УМК "Перспектива". Рабочая программа по литературному чтению, 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа122.28 КБ

Предварительный просмотр:

РП по Литературному чтению

УМК «Перспектива»

I.   Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

Будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; ориентация на содержательные моменты школьной действительности;
  • мотивация обращения к художественному произведению как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;
  • первоначальные представления о нравственных понятиях (поступок, честность, верность слову), отражённых в литературных произведениях;
  • умение отвечать на вопрос: «Что значит поступать по совести, жить по совести?»;
  • умение самостоятельно понимать мотивы поступков героев произведения, соотносить их с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор;
  • способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность;
  • осознавать, что такое тщеславие, гнев, самообладание;
  • осознавать нравственный смысл понятий: поступок, подвиг.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока, систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
  • составлять возможный план действий совместно с учителем;
  • работать в соответствии с заявленным планом;
  • корректировать свою деятельность в соответствии с допущенными ошибками;
  • вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и определять степень успешности выполнения задания.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебной и справочной литературе;
  • устанавливать причинно-следственные связи в тексте; пересказывать текст, создавать собственное высказывание по аналогии;
  • находить необходимые слова в тексте; используя опорные слова, составлять своё высказывание;
  • самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на его основе самостоятельно представлять героев, событие.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное — и выбирать разные виды чтения в соответствии с поставленными задачами;
  • работать с текстом, иллюстрацией, схемой, таблицей;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться справочной и энциклопедической литературой.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
  • владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться понять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • строить понятные для партнёра (собеседника) высказывания;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • участвовать в коллективной работе; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;
  • готовить самостоятельно проекты;
  • создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.

Предметные результаты:

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;
  • использовать простейшие приёмы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
  • устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
  • самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;
  • сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;
  • сравнивать произведения художественной и научно- познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;
  • сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.

Круг детского чтения

Учащиеся научатся:

  • составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
  • самостоятельно составлять аннотацию;
  • самостоятельно заполнять каталожную карточку;
  • пользоваться алфавитным и систематическим каталогами для поиска книги, другой необходимой информации.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;
  • рассказывать о книге; составлять на неё отзыв.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять их отличительные особенности;
  • выявлять особенности героя художественного рассказа;
  • выявлять особенности юмористического произведения;
  • определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;
  • различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;
  • сравнивать пословицы и поговорки разных народов; группировать пословицы и поговорки по темам;
  • сравнивать былину и сказочный текст;
  • сравнивать поэтический и прозаический тексты былины;
  • определять ритм стихотворения.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;
  • составлять самостоятельно тексты разных жанров;
  • писать отзыв на книгу.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;
  • самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, репродукций картин, серии иллюстраций, личного опыта.

II.    Содержание учебного предмета

(136 ч.)

Вводный урок (1 ч)

Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Книги — мои друзья (4 ч)

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно- иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений)

Жизнь дана на добрые дела (17 ч)

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений)

Волшебная сказка (15 ч)

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование. Подробный пересказ текста. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических

и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений).

Люби всё живое (20 ч)

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп чтения, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию

Картины русской природы (12 ч)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности. Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема. Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп чтения, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию

Великие русские писатели (30 ч)

Жанровое разнообразие произведений. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений)

Литературная сказка (19 ч)

Жанровое разнообразие произведений. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий. Деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп чтения, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений)

Картины родной природы (18 ч)

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев). Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений)


III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные и личностные УУД

Вводный урок (1ч)

1

Вводный. Знакомство с учебником.

1

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Объяснять условные обозначения.

Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия разделов учебника, какие произведения будут в них изучаться, знать автора и название книги.

Научатся находить информацию в учебнике и работать с ней, восприятие текста на слух, умение интонационно выделять знаки препинания, вести диалог.

Личностные: 

-освоение личностного смысла учения.

Познавательные: 

-ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

-отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Регулятивные: 

-организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Книги – мои друзья (4ч)

2

Введение в содержание раздела. Наставления детям Владимира Мономаха.

1

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: книжная мудрость, печатная книга.

 Обсуждать с друзьями наставления Владимира Мономаха, поучительные наставления и изречения из Библии. наставлений. Работать в паре, выслушивая мнения друг друга. 

Отбирать необходимую информацию из других книг для подготовки своего сообщения.

Научатся:

- определять структуру учебника и в нем ориентироваться;

Получат возможность научиться:

- находить в учебнике нужную информацию и работать с ней; распределять книги по разным основаниям; отвечать на поставленные к тексту вопросы; планировать свою деятельность; самостоятельно работать с текстом; находить ключевые слова в тексте; подбирать книги для выставки, презентовать книгу; работать с библиотечным каталогом; соотносить иллюстрацию с текстом; использовать иллюстрацию как источник информации о содержании текста.

Личностные: 

-освоение личностного смысла учения.

Познавательные:

-ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

- определять значимость печатного дела на Руси и обосновывать своё мнение;

- определять смысл библейского наставления и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

- выполнять учебные задания, используя алгоритм и план;

- выполнять взаимопроверку учебного задания.

Коммуникативные: 

-участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки.

- подбирать соответствующие слова для оформления мысли в рамках учебного диалога.

3

Б.Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров

1

4

Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. Наставления Библии

1

5

Проект «Мы идём в музей книги».

