Звук [ш], буква ш
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Чернышова Елена Борисовна

Как интересно изучать буквы вместе со смешариками! Об этом урок по обучению грамоте по УМК «Школа 2100»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК

УЧИТЕЛЬ: Чернышова  Е. Б.

ПРЕДМЕТ: обучение грамоте

КЛАСС: 1

УМК: «Школа 2100»

Авторы учебника: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

                  Тема: «Звук [ш], буква ш»

Цели урока:

  1. Познакомить с новым звуком [ш], буквой ш, научить выделять звук в словах, различать в звуковом потоке, читать слова с изученной буквой.
  2. Продолжить работу над лексическим значением слова, развивать фонематический слух, мыслительные операции, воображение и речь.
  3. Формировать общеучебные действия.

Оборудование: слайды к уроку,  карточки – человечки, карточки со слогами.

                                   

  ХОД УРОКА

  1. Мотивация.

Учитель: Сегодня наш урок мы проведём вместе со смешариками – любимыми детскими персонажами, с которыми девчонки и мальчишки могут не только играть, но ещё и интересно учиться.

Смешарики хотят вам поднять настроение (слайд1).

    На слайде двустишия. Сначала дети читают их «про себя», а затем все вместе, изображая жестами и мимикой:

-Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

- Удивляет всё вокруг,

Всё – и дерево и жук.

Учитель: С настроением радостным и удивлением на ваших лицах мы начнём урок.

Сегодня мы вместе со смешариками

- повторим изученное;

- узнаем новое;

- прочтем интересный текст.

  1. Актуализация знаний.

1) Доскажите предложения:

Буква – это то, что…. .

Звук – это то, что … .

Звуки бывают  … и ….

Звук  [г] - звонкий, а звук [г,] …  

Звуки [л] и [л,] обозначаются буквой … .

2) Поэтапное выделение лишнего слога.

         Среди слогов  ГО, МИ, ТУ, РА лишний слог …, потому что…

         Среди слогов  ГО, ТУ, РА  лишний слог …, потому что…

         Из оставшихся слогов ГО, РА можно составить слово…

         Объяснение лексического значения слова ГОРА.

         Для чего нужно знать лексическое значение слов?

3) Игра – «наоборот». Учитель предлагает отгадать слова по их  лексическому значению: (слайд 2 - кроссворд)  

        а) плод оливкового дерева;    (маслина)

        б) морской разбойник;        (пират)

        в) наступающая темнота;                (сумерки)

        г) площадка для игры в теннис;      (корт)

        д) буквы, расположенные в определённом порядке, то же, что и алфавит;      (азбука)

        - Из выделенных букв получается слово МИСКА

4)  Проведение звуко-буквенного анализа слова возле доски и в рабочих тетрадях

III. Постановка проблемы.

       Вместе со смешариками отправляемся за новыми знаниями:

       Все ребята встают и выполняют действия (команды), которые предлагает учитель:

- шагайте,

- шипите,

- шаркайте ногами,

- шепчите

Какой первый звук в словах-командах вы слышали?

Какова тема нашего урока?

А цель?

Детям предлагается выбрать среди человечков – звуковичков того, который подойдёт для нового звука.

- Почему с чёрной шляпкой?

IV. «Открытие нового знания».

- Звуковичку забыли раскрасить туфельки. Положите перед собой карандаши трёх цветов. На счет «три» выберите и покажите карандаш нужного цвета, чтобы раскрасить туфельки.

- Вы предложили несколько версий, но верная только одна.

- Докажите своё мнение. (если доказательство не получается, то…)

- Попросим помощи у наших друзей

Вывод:  Звук [ш] согласный, глухой, всегда твёрдый

- На доске буквы Ш, Х, З Я.

Угадайте, где буква, которая обозначает новый звук.

- Как она называется?

- На что похожа буква Ш? Попробуйте дома её представить интересно. (нарисовать, слепить, вышить…)

- Где должна стоять эта буква в ленте букв?

Физминутка. 

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Прыг – скок, прыг – скок,

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Тише, тише. Высоко

Прыгай на носках легко.

   

  1. Первичное закрепление.

        - В каких словах услышали звук [ш]?

Работа по учебнику.

        - Как вы думаете, почему Звуковичок держит восклицательный знак?

        - Почему взялись за руки человечки?

        - Замените букву С в слове МИСКА на изученную букву. Что получилось? (слайд) МИШКА

Смешарик Копатыч дает нам свои задания:

  1. Самостоятельная работа с взаимопроверкой в классе.

- Буква Ш – магнит притягивает к себе гласные. Какие слоги получились? (слайд)

-  Почему растворился слог ШЫ?

-  Работа в парах над словами учебника.

  1. Чтение текста «Паша-шутник».

1. Работа с текстом до чтения.

      - О ком будем читать?

      - Что уже можно сказать?

2. Работа с текстом во время чтения.

        - Чтение «про себя», затем вслух по предложениям.

            (в ходе чтения учитель задает вопросы по содержанию текста)

3. Беседа после чтения текста.

       - Что мы узнали про Пашу?

       - Почему Паша так необычно одет?

       - Для чего Паше нужны шишки?

     

  1. Рефлексия собственной деятельности.
  1. В учебнике в слове «шишки» выполнить звуковой анализ.
  2. Определить многозначность слова «шишки».
  3. Почему в гостях у нас сегодня были смешарики?

 

IX. Итог урока

       Что нового узнали на уроке?

            Самооценка деятельности на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.

Задачи:1.     Уточнить  и закрепить артикуляцию и акустические признаки при  произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2.     Дифференцировать звуки Ш и Ж...

Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками.        ...

«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...