Сказки В.Сутеева
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Савченко Виктория Витальевна

Предварительный просмотр:

Савченко Виктория Витальевна

Учитель начальных классов

Базовой школы НОО ГБОУ СПО ЛО

«Гатчинский педколледж им.К.Д,Ушинского»

Тема: Урок внеклассного чтения.

            Сказки В.Сутеева.

Класс: 2 класс

Цель: расширить читательский кругозор учащихся на примере жизни и творчества В.Г.Сутеева.

Задачи: 

       1)  познакомить с жизнью и творчеством В.Г.Сутеева, как детского писателя, художника-иллюстратора и сценариста-мультипликатора;

2) способствовать формированию навыков самостоятельной работы с книгой (чтение-рассматривание), читательской компетенции;

  1. развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей;
  2. воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;
  3. воспитание критического мышления

Оборудование: 

  1. презентация «Сказки В.Сутеева»;
  2. экран, проектор, компьютер;
  3. выставка книг В.Г.Сутеева (у доски);
  4. книга-сказка В.Сутеева «Ёлка» (на каждой парте)

Методический комментарий

  1. Данный урок можно отнести к начальному этапу внеклассного чтения, поскольку он включает не только знакомство с произведением через слушание и рассматривание книги, но и самостоятельное знакомство с новой книгой. Выставку книг В. Сутеева организует учитель

у доски, включая в неё книги других авторов, иллюстрированные В.Сутеевым.

  1. В начале этапа самостоятельной работы учащихся с книгой учитель может сам раздать книги на парты, учитывая уровень развития техники чтения и устной речи.
  2. Самостоятельное, а затем и коллективное составление «Синквейна» детьми в конце урока возможно, если дети уже хорошо знакомы с этим видом работы.
  3. Переход на слайды осуществляется по щелчку.
  4. На этапах урока:

      III. Выставка книг.

       V. В.Сутеев «Дядя Миша» - 3) Беседа  о прочитанном.

       VI. В.Сутеев «Ёлка»

        Проектор рекомендуется ВЫКЛЮЧИТЬ для соблюдения СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения)

  1. Ход  урока

  1. Организация класса.

             Слайд 1.

  1.  Актуализация знаний. Обозначение темы урока .

                    Слайд 2.

  • Сегодня наш занятие будет посвящён творчеству одного очень необычного человека. Кто этот человек, вы догадаетесь, если разгадаете загадки и найдёте в загадках нужные буквы.

  • Кто разносит новости по лесу? (сорока)
  • Назовите 1 букву в слове.

  • О ком говорят, трудолюбивый как … (муравей).
  • Назовите 2 букву в слове.

  • Отгадай загадку:

Удивительный ребёнок!

            Только вышел из пелёнок,

            Может плавать и нырять,

            Как его родная мать. (утёнок)

  • Назовите 2 букву в слове.

  • Порой за себя ему бывает неловко,

           Торчит у него вместо носа морковка. (снеговик)

  • Назовите 3 букву в слове.

  • В чём приносит Дед Мороз подарки детям? (мешок)
  •  Назовите 2 букву в слове.

  • Он зимой в берлоге спит, потихонечку храпит.

     А проснется, ну реветь, Как зовут его - (медведь).

  • Назовите 4 букву в слове.

  • Прочтите слово, которое получилось. (Сутеев)

  • Да, сегодня мы будем читать книги замечательного писателя сказочника Владимира Григорьевича Сутеева.

                  Слайд 3.

  1. Выставка книг.
  • Рассмотрите выставку книг.
  • Все ли книги на выставке соответствуют теме нашего урока?

Дети убирают с выставки книги других авторов, но иллюстрированные В.Сутеевым – Н.Носов «Фантазёры», К.Чуковский «Айболит», Г.Остер «Приключения пифа» и т.д.)

  • На какие группы можно разделить книги? (книги- сборники и книга – одно произведение).

  1. Рассказ об авторе.

Владимир Григорьевич Сутеев родился в 1903 году в Москве, в семье врача. Отец его был одаренным человеком: он долго колебался, какую специальность ему выбрать – петь в опере или стать врачом. Он стал врачом и сделал важное открытие в медицине, пел в любительских концертах, а также хорошо рисовал и написал книжку об одном талантливом скульпторе.

Владимир Григорьевич тоже соединил в себе два таланта. Он стал писателем и художником. В школе он был самым весёлым и остроумным мальчиком. Он постоянно рисовал весёлые рожицы и изрисовывал всё, что попадалось ему под руку.

Бывает так – работал человек художником: рисовал картинки к детским книжкам. А потом стал рисовать мультфильмы. А потом еще и и писать начал сценарии к мультфильмам. А однажды подумал, подумал и стал писателем, решив, что весёлых авторов намного меньше, чем весёлых художников. А может всё было в его секрете: ведь писал он правой рукой, а рисовал левой. Хорошо, когда обе руки заняты делом!

                   Слайд 4.

  • Кем же был В.Сутеев, кроме того, что был писателем? (художником-иллюстратором, режиссером и сценаристом мультфильмов).

