Занятие кружка "Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесные путешествия Нильса с дикими гусями».
классный час (4 класс) по теме

Шавалеева Гельшат Шакировна

Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесные путешествия Нильса с дикими гусями». 
Цели: 
Формировать умения анализировать, выделять главное, сравнивать и строить аналогии сюжетных линий в тексте. 

Рассмотреть героя сказочной повести, проявление его характера в поступках и речи, развитие характера во времени;

Воспитывать на примере главных героев этически развитого человека, способного к постижению видения окружающего мира и собственному суждению о художественном произведении. 

Повышение интереса к обучению через активные формы работы на уроках литературного чтения  н-р, использование ЦОР). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kruzhka.docx31.92 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие кружка

"Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесные путешествия Нильса с дикими гусями». 
Цели: 
Формировать умения анализировать, выделять главное, сравнивать и строить аналогии сюжетных линий в тексте. 

Рассмотреть героя сказочной повести, проявление его характера в поступках и речи, развитие характера во времени;

Воспитывать на примере главных героев этически развитого человека, способного к постижению видения окружающего мира и собственному суждению о художественном произведении. 

Повышение интереса к обучению через активные формы работы на уроках литературного чтения  н-р, использование ЦОР).

Оборудование: 
- Чуракова Н.А.учебник “Литературное чтение”;
- портрет писательницы;
- выставка книг;

- мультимедийное приложение;
- мультфильм «Заколдованный мальчик»

Место данного урока в системе уроков по этой теме: урок обобщения в системе уроков по изучению сказочной повести Сельмы Лагерлеф “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. 1. Организационный момент

Читают дети наизусть:

Умными словами недаром сказано:
“Всем лучшим книге мы обязаны”.
Книги читают, стар и млад,
Книжке хорошей каждый рад.

  1. 2. Актуализация знаний учащихся
  2.  1) Викторина

- Назовите автора сказочной повести “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”.

-Какие произведения Сельмы Лагерлеф вы можете назвать?

- В какой стране жил Нильс?
- Кто заколдовал Нильса?
- Куда летела стая диких гусей?

- Кто постоянно охотился за Нильсом и гусиной стаей?

2) Работа в мини-группах (письменно на листах)

-А теперь я хочу проверить, как вы помните имена из сказки. Только на этот раз мы будем вспоминать имена... животных.

3)Работа с текстом: заполните пропуски

Как  выглядел  гном?

На голове - ____________ шляпа, __________  кафтанчик  украшен        кружевным

воротничком     и манжетами, чулки   у   колен   завязаны   ________бантами,   а    на   ________ сафьяновых       башмачках      поблескивают      ___________пряжки.

Дети просматривают слайды и отвечают на вопросы викторины

Слайд 1, 2, 3

- Сельма Лагерлеф, шведская писательница.

- Сказки «Подменыш», «Легенда о Христе».

-В Швеции

-Гном

-В Лапландию

-Лис

«Имена животных»

  • Мартин — гусь;
  • Смирре — лис;
  • Акка Кнебекайзе – гусыня, предводительница стаи

Уч-ся работают на отдельных листах

На голове - широкополая шляпа, черный кафтанчик украшен кружевным воротником и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами, а на красных сафьяновых башмачках поблескивают серебряные пряжки.

3.Постановка проблемного вопроса.

- Как называется глава учебника, где помещена сказочная повесть “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями?”

-  Как вы думаете, почему авторы учебника поместили именно в этой главе сказочную повесть Сельмы Лагерлеф?

- А смысл названия главы вам понятен? Ведь Нильс и родился человеком. Разве нужно тому, кто родился человеком, еще и становиться человеком?

- Прав ли Мартин, который сказал Акке про Нильса: “Его и человеком-то не назовешь”?

.

Дети отвечают на вопрос учителя

-Выясняем, что помогает человеку стать человеком. 

Дети затрудняются ответить.

-Стать человеком– означает стать хорошим человеком, настоящим человеком.

- Если судить по прошлым поступкам, его нельзя назвать человеком. К тому же Нильс слишком маленького роста, чтобы считаться человеком и представлять хоть какую-то опасность для стаи

4. Просмотр отрывка из мультфильма “Заколдованный мальчик”.

Реализация требований нового ФГОС:

- Прежде, чем начать обсуждение главного героя, посмотрим, каким же предстает перед нами Нильс в самом начале.

Просмотр отрывка мультфильма

гиперссылка

5. Анализ отрывков сказочной повести в аспекте главной нравственной проблемы “Стать человеком” (с.44-69, работа в группах).

- А теперь начнем работать над каждой главой в отдельности, чтобы проследить, как проявлялся и изменялся со временем характер Нильса в поступках и речи.

