Конспект урока по Основам светской этики "Россия - наша Родина"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Конспект урока по курсу ОРКиСЭ, модуль "Основы светской этики", урок "Россия - наша Родина"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1_rossiya_-_nasha_rodina_.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Россия – наша Родина.
Цель:
Формирование у младших школьников чувства гордости, что родились и живем в России.
Задачи:
1. Подвести детей к таким понятиям, как Родина, патриот, патриотизм; учить сострадать, переживать, сопереживать.
2. Развивать умение анализировать поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.
3. Воспитывать у детей чувство любви к Родине: ее природе, людям, святыням.
Требуемая предварительная подготовка: сочинения детей о жизни семьи (предков) в разные годы; конкурс стихов о Родине; выставка рисунков «Моя Родина»; подбор пословиц о Родине; чтение литературных произведений о героях в разные времена.
Виды деятельности:
беседа,
комментированное чтение,
устный рассказ на тему,
работа с иллюстративным материалом,
самостоятельная работа с источником информации,
подготовка творческой беседы с членами семьи.
Основные термины и понятия:
Россия,
Родина,
патриот,
Отечество,
столица,
президент,
государственные символы.
Средства наглядности: выставка книг о России, репродукции картин с русским пейзажем, рисунки детей города, деревни, семьи.
Использованные виды работы формируют организационные (способность организовать свою деятельность), интеллектуальные (способность результативно мыслить и работать с информацией), оценочные (способность самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за выбор), коммуникативные (способность общаться и взаимодействовать с людьми) умения.
Ход урока.
- Орг. момент.
- Постановка темы и задачи урока.
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
З. Александрова
- О чем мы будем сегодня говорить? (…)
- Название нашей страны уже прозвучало в стихотворении. Имя нашей родины, конечно, знаете вы все. Давайте произнесем его хором:
– Россия.
Тема нашего занятия: Россия – наша Родина. (Запись в тетрадь темы.)
- Как вы понимаете тему урока?
4. Практическая работа с ассоциативно-определительным материалом.
- Что такое Родина? (Запись на доске высказываний детей на каждую букву слова «Родина»)
Р – Россия, род, родители, родственники, россияне…
О – Отечество, отец…
Д – дом, дети, дерево…
И – имя, искусство…
Н – небо, надежда …
А – акация…
Обобщение сказанного:
Родина – это страна, в которой мы родились и живем, это русские леса, поля, моря и реки. У каждого есть своя родная страна. Она всегда кажется самой близкой и самой лучшей в мире. Наша Родина – это Россия. Это земля, на которой жили, трудились, которую защищали от врагов наши предки. Россиян объединяет русский язык, общие традиции и праздники.
- Что значит любить Родину?
Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос (задача урока.)
Далее звучит музыка Г. Струве «У моей России». – фильм «Россия- Родина моя»
Предварительное задание: Как композитор проявляет свои чувства к родине?
- Где находится наша страна?
- Посмотрите на карту России. Что вы скажете о территории России? О ее природе? Какие реки, моря, озера, горы вам известны? Какие города знаете?
Обобщение: природа России удивительно разнообразна. Здесь есть густые леса, бескрайние степи, высокие горы и глубокие моря.
Много поэтов, художников, композиторов посвятили свои произведения Родине.
- Каких русских поэтов, художников, композиторов вы знаете?
(Показ портретов, произведений.)
Любовь к природе - один из важнейших признаков любви к Родине. Эту сокровенную суть предельно ясно выразил Н.Рубцов в стихотворении «Тихая моя родина»:
Тихая моя родина
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
- Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.-
Тихо ответили жители:
- Это на том берегу.
Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.
Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.
Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил...
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.
Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!
Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать -
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
- Какие народы живут в России? (В России живет много разных народов. У каждого из них есть религия, которая сложилась в древние времена: христианство, ислам, буддизм. Люди разных вероисповеданий должны жить в мире и согласии.)
