Открытый урок литературного чтения в 1 классе по теме: «С.Михалков.«Аисты и лягушки».
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Медведева Юлия Александровна

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по программе "Школа 21 века". Подготовительная работа к урока велась по группам: поэты, художники, актёры. "Продуктом урока" стала презентация басни, которую сочинили учащиеся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_literaturnogo_chteniya.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературного чтения

в 1 классе

по теме:

«С.Михалков «Аисты и лягушки».

   Учитель: Медведева Ю.А.

Цели: 1.  Создать условия для совершенствования навыков правильного, беглого,

                 осознанного чтения,  познакомить с басней-сказкой С.В.Михалкова «Аисты и

                 лягушки», расширить круг знаний о творчестве С.В.Михалкова;

            2. Развивать монологическую речь учащихся, мышление, творческие способности,

                умение   работать в группах;

  1. Воспитывать нравственно-этические нормы.

Оборудование:  учебник «Литературное чтение» (Л.А.Ефросинина), 1 класс, тетрадь

                             «Литературное чтение»;

                             раздаточный материал;

                             портрет С.В.Михалкова; выставка книг писателя.

Ход урока

  1. Организационный момент:

Итак, друзья, внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнём скорей урок.

       2. Речевая разминка:

           У: Начнём наш урок с речевой разминки.

            Над цветком порхает, пляшет,

           Веером узорным машет.

     Чтение «про себя», вслух хором, индивидуальное чтение.

            - Что мы прочитали? (загадку)

            - О ком эта загадка? (о бабочке)

Рисунок «бабочки» на ПК.

       3.  Проверка домашнего задания:

             У:  Молодцы! Скажите, с каким произведением   мы знакомились на прошлом уроке?

             Д:  Мы познакомились с произведением «Бабочка».

             У:  Кто автор этого произведения?

             Д:  Это произведение написал Ю.Коваль.

             У:  Домашнее задание вы готовили по группам: 1 группа –  вы готовили пересказ текста. Послушаем… 2 группа – вы учили наизусть отрывок из текста. Пожалуйста… 3 группа – вы должны были придумать продолжение рассказа. Кто хочет рассказать своё продолжение?

( 2 ученика рассказывают своё продолжение). Чьё продолжение понравилось?

Какой вывод мы сделаем по этому произведению?

       4. Постановка  учебной задачи:

У: А сегодня на уроке мы будем говорить о творчестве известного  детского писателя. А впрочем,  послушайте отрывок из его стихотворения, назовите сами его фамилию:

. В доме восемь, дробь один,

  У заставы Ильича,

  Жил высокий гражданин,

  По прозванью … (Каланча).

Д:  Написал эти строки С.В.Михалков.

Учитель открывает портрет С.В.Михалкова.

У: Какие книги С.В.Михалкова вы принесли к уроку?

Дети называют произведения, учитель составляет выставку книг писателя.

У: Сколько книг С.В.Михалкова вы принесли к сегодняшнему уроку! Как  они называются?

А хорошо ли вы знаете его стихотворения, сейчас проверим.  Я  буду читать строки из стихотворения, а  вы попробуйте их продолжить.

  1. Он растёт, боясь мороза,

У папы с мамой на виду,

Как растение … (мимоза)

В ботаническом саду.

    2. А в-четвёртых, наша мама

         Отправляется в полёт,

         Потому что наша мама      

         Называется … (пилот).

    3.Мы гуляли по Неглинной,

       Заходили на бульвар,

       Нам купили синий-синий,

       Презелёный красный … (шар).

     4. Если только кто бы знал бы

         Что билеты на футбол

         Я охотно променял бы

         На добавочный … (укол).

     5. Я сегодня сбилась с ног –

         У меня пропал … (щенок).

У: Молодцы! Как хорошо, что у вас дома есть книги Сергея Владимировича. Для кого пишет свои произведения Сергей Владимирович?

Д: Для нас, для детей.

У: Да, Сергей Михалков очень любит детей и до их пор пишет для своих юных читателей свои произведения, полные юмора, иронии, доброты.

5. Работа по теме урока:

а)  Сообщение о жизни писателя.

У: К сегодняшнему  уроку ребята получили задание подготовить материал о жизни С.Михалкова. Поделитесь с нами своей информацией.

