Рабочая программа для обучения дошкольников
рабочая программа на тему
Данная программа составлена на основе программы «Преемственность» (научный руководитель Н.А. Федосова) Москва «Просвещение» 2012г. Программа допущена Министерством образования Российской Федерации и адаптирована к условиям кратковременного пребывания детей в ОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_doshkolyatam.doc | 195 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Данная программа составлена на основе программы «Преемственность» (научный руководитель Н.А. Федосова) Москва «Просвещение» 2012г. Программа допущена Министерством образования Российской Федерации и адаптирована к условиям кратковременного пребывания детей в ОУ.
Программа «Дошколёнок» готовит детей к обучению в школе, осуществляется преемственность между дошкольным и начальным общим образованием, целью которой становится успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, создание предпосылок к школьному обучению.
Основные задачи:
- сохранение и укрепление здоровья;
- развитие личностных качеств;
- формирование ценностных установок и ориентаций;
-развитие творческой активности;
- формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие умений действовать по правилам.
Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. Программа «Дошколёнок» не только ставит своей целью подготовить ребёнка к обучению к школе, но и решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Развитие потенциальных возможностей ребёнка посредством овладения им УУД, предложенными федеральными государственными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. Программа «»Дошколёнок начинает формировать предпосылки УУД:
-познавательные: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; анализ объектов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
-регулятивные: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
-коммуникативные: овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; ориентация на партнёра по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
-личностные: мотивационные и коммуникативные, формирование Я-концепции и самооценки при подготовки к обучению в школе, положительное отношение к обучению в школе.
Программа не предусматривает диагностику формирования предпосылок УУД. Подготовка к школе носит развивающий характер, не допускает дублирования программ первого класса, ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребёнка, на зону его ближайшего развития.
Особенностью содержания подготовки к школе является его интегрированная основа.
Правовая основа организации группы предшкольной подготовки:
-Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 (ред. от 01.04.2012) "Об образовании" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012)
- Типовое положение об образовательном учреждении, утверждённое Постановлением Правительства РФ №196 от 19.03.2001, ст. 52 и ст. 86 ГК РФ.
- Письмо Министерства образования РФ «О подготовке детей к школе» №990/14/15 от 22.07.97.
Организация работы «Дошколёнок»
Приём детей осуществляется по заявлению родителей. Предшкольная подготовка организуется с сентября по май. Группа до 17 детей. Занятия проводятся один раз в неделю по 3 часа. Каждое занятие длится 30минут с двумя физпаузами. Перерыв между занятиями – не менее 10 минут.
Программа состоит из следующих курсов:
Курс «Развитие речи» (Развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребенка посредствам различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведет подготовку к обучению чтения и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Курс помогает детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
Курс «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы.
Курс «Зеленая тропинка» («Предметное окружение», «Явления общественной жизни», «Мир природы») основывается на коррекции и развитии накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты,
осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. «Предметное окружение» расширяет и уточняет представления детей о предметном мире: о видах транспорта, о предметах, облегчающих труд взрослых на производстве. «Явления общественной жизни» - расширяет круг знаний и представлений об явлениях окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимость.
Курс «Прикладное искусство» (рисование, лепка) направлен на самоактуализацию детской души в процессе погружения в мир культуры и искусства своего народа, на становление личности ребенка на основе национальной культуры. Курс способствует развитию у детей художественного вкуса, творческого воображения, индивидуальной активности, инициативы, самостоятельности в решении творческих задач.
Учебно-методическое обеспечение программы:
1.Физическая культура (М.В. Малыхина).
2. Зелёная тропинка (А.А. Плешаков)
3. Математические ступеньки (С.И. Волкова).
4. От слова к букве (Н.А. Федосова).
5. Развитие речи (Н.А. Федосова).
6.Готов ли я к школе (В.А.Солнцева, Т.В. Белова).
Зелёная тропинка
А.А. Плешаков.
Пояснительная записка.
Курс «Зелёная тропинка» нацелен на развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных процессов и интеллектуальных способностей.
Данный курс обеспечивает систематизацию и научную коррекцию накопленных детьми в дошкольном возрасте природоведческих представлений. Содержание курса строится как синтез различных составляющих естественно-научного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе. В основу подготовки детей к обучению положена познавательно-исследовательская деятельность. Основное внимание уделяется формированию универсальных предпосылок учебной деятельности- умении работать по правилу, слушать взрослого, развитию творческих способностей детей, логическим действиям.
