Чтение и письмо слогов и слов с буквой Щ
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Данный материал содержит конспект урока по обучению грамоте для детей с задержкой психического развития. 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_i_pismo_slogov_i_slov_s_bukvoy_shch.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат «Перспектива»
г.о. Новокуйбышевск, Самарской области
ПЛАН - КОНСПЕКТ
урока обучения грамоте
в 1 «А» классе VII вида по теме:
«Чтение и письмо слогов и слов с буквой Щ»
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Нестерова Марина Ивановна
2010 – 2011 учебный год
Тема урока: «Чтение и письмо слогов и слов с буквой Щ».
Класс: 1 «А» VII вида.
Дата проведения: 5 мая 2011 г.
Цели урока:
Дидактические
- развивать умение выделять звук Щ из слова, давать ему характеристику;
- формировать умение дифференцировать звуки Ч – Щ;
- развивать навык правильного чтения слогов и слов с буквой Щ;
Коррекционные
- развивать фонематический слух;
- развивать слуховое и зрительное восприятие и узнавание;
- развивать пространственную ориентировку;
Воспитательные
- воспитывать чувство товарищества, благородства на основе материала урока;
- воспитывать интерес к чтению;
- развивать учебную мотивацию (через нестандартную, игровую организацию урока).
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.
Форма урока: нестандартная («Урок – прогулка на воздушном шаре с сюрпризом»).
Методы обучения: наглядный, словесный
Формы работы, применяемые на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная.
Оборудование и наглядные средства обучения:
- конторки, коврики
- зеркала
- лазерная указка
- музыкальные шумовые инструменты
- таблицы слогов
- предметные картинки
- таблица - лабиринт
- таблица «Почистим дорожку»
- магнитофон
- диск с записью песни «Облака»
- мягкая игрушка (собачка)
- иллюстрации воздушных шаров
- иллюстрации облаков
Ход урока
Этапы урока/ время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I Вводная часть – 1,5 мин. 1. Организационный момент (0,5 мин.) Задача: создание позитивного настроя на урок, введение в сюжет урока. 2. Коррекционное упражнение (1 мин). Задача: развитие зрительного восприятия и узнавания; концентрации внимания, оперативной памяти. II Основная часть -26 мин. 1.Отработка звука Щ в слогах, словах; дифференциация Щ –Ч – 7 мин. - Развитие умения выделять звук Щ (3 мин.) - Развитие навыка правильного чтения (3 мин.) Артикуляционная зарядка. (0,5 мин) Задача: развитие речевого аппарата, подготовка к работе. Физминутка (30 сек.) Задача: подготовка руки к письму. 2. Развитие навыка письма букв Ч, Щ (6 мин.) - Упражнение на развитие концентрации внимания, зрительного восприятия, узнавания. - Гимнастика для глаз (30 сек.) 3. Работа с текстом (10 мин.) - Выборочное чтение (4,5 мин.) Физминутка (30 сек.) Задача: обучение пересказу по опорным словам и картинкам. (5 мин). 4. Проверочная работа (3 мин.) III Заключительная часть – 2,5 мин. | Учитель: Сегодня у нас необычный урок. К нам придёт гость. Он приготовил для вас сюрприз. Какой – мы узнаем в конце урока. А сейчас улыбнитесь и пожелайте друг другу успеха на занятии. На нашем необычном уроке мы будем учиться узнавать звук Щ и отличать его от звука Ч; буквы Щ, Ч при письме и чтении. Чтобы узнать, кто придёт к нам на урок, давайте выполним задание. На доске таблица (См. Приложение № 1) . Я вам быстро покажу буквы, не называя их. Вы должны запомнить эти буквы и составить из них слово. Что получилось? Открываю на доске напечатанное слово и ставлю мягкую игрушку - щенка - Как вы думаете, почему к нам сегодня пришёл щенок? - Дайте характеристику звука щ. Щенок очень любит фантазировать, он приглашает нас отправиться на необычную прогулку на воздушных шарах. Вместе с нами на прогулку отправятся и друзья