Конспект урока чтения в 3 классе.М.М.Пришвин "Моя Родина"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Подольская Наталья Николаевна

Конспект урока литературного чтения в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon m.m.prishvin.ppt271 КБ
Файл m.m.prishvin.moya_rodina.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“ Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина”. Константин Георгиевич Паустовск ий

Слайд 2

Михаил Михайлович Пришвин 23 января (4 февраля н.с.) 1873 года родился в имении Хрущеве Елецкого уезда Орловской губернии .

Слайд 3

«Село Хрущево представляло собой небольшую деревеньку с соломенными крышами и земляными полами. Рядом с деревней, разделенная невысоким валом, была усадьба помещика, рядом с усадьбой — церковь, рядом с церковью — Поповка, где жили священник, дьякон и псаломщик».

Слайд 4

Мать М.М. Пришвина Мария Ивановна

Слайд 5

В 1883 мальчик поступил в Елецкую гимназию, из 4-го класса которой был изгнан "за дерзость учителю".

Слайд 6

П утешеств овать Пришвин будет очень много, он объездит почти всю страну и напишет о Дальнем Востоке, Средней Азии, Кавказе, Крыме так, словно в этих краях много лет прожил, но сердце его навсегда будет отдано Русскому Северу.

Слайд 7

С идит Пришвин на пне, а кругом большой лес. В руках Пришвин держит записную книжечку. Сидит и слушает, что ему шепчет лес, а может быть, лес притих от уважения и внимания к писателю , который еще умнее и старше самого леса, все понимает и записывает в книжечку.



Предварительный просмотр:

                                     Конспект урока чтения в 3 классе.

Учитель: Подольская Н.Н.

Тема:  М.М.Пришвин   «Моя Родина».

Цель:  познакомить учащихся с творчеством М.М.Пришвина.

Задачи: 1) учить детей грамотно формулировать и выражать свои мысли;

                2) совершенствовать навыки чтения;

               3) расширять кругозор и словарный запас учащихся;

               4) развивать умение работать с текстом;

              5) прививать любовь к природе, к Родине.

Оборудование: портрет М.М.Пришвина, выставка книг, презентация.

                                   Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Проверка д.з.    

3.Введение в тему.

-Сегодня мы начнем изучать новую тему. Ее название узнаете, разгадав кроссворды.

По горизонтали:

1. Глаза - на рогах, а домик - на спине. (Улитка.)

2. Не барашек и не кот,  носит шубу  круглый год.

 Шуба серая -для лета, для зимы -другого цвета. (Заяц.)

3. Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь.)

 По вертикали:

4. Выпучив глаза сидит, не по-русски  говорит,

Родилась в воде, а живет на земле. (Лягушка.)

5. Пришла из лесу птичница в рыжей шубке - кур посчитать. (Лиса.)

6. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж.)

7. Кричит: «Крак!», червякам - враг. (Ворона.)

8. С хозяином дружит, дом сторожит.
Живет под крылечком, а хвост колечком. (Собака.)

9. Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок.)

(Дети работают  на нетбуках.)

- Прочитайте, что получилось в выделенных клетках.

-Что означает словосочетание «Люби живое»?

Откройте учебники  с.57. Рассмотрите иллюстрации к разделу. Вспомните загадки из кроссворда. Как вы думаете, о чем мы будем читать? (О животных .  Авторы обращаются к нам: «Люби живое». Они хотят, чтобы мы бережно относились к природе, охраняли ее. )

-Вспомните писателей, которые писали о природе.

Чтобы писать о природе, нужно ее хорошо знать, быть очень внимательным и наблюдательным. Природа на латинском языке – натура. Писателей, которые изучают природу, пишут о ней, называют натуралистами.

4. Новый материал.

1)Знакомство с биографией писателя.

-Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любившим природу. Это Михаил Михайлович Пришвин. Обратите внимание на портрет и выставку книг. Я  хочу представить вам презентацию о писателе, а его биографию расскажут девочки (заранее дать задание).

А)Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься    наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

Б) Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи».

В) Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом .

Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей  капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо.    

Г) Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот как он вспоминал об этом.  «После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно. Моя охота была и тогда, и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, никто еще в своей жизни с этим не встречался.

2)Первичное восприятие.

