Устное народное творчество. Пословица.
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Урок литературного чтения в 3 классе по теме: "Устное народное творчество. Пословица" (Устный журнал).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_nikitina_n.s.docx | 27.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
3 класс
Тема « Устное народное творчество»
(Устный журнал)
Учитель начальных классов:Никитина Н.С.,
ст. Каневская, Краснодарский край.
Цели урока: 1. Обобщить знания учащихся о пословицах, как одном из видов устного народного творчества.
2. Развивать устную речь учащихся, память, внимание, умение анализировать и делать выводы.
Ожидаемые результаты:
- обогащение речи;
- формирование нравственных понятий;
- развитие навыков работы с художественным текстом.
Оборудование: 1. Плакаты с пословицами : «Красна речь пословицей», « Пословица недаром молвится», мультимедийная доска.
2. Листы (на каждой парте) с выписанными на них пословицами, без обозначения тематики.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
Дети читают пословицы и поговорки, которые они нашли и записали в свои тетради. Объясняют их смысл и показывают свои рисунки, иллюстрирующие эти пословицы и поговорки.
- Основная работа с учащимися.
Учитель: В давние времена, когда не было письменности, люди создавали сказки, загадки, пословицы и поговорки, где выражали свои мысли, чувства и передавали из уст в уста. Так появился фольклор, или устное народное творчество. Что общего в этих высказываниях?
На слайде «Красна речь пословицей», « Пословица недаром молвится».
Ученик: Общее слово – пословица.
Учитель: Что такое пословица? В каких источниках мы можем найти лексическое значение этого слова?
Ученик: В толковых словарях. (Работа со словарями).
На слайде. Пословица – это жанр фольклора, краткое образное изречение, заключающее в себе какое – то поучение.
Ученик :Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.
Учитель: Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.
Открываем первую страницу нашего журнала:
На слайде «Чтение – лучшее учение»
Учитель: Найдите из предложенных пословиц те, которые соответствуют теме страницы
На слайде «Книга для ума – что теплый дождик для всходов»
«Книга поможет в труде, выручит в беде»
«Кто много читает, тот много знает»
«Грамоте учиться – всегда пригодится»
«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»
Учитель: Книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине и ее природе, об интересных людях и их труде, об истории и культуре народов. Книги помогают лучше понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо не спеша, внимательно, не пропуская страниц. Кроме того, мы должны бережно относиться к книгам.
Незнайка: Я к вам обращаюсь, уважаемые дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Ребята, помогите ответить на вопросы:
- Что значит слово «библиотека»?
- Что такое « читательский фольмуляр»?
- На чем была написана первая книга?
Игра «Ромашка»( на больших лепестках написаны названия книг, а на маленьких – их авторы, нужно правильно совместить лепестки):
На слайде правильные ответы.
«Волшебник изумрудного города» А.В.Волков
«Золотой ключик, или приключения Буратино» А.Толстой
«Дети капитана Гранта» Ж.Верн
«Остров сокровищ» Р.Стивенсон
«Конек- Горбунок» П.Ершов
Вопрос: Так какие пословицы о чтении вы знаете?
Открываем вторую страницу журнала:
На слайде «Дерево сильно корнями, а человек – трудом»
Учитель: Найдите из предложенных пословиц те, которые соответствуют теме страницы.
На слайде «Без труда мечта мертва»
«Без труда не вынешь рыбку из пруда»
«Без труда ничего не дается»
Землю красит солнце, а человека – труд»
«Птица крепнет в полете, а человек – в труде»
«Деревья смотри в плодах, а человека смотри в делах»
Учитель:
Объясните значение той пословицы, которая вам больше понравилась.
Ученики:
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, нож…
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За все, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час,
И мы трудиться будем.
Учитель: Сейчас, пока вы школьники, главный ваш труд – учеба, хорошие, крепкие знания. Они помогут вам в будущем получить интересную профессию. А сейчас я вам предлагаю загадки о профессиях.(По ходу на слайдах картины-отгадки)
Его работа в глубине, на самом дне,
Его работа в темноте и в тишине.
