Урок обучения грамоте
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Урок обучения грамоте в 1 классе по УМК "Начальная школа 21 века". Тема. "Цыферов "маленький тигр",. Черный "Кто"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.doc | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. «Цыферов «Маленький тигр. С. Черный «Кто?»»"
Цель. Создать условия для формирования интереса к чтению, осмыслению текста, развитию речи, внимания, воображения, обогащению словарного запаса.
Задачи.
Формировать читательские умения через аналитическое чтение (анализ сюжета), выборочное чтение (по вопросам, иллюстрациям), просмотровое чтение (внешний вид тигра, щенка и котенка), молчаливое чтение (ответ на вопросы), пересказ, отработка навыка чтения;
Понимать точку зрения автора и выражать свое мнение о произведении.
Развивать ОУУН:
Умение определять цели предстоящей УД;
ставить учебную задачу; умение выбирать из нескольких предложенных решений одно и обосновать его;
умение осуществлять контроль и давать самооценку УД;
умение добывать знания из различных источников;
умение слушать и оценивать ответ по содержательности.
Воспитывать любовь к животным через формирование понятия «доброта».
Планируемые результаты (УУД)
Предметные: научатся читать вслух произведения разных жанров и отвечать на вопросы по содержанию, правильно называть произведение, определять тему и жанр.
Метапредметные: регулятивные – принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя, осознают важность планирования своей деятельности; познавательные _ понимают фактическое содержание прослушанного произведения, сравнивают сказки детских писателей, определяют тему прослушанной сказки; коммуникативные – используют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с учителем, сверстниками;
Познавательные: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; построение рассуждений, осуществление анализа, синтеза, сравнения, классификации, постановка и решения проблем.
Личностные: высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением;
Ход урока
1.Орг. момент. (слайд 1)
Мы приветствуем гостей, дорогих учителей!
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых!
Настроение у нас – отличное,
А улыбки – дело привычное,
Пожелаем друг другу добра, (хлопните друг друга по рукам)
Ведь урок начинать нам пора!
Актуализация опорных знаний.
- К какому уроку приготовились? ( к уроку чтения)
- Чем бы хотели сегодня на уроке заниматься? (читать, узнавать что-то новое, фантазировать) А для чего вам это нужно?
- А откуда можно узнать что-то новое и интересное? (из книг) (слайд 2)
Будем много читать - будем много знать и стараться правильно поступать.
- Сегодня на уроке ваше желание исполнится. Мы оправимся в замечательное путешествие в мир сказок. Девиз нашего урока: «Жизнь дана на добрые дела».)
Учитель: Как понимаете смысл данной пословицы?
В конце урока мы вернемся к этой пословице.
Сказки бывают разные. Те, которые сочинили писатели, называются…(авторскими или литературными). А есть сказки, которые сочинил народ, поэтому они называются… (народными). Сейчас я проверю, сможете ли вы отличить авторскую сказку от русской народной.
На доске карточки с названиями сказок. Задание: распределите их в два столбика.
ДЯДЯ МИША
ЛЕСНЫЕ ХОРОМЫ (Михайлов)
ТИХАЯ СКАЗКА (Маршак)
Лисичка – сестричка и волк
КОТ, ПЕТУХ И ЛИСА
ГУСИ-ЛЕБЕДИ
Учитель: Прочитайте названия литературных сказок и вспомните фамилии авторов.
Учитель: Что объединяет все эти литературные сказки? (Они о животных)
Давайте вспомним, какие животные являются героями сказок.
А поможет нам в этом игра «Собери словечко».
(На партах у учеников конверты со слогами)
Учитель: Задание: работая в парах, составьте из данных слогов названия животных.
МЕД | ВЕДЬ |
ЗА | ЯЦ |
Ё | ЖИК |
МЫШ | КА |
ЛИ | СА |
Учитель: Прочитайте названия животных и подберите к каждому из них слово, характеризующее его как героя сказки. Каждая пара по одному животному. Распределить.
Вывод. Все герои разные как и люди.
3. Подготовка к восприятию сказки. Сообщение цели урока
Учитель: А вот кто сегодня из животных позвал нас в сказку, вы узнаете, отгадав загадки.