Содержание.
Окружающий мир и наша безопасность.
Правила безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Экскурсия по школе.
Чудесный и мир растений и грибов.
Растения нашей местности. Грибы – не растения. Правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов.
Наши друзья животные.
Животные Омской области. Насекомые. Коллективное изготовление модели «Бабочки на лугу» ( склеивание изображений бабочек, украшение макета цветущего луга).Разнообразие птиц. Сравнение их по размерам и окраске. Разнообразие зверей. Сравнение их по размерам, форме тела и окраске. Лягушки, улитки, черви – тоже животные. Отношение людей к животным. Правила безопасности при встречах и общении с животными.
Планируемые результаты:
-владеть универсальными предпосылками учебной деятельности;
-применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых познавательных задач;
-проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, соблюдать элементарные правила безопасности дорожного движения и безопасного поведения в мире природы;
- проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному окружению, соблюдать простейшие правила поведения в природе.
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Зелёная тропинка»
№ п/п | Тема программного материала. | Количество часов | Дата | Коррек- тировка |
Правила безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Экскурсия по школе. | 1 | |||
Растения нашей местности. Грибы – не растения. Правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов. Растительный мир осенью | 1 | |||
Экосистема - лес | 1 | |||
«Неживая природа осенью» | 1 | |||
Животные нашей местности. Правила безопасности при встречах и общении с животными. Животный мир осенью | 1 | |||
Неживая природа зимой | 1 | |||
Животный мир зимой | 1 | |||
Человек и природа | 1 | |||
Неживая природа весной | 1 | |||
Растения весной | 1 | |||
Животный мир весной | 1 | |||
Разнообразие птиц | 1 | |||
Разнообразие зверей. | 1 | |||
Лягушки, улитки, черви – тоже животные | 1 | |||
Труд взрослых | 1 | |||
Итого: | 15 |
Математические ступеньки
С.И.Волкова
Пояснительная записка.
Главные цели курса математики подготовительного курса – это формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая, геометрическая, содержательно-логическая.
Основными методами , используемыми в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования.
Содержание
Признаки (свойства) предметов: цвет, размер, форма. Сравнение трёх и более предметов по цвету, форме, размеру.
Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве(справа, слева, в центре, внизу, вверху и т.д.)
Временные представления: раньше - позже, вчера, сегодня, завтра.
Цифры и числа от 1 до 10.
Счёт предметов. Сравнение по количеству ( больше, меньше, столько же). Устная нумерация: название, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10.
Счёт в прямом и обратном порядке. Порядковый счёт, отличие от счёта количественного.
Равенство, его обозначение в математике. Знак «=». Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций. Цифры и числа: 1,2,3,4,5,6,7,8,9. Число 0. Число 10.
Простейшие геометрические фигуры: отрезок, круг, многоугольник.
Содержательно-логические задания на развитие внимания, воображения, памяти, мышления: игры «Весёлый счёт», «Исправь ошибку»; деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей; зрительные и слуховые диктанты с использование арифметического и геометрического материала; выделение существенных признаков объекта; проведение простейших логических рассуждений.
Планируемые результаты:
-знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;
-знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
-проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий.
К ЗАВЕРШЕНИЮ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТИ ДОЛЖНЫ:
Количество и счет.
Дети должны знать:
*состав чисел первого десятка (из отдельных единиц);
*состав чисел из двух меньших.
Дети должны уметь:
*называть числа в прямом и обратном порядке;
*соотносить цифру и число предметов;
*правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;
*сравнивать числа в пределах 10;
*устанавливать, какое число больше (меньше) другого;
*уравнивать неравное число предметов двумя способами (добавить, убрать).
Величина.
Дети должны уметь:
*сравнивать предметы разные по величине (длине, ширине, высоте0;
*выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже);
*сравнивать до 10 предметов, различных по величине;
*измерять длину предметов с помощью условной единицы.
Ориентировка в пространстве.
Дети должны уметь:
*выражать словами месторасположение предметов по отношению к себе и другим
предметам;
*уметь ориентироваться на листе бумаги.
Время.
Дети должны:
*различать и называть части суток, их последовательность;
*понимать значение понятий вчера, сегодня, завтра;
*знать дни недели, их последовательность;
*уметь называть месяцы года.