Пусть труд его не легок и не прост,
Как космонавт плывет он среди звезд. (Водолаз)
Мастер, мастер , помоги –
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди –
Мы пойдем сегодня в гости. (Сапожник)
Ему нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней сноровка. (Слесарь)
Открываем третью страницу журнала:
На слайде «Птица сильна крыльями, а человек – дружбой»
Учитель: Из предложенных пословиц найдите те, которые соответствуют теме.
Ученики:
На слайде «Человек без друга – что земля без воды»
«Человек без друзей – что дерево без корней»
«Друга ищи, а найдешь – береги»
«Друзья познаются в беде»
«Старый друг лучше новых двух»
«Не тот друг, что медком мажет, а тот , кто правду скажет»
«Будь сам другом и тебе помогут в беде»
Учитель: Ребята, а как вы понимаете значение пословицы: «Человек без друга - что земля без воды»?
- А какие песни о дружбе вы знаете?
- Так каким должен быть настоящий друг?
Физминутка под мелодию песни «Когда мои друзья со мной» (муз. В.Шаинского, слова М.Танича)
Открываем четвертую страницу журнала:
На слайде « Счастье не ищут, а делают»
Учитель: Укажите из предложенных пословиц те, которые соответствуют теме страницы.
Ученики:
На слайде «Счастье не в воздухе вьется, а трудом достается»
«Счастье без ума – дырявая сума: где найдешь, там и сгубишь»
Учитель: Некоторые люди говорят, что счастье – это богатство, деньги, но ведь настоящее счастье за деньги не купишь. Ошибаются и те, кто считает, что счастье – в славе. Добрая слава, действительно, радует человека. А от худой славы он не знает как отделаться. Счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, но и для всех.
- Чтение рассказа Н.Богданова «След человека»
СЛЕД ЧЕЛОВЕКА.
(рассказ)
Однажды Володя и его старший брат Саша заблудились в лесу. Грибы их заманили. Это бывает, - сорвешь один, а другой издали в корзинку сам просится. Так от подберезовика к подосиновику, от боровика к опенку и забрели братья далеков лес. Наполнили корзинку, пора возвращаться, а куда идти, не знают. Аукались, никто не отозвался…
Саша не любил волновать родителей понапрасну. Стал искать тропинку. Немало их было в лесу, да все не те попадались. Пойдут по одной, а это медведь протоптал: ишь, малину поломал. Пойдут по другой, а это лосиная: сохатый кору с деревьев содрал, рогами ветки посшибал. По звериному следу пойдешь – далеко зайдешь.
Встревожился Саша. А Володя вдруг кричит:
Саша, Саша, вот след человека!
И верно, смотрят братья – поперек заболоченного ручья перекинуты жерди. Таких следов никто, кроме людей, не оставляет. Перешли через ручей, не замочив ног, и пошли по едва заметной стежке. Давно здесь кто-то прошел. Следы травой поросли, хвоей засыпаны. Их почти не видно, если бы не приметы, что оставил человек. Вот ковшик берестяной висит на сучке, а под ним тоненькой струйкой родничок журчит, расчищенный старательными руками. Попей, усталый путник, свежей воды и шагай.
Вон старый дубовый сук лежит в стороне. Свисал он над тропинкой, надломленный бурей, а кто-то его обрубил и прочь оттащил. Убрал с дороги опасность.
Саша хмурился. Нехорошо, если папа или мама хватится их да встревожится. И хотя ничего страшного нет, скоро выберутся, Володю жалко: ведь он еще маленький.
Оглянулся Саша, а Володя раскрасневшийся, разомлевший от лесной духоты, идет и счастливо улыбается.
- Чему ты радуешься?- удивился Саша. – Отчего тебе так весело?
- Мне приятно идти по следам человека, ответил Володя, - ты посмотри, сколько хорошего он оставил на своем пути. Каждый шаг радует.
Саша оглянулся на тропинку, с лица его исчезло озабоченное выражение, и он сказал:
- Вот так и жизнь надо пройти, Володя, оставив след своих добрых дел!..