  • Поэтому книги, которые вы убрали с выставки оказались там не случайно. Все их тоже иллюстрировал В.Сутеев.   

                   Слайд 5.

  1. В.Сутеев «Дядя Миша».

          Слайд 6.

  1. Рассматривание обложки.     
  • Кто автор этой книги?
  • Одно или несколько произведений в книге?
  • В каком издательстве издана книга? Год издания?
  • О ком эта сказка? Можно ли ответить на этот вопрос не читая книгу?
  • Кто еще является героями книги?

  1. Чтение сказки учителем.

     Слайды 7-23.

  1. Беседа о прочитанном.

– Понравилось ли вам произведение?

- Что вам понравилось?

  • Все звери помогали Медведю делать запасы на зиму.
  • Животные разговаривают вежливо, употребляя в своей речи волшебные слова – "на здоровье", "спасибо" и другие.

- Что вам не понравилось?

  • Дядя Миша никогда не доводил начатое дело до конца.
  • Вырвал из земли целый куст орешника, полный спелых орехов, прямо с корнями, тем самым погубил дерево, и уже никто не нарвет спелых орешков.
  • Дядя Миша пошел с лисой воровать кур, уток.

- Докажите, что это сказка?

- Какая? (сказка о животных)

  1. Составление модели (кластера)

Слайд 24.

  • Кто главный герой в сказке?
  • С чего начинается сказка?
  • Почему использовали двустороннюю стрелку?
  • Как это явление называется в литературе, в русском языке? (диалог)
  • Что было дальше? ( Дядя Миша встречается с Ежиком, и они вместе идут в лес за груздями, за белыми грибами.)  
  • Набрал ли дядя Миша с Ежиком грибов?
  • Кто потом позвал Медведя?(Белочка.)
  • Как Медведь собирал орехи?
  • С кем произошла встреча дальше? ( С Котом.)
  • Куда Кот позвал медведя?
  • Справился ли дядя Миша с таким делом, как рыбалка?
  • Кто встретился потом?( Лиса.)
  • Что предложила Лиса Медведю? ( Пойдем-ка в деревню, кур, уток таскать.)
  • О каком еще герое говорится в сказке?( О Мышонке.)
  • Что сказал Мышонок Медведю? ("Эх, дядя Миша! – пискнул Мышонок. Он хотел, видно, еще что-то сказать, да только махнул лапкой, свистнул и побежал дальше. А что тут скажешь?")

       - А что бы вы сказали Медведю, если бы оказались на месте Мышонка? ( Нехорошо воровать, нельзя браться за все сразу, начатое дело надо довести до конца.)  

       - Да. Это и есть главная мысль сказки.

  1. В.Сутеев «Ёлка».

  1. Рассматривание книги.

       -  Рассмотри книгу самостоятельно, пользуясь планом.

            Слайд 25.

  1. Рассмотри обложку книги:
  1. Прочти название книги. Кто автор?
  2. Подумай, о чём или о ком эта книга?
  3. Где и когда издана книга?
  4. Кто художник-иллюстратор?

  1. Очень тихо, не мешая другим, полистайте книгу: 1) Рассмотри иллюстрации.

2)Одно или несколько произведений в книге?

  1. Чтение сказки  хорошо читающими детьми и учителем.

  1. Проверка рассматривания и чтения книги.
  • Какую сказку читали? Кто автор?
  • А смог бы снеговик в одиночку доставить письмо Деду морозу?

  1. Работа с иллюстрациями.
  • Давайте перелистаем еще раз книгу вместе. Вспомним, кто помогал снеговику (щенок Бобик, зайцы, белки, медведь, сорока)
  • Благодаря своим друзьям, их помощи, снеговик смог выполнить просьбу детей. Только дружба и взаимовыручка способны творить чудеса!

  1. Сопоставление книг.
  • Что одинакового? (автор, художник, издательство, некоторые герои)

- Чем отличается? (главный герой, смысл).

  1. Составим синквейн.
  1. В.Сутеев
  2. Весёлый, добрый.
  3. Пишет, сочиняет, иллюстрирует.
  4. Его книги любят дети.
  5. Сказки.

  1. Итог, дом.задание.
  • Мы познакомились с двумя сказками В.Г.Сутеева.
  • Дома читайте другие сказки этого замечательного писателя.

Использованные ресурсы

  1. Об авторе: http://900igr.net/kartinki/literatura/Suteev/004-Byvaet-tak-rabotal-chelovek-khudozhnikom.html

                         http://www.ytime.com.ua/ru/85/4239

  1. Синквейн. http://lewe.ru/sostavlenie-sinkvejna-s-primerami/

  1. В.Сутеев «Дядя Миша» http://books.rusf.ru/unzip/add-on/xussr_s/suteew11.htm?1/1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Савченко Виктория Витальевна учитель начальных классов Базовая школа начального общего образования ГБОУ СПО ЛО «Гатчинский педагогический колледж им. К.Д.Ушинского » Сказки В.Сутеева Урок внеклассного чтения 2 класс УМК «Школа России» 2013 год

Слайд 3

Владимир Григорьевич СУТЕЕВ 1903-1993

Слайд 4

В. Г. Сутеев писатель х удожник -иллюстратор режиссёр сценарист

Слайд 7

заяц кот лиса ёжик белка мышонок

Слайд 8

Рассмотри обложку книги: Прочти название книги. Кто автор? Подумай, о чём или о ком эта книга? Где и когда издана книга? Кто художники-иллюстратор? 2. Очень тихо, не мешая другим, полистай книгу: Рассмотри иллюстрации. Одно или несколько произведений в книге?