Тест.

1

Жизнь дана на добрые дела (17ч)

6

Введение в содержание раздела. Работа с выставкой книг

1

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову. Объяснять, что такое верность слову, честность; рассуждать о том, правильно ли поступили герои рассказа;

объяснять, в чем была их ошибка, как исправить эту ошибку.

Определять тему выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять 

одну из книг по заданным параметрам. Знать 

пословицы и поговорки из сборника. Объяснять смысл пословиц. Читать тексты вслух и про себя. Составлять рассказ по аналогии.

Объяснять название текста, заглавие.

Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана.

Писать отзыв на прочитанную книгу.

Распределять роли; договариваться друг с другом. Инсценировать

произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Научатся формировать умения извлекать информацию из материала

Личностные:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; ориентация на содержательные моменты школьной  действительности; мотивация обращения к художественному произведению как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации; первоначальные представления о нравственных понятиях (поступок, честность, верность слову), отражённых в литературных произведениях.

Регулятивные:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока, систему вопросов, рассматриваемую на уроке; составлять возможный план действий совместно с учителем; работать в соответствии с заявленным планом.

Познавательные:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебной и справочной литературе; устанавливать причинно-следственные связи в тексте; пересказывать текст, создавать собственное высказывание по аналогии; находить необходимые слова в тексте; используя опорные слова, составлять своё высказывание.

Коммуникативные:

 - составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме.

7

Пословицы разных народов о человеке и его делах.

1

Научатся формировать умения распознавать особенности фольклорных форм, умения осмысленного восприятия произведения живописи, формировать умения участвовать в коллективной беседе

8

В.И.Даль. Пословицы и поговорки русского народа

1

Научатся формировать умения распознавать особенности фольклорных форм

9

Н.Носов «Огурцы». Смысл поступка

1

Научатся формировать умения осмысливать прозаический текст, освоение приемов выборочного чтения, формировать умения делить текст на части, озаглавливать части текста и иллюстрации, уметь создавать свой текст на основе авторского текста, составлять план текста, уметь пересказывать текст по плану

10

Н.Носов «Огурцы». Характеристика героев.

1

Находить в тексте ключевые слова, характеризовать героя

11

19

Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро»

1

Научатся формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми вы сталкиваетесь в жизненных ситуациях.

12

20

М.Зощенко «Не надо врать». Смысл поступка

1

Научатся принимать ценности дружбы, формировать умения сравнивать и сопоставлять тексты разных жанров

13

24

М.Зощенко «Не надо врать». Пересказ.

1

14

Л.Каминский «Сочинение». Анализ рассказа

1

15

Составление отзыва о прочитанном произведении. Обсуждение отзыва в группе.

1

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову. Объяснять, что такое верность слову, честность; рассуждать о том, правильно ли поступили герои рассказа;

объяснять, в чем была их ошибка, как исправить эту ошибку.

Определять тему выставки книг.

Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам.

Знать пословицы и поговорки из сборника.

Объяснять смысл пословиц. Читать тексты вслух и про себя.

Составлять рассказ по аналогии.

Объяснять название текста, заглавие.

Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана.

Писать отзыв на прочитанную книгу.

Распределять роли; договариваться друг с другом.

Инсценировать

произведение. Проверять 

себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Научатся принимать ценности дружбы, формировать умения пересказывать текст по заданному алгоритму, формировать умения сравнивать и сопоставлять тексты разных жанров

Личностные:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; ориентация на содержательные моменты школьной  действительности; мотивация обращения к художественному произведению как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации; первоначальные представления о нравственных понятиях (поступок, честность, верность слову), отражённых в литературных произведениях.

Регулятивные:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока, систему вопросов, рассматриваемую на уроке; составлять возможный план действий совместно с учителем; работать в соответствии с заявленным планом.

Познавательные:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебной и справочной литературе; устанавливать причинно-следственные связи в тексте; пересказывать текст, создавать собственное высказывание по аналогии; находить необходимые слова в тексте; используя опорные слова, составлять своё высказывание.

Коммуникативные:

составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме; слушать и слышать других, пытаться понять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

16

М.Зощенко «Через тридцать лет». Поступок героя.

1

Научатся формировать умения давать оценку герою произведения, опираясь на текст;

умение объяснять свои чувства, расширение словарного запаса

17

Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях

1

Научатся формировать умения осмысливать прозаический текст, освоение приемов выборочного чтения, формировать умения делить текст на части, озаглавливать части текста и иллюстрации, умения создавать свой текст на основе авторского текста,

18

Самостоятельное чтение. Н.Носов «Трудная задача»

1

Научатся находить в тексте ключевые слова, характеризовать героя, составлять план текста, умение пересказывать текст по плану

19

Семейное чтение. Притчи

1

Научатся осмысливать содержание произведения, коллективно обсуждать прочитанное;

20

Наш театр. В.Драгунский «Где это видано, где это слыхано…». Инсценированние.

1

Научатся осмысливать содержание произведения В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано...»;

Научатся распределять роли; читать по ролям, передавая особенности характера героя

при помощи мимики

21

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу

1

Научатся проверять сформированность предметных надпредметных (чтение и работа с информацией) умений.

