Занятие по теме "Что помогает человеку стать человеком" (4 класс)
план-конспект занятия по чтению (4 класс) по теме
Занятие проводится в форме заседания клуба "Ключ и заря" с двумя четвёртыми классами. (УМК "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Пролетарская СОШ»
Конспект
урока литературного чтения
в 4 классе по теме
« Что помогает человеку стать человеком»
Учителя: Козлова С. В.
Когутовская Л. Н.
18 марта 2010г.
Тема урока: «Что помогает человеку стать человеком».
Форма проведения: заседание клуба.
Цели урока:
- учить анализировать и давать оценку произведениям разных жанров, давать характеристику героям произведения, высказывать своё отношение к героям, делать выводы, анализировать музыкальное произведение;
- формирование культуры общения (умений целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения; способности критично относиться к собственным ошибкам; способности тактично оценивать ответы одноклассников)
- развивать речь, умение работать в группе, навыки выразительного осмысленного чтения.
Ход урока.
- Сообщение темы.
На уроке чтения мы закончили изучение 6-го раздела в нашем учебнике. Напомните, как он называется?
И сегодня мы собрались на очередное заседание клуба «Ключ и Заря», которое посвящено этой же важной для каждого человека проблеме: Что помогает человеку стать человеком.
Заседание будет проходить в 3 этапа:
А) обсуждение произведений в группах;
Б) мудрые мысли;
В) слово, обращённое к себе.
- Постановка целей.
Дома вы должны были пролистать и вспомнить произведения этого раздела, находящие в учебнике и тетради.
- Какие же произведения туда входили?
Давайте с вами ещё раз вспомним, какие проблемы человеческих отношений затрагивались в этих произведениях и почему авторы учебника поместили их именно в этот раздел.
- Что значит «быть человеком» в прямом смысле? ( выглядеть как человек.)
- А что значит «быть человеком» в переносном смысле? (Значит, обладать какими-то определёнными положительными качествами).
А вот какие это качества, вы сейчас и расскажете, опираясь на доставшееся вам произведения.
4 а (мальчики) – А. де Сент Экзюпери «Маленький принц»
4 а (девочки) – И. Пивоварова «Как Коля Лыков стал звеньевым»
4 б (мальчики) – С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»
4 б (девочки) – А. Пушкин «Няне», «Зимний вечер»
- Обсуждения произведений детьми.
« Путешествие Нильса».
- Каким мы видим Нильса в начале сказки?
- Являлся ли он человеком в прямом смысле слова или в переносном? Почему?
- Почему гном наказал Нильса именно так?
- Как Нильс становился человеком в переносном смысле. Какие человеческие качества он проявил?
Вывод: чтобы быть человеком, надо…
Просмотр окончания сказки.
«Как Коля Лыков стал звеньевым».
- Был ли Коля из этого рассказа настоящим человеком? Какие поступки его это подтверждают?
Какими способностями и человеческими качествами обладал Коля Лыков по мнению его одноклассников? Как Коля сам говорит о себе?
То, что Коля признался в своем поступке показывает, что он: смелый, малодушный, открытый, строгий по отношению к себе, не боится потерять авторитет у ребят, слишком честный, безразличен к мнению товарищей.
Как могут ему в дальнейшем пригодиться эти качества?
О чём же этот рассказ?
Вывод: чтобы быть человеком, надо…
«Маленький принц»
- Кто такой маленький принц?
- Какого друга нашёл себе принц в начале сказки? Сложилась ли у них дружба? Почему? Какое качество здесь проявляется? Что он уяснил для себя?
- Какого друга нашёл себе ещё принц? Чему научил его Лис? Объясните эти фразы?
- Помогут ли эти истины Маленькому принцу изменить жизнь?
Вывод: чтобы быть человеком, надо…
А.С. Пушкин «Няне». «Зимний вечер».
- Дети рассказывают стихи наизусть.
- Что объединяет эти стихи?
1. В одном из стихотворений есть строчки, из которых видно, что поэт не забывает няню и хорошо представляет себе её, знает, чем она занята.
2. Как поэт обращается к няне в обоих стихотворениях? О чём это говорит?
3. Как поэт пытался изменить настроение няни во время бури?
4. Какие чувства поэта к няне проявляются в этих стихотворениях? (тетрадь с.39)
Вывод: Чтобы быть человеком, надо…
Прослушивание песни
Песня «Котёнок Артёмка». К какому произведению её можно отнести?
- Мудрые мысли.
Каждая группа получает листочек с высказыванием какого-то известного человека. Задание: объяснить эту фразу.