 (Дети слушают информацию стоя полукругом)

- Молодцы! Спасибо!


б)
Первичное знакомство с текстом.

У: Сегодня мы откроем новую страничку творчества С.В.Михалкова. С каким произведением познакомимся сегодня на уроке? Прочитайте название произведения.

Назовите тему нашего урока.

- Можно ли по заглавию определить, кто герои этого произведения. Обратите внимание на иллюстрацию. Как вы думаете, о чём пойдёт речь?

 Так ли это, попробуем ответить после прочтения произведения.

У: Произведение     прочитаем глазами, про себя. Читаем с карандашом  в руках, отмечаем непонятные слова (чтение в течение 2 минут).

.

в) Словарная работа.

У: Какие слова были непонятны?

Работа по группам с толковым словарём.

«понапрасну» - напрасно, зря

«возразить» -  заявить о своём несогласии

«уверенный» - твёрдый, не соглашающийся

«рассердиться» - быть в раздражении, гневе по отношению к кому-либо

г) Повторное чтение.

У: А теперь, чтобы лучше понять произведение, прочитаем его ещё раз. Я начну, а вы будете продолжать. (Чтение по частям хорошо читающими детьми).

У: Понравилось произведение?

            У: Сколько персонажей насчитали? А почему же тогда сказку назвали «Аисты и лягушки»?

                 Как вы думаете, к какому литературному жанру относится это произведение?

            Д: Это сказка.

            У: Что же сказочного в этом произведении?

            Д: Дети делятся своим мнением.   Животные разговаривают, ведут себя как люди.

             У: Вспомните, какие бывают виды сказок и скажите, какая это сказка?

             Д: Авторская, сказка о животных.

             У: А можно ли отнести это произведение к другому литературному жанру? Докажите.

Д:  Можно  отнести это произведение к басням?

 У:  Почему?

              У: Кто же из нас прав?   Сказка это или всё-таки басня?

У:  Сергей Владимирович Михалков это произведение называет басней-сказкой. Так что вы все правы.

              У: Прочитайте строки, которые считаете главными.

              У: Тот главный отрывок текста, который вы сейчас прочитали, называется выводом, моралью.

              У: Какие качества своих персонажей осуждает писатель?

              Д: Автор осуждает  неуступчивость, болтливость, назойливость, хвастовство.

              У: Чему хочет научить  вас автор?

              Д: С.Михалков хочет научить нас быть скромными, не хвастать, уметь дружить…

6. Физминутка.

А сейчас немного отдохнём. Превратимся в лягушек.

    На болоте, у опушки

     Спят зелёные лягушки.

     Вот теперь они проснулись,

     Встрепенулись, потянулись.

     Стали весело скакать,

     И с подружками играть.

   

7. Продолжение работы по теме урока.

а) Чтение по ролям.

 У: Можно ли это произведение прочитать по ролям?

      Попробуем. ( читаем басню 1 раз)

 У: Дома закрепите чтение басни по ролям, учитывая все замечания.

б) Тестовое задание.

   Поработаем в группах. Возьмите тестовое задание, посовещайтесь с товарищами, впишите пропущенные слова. (2 ученика работают у компьютера)

 Ног у аиста  ________________, а у лягушки _____________________.

 У аиста  ________________ ноги, а у лягушки ____________________.

 Аист летает, а лягушка _________________ и ____________________ .

Проверка с монитора  компьютера.

Посмотрите на экран. Если вы выполнили тест так, как это сделали  Никита и Настя, значит, вы правильно выполнили задание.

Встаньте, кто  справился с заданием?

8. Знакомство с дополнительным произведением С.В.Михалкова.

а) У: Давайте познакомимся ещё с одной  басней-сказкой С.В.Михалкова. Возьмите свои тексты.

 Как называется басня?  «Хочу бодаться».

а) Чтение басни вполголоса.

У: Всё ли было понятным? Почему басня называется «Хочу бодаться»?

б) Чтение в парах.

А теперь поработаем над выразительностью. С какой интонацией вы должны произносить слова героев?

Прочитайте ½ текста товарищу выразительно, соблюдая все знаки препинания, передавая интонацию голоса героев.

