УМК "Перспектива" рабочая программа по литературному чтению.4 класс
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению для 4 в класса .Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения, программы по литературному чтению для 1- 4 классов начальной школы по образовательной системе «Перспектива» Климановой Л. Ф., Бойкиной М. В. с учетом учебника по литературному чтению для 4 класса Климановой Л. Ф., Виноградской Л. А., Бойкиной М. В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4v_lit-ra.docx | 41.27 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Книга в мировой культуре – 5 ч
Продолжает содержание аналогичных разделов 1, 2, 3 классов «Любите книгу», «Книги – мои друзья». Изучаемый раздел включает высказывания известных русских и зарубежных писателей о книге, произведения древнерусской литературы («Из Повести временных лет»), материал по истории книги (книги на папирусе, книги из берѐсты, пергамента), материал о современных книгах, в том числе и электронных. Основные понятия раздела: библиотека, летопись, летописец, папирусная книга, берестяные грамоты, книги из пергамента, буквица. Основными методическими задачами уроков этого раздела являются: знакомство с историей книги, определение еѐ роли в мировой культуре; умения находить нужную книгу в библиотеке по заданному параметру, составлять на книгу библиографическую карточку.
Истоки литературного творчества – 16 ч
Продолжает раздел 1 класса «Здравствуй, сказка!», раздел 2 класса «Мир народной сказки» и раздел 3 класса «Волшебная сказка». Основные понятия раздела: виды народного творчества, Библия, Священное Писание, библейские сюжеты, притча, былина, миф, постоянный эпитет. Основной методической задачей уроков этого раздела является определение специфических особенностей жанров литературы: миф, притча, былина.
О Родине, о подвигах, о славе – 18 ч
Включает научно- познавательные и художественные произведения о военных событиях, репродукции картин Н. Бута, А. Дейнеки, М. Авилова, А. Бубнова и фотографии военных лет. Основные понятия: духовно- нравственные ценности и понятия (благородство, ответственность, геройство, подвиг, настоящий герой, поступок) Основной методической задачей уроков этого раздела является формирование на основе художественных текстов чувства гордости за свой народ.любви к Родине, ответственности за совершаемые поступки.
Жить по совести, любя друг друга – 15 ч
Продолжает аналогичные разделы 1,2,3 классов. Изучаемый раздел включает произведения отечественных авторов о детях и для детей. Каждое произведение писателя – это опыт его жизни, его переживания. Читая эти произведения, учащиеся размышляют, похожи ли сверстники, жившие много лет назад, на них; как складывались их отношения с учителями, с родителями. Ребята учатся понимать, что словом можно поддержать или огорчить. Вместе со взрослыми они обсудят, что такое ответственность, взаимопонимание, уважение к старшему, любовь, сопереживание. Основные понятия раздела: духовно-нравственные ценности и понятия (ответственность в семье, взаимопонимание, уважение к старшему, любовь, сопереживание, послушание, благородство, сострадание) Основной методической задачей уроков этого раздела является формирование на основе художественных произведений ответственности, чувства справедливости, сострадания.
Литературная сказка – 17 ч
Продолжает раздел 1 класса «Здравствуй, сказка!», раздел 2 класса «Мир народной сказки» и раздел 3 класса «Волшебная сказка» Изучаемый раздел включает биографический материал о зарубежных писателях братьях Гримм, Ш.Перро, Г.Х. Андерсене и их произведения. Основные понятия раздела: сказка, литературная сказка, герои литературных сказок, переводная литература, аналогичные сюжеты сказок. Основными методическими задачами уроков этого раздела являются: знакомство с зарубежной литературной сказкой; выявление основных еѐ особенностей; сравнивание сказок с похожими сюжетами.
