Открытый урок литературного чтения в 1 классе по теме: «С.Михалков.«Аисты и лягушки».
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Конспект урока литературного чтения в 1 классе по программе "Школа 21 века". Подготовительная работа к урока велась по группам: поэты, художники, актёры. "Продуктом урока" стала презентация басни, которую сочинили учащиеся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_literaturnogo_chteniya.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературного чтения
в 1 классе
по теме:
«С.Михалков «Аисты и лягушки».
Учитель: Медведева Ю.А.
Цели: 1. Создать условия для совершенствования навыков правильного, беглого,
осознанного чтения, познакомить с басней-сказкой С.В.Михалкова «Аисты и
лягушки», расширить круг знаний о творчестве С.В.Михалкова;
2. Развивать монологическую речь учащихся, мышление, творческие способности,
умение работать в группах;
- Воспитывать нравственно-этические нормы.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» (Л.А.Ефросинина), 1 класс, тетрадь
«Литературное чтение»;
раздаточный материал;
портрет С.В.Михалкова; выставка книг писателя.
Ход урока
- Организационный момент:
Итак, друзья, внимание-
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок.
2. Речевая разминка:
У: Начнём наш урок с речевой разминки.
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
Чтение «про себя», вслух хором, индивидуальное чтение.
- Что мы прочитали? (загадку)
- О ком эта загадка? (о бабочке)
Рисунок «бабочки» на ПК.
3. Проверка домашнего задания:
У: Молодцы! Скажите, с каким произведением мы знакомились на прошлом уроке?
Д: Мы познакомились с произведением «Бабочка».
У: Кто автор этого произведения?
Д: Это произведение написал Ю.Коваль.
У: Домашнее задание вы готовили по группам: 1 группа – вы готовили пересказ текста. Послушаем… 2 группа – вы учили наизусть отрывок из текста. Пожалуйста… 3 группа – вы должны были придумать продолжение рассказа. Кто хочет рассказать своё продолжение?
( 2 ученика рассказывают своё продолжение). Чьё продолжение понравилось?
Какой вывод мы сделаем по этому произведению?
4. Постановка учебной задачи:
У: А сегодня на уроке мы будем говорить о творчестве известного детского писателя. А впрочем, послушайте отрывок из его стихотворения, назовите сами его фамилию:
. В доме восемь, дробь один,
У заставы Ильича,
Жил высокий гражданин,
По прозванью … (Каланча).
Д: Написал эти строки С.В.Михалков.
Учитель открывает портрет С.В.Михалкова.
У: Какие книги С.В.Михалкова вы принесли к уроку?
Дети называют произведения, учитель составляет выставку книг писателя.
У: Сколько книг С.В.Михалкова вы принесли к сегодняшнему уроку! Как они называются?
А хорошо ли вы знаете его стихотворения, сейчас проверим. Я буду читать строки из стихотворения, а вы попробуйте их продолжить.
- Он растёт, боясь мороза,
У папы с мамой на виду,
Как растение … (мимоза)
В ботаническом саду.
2. А в-четвёртых, наша мама
Отправляется в полёт,
Потому что наша мама
Называется … (пилот).
3.Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий,
Презелёный красный … (шар).
4. Если только кто бы знал бы
Что билеты на футбол
Я охотно променял бы
На добавочный … (укол).
5. Я сегодня сбилась с ног –
У меня пропал … (щенок).
У: Молодцы! Как хорошо, что у вас дома есть книги Сергея Владимировича. Для кого пишет свои произведения Сергей Владимирович?
Д: Для нас, для детей.
У: Да, Сергей Михалков очень любит детей и до их пор пишет для своих юных читателей свои произведения, полные юмора, иронии, доброты.
5. Работа по теме урока:
а) Сообщение о жизни писателя.
У: К сегодняшнему уроку ребята получили задание подготовить материал о жизни С.Михалкова. Поделитесь с нами своей информацией.
(Дети слушают информацию стоя полукругом)
- Молодцы! Спасибо!
б) Первичное знакомство с текстом.