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Математические ступеньки»
№ п/п | Тема программного материала | Коли чество часов. | Дата | Коррек- тировка |
1-2 | Признаки предметов: цвет, размер, форма. Сравнение трёх и более предметов по цвету, форме, размеру. | 2 | ||
3-4 | Взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве(справа, слева, в центре, внизу, вверху и т.д.) | 2 | ||
5-6 | Временные представления: раньше - позже, вчера, сегодня, завтра. | 2 | ||
7 | Счёт предметов. | 1 | ||
8-9 | Сравнение по количеству ( больше, меньше, столько же). | 2 | ||
10-11 | Устная нумерация: числа от 0 до 10. | 2 | ||
12-13 | Счёт в прямом и обратном порядке. | 2 | ||
14 | Порядковый счёт, отличие от счёта количественного. | 1 | ||
15-16 | Равенство, его обозначение в математике. Знак «=». | 2 | ||
17-18 | Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций. | 2 | ||
19-21 | Цифры и числа: 1,2,3. | 3 | ||
22-24 | Цифры и числа: 4,5,6. | 3 | ||
25-27 | Цифры и числа: 7,8.9. | 3 | ||
28 | Число 0. | 1 | ||
29 | Число 10. | 1 | ||
30-34 | Простейшие геометрические фигуры: отрезок, круг, многоугольник. | 5 | ||
Итого: | 34 |
Развитие речи
Н.А.Федосова
Пояснительная записка.
Курс «Развитие речи» включает в себя раздел «Речевое общение», «Подготовка к чтению», «Подготовка к письму». Цель курса – совершенствование и развитие связной речи, развитие лексической стороны речи, совершенствование звуковой стороны речи, закрепление правильного произношения звуков, упражнение в дифференциации звуков на слух; развитие внимания и интереса к слову; знакомство с гигиеническими правилами письма; развитие мелкой мускулатуры кисти руки, зрительных и двигательных анализаторов.
Содержание
Речевое общение. Понятие об устной и письменной речи. Речевой этикет.
Жесты, мимика. Громкость, тон, темп устной речи.
Подготовка к чтению. Текст, предложение, слово – средства языка и речи, проводники мыслей и чувств. Членение устных текстов на предложения, предложений на слова.
Слово, слог, ударение. Наблюдение над значением слов и их звуковой структурой. Деление слов на слоги, слогов на звуки. Использование графических опор-схем для слогового анализа слов. Упражнение в составление слов из слогов, в дополнении слогов до слов с разным количеством слов, с ударением на разных слогах.
Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.
Звуковая структура. Слогообразующая роль гласных. Ударные и безударные слоги, ударные и безударные гласные. Слого - звуковой анализ слов. Буквы как значки звуков.
Подготовка к письму. Рисование декоративных узоров разных форм. Ознакомление с гигиеническими требованиями к посадке ученика, положению рук, тетради, ручки. Раскрашивание внутри и снаружи предметов, дорисовывание и т.д. Упражнения в развитии глазомера, пространственной ориентации на тетрадной странице, на рабочей строке, в развитии мелкой мускулатуры пальцев и тонких движений руки.
Планируемые результаты:
— ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
— знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
— артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;
— обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
— следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре:
— сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;
— соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
— правильно произносить все звуки;
— отчетливо и ясно произносить слова;
— выделять из слов звуки;
— находить слова с определенным звуком;
— определять место звука в слове;
— соблюдать орфоэпические нормы произношения;
— составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
— составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
— пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
— соблюдать элементарные гигиенические правила;
— ориентироваться на странице тетради.