Великие русские писатели – 28 ч
Продолжает аналогичный раздел 3 класса. Он включает произведения известных русских писателей Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Основные понятия раздела: сказка, рассказ, лирическое стихотворение, средства художественной выразительности (олицетворение, метафора, эпитет). Основной методической задачей уроков этого раздела является знакомство учащихся с русской классической литературой. Кроме того, учащиеся на примере работы с классическими художественными произведениями учатся: - определять специфические особенности жанра литературной сказки («Сказка о мѐртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина); - сравнивать литературную сказку с народной сказкой; - определять особенности жанра рассказа на примере произведений Л.Т. Толстого; - определять особенности лирического стихотворения на примере стихотворений М.Ю. Лермонтова, а также средства художественной выразительности (олицетворение, эпитет, сравнение).
Литература как искусство слова – 1 ч
Является новым в 4 классе. В нѐм представлен материал для самостоятельной работы учащихся и проведения проверочных работ в течение и в конце учебного года.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Освоение программы «Литературное чтение» 4 класс обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты
1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
5. Формирование эстетических чувств
6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
1.Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
2.Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
3.Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
4.Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
5.Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные:
1.Развитие умения размышлять над прочитанным, формирование потребности перечитать текст для нахождения в нем слов, подтверждающих собственные высказывания.
2.Умение выбирать слова, характеризующие героя (его внешний вид, поступки, речь), понять отношение автора к герою (с помощью учителя); сформировать свое отношение к поступкам героев.
3.Развитие умения эстетического переживания; умения откликаться на произведение искусства, подмечать красоту и образность художественного слова.
4. Сравнение авторского описания красоты природы (цветка, птицы, облака, неба и т. д.) с собственным сравнением.
5. Активизация воображения, фантазии ребенка с помощью вопросов «На что похож данный предмет?», «С чем можно его сравнить?».
6.Нахождение в тексте с помощью учителя образных выражений, сравнений, эпитетов (без терминов).
7.Развитие умения воспроизводить словесное описание места действия, предметов и т. д. (из прочитанного произведения).
8. Формирование умения составлять словесное описание героя (персонажа).
Коммуникативные:
1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
2.Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
3.Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
4.Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
5.Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Предметные результаты
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
2. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
3. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
4. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
5. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
знать:
• наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
• названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей, не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).
уметь:
• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
• передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение; использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);
• составлять план к прочитанному; делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
• определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать иллюстрации и тексты; вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования; выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
• ставить вопросы к прочитанному;
• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;
• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
должны
• освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);
• принимать участие в конкурсах чтецов;
• владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту; понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
№ | Дата | Раздел | Тема урока | Количество часов | |
I четверть | 25ч. | ||||
01.09 | Книга в мировой культуре (5ч.) | Высказывания о книгах известных людей. | 1 | ||
05.09 | Из Повести временных лет. Летописец Нестор. М. Горький. О книгах. | 1 | |||
06.09 | Маленькая энциклопедия книги. | 1 | |||
08.09 | Удивительная находка. | 1 | |||
12.09 | Экскурсия в библиотеку. | 1 | |||
13.09 | Истоки литературного творчества (16ч.) | Пословицы разных народов. Сочинение на тему: «Какие ценности переданы в народной мудрости» | 1 | ||
15.09 | Библия. Из книги Притчей Соломоновых. | 1 | |||
19.09 | Контрольная работа за курс 3 класса. | 1 | |||
20.09 | Работа над ошибками. Притча о сеятеле. Милосердный самарянин | 1 | |||
22.09 | Былины. Исцеление Ильи Муромца. | 1 | |||
26.09 | Былины. Ильины три поездочки. | 1 | |||
27.09 | Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. | 1 | |||
29.09 | Славянский миф. Особенности мифа. | 1 | |||
03.10 | Мифы Древней Греции. Деревянный конь. | 1 | |||
04.10 | Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества. | 1 | |||
06.10 | Самостоятельное чтение. Тайская народная сказка. Болтливая птичка. | 1 | |||
10.10 | Немецкая народная сказка. Три бабочки. | 1 | |||
11.10 | Семейное чтение. Царь и кузнец. Притча. Шрамы на сердце. | 1 | |||
13.10 | Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе. | 1 | |||
17.10 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. | 1 | |||
18.10 | Вводный урок по содержанию раздела. Пословицы о Родине. | 1 | |||
20.10 | О Родине, о подвигах, о славе (18ч.) | К.Ушинский. Отечество. В. Песков. Отечество. Сравнение текстов о Родине. | 1 | ||
24.10 | Н. Языков. Мой друг! Что может быть милей… | 1 | |||
25.10 | А.Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский. Русь. Сравнение произведений художественной литературы и живописи. | 1 | |||
27.10 | Александр Невский. | 1 | |||
II четверть | 24ч. | ||||
07.10 | Н.Кончаловская Слово о побоище Ледовом | 1 | |||
08.11 | Дмитрий Донской. Куликовская битва. | 1 | |||
10.11 | Куликовская битва. | 1 | |||
14.11 | Михаил Кутузов. Ф. Глинка. Солдатская песнь. | 1 | |||
15.11 | Великая Отечественная война 1941- 1945 годов. Р. Рождественский. Реквием. | 1 | |||
17.11 | А. Приставкин. Портрет отца. | 1 | |||
21.11 | Е. Благинина. Папе на фронт. | 1 | |||
22.11 | Сочинение. Письмо на фронт | 1 | |||
24.11 | Мы идём в библиотеку. Историческая литература для детей. | 1 | |||
28.11 | С.Фурин. Чтобы солнышко светило. В. Орлов. Разноцветная планета. | 1 | |||
29.11 | Семейное чтение. Ф. Семяновский. Фронтовое детство. | 1 | |||
01.12 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. | 1 | |||
05.12 | Обобщение по разделу. Творческий проект на тему « Нам не нужна война» | 1 | |||
06.12 | А.К. Толстой. Детство Никиты. | 1 | |||
08.12 | Жить по совести, любя друг друга (15ч.) | А.К. Толстой. Детство Никиты. Герои рассказа. | 1 | ||
12.12 | А.К. Толстой. Детство Никиты. Герои рассказа. | 1 | |||
13.12 | И.Суриков. Детство. | 1 | |||
15.12 | А.Гайдар. Тимур и его команда. | 1 | |||
19.12 | А.Гайдар. Тимур и его команда. | 1 | |||
20.12 | М.Зощенко. Самое главное. | 1 | |||
22.12 | М.Зощенко. Самое главное | 1 | |||
26.12 | И.Пивоварова. Смеялись мы - хи-хи… | 1 | |||
27.12 | Н.Носов. Дневник Коли Синицына. | 1 | |||
29.12 | Мы идём в библиотеку. Создание выставки «Писатели - детям». | 1 | |||
III четверть | 29ч. | ||||
12.01 | Самостоятельное чтение. Н.Носов. Метро. | 1 | |||
16.01 | Семейное чтение. В. Драгунский. …Бы. | 1 | |||
17.01 | Наш театр. Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома. | 1 | |||
19.01 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. | 1 | |||
23.01 | Вильгельм и Якоб Гримм – собиратели немецких народных сказок. | 1 | |||