– Как нам лучше организовать работу на уроке, чтобы успеть проанализировать все главы, которые мы прочитали вместе.

-Хорошо, я рада, что вы научились экономить учебное время и знаете очень хороший способ сделать это. Сколько групп может быть?

- Все группы получают карточки с заданиями: рассмотреть героя сказочной повести, проявление его характера в поступках и речи в разных отрывках.

-Работать по группам.

-Три (стр. 44-54, стр. 54-62, стр.62-69)

Дети работают 5-7 минут, после чего начинается обсуждение. Все, что ребята говорят о Нильсе, доказывается текстом. Основные черты характера героя записываются в тетради по литературному чтению с указанием номера страницы для чтения подтверждения этой черты.

Физкультминутка ЛИДЕР

Гиперссылка

6.Продолжение работы по анализу отрывков сказочной повести.

- Послушаем ребят 1 группы (проявление характера Нильса в поступках и речи в 1 отрывке стр.44-54)

− Что произошло с Нильсом? 

− Почему Нильс не испугался гнома?

− А кто его предупреждал о силе гномов?− Найдите подтверждение своим рассуждениям в тексте.
− А какой дар приобрел Нильс после превращения?

− Нильс осознает, что с ним произошло?

 

− У кого он просит помощи? 
− Он её получает? Докажите выдержками из текста.

- Послушаем ребят 2 группы.

− С кем он отправляется в путешествие? 

 − Мартин был рад встрече с Нильсом? 

− Почему через некоторое время Мартин меняет свое отношение к Нильсу? Найдите подтверждение в тексте.
− С кем он встречается во время путешествия? Докажите словами из текста.
− Почему Акка мальчика не принимает в свою семью? 
− Найдите в тексте и прочитайте высказывания Акки.

- Послушаем ребят 3 группы.

- Чем Нильс заслужил слова, которые сказала ему старая Акка: «… стая позволяет тебе остаться с нами»?
− Найдите и прочитайте отрывки, характеризующие образ нашего героя.

(Бесстрашие
Смелость
Смекалка
Взаимовыручка
Взаимопомощь
Бескорыстность
Доброжелательность
Настойчивость
Упорство
Находчивость
Сообразительность)

− У Нильса все эти качества проявлялись во время путешествия.
− А когда все-таки он стал превращаться в человека?

  -  Как же изменился характер Нильса за время путешествия? Я буду называть качества, присущие Нильсу до путешествия, а вы называйте те качества, которые приобрел герой во время путешествия.

Получается, мы видим двух совершенно разных людей. Почему же так изменился Нильс?

-  Мог бы Нильс не помочь Мартину?

- Мог бы он не помогать дикому гусю?

- Почему же Нильс не побоялся погнаться за лисом, который был во много раз больше него и мог раздавить его одним взмахом своей мощной лапы?

- Зачем мальчику понадобилось спасать гуся, если раньше он дразнил животных, бросал в них камнями?

 

Случайно ли Сельма Лагерлеф делает так, что Нильс попадает в другое измерение и начинает понимать язык животных.

Дети 1 группы анализирует отрывок на

 стр. 44-54

 называют черты характера и зачитывают соответствующие отрывки повести.

Озорной, рассеянный, нерадивый, ленивый, хулиган, нетерпеливый, непоседа, лгун, неуч, любопытный , забияка, хитрый, безжалостный,

жадный, эгоистичный

-Его гном превращает в маленького человека, за то, что издевается над животными, не хочет учиться.

Подтверждение высказываний выдержками из текста.

Выборочное чтение.

 - Гном существо очень маленькое и Нильс не предал этому значение.

- Мама, много раз рассказывала сыну о волшебной силе гномов.

Выборочное чтение, рисунки.

-Он начал понимать язык животных.

Работа с текстом.

Работа с текстом.

2 группа детей анализирует отрывок на стр.54-62

бесстрашный, отчаянный , жалостливый, ласковый , цепкий, выносливый, привязанность к своему дому , заботливый, решительный, благодарный, умеет приспосабливаться к новым условиям жизни, открытый, умеет смириться с обстоятельствами, самолюбивый

- С домашним гусем Мартином.
- Нильс обижал Мартина и его семью во дворе.

Дети находят подтверждение в тексте.

Работа с текстом.

- Потому что Нильс был человеком.

Работа с текстом.

3 группа детей анализирует отрывок на стр.62-69

Умеет вжиться в чужую для него жизнь, выносливый, смелый, отважный, справедливый, храбрый, сообразительный, ловкий, смелый, отчаянный, умеет защитить друга, сильный, находчивый, не жалеет жизни ради друга, решительный, бесстрашный, цепкий, выносливый, доверчивый, человечный, добрый, отважный, справедливый, сильный, умный, храбрый, приносит счастье другим

Выборочное выразительное чтение.