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Развитие речи»
№ п/п | Тема программного материала | Количество часов | Дата | Коррек тиров ка |
Понятие об устной и письменной речи. Вежливые слова. Ознакомление с гигиеническими требованиями письма. Раскрашивание предметов. | 1 | |||
2-3 | Жесты, мимика. Рисование декоративных узоров разных форм. | 2 | ||
4 | Громкость, тон, темп устной речи. Штриховка. | 1 | ||
5-6 | Текст, предложение, слово. Строка и междустрочное пространство. | 2 | ||
7-8 | Слово, слог. Рисование бордюров в ограниченном пространстве ( рабочая строка). | 2 | ||
9-10 | Слоговой анализ слов. Продолжи узор. | 2 | ||
11-12 | Ударение. Письмо прямых наклонных линий (сверху вниз и слева направо). | 2 | ||
13-14 | Деление слов на слоги. Прямая наклонная линия (короткая и длинная). | 2 | ||
15-16 | Деление слогов на звуки. Прямые линии с закруглением внизу. | 2 | ||
17-18 | Звуки и буквы. Прямые линии с закруглением вверху. | 2 | ||
19-20 | Гласные и согласные звуки. Письмо длинной линии с петлёй вверху. | 2 | ||
21-22 | Звуковая структура. Письмо длинной линии с петлёй внизу. | 2 | ||
23-24 | Слогообразующая роль гласных. Письмо овалов и полуовалов. | 2 | ||
25-26 | Ударные и безударные слоги, ударные и безударные гласные. Письмо овалов и полуовалов. | 2 | ||
27-28 | Слого - звуковой анализ слов. Повторение изученных элементов. | 2 | ||
29-30 | Правильное употребление слов — названий предметов, признаков, действий; объяснение их значений. Элементы букв. | 2 | ||
31 | Пересказ знакомой сказки. Элементы букв. | 1 | ||
32 | Составление рассказа по картинке. Элементы букв. | 1 | ||
33 | Рассказ из личного опыта. Элементы букв. | 1 | ||
34 | Сюжетный (свободный) рассказ по серии картинок. Повторение изученных элементов. | 1 | ||
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Прикладное искусство» (рисование, лепка)
Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.
№ п/п | Название и тема занятия | Количество часов | Дата | Коррек- тировка |
1. | Штриховка. Школьные принадлежности | 1 | ||
2. | Пальчиковые упражнения. Обведи штриховые линии, не отрывая карандаш | 1 | ||
3-4 | Пальчиковые игры. Проведи линию посередине. Штриховка | 2 | ||
5 | Пальчиковые упражнения. Лепка из пластилина «Грибок». Штриховка | 1 | ||
6. | Пальчиковые игры. Помоги собачке добраться до своего дома. Штриховка | 1 | ||
7 | Пальчиковые упражнения. Прямые и наклонные линии. Штриховка | 1 | ||
8-9 | Пальчиковые упражнения. Обведи по точкам и раскрась. Штриховка | 2 | ||
10. | Пальчиковые игры. Дорисуй по точкам. Штриховка | 1 | ||
11. | Пальчиковые упражнения. Лепка из пластилина «Цветочек». | 1 | ||
12. | Пальчиковые упражнения. Обведи, штриховые линии не отрывая карандаш. Штриховка | 1 | ||
13. | Пальчиковые игры. Дорисуй узор. Штриховка | 1 | ||
14 | Пальчиковые упражнения. Раскрась одинаковые фигуры. Штриховка | 1 | ||
15. | Пальчиковые упражнения. Дорисуй недостающие детали. Штриховка | 1 | ||
Всего: | 15 |
Планируемые результаты
Дети должны:
*уметь пользоваться глиной, пластилином;
*лепить предметы, используя приемы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания, примазывания;
*использовать при изготовлении поделки разные способы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
*уметь украшать изделия рельефом;
*лепить предметы с натуры и по представлению (овощи, фрукты, животных, человека).
Ребенка надо научить:
*правильно держать ножницы и пользоваться ими;
*приемам симметричного и силуэтного вырезания из бумаги, обрывной аппликации;
*сочетать приемы вырезания ножницами с приемы обрывной аппликации для создания выразительного образа;
*составлять сюжетные аппликации и декоративные узоры;
*изготовлять простые фигуры из бумаги путем складывания.
* складывать лист пополам, совмещая углы и стороны;
*надрезать бумагу полосками, отрезать ненужную деталь;
*изготовлять простые фигуры из бумаги путем складывания;
* уметь пользоваться ножницами;
* складывать бумагу в разных направлениях;
* создавать поделку по чертежу;
*работать с природным материалом;
* вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, шить швом «вперед иголку»;
* работать ножницами и клеем;
*вырезать самостоятельно, без шаблона.
Взаимодействие с семьёй в период предшкольной подготовки
Социальная среда — явление многогранное и включает целый ряд институтов, среди которых наиболее тесно связан с обществом такой социальный институт, как семья. Каждый член семьи, сохраняя автономность, входит в различные объединения, в разные социальные группы. Внутрисемейная организация складывается не только по воле ее членов, но и под влиянием внешних условий социальной жизни общества. Семья воздействует на отношения в обществе, влияет на характер всех процессов общественной жизни, является слепком социальной структуры общества.
