Программа по обучению дошкольников чтению "Читай-ка"
рабочая программа по чтению по теме

Байдарико Ирина Константиновна

Материал содержит пояснительную записку, планирование и конспекты занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon chitayka.zip72.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

 заведующая Бирюкова А.И.

______

«____»______2012__г.

Программа  принята на заседании

педагогического совета МАДОУ детского сада  №35                          

                   протокол  № __  от  __.__.2012г.

                                                                           

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Программа обучения чтению дошкольников в игровой форме».

Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет.

Срок освоения программы – 1 год.

                                                                    Составила:                                              

                                                                            Байдарико И.К.

                                     Печора  2012г

Оглавление

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………..……………..3

ГЛАВА I. Содержание программы по обучению чтению ………………..……………6

ГЛАВА II. Структура и основные направления реализации программы .....................7

структурная организация занятий ……………………………………………………….7

работа со звуком и буквой ……………………………………………………………….7

взаимодействие с родителями …………………………………………………………...9

ГЛАВА III. Календарно-тематическое планирование занятий по обучению   чтению…………………………………………………………………………………….12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Чтение – сложный психофизиологический процесс.  В его акте принимают  участие  различные анализаторные системы: зрительная, речеслуховая, речедвигательная.

Чтение начинается со зрительного восприятия, различия и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение  звукового образа слова - его прочитывание. Вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого.

Научиться читать не так-то просто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова, это ещё не всё. Многие так и остаются на уровне складывания слов, не научившись видеть смысл  в прочитанном. Обучение чтению, без сомнения, является одним из  главных условий успешного   развития личности. Ребёнок, который начал читать в  дошкольном   возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником.

Если бы по какой-либо причине ребёнок должен был обладать только одним навыком, то таким навыком, без сомнения, должно было бы стать умение   читать. Этот навык лежит в основе всех занятий, с которыми мы сталкиваемся в жизни.

Главная задача работы по обучению чтению дошкольников – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания графических элементов - букв используются следующие приемы работы: конструирование из палочек, карандашей; лепка из пластилина; рисование  на листе бумаги; штриховка; обводка образца буквы.

Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.

Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, так   как  является частью процесса речевого развития. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации. Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен. Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, обучения детей чтению, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка,  обучения чтению и задач возрастного психического развития ребенка

Планирование данной рабочей программы составлено на основе «Программа обучения детей грамоте в игровой форме» И. А. Быкова с учетом возраста дошкольников. А также учитываются  положения общеразвивающей программы «Программа воспитания и обучения в детском саду  под редакцией М. А Васильевой.

Целью данной Программы является построение системы обучения чтению дошкольников в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей детей.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи Программы:

  • Овладение умением работать с полным составом звуков и букв русского языка.
  • Обучение дошкольников аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний – чтению.
  •  Развитие мыслительных процессов (элементов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), способности слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.
  • Применение полученных знаний, умений и навыков в познавательной деятельности.
  • Воспитание культуры общения, которая способствует умению излагать свои мысли, чувства, переживания.

Процесс обучения чтению строится на общедидактических и специфических                принципах:

  1. принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы;  организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному обучения;
  2. принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
  3. принцип доступности и посильности: реализуется в делении  изучаемого материала на этапы и в преподнесении  его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
  4. онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).

Программа предназначена для детей 5– 7 лет.

Срок реализации данной программы рассчитан на один год обучения.

ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ

Содержание программы   позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности.

Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. Играя со сказочными персонажами, дети знакомится с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией.

В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.

Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв.

При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.

Программа направлена не только на конечный результат - умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.

Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.

Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.

Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.

Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.

ГЛАВА II.  СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Структурная организация занятий

На протяжении всех занятий педагог знакомит дошкольников со сказочной историей, благодаря использованию которой дети в доступной форме изучают звуки и буквы русского языка. Каждая сказка про звук и букву может быть использована как самостоятельное занятие, так и как часть занятия. Можно разбить одну сказку на несколько частей. Длительность занятия варьируется в зависимости от возраста детей: 15 - 20 минут для детей 5 - 6 лет, 20 - 30 минут для детей 6 - 7 лет.

На первом занятии необходимо

- прочитать сказку;

- проработать упражнения для губ или язычка;

- уточнить правильное произношение звука;

- описать звук;

- поиграть в игру со звуком.

Каждое занятие начинается с вопроса, какой звук и буква были  пройдены на прошлом занятии, актуализируются характеристики пройденного звука, стихотворение про букву.

Заканчивается каждое занятие повторением: с каким звуком мы познакомились, чья это «песенка», повторение характеристики звука, стихотворения про букву.

Работа со звуком и буквой

Прежде чем приступить к изучению звуков и букв, проводятся подготовительные занятия - знакомство со Слышем и Буковкой: развитие речевого и фонематического слуха; активизация познавательных процессов.

Затем начинается процесс ознакомления со звуками и обозначаемыми им графическими элементами – буквами.

