Занятие по теме "Что помогает человеку стать человеком" (4 класс)
план-конспект занятия по чтению (4 класс) по теме

Когутовская Людмила Николаевна

Занятие проводится в форме заседания клуба "Ключ и заря" с двумя четвёртыми классами. (УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

     МОУ «Пролетарская СОШ»

                                        Конспект

урока литературного чтения

в 4 классе по теме

« Что помогает человеку стать человеком»

Учителя:   Козлова С. В.

                          Когутовская Л. Н.

18 марта 2010г.

     Тема урока:               «Что помогает человеку стать человеком».

     Форма проведения:  заседание клуба.

     Цели урока:

 - учить анализировать и давать оценку произведениям разных жанров, давать характеристику героям произведения, высказывать своё отношение к героям, делать выводы,  анализировать музыкальное произведение;

 - формирование культуры общения (умений целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения; способности критично относиться к собственным ошибкам; способности тактично оценивать ответы одноклассников)

  -  развивать речь, умение работать в группе, навыки выразительного осмысленного чтения.          

Ход урока.

  1. Сообщение темы.

 

   На уроке чтения мы закончили изучение 6-го раздела в нашем учебнике. Напомните, как он называется?

   И сегодня мы собрались на очередное заседание клуба «Ключ и Заря», которое посвящено этой же важной для каждого человека проблеме: Что помогает человеку стать человеком.

        Заседание будет проходить в 3 этапа:

               А) обсуждение произведений в группах;

               Б)  мудрые мысли;

               В) слово, обращённое к себе.  

  1. Постановка целей.

Дома вы должны были пролистать и вспомнить произведения этого раздела, находящие в учебнике и тетради.

- Какие же произведения туда входили?

Давайте с вами ещё раз вспомним, какие проблемы человеческих отношений затрагивались в этих произведениях и почему авторы учебника поместили их именно в этот раздел.

- Что значит «быть человеком» в прямом смысле? ( выглядеть как человек.)

- А что значит «быть человеком» в переносном смысле? (Значит, обладать какими-то определёнными положительными качествами).

А вот какие это качества, вы сейчас и расскажете, опираясь на  доставшееся вам произведения.

4 а (мальчики) – А. де Сент Экзюпери «Маленький принц»

4 а (девочки) –  И. Пивоварова «Как Коля Лыков стал звеньевым»

4 б (мальчики) – С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»

          4 б (девочки) – А. Пушкин «Няне», «Зимний вечер»

  1. Обсуждения произведений детьми.

« Путешествие Нильса».

  1. Каким мы видим Нильса в начале сказки?
  2. Являлся ли он человеком в прямом смысле слова или в переносном? Почему?
  3. Почему гном наказал  Нильса именно так?
  4. Как Нильс становился человеком в переносном смысле. Какие человеческие качества он проявил?

Вывод: чтобы быть человеком, надо…

Просмотр окончания сказки.

     «Как Коля Лыков стал звеньевым».

- Был ли Коля из этого рассказа настоящим человеком? Какие поступки его это подтверждают?

Какими способностями и человеческими качествами обладал Коля Лыков по мнению его одноклассников? Как Коля сам говорит о себе?

То, что Коля признался  в своем поступке показывает, что он: смелый, малодушный, открытый, строгий по отношению к себе, не боится потерять авторитет у ребят, слишком честный, безразличен к мнению товарищей.

Как могут ему в дальнейшем пригодиться эти качества?

О чём же этот рассказ?

Вывод: чтобы быть человеком, надо…

«Маленький принц»

  1. Кто такой маленький принц?
  2. Какого друга нашёл себе принц в начале сказки? Сложилась ли у них дружба? Почему? Какое качество здесь проявляется? Что он уяснил для себя?
  3. Какого друга нашёл себе ещё принц? Чему научил его Лис? Объясните эти фразы?
  4. Помогут ли эти истины Маленькому принцу изменить жизнь?

Вывод: чтобы быть человеком, надо…

А.С. Пушкин «Няне». «Зимний вечер».

- Дети рассказывают стихи наизусть.

- Что объединяет эти стихи?

1.  В одном из стихотворений есть строчки, из которых видно, что поэт не забывает                    няню и хорошо представляет себе её, знает, чем она занята.

2.  Как поэт обращается к няне в обоих стихотворениях? О чём это говорит?

3.  Как поэт пытался изменить настроение няни во время бури?

     

     4.  Какие чувства поэта к няне проявляются в этих стихотворениях? (тетрадь с.39)

Вывод:  Чтобы быть человеком, надо…

Прослушивание песни

Песня «Котёнок Артёмка». К какому произведению её можно отнести?

  1. Мудрые мысли.