24.01 | Литературная сказка (17ч.) | Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. | 1 | ||
26.01 | Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. | 1 | |||
30.01 | Шарль Перро. Мальчик – с – пальчик. | 1 | |||
31.01 | Шарль Перро. Мальчик – с – пальчик. | 1 | |||
02.02 | Шарль Перро. Спящая красавица. | 1 | |||
06.02 | Сказки Г.- Х. Андерсена Г.- Х. | 1 | |||
07.02 | Отзыв на книгу Г.- Х. Андерсена. Дикие лебеди. | 1 | |||
09.02 | Г.- Х. Андерсен. Пятеро из одного сундучка | 1 | |||
13.02 | Г.- Х. Андерсен. Чайник. | 1 | |||
14.02 | Сочинение. Создание сказки по аналогии. | 1 | |||
16.02 | Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных писателей. | 1 | |||
20.02 | Самостоятельное чтение. И. Токмакова. Сказочка о счастье. | 1 | |||
21.02 | Семейное чтение. С.Аксаков. Аленький цветочек. | 1 | |||
27.02 | Ш.Перро. Красавица и Чудовще. Сравнение сказок. | 1 | |||
28.02 | Наш театр. Э. Хогарт. Марфин печёт пирог. | 1 | |||
02.03 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. | 1 | |||
06.03 | А.С.Пушкин. Стихотворения и сказки. | 1 | |||
07.03 | Великие русские писатели (28ч.) | А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. | 1 | ||
09.03 | А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. | 1 | |||
13.03 | А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. | 1 | |||
14.03 | А.С.Пушкин. Осень. | 1 | |||
16.03 | А.С.Пушкин. Гонимы вешними лучами… | 1 | |||
20.03 | Ф.И. Тютчев. Ещё земли печален вид… | 1 | |||
21.03 | И.Козлов. Вечерний звон. | 1 | |||
IV четверть | 22ч. | ||||
03.04 | Сочинение по картине И. Левитана. «Вечерний звон» | 1 | |||
04.04 | М.Ю. Лермонтов. Рождение стихов. | 1 | |||
06.04 | М.Ю. Лермонтов. Горные вершины. Гёте. Перевод В. Брюсова. | 1 | |||
10.04 | М.Ю. Лермонтов. Тифлис. Дары Терека. | 1 | |||
11.04 | М.Ю. Лермонтов. Крестовая гора. Утёс. | 1 | |||
13.04 | М.Ю. Лермонтов. Песня о царе Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца | 1 | |||
17.04 | М.Ю. Лермонтов. Бородино. | 1 | |||
18.04 | Л. Н. Толстой. Maман (из повести «Детство»). | 1 | |||
20.04 | Л. Н. Толстой. Ивины. | 1 | |||
24.04 | И.Никитин. Вечер ясен и тих… | 1 | |||
25.04 | И.Никитин. Когда закат прощальными лучами… | 1 | |||
27.04 | И. Бунин. Гаснет вечер, даль синеет… | 1 | |||
04.05 | И. Бунин. Ещё и холоден и сыр… | 1 | |||
11.05 | Н.Некрасов. Мороз, Красный нос. | 1 | |||
15.05 | Проект. Мы идём в музей. | 1 | |||
16.05 | Самостоятельное чтение. Л.Н. Толстой. Был русский князь Олег. Басни. | 1 | |||
18.05 | Семейное чтение. Л.Н. Толстой. Петя Ростов. | 1 | |||
22.05 | Контрольная работа за курс начального общего образования. | 1 | |||
23.05 | Работа над ошибками. Л.Н. Толстой. Петя Ростов. | 1 | |||
25.05 | Наш театр. И.А. Крылов. Ворона и лисица. | 1 | |||
29.05 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. | 1 | |||
30.05 | Литература как искусство слова. (1ч.) | Литература как искусство слова. Обобщение | 1 |
Годовой учебный график 4 «В» класса по литературному чтению на 2016/2017 учебный год | ||||
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год |
25 | 24 | 29 | 22 | 100 |
К/р. – 1 Практич. – 1 | Практич. – 2 | Практич. – 1 | К/р. – 1 Практич. – 1 | К/р. – 2 Практич. – 5 |
Рабочая программа по литературному чтению для 4 в класса МБОУ города Ростова - на - Дону «Школа № 81» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рабочая программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения, программы по литературному чтению для 1- 4 классов начальной школы по образовательной системе «Перспектива» Климановой Л. Ф., Бойкиной М. В. с учетом учебника по литературному чтению для 4 класса Климановой Л. Ф., Виноградской Л. А., Бойкиной М. В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая учебная программа по литературному чтению для 4 класса, I образовательная ступень Составлена на основе авторской программы по литературному чтению Р.Н. Бунеева , Е.В. Бунеевой,
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы УМК «Школа 2100»...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...