КТО-ТО НА ОГРОМНОЙ КОШКЕ
ВЗЯЛ И НАЧЕРТИЛ ПОЛОСКИ.
- ВИДНО, ПРОСТО ТАК, ДЛЯ ИГР,-
ДОЛГО ВОЗМУЩАЛСЯ… (тигр)
(На слайде появляется иллюстрация с изображением тигра.)
Учитель: Кто из вас видел тигра? Где?
Чем питается тигр?
Учитель: Тигр – хищный зверь. Основная его добыча – кабаны, олени, антилопы.
Послушайте следующую загадку.
КТО С УСАМИ РОДИТСЯ? (котёнок)
(На слайде иллюстрация с изображением котёнка.) Слайд
Учитель: В чём сходство и отличие этих животных? На слайде открывается запись: Цыферов «МАЛЕНЬКИЙ ТИГР») (Читаю)
Геннадий Цыферов всю жизнь оставался большим ребёнком. Его друзья про него говорили: « Он даже писал по-детски, зажав ручку пятернёй и низко-низко наклонившись к бумаге. Большая часть сказок – маленькие истории о животных, но не простых, а наделённых человеческими качествами. Слайд
Слайд выставка книг
Учитель: Предположите, к кому из этих животных относится название сказки.
Давайте проверим вашу догадку. Учебник с. 20
4. Первичное восприятие сказки
Обращается внимание учащихся на автора.
Текст читаю я с дети с хорошим навыком чтения.
5. Проверка первичного восприятия
Учитель: А теперь поделитесь своими мыслями, чувствами
Кто же такой «Маленький Тигр»? Почему слов: «Маленький, Большой и Тигр» пишутся с большой буквы.
Почему автор так назвал котенка? (У них были усы и Большой Тигр решил. Что это маленький тигр)
Докажите, что вы слушали сказку. А сказка о ком?
Что удивило вас? Что необычного в этой сказке?
Что значит «быть добрым»? Кого называют добрым?
Найдите и перечитайте последнее предложение. Бывали ли случаи, когда вам было трудно «быть добрым»?
6. Физкультминутка
СКАЗКА ДАСТ НАМ ОТДОХНУТЬ.
ОТДОХНЕМ И СНОВА В ПУТЬ!
НАМ СОВЕТУЕТ МАЛЬВИНА:
- СТАНЕТ ТАЛИЯ ОСИНОЙ,
ЕСЛИ БУДЕМ НАКЛОНЯТЬСЯ
ВЛЕВО-ВПРАВО ДЕСЯТЬ РАЗ.
ВОТ ДЮЙМОВОЧКИ СЛОВА:
- ЧТОБ БЫЛА СПИНА ПРЯМА,
ПОДНИМАЙТЕСЬ НА НОСОЧКИ,
СЛОВНО ТЯНЕТЕСЬ К ЦВЕТОЧКАМ.
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
ПОВТОРИТЕ-КА ОПЯТЬ.
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
КРАСНОЙ ШАПОЧКИ СОВЕТ:
- ЕСЛИ БУДЕШЬ ПРЫГАТЬ, БЕГАТЬ.
ПРОЖИВЕШЬ ТЫ МНОГО ЛЕТ.
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
ПОВТОРИТЕ-КА ОПЯТЬ.
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
ДАЛА НАМ СКАЗКА ОТДОХНУТЬ!
ОТДОХНУЛИ?
СНОВА В ПУТЬ!
7. Подготовка к самостоятельному чтению
Учитель проводит игру «Эхо».
На слайде выписаны «трудные» для прочтения слова с пометами.
Один из учащихся читает вслух, остальные как «эхо» повторяют за ним по указке.
ВСТРЕ/ТИЛ
ВСТРЕ/ТИ/ЛИ
У/КЛА/ДЫ/ВАЛ
О/СТА/НО/ВИЛ
ВЗГЛЯ/НУЛ
НРА/ВИТ/СЯ
О/ДНА/ЖДЫ
РАС/СЕР/ДИЛ/СЯ
НЕ/О/ЖИ/ДАН/НО
КОН/ЧА/ЕТ/СЯ
8. Повторное чтение текста учащимися «по цепочке»
9. Работа над содержанием текста
Учитель: Каким был Тигр до встречи с Котенком?