-Сегодня мы познакомимся с рассказом «Моя Родина».

Чтение учителем и хорошо подготовленными учениками. Дети следят по учебнику.

-Понравился рассказ? Что именно?

3) Словарная работа.

На доске:  со-кро-ви-ща    кла-до-ва-я   встре-чал-ся   про-буж-да-ет-ся  

Читаем по слогам, затем целыми  словами.

-Что такое сокровища, кладовая?

                                                    Физкультминутка.

5. Работа с текстом.

1) Чтение «цепочкой» по 1 предложению.

2) Анализ произведения.

-Определите жанр произведения (рассказ). Рассказ такого вида называется очерком.

Очерк – небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе.

-Назовите тему рассказа.  (Родина).

-Кто является главным героем?  (Автор).

-О каких детских воспоминаниях рассказывает М.М.Пришвин?

-Найдите и прочитайте, как по-особому готовилось молоко.

-Почему автор думает, что начинать работу нужно вместе с солнцем?

-В чем заключается «охота» писателя? Прочитайте.

-Как автор обращается к вам? С чем сравнивает природу? Что значит «кладовая солнца»?  (Так образно  М.М.Пришвин называет природу. Солнце- источник жизни, а природа(его кладовая) позволяет существовать всему живому).

-Что писатель называет «сокровищами жизни»? К чему он призывает?

-Определите главную мысль текста.

-Что вы можете сделать, чтобы сберечь природу?

Вывод. Писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать ее и беречь все живое. Оберегая природу, мы сберегаем свою Родину.

-Вспомните пословицы о Родине.

3) Работа в группах.

Задание: разделить текст на части и составить план.

Проверка. Представитель от каждой группы читает план. Дети сравнивают, выбирают лучший вариант.

6. Подведение итогов. Д.з.

-Что  запомнили о М.М.Пришвине?

-Что такое «очерк»?

-Кого называют натуралистами?

-Подберите однокоренные слова к слову «Родина».

-Кто может вспомнить пословицы о Родине?

-Чему научились на уроке?

-Дома нужно выучить последний абзац рассказа.

Оценки за урок.

Пословицы о Родине.

Родина – мать, умей за нее постоять.   Родной край – сердцу рай.

Нет в мире краше Родины нашей.   Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Родина – мать, чужбина – мачеха. Жить – Родине служить.

Кто за Родину горой, то истинный герой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения 4 класс Программа «Начальная школа 21 век» по теме: Слушание и работа с детскими книгами. «А.П.Платонов «Любовь к родине, или Путешествие воробья»

Цели урока:Совершенствовать навыки беглого, выразительного чтения.Учить находить в тексте нужные отрывки и ответы на вопросы.Развивыть монологическую речь учащихся.Прививать чувство сострадания,...

Конспект урока по Основам светской этики "Россия - наша Родина"

Конспект урока по курсу ОРКиСЭ, модуль "Основы светской этики", урок "Россия - наша Родина"...

Конспект урока по ОРКСЭ на тему: "Россия - наша Родина"

Урок предназначен для учащихся 4-го класса. Урок поможет учащимся прийти к мысли, что наша Родина многонациональна, что с давних времен здесь живут в мире и дружбе люди разных национальностей. Узнают,...

Конспект урока по теме "М.М. Пришвин «Моя Родина»" (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели урока: знакомство с творчеством и произведением М.М.Пришвина; развитие навыков выразительного чтения, умения выделять смысловые части, составлять план.Планируемые результаты:-предметные: уметь...

Конспект урока по окружающему миру по теме:"Наша Родина – Россия"

Цели деятельности учителя: Формирование  представления о России, развитие  интереса к истории России, воспитание чувства гордости за свою страну.Планируемые результатыПредметные: закрепить з...

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс "Россия - наша Родина"

Тема урока: «Россия наша – Родина» - 1 часТип урока: объяснение нового материалаФормы контроля и диагностики достижения результатов обучения: устный опрос, выполнение практическ...

Конспект урока чтения в 3 классе Конспект урока чтения на тему «Прочитай! Чтение диалога по ролям»

Конспект урока чтения в 3 классе Конспект урока чтения на тему «Прочитай! Чтение диалога по ролям»...