Учитель:Подумайте, какова же главная мысль рассказа.
Открываем пятую страницу журнала.
«Одна у человека родная мать, одна у него и Родина»
Учитель: Укажите из предложенных пословиц те, которые соответствуют теме страницы.
Ученики:
На слайде «Родина – мать, умей за нее постоять»
«На чужой сторонушке рад своей воронушке»
«Своя земля и в горсти мила»
«Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит»
Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка – скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная, но у всех она одна!
Незнайка проводит с детьми игры.
Викторина пословиц (мультимедийная доска)
Кто много читает… (тот много знает).
Поздно встанешь… (мало сделаешь).
Мир освещается солнцем … (а человек знанием).
Что одному не под силу… (легко коллективу).
Не красна изба углами… (красна пирогами).
Игра «Семь и один».
Назовите пословицы, в которых употреблены числа 7 и 1.
«Семеро одного не ждут».
«Семь раз отмерь, один раз отрежь».
«Семь бед – один ответ».
«Семеро с ложкой, один с сошкой».
Дети показывают инсценировку «Кончил дело – гуляй смело».
Действующие лица: мальчик – ученик, Солнышко, Птичка, Вишенка.
Мальчик сидит за столом, он делает уроки, в окно заглядывает Солнышко.
Солнышко: Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться?
Мальчик: Нет, Солнышко, нет! Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок.
Птичка: Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться?
Мальчик: Нет, милая пташечка, нет! Теперь мне гулять не впрок. Дай прежде окончу урок!
Вишенка: Не довольно ли учиться, не пора ли порезвиться?
Мальчик: Нет, Вишенка, нет, теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде закончу урок!
Мальчик показывает, как заканчивает выполнение уроков. Убирает книги, тетради, подходит к окну и кричит: «Ну-ка, кто меня манил?»
Игра «По двум словам отгадай пословицу» (мультимедийная доска)
Коса – камень «Нашла коса на камень».
Дело – мастер «Дело мастера боится».
Труд – лень «Труд человека кормит, а лень портит».
Язык – дело «Не спеши языком, торопись делом».
Лес – дрова «Чем дальше в лес, тем больше дров».
Работа в группах.
Дети получают задание придумать по рисунку и пословице текст, используя прием устного словесного рисования.
1 группа: Ученье – свет, а неученье – тьма.
2 группа: Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.
3 группа: Старый друг лучше новых двух.
Рисунки взяты из книги «Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей» Москва ОЛМА Медиа Групп 2010г. Стр. 193, 205, 182.
- Итог урока.
Учитель: Сегодня мы с вами говорили о пословицах.
Для чего нужны пословицы в нашей речи?
Будете ли вы их использовать?
Попробуйте объяснить значение тех пословиц, которые прочитали в начале урока.
Молодцы! Все постарались. Мы с Незнайкой остались очень довольны вашей работой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе : " Малые и большие жанры устного народного творчества. Русские народные песни. Потешки и прибаутки."
Конспект урока может быть применен на уроках литературного чтекния во 2 классе...
План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.
План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.Класс: 2...
технологическая карта уроков по литературному чтению Урок 2 . "Мы идем в библиотеку..", Урок 3. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ПОСЛОВИЦЫ
Конспект уроков по литературному чтению , программа " Школа России"...
Обобщение по разделу «Устное народное творчество» «Осень в загадках, потешках, песенках, пословицах и поговорках».
Тип урока: урок - обобщение.Цели: обобщить знания учащихся по разделу; развивать творческие способности, фантазию, наблюдательность, умения сравнивать, сопоставлять жанры устного народного творчества,...
Конспект урока литературного чтения по теме: "Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Осенние загадки.
Это материал по литературному чтению для самостоятельного изучения темы....
Технологическая карта урока по литературному чтению "Знакомство с малыми жанрами устного народного творчества: потешка,загадка, пословица» УМК "Школа России" (1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование понятия о малом жанре устного народного творчества-потешка,загадка,пословица.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Фо...