Был – стал:
Рассеянный – внимательный.
Хулиган – справедливый.
Нетерпеливый – выносливый.
Одинокий – приобрел много друзей.
Лгун – правдивый.
Ленивый – трудолюбивый.
Забияка – защитник, друг.
Безжалостный – человечный.
Эгоистичный – щедрый.
Трусливый – отважный.
Обидчик, бессердечный – защитник слабых, смелый.
Противный, самолюбивый – приносит счастье другим.

- Приобрел мудрость, жизненный опыт за время путешествия. Происходит становление человека.

- Нет, сам погиб бы.

- Мог. Ведь угрозы для жизни Нильса не было, но уже стая стала его семьей.

- Он был одержим приступом храбрости.

Гуси стали его семьей, его родными в теперешнем положении, он полюбил их. Вот и Нильс забыл об опасности, которая угрожает его собственной жизни, когда спасал гуся, он любил и жалел гуся больше, чем себя.( слова Л.Н.Толстого)

Автор хочет, чтобы мы вместе с Нильсом учились слышать мысли и чувства живой природы.

7. Просмотр отрывка из мультфильма “Заколдованный мальчик”.

Посмотрим, каким же предстает перед нами Нильс в конце сказки

Просмотр отрывка из мультфильма

8. Итог урока

– Сельма Лагерлеф хотела, чтобы люди задумались над тем, что такое настоящая доброта и настоящая любовь, берегли природу, учились на опыте других людей, чтобы самим не оказаться путешественниками в пустынном мире, а использовать это время во благо расцветания природы.

Надо любить все живое на Земле, идти к нему с добром, тогда тебе отплатят тем же.

– Правильно ли поместили сказочную повесть в разделе “Как трудно стать человеком”?

- И не только за близких людей, но и за тех, кого мы, может, и не знаем, но кто нуждается в нашей помощи. Как Нильс среди животных, так и мы, живя среди людей, проявляем свой характер в поступках и речи, осознаем со временем и понимаем что-то новое.

Мы сумели понять автора произведения, мы сказали самые главные, самые правдивые слова. Спасибо!

Рассуждения детей

- Правильно. Ведь она показывает, какие испытания надо пройти, чтобы стать настоящим человеком: добрым, заботливым, ответственным за другого человека, за животных, за природу.

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

− Дети, как вы думаете, что можно сделать с нашими иллюстрациями к повести-сказке

− Молодцы.
− А с чего начинается книга? 
− Это нам и предстоит сделать дома. К этому заданию вы должны подойти творчески. Обложка должна быть яркой, красочной, содержательной.

Индивидуальное д/з: выполнить задание из Телешколы (Занятие 36. С. Лагерлёф. Рассказы «Святая ночь», «В Назарете»)

Дети записывают д/з в дневниках

- Оформить книгу.


- С обложки.

Слайд

10.Рефлексия

Спасибо за урок!

Список использованной литературы

      Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

              Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Мультимедийный компакт-диск «Энциклопедия Кирилла и Мефодия для детей».

Год выпуска: 2008
Издательство: ООО "Кирилл и Мефодий"
Место издания: Москва

Мультимедийный компакт-диск «500 самых интересных игр».

Год выпуска: 2007
Разработчик: IDEX CT, ЗАО ЛА "Научная книга"
Издатель: Новый Диск

Кадры из мультфильма  «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

( Нарезку кадров делала самостоятельно из мультфильма «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»).

Песня «Гимн Незнайки и его друзей» (М. Минков – Ю. Энтин).        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра по книге С. Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"

Фотоотчёт по игре + презентаци + методическая разработка по книге С. Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"...

Урок внеклассного чтения. С. Лагерлёф «ЧУДЕСНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ НИЛЬСА С ДИКИМИ ГУСЯМИ»

Материал для проведения урока внеклассного чтения в 4-ом классе....

Литературное чтение, окружающий мир. 4 класс. Тема:" Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”. Охрана природы".

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира.   4 класс. Тема:" Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”. Охрана приро...

Игра-квест Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Урок по литературному чтению 4 класс ПНШ. Игра-квест сельма Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"...

Конспект урока “Сельма Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями” (4 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Тема: “Сельма Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”Цели: познакомить с новой главой учебника, с новым автором, начать изучать новое произведение;Планируемые результаты:Лич...

Технологическая карта урока литературного чтения "С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (УМК "Перспективная начальная школа, 4 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения сказки С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»Задачи урока:Дидактические:Познакомить со сведениями...

Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой....