Проект урока литературного чтения в 3 классе Тема: Знакомство с произведением Н.М. Артюховой «Трудный вечер»
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме
Класс: третий.
Система: УМК «Гармония».
Тема урока: Знакомство с произведением Н.М. Артюховой «Трудный
вечер».
Предмет: литературное чтение.
Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.
Педагогическая технология: ТРКМЧП (технология развития критического
мышления).
Приемы ТРКМЧП: «круги по воде», «дерево предсказаний», «чтение с
остановками», «толстые и тонкие вопросы»,
«синквейн».
Учебник: Кубасова О.В. «Любимые страницы», 3 класс.
Продолжительность: 45 минут.
Цели урока: использование приемов технологии развития критического
мышления, стимулирующих мыслительную и творческую
деятельность учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
municipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie_gimnaziya.docx | 665.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия
Города Навашино
Проект урока литературного чтения в 3 классе
Тема: Знакомство с произведением
Н.М. Артюховой «Трудный вечер»
Разработала:
учитель начальных классов
МБОУ Гимназия г. Навашино
Коровина Ирина Васильевна,
высшая категория
Класс: третий.
Система: УМК «Гармония».
Тема урока: Знакомство с произведением Н.М. Артюховой «Трудный
вечер».
Предмет: литературное чтение.
Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.
Педагогическая технология: ТРКМЧП (технология развития критического
мышления).
Приемы ТРКМЧП: «круги по воде», «дерево предсказаний», «чтение с
остановками», «толстые и тонкие вопросы»,
«синквейн».
Учебник: Кубасова О.В. «Любимые страницы», 3 класс.
Продолжительность: 45 минут.
Цели урока: использование приемов технологии развития критического
мышления, стимулирующих мыслительную и творческую
деятельность учащихся.
Задачи урока:
- Образовательные: повышать литературную образованность на примере рассказа Н.М. Артюховой «Трудный вечер»; создавать условия для формирования учебно-информационных умений (работа с учебником, пословицами); обучать прогнозированию содержания произведения на основании заглавия, иллюстрации; совершенствовать навыки качества чтения: правильность, беглость, выразительность.
- Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать, сравнивать и обобщать полученные данные и делать выводы; развивать умение работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью); развивать умения выделять главную мысль произведения в целом; развивать речь, коммуникативно-речевые умения, мышление, память, интерес к произведениям автора.
- Воспитательные: создавать условия для формирования познавательного интереса к литературному чтению; воспитывать чуткое и бережное отношение к дружбе, любовь к семье; воспитывать усидчивость, взаимоуважение, взаимовыручку; воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками.
- Здоровьесберегающие: создать атмосферу успешности каждого ученика, благоприятный психологический климат; предупреждать утомляемость детей.
Оборудование: выставка книг с рассказами Н.М. Артюховой, учебник, карточки с заданием.
ТСО: компьютер, проектор, экран, диск с компьютерной презентацией, электронной физкультминуткой.
Ход урока
Этапы урока | Содержание урока | Примечания | |
I.Вызов | 1.Актуализировать имеющиеся знания. 2.Побудить интерес к получению новой информации. 3.Побудить ученика к активной работе на уроке и дома. 4.Организовать обмен мнениями. | 1. Организация детей на занятие. - Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок литературного чтения. Вы готовы к уроку? Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным. 2. Постановка цели урока. - Используя один из приемов, настроимся на работу, определив наши действия на уроке. Что обязательно будем делать на уроке? У – (узнавать новое, учиться, Р – (рассуждать, развиваться) О – (открывать новые знания, К – (критически мыслить) 3. Речевая разминка. - Поскольку мы с вами будем много читать, размышлять, давайте подготовимся для этого. (Дети читают сначала плавно по слогам, затем целыми словами). Ко-ман-ди-ров-ка– командировка Про-мельк-нул – промелькнул За-бро-шен-ный – заброшенный Раз-бе-жав-ши-е-ся – разбежавшиеся (Дети читают правильно) Грустно, скучно (Дети читают целыми словами) Торопи – торопились – заторопились Реши – решительно – нерешительно Плети – переплети – переплетаясь (Дети читают внимательно) Стать – спать Теперь – терпеть Полежали – побежали Оторвался – отозвался Спросил – сбросил Казалось – касалось 4. Работа с учебником. Проверка домашнего задания. - Откройте учебник на странице 58, прочтите название рассказа, узнайте имя автора. (Н.М. Артюхова «Трудный вечер») - Дома вам было дано задание читать произведения Н.М. Артюховой. С какими произведениями вы познакомились? (Ответы детей) - Какова особенность рассказов этой писательницы? (Доброта, чуткость, внимательность)
