Особенности работы над лирическим стихотворением в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида
статья по чтению (3 класс) по теме
В статье раскрыты особенности работы над лирическим стихотворением в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. Дан план-конспект урока чтения в 3 классе по теме: Стихотворение А. Н. Плещеева «Осень наступила».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Специфика работы над лирическим стихотворением в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.
В специальной (коррекционной) школе VIII вида методика работы над художественными произведениями похожа, но не совсем идентична методике работы и разбору художественных произведений в начальной общеобразовательной школе. Объясняется это тем, что учебная деятельность школьников с проблемами интеллектуального развития имеет свои особенности, которые определяются уровнем их психофизического развития.
Скорость восприятия детей с нарушением интеллекта заметно снижена, поэтому речь учителя должна быть медленной, чтобы учащиеся успевали понимать её. Значительно нарушены у детей с интеллектуальной недостаточностью пространственное восприятие и ориентировка в пространстве, отмечаются и нарушения речевого развития. При этом страдают все компоненты речи: лексика, грамматический строй, звукопроизношение. Пассивный словарь значительно превышает активный, что также затрудняет восприятие, а, главное, понимание художественных произведений. Речь таких детей монотонная, маловыразительная (Р. И. Лалаева, С. В. Сорочкина), что в значительной степени объясняется незрелостью и недоразвитием эмоциональной сферы. Эмоции детей недостаточно дифференцированы: переживания примитивны, полюсны. Свои эмоциональные проявления учащиеся не контролируют. Дети с нарушением интеллекта затрудняются в понимании эмоций людей, сложные эмоции социально-нравственного характера остаются им недоступны (Н.Б. Шевченко).
Работа над художественными произведениями в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида должна строится с учётом данных особенностей учащихся и носить коррекционный характер. Наибольшую трудность для ребят представляют лирические стихотворения.
В этих стихотворениях нет развернутого сюжета, законченных характеров, поступков. В них описываются чувства и переживания человека, его настроения и мысли. Лирические стихотворения характеризуются повышенной эмоциональностью, сжатой выразительной речью, когда каждое слово несет большую смысловую нагрузку. Их воздействие направлено прежде всего на эмоциональную сферу человека.
Поскольку лирическое стихотворение всегда образ, в основе которого лежат зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые ассоциации, то и методика работы должна быть нацелена на создание у детей образного восприятия стихотворения, на проникновение в чувства поэта. Этой цели будет способствовать прежде всего правильно организованная подготовительная работа, благодаря которой у учащихся воссоздаются представления, которые имеются в их опыте. Представления могут актуализироваться в процессе экскурсии, беседы, слушания музыки, рассматривания и анализа картины, восприятия рассказа учителя о жизни автора. Следует заметить, что используемая картина должна как можно полнее отражать содержание стихотворения. Иначе иллюстративный материал не только не поможет ребенку представить описываемое состояние природы, но и будет препятствовать появлению у учеников ее точного образа. Это связано с тем, что картина, воспринимаемая зрительно, всегда ярче отпечатывается в памяти, чем словесная. После психологической подготовки учащихся к восприятию стихотворения оно выразительно прочитывается. Проведенная экскурсия, целенаправленная предварительная беседа, точно передающий состояние природы показ иллюстрационного материала, яркий рассказ учителя, его выразительное чтение должны помочь умственно отсталым детям воссоздать хотя бы в элементарном виде эту картину. Далее школьники могут читать текст по частям, анализируя его и одновременно готовясь к выразительному чтению.
План-конспект урока чтения в 3 классе
Тема: Стихотворение А. Н. Плещеева «Осень наступила».
Цель: подготовка к выразительному чтению стихотворения.
Задачи:
Образовательные: - познакомить с текстом стихотворения;
- раскрыть содержание текста стихотворения;
- совершенствовать технику чтения;
- формировать умение пользоваться сносками;
- уточнить представления детей о признаках поздней осени;
- учить находить в тексте описание отдельных элементов природы.