1 группа - «Самый счастливый человек тот, кто даёт счастье наибольшему числу людей». (Дидро)
2 группа –« Не злословь о ближнем, чтобы не услышать такого, чему сам не обрадуешься». (Хилон)
3 группа – «Лучшее средство от обиды – прощение». ( Сенека)
4 группа – «Как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание». (Сенека)
5. Слово, обращённое к себе.
Заканчивается наше заседание. Мы с вами пытались постичь простые нравственные истины. Вспомните всё, что мы сегодня говорили, и скажите, что дало оно вам?
И сейчас на листочках вы должны перечислить качества, которые делают человека человеком, закончив фразу:
Чтобы быть человеком, недостаточно только выглядеть как человек, ещё надо…
- Подведение итогов.
Закончить наше заседание я бы хотела словами:
Осудите сначала себя самого
Научитесь искусству такому
А уж после судите врага своего
И соседа по шару земному
Научитесь сначала себе самому
Не прощать ни единой промашки,
А уж после кричите врагу своему
Что он враг и грехи его тяжки.
Не в другом, а в себе побеждайте врага.
А когда преуспеете в этом
Не придётся уж больше валять дурака
Вот и станете вы человеком.
Приложение (раздаётся детям)
« Путешествие Нильса».
- Каким мы видим Нильса в начале сказки?
- Являлся ли он человеком в прямом смысле слова или в переносном? Почему?
- Почему гном наказал Нильса именно так?
- Как Нильс становился человеком в переносном смысле. Какие человеческие качества он проявил?
Вывод: чтобы быть человеком, надо…
А Пушкин «Няне», «Зимний вечер»
- Что объединяет эти стихи?
1. В одном из стихотворений есть строчки, из которых видно, что поэт не забывает няню и хорошо представляет себе её, знает, чем она занята.
2. Как поэт обращается к няне в обоих стихотворениях? О чём это говорит?
3. Как поэт пытался изменить настроение няни во время бури?
4. Какие чувства поэта к няне проявляются в этих стихотворениях? (тетрадь с.39)
Вывод: Чтобы быть человеком, надо…
«Маленький принц»
- Кто такой маленький принц?
- Какого друга нашёл себе принц в начале сказки? Сложилась ли у них дружба? Почему? Какое качество здесь проявляется? Что он уяснил для себя?
- Какого друга нашёл себе ещё принц? Чему научил его Лис? Объясните эти фразы?
- Помогут ли эти истины Маленькому принцу изменить жизнь?
Вывод: чтобы быть человеком, надо…
«Как Коля Лыков стал звеньевым».
- Был ли Коля из этого рассказа настоящим человеком? Какие поступки его это подтверждают?
Какими способностями и человеческими качествами обладал Коля Лыков по мнению его одноклассников? Как Коля сам говорит о себе?
То, что Коля признался в своем поступке показывает, что он: смелый, малодушный, открытый, строгий по отношению к себе, не боится потерять авторитет у ребят, слишком честный, безразличен к мнению товарищей.
Как могут ему в дальнейшем пригодиться эти качества?
О чём же этот рассказ?
Вывод: чтобы быть человеком, надо…
Чтобы быть человеком, недостаточно только выглядеть как человек, ещё надо…
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чтобы быть человеком, недостаточно только выглядеть как человек, ещё надо…
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чтобы быть человеком, недостаточно только выглядеть как человек, ещё надо…
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чтобы быть человеком, недостаточно только выглядеть как человек, ещё надо…
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная личностно ориентированная системно - ролевая концепция воспитания младших школьников "Стать Человеком"
Новизна личностно ориентированной системно – ролевой концепции не только в ее названии. Одним из центральных понятий концепции является социально ориентированный подход, который выражается в механизм...
Занятие кружка "Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесные путешествия Нильса с дикими гусями».
Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесные путешествия Нильса с дикими гусями». Цели: Формировать умения анализировать, выделять главное, сравнивать и строить аналогии ...
Литературное чтение, окружающий мир. 4 класс. Тема:" Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”. Охрана природы".
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира. 4 класс. Тема:" Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”. Охрана приро...
«Человек, полюби человека…» Психологическое занятие для 8-9-х классов
Цель: Повышение у учащихся уровня толерантности к фрустрации, т.е. адекватных возможностей, порога реагирования на неблагоприятное воздействие (устойчивости) со стороны всех участник...
Что помогает человеку стать человеком
конспект урока...
Статья для педагогов. Тема: "Учитель, помоги мне стать человеком мыслящим"
Кейс технологии-это обучение действием....
Проверочная работа "Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком"
Проверочная работа по литературному чтению по программе "Перспективная начальная школа"...