Какие слова доказывают, что Тигр был очень сердит? Прочитайте.
Почему при встрече с Котенком Тигр не зарычал?
Чему и как Маленький тигр учил Большого тигра? Прочитайте.
Как Маленький тигр повел себя при встрече с Лохматым Щенком?
Почему он рассердился?
Видел ли кто-нибудь из вас, чтобы собаки и кошки жили дружно? Где? Расскажите об этом.
(Выясняется значение выражения «как кошка с собакой»)
Но, что ему сказал Большой Тигр? Прочитайте. (Он повторил слова Маленького Тигра).
Учитель: Что общего заметили в поведении тигра и котенка?
Как вы думаете почему так названа сказка? (Котенок научил Большого тигра быть добрым).
10. Работа с текстом
Составление модели действия главного героя.
Кто главный герой или герои сказки.
Давайте составим модели действия Большого Тигра. Мы на уроках слушания рисуем такие модели. А сейчас вы найдите в классе действия (таблички со словами) и мы выстроим модель у доске, кто найдет слово становится у доски, но нужно стать на свое место.
Ворчал - Рычал – заметил – мурлыкал – улыбался - стал добрым – научился. (Читаем хором слова).
А чему научился Большой тигр? (Замечать хорошее в других) А кто научил его этому?
12. Итог урока
Учитель: Что читали на уроке? Назовите фамилию автора.
Какой урок преподнесла нам эта сказка? (Учиться быть добрым)
Учитель: Как понимаете смысл пословицы которая стала девизом урока?
Можно ли сказать, что она подходит к сказке? Почему?
Что нужно иметь, чтобы творить добрые дела? (Добрую душу и доброе сердце)
Конкурс-тест «Или-или». Отвечаем одним словом и встаем.
1. Эта история относится к литературному жанру: рассказ или сказка?
2. Если это сказка, она авторская или народная?
3. Если это сказка, то она волшебная или о животных?
4. Это ведь не так просто, быть всегда добрым – концовка или зачин произведения?
5. Какое качество прославляется доброта или жалость?
Бродят сказки по белому свету,
Дарят людям чудеса и добро.
Как раскроешь ты дивную книгу,
Так возьмёт тебя в плен волшебство.
Много историй в сказочном царстве
Сказка тебе непременно расскажет
О жизни, свете, добре и любви.
Слайд
Знакомство со стихотворением С. Черного «Кто?»
Чтение и беседа по вопросам. Самостоятельное чтение отрывка к рисунку.
Рефлексия
Что открыли для себя на уроке? Чему же учит сказка? Кто бывает храбрым?
- У вас на столах модели воздушных шариков. Раскрасьте шарик, у которого такое же настроение, как и у тебя.
Источники.
Использованы материалы к уроку Новиковой Ирины Александровны, учитель начальных классов
http://картинки.cc/%D1%82%D0%B…
Картинки, тигр, тигры, кошка обои, рисунки,фото
Приложение. МЕД | ВЕДЬ |
ЗА | ЯЦ |
Ё | ЖИК |
МЫШ | КА |
ЛИ | СА |
Дядя Миша
Лесные хоромы
Тихая сказка
Лисичка – сестричка и волк
Кот, петух и лиса
Гуси-лебеди
ВОРЧАЛ
РЫЧАЛ
ЗАМЕТИЛ
Мурлыкал
УЛЫБАЛСЯ
СТАЛ ДОБРЫМ
НАУЧИЛСЯ
МКОУ «Очкуровская СОШ»
Урок литературного чтения в 1 классе
Цыферов «Маленький тигр. С. Черный «Кто?»
Провела учитель начальных классов
Томиленко В. П.
Очкуровка 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения
УМК "Школа России", Русская азбука; Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на применением здоровьесберегающих технологий. ...
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"
Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...
Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения
В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...
УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС
Тема: Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...
Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму
Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....