Методические особенности программы «Здоровое детство» при решении спортивно-оздоровительных задач в рамках воспитательной работы с учащимися коррекционных школ VIII вида.
методическая разработка (1 класс)
Актуальными задачами процесса организации спортивно-оздоровительной работы в рамках программы « Здоровое детство» в коррекционной школе VIII вида являются активизация познавательной деятельности и стимулирование психологических функций с помощью физических упражнений. Физические упражнения – высокоэффективное средство укрепления здоровья и повышения работоспособности. Поэтому они давно и заслуженно привлекают к себе пристальное внимание ученых, стремящихся найти ответы на вопрос о сущности оздоровительного влияния физической культуры, повышения работоспособности, оптимальных, эффективных форм и средств в двигательной деятельности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovoe_detstvo-programma.docx | 40.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические особенности программы
«Здоровое детство» при решении спортивно-оздоровительных задач в рамках воспитательной
работы с учащимися коррекционных школ VIII вида.
Актуальными задачами процесса организации спортивно-оздоровительной работы в рамках программы « Здоровое детство» в коррекционной школе VIII вида являются активизация познавательной деятельности и стимулирование психологических функций с помощью физических упражнений. Физические упражнения – высокоэффективное средство укрепления здоровья и повышения работоспособности. Поэтому они давно и заслуженно привлекают к себе пристальное внимание ученых, стремящихся найти ответы на вопрос о сущности оздоровительного влияния физической культуры, повышения работоспособности, оптимальных, эффективных форм и средств в двигательной деятельности ребенка.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровое детство» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребёнка. Включает в себя, как теоретическую – изучение полезных двигательных навыков, так и практическую части – организация подвижных и спортивных игр.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
В программу включено знакомство с различными подвижными и спортивными играми. Игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Подвижные и спортивные игры имеют оздоровительное значение. Правильно организованные спортивные мероприятия должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей.
Цель программы: повышение уровня физического развития учащихся, развитие основных физических качеств, снятие психо-эмоционального напряжения у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Задачи программы:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств;
- развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
- развитие сообразительности, творческого воображения;
- развитие коммуникативных умений;
- воспитание внимания, культуры поведения;
- разрешение проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе;
- обучить умению работать индивидуально и в группе;
- развить природные задатки и способности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;
- развитие коммуникативной компетентности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе организации совместной продуктивной деятельности.
Место программы «Здоровое детство» в учебном плане
Программа рассчитана на год, с проведением занятий 2 раз в месяц, продолжительность занятия 40 минут. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр, заданий, бесед отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную для простора воображения.
В данной программе использованы следующие методы и формы воспитания и обучения:
1) знания о физической культуре:
- Групповые и игровые формы работы.
- Фронтальная форма работы. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря;
2) физические упражнения:
- Групповые и игровые формы работы, фронтальная форма работы. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
- Физкультурно-оздоровительная деятельность;
- Игровые формы работы;
3) групповые и индивидуальные формы работы.
- Выполнение простейших комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища,
- развития основных физических качеств.
Личностными результатами программы являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Метапредметными результатами программы по спортивно-здоровительному направлению «Здоровое детство» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий во время занятия;
- учиться работать по определенному алгоритму;
Познавательные УУД:
- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровое детство» являются следующие умения:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- овладеть навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, предупреждения заболеваний, оказания первой медицинской помощи;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровое детство» являются следующие умения:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
- характеризовать роль и значение физической культуры в жизнедеятельности человека;
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные и спортивные игры, элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; подвижных игр и соревнований;
- выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Содержание программы
Ценностными ориентирами содержания данной программы являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,
- развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
- привлечение обучающихся к обмену информацией в процессе свободного общения на занятиях.
Основные направления реализации программы:
- организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
- организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
- организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
- активное использование спортивных площадок в рамках работы программы;
- проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
- санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
Ожидаемый результат
- Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
- Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
- Развитие умений работать в коллективе.
- Формирование у детей уверенности в своих силах.
- Умение применять закрепленные двигательные навыки самостоятельно.
Механизм отслеживания результатов:
- мониторинг здоровья уч-ся
- наблюдение
Пояснительная записка
Программа по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровое детство» разработана в соответствии с требованиями:
- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;
- ФГОС начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373);
- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г. № 1599);
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.№2821-10), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. № 189;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010;
- Концепции формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010;
- Внеурочной деятельности школьников под ред. Д.В.Григорьева, П.В.Степанова. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010;
Тематическое планирование программы
Название мероприятия | Сроки выполнения | |
1 | Футбольный турнир Веселые старты | сентябрь |
2 | Турнир по пионерболу Веселые старты | октябрь |
3 | Турнир по настольному теннису Веселые старты | ноябрь |
4 | Турнир по шашкам «Золотая шашка» Веселые старты | декабрь |
5 | Спортивный праздник «Зимние забавы» Веселые старты | январь |
6 | Спортивный праздник Ко Дню защитника Отечества Веселые старты | февраль |
7 | Спортивный праздник «Мама, папа, я- спортивная семья» Веселые старты | март |
8 | Спортивная эстафета ко Всемирному дню здоровья Веселые старты | апрель |
Список литературы
- DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.
- «Как вести себя» - В.Волина . «Дидактика плюс», Санкт-Петербург 2004.
- «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры»– Мир Книги, Москва. 2003.
- «Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2000.
- Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
- Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 1987
- Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.
- Жуков М.Н., Подвижные игры. – М., 2000
- Железняк М.Н., Спортивные игры. – М., 2001
- Коротков И.П., Подвижные игры в занятиях спортом. – М.,1991
- Литвинов М.Ф., Русские народные подвижные игры. – М., 1986.
- Осокина Т.И., Детские подвижные игры. – М., 1989.
- Портных Ю.И., Спортивные и подвижные игры. – М., 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие языкового анализа и синтеза на фоне слова у учащихся коррекционной школы VIII вида, страдающих дисграфией.
В структуре нарушения речи детей VIII вида особую роль занимает недоразвитие языкового анализа и синтеза. Учащиеся с трудом овладевают правильным письмом, о чём свидетельствуют многочисленные ошибки в...
Особенности эстетического воспитания учащихся коррекционной школы VIII вида.
Особенности эстетического воспитания учащихся коррекционной школы VIII вида.Эстетическое образование является одним из действенных средств эмоционального, умственного, нравственного развития реб...
методические приемы обучения выразительному чтению учащихся коррекционной школы VIII вида
Данная статья поможет Вам закрепить материал по технике чтения....
Авторская рабочая программа по краеведению "География родного края" для учащихся коррекционной школы VIII вида
краеведческая работа...
Конспект логопедического досуга "Нужно буквы знать, чтоб уметь читать, писать", для учащихся коррекционной школы VIII вида, 2 вариант обучения
Логопедический досуг расчитан для детей коррекционной школы VIII вида, 2 варианта обучения 5 - 10 классовЗанятие подготовили и провели логопеды ГБСКОУ № 613 Куликова Т.А., Яковлева С.С. Цель: зак...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению словарной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Ознакомление с методикой работы словарных слов. Создание системы словарной работы в начальной (коррекционной) школы VIII вида....
Доклад «Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у учащихся коррекционной школы VIII вида».
Формирование навыков чтения у детей с задержкой психического развития осуществляется замедленными темпами. Затруднение вызывает и овладение технической стороной процесса чтения и пон...