22

Контрольная работа по разделу «Жизнь дана на добрые дела»

1

Применять теоретические знания и умения при работе с пройденным материалом.

Научатся формировать умение самостоятельно выполнять контрольную работу

Волшебная сказка (15ч)

23

Анализ контрольной работы.

Введение в содержание раздела.

1

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в разделе.

Определять конкретный смысл понятий: народные сказки, присказка, сказочные предметы.

Читать вслух и про себя.

Определять отличительные особенности волшебной сказки.

Определять, из каких элементов сюжета состоит волшебная сказка. Характеризовать героев сказки.

Определять, какие предметы являются сказочными.

Рассматривать картину, определять героев, составлять рассказ по картине.

Определять тему и название выставки книг.

Группировать книги по подтемам. Представлять книгу.

Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки.

Обсуждать в паре, группе, кто из героев сказки нравится и почему.

Распределять роли, договариваться друг с другом.

Инсценировать 

произведение.

Научатся классифицировать книги по различным основаниям, рассказывать текст сказки с помощью иллюстраций

Личностные:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; ориентация на содержательные моменты школьной  действительности; мотивация обращения к художественному произведению как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации; первоначальные представления о нравственных понятиях (поступок, честность, верность слову), отражённых в литературных произведениях.

Регулятивные:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока, систему вопросов, рассматриваемую на уроке; составлять возможный план действий совместно с учителем; работать в соответствии с заявленным планом.

Познавательные:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебной и справочной литературе; устанавливать причинно-следственные связи в тексте; пересказывать текст, создавать собственное высказывание по аналогии; находить необходимые слова в тексте.

Коммуникативные:

составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме; слушать и слышать других, пытаться понять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

24

Русская сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Особенности волшебной сказки.

1

Научатся рассказывать текст сказки с помощью иллюстраций, характеризовать героев сказки. Научатся определять характеры персонажей по их внешнему виду

25

Русская сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Характеристика героя сказки.

1

26

Русская сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Рассказ по картине.

1

27

Русская сказка «Летучий корабль». Особенности волшебной сказки.

1

Научатся сравнивать: находить сходство и различие, давать характеристику героям сказки, выбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста

28

Русская сказка «Летучий корабль». Характеристика героев сказки.

1

29

Мы идём в библиотеку. Сборники сказок. Тематический каталог.

1

Научатся работать с тематическим каталогом, находить книги по различным основаниям, классифицировать книги, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы

30

Самостоятельное чтение. Русская сказка «Морозко», характеристика героев сказки.

1

Научатся выделять главную мысль в тексте, работать в группах, сравнивать и обобщать

31

Русская сказка «Морозко». Пересказ.

1

Научатся выделять главную мысль в тексте, составлять план текста, пересказ

32

Семейное чтение. Русская сказка «Белая уточка». Смысл сказки.

1

Научатся сравнивать: находить сходство и различие, научатся давать характеристику героям сказки, научатся выбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста

33

Русская сказка «Белая уточка». Пересказ.

1

Определять конкретный смысл понятий: народные сказки, присказка, сказочные предметы.

Определять отличительные особенности волшебной сказки.

Определять, из каких элементов сюжета состоит волшебная сказка. Характеризовать героев сказки.

Определять, какие предметы являются сказочными.

Рассматривать картину, определять героев, составлять рассказ по картине.

Определять тему и название выставки книг.

Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки.

Обсуждать в паре, группе, кто из героев сказки нравится и почему.

Распределять роли, договариваться друг с другом.

Инсценировать 

произведение.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Научатся выбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста

Личностные:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения.

Регулятивные:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока, систему вопросов, рассматриваемую на уроке; составлять возможный план действий совместно с учителем; работать в соответствии с заявленным планом.

Познавательные:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебной и справочной литературе; устанавливать причинно-следственные связи в тексте; пересказывать текст, создавать собственное высказывание по аналогии; находить необходимые слова в тексте; используя опорные слова, составлять своё высказывание.

Коммуникативные:

 - составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме; слушать и слышать других, пытаться понять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

34

 Наш театр. Русская сказка «По щучьему велению».

Инсценирование.

1

Научатся находить в сказках отражение быта, традиций народов, строить собственное суждение

35

 Русская сказка «По щучьему велению». Подготовка реквизита, костюмов. Инсценирование сказки.

1

Научатся распределять роли, договариваться друг с другом

36

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

Научатся находить в сказках отражение быта, традиций народов, строить собственное суждение, сравнивать

37

Контрольная работа по разделу «Волшебная сказка»

1

Научатся формировать умение самостоятельно выполнять контрольную работу

Люби всё живое (20ч)

38

Анализ контрольной работы.

Введение в содержание раздела

1

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в разделе. Определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы; автор рассказчик, периодическая литература.

 Сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; 

Определять отличительные особенности. 

Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки, рассказа. 

Выявлять особенности героя художественного произведения. Выявлять особенности юмористического произведения. Выразительно читать 

стихотворения. Определять смысл названия произведения, правду и вымысел в произведениях В. Бианки. Составлять самостоятельно текст по аналогии. Кратко пересказывать научно-популярный текст. Задавать самостоятельно вопросы к тексту, оценивать вопросы. Определять тему и название выставки книг

Научатся находить в художественном тексте средства художественной выразительности, позволяющие увидеть созданный автором

образ; научатся работать с текстом повествовательного характера.

