Особенности коррекционной работы в обучении пересказыванию в школе VIII вида.
статья по чтению (2 класс) на тему
Данная статья содержит описание работы над пересказом в младших классах коррекционной школы VIII вида.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности коррекционной работы по преодолению трудностей пересказа и заучивания у учащихся младших классов в школе VIII вида.
В работе с детьми следует отметить и учесть основные особенности их мнестической деятельности, такие как:
Замедленный темп усвоения материала.
Быстрота забывания, неточность воспроизведения.
Эпизодическая забывчивость.
Несовершенство памяти обусловлено так же плохой переработкой воспринимаемого материала. Из исследований Л.В Занкова понятно, что у данной группы детей есть механическая память и слаба смысловая. Исследования показали, что при воспроизведении рассказов ученики вспомогательной школы повторяют отдельные слова, фразы из рассказов, но не могут изложить своими словами смысл и сюжет. Педагогу следует учесть, что характерной особенностью всех детей VIII вида является сложность в целенаправленном заучивании.
Исходя из вышеописанного, становится очевидным, что работа над запоминанием должна вестись с помощью специальных приемов облегчающих переработку воспринимаемого материала с использованием дополнительной наглядности.
Началу работы над заучиванием предшествует подготовительный процесс. Педагог анализирует текст, выделяет слова, которые подлежат обсуждению, готовит картинки или другой наглядный материал, который поможет при знакомстве со словом. Заранее изготавливаются опорные картинки.
Направленному запоминанию материала должен предшествовать его анализ в совместной работе. Например, перед заучиванием стихотворения нужно поработать со словами, обсудить рифмующиеся слова объяснить детям их значение, обсудить почему, именно это слово выбрал поэт, попробовать вставить другое слово, обсудить почему, звучит хуже. Ребенок начинает понимать, почему автор употребил именно это слово. В ходе такой активной работы запоминание происходит непроизвольно, без дополнительных усилий.
Помимо этого следует обучать школьников выделять незнакомые слова, объяснять им значение, помогать записывать по мере возможности в тетрадь.
Принципы выбора текста:
1.Нравственное (полезное) для ребенка содержание.
2.Доступность (близкие опыту или понятные для детей ситуации).
3. Четко выраженная последовательность действий (Колобок, Теремок, Репка, Волк и козлята) и др.
4.Отсутствие сложных грамматических форм.
Структура занятия может содержать следующие этапы:
1.Вводная часть.
Объясняем, что сегодня будем слушать или вспоминать сказку. Показываем игрушки (персонажи).
2. Чтение. Не предупреждаем, что надо запомнить! Это может отвлечь от прослушивания, сделает ребенка тревожным.
3.Разбор произведения: обсуждаем действия героев, инсценируем диалоги с игрушками, картинками, или по ролям, с направляющей помощью учителя. Педагог должен задавать вопросы: Как он это сказал? А как говорят когда обижаются, просят, спрашивают? Т.е. параллельно ведется работа и над просодической стороной речи, и над понятийной стороной текста.
4. Чтение произведения с использованием опорных таблиц или картинок, содержащих рисунки, которые наталкивают детей на вспоминание прочитанного. На этом этапе картинка как бы накладывается на текст, детям предлагается запомнить отрывок из произведения с показом соответствующего рисунка.
5.Совместный рассказ (пересказ) прочитанного, с использованием опорных таблиц. Допускаются все виды помощи.
Начать следующее занятие следует с чтения рассказа с использованием опорных таблиц или сюжетных рисунков, после чего детям предлагается пересказать текст по памяти.
Как следует из практики, основная работа педагога заключается в предварительном подборе и изготовлении материала. Серию используемых картинок можно делить на последовательные группы, давая каждой группе название, что заменяет детям составление плана пересказа. Такая работа наиболее доступна младшим школьникам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности использования метода проектов в начальных классам школы VIII вида
Ведущим принципом процесса обучения является деятельностный подход в обучении, направленный на формирование средств и способов мыслительной деятельности. Деятельностный подход в обучении позволя...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Особенности построения учебного процесса в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида".
В школу приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания. Чтобы помочь ребёнк...
Особенности эстетического воспитания учащихся коррекционной школы VIII вида.
Особенности эстетического воспитания учащихся коррекционной школы VIII вида.Эстетическое образование является одним из действенных средств эмоционального, умственного, нравственного развития реб...
Особенности работы над лирическим стихотворением в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида
В статье раскрыты особенности работы над лирическим стихотворением в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. Дан план-конспект урока чтения в 3 классе по теме: Стихо...
Доклад "Особенности применения методики Мисаренко Г.Г на уроках чтения в специальной коррекционной школе VIII вида"
В докладе учитель делится опытом применения на уроках чтения методики Мисаренко Г.Г с целью улучшения техники чтения у учащихся, автоматизации навыков чтения....
Методическая разработка: календарно-тематическое планирование по предмету Ручной Труд для надомного обучения 4 класс школы VIII вида.
Методическая разработка: Календарно-тематическое планирование по предмету Ручной Труд для надомного обучения 4 класс школы VIII вида....
Методические особенности программы «Здоровое детство» при решении спортивно-оздоровительных задач в рамках воспитательной работы с учащимися коррекционных школ VIII вида.
Актуальными задачами процесса организации спортивно-оздоровительной работы в рамках программы « Здоровое детство» в коррекционной школе VIII вида являются активизация познавательной ...