Последовательность элементов занятия:

1. Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

2. Выполнение упражнений для губ или язычка (в сказках про согласные звуки – это элементы артикуляционной гимнастики). Если некоторые дошкольники еще не выговаривают какие-либо звуки или произносят их неправильно, данные упражнения помогут ребенку развить мышцы губ и языка, подготовить речевой аппарат к произношению отсутствующих звуков. Рекомендуется выполнять предложенные упражнения перед зеркалом по 5—7 раз, чтобы ребенок мог контролировать движения губ и языка.

3. Далее изучаемый звук произносится верно, согласно анализу его правильной артикуляции.

4. Затем дошкольников знакомятся с характеристикой звука: какой он – гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой. Необходимо опираться на тактильный, слуховой, зрительный и двигательный анализаторы при знакомстве с характеристиками звука.

Сначала педагог объясняет, как можно узнать, какой это звук:

- при произнесении гласного звука воздух изо рта выходит легко и свободно, ему ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык, то есть воздух не встречает никакой преграды, препятствия. Гласный звук можно «тянуть» и «петь». Горлышко всегда «гудит» — ребенок дотрагивается тыльной стороной ладони до горла, чтобы почувствовать эту вибрацию. Если дети не чувствуют, как «гудит» горлышко, помогите им: приложите одну руку ребенка к своему горлу, а другую — к его, произнесите звук [Ф] или [С] — горлышко не «гудит» (не вибрирует – голосовые связки не работают), а затем произнесите гласный звук [А] — горлышко «загудит» (голосовые связки вибрируют). Малыш чувствует, как «работает» ваше горлышко, старается повторить звуки так же, ладонью ощущая вибрацию своих голосовых связок;

- при произнесении согласного звука воздуху всегда мешают выходить свободно изо рта либо губы, либо губы и зубы, либо язык (воздух встречает преграду, препятствие на своем пути).

Для того, чтобы определить звонкость-глухость согласного звука, используйте тот же прием с горлышком — если горлышко «гудит», значит, звук звонкий, если не «гудит» — глухой. Можно прижимать ладошки к ушам: если уши «гудят», значит, звук звонкий, если не «гудят» — глухой.

- определить твердость-мягкость звука, предложите ребенку обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного звука губы «улыбаются». Произнесите перед зеркалом твердый звук [Ф] (губы находятся в нейтральном положении), а затем произнесите мягкий звук [Ф'] (губы растянулись в улыбке). Можно «помочь» кулачком: при произнесении твердого звука нужно сильно сжать кулачок, при произношении мягкого звука сжать кулачок слабо.

Затем ребенок сам перечисляет все характеристики звука, используя предложенные приемы.

5. Затем на занятиях вводятся и применяются игры с новым звуком: в каждой сказке представлена игра, развивающая речевой слух (фонематическое восприятие, анализ, синтез и представление). Используя эти игры на каждом занятии, педагог готовит речевой слух дошкольников к усвоению навыков чтения.

6. Далее, с помощью Буковки, вводится графический образ звука — буква Расскажите стихотворение про букву.

7. Используемые приемы закрепления образа буквы:

- «рисование» буквы пальчиком в воздухе, на столе;

- выкладывание печатной буквы из карандашей, счетных палочек, спичек, шнурков или других предметов;

- выполнение изображения буквы пальчиком на манке, другой мелкой крупе.

- построение буквы из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли, гороха, гречи на столе;

- игра «Волшебный мешочек»: педагог предлагает детям доставать буквы из мешочка и называть их.

- педагог пальчиком «пишет» букву на тыльной стороне ладони, а  ребенок, называет эту букву. Затем ребенок отгадывает букву с закрытыми глазами.

8. В конце занятия дошкольники читают слоги с изучаемой буквой (слитно, не разделяя слог на отдельные звуки). Если дети уже хорошо справляются с этим заданием, можно постепенно переходить к чтению слов.

Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению

Осуществление полноценного образовательного процесса  обучения чтению невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.  

Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками аналитико – синтетического слияния звуко – буквенных сочетаний.

На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о необходимости выполнения домашних заданий  (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) и постоянного закрепления и упрочения материала изученного с педагогом.

Основные правила для родителей по организации домашних занятий с дошкольниками в процессе обучения чтению:

1.Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.

2. Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.

3. Важна не длительность занятий, а их частота.

4. Будьте последовательными в обучении чтению.

5. Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими - ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.

6. Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.

7. Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра).

8. Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!

9. Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.

10. Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.

11. Никогда не начинайте занятия, если у вас или вашего ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха!

ГЛАВА III КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ

Месяц

Тема занятия

Цель занятия

Навыки чтения

1

Предложение.

Развитие речи дошкольников

Подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование

мотивации    к занятиям.

2

Предложение.

Развитие речи дошкольников.

Подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование

мотивации    к занятиям.

3.

Слово.

Слово как единица речи.

Подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование

мотивации    к занятиям.

4.

Слово.

Слово как единица речи.

5.

Слог.

Формирование умения делить слова на слоги.