Щенка. Назовите с помощью картинки каждого друга, выделите звук Щ, определите количество слогов. Количество слогов укажет, на каком воздушном шаре полетит герой. Сделайте звуковые схемы слов. Называет картинку один человек. Делим на слоги – хором. Как вы думаете, кто летит на шаре № 3? Как одним словом назвать всех гостей нашего урока? Проверка индивидуально у каждого. Итак, отправляемся в путь! На нашем пути - первое облако Звукино. Мы должны прочитать правильно слоги, слова. Для этого давайте сделаем зарядку для язычка и губ. Щенок поучится у вас, он не умеет этого делать. Делаем упражнения: - «Чашечка» - «Грибок»; - «Маляр»; - «Трубочка» – «Улыбка». Возьмём наши дорожки. Упражнение «Почистим дорожку». Повторяйте за мной. Учитель произносит цепочку слогов: ща – ще – щу що – щи – ща ще – що – щи щу – ща – що А теперь самостоятельно тихо прочитайте слоги и слова на карточках (См. Приложение № 2). Детям предлагаются дифференцированные разноуровневые задания на карточках Осуществляется выборочная проверка. Сейчас мы выполним задание сложнее: прочитайте чистоговорку вполголоса друг другу, выговаривая правильно все звуки. (См. Приложение № 3). А сейчас прочитает вслух тот ученик, у которого к содержанию чистоговорки подойдёт иллюстрация, показанная мною. Вы замечательно справились с заданием. Давайте перед полётом на следующее облако, выполним зарядку для пальчиков вместе со щенком. Темп движения руки и кисти задаёт учитель. Следующее облако на пути – Буквино. Откройте тетради проговариванием. Напомните, сколько строчек нужно отступить от последней работы. Какое сегодня число? Запишем его. Перед вами на доске образец. Пропишите красиво строчку букв ч щ. Составим рассыпавшиеся от ветра слова (См. Приложение № 4). Теперь запишем эти слова в тетрадь письменными буквами. Старайтесь, щенок внимательно наблюдает за вашей работой. С какой буквы запишем первое слово? Что поставим при перечислении между словами? Какое правило встретилось в написании некоторых слов? Подчеркните эти сочетания. Молодцы! Все написали красиво, щенок доволен вашей работой. Он предлагает сделать гимнастику для глаз. Следующее облако «Читалкино». Учащимся предлагается текст«Два товарища» из «Азбуки» стр. 192 Прочитайте про себя. Для ребят, слабо овладевших слоговым чтением, слова текста разделены учителем заранее на слоги. Лексическая работа над словом «наземь». Выборочное чтение: - Кто шёл по лесу? - Кто набросился на детей? - Что сделали дети, когда увидели медведя? - Как поступил медведь? - Как поступил мальчик, когда слез с дерева? - В чём был не прав мальчик? - Как бы поступили вы в такой ситуации? - Что говорит по этому поводу втор? Щенок доволен вами. Он говорит, что вы сегодня молодцы! Следующее облачко «Отдыхалкино» предлагает нам отдохнуть, подвигаться. Следующее облако - «Рассказалкино». Друзья приготовили вам рассказ о щенке с картинками. Прочитаем его вслух. (См. Приложение № 5). Фронтальное чтение Кто сможет пересказать текст так, чтобы он понравился щенку? - Замечательно вы рассказали, молодцы! Щенок очень доволен вами. Наша прогулка подходит к концу. Щенок хочет узнать, как вы научились различать буквы Ч-Щ и предлагает вам задание. Вставьте печатные буквы Ч-Щ в тексте. (См. Приложение № 6). Проверка индивидуальная. Ребята, посмотрите, какой большой наш шар. Наверное в нём щенок спрятал сюрприз. Откроем его специальным шифром – ритмом. Ребята, понравилась вам прогулка со щенком? Что больше всего понравилось? Какие звуки чаще всего встречались сегодня на прогулке? Дайте им характеристику. Какими буквами они обозначаются? Вы хорошо потрудились, воздушная прогулка получилась увлекательной. | Игра – пожелание «Удачи тебе!» (проговаривание с движением пальцев рук): Желаю (соприкасаются большими пальцами) успеха (указательными) большого (средними) во всём (безымянными) и везде (мизинцами). Удачи тебе на занятии (ладонью) Дети запоминают буквы и складывают из них слово. Щ, е, н, о, к щенок В слове «щенок» есть звук Щ Согласный, мягкий, глухой Ученик: Это лещ. Хором делят на слоги. Ученик: В слове 1 слог, герой летит на шаре № 1. Это – щегол. В слове 2 слога, летит на шаре № 2; Это – ящерица. В слове 4 слога, летит на шаре № 4. Это – щенок. В слове 2 слога, летит на шаре № 2. Мы. Нас много и шар большой. Животные Дети выполняют фишками звуко-буквенный разбор слов. У каждой пары свои слова. Дети выполняют упражнения перед зеркалами под руководством учителя. Выполняют упражнение по карточке Дети повторяют за учителем Дети читают шёпотом и выборочно вслух слоги и слова на карточках. Дети читают на карточках чистоговорки друг другу в паре. (У каждой пары свой текст). Затем читает вслух тот ученик, у которого содержание подходит к иллюстрации. Остальные дети проверяют, подходит ли иллюстрация к чистоговорке. Дети выполняют под музыку упражнения с мячиками. Дети открывают тетради со словами: Я тетрадочку открою. Уголочком положу. Я от вас, друзья, не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо не скривлюсь. За работу я возьмусь. Две 5 мая. Записывают. Пишут одну строчку ч щ Составляют устно. С большой. Запятую. Дети записывают: щука, роща, чаща, щавель, щегол, чайник, чашка, часы. Ща, ча пиши с а, щу, чу пиши с у. Подчёркивают. Дети, стоя, следят за точкой от лазерной указки сначала, не поворачивая головы, затем с поворотом туловища и головы. Дети читают рассказ. 2 человека: Ильина Л., Дюжакин В. (гиперактивные дети) работают за конторками, т.к. у этих детей на 15 минуте наступает снижение продуктивности учебной деятельности. Отвечают на вопросы словами текста. Дети выполняют движения со словами: Во дворе щенок играл. Прыгал, бегал и считал: Раз – прыжок и три кивка, Два – направо голова. Три – налево поворот И помчался до ворот. Вдруг он встал, Вздохнул и сел И на всех вокруг глядел. Читают вслух по цепочке. 2 человека работают за конторками: Ильин Н., Дергачёв А. (гиперактивные дети), т.к. у них на 20 минуте начинает проявляться двигательное беспокойство, теряется внимание. Пересказывает 2 человека. Выполняют задание на карточках. 2 человека работают за конторками: Костиков С., Семашкова И. (гиперактивные дети) для снятия эмоционального напряжения. Ребята выстукивают ритмический рисунок музыкальными шумовыми инструментами. После этого шар открывается, и вылетают парашюты с сюрпризом. Ответы детей о своих впечатлениях. Звуки Ч-Щ Согласные, мягкие, глухие. Ч, Щ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ
Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...
Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами
"Букварь" Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.Образовательная система ШКОЛА 2100.Тема: Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами.Презентация к уроку....
«Автоматизация навыка чтения на материале слогов и слов с буквой [Л] »
Занятие по автоматизации навыка чтения полуглобальным и глобальным методами на занятии по автоматизации звука "Л" с ученицей 4 класса , обучающейся по программе VIII вида....
Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.
Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....
Конспект урока "Письмо слогов и слов с буквой э."
Обобщение и систематизация знаний учащихся в написании слогов и слов в предложении с буквой э....
Урок письма "Письмо слогов и слов с буквой Кк"
Урок письма в 1 классе....
Строчная и заглавная буквы Я, я. Письмо слогов и слов с буквами Я, я.
Технологическая карта урока русского языкаКласс: 1Тема: Строчная и заглавная буквы Я, я. Письмо слогов и слов с буквами Я, я.Педагогическая цель: Закрепить умение писать заглавную и строчную бук...