Личностные:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; ориентация на содержательные моменты школьной действительности; мотивация обращения к художественному произведению как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации.

Регулятивные:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока, систему вопросов, рассматриваемую на уроке; составлять возможный план действий совместно с учителем; работать в соответствии с заявленным планом.

Познавательные:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебной и справочной литературе; устанавливать причинно-следственные связи в тексте.

Коммуникативные:

 - составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме; слушать и слышать других, пытаться понять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

39

Сравнение художественной и научно-познавательной литературы

1

Научатся сравнивать художественный и научно-познавательный текст; определять тему, главную мысль, основные особенности содержания.

40

К.Паустовский «Барсучий нос». Особенности художественного текста

1

Научатся находить в тексте средства художественной выразительности, позволяющие увидеть созданный автором

образ; работать с текстом

41

К.Паустовский «Барсучий нос». Пересказ. Барсук (текст из энциклопедии).

1

42

В.Берестов «Кошкин щенок». Особенности юмористического произведения. Выразительное чтение

1

Научатся работать с текстом поэтического характера

43

Б. Заходер «Вредный кот». Смысл названия стихотворения

1

Научатся работать с текстом поэтического характера

44

В. Бианки «Приключения Муравьишки». Правда и вымысел в сказке В.Бианки

1

Научатся находить в тексте средства художественной выразительности, позволяющие увидеть созданный автором

образ; работать с текстом

45

Создание текста по аналогии. Как муравьишке бабочка помогала добраться домой.

1

 Определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы; автор рассказчик, периодическая литература.

 Сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; 

Определять отличительные особенности. 

Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки, рассказа. 

Выявлять особенности героя художественного произведения. Выявлять особенности юмористического произведения. Выразительно читать 

стихотворения. Определять смысл названия произведения, правду и вымысел в произведениях В. Бианки. Составлять самостоятельно текст по аналогии. Кратко пересказывать научно-популярный текст. Задавать самостоятельно вопросы к тексту, оценивать вопросы. Определять тему и название выставки книг

Определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы; автор рассказчик, периодическая литература.

 Сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; 

Определять отличительные особенности. Составлять 

план текста, делить текст на части, подробно

 пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки, рассказа. 

Выявлять особенности героя художественного произведения. Выявлять особенности юмористического произведения. Выразительно читать 

стихотворения. Определять 

смысл названия произведения, правду и вымысел в произведениях В. Бианки. Составлять 

самостоятельно текст по аналогии. Кратко пересказывать научно-популярный текст.

Научатся сравнивать художественный и научно-познавательный

текст; находить общее и различия;

Личностные:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения;
  • ориентация на содержательные моменты школьной действительности; мотивация обращения к художественному произведению как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;
  • первоначальные представления о нравственных понятиях (поступок, честность, верность слову), отражённых в литературных произведениях.

Регулятивные:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока, систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
  •  составлять возможный план действий совместно с учителем; работать в соответствии с заявленным планом.

Познавательные:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебной и справочной литературе; устанавливать причинно-следственные связи в тексте;
  • пересказывать текст, создавать собственное высказывание по аналогии; находить необходимые слова в тексте; используя опорные слова, составлять своё высказывание.

Коммуникативные:

 - оставлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме; 

 - слушать и слышать других, пытаться понять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; 

 - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

 

46

О.Полонский «Муравьиное царство». Особенности научно-познавательного текста. Краткий пересказ.

1

Научатся находить в художественном тексте средства художественной

выразительности, позволяющие увидеть созданный автором образ

47

Тим Собакин «Песни бегемотов». Постановка вопросов к тексту стихотворения.

1

Научатся находить в художественном тексте средства художественной

выразительности, позволяющие увидеть созданный автором образ.

48

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.

1

Познакомятся с творчеством Тима Собакина;

49

Периодическая печать. Журналы для детей. Выставка детских журналов.

1

Научатся формировать умение ориентировать в журналах, находить информацию в периодической печати

50

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Герой художественного текста. Его особенности

1

Научатся:

- находить в сказках отражения быта, традиций, культуры определенного народа;

- работать с тематическим каталогом;

- находить книги по различным основаниям;

- самостоятельно находить ответы на заданные вопросы;

- правильно расставлять смысловые и интонационные паузы на основе знаков препинания в тексте;

- коллективно обсуждать прочитанное;

- читать текст по ролям;

- находить в тексте средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты);

- находить опорные слова, позволяющие осмыслить содержание текста и создать иллюстрацию;

- осмысленно читать учебный текст;

- обобщать пройденный материал.

51

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Пересказ

1

52

Семейное чтение. Н.Носов «Карасик». Смысл поступка

1

53

Н.Носов «Карасик». Характеристика героев произведения

1

54

Наш театр. М. Горький «Воробьишко». Подготовка реквизита, костюмов, театральных билетов.

1

55

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

56

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв о книге о природе Урок-конференция «Земля – наш дом родной»

1

57

Контрольная работа по разделу «Люби всё живое»

1

Картины русской природы (12ч)

58

Анализ контрольной работы.

Введение в содержание раздела.

1

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в разделе. Определять конкретный смысл понятий: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты). Рассматривать картину, описывать объекты картины, рассказывать о картине.

