Урок-событие «Зимнее путешествие». Обобщение по теме «Зима»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок-событие
«Зимнее путешествие». Обобщение по теме «Зима»
(Урок внеклассного чтения для 2 класса.)
Автор: Белкова Юлия Николаевна,
учитель начальных классов
Предмет: внеклассное чтение, урок-обобщение
Тема: «Зимнее путешествие»
Продолжительность урока – 45 минут
Класс: второй
Педагогические технологии:
-Технология проблемного обучения;
-Технология
Ход урока
I. Вызов
- Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Одна очень добрая волшебница пригласила в путешествие. Но чтобы узнать, как зовут эту добрую волшебницу нужно отгадать загадку:
Слайд №2
Белые кони мчат по земле.
Белые кони расскажут мне:
Что в серебристой карете — царица,
Она белокожа и белолица.
Взмахом руки посылает метели,
Чтобы всю землю снегом одели...
(Автор Белкова Ю.Н.)
Слайд №3
— Как же зовут эту волшебницу? Как вы догадались?
(Ответы учащихся: Зима. Потому что белая, царица. Кони — три зимних месяца. Зима — королева метелей и вьюг.)
- Волшебница оставила нам с вами письмо. Вот оно:
«Дорогие ребята!
Сегодня вы отправитесь в Зимнее путешествие. Но чтобы попасть туда, нужно устроить маленький снегопад, ведь Зима не бывает без снега. А для того, чтобы создать волшебное настроение вам нужно прочитать какое-нибудь стихотворение о зиме. В путь, друзья мои! И не забудьте в конце сказочного путешествия украсить ёлку из моего волшебного леса снежинками»
- Как же нам устроить снегопад?
Слайд №4
— Давайте возьмём снежинки и будем под музыку размахивать ими так, как будто бы у нас в классе пошёл снег.
— Как вы думаете, какая музыка должна прозвучать?
(Ответы учащихся: Музыка спокойная, нежная, ласковая, сказочная, зимняя, минорная...)
Гаснет свет, горят свечи. Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Декабрь». Ученики в такт музыке изображают полёт снежинок.
- Какой замечательный снегопад у нас получился!
2.Осмысление
Слайд №5
- Первые условия волшебницы мы выполнили. Теперь второе задание - прочитать зимнее стихотворение.
- Послушайте стихотворение Н. Некрасова «Мороз-воевода» и ответьте на вопрос:
- Кто же будет сопровождать нас в путешествии?
Под музыкальное сопровождение ученик читает стихотворение Н.Некрасова «Мороз-воевода»[1,с.111]. Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Январь»
- Вы успешно справились с заданиями, поэтому для вас открыты двери в царство Зимы. Кто же поведёт нас в царство Зимы?
(Ответы учащихся: Мороз — воевода)
- Как понимаете значение слова «воевода»?
(Ответы учащихся: Самый главный в лесу, командир войска, командует над метелями и вьюгами.)
- Как вы думаете: хорошо ли живётся Морозу-воеводе? Почему?
(Ответы учащихся: Ему живётся чудесно, он делает всякие волшебства, поёт удалую песню.)
- Но вы знаете, что свою песню Мороз-воевода пел сто лет назад. C тех пор многое изменилось и сейчас, кажется, у Мороза совсем другое настроение. Мне удалось незаметно записать на магнитофон отрывок разговора Мороза-воеводы.
Звучит аудиозапись:
Мороз: Да, плохо мне, плохо.
Голос: Чем же тебе плохо, Мороз? Вон на улице холод какой?
Мороз: Это вы только так говорите, а разве кто обо мне помнит?
Это ведь всё теперь называется «атмосферные явления». Мороз — это теперь столбик в термометре, а не я. И вьюги и метели, теперь не вьюги, а циклоны. Слово-то, какое придумали. Тьфу! Всё объяснили: откуда похолодания, откуда потепление. А я вроде ни причём, и дела-то мне никакого не осталось. Я уж думал, может, меня и нет вообще...
- А может быть прав Мороз? Ведь действительно, люди давно знают, что такое атмосферные осадки снег. Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем лексическое значение слова Снег.
Слайд №6
(СНЕГ - Атмосферные осадки - белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой) [2,с.737]
- Как вы думаете, понравилось бы Морозу такое объяснение? А почему?
(Ответы учащихся: звучит скучно, неинтересно)
-Мы живём с вами не в сказочное время, поэтому даём объяснения природным явлениям по-научному. А вот если бы мы были в сказке, то, как бы вы объяснили Морозу что такое снег?
(Ответы учащихся: Снег — это белые пчёлки, это пух, который летит, когда Мороз выбивает перину. Это бусинки из ожерелья волшебницы Зимы. Это пылинки, осколки бриллианта, маленькие алмазики.)
