конспект урока
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Сценарий проблемно - эвристического урока по литературе в 3 классе по программе Школа России.
Тема: Что такое воспитание?
На основе рассказов Ермолаева Ю.И. «Проговорился», «Воспитатели». Источник текста: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Литературное чтение 3 класс, 2 часть.
Цель: развивать критическое мышление через анализ художественного текста.
Задачи:
- учить давать оценку поступкам героев,
- учить формулировать и задавать вопросы к прочитанному произведению,
- систематизировать и обобщать информацию
- учить творчески перерабатывать полученную информацию (д.з.)
- воспитывать нравственные качества ученика.
Используемые приёмы: чтение с остановками, «Фишбоун», «Тонкие и толстые» вопросы, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию.
Оборудование: портрет писателя, учебник, лист А4 (скелет рыбы).
Ход урока.
1. Стадия вызова. (5мин.)
- Что такое воспитание?
Каждому учащемуся выдается лист бумаги, на котором они составляют схему «Фишбоун».[[1]]
Затем на доске воспроизводится один общий скелет с вариантами ответов детей.
2. Стадия осмысления содержания. (13мин.)
Сегодня на уроке прочитаем 2 юмористических рассказа Ермолаева Ю.И. и составим единую таблицу о том, что такое воспитание.
- Краткий рассказ учителя о Ермолаеве Ю.И. (портрет) [[2]]
ЕРМОЛАЕВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ [[3]]
(1921 - 1996)- известный российский детский писатель, драматург и актер. Он родился в 1921 году в городе Москве, в семье рабочего. Его любимым предметом в школе была литература. С успехом закончив школу, Юрий Иванович в 1943 году поступил учиться в Театральное училище им. М. Щепкина при Малом театре. По профессии он был актером. Играл главные роли в спектаклях московских театров. Потом работал корреспондентом на радио. Но ему хотелось создавать своих героев, передавать детям свой жизненный опыт. На радио Юрий Иванович прочитал свои первые рассказы, которые имели успех у слушателей. Талант писателя пересилил талант актера. Писательский труд увлек его. Все свое творчество он посвятил только детям и их наставникам. Жил в его душе и драматург. Видимо, сказалось артистическое прошлое. Его пьесы и сценки с удовольствием исполнялись в театрах и домах культуры. Со сказочными героями его пьес мы до сих пор можем встретиться на новогодних представлениях. В каждом произведении Юрия Ивановича происходит что-нибудь чрезвычайно необычное и интересное, смешное, необычное. Но все это направлено на торжество добра над злом. Его герои честные и озорные, добрые и находчивые, готовые на самые неожиданные поступки. Они наделены добротой и находчивостью, их никогда не покидает чувство юмора и оптимизма, они верят в справедливость.
- Как вы понимаете значение слова - проговорился? (сказал то, что не следовало говорить).
- О чём будет рассказ с названием «Проговорился»?
- А теперь посмотрите на иллюстрацию в учебнике, что вы теперь скажите о названии? [[4]]
- Чтение 1части текста учителем «Проговорился».
Первая остановка. Примерные вопросы по содержанию.
- Что вы можете сказать о героине рассказа? (школьница, невежливая, грубая, невоспитанная).
- Что будет, когда Ирочка придёт с попугаем в школу? (она будет в центре внимания с попугаем).
- Исходя из названия рассказа, как будут разворачиваться события?
- Кто проговорился и о чём?
- Посмотрите на иллюстрацию к рассказу. Кому принадлежат эти слова? (девочке, а попугай их повторил).
- Чтение 2 части текста учителем.
Вторая остановка. Примерные вопросы по содержанию.
-С каким настроением шла Ирочка в школу? Найдите ответ в тексте.
Что помогает автору передать её настроение? (природа).
- Что ребята узнали о девочке от попугая?
- Почему он произносил не то, о чём просила его Ирочка? (он запомнил, как девочка отвечала бабушке, смоделировал ситуацию)
- Почему девочка расстроилась? (Чико не повторил то, о чём она его просила, дети узнали какая она невоспитанная).
3. Физкультминутка. (3мин.)
4. Стадия осмысления содержания. (12мин.)
- Сейчас мы с вами прочитаем ещё один рассказ Ермолаева Ю.И. «Воспитатели». Читает учитель, хорошо читающие дети.
Придумайте и запишите на листе 2 вопроса к рассказу со слов «Почему…»
Далее по прочитанному задаются «тонкие и толстые» вопросы, которые сочинили ученики, учитель. [[5]]
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Кто герои рассказа? Как их звали? О чём договорились дети? Кто плакал на улице? Что делал Вова? | Почему плакала Маша? Предположите, что было бы, если бы Вова не убежал? Как Надю назвал Федя? Почему? Правильно ли поступали Федя и Костя? Почему? В чём комичность ситуации? С какой интонацией Вова произносит реплику: - Защитники! – Чего же вы куклу в окружение не берёте? |
5. Рефлексия. (10 мин.)
Какие ещё косточки мы можем добавить в скелет нашей рыбы, прочитав рассказы Ермолаева Ю.И.?
Что объединяет Ирочку и мальчиков из второго рассказа?
Чему нас хочет научить писатель на примере поведения и поступков, которые совершают герои рассказов?
Какую роль играет воспитание в жизни человека?
Сформулируйте вывод.
Давайте вывод запишем в хвост нашей рыбе.
6. Домашнее задание. (2мин.)
Прочитать рассказы Ермолаева Ю.И. , сочинить рассказ «Каким я буду папой или мамой, когда вырасту»?
Список литературы.
1.С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке. М. «Просвещение»2011.
2. http://www.livelib.ru/auface/231255/l/3360/Yurij_Ermolaev.jpg
4. Климанова Л.Ф. , Горецкий В.Г. Литературное чтение. 3 класс. 2 часть. М. «Просвещение»2012
Что такое воспитание?
Разрешение споров
Заботиться
Воспитывать
Любить
Играть
Помогать
Защищать
Оберегать
Вывод:
Воспитание важно в общении и друг с другом.
Что такое воспита-
ние?
Направлять
Наказывать
[1] С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке. М. «Просвещение»2011. – с.144.
[4] Климанова Л.Ф. , Горецкий В.Г Литературное чтение. 3 класс. 2 часть. М. «Просвещение»2012 . –с.180.
[5] С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке. М. «Просвещение»2011. –с. 88.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
Комментарии
урок
Урок разработан с элементами игры. Школьники - активные участники.