У: Сегодня мы откроем новую страничку творчества С.В.Михалкова. С каким произведением познакомимся сегодня на уроке? Прочитайте название произведения.
Назовите тему нашего урока.
- Можно ли по заглавию определить, кто герои этого произведения. Обратите внимание на иллюстрацию. Как вы думаете, о чём пойдёт речь?
Так ли это, попробуем ответить после прочтения произведения.
У: Произведение прочитаем глазами, про себя. Читаем с карандашом в руках, отмечаем непонятные слова (чтение в течение 2 минут).
.
в) Словарная работа.
У: Какие слова были непонятны?
Работа по группам с толковым словарём.
«понапрасну» - напрасно, зря
«возразить» - заявить о своём несогласии
«уверенный» - твёрдый, не соглашающийся
«рассердиться» - быть в раздражении, гневе по отношению к кому-либо
г) Повторное чтение.
У: А теперь, чтобы лучше понять произведение, прочитаем его ещё раз. Я начну, а вы будете продолжать. (Чтение по частям хорошо читающими детьми).
У: Понравилось произведение?
У: Сколько персонажей насчитали? А почему же тогда сказку назвали «Аисты и лягушки»?
Как вы думаете, к какому литературному жанру относится это произведение?
Д: Это сказка.
У: Что же сказочного в этом произведении?
Д: Дети делятся своим мнением. Животные разговаривают, ведут себя как люди.
У: Вспомните, какие бывают виды сказок и скажите, какая это сказка?
Д: Авторская, сказка о животных.
У: А можно ли отнести это произведение к другому литературному жанру? Докажите.
Д: Можно отнести это произведение к басням?
У: Почему?
У: Кто же из нас прав? Сказка это или всё-таки басня?
У: Сергей Владимирович Михалков это произведение называет басней-сказкой. Так что вы все правы.
У: Прочитайте строки, которые считаете главными.
У: Тот главный отрывок текста, который вы сейчас прочитали, называется выводом, моралью.
У: Какие качества своих персонажей осуждает писатель?
Д: Автор осуждает неуступчивость, болтливость, назойливость, хвастовство.
У: Чему хочет научить вас автор?
Д: С.Михалков хочет научить нас быть скромными, не хвастать, уметь дружить…
6. Физминутка.
А сейчас немного отдохнём. Превратимся в лягушек.
На болоте, у опушки
Спят зелёные лягушки.
Вот теперь они проснулись,
Встрепенулись, потянулись.
Стали весело скакать,
И с подружками играть.
7. Продолжение работы по теме урока.
а) Чтение по ролям.
У: Можно ли это произведение прочитать по ролям?
Попробуем. ( читаем басню 1 раз)
У: Дома закрепите чтение басни по ролям, учитывая все замечания.
б) Тестовое задание.
Поработаем в группах. Возьмите тестовое задание, посовещайтесь с товарищами, впишите пропущенные слова. (2 ученика работают у компьютера)
Ног у аиста ________________, а у лягушки _____________________.
У аиста ________________ ноги, а у лягушки ____________________.
Аист летает, а лягушка _________________ и ____________________ .
Проверка с монитора компьютера.
Посмотрите на экран. Если вы выполнили тест так, как это сделали Никита и Настя, значит, вы правильно выполнили задание.
Встаньте, кто справился с заданием?
8. Знакомство с дополнительным произведением С.В.Михалкова.
а) У: Давайте познакомимся ещё с одной басней-сказкой С.В.Михалкова. Возьмите свои тексты.
Как называется басня? «Хочу бодаться».
а) Чтение басни вполголоса.
У: Всё ли было понятным? Почему басня называется «Хочу бодаться»?
б) Чтение в парах.
А теперь поработаем над выразительностью. С какой интонацией вы должны произносить слова героев?
Прочитайте ½ текста товарищу выразительно, соблюдая все знаки препинания, передавая интонацию голоса героев.
Оцените друг друга с помощью карточек. Обоснуйте мнение. (2-3 ученика)
В) Выразительное чтение басни (слушаем одну пару ребят).
