Методическая разработка урока русского языка "Путешествие по сказкам В.Сутеева" (Обобщение знаний об имени прилагательном)
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Шишкина Светлана Владимировна

Разработка предназначена для проведения урока русского языка во 2 классе (УМК "Школа России"). Содержит подробную технологическую карту урока и презентацию к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.rar2 МБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска

«Средняя общеобразовательная школа №160»

УРОК  РУССКОГО ЯЗЫКА     

  Путешествие по сказкам В. Сутеева

(по теме «Обобщение знаний об имени прилагательном»)

разработан в соответствии с ФГОС начального общего образования

Разработала Шишкина Светлана Владимировна,

учитель начальных классов, учитель физической культуры

Класс:  2                                                                           

УМК:  «Школа России», учебник  Канакина В.П. Русский язык. 2 класс

Тип урока:  Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Цель:

Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности   по обобщению знаний  и умений по теме «Имя прилагательное».

Задачи:

- Систематизировать знания об имени прилагательном.

- Развивать умения и навыки в  нахождении и распознавании   имён прилагательных по их признакам,  в определении числа имён прилагательных, в установлении связи между существительным и прилагательным, в подборе близких и противоположных по лексическому значению, имен прилагательных.

- Формирование УУД, управление совместной познавательной деятельностью.

Базовая технология: системно - деятельностный подход  + методы технологии проблемно-диалогического обучения  + методы формирования позиций «автор», «понимающий», «критик» + здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, колонки.

Наглядный и раздаточный материал по изучаемой теме:  карточки с заданиями, опорные схемы по теме «Имя прилагательное», иллюстрации и поделки по произведениям В. Сутеева,   рисунок ёжика,  паровоз с вагонами (на вагонах нарисованы смайлики), таблица с названием темы урока;   аудиофайл «Если друг не смеётся…»,  деревянный сундучок,  резиновый мяч,  зелёное яблоко,  конверт,  конверт с телеграммой.

Планируемые  результаты:

Личностные:

  • учебно-познавательный интерес к предмету;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • ценностное отношение понимать друг друга и самому быть понятым;
  • ценностное отношение к здоровому образу жизни.

Метапредметные:

регулятивные  универсальные учебные действия:

  •  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  •  контролировать свою работу и  оценивать правильность выполнения действия.

познавательные универсальные учебные действия:

  •  анализировать, сравнивать, делать выводы;
  •  использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы.

коммуникативные универсальные учебные действия:

  • строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.
  • аргументировано отвечать, доказывать своё мнение;
  •  умение сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, договариваться и приходить к общему решению.

Предметные:

  •  определять, находить и образовывать имена прилагательные;
  •  распознавать признаки имени прилагательного;
  • ставить вопросы от существительных к прилагательным;
  • устанавливать связь между прилагательным и существительным;
  •  определять число имён прилагательных;
  • подбирать близкие и противоположные по лексическому значению, имена прилагательные;
  • правильно писать имена прилагательные и выделять их на письме.

ХОД УРОКА:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоопределение к деятельности





(Организационный момент)

- Здравствуйте, садитесь.

-  Ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.


 - Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь своему соседу по парте. Соедините свои ладони и подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Скажите друг другу добрые слова.



- Я желаю вам удачи, чтобы на этом уроке у нас всё получилось!

- Мы начинаем  наш урок.


Обучающиеся  встают,  поворачиваются к гостям   и хором говорят: «Здравствуйте!»


Дети говорят друг другу:

 «Получи пять»,  «Я тебе помогу»,

«Постарайся»,  «Желаю тебе удачи»,

«Поработаем вместе» и др.

Актуализация знаний

(повторение)













Минутка чистописания






Словарно-орфографическая работа.

- Недавно мы с вами принимали активное участие в 7 окружном фестивале детского творчества «Веснянки» и выполнили  проект « Поделки по сказкам Владимира Сутеева».

- А кто это – Владимир Сутеев?

- А какие произведения В. Сутеева вы знаете?

- Чему нас учат его произведения?

- В. Сутеева называют добрым волшебником, потому что его сказки учат нас добру, уважению, дружбе.

- И мы отправляемся в сказочное путешествие по сказкам Владимира Сутеева.

- Откройте тетради и запишите число и классная работа.

- Тетрадь лежит правильно (под наклоном), локоть  не свисает с парты.


СЛАЙД   3

- Отгадайте, какая сказка начинается со строк:

Шел Ежик домой. По дороге нагнал его Заяц, и пошли они вместе.    Вдвоем дорога вдвое короче…?  СЛАЙД  4

- Какие изученные орфограммы есть в этих словах?   СЛАЙД  5

- На минутке чистописания запишем слог ЧА и сочетание ЧК.


- Следующее задание, на доске запись букв:

ОЯТАЛМЕДВЕДЬРЫЗЕОЗАЯЦМЦАЕЮБЮПЕТУХЧЖАХ

- Найдите слова в строчке и запишите их в тетради в строчку.  

- Как начнём записывать слова?


- В какую группу можно объединить эти слова?

 - Объясните написание этих слов (ударение, орфограмма).

