немецкая народная сказка. Три бабочки.

1

11.10

Семейное чтение. Царь и кузнец. Притча. Шрамы на сердце.

1

13.10

Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе.

1

17.10

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

18.10

Вводный урок по содержанию раздела. Пословицы о Родине.

1

20.10

О Родине, о подвигах, о славе (18ч.)

К.Ушинский. Отечество. В. Песков. Отечество. Сравнение текстов о Родине.

1

24.10

Н. Языков. Мой друг! Что может быть милей…

1

25.10

А.Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский. Русь. Сравнение произведений художественной литературы и живописи.

1

27.10

Александр Невский.

1

II четверть

24ч.

07.10

Н.Кончаловская Слово о побоище Ледовом

1

08.11

Дмитрий Донской. Куликовская битва.

1

10.11

Куликовская битва.

1

14.11

Михаил Кутузов. Ф. Глинка. Солдатская песнь.

1

15.11

Великая Отечественная война 1941- 1945 годов. Р. Рождественский. Реквием.

1

17.11

А. Приставкин. Портрет отца.

1

21.11

Е. Благинина. Папе на фронт.

1

22.11

Сочинение. Письмо на фронт

1

24.11

Мы идём в библиотеку. Историческая литература для детей.

1

28.11

С.Фурин. Чтобы солнышко светило. В. Орлов. Разноцветная планета.

1

29.11

Семейное чтение. Ф. Семяновский. Фронтовое детство.

1

01.12

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

05.12

Обобщение по разделу.

Творческий проект на тему « Нам не нужна война»

1

06.12

А.К. Толстой. Детство Никиты.

1

08.12

Жить по совести, любя друг друга (15ч.)

А.К. Толстой. Детство Никиты. Герои рассказа.

1

12.12

А.К. Толстой. Детство Никиты. Герои рассказа.

1

13.12

И.Суриков. Детство.

1

15.12

А.Гайдар. Тимур и его команда.

1

19.12

А.Гайдар. Тимур и его команда.

1

20.12

М.Зощенко. Самое главное.

1

22.12

М.Зощенко. Самое главное 

1

26.12

И.Пивоварова. Смеялись мы - хи-хи…

1

27.12

Н.Носов. Дневник  Коли Синицына.

1

29.12

Мы идём в библиотеку. Создание выставки «Писатели - детям».

1

III четверть

29ч.

12.01

Самостоятельное чтение. Н.Носов. Метро.

1

16.01

Семейное чтение. В. Драгунский. …Бы.

1

17.01

Наш театр. Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома.

1

19.01

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

23.01

Вильгельм и Якоб Гримм – собиратели немецких народных сказок.

1

24.01

Литературная сказка (17ч.)

Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов.

1

26.01

Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов.

1

30.01

Шарль Перро. Мальчик – с – пальчик.

1

31.01

Шарль Перро. Мальчик – с – пальчик.

1

02.02

Шарль Перро. Спящая красавица.

1

06.02

Сказки Г.- Х. Андерсена Г.- Х.

1

07.02

Отзыв на книгу Г.- Х. Андерсена. Дикие лебеди.

1

09.02

Г.- Х. Андерсен. Пятеро из одного сундучка

1

13.02

Г.- Х. Андерсен. Чайник.

1

14.02

Сочинение. Создание сказки по аналогии.

1

16.02

Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных писателей.

1

20.02

Самостоятельное чтение. И. Токмакова. Сказочка о счастье.

1

21.02

Семейное чтение. С.Аксаков. Аленький цветочек.

1

27.02

Ш.Перро. Красавица и Чудовще. Сравнение сказок.

1

28.02

Наш театр. Э. Хогарт. Марфин печёт пирог.

1

02.03

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

06.03

А.С.Пушкин. Стихотворения и сказки.

1

07.03

Великие русские писатели (28ч.)

А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.

1

09.03

А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.

1

13.03

А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.

1

14.03

А.С.Пушкин. Осень.

1

16.03

А.С.Пушкин. Гонимы вешними лучами…

1

20.03

Ф.И. Тютчев. Ещё земли печален вид…

1

21.03

И.Козлов. Вечерний звон.

1

IV четверть

22ч.

03.04

Сочинение по картине И. Левитана. «Вечерний звон»

1

04.04

М.Ю. Лермонтов. Рождение стихов.

1

06.04

М.Ю. Лермонтов. Горные вершины. Гёте. Перевод В. Брюсова.

1

10.04

М.Ю. Лермонтов. Тифлис.  Дары Терека.

1

11.04

М.Ю. Лермонтов. Крестовая гора. Утёс.

1

13.04

М.Ю. Лермонтов. Песня о царе Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца

1

17.04

М.Ю. Лермонтов. Бородино.

1

18.04

Л. Н. Толстой. Maман (из повести «Детство»).

1

20.04

Л. Н. Толстой. Ивины.

1

24.04

И.Никитин. Вечер ясен и тих…

1

25.04

И.Никитин. Когда закат прощальными лучами…

1

27.04

И. Бунин.  Гаснет  вечер, даль синеет…

1

04.05

И. Бунин. Ещё и холоден и сыр…

1

11.05

Н.Некрасов. Мороз, Красный нос.

1

15.05

Проект. Мы идём в музей.

1

16.05

Самостоятельное чтение.

Л.Н. Толстой. Был русский князь Олег. Басни.

1

18.05

Семейное чтение. Л.Н. Толстой. Петя Ростов.

1

22.05

Контрольная работа за курс начального общего образования.

1

23.05

Работа над ошибками.

Л.Н. Толстой. Петя Ростов.

1

25.05

Наш театр. И.А. Крылов. Ворона и лисица.

1

29.05

Маленькие и большие секреты страны  Литературии.

1

30.05

Литература как искусство слова. (1ч.)

Литература как искусство слова. Обобщение

1

Годовой учебный график 4 «В» класса по литературному чтению на 2016/2017 учебный год

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

25

24

29

22

100

К/р. –  1

Практич. –  1

Практич. –  2

Практич. –  1

К/р. –  1

Практич. –  1

К/р. –  2

Практич. –  5

        Рабочая программа по литературному чтению для 4 в класса МБОУ города Ростова - на - Дону «Школа № 81» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рабочая программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения, программы по литературному чтению для 1- 4 классов начальной школы по образовательной системе «Перспектива» Климановой Л. Ф., Бойкиной М. В. с учетом учебника по литературному чтению для 4 класса Климановой Л. Ф., Виноградской Л. А., Бойкиной М. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая учебная программа по литературному чтению для 4 класса, I образовательная ступень Составлена на основе авторской программы по литературному чтению Р.Н. Бунеева , Е.В. Бунеевой,

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего  образования на основе авторской программы УМК «Школа 2100»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...