6.

Слог, ударение.

Формирование умения делить слова на слоги, ставить ударение.

7.

Звуки речи.

Формировать представление о гласных и согласных звуках.

Развитие фонематических представлений.

8.

Звуки речи.

Формировать представление о гласных и согласных звуках.

Развитие фонематических представлений.

9.

«Звук и буква «А»»

Знакомство дошкольников с буквой «А»

Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

10.

«Звук и буква «О»»

Знакомство дошкольников с буквой «О»

Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

11.

«Звук и буква «И»»

Сформировать представление у детей о звуке и букве «И»

12

«Звук и буква «У»»

Формирование у детей стойких представлений о букве «У».

13

«Звук и буква  «Ы»

Развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний

Чтение сочетания «АУ», «УА», «ИА»

14

Закрепление изученного. Гласные буквы.

Закрепление навыков и умений звуко-слогового анализа и синтеза

Синтез звуков

 

15

Закрепление изученного. Гласные буквы.

Совершенствование артикуляционной моторики

16

Закрепление изученного. Гласные буквы.

Совершенствование артикуляционной моторики, развитие интонационной стороны речи

Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

17

«Звук [Н], [Н']  и буква «Н»»

        

познакомить дошкольников со звуками [Н] и [Н'],

 «Н»        Синтез слогов:  ан, он, ун, ын, ин

Синтез слов:  Ната, Нина.

18

«Звуки [Т] и [Т'], буква «Т»»

познакомить дошкольников со звуками [Т] и [Т'], соответствующим этим звукам графическим символом

Чтение слогов:  ат, от, ут, ыт, эт, ит

19

«Звуки [К] и [К'], буква «К»»

сформировать представления о звуках [К] и [К'], букве «К»

Чтение слогов: ак, ук, ок, ык, ик

Чтение слов: Кит, кот, ток, тук, кино,  кипа, Ника, коты.

20

«Звуки [С] и [С'], буква «С»»

сформировать представления детей о звуках [С] и [С'], об их графическом символе - букве «С»

Синтез слогов:  са, со, су, сы, сэ, си

Чтение слов:   бусы, сова, сани, косы, носы, сады, киса, соки.

21

«Звуки [Л] и [Л'],  буква «Л»»

познакомить детей со звуками [Л] и [Л'], обозначаемым их графическим символом – буквой «Л»

Чтение слогов:  ал, ул, ол, эл, ыл, ил

Чтение слов:  лак, лама, лапа, лупа, луна,  мыло, лопата, полка.

22

«Звуки [Р] и [Р'], буква «Р»»

обучить дошкольников  синтезу слоговых сочетаний, содержащих  звуки [Р] и [Р']

Синтез слогов:  ра, ро, ру, ры, рэ, ри

Синтез слов:  руки, роза, рабы, ранка, дорога, гром, кран, барабан, рис, риск

23

«Звуки [В] и [В'], буква «В»»

научить  дошкольников различению звуков [В] и [В'], познакомить с соответствующей буквой «В»

Синтез слогов: ва, во, ву, вы, вэ, ви

Синтез слов:  ива, увы, ивы, Вова, Вовы, пава, вам

24

Буква «Е»

познакомить детей со звуком и буквой «Е»

Буква для чтения: «Е»

Слова для чтения: ем, еда,  пена, Вера, сено, сук, сок, сел.

25

«Звуки [П] и [П'], буква «П»»

сформировать представления у детей о звуках [П]  и [П'], их графическим обозначением

Чтение слогов:  ап, оп, уп, ып, ип. Чтение слов:  папа, пума, пимы

26

«Звуки [М] и [М'], буква «М»»

научить дошкольников правильному произношению звуков [М] и [М'], различению буквы «М»

Чтение слогов: ам, ум, ом, им, ым, эм

Чтение слов:  ум, мама, мимо, му-му

27

«Звуки [З] и [З'], буква «3»

познакомить дошкольников с новыми звуками [З] и [З'], обозначаемой их буквой – «З»

Чтение слогов:  за, зу зо, зы,зи

Чтение слов:  зубы, тазы, козы, ваза,  музыка, низина, мимоза, Зина

28

«Звуки [Б] и [Б'], буква «Б»»

сформировать представления дошкольников о звуках [Б] и [Б'], познакомить с буквой «Б»

Чтение слогов: ба, бо. бу, бэ, бы, би

Чтение слов:  бум, бом, бам, бим

29

«Звуки [Д] и [Д'], буква «Д»»

обучить детей различению звуков [Д] и [Д'], сформировать представления о букве «Д».

Чтение слогов:  да, до, ду, ды, ди

Чтение слов:  дома, дата, дубы, Дима, вода, дама, дума, мода, ода, иди

30

«Звуки [Ф] и [Ф'], буква «Ф»»

познакомить дошкольников со звуками [Ф] и [Ф' ], с обозначаемой их буквой «Ф».

