Урок обучения грамоте
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Урок обучения грамоте в 1 классе по УМК "Начальная школа 21 века". Тема. "Цыферов "маленький тигр",. Черный "Кто"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. «Цыферов «Маленький тигр. С. Черный «Кто?»»"

Цель. Создать условия для формирования интереса к чтению, осмыслению текста, развитию речи, внимания, воображения, обогащению словарного запаса.

Задачи.

Формировать читательские умения через аналитическое чтение (анализ сюжета), выборочное чтение (по вопросам, иллюстрациям), просмотровое  чтение (внешний вид тигра, щенка и котенка), молчаливое чтение (ответ на вопросы), пересказ, отработка навыка чтения;

Понимать точку зрения автора и выражать свое мнение о произведении.

 Развивать ОУУН:

Умение определять цели предстоящей УД;

ставить учебную задачу; умение выбирать из нескольких предложенных решений одно и обосновать его;

умение осуществлять контроль и давать самооценку УД;

умение добывать знания из различных источников;

умение слушать и оценивать ответ по содержательности.

 Воспитывать любовь к животным через формирование понятия «доброта».

Планируемые результаты (УУД)

Предметные: научатся читать вслух произведения разных жанров и отвечать на вопросы по содержанию, правильно называть произведение, определять тему и жанр.

Метапредметные: регулятивные – принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя, осознают важность планирования своей деятельности; познавательные _ понимают фактическое содержание прослушанного произведения, сравнивают сказки детских писателей, определяют тему прослушанной сказки; коммуникативные – используют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с учителем, сверстниками;

Познавательные: формирование необходимого уровня  читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; построение рассуждений, осуществление анализа, синтеза, сравнения, классификации, постановка и решения проблем.

Личностные: высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением;

Ход урока

1.Орг. момент. (слайд 1)

Мы приветствуем гостей, дорогих учителей!

Всех знакомых, незнакомых,

И серьёзных, и весёлых!

Настроение у нас – отличное,
А улыбки – дело привычное,

Пожелаем друг другу добра, (хлопните друг друга по рукам)
Ведь урок начинать нам пора!

Актуализация опорных знаний.

- К какому уроку приготовились? ( к уроку чтения)

- Чем бы хотели сегодня на уроке заниматься? (читать, узнавать что-то новое, фантазировать) А для чего вам это нужно?

- А откуда можно узнать что-то новое и интересное? (из книг) (слайд 2)

Будем много читать -  будем много знать и стараться правильно поступать.

- Сегодня на уроке ваше желание исполнится. Мы оправимся в замечательное путешествие в мир сказок. Девиз нашего урока: «Жизнь дана на добрые дела».)

Учитель: Как понимаете смысл данной пословицы?

В конце урока мы вернемся к этой пословице.

Сказки бывают разные. Те, которые сочинили писатели, называются…(авторскими или литературными).  А есть сказки, которые сочинил народ, поэтому они называются… (народными). Сейчас я проверю, сможете ли вы отличить авторскую сказку от русской народной.

На доске карточки с названиями сказок. Задание: распределите их в два столбика.

ДЯДЯ МИША
ЛЕСНЫЕ ХОРОМЫ (Михайлов)
ТИХАЯ СКАЗКА   (Маршак)
Лисичка – сестричка и волк
КОТ, ПЕТУХ И ЛИСА
ГУСИ-ЛЕБЕДИ

Учитель: Прочитайте названия литературных сказок и вспомните фамилии авторов.

Учитель: Что объединяет все эти литературные сказки? (Они о животных)

Давайте вспомним, какие животные являются героями сказок.

А поможет нам в этом игра «Собери словечко».

(На партах у учеников конверты со слогами)

Учитель: Задание: работая в парах, составьте из данных слогов названия животных.

МЕД

ВЕДЬ

ЗА

ЯЦ

Ё

ЖИК

МЫШ

КА

ЛИ

СА

Учитель: Прочитайте названия животных и подберите к каждому из них слово, характеризующее его как героя сказки. Каждая пара по одному животному. Распределить.

Вывод. Все герои разные как и люди.