- Давайте еще раз посмотрим на заголовок рассказа. О чем будет текст? Выскажите свои предположения. (Выслушиваются предположения 2 – 3 учащихся. Запись предположений на доске.) - Итак, мы попытались предположить, что будет происходить в произведении, опираясь на его название. Теперь проверим наши предположения. | Прием «Круги на воде» Прием «Речевая зарядка» Прием «Дерево предсказаний», Прогнозирование на основе заголовка и иллюстрации |
II.Осмысление | 1.Организовать получение информации на основе приемов: чтение с остановками, тонких и толстых вопросов. 2.Обменяться мнениями по проблеме. (Мнение каждого ученика ценно!) 3.Поддерживать познавательный интерес. 4.Отследить степень активности учащихся на различных этапах работы. | 1. Чтение с остановками. - Прочитайте первый абзац текста на странице 58 – 59. Оправдались ли наши предположения? (Ответы учащихся) - Почему мама тянула Алешу? (Ответы учащихся) - Прочитайте текст на стр. 59 (до конца) и на стр. 60 (1 абзац). - Почему, когда Алеша был на руках у папы, ему все вдруг стало неинтересным? - Отчего папины глаза смотрели грустно? - Понял ли Алеша, что такое «командировка»? - а как вы думаете, сколько лет Алеше? Почему? - Почему длинная командировка – это беда? (Ответы детей) 2. Работа с пословицей. Пословица: «Вся семья вместе, так и душа на месте». - Как связана эта пословица с нашим выводом? 3. Физкультминутка. 4. Вопросы: - Что же по-вашему понял Алеша? - Какой наказ дал отец сыну? - А понял ли этот наказ сын? - А как в дальнейшем будут развиваться события? (Ответы детей) - Прочитайте текст на стр. 60 – 61. - Почему рельсы, убегающие вдаль серебряные? - Как поменялось настроение Алеши? - Что ему хотелось сказать маме? - Почему мама не ответила, когда сын ее окликнул? - А почему она заснула? - Отчего Алеше стало страшно? - Почему он вдруг раздумал плакать? - Какие черты характера он проявил? Докажите. - Верно ли поступил мальчик? (Ответы детей) - Прочитайте текст на стр. 62 – 63. - Почему 1 и 2 абзацы начинаются с одинаковых слов? - Отчего мама улыбнулась? (Ответы детей) | Приемы: «чтение с остановками», «тонкие и толстые вопросы» Приемы: выявление основной мысли с помощью пословиц, уточнение читательской позиции детей Приемы: «тонкие и толстые вопросы», «чтение с остановками» |
III.Рефлексия | 1.Организовать осмысление полученной информации. 2.Организовать обмен мнениями по изученной проблеме. 3.Пробуждать учащихся к расширению информационного поля. 4.Организовать самооценку. | 1. Работа над основной мыслью (идеей произведения). - Какова главная мысль рассказа? - Чему научил вас этот рассказ? - Как вы думаете, каким человеком вырастет Алеша? - Давайте вспомним, с чего начался урок и проверим предположения: о чем рассказ? - Почему рассказ назван «Трудный вечер»? (Ответы детей) 2. Составление синквейна. - Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свои мысли по теме нашего урока, написав синквейн. Напомню, что синквейн – это стихотворение из 5 строчек, которое строится по определенным правилам. - Составьте синквейны на тему: «Сын», «Алеша», «Отец», «Мама», «Семья». (Чтение учащимися синквейнов, записанных в тетради по чтению) 3. Итог урока. - Вернемся к целям урока, которые себе поставили. Давайте отметим то, что у нас получилось из намеченного. У – (учились, узнали много нового) Р – (рассуждали, развивали критическое мышление) 4. Домашнее задание. 1. Написать сочинение – размышление на тему: «Чуткий человек – это какой?» 2. Прочитать рассказ Н.М. Артюховой «Трудный вечер» и ответить на вопросы на стр. 63 учебника. | возвращение к «дереву предсказаний» Прием «синквейн» Прием «круги по воде» Прием «дифференцированные задания по выбору учащихся» |
Приложение № 1
Нина
Михайловна
(1901 – 1990)
Приложение № 2
Прием чтение с остановками
Приложение № 3
Синквейн
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс Тема: знакомство с творчеством Дж.Р.Р.Толкина.
В материале дана разработка урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления. Урок направлен на получение новых знаний и формирование УУД...
Методическая разработка урока литературного чтения. 1 класс. Тема: Знакомство со звуками [Г] и [Г’] и буквой Гг;
Тема: Знакомство со звуками [Г] и [Г’] и буквой Гг; ...
Урок литературного чтения 1 класс Тема: Знакомство с буквой «Б, б»
урок обучения грамоте 1 класс "Начальная школа 21 века"...
Урок литературного чтения 1 класс Тема: Знакомство с буквой «Б, б»
урок обучения грамоте 1 класс с использванием технологии критического мышления...
Проект урока Литературное чтение 2 класс тема К. И. Чуковский "Путаница"
Задачи урока: продолжить знакомство с отдельными фактами биографии К. И. Чуковского; развивать логическое мышление, память, внимание; повторить малые жанры фольклора – небылицы, лите...
Урок литературного чтения Б. А. Емельянов «Мамины руки»; Н. М. Артюхова «Трудный вечер». 3 класс УМК «Гармония».
Открытый урок литературного чтения (для родителей), приуроченный к празднику 8 марта. На уроке проводится знакомство с произведением Б. А. Емельянова «Мамины руки», а также выразительное чте...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....