Каждая группа получает листочек с высказыванием какого-то известного человека. Задание: объяснить эту фразу.

1 группа -  «Самый счастливый человек тот, кто даёт счастье наибольшему числу людей». (Дидро)

2 группа –« Не злословь о ближнем, чтобы не услышать такого, чему сам не обрадуешься». (Хилон)

3 группа – «Лучшее средство от обиды – прощение». ( Сенека)

4 группа – «Как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание». (Сенека)

5. Слово, обращённое к себе.

Заканчивается наше заседание. Мы с вами пытались постичь простые нравственные истины. Вспомните всё, что мы сегодня говорили, и скажите, что дало оно вам?

   И сейчас на листочках вы должны перечислить качества, которые делают человека человеком, закончив фразу:

Чтобы быть человеком, недостаточно только выглядеть как человек, ещё надо…

  1. Подведение итогов.

Закончить наше заседание я бы хотела словами:

Осудите сначала себя самого

Научитесь искусству такому

А уж после судите врага своего

И соседа по шару земному

Научитесь сначала себе самому

Не прощать ни единой промашки,

А уж после кричите врагу своему

Что он враг и грехи его тяжки.

Не в другом, а в себе побеждайте врага.

А когда преуспеете в этом

Не придётся уж больше валять дурака

Вот и станете вы человеком.

Приложение (раздаётся детям)

« Путешествие Нильса».

  1. Каким мы видим Нильса в начале сказки?
  2. Являлся ли он человеком в прямом смысле слова или в переносном? Почему?
  3. Почему гном наказал  Нильса именно так?
  4. Как Нильс становился человеком в переносном смысле. Какие человеческие качества он проявил?

Вывод: чтобы быть человеком, надо…

    А Пушкин «Няне», «Зимний вечер»

    - Что объединяет эти стихи?

1.  В одном из стихотворений есть строчки, из которых видно, что поэт не забывает                    няню и хорошо представляет себе её, знает, чем она занята.

2.  Как поэт обращается к няне в обоих стихотворениях? О чём это говорит?

3.  Как поэт пытался изменить настроение няни во время бури?

     

     4.  Какие чувства поэта к няне проявляются в этих стихотворениях? (тетрадь с.39)

Вывод:  Чтобы быть человеком, надо…

«Маленький принц»

  1. Кто такой маленький принц?
  2. Какого друга нашёл себе принц в начале сказки? Сложилась ли у них дружба? Почему? Какое качество здесь проявляется? Что он уяснил для себя?
  3. Какого друга нашёл себе ещё принц? Чему научил его Лис? Объясните эти фразы?
  4. Помогут ли эти истины Маленькому принцу изменить жизнь?

Вывод: чтобы быть человеком, надо…

«Как Коля Лыков стал звеньевым».

- Был ли Коля из этого рассказа настоящим человеком? Какие поступки его это подтверждают?

Какими способностями и человеческими качествами обладал Коля Лыков по мнению его одноклассников? Как Коля сам говорит о себе?

То, что Коля признался  в своем поступке показывает, что он: смелый, малодушный, открытый, строгий по отношению к себе, не боится потерять авторитет у ребят, слишком честный, безразличен к мнению товарищей.

Как могут ему в дальнейшем пригодиться эти качества?

О чём же этот рассказ?

Вывод: чтобы быть человеком, надо…

Чтобы быть человеком, недостаточно только выглядеть как человек, ещё надо…

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чтобы быть человеком, недостаточно только выглядеть как человек, ещё надо…

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чтобы быть человеком, недостаточно только выглядеть как человек, ещё надо…

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чтобы быть человеком, недостаточно только выглядеть как человек, ещё надо…

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная личностно ориентированная системно - ролевая концепция воспитания младших школьников "Стать Человеком"

 Новизна личностно ориентированной системно – ролевой концепции не только в ее названии. Одним из центральных понятий концепции является социально ориентированный подход, который выражается в механизм...

Занятие кружка "Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесные путешествия Нильса с дикими гусями».

Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесные путешествия Нильса с дикими гусями». Цели: Формировать умения анализировать, выделять главное, сравнивать и строить аналогии ...

Литературное чтение, окружающий мир. 4 класс. Тема:" Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”. Охрана природы".

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира.   4 класс. Тема:" Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”. Охрана приро...

«Человек, полюби человека…» Психологическое занятие для 8-9-х классов

Цель:    Повышение у учащихся уровня толерантности к фрустрации, т.е. адекватных возможностей, порога реагирования на неблагоприятное воздействие (устойчивости) со стороны всех участник...

Проверочная работа "Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком"

Проверочная работа по литературному чтению по программе "Перспективная начальная школа"...