Диагностика личностной готовности к школьному обучению дошкольников
методическая разработка (1 класс) на тему
Уже много лет работаю над проблемой «Развитие личности младшего школьника». Ставя её перед собой, я имела ввиду единый процесс обучения и воспитания.
Цель работы над этой проблемой найти эффективные пути, формы и методы обучения путём переосмысления ведения уроков по всем учебным предметам начальной школы, введения новых предметов, изменения стиля поведения педагога, который должен отличаться от традиционного стиля.
За долгие годы педагогической деятельности мною много достигнуто, накоплен опыт успешной работы. Но каждый раз новые мысли, новые наблюдения, чувство неудовлетворенности (видишь, что можешь ещё лучше) снова и снова возвращают сознание на уже многократно пройденные пути. Одно остаётся всегда неизменным: обучение идёт успешно, если зная возрастные особенности и психику младших школьников, найдешь индивидуальный подход к каждому ребёнку. Именно знание психических процессов и возможность влияния на их развитие дают положительные результаты и в учёбе, и в развитии интеллекта, и в становлении личности младшего школьника.
Очень важно с первых дней занятий в школе организовать учебный труд школьников, чтобы максимально развивать творческие способности каждого из них, познавательную активность, интерес к учению вообще и к отдельным предметам в частности.
И уже в первом классе определяю следующие задачи:
- развивать способности каждого ученика через непосредственные представления;
- вырабатывать у детей потребность к приобретению знаний;
- вовлекать учащихся в творческую деятельность, развивать творческие способности;
- формировать умение преобразовывать полученные впечатления в осознанные представления.
Для решения этих задач использую следующие пути:
- переосмысление ведения уроков по всем предметам начальной школы;
- использование личностно-ориентированных технологий:
технология деятельностного обучения,
технология игрового обучения,
технология интегрированного обучения,
технология проблемного обучения в форме исследовательской деятельности.
- упор на задания познавательного и творческого характера на всех уроках школьной программы;
- постоянная связь с жизнью, межпредметные связи;
- обобщение знаний и применение их в нестандартной обстановке (внеклассная работа);
- проведение каждого урока с применением здоровьесберегающих технологий, в содружестве с учениками, с опорой на их интересы.
Поступление ребёнка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяя социальную ситуацию его развития.
Младший школьный возраст – наиболее сложный и противоречивый период развития личности. Переступая порог школы, ребёнок по своим физическим и психическим качествам по существу является дошкольником, а к пятому классу он становится подростком со свойственными этому возрасту противоречиями и сложностями. И будет ли ученик хорошо учиться, будут ли возникать конфликтные ситуации в его воспитании, зависит не столько от физиологических особенностей, сколько от того жизненного пути, который он пройдет в начальной школе, от тех качеств личности, которые у него будут сформированы. Для того, чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, необходимо знание уровня готовности каждого будущего школьника.
С этого начинается моя работа с первоклассниками. На подготовительных занятиях (январь – март), а затем и в первые месяцы обучения в первом классе провожу педагогическую диагностику (по специально подготовленным карточкам) готовности к школьному обучению, в ходе которой проверяю:
- состояние пространственного восприятия;
- состояние зрительного восприятия;
- состояние моторики и зрительно – моторных координаций;
- умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена;
- наличие интуитивных дочисловых представлений;
- овладение представлениями, лежащими в основе счёта, самим счётом (в пределах шести), представлениями об операциях сложения и вычитания;
- умение сравнивать два множества по числу элементов;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом.
Цель диагностики получить достоверные данные о состоянии готовности ребёнка к школе.
Результаты диагностического обследования каждого ребёнка заношу в бланк обследования класса, выявляю уровень развития.
У первоклассников в 2011 – 2012 учебном году он был таким:
- низкий уровень – 26 %; - средний уровень – 54 %; - высокий уровень – 20 %. |
Дети с низким уровнем – это дети, которых с малых лет не приучали в семье к бытовому труду, не вели работу по развитию интеллекта. В результате этого дети имеют низкую работоспособность, неумение организовывать учебный труд, недостаточную ответственность к занятиям в классе и дома.
Выявив уровень и причины низкой готовности к обучению, намечаю индивидуальную работу с такими детьми (вид помощи, темп и объём работы), а также направления коррекционно – развивающей работы со всем классом. Эту работу веду на каждом уроке по всем учебным предметам начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_lichnostnoy_gotovnosti_k_obucheniyu.docx | 23.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика
личностной готовности к школьному обучению дошкольников
Уже много лет работаю над проблемой «Развитие личности младшего школьника». Ставя её перед собой, я имела ввиду единый процесс обучения и воспитания.
Цель работы над этой проблемой найти эффективные пути, формы и методы обучения путём переосмысления ведения уроков по всем учебным предметам начальной школы, введения новых предметов, изменения стиля поведения педагога, который должен отличаться от традиционного стиля.