- Что такое столица? (Главный город государства). Назовите и покажите столицу России?
- Кто такой президент? (Глава государства)
- Как зовут Президента России?
- Назовите государственные символы. Где они встречаются?
- Рассмотрим герб РФ.
- Что вы знаете о гербе РФ?
Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука - геральдика. "Герб" в переводе с немецкого языка – наследие, наследство.
Выступление школьников.
1. На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим три короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это - Святой Георгий Победоносец. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
- Что вы знаете о российском флаге?
2. Государственный флаг – это один из отличительных знаков государства. Все важное – как он должен выглядеть и как его правильно использовать – записано в специальном законе – Конституции. Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу.
22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.
- Следующий символ государства - это гимн.
3. Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
- Прослушаем гимн РФ, как подобает гражданам России. (Слушание гимна РФ.)
- Какие чувства вызвала в вас эта музыка? (Красота природы, любовь к Родине, мужество, желание защитить свою Родину).
Русские люди всегда отважно защищали свою Родину. Все битвы были не на жизнь, а на смерть. Были победы и поражения.
- Какие русские воины вам известны?
Работа с портретами.
В России и сейчас есть граждане, которые совершают воинские подвиги.
Рассказ о вологодском пареньке – матросе Сергее Преминине.
(Приложение 1)
- Мог ли он поступить иначе? Почему? (Выполнял долг перед Родиной.)
- Можно ли сказать, что эти люди являются гордостью России? Почему? (В случае беды всегда придут на помощь.)
- Кто такие патриоты? Кого можно назвать патриотом?
- Что значит любить свою Родину?
- Комментированное чтение статьи из пособия для обучающихся.
- Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для обучающихся.
- Закрепление основных понятий урока.
- Какие важные слова относятся к нашему уроку? (Родина, патриот, Отечество, президент, столица…)
- Составьте и запишите в тетрадь предложения со словами: Россия, отечество, патриот, президент.
Работа с пословицами (объясните пословицу)
- На чужбине родная землица во сне снится.
- Родная сторона - мать, чужая - мачеха.
- Родина - мать, умей за нее постоять.
- Где сосна взросла, там она и красна.
- На чужой сторонушке рад своей воронушке.
- Работа по группам. Самостоятельная творческая работа школьников
Работа с притчей «Веник»
- О чем говорится в притче?
- В чем ее смысл? ( в единстве, поддержке друг друга, так должно быть в каждой семье)
Дружбой, заботой, уважением, почитанием…
- Итог:
Вывод: Родина – это страна, в которой мы родились и живем, это русские леса, поля, моря и реки. Это земля, на которой жили, трудились, которую защищали от врагов наши предки
Родина – это люди, которые живут и трудятся на нашей земле, заботятся о ней, испытывают гордость за свое Отечество, уважают свой народ, проявляют милосердие; несут ответственность и долг перед Родиной.
- Подготовка обучающихся к беседе с членами семьи и друзьями:
- Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей родине после этого урока?
- Как ты объяснишь слова: патриот, Отечество, Родина?
- О ком из известных людей ты хотел бы рассказать членам своей семьи и друзьям?
- Почему?
- Итог урока.
- О чем мы говорили?
- Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины?
Рефлексия
Предлагает встать, взяться за руки и дружно произнести речевку:
Главное – вместе!
Главное – дружно!
Главное – с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушных в жизни не нужно!
Злобу, обиду из школы гони!
- Домашнее задание.
- Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе людях России.
Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед Отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Какие книги о нашей Родине они посоветовали бы тебе прочитать? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для Родины? Кто это, в чем их заслуги?
Или: Найди материал об известном человеке. Подготовь рассказ о нем. Объясни, почему ты выбрал именно этого человека.
Слушание песни в исполнении Марка Бернеса «С чего начинается Родина?»