Чтении слогов:  фа, фо, фу, фы, фэ, фи

Чтение слов:  Фома, Фима, фифа, миф, пуф, Уфа, мифы

31

Буквы «Я»

сформировать представления у детей о звуке и букве «Я»

Буква: «Я»

Чтение слов:  Яша, Яна, мясо, яблоко, яма, яхта, ярко, ясн

32

«Звуки [Г] и [Г'], буква «Г»»

научить детей различению звуков [Г] и [Г'], закрепить представления о букве «Г»

Синтез слогов:  га, го, гу, гы, гэ, ги

Синтез слов:  гага, губа, губы, годы, ноги, нуга, Гога, бумага, гамак, гам

33

«Звук и буква «Ч»»

научить дошкольников верному произношению звука [Ч], синтезу слоговых сочетаний, содержащих изучаемый звук

Чтение слогов:  ач, оч, уч, эч, ич

Чтение слов:  чай, часы, туча, дача, чайка, дочка, очки, бочка, чижик, бочонок

34

«Звук  и буква «Ш»»

сформировать представления у дошкольников о звуке и букве «Ш»

Синтез слогов:  ша, шу, шо, шэ, ши

Чтение слов: шаги, шипы, шина, шуба, Маша, Даша, Миша, шапка, мышка, камыши

35

«Звук и буква «Ж»»

сформировать представления дошкольников о звуке и букве «Ж»

Чтение слогов:  жа, жу, жо, жи.

Синтез слов:  жаба, ножи, кожа, вижу, хожу, жатва, пижама, вожди, вожак, жди

36

Буква «Ё»

познакомить дошкольников со звуком и буквой «Ё»

Буква для чтения: «Ё»

Чтение слов: ёж, ёрш, ёлка, мёд, лён, тётя, Сёма, Лёня, чёлка, котёл.

37

«Звуки [Х] и [Х'], буква «X»»

познакомить дошкольников со звуками [Х] и [Х'], с их графическим обозначением – буквой «Х»

Чтение слогов:  ах, ох, ух, эх, ых, их

Чтение слов:  хата, муха, тихо, духи, ухо, уха, эхо, мох, хохот, хобот

38

«Звук и буква «Й»»

познакомить дошкольников со звуком и буквой «Й»

Чтение слогов:  ай, ой, уй, эй, ый, ий

Чтение слов:  дай, лай, майка, сайка, зайка, сойка, Зойка, мойка, байка, лайка

39

Буква «Ю»

научить детей различению звука и буквы «Ю», синтезу слоговых сочетаний, содержащих этот звук.

Буква для чтения: «Ю»

Чтение слов: юла, юг, Юля, Нюра, юбка, Юра, люк, с

40

«Звук и буква «Ц»»

познакомить детей со звуком и буквой «Ц»

Синтез слогов:  ац, оц, уц, эц, ыц, иц

Синтез слов:  овцы, овца, цыпа, нал, цокот, цапка, цикада, цинга, цинк, синица

41

«Звук и буква Э»

Познакомить детей со звуком и буквой «Э»

Слова для чтения: эхо, экран, Эрик, этаж,  эму, Элла, Эдик, эра.

42

«Звук и буква «Щ»»

Научить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звук «Щ»

Чтение слогов:  ащ, ош, ущ, эщ, ыщ, ищ

Чтение слов:  щи, ищи, пища, щука, пищит, овощи, тащи, тащит, угощу, ищу

43

«Буква  «Ь»»

Сформировать стойкие представления у дошкольниках о букве [Ь] .

Слова для чтения (с «ь»): пень, мать, боль, топь, рысь,  конь, пеньки, коньки, мальчик.

44

«Буква «Ъ»»

Сформировать стойкие представления у дошкольниках о буквах  [Ъ].

Слова для чтения (с «ъ»): съел, въехал, подъехал, объехал, съела, подъезд.

45

Алфавит.

46

Обобщающее занятие

Закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки чтения.

Чтение  слов и предложений.

47

Чтение слов из 4 букв и более.

Закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки чтения.

Чтение  слов и предложений.

48

Чтение слов из 4 букв и более.

Закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки чтения.

Чтение  слов и предложений.

49

Чтение слов из 4 букв и более.

Закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки чтения.

Чтение  слов и предложений.

50

Чтение слов из 4 букв и более.

Чтение предложений.

Закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки чтения.

Чтение  слов и предложений.

51

Чтение слов из 4 букв и более. Чтение предложений.

Закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки чтения.

Чтение  слов и предложений.

52

Чтение предложений.

Закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки чтения.

Чтение  слов и предложений.

53

Чтение предложений.

Закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки чтения.

Чтение  слов и предложений.

54

Чтение предложений.

Закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки чтения.

Чтение  слов и предложений.

55

Чтение предложений.

Закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки чтения.

Чтение  слов и предложений.

                                                         КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

Конспект №1

«Знакомство: Слыш»

Цель: развитие речевого и фонематического слуха дошкольников.