Коррекционно-развивающие: - развивать выразительность и творческое воображение;
- развивать интонационные и просадические компоненты речи через произношение скороговорки с
нарастающим темпом;
- корригировать пространственные представления учащихся в процессе составления картины;
- корригировать и развивать связную устную речь (пополнять и обогащать словарный запас
посредством работы со сносками);
- корригировать и развивать мыслительную деятельность (установление логических и причинно-
следственных связей) во время анализа текста стихотворения;
- корригировать и развивать личностные качества учащихся (навыков самоконтроля, усидчивости и
выдержки);
- совершенствовать согласованность речи с движениями (физкультминутка).
Воспитательные: - воспитывать эмоциональную отзывчивость в процессе прослушивания музыкального произведения и
рассматривания созданной во время анализа стихотворения картины.
Оборудование: - индивидуальные (учебник, схемы настроений, отражающие грусть и радость);
- общеклассные (аудиозапись песни «Скворушка прощается», иллюстрации отдельных эпизодов стихотворения
для создания общей картины.)
Дополнительный материал: скороговорка для речевой разминки.
Ход урока:
этап урока | содержание урока | дозировка | |
работа учителя | работа учащихся | ||
1. Оргмомент 2. Речевая гимнастика. 3. Создание эмоционального настроя. 4. Проверка домашнего задания. 5. Сообщение темы урока. 6. Первичное восприятие. 7. Физминутка. 8. Вторичное чтение. 9. Анализ стихотворения. 10. Работа с заданиями учебника. 11. Подготовка к выразительному чтению. 12. Итог урока. 13. Домашнее задание. | - Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверьте, у всех ли на парте учебник, схемы настроений. Уберите всё лишнее. - Чтобы красиво и правильно говорить, проведём речевую разминку. Повторим «Сентябрьскую скороговорку»: медленно, быстрее и ещё быстрее. Стараемся чётко проговаривать каждый звук. - Все клёны стали рыжие, И ни один не дразнится: Раз всё равно все рыжие – Кому какая разница! - О каком времени года эта скороговорка? - Прослушайте осеннюю песню. - Какое настроение вызвала у вас эта песня? Покажите схему. - Почему мы грустим, прощаясь со скворушкой? - Куда улетают скворцы? - Какие ещё птицы улетели на юг? - О каких перелётных птицах мы читали на прошлом уроке? - Как называется стихотворение? Кто его автор? - Откройте учебник. Проверим домашнее задание. Как нужно было научиться читать стихотворение? - Какие приметы осени описывает автор в стихотворении? - Сегодня на уроке вы познакомитесь ещё с одним стихотворением об осени. Его автор Алексей Николаевич Плещеев. Мы ещё не читали произведения этого поэта. Алексей Николаевич Плещеев писал свои стихи почти 200 лет назад. Среди них есть стихи, написанные специально для детей. Они с удовольствием читаются и поныне. Сегодня мы будем работать над стихотворением «Осень наступила». - Прослушайте это стихотворение. - Понравилось вам это стихотворение? Какое настроение оно у вас вызвало? Покажите соответствующую схему. - Почему вы грустите? «Ветер дует нам в лицо…» 1. Словарная работа. - Прочитайте слова, записанные на доске: сначала по слогам, а потом слитно. жел-те-ет быст-ро-го ру-чья зе-ле-не-ет птич-ки мо-ро-сит тёп-лы-е 2. Чтение стихотворения учащимися по четверостишиям. - Какое слово обозначено звёздочкой? Прочитайте. - Как вы понимаете это слово? Где можно посмотреть его значение? - Что же такое озимь? Где вы видели озимь? - Многие стихи Алексея Николаевича Плещеева можно назвать картинами. Мы с вами попробуем создать свою картину к этому стихотворению. На уроках рисования мы начинаем работу с изображения земли и неба. - Прочитайте описание неба. Показываю два изображения неба: ясное и пасмурное. - Какое изображение неба подойдёт к этим строчкам? Почему? - В каком месте на листе расположим небо? - Что изобразим на земле? - Прочитайте, как выглядит трава? Поле? - Прочитайте описание цветов и кустов. - У нас осталось свободное место. Как вы думаете, что здесь должно быть? - Прочитайте