Приложение 1
Преминин Сергей Анатольевич - машинист трюмный дивизиона движения электромеханической боевой части (БЧ-5) ракетного подводного крейсера стратегического назначения (РПКСН) "К-241" (проекта 667 АУ) 19-й дивизии 3-й флотилии подводных лодок Краснознамённого Северного флота, матрос. Родился 18 октября 1965 года в деревне Скорняково Великоустюгского района Вологодской области в рабочей семье. Учился в находящейся в 3-х километрах от родной деревни школе города Красавина, а по окончании 8-классов - в СПТУ № 4 речного флота города Великий Устюг.
В рядах Вооружённых Сил СССР с 1984 года. Призван на Краснознамённый Северный флот. Проходил срочную службу на подводной лодке "К-241" в 19-й дивизии подводных лодок (город Гаджиево Мурманской области) трюмным машинистом дивизиона движения БЧ-5…
В сентябре 1986 года в составе экипажа РПКСН "К-219" под командованием капитана 2-го ранга Британова Игоря Анатольевича матрос Преминин С.А., вышел на боевое дежурство из Баренцева моря в Атлантический океан. Это было второе автономное плавание Сергея.
3 октября 1986 года в Саргассовом море, в 1000 км северо-восточнее Бермудских островов, в ракетном отсеке подводной лодки "К-219" вспыхнул пожар. Как следует из официальной информации того времени: "В целях обеспечения ядерной безопасности реактора для ручного опускания его компенсирующих решеток в 7-й отсек трижды вводились специалисты электромеханической боевой части". Одним из этих специалистов был командир группы дивизиона движения старший лейтенант Николай Беликов, другим, его подчинённый - матрос Сергей Преминин. Командир "К-219" Британов И.А. знал, что на них можно положиться. Не подведут…
Беликов с Премининым работали по очереди. Они опустили три решетки из четырёх. Из-за высокой температуры (около 70 градусов) Беликов потерял сознание. Оставшись в реакторном отсеке один, Сергей Преминин выполнил свой воинский долг. Реактор был им надёжно заглушен. Но выйти из отсека Сергею не удалось: возросшим давлением поджало переборку, а сил не хватило даже на то, чтобы встать с колен. Заклиненную дверь пытались открыть, но безрезультатно…
6 октября 1986 года в 11 часов 03 минуты "К-219" затонула на глубине более 5000 метров, унося в своем чреве матроса Сергея Преминина, навечно оставшегося на боевом посту в реакторном отсеке…
Указом Президента РФ от 7 августа 1997 года № 844 матросу Преминину Сергею Анатольевичу посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока (модуль Основы светской этики) 4 класс Тема: «Совесть»
Цель и задачи урока:помочь учащимся осознать чувство совести, как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»Предметные результаты: усвоени...
ОРКСЭ Конспект урока модуль «Основы светской этики» Тема: «Добро и зло»
ОРКСЭ «Основы светской этики» тема: «Добро и зло»...
Конспект урока по основам светской этики. Тема: "Дружба"
Живя в обществе и общаясь с людьми, человек находится в разнообразных отношениях с другими. К ним относятся отношения между родственниками, между соседями или служебные отношения, связанные с работой ...
Конспект урока 12 "Основы светской этики" 4 класс
Конспект урока №12 "Основы светской этики " по теме :"Справедливость"...
Конспект урока. Курс «Основы светской этики». Тема урока: «Этикет общения по телефону».
Тип: урок формирования новых знаний.Цели урока: сформировать у обучающихся первоначальное представление об этике общения по телефону, как системе норм и правил поведения, как порядке,...
Конспект урока по основам светской этики в 4 классе "Обычаи и обряды русского народа"
Урок по основам светской этики в 4 классе " Обычаи и обряды русского народа". Автор учебника М.Т.Студеникин. Урок познакомит учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем и обы...
Конспект урока(модуль Основы светской этики) 4 класс Тема: «Совесть»
На уроке ученики учатся осознавать чувство совести, как одно из морально-этических ценностей в обществе; соотносить понятия «стыд» и «совесть»....