Семья составляет первое окружение человека после рождения, она является первой социальной средой, которая транслирует накопленные обществом культурно-исторические ценности. Кроме того, семья обладает собственными внутренними специфическими характеристиками, которыми и обуславливается незаменимый потенциал семьи. Общение с родителями выполняет в период взросления и становления ребенка важную задачу: родители обеспечивают безопасные условия для самостоятельного активного освоения ребенком мира объектов и социальных отношений.
В то же время семья характеризуется эмоциональным характером взаимоотношений; постоянным и длительным воздействием на ребенка, проявляющимся в различных жизненных ситуациях; объективными возможностями систематического включения детей в социокультурную повседневную деятельность. Общение в такой атмосфере оказывает сильнейшее влияние на развитие ребенка, становится школой социальных чувств. Именно в этом и заключается одно из важнейших преимуществ развивающего потенциала семьи перед другими институтами, имеющими целью развитие личности ребенка.
Существенно также и то, что в семье представлены различные возрастные, половые, профессиональные «подсистемы». Наличие в семье сложного, обогащающего образца, каковым выступают родители, способствует нормальному развитию ребенка, позволяет ему более полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.
На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в ОУ. Теперь его окружают новые люди — взрослые и дети, которых он раньше не знал. Они составляют иную общность, чем его семья. Если родители и учитель объединят свои усилия и обеспечат ребёнку эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в школе (группа кратковременного пребывания в школе), и дома, а ОУ будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, поможет подготовиться к школе, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка — ему на благо. Но если с этого момента родители не будут принимать активное участие в разрешении трудностей, с которыми сталкивается ребенок, то последствия этого непредсказуемы.
В целом взаимодействие — диалог педагога и родителей, его эффективность определяется тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами себя ощущают личностями и видят личность в каждом, с кем общаются.
Сотрудничество педагога с родителями возможно, если оно сопровождается его постоянным профессиональным ростом. Педагог, знающий психологию общения, основы социологии и конфликтологии, может уверенно строить доверительный диалог с родителями, передавать свои профессиональные знания. Учителю необходимо проявлять большую инициативность в общении с ними.
Многие родители нуждаются в конкретной помощи. Источником этой помощи может стать сам педагог при условии установления доверительного сотрудничества и взаимодействия. Назрела острая необходимость в соответствующем просвещении родителей, в осуществлении идивидуально-дифференцированного подхода к каждой семье.
Рекомендации:
— изучение образа жизни семьи, которое проявляется в ровных, «союзнических» отношениях воспитателей с родителями, основанных на взаимной выгоде, характеризующихся желанием добиться большего;
— выявление содержательного аспекта практики взаимодействия семьи и детского сада, конкретные формы, в которые оно выливается;
— расширение представлений о содержании и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней;
— необходимость специального разъяснения роли семьи в воспитании детей, в осуществлении индивидуального подхода к каждому ребенку и важности объединения усилий школы и семьи по этому вопросу;
— владение техникой и культурой общения с родителями;
— преодоление практики эпизодического взаимодействия учителя с родителями как недостаточно эффективного;
— переход к планируемому и постоянному индивидуально-дифференцированному взаимодействию с каждой конкретной семьей.
Наиболее распространенные формы взаимодействия педагога и семьи:
— родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, круглые столы, тематические практикумы, конференции, почтовые ящики.
Формы работы:
- дни открытых дверей;
- консультации;
- устный журнал для родителей;
- педагогический лекторий для родителей.
Тематика бесед с родителями
- Родитель – это профессия.
- Семейный кодекс о правах и обязанностях родителей и детей.
- Здоровый ребенок – хороший ученик.
- Советы практического психолога.
- Как ребенку помочь стать самостоятельным.
- Как на самом деле любить детей.
- Физическая подготовленность ребенка к школе.
- Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
- Социально - личностное развитие будущего первоклассника.
- Первые дни ребенка в школе.
- Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Рабочая программа ориентирована на учебник Азбука Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец , 2011год.Планируемые результаты (универсальные учебные действия)Личностные универсальные учебные действия У обучающегося...
Рабочая программа по обучению грамоте и письму для УМК по программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В....
Программа по обучению дошкольников чтению "Читай-ка"
Материал содержит пояснительную записку, планирование и конспекты занятий....
Рабочая программа по подготовке дошкольников
Содержание: 1. Пояснительная записка.2. Содержание программы.3. Организация образовательного процесса. Приложение №1. Программа по математике. Приложение №2. ...
Программа для обучения дошкольников.
Давайте помогать друг другу....
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...