Оборудование: изображение  сказочного  героя  «Слыша»; музыкальные инструменты: колокольчик, барабан, бубен, погремушка;  муляжи домшних животных.

Ход занятия:

П: В одной прекрасной сказочной стране жил-был Слыш. У Слыша были большие уши, потому что он очень любил слушать, как звучат разные звуки. А еще у Слыша был большой рот, потому что он больше всего на свете любил произносить понравившиеся ему звуки. А помогал ему веселый язычок, который жил в большом ротике у Слыша.

Слыш любил гулять в своем сказочном городе и в сказочном лесу, расположенном недалеко от города, он прислушивался к разным звукам, запоминал их и играл с ними.

Жители волшебного города вешали на дверцы сказочных домов звонкие колокольчики. Однажды Слыш шел по улице и вдруг услышал, что справа на двери дома зазвенел колокольчик. Кто-то вошел в дом. А потом зазвенел другой колокольчик — на двери дома слева. Маленькому Слышу так понравился звон колокольчиков, что он расправил свои большие уши и стал прислушиваться: звон раздавался то справа, то слева, то впереди, то сзади.

Игра «Где звенит колокольчик?» Педагог звонит в колокольчик и предлагает детям закрыть глаза и послушать, где звенит колокольчик: справа, слева, внизу, вверху, сзади от него. Предложите ребенку открыть глаза и показать или сказать, где звенел колокольчик.

Однажды утром Слыш тщательно вымыл лицо и свои большие уши, затем вышел на балкон своего сказочного дома и стал слушать. Его соседи каждый день играли на разных музыкальных инструментах: вот кто-то играет на барабане — «бум-бум-бум». А вот другой сосед заиграл на дудочке: «ти-ли-ли». Вдруг послышались прекрасные звуки металлофона: «ля-ля-ля». Слыш запоминал звучание каждого музыкального инструмента и с тех пор всегда правильно угадывал, какой инструмент звучит.

Игра «Какой музыкальный инструмент звучит?» На столе перед несколько музыкальных инструментов, например: барабан, бубен, колокольчик, погремушку.

Предложите детям извлечь звуки из этих инструментов и запомнить, как каждый из них звучит. Дошкольники закрывает глаза, а вы в этот момент играете на любом инструменте. Затем предлагаете им открыть глаза и показать или назвать, что звучало. В лесу у Слыша было несколько любимых дорожек, у каждой дорожки была своя песенка. Когда он входил в лес, то шел по дорожке из камней. Камни громко стучали под его ногами, ударяясь друг о друга. Потом Слыш поворачивал на песчаную дорожку. До его больших ушей доносилось легкое шуршание теплого песка. Рядом бежал ручеек. Слыш шлепал по воде и слушал, как весело плещется вода под его ногами.

Однажды после прогулки по журчащему ручейку Слыш промочил ноги и заболел. Пришел доктор, выписал ему волшебный цветочный сок и сладкие клубничные таблетки. Слыш лежал в кроватке и принимал лекарства. Чтобы не было скучно, он стал прислушиваться к звукам, доносившимся из окна: тут подул сильный ветер, а вот запрыгали капельки дождя по подоконнику, зашуршали ветви деревьев, а вот запели птички. Послышались голоса жителей сказочного города, лай собаки.

Потом Слышу послышался тихий-тихий стук молоточка: тук-тук-тук. Это кто-то из его соседей строил себе новый красивый дом далеко на улице. Но вдруг удары молотка стали громкими: ТУК-ТУК-ТУК. Это сосед за стенкой прибивал гвоздик. Слыш поднял большие уши от удивления: оказывается, звуки могут слышаться тихо и громко. И он опять услышал: «тук-тук», «ТУК-ТУК».

Игра «Громко — тихо». Педагог стучит игрушечным молоточком сперва тихо-тихо, а потом громко, а дошкольники определяют, как звучат удары: громко или тихо. (Вместо молотка можно использовать обычный карандаш или палочку.)

Вскоре Слыш поправился и побежал гулять на улицу. Здесь было столько всего интересного! Слыш увидел лохматого песика, который громко лаял: «ав-ав». Из-за дома показались рога, и он услышал: «му-му». Это соседская корова шла гулять на лужок. На дереве щебетали птички: «чик-чирик». На окне дома сидел большой рыжий кот и мурлыкал: «мур-мур». Слышу так понравились голоса животных, что он стал их повторять. А потом он закрыл глаза и попытался узнать, кто с ним здоровается. Его большие уши услышали кошку, собаку, корову, птичку

Игра «Кто говорит?» С разными интонациями и высотой голоса  произносятся звукоподражания: му-му, ав-ав, мяу и др. Дошкольники слушают, а потом отгадывают, кто говорит. Если угадано, чей голос звучал, детям показывается фигурка или игрушка соответствующего животного.

Потом Слыш побежал в лес, немного попрыгал по своим любимым дорожкам, выбежал на волшебную полянку и прислушался. Вдалеке струился маленький родничок: «с-с-с», ветер наклонял верхушки деревьев: «в-в-в», комарик пищал тоненьким голоском: «з-з-з», медленно проползла змейка, шурша; «ш-ш-ш».