- Какой частью речи являются эти слова?

- Какие это имена существительные?

- Задайте  ученику, работающему у доски, вопросы по теме «Имя существительное».


- После работы у доски какие цели ты себе поставил бы на будущее?


Оценивание ученика, работавшего у доски.

- Назовите сказки, в которых есть герои:


- Заяц                 СЛАЙД   6


- Медведь         СЛАЙД   7


- Петух             СЛАЙД   8




- Писатель, иллюстратор,

режиссёр мультфильмов.











- Палочка-выручалочка.

- ча,   -чк.

Выполняют записи в тетрадях.





- Первое слово с красной строки, с заглавной буквы, через запятую.


- Словарные слова

1 человек объясняет у доски.

- Имя существительное.

- Одушевлённые, нарицательные.

Учащиеся задают вопросы по теме «Имя существительное»

Ученик ставит себе цели: закрепить, повторить или правильно применять на письме




- «Мешок яблок», «Разные колёса», «Палочка-выручалочка», «Грибок-теремок», Снеговик-почтовик»

- «Кот - рыболов», «Елка»,«Яблоко», «Терем – теремок»,

«Дядя Миша»,«Мешок яблок».

 - «Петух и краски», «Кто сказал Мяу?», «Это что за птица?», «Терем – теремок»

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

СЛАЙД   9

- На доске прочитайте набор слов из сказки  и  назовите  это произведение:

Дождь, дружба, мокрые крылышки, хитрая охотница.   СЛАЙД  10

- Кто главный герой-спаситель в этой сказке?    СЛАЙД 11       СЛАЙД   12

- Посмотрите на доску и подберите слова, которые подходят к этому герою:


Храбрый, злой, добрый, большой   СЛАЙД   13

- Какой частью речи являются эти слова?

- Значит тема нашего урока какая?

-Тема урока: Обобщение знаний об имени прилагательном.

- Какие цели мы можем поставить себе на этом уроке?

 


- «Грибок – теремок»

- Муравей




- Прилагательное

- Имя прилагательное.


- Мы повторим, что такое   имя прилагательное и  вспомним,   как изменяется имя

прилагательное?

- Мы будем закреплять, как на письме выделяется имя прилагательное и  какие   признаки могут обозначать имена прилагательные?




Обобщение и систематизация знаний.

- Запишите предложение   под  диктовку:

Смелый   муравей   спасает   друзей.

- Проверьте,   как вы написали предложение, сверьте с записью на доске. СЛАЙД   14


- Найдите грамматическую основу предложения. Подчеркните подлежащее и сказуемое.

- Найдите в этом предложении имя прилагательное, подчеркните его.

- Докажите что это имя прилагательное.




- На какие ещё вопросы могут отвечать имена прилагательные?

- С какой частью речи всегда связано  имя прилагательное?

- А какие признаки предмета могут обозначать прилагательные?


Игра «Назови признак».

- Вы из волшебного сундука  будете доставать предмет, называть сказку, в которой существует этот предмет и какие признаки  он обозначает.

КОНВЕРТ


  ЯБЛОКО


1 ученик комментирует вслух



- Муравей спасает.

- Смелый.

- Это часть речи, которая обозначает признак предмета  и отвечает на вопросы какой?, подчёркиваем волнистой линией.


- Какое?, какая?, какие?

- С именем  существительным.

- Цвет, форму, вкус, размер, вес, внешние качества человека, материал.




-Цвет – белый, размер – широкий, материал – бумажный, форма - прямоугольный.

- Цвет – зелёное,  вкус – кислое или сладкое,  форма –  круглое, размер – маленькое.

Физминутка  - Нам пришла телеграмма от ваших родителей:

       «Любимые наши дети! Вы читали много  сказок  В. Сутеева и смотрели его мультфильмы. Мы приготовили вам небольшую разминку или по-другому физминутку. Каждой команде предложены пазлы большого формата. Ваша задача как можно быстрее собрать картину и угадать сказку В. Сутеева.   Ваши родители».

Ребята каждого ряда встают со своих мест, собираются в группу по рядам  и выполняют задание.

(Играет музыкальное произведение «Если друг не смеётся…»)          СЛАЙД  15


Физминутка

 (Играет музыкальное произведение «Если друг не смеётся…»)

СЛАЙД  12

Применение знаний и умений в новой ситуации.















Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.


- Как изменяются имена прилагательные?

- В каком числе может стоять имя прилагательное?


- Когда прилагательное стоит в единственном числе?



 - Когда прилагательное стоит во множественном числе?



- Отгадайте загадку:

Между сосен, между елок
Бродит тысяча иголок.
Но не сделать ни стежка
Все иголки без ушка!

- В каких сказках нам встречается ёжик?


- Ёжик принёс вам следующее задание и предлагает вам его выполнить.

- Прочитайте  задание на карточках, которые лежат перед вами.

- Что вам нужно будет сделать?

- Вам нужно вписать пропущенные буквы в имена прилагательные и определить число, в котором стоят эти  имена прилагательные.

Т…жёлая,   н…чной,   л…сные,  б…рёзовый, ж…лтые.