слова о ручье. Отчего зашумели воды ручья? - Какой дождь вы представили, читая стихотворение? - Прочитайте последние строки стихотворения. - Кого не хватает на нашей картине? - Мы завершили работу над нашей картиной. Какой поре осени она соответствует? - Прочитайте 1-й вопрос к стихотворению. - Ещё раз посмотрите на нашу картину. Какое настроение она вызывает? - Попытаемся передать настроение автора при чтении. Как будете читать стихотворение: быстро, медленно? Весело, грустно? - Прочитайте стихотворение про себя. Обратите внимание на знаки в конце каждой строки. Когда нужно сделать длинную паузу, когда короткую, а когда не надо останавливаться? Отмечаются учащиеся, которым лучше удалось передать грустное настроение. Оценивается работа учащихся на уроке в целом. - В самоподготовку подготовьте выразительное чтение стихотворения. На следующем уроке мы будем сравнивать стихи Плещеева и Фета, выучим понравившееся стихотворение наизусть. - Урок окончен. | Выполняют поручения учителя. Чётко проговаривают текст скороговор-ки, наращивая темп. - Об осени. Слушают аудизапись «Скворушка прощается» (1 куплет). Показывают схему грустного настроения. - Мы не услышим больше его песен. - В тёплые края. Называют перелётных птиц. - О ласточках и грачах. - «Ласточки пропали», А. А. Фет. - Медленно, грустно. Читают 2 ученика. - Отлёт птиц. - Листопад. - Сильный ветер. Слушают чтение учителя. - Да. Показывают схему грустного настроения. Высказывают своё мнение. Выполняют движения со стихами. Читают каждое слово по слогам и слитно. Каждый читает одно четверостишие. - Озимь. - В сноске. Читают сноску. Находят и зачитывают описание отдельных элементов пейзажа. - Вверху. - Траву, цветы, кусты, поле. Располагают изображаемые объекты на картине. -Ручей. - Осень – дождливое время года. - Мелкий, моросящий, затяжной. - Улетающих птиц. - Поздней. - Какие признаки наступления поздней осени отмечает автор? - Высохли кусты, голые кусты, хмурое небо, вянет трава, дождик моросит, улетают птицы. - Грустное. - Медленно, грустно. Читают всё стихотворение про себя. Читают вслух по одному четверостишию. | 0,5 мин. 1 мин. 3 мин. 4 мин. 0,5 мин. 2 мин. 0,5 мин. 2 мин. 3 мин. 12 мин. 1,5 мин. 9 мин. 0,5 мин 0,5 мин. |
Методическое обеспечение:
- Мозговой В. М., Яковлева И. М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. М.: Академия, 2006.
- Воронкова В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. М.: Школа-Пресс, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Листы индивидуальных достижений учеников начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
Листы индивидуальных достижений школьников составлены по основным предметам, преподаваемым в специальной (коррекционной) школе VIII вида, и представляют собой критерии отслеживания качества знаний, ум...
Доклад: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах специальной коррекционной школе VIII вида
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках...
Обобщение опыта работы по теме: «Внедрение здоровьесберегающих техологий в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида»
Обобщение опыта....
«Коррекция письменной речи учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида с использованием мультимедийных презентаций»
«Коррекция письменной речи учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида с использованием мультимедийных презентаций»...
«Коррекция письменной речи учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида с использованием мультимедийных презентаций»
«Коррекция письменной речи учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида с использованием мультимедийных презентаций»...
«Организация коррекционной работы с учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»
«Организация коррекционной работы с учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»...
Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида
•Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида•••••Подготовила учитель начальных классов Куз...