Уже наступил поздний вечер, а Слыш все слушал и слушал волшебные звуки. С тех пор он часто приходил на лесную полянку, запоминал и угадывал звучание разных предметов и крики животных.

Игра «Узнай по звучанию». Дети представляют, что они тоже сидят на полянке и слушают разные звуки.  Педагог произносит звуки: «с-с-с», «ш-ш-ш» и т.д. Дошкольники отвечают, что так звучит или кто так говорит на полянке.

Одной из любимых игр Слыша была игра в похожие слова. Эти слова звучали почти одинаково, но отличались одним звуком. Слыш нарисовал картинки с этими волшебными словами. Он раскладывал картинки и находил предметы: вот удочка, а это – уточка, бочка — почка, глаза — гроза, мишка — миска. Была коза, а стала — коса, крыса — крыша. Как только Слыш узнавал новые похожие слова, он сразу рисовал новые картинки.

Игра «Покажи картинку». Педагог предлагает детям помочь Слышу найти нужную картинку. Предварительно подбираются картинки с изображениями предметов, названия которых отличаются одной буквой. Взрослый называет слова, а дошкольники показывают соответствующие картинки.

Итог занятия: педагог задает детям вопросы по содержанию занятия, закрепляет изученный материал.

Конспект № 2

«Звук и буква «А»»

Цель: познакомить детей с буквой «А»

Оборудование: изображения сказочных героев; иллюстрация буквы; пуговицы.

Ход занятия:

Педагог продолжает знакомить детей со сказкой:

— Знаешь, Слыш, у меня раньше никогда не было друга, кроме моего карандаша. А почему у тебя такое интересное имя: Слыш? — спросила Буковка.

Меня так назвали, потому что я очень люблю слушать и произносить разные звуки. А помогают мне большие уши и веселый язычок. А тебя почему зовут Буковкой?

— Потому что я очень люблю читать и писать буквы. А помогает мне мой волшебный карандаш.

— Я услышал, как ты плакала, вот так: «а-а-а?». Получается интересный звук. (Горлышко гудит, воздух легко проходит через рот. Воздуху ничто не мешает. Губы даже сделали воротца для воздуха, их форма напоминает большой круг. Звук (а] можно петь, тянуть, его легко говорить.)

Задание «Произнеси звук»: дошкольники произносят звук [а] правильно, в соответствии с описанной выше артикуляцией. Следите за правильным положением губ, языка, работой горлышка и дыханием.

Слышу так понравился этот звук, что он решил описать его.

Задание «Опиши звук». Педагог попросит воспитанников помочь Слышу описать звук: «Когда мы произносим звук [а], как выходит из ротика воздух?» (Легко и свободно.) «Есть ли преграда?» - (Воздух не встречает никакой преграды.) Дошкольникам объясняется, что, если при произнесении звука воздух из ротика выходит легко и свободно и не встречает преграды, такой звук называется гласным. Спросите еще раз: «Звук [а] какой?» - (Гласный.)

Игра - «Поймай звук [а]»: хлопнуть в ладоши только тогда, когда будет произнесен звук [а]. Вы произносите медленно разные гласные звуки, а дети «ловят» только звук [а]. Далее можно усложнить игру: произносите звуки быстрее, затем добавьте согласные звуки.

А потом Слыш предложил Буковке поиграть еще в одну игру: «Кто дольше протянет этот звук». Они набрали много воздуха и произнесли: «а-а-а-а-а-а». Конечно же, Слыш выиграл.

Пальчиковая гимнастика

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем разгибать.

(Вытянуть руки вперёд, сжать пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.)

Игра «Кто дольше протянет звук [а]»: наберите в грудь много воздуха, на плавном выдохе, не поднимая плеч и не напрягаясь, произносите: «а-а-а». Выигрывает тот, кто тянул звук дольше.

П: Тогда Буковка сказала:

— А я могу с помощью моего волшебного карандаша написать букву «А».

Она достала лист бумаги и написала большую букву «А»

— А еще я знаю стихотворение про букву «А»,— заметила Буковка.—  Вот послушай:

А — шалашик, и смотри:

Есть скамеечка внутри.                                            

                           (В. Савичев)

Игра «Составь букву»: дошкольники сначала в воздухе прописывают букву «А», а затем выкладывают ее из пуговиц.

Педагог продолжает сказку:

— Здорово, — обрадовался Слыш. — Давай я буду слушать и произносить разные звуки, а ты будешь писать и читать буквы!

Буковка радостно согласилась.

Итог занятия: педагог задает детям вопросы по содержанию занятия, закрепляет изученный материал.

Конспект № 3

                                                     «Сочетание «АУ»»

Цель: формирование навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний.

Оборудование: изображения сказочных героев; иллюстрации букв «А» и «У».