За долгие годы педагогической деятельности мною много достигнуто, накоплен опыт успешной работы. Но каждый раз новые мысли, новые наблюдения, чувство неудовлетворенности (видишь, что можешь ещё лучше) снова и снова возвращают сознание на уже многократно пройденные пути. Одно остаётся всегда неизменным: обучение идёт успешно, если зная возрастные особенности и психику младших школьников, найдешь индивидуальный подход к каждому ребёнку. Именно знание психических процессов и возможность влияния на их развитие дают положительные результаты и в учёбе, и в развитии интеллекта, и в становлении личности младшего школьника.
Очень важно с первых дней занятий в школе организовать учебный труд школьников, чтобы максимально развивать творческие способности каждого из них, познавательную активность, интерес к учению вообще и к отдельным предметам в частности.
И уже в первом классе определяю следующие задачи:
- развивать способности каждого ученика через непосредственные представления;
- вырабатывать у детей потребность к приобретению знаний;
- вовлекать учащихся в творческую деятельность, развивать творческие способности;
- формировать умение преобразовывать полученные впечатления в осознанные представления.
Для решения этих задач использую следующие пути:
- переосмысление ведения уроков по всем предметам начальной школы;
- использование личностно-ориентированных технологий:
технология деятельностного обучения,
технология игрового обучения,
технология интегрированного обучения,
технология проблемного обучения в форме исследовательской деятельности.
- упор на задания познавательного и творческого характера на всех уроках школьной программы;
- постоянная связь с жизнью, межпредметные связи;
- обобщение знаний и применение их в нестандартной обстановке (внеклассная работа);
- проведение каждого урока с применением здоровьесберегающих технологий, в содружестве с учениками, с опорой на их интересы.
Поступление ребёнка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяя социальную ситуацию его развития.
Младший школьный возраст – наиболее сложный и противоречивый период развития личности. Переступая порог школы, ребёнок по своим физическим и психическим качествам по существу является дошкольником, а к пятому классу он становится подростком со свойственными этому возрасту противоречиями и сложностями. И будет ли ученик хорошо учиться, будут ли возникать конфликтные ситуации в его воспитании, зависит не столько от физиологических особенностей, сколько от того жизненного пути, который он пройдет в начальной школе, от тех качеств личности, которые у него будут сформированы. Для того, чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, необходимо знание уровня готовности каждого будущего школьника.
С этого начинается моя работа с первоклассниками. На подготовительных занятиях (январь – март), а затем и в первые месяцы обучения в первом классе провожу педагогическую диагностику (по специально подготовленным карточкам) готовности к школьному обучению, в ходе которой проверяю:
- состояние пространственного восприятия;
- состояние зрительного восприятия;
- состояние моторики и зрительно – моторных координаций;
- умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена;
- наличие интуитивных дочисловых представлений;
- овладение представлениями, лежащими в основе счёта, самим счётом (в пределах шести), представлениями об операциях сложения и вычитания;
- умение сравнивать два множества по числу элементов;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом.
Цель диагностики получить достоверные данные о состоянии готовности ребёнка к школе.
Результаты диагностического обследования каждого ребёнка заношу в бланк обследования класса, выявляю уровень развития.
У первоклассников в 2011 – 2012 учебном году он был таким:
- низкий уровень – 26 %; - средний уровень – 54 %; - высокий уровень – 20 %. |
Дети с низким уровнем – это дети, которых с малых лет не приучали в семье к бытовому труду, не вели работу по развитию интеллекта. В результате этого дети имеют низкую работоспособность, неумение организовывать учебный труд, недостаточную ответственность к занятиям в классе и дома.
Выявив уровень и причины низкой готовности к обучению, намечаю индивидуальную работу с такими детьми (вид помощи, темп и объём работы), а также направления коррекционно – развивающей работы со всем классом. Эту работу веду на каждом уроке по всем учебным предметам начальной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»
Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...
Готовность к школьному обучению, как необходимый компонент успешной адаптации ребенка к школе.
Статья, описывающая: фазы адаптации, критерии подготовки к школе, причины школьной дезадаптации....
Тест для родителей по определению готовности к школьному обучению
Тест для родителей. Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.1....
Памятка для родителей будущих первоклассников "Что нужно знать родителям о речевой готовности к школьному обучению"
Данный материал поможет родителям ответить на вопросы, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий первоклассник, какие требования предъявляет школа к речевой готовности....
Психологическая готовность к школьному обучению.
Психологическая готовность к школе у каждого ребёнка проходит по разному, иногда это тяжёлый и долгий процесс, требующий максимального терпения, как от родителей, так и от педагогов....
Психологическая готовность к школьному обучению
Работа посвящена изучению и анализу проблемы готовности детей к школе. В работе рассмотрены такие аспекты как личностная , интеллектуальная, волевая и нравственная готовность к школьному обучению....
Родителям будущих первоклассников "О готовности к школьному обучению"
1. Компоненты "готовности к школе", физическая и психологичекая составляющая.2. О интеллектуальной, волевой, мотивационной и коммуникативной готовности к школе. 3. Рекомендации родителям "Как выз...