конспект урока
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Нилова Алена Владиславовна

Урок  литературы в 3 классе по технологии РКМЧП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon nilovaav.zip12.01 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий проблемно  - эвристического урока по литературе в 3 классе по программе Школа России.

Тема: Что такое воспитание?

На основе рассказов  Ермолаева Ю.И. «Проговорился», «Воспитатели». Источник текста: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Литературное чтение 3 класс, 2 часть.

Цель:  развивать критическое мышление через анализ художественного текста.

Задачи:

- учить давать оценку  поступкам героев,

- учить формулировать и задавать вопросы к  прочитанному произведению,

- систематизировать и обобщать информацию

- учить творчески перерабатывать полученную информацию (д.з.)

- воспитывать нравственные качества ученика.

Используемые приёмы: чтение с остановками, «Фишбоун», «Тонкие и толстые» вопросы, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию.

Оборудование: портрет писателя, учебник, лист А4 (скелет рыбы).

Ход урока.

1. Стадия вызова. (5мин.)

- Что такое воспитание?

Каждому учащемуся выдается лист бумаги, на котором они составляют схему «Фишбоун».[[1]]

Затем на доске воспроизводится один общий скелет с вариантами ответов детей.

2. Стадия осмысления содержания.  (13мин.)

Сегодня  на уроке прочитаем 2  юмористических рассказа  Ермолаева Ю.И. и составим единую таблицу о том, что такое  воспитание.

     - Краткий рассказ учителя о Ермолаеве Ю.И. (портрет) [[2]]

ЕРМОЛАЕВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ [[3]]
(1921 - 1996)- известный российский детский писатель, драматург и актер. Он родился в 1921 году в городе Москве, в семье рабочего. Его любимым предметом в школе была литература. С успехом закончив школу, Юрий Иванович в 1943 году поступил учиться в Театральное училище им. М. Щепкина при Малом театре. По профессии он был актером. Играл главные роли в спектаклях московских театров. Потом работал корреспондентом на радио. Но ему хотелось создавать своих героев, передавать детям свой жизненный опыт. На радио Юрий Иванович прочитал свои первые рассказы, которые имели успех у слушателей. Талант писателя пересилил талант актера. Писательский труд увлек его. Все свое творчество он посвятил только детям и их наставникам. Жил в его душе и драматург. Видимо, сказалось артистическое прошлое. Его пьесы и сценки с удовольствием исполнялись в театрах и домах культуры. Со сказочными героями его пьес мы до сих пор можем встретиться на новогодних представлениях. В каждом произведении Юрия Ивановича происходит что-нибудь чрезвычайно необычное и интересное, смешное, необычное. Но все это направлено на торжество добра над злом. Его герои честные и озорные, добрые и находчивые, готовые на самые неожиданные поступки. Они наделены добротой и находчивостью, их никогда не покидает чувство юмора и оптимизма, они верят в справедливость.

- Как вы понимаете значение слова -  проговорился? (сказал то, что не следовало говорить).

- О чём будет рассказ с названием «Проговорился»?

- А теперь посмотрите на иллюстрацию в учебнике, что вы теперь скажите о названии? [[4]]

- Чтение 1части текста учителем «Проговорился».

Первая остановка. Примерные вопросы по содержанию.

- Что вы можете сказать о героине рассказа? (школьница, невежливая, грубая, невоспитанная).

- Что будет, когда Ирочка придёт с попугаем в школу? (она будет в центре внимания с попугаем).

- Исходя из названия рассказа, как будут разворачиваться события?

- Кто проговорился и о чём?

- Посмотрите на иллюстрацию к рассказу. Кому принадлежат эти слова? (девочке, а попугай их повторил).

- Чтение 2 части текста учителем.

Вторая остановка. Примерные вопросы по содержанию.

 -С каким настроением шла Ирочка в школу? Найдите ответ в тексте.

Что помогает автору передать её настроение? (природа).

- Что ребята узнали о девочке от попугая?

- Почему он произносил не то, о чём просила его Ирочка?  (он запомнил, как девочка отвечала бабушке, смоделировал ситуацию)

- Почему девочка расстроилась? (Чико не повторил то, о чём она его просила, дети узнали какая она невоспитанная).

3. Физкультминутка.  (3мин.)

     4. Стадия осмысления содержания. (12мин.)

   - Сейчас мы с вами прочитаем ещё один рассказ Ермолаева Ю.И.         «Воспитатели». Читает учитель, хорошо читающие дети.

Придумайте и запишите на листе 2 вопроса к рассказу со слов «Почему…»

Далее по прочитанному задаются «тонкие и толстые» вопросы, которые сочинили ученики, учитель. [[5]]

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто герои рассказа?

Как их звали?

О чём договорились дети?

Кто плакал на улице?

Что делал Вова?

Почему плакала Маша?

Предположите, что было бы,  если бы Вова не убежал?

Как Надю назвал Федя? Почему?

Правильно ли поступали Федя и Костя? Почему?

В чём комичность ситуации?

С какой интонацией Вова произносит реплику:

- Защитники! – Чего же вы куклу в окружение не берёте?

5. Рефлексия. (10 мин.)

Какие ещё косточки мы можем добавить в скелет нашей рыбы, прочитав рассказы Ермолаева Ю.И.?

Что объединяет Ирочку и мальчиков из второго рассказа?

Чему нас хочет научить писатель на примере поведения и поступков, которые совершают герои рассказов?

Какую роль играет воспитание в жизни человека?

Сформулируйте вывод.

Давайте вывод запишем в хвост нашей рыбе.

6. Домашнее задание.  (2мин.)

Прочитать рассказы Ермолаева Ю.И. , сочинить рассказ «Каким я буду папой или  мамой, когда вырасту»?

Список литературы.

1.С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке. М. «Просвещение»2011.

2. http://www.livelib.ru/auface/231255/l/3360/Yurij_Ermolaev.jpg

3. http://soyuz-pisatelei.ru/

4.  Климанова Л.Ф. , Горецкий В.Г. Литературное чтение. 3 класс. 2 часть. М. «Просвещение»2012

Что такое воспитание?

Разрешение споров

Заботиться

Воспитывать

Любить

Играть

Помогать

Защищать

Оберегать

Вывод:

Воспитание важно в общении и друг с другом.

Что такое воспита-

ние?

Направлять

Наказывать


[1] С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке. М. «Просвещение»2011. – с.144.

[4]       Климанова Л.Ф. , Горецкий В.Г Литературное чтение. 3 класс. 2 часть. М. «Просвещение»2012 . –с.180.

[5] С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке. М. «Просвещение»2011. –с. 88.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...


 

Комментарии

Нилова Алена Владиславовна

Урок разработан с элементами игры. Школьники - активные участники.