Ход занятия:

П: В лесу Слыш побежал по своей любимой дорожке из камешков. Камни весело стучали под его ногами. А Буковка пошла по другой тропинке, которая была покрыта травой. Сначала они видели друг друга среди деревьев, но потом дорожки разошлись в разные стороны и друзья потеряли друг друга из вида. Слыш не растерялся, он крикнул что есть силы: «АУ»! И в ответ он услышал тихое «ау». Это Буковка отвечала ему издалека. Они начали кричать друг другу: «АУ» — «ау», пока не встретились на красивой лесной полянке.

Игра «Эхо». Педагог приглашает  дошкольников «погулять» в воображаемом лесу вместе с нашими друзьями, «пособирать» цветы и ягодки, «поискать» грибочки.

П: ребята, представьте, что вы заблудились в лесу, что вы ищете друг друга.

Взрослый кричит громко «АУ», а дети отвечают ему тихо: «ау». Затем они меняются ролями: ребенок кричит громко, а педагог отвечает ему тихо, как эхо.

П: — Как я рада, что мы снова встретились. Я ведь почти заблудилась в лесу, — воскликнула Буковка при встрече.

— Хорошо, что я стал тебе кричать «АУ». Я сначала долго тянул звук [а-а-а], а потом звук [у-у-у]. Получилась песенка - «искалочка»: «ау» из двух звуков.

Задание - «Произнеси сочетание звуков». Дошкольники повторяют вместе со Слышем «песенку-искалочку»: а-а-у-у-у. Педагог следит за слитным произнесением звуков — между ними не должно быть паузы.

П: — Давай я запишу себе эту песенку, чтобы не забыть ее, если мы опять потеряемся. — И Буковка написала волшебным карандашом: А потом еще раз прочитала песенку - «искалочку».

Пальчиковая гимнастика

Ёжик топал по дорожке

И грибочки нёс в лукошке.

Чтоб грибочки сосчитать,

Нужно пальцы загибать.

(загибаем по очереди пальчики сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения  кисти рук у должны быть сжаты в кулаки)

Игра «Нарисуй и прочитай». Сначала педагог показывает образец составления сочетания больших печатных букв «АУ», а потом попросит детей повторить за ним, выложив буквы из косточек.

Прочитайте слитно сочетание этих букв: А-А-У-У, предложите ребенку прочитать так же. Следите за тем, чтобы отсутствовала пауза между буквами «А» и «У».

Итог занятия: педагог задает детям вопросы по содержанию занятия, закрепляет изученный материал.

                                                     Конспект № 4

«Звуки [М] и [М'], буква «М»»

Цель: научить дошкольников правильному произношению звуков [М] и [М'], различению буквы «М».

Оборудование: изображения героев сказки; иллюстрация буквы «М»; карандаши, слоговые таблицы.

Ход занятия:

П: Прекрасным летним утром Слыш как всегда проснулся, сделал зарядку, умылся, а потом собрался позавтракать. Но вдруг он услышал интересный и протяжный звук — кто-то играл на незнакомом музыкальном инструменте:

— М-м-м, м-м-м.

Странно, — подумал Слыш, — Я никогда раньше не слышал такого звука. Мои соседи играли на самых разных инструментах: на колокольчике, на барабане, на дудочке, но такого музыкального инструмента я не знаю.

Слыш вышел во двор и увидел, что в соседнем сказочном домике сидит его сосед Лопоух и играет на маленькой гитаре.

— Что это такое? — спросил Слыш.

— Это домра. Послушай, как звучат ее струны: м-м-м, м-м-м. — И Лопоух заиграл на домре.

Слыш так заслушался, что не заметил, как к нему подошла его подруга Буковка.

— Послушай, — воскликнул Слыш, — какой новый звук я узнал. — Он хотел было произнести его, но не смог. Его губы были неловкими и неповоротливыми. Тогда Слыш попросил у Буковки ее волшебный карандаш, взял его губками и стал их тренировать.

Упражнение для губ - «Веселый карандаш». Дошкольники тренируют губки вместе со Слышем: захватывают карандаш губами, затем «рисуют» в воздухе карандашом вертикальные линии, горизонтальные линии, круги (двигаются одни губы; ни зубы, ни язычок не помогают).

— М-м-м,— протянул Слыш. (Губы сжаты вместе, они не пускают воздух. Но он нашел путь: воздух идет через нос, нос «сердится», гудит, и губы гудят. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами).

Задание - «Произнеси звук». Педагог просит детей произнести звук [м] правильно, в соответствии с описанной артикуляцией, следите за верным положением губ, языка, работой горлышка и дыханием.

П: Слыш заметил, что воздух встречает на своем пути преграду — его не пускают губы. Потом Слыш закрыл свои большие уши ладонями и опять произнес этот звук. Странно, но ему показалось, что его уши звенели! Этот звук оказался звонким. Слыш решил произнести его сначала твердо: [м], потом мягко — [м'].