Оцените друг друга с помощью карточек. Обоснуйте мнение. (2-3 ученика)

             В) Выразительное чтение басни (слушаем одну пару ребят).

Г) А теперь поработаем в группах.  Вы должны внимательно прочитать вопрос и подготовить ответ на него, посовещавшись  с товарищами в своей группе.

1 группа – Кто из персонажей басни отказался играть с Козлёнком? Почему?

2 группа – Кто с радостью согласился поиграть с маленьким козлёнком? Почему?

3 группа -  Чем закончилась игра козлёнка со  щенком? Почему?

     Давайте посмотрим мультфильм по этой басне Сергея Владимировича, который так и называется «Хочу бодаться».   (Просмотр м/ф).

     -   Опишите, каким был Козлёнок? Щенок? -   Кто из героев вам более симпатичен? Какие черты характера   осуждает  автор?

Давайте сделаем вывод по этой басне-сказке.

Д: Они не поняли друг друга. Ведь игра козлёнка заключалась в том, чтобы пободаться. А игра щенка – покусаться.

У: Молодцы! А у вас бывали ситуации, когда вы не поняли друг друга?

б) У: С.Михалков написал много таких смешных басен- сказок. Творческая группа получила задание выбрать и инсценировать одну из них. Давайте посмотрим инсценирование ещё одной басни С.Михалкова. Она называется «Ответ». Посмотрите и скажите, чему она вас учит.

Спасибо, молодцы!

Сделайте вывод по этой басне-сказке.

9. Защита творческого проекта.

    Нам тоже захотелось попробовать сочинить басню. Предлагаем вашему вниманию защиту нашего творческого проекта. Наш класс разделился на три группы: поэты сочиняли басню, художники рисовали иллюстрации, а  актёры подготовили инсценирование.  (Дети встают).

Давайте посмотрим, что у нас получилось.

Просмотр презентации басни.

А некоторые ребята захотели сделать своими руками книжечки по нашей басне. Покажите, что у вас получилось.

У: Молодцы!  Давайте друг другу поаплодируем! Поставьте свои книжечки на нашу выставку. Будем ещё пробовать сочинять свои произведения?

10.Домашнее задание.

     Домашнее задание будет разным, вы его сможете выбрать по желанию.

1 – научиться читать басню  «Аисты и лягушки» по ролям, выразительно, с соблюдением всех знаков препинания.

2 –  сходить в библиотеку, выбрать другую басню С.В.Михалкова, подготовить её выразительное чтение.

11. Итоги урока.

    Итак, урок подходит к завершению. Мне хочется поблагодарить вас за работу. Молодцы!

    - Скажите, о   каком писателе мы сегодня  говорили?

    -  Что нового о его творчестве сегодня  узнали? С какими баснями-сказками познакомились?

    - Чему они вас научили?

    Оцените свою работу на уроке карточками-сигналами.

  1. Кто из персонажей басни отказался играть с Козлёнком?            Почему?

  1. Кто с радостью согласился поиграть с Козлёнком? Почему?

3.    Чем закончилась игра Козлёнка со Щенком? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, литературное чтение, 4 класс

Тема урока: С. А. Есенин «Лебедушка»4 классЦели и задачи урока: создать условия для:формирования умения находить изобразительно-выразительные средства в тексте и определять их функции в ст...

Открытый урок литературного чтения 2й класс

урок разработан в системе Л.В. Занкова по учебникам Лазаревой...

Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)

Конспект открытого урока  литературного чтения 2 класса по теме  «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...

открытый урок Литературное чтение 1 класс

СКАЗКА-ЦЕПОЧКА. «Теремок».С. Маршак «Багаж»Цель: создать условия для формирования представления о жанровом разнообразии фольклорных произведений, понятии «сказка-цепочка», развития речи, пополнения сл...

Конспект открытого урока. Литературное чтение 2 класс. Зарубежные сказки.

Подробный конспект урока по литературному чтению во 2 классе. "Зарубежные сказки"- повторение. Урок обобщения знаний, материал позволяет  расширить читательский опыт учащихся знакомством с зарубе...

Открытый урок литературного чтения, 4 класс, «М.Пришвин «Птицы с характерами»;

Открытый урок литературного чтения, 4 класс, «М.Пришвин «Птицы с характерами»....