- Оцените своего товарища. Если он выполнил без ошибок, то похлопайте в ладоши, а если допустил ошибку, то потопайте ногами.

- Задайте вопросы по теме «Имя прилагательное» ученику, работавшему у доски.


-После выполнения этого задания, какие цели или учебные задачи ты бы себе поставил на будущее?    СЛАЙД  16

- Проверьте себя ещё раз.

- От какой части речи чаще всего образовано имя прилагательное?

Игра «Образуй имя прилагательное»

- Я вам буду бросать мячик и называть существительное, а вы, бросив мне мяч назад, должны назвать имя прилагательное, которое вы можете от него образовать. Чтобы было легче справиться с этим заданием, задавайте вслух вопросы к имени прилагательному.

СКАЗКА  ВОЛШЕБСТВО   ДОБРО   КНИГА   ИНТЕРЕС

Работа с карточками

- Прочитайте задание на карточках. Что нужно выполнить учащимся 1 ряда?     СЛАЙД  17


- Что такое синонимы?


- Что нужно выполнить учащимся 2 ряда?


- Что такое антонимы?


- Что нужно выполнить учащимся 3 ряда?


- Чтобы учащимся 1 и 2 ряда легче было  выполнить это задание куда мы можем обратиться за помощью?

- Выполните это задание в парах.  Проверка

- Имена прилагательные изменяются по числам.

- Имя прилагательное может стоять во множественном и единственном числе.

- Прилагательное стоит в единственном числе когда оно обозначает признак одного предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?

- Прилагательное стоит во множественном числе когда оно обозначает признак 2 или нескольких предметов и отвечает на вопрос какие?


- Ёжик




- «Палочка-выручалочка», «Живые грибы», «Разные колёса».








1 ученик работает у доски самостоятельно.



Проверка, оценивание.


Учащиеся задают вопросы по теме «Имя прилагательное».






- От имени существительного.







-Сказочный, волшебный, добрый, книжный, интересный.


- Подобрать к именам прилагательным синонимы.


- Слова – друзья, близкие по лексическому значению.


- Нужно к именам прилагательным подобрать антонимы.


- Слова – враги, противоположные по лексическому значению.

- Нужно записать имена существительные, от которых образованы имена прилагательные.


- В словари синонимов и антонимов, которые находятся в учебнике на стр. 141.

Учащиеся выполняют задание в парах самостоятельно.

Рефлексия.

- По сказкам какого писателя мы сегодня путешествовали?


- Ребята, мы знаем, что В. Сутеев был не только писателем и иллюстратором, но и режиссёром мультфильмов. Он самый первый снял мультфильм на русскую народную сказку «Колобок».


- Посмотрите на доску (учитель открывает плакат-поезд): наши колобки – смайлики  всё это время слушали, как мы работаем на уроке, но им нужно дальше отправляться в путешествие и они приглашают вас с собой.


- Если вам урок понравился, то вы свой билетик приклейте в 1 вагон, если урок вас ничем не удивил, то прикрепите свой билетик во второй вагон, а если урок не понравился или у вас плохое настроение, то прикрепите свой билетик в 3 вагон.

- По сказкам В. Сутеева.







Ребята выходят к доске (сначала учащиеся, сидящие на 1 ряду, потом на 2 ряду, а потом на 3 ряду)  и прикрепляют свой билетик -  наклейку(прямоугольник из самоклеющейся цветной бумаги)  в любой вагон.

Подведение итогов урока.


Оценивание.

- Давайте вспомним, какая тема урока у нас была.

- Какую цель мы ставили перед собой?

-Как высчитаете,  мы справились со своей задачей?

- Молодцы! Значит,  мы добились своей цели. СЛАЙД   18

ОЦЕНИВАНИЕ

- Спасибо за урок!

- Тема урока: Обобщение знаний об имени прилагательном.

- Мы должны были вспомнить  и закрепить на практике всё, что мы знаем о прилагательном.



Домашнее задание

Учебник стр. 124 упр. 213, повторить карточки с правилами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле

Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...

16.12.12. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ИМЕНАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ИМЕНАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Урок русского языка  в 4 классе. На уроке представлена работа в группах....

Обобщение знаний об именах прилагательных и именах существительных

Цели урока:1.   Обобщение знания учащихся о сходствах и различиях между данными частями речи.2.   Формировать умение правильно и точно употреблять их в речи.3.  Воспитыв...

Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.Цели урока:  Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа

Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа...

Методическая разработка урока русского языка на тему: "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Организовывать повторение и обобщение сведений о грамматических признаках имён прилагательных и имён существительных.Развивать умение правильно и точно использовать в речи и правильно писать имена...

Методическая разработка по русскому языку. Тема: "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Методическая разработка урока для 4 класса по УМК "Перспектива". Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и уменийЦель урока: обобщить знания об имени прилагательном, как части...

Конспект урока по теме: «Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор имени прилагательного.» (2 класс).УМК Школа России

Цели деятельности учителя: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;  работать с Памяткой 2 «Порядок разбора имени прилагательного»; разбирать имя прилагательное как часть р...