Задание «Опиши звук». Дети помогают Слышу описать звук [м]. Спросите ребенка: «Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду, какой это звук?» (Согласный.) Теперь попросите ребенка определить место преграды и описать ее: воздуху мешают свободно выходить изо рта губки, они смыкаются и не пускают его. Далее спросите: «Это звук звонкий или глухой?» Чтобы ответить на этот вопрос, ребенок может закрыть ушки ладонями и произнести |м]. Если ушки «гудят», звук звонкий, если не гудят — глухой. Также можно для проверки приложить ладонь к горлышку. Затем определите вместе с дошкольниками, может ли этот звук быть мягким и твердым, Произносите вместе с ребенком этот звук твердо: [м] (помогите себе кулачком — сильно его сожмите). Затем произносите этот звук мягко: [м'] (кулачок сжимается слабо, губки улыбаются).

В конце выполнения упражнения педагог просит детей дать полное описание звука: этот звук согласный, звонкий, может быть твердым или мягким.

П: Затем Слыш начал ловить этот новый звук.

Игра «Поймай звук». Дошкольники слушают звуки и хлопают в ладоши, если  услышат звук [м].

 Произносите разные гласные звуки и звук [м] в медленном темпе — ребенок «ловит» заданный звук. Чтобы усложнить задание, можно ускорить темп произнесения и добавить другие согласные звуки. Рекомендуемые звуки: [а], [м], |о], [и], [э], [м], [м], [а] [о], [у], [о], [м], [о].

П: А Буковка написала своим волшебным карандашом букву «М»:

И прочитала про нее стишок:

Взявшись за руки, мы встали и на «М» похожи стали.

(В. Степанов)

Игра «Обведи букву». Первоначально педагог сам пишет большую печатную букву «М», читая стихотворение. Затем малыши в воздухе пальчиком обводят, написанную взрослым букву.

П: Потом Буковка задумалась и весело сказала: — «М» — это мамина буква, потому что слово «мама» начинается на звук [м].

Задание «Чтение».  Дошкольники вместе с Буковкой читают слоги. Читайте их слитно, «растягивая» гласный звук. Если дети достаточно хорошо читает слоги, можно перейти к словам.

Читайте их по слогам, слитно, «растягивая» гласные звуки. Если первой в слоге стоит согласная буква, обращайте внимание  на последующую гласную букву, чтобы при чтении ребенок сразу переходил к следующей букве, не делая пауз между ними.

Слоги для чтения: ам, ум, ом, им, ым, эм.

Слова для чтения: ум, мама, мимо, му-му.

Итог занятия: педагог задает детям вопросы по содержанию занятия, закрепляет изученный материал.

                   

                                       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация программы «Обучение чтению дошкольников в игровой форме» способствует развитию у воспитанников дошкольных учреждений фонематического слуха и восприятия; формированию верных и точных артикуляционных укладов при произношении звуков речи; закреплению  представлений о всех буквах алфавита;  сознательному овладению навыками аналитического чтения.

Кроме осуществления основной задачи – обучения чтению дошкольников, занятия по данной программе способствуют активизации высших психических функции дошкольников: расширению объема внимания и восприятия; развитию памяти и логического мышления.

                                                      БИБЛИОГРАФИЯ

1. Белоусова Л.Е. Ура, я научился! СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004

2. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. М: «Питер», 1997.

3. Голубина Т.Г. Чему научит клеточка... М.: «Мозаика-Синтез», 2001.

4. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: «Гном и Д», 2000.

5. Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. М.: «Гном и Д». 2000.

6. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном и Д», 2000.

7. Колесникова Е.В., Баренцева Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном-Пресс», 1995.

8. Савичев В.Н. Азбука веселая в картинках и стихах. Ярославль: «Академия развития», 1997.

9. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: «Владеем, 1997.

10. Сказка о веселом язычке. М.: Издательский дом «Карапуз», 2002.

11. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.

12. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте. М.: «Гном и Д», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская "Методические приёмы обучения дошкольников, младших школьников технике работы с солёным тестом".

Конспект занятияпо лепке из соленого теста "Аквариум" Цель:обучить технологии изготовления рыбок  из солёного теста, при использовании шаблонов. Задачи:Образовательные: - дать пре...

Игровые технологии в обучении дошкольников математике. План - конспект игрового занятия «О многих шестиногих…»

Настоящая методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования и педагогам – дошкольникам  для организации и проведения занятия по математике  с детьми от 4 до 5 лет в...

Программа для обучения дошкольников.

Давайте помогать друг другу....

Рабочая программа для обучения дошкольников

    Данная программа составлена на основе программы «Преемственность» (научный руководитель Н.А. Федосова) Москва «Просвещение» 2012г. Программа допущена Министерством образования Рос...

Презентация " Активные методы обучения дошкольников"

Презентация " Активные методы обучения дошкольников"...

Диагностика личностной готовности к школьному обучению дошкольников

Уже много лет работаю над проблемой «Развитие личности младшего школьника». Ставя её перед собой, я имела ввиду единый процесс обучения и воспитания.Цель работы над этой проблемой найти эф...