Слайд 9

Сорока - http :// on2.docdat.com/tw_files2/urls_21/18/d-17134/7z-docs/3_html_m623c0072.jpg Муравьишка - http ://images-photo.ru/_ ph/24/2/37151853.png Утенок - http :// img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/84/399/84399368_uh_tuy_kak_zdorovo.png Снеговик - http://s4.rimg.info/60eec5a934fb0c1ca602bb96c4b9c1d0.gif Мешок - http :// www.suvenir-promo.ru/meshkinov/2.jpg Медведь - http :// lenagold.narod.ru/fon/clipart/m/med/medved152.png Буквы – http://maltzewa17.ru/alfavit-v-stihah / Портреты В.Сутеева - http :// cs11401.userapi.com/v11401301/1496/jaEIXd5G7y8.jpg http :// www.ytime.com.ua/img/forall/skazki/suteev/suteev_12.jpg Книги В.Сутеева - http :// music.tonnel.ru/music/416592801_416592801forumtonnel.gif http:// audioskazki.net/wp-content/gallery/chukovsky/moidodyr/p0001.jpg http:// img-fotki.yandex.ru/get/6713/311695.300/0_878e6_77ed6eb6_XL.jpg http:// fb2.booksgid.com/content/36/timofey-belozerov-lesnoy-plakunchik-ris-suteeva/img/cover.jpg http://j.livelib.ru/boocover/1000526020/l/092a/bez_avtora__ Priklyuchenie_Pifa.jpg http://j.livelib.ru/boocover/1000355213/l/2e56/Mihalkov_S.__ Moj_schenok.jpg http:// img-fotki.yandex.ru/get/6110/17308394.106/0_6e5b9_b14ca67e_L.jpg http:// royallib.ru/data/images/cover_24874.jpg http:// www.e-reading-lib.com/cover/90/90182.jpg Картинки для слайда №2 обработаны в программе Photoshop CS5 Список использованных материалов, Интернет-ресурсов

Слайд 10

Иллюстрации к сказке В.Сутеева «Дядя Миша» - http :// skazkivcem.com/skazki-suteeva/dada-misha Орехи - http :// s56.radikal.ru/i154/1002/61/92f42f119f01.png Грибы - http :// img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/80/781/80781349_c7db5047e17e.png Морковь - http:// i070.radikal.ru/0811/47/99c2d2b1a899.png Курица - http:// kurochka.by/images/stories/kartin/kurica12.png Рыба - http:// i080.radikal.ru/0807/a7/419c1237a8e1.png


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 19

Иллюстрации к сказке В.Сутеева «Дядя Миша» - http :// skazkivcem.com/skazki-suteeva/dada-misha


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка "Путешествие по сказкам В.Сутеева" (Обобщение знаний об имени прилагательном)

Разработка предназначена для проведения урока русского языка во 2 классе (УМК "Школа России"). Содержит подробную технологическую карту урока и презентацию к нему....

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО СЛУШАНИЯ В 1 КЛАССЕ (УМК «Начальная школа XXI века») Тема урока: Авторские сказки. Сказка В.Сутеева "Палочка-выручалочка"

Тема урока: Авторские сказки.Сказка  В.Сутеева "Палочка-выручалочка"Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:Предметные: создать условия для формирования навыка правильного,  осознанного  ч...

1 класс. Анимированная сказка В. Сутеева «Под грибом»

Озвученная сказка В. Сутеева «Под грибом» предназначена для ознакомления с произведением. Смена слайдов автоматическая, на 1 и 10 слайдах навигация по управляющим кнопкам.  Если отключить звук, м...

Открытый урок по внеклассному чтению по сказке В. Сутеева "Мышонок и карандаш"

Сказка В. Сутеева подходит для занятий по внеклассному чтению в первом классе. Она учит находить выход из трудной ситуации.,развивает интерес к произведениям В. Сутеева...

Внеклассное чтение: Сказка В. Сутеева «Мешок яблок»

Тема: Внеклассное чтение:  Сказка В. Сутеева «Мешок яблок»Цели урока:• пробуждать и поддерживать интерес к книге и чтению;• накопление читательского опыта.Задачи урока:• формировать понятие о дру...

Урок литературного чтения ("Начальая школа XXI века" 1 класс). Сказка В.Сутеева "Палочка-выручалочка"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. и с использованием элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного....

Фрагмент урока литературного чтения (слушания) в 1 классе на тему: «Сказка В.Сутеева "Палочка-выручалочка"».

Фрагмент урока  литературного чтения (слушания)  в 1 классе  на тему: «Сказка  В.Сутеева "Палочка-выручалочка"» по программе "Школа 21 века"....