3. Подготовка к восприятию сказки. Сообщение цели урока

Учитель: А вот кто сегодня из животных позвал нас в сказку, вы узнаете, отгадав загадки.

КТО-ТО НА ОГРОМНОЙ КОШКЕ
ВЗЯЛ И НАЧЕРТИЛ ПОЛОСКИ.
- ВИДНО, ПРОСТО ТАК, ДЛЯ ИГР,-
ДОЛГО ВОЗМУЩАЛСЯ…
 (тигр)

(На слайде появляется иллюстрация с изображением тигра.)

Учитель: Кто из вас видел тигра? Где?

Чем питается тигр?

Учитель: Тигр – хищный зверь. Основная его добыча – кабаны, олени, антилопы.

Послушайте следующую загадку.

КТО С УСАМИ РОДИТСЯ? (котёнок)

 (На слайде иллюстрация с изображением котёнка.) Слайд

Учитель: В чём сходство и отличие этих животных? На слайде открывается запись: Цыферов «МАЛЕНЬКИЙ ТИГР») (Читаю)

 Геннадий Цыферов всю жизнь оставался большим ребёнком. Его друзья про него говорили: « Он даже писал по-детски, зажав ручку пятернёй и низко-низко наклонившись к бумаге. Большая часть сказок – маленькие истории о животных, но не простых, а наделённых человеческими качествами. Слайд

Слайд выставка книг

Учитель: Предположите, к кому из этих животных относится название сказки.

Давайте проверим вашу догадку. Учебник с. 20

4. Первичное восприятие сказки

Обращается внимание учащихся на автора.

Текст читаю я с дети с хорошим навыком чтения.

5. Проверка первичного восприятия

Учитель: А теперь поделитесь своими мыслями, чувствами

 Кто же такой «Маленький Тигр»? Почему слов: «Маленький,  Большой и  Тигр» пишутся с большой буквы.

Почему автор  так назвал котенка? (У них были усы и Большой Тигр решил. Что это маленький тигр)

Докажите, что вы слушали сказку. А сказка о ком?

Что удивило вас? Что необычного в этой сказке?

Что значит «быть добрым»? Кого называют добрым?

Найдите и перечитайте последнее предложение. Бывали ли случаи, когда вам было трудно «быть добрым»?

6. Физкультминутка

СКАЗКА ДАСТ НАМ ОТДОХНУТЬ.
ОТДОХНЕМ  И СНОВА В ПУТЬ!
НАМ СОВЕТУЕТ МАЛЬВИНА:
- СТАНЕТ ТАЛИЯ ОСИНОЙ,
ЕСЛИ БУДЕМ НАКЛОНЯТЬСЯ
ВЛЕВО-ВПРАВО ДЕСЯТЬ РАЗ.
ВОТ ДЮЙМОВОЧКИ СЛОВА:
- ЧТОБ БЫЛА СПИНА ПРЯМА,
ПОДНИМАЙТЕСЬ НА НОСОЧКИ,
СЛОВНО ТЯНЕТЕСЬ К ЦВЕТОЧКАМ.
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
ПОВТОРИТЕ-КА ОПЯТЬ.
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
КРАСНОЙ ШАПОЧКИ СОВЕТ:
- ЕСЛИ БУДЕШЬ ПРЫГАТЬ, БЕГАТЬ.
ПРОЖИВЕШЬ ТЫ МНОГО ЛЕТ.
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
ПОВТОРИТЕ-КА ОПЯТЬ.
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
ДАЛА НАМ СКАЗКА ОТДОХНУТЬ!
ОТДОХНУЛИ?
СНОВА В ПУТЬ!

7. Подготовка к самостоятельному чтению

Учитель проводит игру «Эхо».

На слайде  выписаны «трудные» для прочтения слова с пометами.

Один из учащихся читает вслух, остальные как «эхо» повторяют за ним по указке.