Читать вслух и про себя. 

Находить слова. которые помогают представить изображённую автором картину. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. Наблюдать картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины.

 Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте.

 Объяснять используемые в тексте выражения.  Сравнивать произведения литературы и живописи. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Определять конкретный смысл понятий: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты). Рассматривать картину, описывать объекты картины, рассказывать о картине.

Читать вслух и про себя. 

Находить слова. которые помогают представить изображённую автором картину. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. 

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Научатся анализировать лирический текст.

Научатся анализировать произведение фотографического искусства.

Личностные:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения;
  • ориентация на содержательные моменты школьной действительности;
  •  мотивация обращения к художественному произведению как источнику эстетического наслаждения;
  •  мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации; первоначальные представления о нравственных понятиях (поступок, честность, верность слову), отражённых в литературных произведениях.

Регулятивные:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока, систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
  •  составлять возможный план действий совместно с учителем; работать в соответствии с заявленным планом.

Познавательные:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебной и справочной литературе;
  • устанавливать причинно-следственные связи в тексте; пересказывать текст, создавать собственное высказывание по аналогии;
  • находить необходимые слова в тексте; используя опорные слова, составлять своё высказывание.

Коммуникативные:

  • составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
  •  слушать и слышать других, пытаться понять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; 
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

 

59

Т.Шишкин «Зимой в лесу». Устное сочинение по картине.

1

60

Н.Некрасов «Славная осень!..» Средства художественной выразительности: сравнение.

1

Научатся сравнивать поэтические и прозаические произведения,

художественные произведения и фотографии

61

М.Пришвин «Осинкам холодно». Приём олицетворения как средство создания образа.

1

Научатся определять сравнения, олицетворения

62

Ф.Тютчев «Листья». Контраст как средство создания образа.

1

Научатся сравнивать лирические поэтические и прозаические тексты

63

А.Фет «Осень». Настроение стихотворения.

1

64

И.Бунин «Первый снег». В.Поленов «Ранний снег». Сравнение произведений литературы и живописи.

1

Научатся сравнивать лирические поэтические и прозаические тексты и картины живописи. Основные отличия

65

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе

1

Научатся:

- видеть средства художественной выразительности;

- работать с различными источниками информации;

- коллективно обсуждать прочитанное;

- высказывать свое суждение в группе или паре;

- работать с книгой;

- проверять и давать оценку собственным знаниям.

66

Самостоятельное чтение. К.Бальмонт «Снежинка». Средства художественной выразительности для создания образа снежинки.

1

67

К.Паустовский «В саду уже поселилась осень…» Краски осени.

1

68

Картины природы в произведениях живописи. И.Остроухов «Парк». А.Саврасов «Зима».

1

Научатся:

- видеть средства художественной выразительности;

- работать с различными источниками информации;

- коллективно обсуждать прочитанное;

- высказывать свое суждение в группе или паре;

- работать с книгой;

- проверять и давать оценку собственным знаниям.

69

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Тест. 

1

Великие русские писатели (30ч)

70

Введение в содержание раздела.

1

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в разделе. Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки, особенности построения сказки. 

Читать вслух и про себя. Находить слова, необходимые для подготовки краткого пересказа. Кратко пересказывать 

текст.

Находить слова, которые помогают представить изображённые автором картины. 

Создавать сочинение по картине. 

Сравнивать произведения литературы и живописи. 

Знать сказки

Пушкина.

 Сравнивать народную сказку и литературную. Определять отличительные особенности литературной сказки.

 Наблюдать, как построена сказка.

Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста

Составлять план сказки.  Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёт комара, мухи, шмеля. 

Обсуждать в паре, когда используется прием звукозаписи. Соотносить иллюстрации и художественный текст. 

Озаглавливать 

иллюстрации.

Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки, особенности построения сказки. 

Читать вслух и про себя. Находить слова, необходимые для подготовки краткого пересказа. Кратко пересказывать 

текст.

 Находить слова, которые помогают представить изображённые автором картины. 

Создавать сочинение по картине. 

Сравнивать произведения литературы и живописи. 

Знать сказки Пушкина.

 

Сравнивать народную сказку и литературную. Определять отличительные особенности литературной сказки.

 Наблюдать, как построена сказка.

Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста

Составлять план сказки.  Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёт комара, мухи, шмеля. 

Обсуждать в паре, когда используется прием звукозаписи. Соотносить иллюстрации и художественный текст. 

Озаглавливать 

иллюстрации.

Научатся формировать умение работать с книгой, отбирать необходимый материал, осмысленное и выразительное чтение произведений, умение создавать высказывание, текст

Личностные:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; ориентация на содержательные моменты школьной  действительности; мотивация обращения к художественному произведению как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации; первоначальные представления о нравственных понятиях (поступок, честность, верность слову), отражённых в литературных произведениях.

Регулятивные:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока, систему вопросов, рассматриваемую на уроке; составлять возможный план действий совместно с учителем; работать в соответствии с заявленным планом.

Познавательные:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебной и справочной литературе; устанавливать причинно-следственные связи в тексте; пересказывать текст, создавать собственное высказывание по аналогии; находить необходимые слова в тексте; используя опорные слова, составлять своё высказывание.

Коммуникативные:

  • составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме; слушать и слышать других, пытаться понять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

71

Великие русские писатели. В. Берестов.  А. С. Пушкин. Краткий пересказ.

1

Научатся формировать умение сравнивать произведения, определять главную мысль произведения

72

А.С.Пушкин «Зимнее утро». Картины зимней природы. Настроение стихотворения

1

73

И.Грабарь «Зимнее утро». Сравнение произведений литературы и живописи

1

74

А.С.Пушкин «Зимний вечер». Картины зимней природы. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера.

1

Научатся работать с лирическим текстом.

75

Ю.Клевер «Закат солнца зимой», «Зимний пейзаж с избушкой» Сравнение произведения литературы и произведения живописи.

1

Научатся формировать умение сравнивать произведения, определять главную мысль произведения

76

А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета…» П.Брейгель Младший «Зимний пейзаж» Сравнение произведения литературы и произведения живописи.

1

Научатся формировать умения осмысливать прозаический текст, освоение приемов выборочного чтения, формировать умения делить текст на части, озаглавливать части текста и иллюстрации, умения создавать свой текст на основе авторского текста, находить в тексте ключевые слова, характеризовать героя, составлять план текста, умение пересказывать текст по плану

77

В.Суриков «Взятие снежного городка». Устное сочинение по картине

1

78

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Сравнение с народной сказкой.

1

Научатся формировать нравственные ценности, отражённые в поэтической сказке А. С. Пушкина.

Личностные:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; ориентация на содержательные моменты школьной действительности; мотивация обращения к художественному произведению как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации.

Регулятивные:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока, систему вопросов, рассматриваемую на уроке; составлять возможный план действий совместно с учителем; работать в соответствии с заявленным планом.

Познавательные:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебной и справочной литературе; устанавливать причинно-следственные связи в тексте; пересказывать текст, создавать собственное высказывание по аналогии; находить необходимые слова в тексте; используя опорные слова, составлять своё высказывание.

Коммуникативные:

 - составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме.

79

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Нравственный смысл литературной сказки

1

Научатся формировать умение работать с текстом сказки в поэтической форме.

Научатся соотносить текст

сказки с произведением живописи; определять тему и главную

мысль; характеризовать героев картины.

80

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Особенности сюжета. Структура сказочного текста.

1

81

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Характеристика героев произведения

1

82

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Особенности языка литературной сказки.

1

83

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Приём звукозаписи для создания образов моря, комара, шмеля, мухи.

1

Научатся формировать умения находить средства художественной выразительности, умение выбирать интонацию

84

Урок работы с книгой. Сказки А.С.Пушкина.

1

Научатся формировать умения находить средства художественной выразительности, умение выбирать интонацию

85

И.Я.Билибин – иллюстратор сказок А.С.Пушкина.

1

Научатся формировать умения находить средства художественной выразительности

86

И.А.Крылов. Басни. Викторина по басням И.А.Крылова.

1

Называть 

басни И.А. Крылова. Рассказывать об особенностях структуры басни И.А. Крылова.

Объяснять смысл басен Крылова.

Анализировать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор.

Делать вывод на основе анализа поступков героев, как нужно поступить в той или иной ситуации. Инсценировать басни; распределять роли. Пересказывать кратко научно-познавательную статью.

 Объяснять смысл названия рассказа.

Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по темам.

Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения.

Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом.

Распределять роли. Инсценировать произведение.

 

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Научатся формировать умения находить средства художественной выразительности, умение выбирать интонацию, умение коллективно обсуждать прочитанное, высказывать свое суждение в группе или в паре

Личностные:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; ориентация на содержательные моменты школьной  действительности; мотивация обращения к художественному произведению как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации; первоначальные представления о нравственных понятиях (поступок, честность, верность слову), отражённых в литературных произведениях.

Регулятивные:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока, систему вопросов, рассматриваемую на уроке; составлять возможный план действий совместно с учителем; работать в соответствии с заявленным планом.

Познавательные:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебной и справочной литературе; устанавливать причинно-следственные связи в тексте; пересказывать текст, создавать собственное высказывание по аналогии; находить необходимые слова в тексте; используя опорные слова, составлять своё высказывание.

Коммуникативные:

составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме; слушать и слышать других, пытаться понять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

87

И.А.Крылов «Слон и Моська». Особенности структуры басни.

1

88

И.А.Крылов «Чиж и голубь». Особенности структуры басни.

1

89

Великие русские писатели. Л.Н.Толстой. Краткий пересказ статьи.

1

Научатся формировать умение кратко пересказывать статью

90

Л.Н.Толстой «Лев и собачка». Быль. Особенности сюжета.

1

Научатся формировать нравственные позиции на основе чтения высокохудожественных текстов.

91

Л.Н.Толстой «Лебеди». Составление плана.

1

Научатся формировать умение работать с прозаическим текстом.

92

Л.Н.Толстой «Акула». Смысл названия. Составление плана.

1

93

Мы идём в библиотеку. Книги великих русских писателей. А.С. Пушкин, Л. Н. Толстой, И. А. Крылов.

1

94

Самостоятельное чтение. Л. Н. Толстой «Волга и Вазуза». Особенности жанра.

1

Научатся формировать умение работать с прозаическим текстом

95

Л.Н.Толстой «Как гуси Рим спасли». Особенности жанра.