Г) А теперь поработаем в группах. Вы должны внимательно прочитать вопрос и подготовить ответ на него, посовещавшись с товарищами в своей группе.
1 группа – Кто из персонажей басни отказался играть с Козлёнком? Почему?
2 группа – Кто с радостью согласился поиграть с маленьким козлёнком? Почему?
3 группа - Чем закончилась игра козлёнка со щенком? Почему?
Давайте посмотрим мультфильм по этой басне Сергея Владимировича, который так и называется «Хочу бодаться». (Просмотр м/ф).
- Опишите, каким был Козлёнок? Щенок? - Кто из героев вам более симпатичен? Какие черты характера осуждает автор?
Давайте сделаем вывод по этой басне-сказке.
Д: Они не поняли друг друга. Ведь игра козлёнка заключалась в том, чтобы пободаться. А игра щенка – покусаться.
У: Молодцы! А у вас бывали ситуации, когда вы не поняли друг друга?
б) У: С.Михалков написал много таких смешных басен- сказок. Творческая группа получила задание выбрать и инсценировать одну из них. Давайте посмотрим инсценирование ещё одной басни С.Михалкова. Она называется «Ответ». Посмотрите и скажите, чему она вас учит.
Спасибо, молодцы!
Сделайте вывод по этой басне-сказке.
9. Защита творческого проекта.
Нам тоже захотелось попробовать сочинить басню. Предлагаем вашему вниманию защиту нашего творческого проекта. Наш класс разделился на три группы: поэты сочиняли басню, художники рисовали иллюстрации, а актёры подготовили инсценирование. (Дети встают).
Давайте посмотрим, что у нас получилось.
Просмотр презентации басни.
А некоторые ребята захотели сделать своими руками книжечки по нашей басне. Покажите, что у вас получилось.
У: Молодцы! Давайте друг другу поаплодируем! Поставьте свои книжечки на нашу выставку. Будем ещё пробовать сочинять свои произведения?
10.Домашнее задание.
Домашнее задание будет разным, вы его сможете выбрать по желанию.
1 – научиться читать басню «Аисты и лягушки» по ролям, выразительно, с соблюдением всех знаков препинания.
2 – сходить в библиотеку, выбрать другую басню С.В.Михалкова, подготовить её выразительное чтение.
11. Итоги урока.
Итак, урок подходит к завершению. Мне хочется поблагодарить вас за работу. Молодцы!
- Скажите, о каком писателе мы сегодня говорили?
- Что нового о его творчестве сегодня узнали? С какими баснями-сказками познакомились?
- Чему они вас научили?
Оцените свою работу на уроке карточками-сигналами.
- Кто из персонажей басни отказался играть с Козлёнком? Почему?
- Кто с радостью согласился поиграть с Козлёнком? Почему?
3. Чем закончилась игра Козлёнка со Щенком? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок, литературное чтение, 4 класс
Тема урока: С. А. Есенин «Лебедушка»4 классЦели и задачи урока: создать условия для:формирования умения находить изобразительно-выразительные средства в тексте и определять их функции в ст...
Открытый урок литературного чтения 2й класс
урок разработан в системе Л.В. Занкова по учебникам Лазаревой...
Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)
Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...
открытый урок Литературное чтение 1 класс
СКАЗКА-ЦЕПОЧКА. «Теремок».С. Маршак «Багаж»Цель: создать условия для формирования представления о жанровом разнообразии фольклорных произведений, понятии «сказка-цепочка», развития речи, пополнения сл...
Конспект открытого урока. Литературное чтение 2 класс. Зарубежные сказки.
Подробный конспект урока по литературному чтению во 2 классе. "Зарубежные сказки"- повторение. Урок обобщения знаний, материал позволяет расширить читательский опыт учащихся знакомством с зарубе...
Открытый урок литературного чтения 4 класс Л.Н. Толстой "Два брата"
Литературное чтение 4 класс...
Открытый урок литературного чтения, 4 класс, «М.Пришвин «Птицы с характерами»;
Открытый урок литературного чтения, 4 класс, «М.Пришвин «Птицы с характерами»....