ВСТРЕ/ТИЛ
ВСТРЕ/ТИ/ЛИ
У/КЛА/ДЫ/ВАЛ
О/СТА/НО/ВИЛ
ВЗГЛЯ/НУЛ
НРА/ВИТ/СЯ
О/ДНА/ЖДЫ
РАС/СЕР/ДИЛ/СЯ
НЕ/О/ЖИ/ДАН/НО
КОН/ЧА/ЕТ/СЯ

8. Повторное чтение текста учащимися «по цепочке»

9. Работа над содержанием текста

Учитель: Каким был Тигр до встречи с Котенком?

Какие слова доказывают, что Тигр был очень сердит? Прочитайте.

Почему при встрече с Котенком Тигр не зарычал?

Чему и как Маленький тигр учил Большого тигра? Прочитайте.

Как Маленький тигр повел себя при встрече с Лохматым Щенком?

Почему он рассердился?

Видел ли кто-нибудь из вас, чтобы собаки и кошки жили дружно? Где? Расскажите об этом.

(Выясняется значение выражения «как кошка с собакой»)

Но, что ему сказал Большой Тигр? Прочитайте. (Он повторил слова Маленького Тигра).

Учитель: Что общего заметили в поведении тигра и котенка?

 Как вы думаете почему так названа сказка? (Котенок научил Большого тигра быть добрым).

10. Работа с текстом

Составление модели действия главного героя.

Кто главный герой или герои сказки.

Давайте составим  модели действия Большого Тигра. Мы на уроках слушания рисуем такие модели. А сейчас вы найдите в классе действия (таблички со словами) и мы выстроим модель у  доске, кто найдет слово становится у доски, но  нужно стать на свое место.

Ворчал - Рычал – заметил – мурлыкал – улыбался - стал добрым – научился. (Читаем хором слова).

А чему научился Большой тигр? (Замечать хорошее в других) А кто научил его этому?

12. Итог урока

Учитель: Что читали на уроке? Назовите фамилию автора.

Какой урок преподнесла нам эта сказка? (Учиться быть добрым)

Учитель: Как понимаете смысл пословицы которая стала девизом урока?

Можно ли сказать, что она подходит к сказке? Почему?

Что нужно иметь, чтобы творить добрые дела? (Добрую душу и доброе сердце)

Конкурс-тест «Или-или». Отвечаем одним словом и встаем.

1.      Эта история относится к литературному жанру: рассказ или сказка?

2.      Если это сказка, она авторская или народная?

3.      Если это сказка, то она волшебная или о животных?

4.      Это ведь не так просто, быть всегда добрым – концовка или зачин произведения?

5.      Какое качество прославляется доброта или жалость?

      Бродят сказки по белому свету,

      Дарят людям чудеса и добро.     

      Как раскроешь ты дивную книгу,

      Так возьмёт тебя в плен волшебство.

      Много историй в сказочном царстве

       Сказка тебе непременно расскажет

       О жизни, свете, добре и любви.

 Слайд

Знакомство со стихотворением С. Черного «Кто?»

Чтение и беседа по вопросам. Самостоятельное чтение отрывка к рисунку.

Рефлексия

  Что открыли для себя  на уроке? Чему же учит сказка? Кто бывает храбрым?

                      - У вас на столах модели воздушных шариков. Раскрасьте шарик, у     которого такое же настроение, как и у тебя.

 

Источники.

Использованы материалы к уроку Новиковой Ирины Александровны, учитель начальных классов

http://картинки.cc/%D1%82%D0%B…

 Картинки, тигртигры, кошка обои, рисунки,фото




Приложение.

МЕД





ВЕДЬ

ЗА

ЯЦ

Ё

ЖИК

МЫШ

КА

ЛИ

СА

Дядя Миша
Лесные  хоромы

Тихая сказка

Лисичка – сестричка и волк
Кот, петух и лиса
Гуси-лебеди

ВОРЧАЛ

РЫЧАЛ

ЗАМЕТИЛ

Мурлыкал

УЛЫБАЛСЯ

СТАЛ ДОБРЫМ

НАУЧИЛСЯ

МКОУ «Очкуровская СОШ»

Урок литературного чтения в 1 классе

Цыферов «Маленький тигр. С. Черный «Кто?»

        Провела учитель начальных классов

Томиленко В. П.

Очкуровка 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....