1

Формировать интерес к творчеству Л. Толстого.

96

Наш театр. И.А.Крылов «Квартет». Инсценирование.

1

Научатся формировать умение видеть средства художественной выразительности, формирование творческих способностей (создание загадки)

97

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

Научатся формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, представленных в текстах.

98

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Что такое согласие?

1

Научатся проверять сформированность предметных и над-предметных (чтение и работа с информацией) умений

99

Контрольная работа по разделу «Великие русские писатели»

1

Литературная сказка (19ч)

100

Анализ контрольной работы

Введение в содержание раздела.

1

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в разделе. Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, народная сказка, предисловие, полный и краткий пересказ. 

Читать вслух и про себя. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять отличительные особенности литературной сказки.

Определять, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения на основе поступков.

Определять нравственный смысл текста. 

Составлять план сказки. Рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы и желания или интересы и желания других. 

Объяснять, что значит поступать, по совести, жить, по совести, с чистой совестью. Называть изученные произведения переводной литературы.  Выявлять особенности переводной литературы. Сочинять возможный конец сказки. 

Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по темам.

Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом.

Распределять роли. Инсценировать произведение.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Определять конкретный смысл понятий:

Читать вслух и про себя. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять отличительные особенности литературной сказки.

Определять, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения на основе поступков.

Определять нравственный смысл текста. 

Составлять план сказки. Рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы и желания или интересы и желания других. 

Объяснять, что значит поступать, по совести, жить, по совести, с чистой совестью. Называть изученные произведения переводной литературы.  Выявлять особенности переводной литературы. Сочинять возможный конец сказки. 

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Научатся проверять сформированность предметных и над-

предметных (чтение и работа с информацией) умений

Личностные:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; ориентация на содержательные моменты школьной  действительности; мотивация обращения к художественному произведению как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации; первоначальные представления о нравственных понятиях (поступок, честность, верность слову), отражённых в литературных произведениях.

Регулятивные:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока, систему вопросов, рассматриваемую на уроке; составлять возможный план действий совместно с учителем; работать в соответствии с заявленным планом.

Познавательные:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебной и справочной литературе; устанавливать причинно-следственные связи в тексте; пересказывать текст, создавать собственное высказывание по аналогии; находить необходимые слова в тексте; используя опорные слова, составлять своё высказывание.

Коммуникативные:

составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме; слушать и слышать других, пытаться понять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

101

В. Даль «Девочка Снегурочка» Сравнение с народной сказкой

1

Научатся формировать понятие «литературная сказка»; сравнивать литературную и народную сказку.

102

В. Даль «Девочка Снегурочка» Особенности литературной сказки.

1

Усвоят понятие «литературная сказка».

Научатся работать с повествовательным текстом

103

В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой «Морозко».

1

Научатся формировать умение рассказывать текст сказки с помощью иллюстраций

104

В. Одоевский «Мороз Иванович».  Сравнение героев.

1

Научатся формировать понятие «литературная сказка»

105

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».

1

Познакомятся с авторской сказкой

 Д. Мамина-Сибиряка.

Научатся работать с повествовательным текстом.

106

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Герои произведения

1

Научатся формировать понятие «переводная литература»;

учить работать с повествовательным текстом

107

Переводная литература для детей. Выставка книг.

1

108

Переводная литература для детей. Б. Заходер «Винни-Пух» (предисловие). Особенности переводной литературы

1

109

 Р. Киплинг «Маугли». Особенности переводной литературы.

1

110

Р. Киплинг «Маугли». Герои произведения.

1

111

Дж. Родари «Волшебный барабан». Особенности переводной литературы

1

Научатся формировать умение работать с повествовательным текстом

112

Дж. Родари «Волшебный барабан». Сочинение возможного конца сказки.

1

Научатся узнавать книги по обложке; сравнение разных книг;

их классификация; обобщение представленного; составление собственного

текста по итогам исследования на основе фактов

Личностные:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; ориентация на содержательные моменты школьной действительности.

Регулятивные:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока, систему вопросов, рассматриваемую на уроке; составлять возможный план действий совместно с учителем; работать в соответствии с заявленным планом.

Познавательные:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебной и справочной литературе; устанавливать причинно-следственные связи в тексте; пересказывать текст, создавать собственное высказывание по аналогии; находить необходимые слова в тексте; используя опорные слова, составлять своё высказывание.

Коммуникативные:

 - составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме; слушать и слышать других, пытаться понять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

113

Мы идём в библиотеку. Литературные сказки

1

Научатся формировать мотивированный интерес к книге и чтению.

114

Самостоятельное чтение. Тим Собакин «Лунная сказка».

1

115

Семейное чтение. Ю. Коваль. «Сказка о серебряном соколе».

1

Научатся формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, представленных в текстах.

116

Наш театр. С. Михалков «Упрямый козлёнок». Инсценирование

1

117

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу

1

Научатся проверять сформированность предметных и над-

предметных (чтение и работа с информацией) умений

118

Контрольная работа по разделу «Литературная сказка»

1

Научатся проверять сформированность предметных и над-

предметных (чтение и работа с информацией) умений.

Картины родной природы (18ч)

119

Анализ контрольной работы.

Введение в содержание раздела

1

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут изучаться.

Определять конкретный смысл понятий: творчество, стихотворение, рассказ, настроение.