- Молодцы ребята! Мне кажется, что такое объяснение и хотел услышать Мороз. Ведь каждая снежинка — это его душа, его чудо, мечта. Вот и у вас снежники, которые вы сделали своими руками. Ведь это тоже маленькое волшебство. Все они разные. Расскажите Морозу: какая ваша снежинка?
(Ответы учащихся: Ажурная, похожая на салфеточку, лёгкая как пух, белоснежная, игривая, нежная, ласковая, великолепная...)
- Значит, зря обижался Мороз. Мы про него не забыли. И волшебство его понимаем и помним. Но вот тут у меня ещё две снежинки. Их, наверно, тоже волшебник создал. Но, по-моему, это был не наш гость. А какой-то другой волшебник, который любит делать зимние чудеса.
Слайд №7
- Сейчас вы увидите и услышите две истории. Подумайте, какую из снежинок, какой волшебник прислал. Но, чтобы волшебство было настоящим, представим себе, что мы снежинки. Поднимем ручки вверх и полетим, порхая по воздуху.
Слайд №8
3.Эиоциональная разрядка (физкультминутка)
Хоровое исполнение стихотворения К. Бальмонта «Снежинка» [3,с.154] под музыкальное сопровождение « Вивальди. Времена года» с движениями.
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не ввысь лазурную,
На землю просится.
Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
Слайд №9
4.Анализ
- Вьюги и метели принесли нашу снежинку и нас с вами в царство Снежной королевы.
(Гаснет свет. Учащиеся смотрят обрывок из мультфильма «Снежная королева» no сказке Г. -Х.Андерсена.)
- Мне почему-то стало холодно и неуютно. А вам? Почему? Что вы почувствовали?
(Ответы учащихся: Мне стало холодно, неуютно, страшно. Как будто что-то кольнуло в глаз. Я почувствовала себя Каем)
-Что, кроме увиденного, вызвало у вас чувство тревоги?
(Ответы учащихся: Музыка тревожная, злая, неуютная, неспокойная)
-Кто написал эту сказку?
(Ответы учащихся: Г.-Х.Андерсен - датский сказочник)
Слайд №10
- Как вы думаете, о чём сказка «Снежная королева»?
(Ответы учащихся: Она о добре и зле, о дружбе, взаимопомощи, о хитрости, о силе любви).
-Расскажите, какой была Снежная королева. Почему Снежная королева несёт в сердца людей зло?
(Ответы учащихся: Она злая, ей одиноко среди своих льдин)
-Знаете ли вы, где по замыслу Г.-Х. Андерсена живёт Снежная королева?
Слайд №11
(Ответы учащихся: Она живёт в Лапландии, которая захватывает природную область Норвегии, Швеции, Финляндии. Там много снега, холодно, горы покрыты льдом. Климат там суровый.)
-А знаете ли вы, почему Г.-Х. Андерсен придумал образ Снежной королевы?
-В скандинавском фольклоре встречается образ ледяной девы, повелительницы снегов и метелей, которая уводит в свое царство женихов девушек.
-С какой героиней русских народных сказок можно сравнить Снежную королеву?
(Ответы учащихся: С Бабой Ягой. Она такая же злая, не любит добрых людей, несёт зло.)
-Люди, живущие в Лапландии, всё же верят, что хозяйкой снега, вьюг и метелей является, совсем не Снежная королева, а Йоулупукки, что в переводе означает «рождественский козёл».
Слайд №12
-Его назвали так потому, что много лет назад он был одет в козлиную шкуру и подарки развозил на козлике. Это добрый лесной дух, который помогает заблудившимся в лесу людям, а так же лечит больных и раненных зверей.
- Так зачем же Г.-Х.Андерсену нужен был образ Снежной королевы, ведь в Лапландии живёт такой добрый волшебник?
(Ответы учащихся: Снежная королева — злая, а Йоулупукки - добрый. Он не мог навредить людям. А сказка «Снежная королева» о добре и зле)
Слайд №13
- Какой вы представляете снежинку из царства Снежной королевы?
(Ответы учащихся: очень красивая, но холодная, колючая, злая, жестокая, величественная в своей красоте. Она символизирует зло, которое несёт в сердца людей Снежная королева)
-Теперь настало время покинуть Лапландию и отправиться в другую сказку.
-Кто главный герой этой сказки вы узнаете, отгадав загадку:
Слайд №14
Кто пришёл из доброй сказки?
Шёл тропинкою лесной.
В красной шубе, в красной шапке
В валенках и с бородой.
(Ответы учащихся: Дед Мороз)
-У каждого народа свой Дед Мороз. Как его называют в Лапландии, мы узнали. А как называют Деда Мороза в других странах, нам расскажут ребята.
Слайд №15,16,17,18
(Сообщения учащихся) [4,c.371]
-А что вы знаете о нашем русском Деде Морозе? Где он живёт?
Слайд №19,20
(Ответы учащихся: Он произошёл от героев русских народных сказок Морозко, Мороз Иванович, дед Трескун. Жил в ледяной избушке. Строгий, но справедливый. Живёт в Великом Устюге).)