Читать вслух и про себя. 

Называть особенности поэтического творчества. 

Выявлять особенности текста-описания.

Находить слова и сочетания, помогающие услышать звуки. Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, помогающие увидеть образы. 

Сравнивать произведения литературы и живописи. 

Выявлять авторское отношение к изображаемому и передавать настроение при чтении. Определять тему выставки книг. Группировать книги по подтемам.

Представлять книгу.

Находить нужную книгу по тематическому каталогу.  

Выбирать произведение для заучивания наизусть и выразительного чтения.

Определять конкретный смысл понятий: творчество, стихотворение, рассказ, настроение.

Читать вслух и про себя. 

Называть особенности поэтического творчества. 

Выявлять особенности текста-описания.

Находить слова и сочетания, помогающие услышать звуки. Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, помогающие увидеть образы. 

Сравнивать произведения литературы и живописи. 

Выявлять авторское отношение к изображаемому и передавать настроение при чтении. Определять тему выставки книг. Группировать книги по подтемам.

Представлять книгу.

Находить нужную книгу по тематическому каталогу.  

Выбирать произведение для заучивания наизусть и выразительного чтения.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Научатся формулировать тему урока на основе ключевых слов;

составлять план урока, проводить рефлексию на основе данного плана;

Личностные:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; ориентация на содержательные моменты школьной  действительности; мотивация обращения к художественному произведению как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации; первоначальные представления о нравственных понятиях (поступок, честность, верность слову), отражённых в литературных произведениях.

Регулятивные:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока, систему вопросов, рассматриваемую на уроке; составлять возможный план действий совместно с учителем; работать в соответствии с заявленным планом.

Познавательные:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебной и справочной литературе;
  • устанавливать причинно-следственные связи в тексте; пересказывать текст, создавать собственное высказывание по аналогии;
  • находить необходимые слова в тексте; используя опорные слова, составлять своё высказывание.

Коммуникативные:

 - составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме; 

 - слушать и слышать других, пытаться понять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; 

 - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

120

Б.Заходер «Что такое стихи?» особенности поэтического жанра

1

121

И.Соколов-Микитов «Март в лесу». Лирическая зарисовка

1

Развивать умение слышать и слушать художественное

произведение, проводить анализ художественного

текста, расширить представление о взаимоотношениях человека и природы.

122

Устное сочинение на тему «Мелодия весеннего леса»

1

123

А.Майков «Весна». Е.Волков «В конце зимы». В. Пурвит «Последний снег» Приём контраста в изображении зимы и весны. Сравнение произведений живописи и литературы

1

Научатся формировать умение анализировать лирический текст,

умение анализировать произведение фотографического искусства

124

С.Есенин «Сыплет черёмуха снегом...».

В. Борисов-Мусатов «Весна». Сравнение произведений живописи и литературы

1

125

С. Есенин «С добрым утром!». Выразительное чтение стихотворения.

1

126

Ф.Тютчев «Весенняя гроза». Приём звукозаписи как средство создания образа.

1

Научатся формировать умение анализировать лирический текст,

умение анализировать произведение фотографического искусства

127

А.Васнецов «После дождя». И.Шишкин «Дождь в дубовом лесу». Сравнение произведений искусства…

1

Научатся сравнивать поэтические и прозаические произведения,

художественные произведения и фотографии

Развивать умение слышать и слушать художественное

произведение, проводить анализ художественного

текста, расширить представление о взаимоотношениях человека и природы.

128

О. Высотская «Одуванчик». З.Александрова «Одуванчик». Сравнение образов.

1

129

М.Пришвин «Золотой луг». Сравнение поэтического и прозаического текстов.

1

130

А.Толстой «Колокольчики мои…»  Авторское отношение к изображаемому.

1

131

Саша Чёрный «Летом». А.Рылов «Зелёный шум». Сравнение произведений литературы и живописи.

1

132

Итоговая контрольная работа 

1

133

Анализ контрольной работы. Ф.Тютчев «В небе тают облака…».

А.Саврасов «Сосновый бор на берегу реки». Сравнение произведений литературы и живописи.

1

Научатся работать с книгой; пользоваться тематическим каталогом.

Развивать умение слышать и слушать художественное

произведение, проводить анализ художественного

текста, расширить представление о взаимоотношениях человека и природы.

Развивать умение слышать и слушать художественное

произведение, проводить анализ художественного

текста, расширить представление о взаимоотношениях человека и природы.

Личностные:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения.

Регулятивные:

  • составлять возможный план действий совместно с учителем; работать в соответствии с заявленным планом.

Познавательные:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебной и справочной литературе;

Коммуникативные:

 - составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме.

134

Самостоятельное чтение. Г.Юдин «Поэты»

1

135

Я.Аким «Как я написал первое стихотворение». Очерковая литература. Контрольная работа по разделу: «Картины родной природы»

1

136

Анализ контрольной работы. Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе Обобщающий урок-праздник по курсу 3 класса

1

Примечание:

Специальные условия системы оценивания для обучающихся с ОВЗ включают:

  1. особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
  2. привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
  3. присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
  4. адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:

- упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;

- упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;

- в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;

  1. при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);
  2. при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
  3. увеличение времени на выполнение заданий;
  4. возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
  5. недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...