Слайд №21
-Мы недавно читали сказку В. Одоевского «Мороз Иванович». Обратимся к отрывку из этой сказки и ответим на вопрос: Какое волшебство творил Мороз Иванович?
(Ученики читают отрывок из сказки) [5,с.286]
-В чём вы увидели волшебство? Каким представляете себе Мороза Ивановича? Зачем Мороз Иванович держит под снежной периной зеленую травку? Почему вода в колодце и летом студеная? Что будет, если печку истопить, а трубу вовремя не закрыть? Как Мороз Иванович напоминает о бедных людях?
(Ответы учащихся: Добрый, прячет зелёную травку, чтобы согреть её до весны. Заботится о людях, помнят о бедных и обездоленных.)
- Какую музыку услышали?
(Ответы учащихся: Весёлую, радостную, русскую народную)
Слайд №22
-Какой представляете себе снежинку их царства Мороза Ивановича? Почему?
(Ответы учащихся: Круглая, ажурная, мягкая, в русском стиле)
5.Рефлексия
Слайд №23
-Итак, наше путешествие подходит к концу. В начале пути нам нужно было разобраться, из какого царства к нам попала каждая снежинка? Какая снежинка нравится вам больше и почему?
(Ответы учащихся: Колючая - из царства Снежной королевы. А ажурная - из царства Мороза Ивановича. Ажурная нравится больше, потому что она символизирует добро и ближе к героям русских сказок. А колючая - из царства Снежной королевы. Она может уколоть человека и принести зло в наши сердца, как и произошло с героем сказки Г.-Х.Андерсена)
Слайд №24
- Прав ли Мороз-воевода, когда говорил о том, что мы забыли про волшебство? Когда же мы встречаемся с волшебством деда Мороза? О чём мы думаем, смотря на снежинки?
(Ответы учащихся: Мы не забыли про волшебство. Мы встречаемся с ним под Новый год, когда идёт снег, когда видим узоры на окне, когда метут метели. Глядя на снежинки, мы не думаем о том, из какого царства они к нам прилетели, мы думаем о том, что они прекрасны и о том, что добро творить мы должны сами.)
-Давайте же и мы с вами будем верить в волшебство. Будем учиться видеть его, видеть чудеса, замечать красоту родной природы, верить в добро и сказку. И тогда наша жизнь станет доброй и сказочной. И в ней не будет места злу.
И в заключение, чтобы порадовать Мороза, споём ему добрую зимнюю песню, а затем повесим наши снежинки на ёлку, пусть напоминают нам о добром путешествия в царство Зимы.
(Ученики поют песню «Снежинки». Музыка Владимира Шаинского. Слова Андрея Внукова. Затем под музыку вешают свои снежинки на ёлку)
Список использованных источников
1.Некрасов Н.А. Избранные произведения. – Л.: Лениздат,1962.- С.111.
2.Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред.
чл.-корр. АНСССР Н.Ю.Шведовой.—20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1989.—750 с.
3.Бальмонт К., Стихотворения. - М.: Художественная литература, 1990.- С. 154. 4.Энциклопедия для принцесс. - Д.: БАО,1998.- С.371.
5.Городок в табакерке. Сказки русских писателей.- М.: Издательство «Правда»,1989.-С. 286.
6.Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла: Методическое пособие.- М.:ИЦ Гарант,1992 – 121 с.
7. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб.: Альянс-Дельта, 2003 – 192 с.
8.Интернет-ресурс: http://depositfiles.com/
http://www.classic-music.ru/mp3-tchaikovsky-piano.html
http://bibnout.ru/andersen/p232aa1.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи « Путешествие в зимний лес» Лексическая тема: "Зимующие птицы" для детей с ОНР (подготовительная группа)
• расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы" • развитие мышления д...
Урок развития речи в коррекционной школе 8 вида 1 класс. Тема: Зима. Название зимних месяцев.
Конспект урока по развитию речи в 1 классе классе коррекционной школы...
Конспект открытого занятия по предмету "Живой мир" , 1 класс. Тема: "Зима. Зимний лес. Обитатели леса".
Занятие рассчитано для учащихся 1 класса с умственной недостаточностью....
Занятие по развитию речи в "Школе дошкольника" на тему "Зима. Зимние забавы"
Занятие по развитию речи в "Школе дошкольника" на тему "Зима. Зимние забавы"...
Урок - путешествие " Обобщение по теме имя существительное"
Урок - путешествие по произведению Волкова " Волшебник Изумрудного города" с повторением основных вопросов по теме : " Имя существительное" по УМК " ГАРМОНИЯ"...
урок русского языка по теме Зима. Зимние забавы
Открытый урок по теме: Зима. Зимние забавы...
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе «Школа России» Тема «Зимние загадки». Нравится ли вам зима?
технологическая карта урока литературного чтения с элементами технологии эффективного чтения...