Конспект урока по ОРКСЭ на тему: "Россия - наша Родина"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Урок предназначен для учащихся 4-го класса. Урок поможет учащимся прийти к мысли, что наша Родина многонациональна, что с давних времен здесь живут в мире и дружбе люди разных национальностей. Узнают, что у каждого народа свои традиции и обычаи, которые основаны на добре, чести, милосердии и справедливости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_rossiya.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока :Россия- наша Родина.
Результаты:
-личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
-метапредметные: умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления, овладение навыками чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний.
-предметные: знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
Цель: формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по построению и моделированию понятий «Родина», «отечество», «народ», «Россия», «Российская Федерация»
Виды деятельности: беседа, работа с понятиями, работа с иллюстрацией, работа с текстом, чтение стихов, комментированное чтение.
Основные понятия и термины: Россия, Родина, отечество, Федерация, герб, флаг, президент, народ, традиция.
Оборудование: карта России, компьютерная презентация, проектор, экран.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Знакомство с учебником.
-Ребята, сегодня мы с вами начинаем изучать новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики».Этот курс состоит из нескольких модулей. Всего их 6: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики».
-Мы с вами будем изучать «Основы мировых религиозных культур». На уроках мы будем изучать культуру и религию народов России, а также всего мира. Мы будем говорить о добре и о зле, познакомимся с религиозными ритуалами, обычаями и обрядами, поговорим о милосердии, взаимопонимании, любви и уважении к Отечеству.
-А изучать мы этот предмет будем вот по учебнику, который так и называется «Основы мировых религиозных культур»
-Посмотрите, какой яркий, красочный, очень занимательный учебник.
-Полистайте, рассмотрите его.Конечно же , более подробно вы рассмотрите его дома. А чтобы он сохранился таким красивым и аккуратным, нужно надеть на него обложку и положить закладку.
III. Работа по теме урока.
Беседа.
-Ребята, что мы называем Родиной?
(Слайд 3: Определение понятия «Родина»)
(Родина- род, родник, родственник, родной.)
-Мы любовно называем нашу страну Родиной, потому что родились и живём в ней.
(Слайды 4-7: «Что мы Родиной зовём?»)
-Как называется наша Родина?
-А какое ещё название имеет Россия?
-А как вы думаете, что такое Федерация?
(Федерация – это государство, состоящее из объединившихся в единое государственное целое отдельных самостоятельных государств.
-Ребята, а как вы понимаете, что такое родина?
-Давайте подберём родственные слова к слову Родина.
( Слайд 8: определение понятия «федерация»
Чтение стихотворения «Что мы Родиной зовём?»
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
-Подберите синонимы к слову Родина.(Отечество, отчизна)
Чтение стихотворения:
И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.
И во всех концах
Света белого
Про тебя идёт слава громкая.
И уж есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью.
-Так писал в своих стихах Иван Савич Никитин.
-И действительно, есть за что полюбить Россию. Ведь она одна из самых красивых богатых стран мира. Да к тому же она ещё и самая большая на планете.Она простирается на тысячи километров с запада на восток, с севера на юг.
(Слайд 9: карта России)
1.Работа с понятиями –
определениями символов России.
-Вот она какая, наша Родина, Ну и конечно, мы знаем, что у каждой страны есть свои символы. Какие?(герб, флаг, гимн)
-Послушайте стихотворение:
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный.
(Слайд 10: герб России).
-Герб- главный символ любого государства. Российскому гербу уже более 400 лет.
Орёл-это символ вечности России, символ глубокого уважения к своему прошлому, к своим корням. Короны, связанные лентой, - символ братства народов.
В лапах - скипетр и держава - символ власти, сейчас независимости от других государств.
-Белый цвет-берёзка,
Синий-неба цвет.
Красная полоска-
Солнечный рассвет(Флаг России)
-Флаг – триколор. Белый цвет – цвет мира, говорит о миролюбии нашей страны. Синий - символизирует веру, верность. Народ любит свою страну, верен ей. Красный цвет – цвет силы, крови пролитой за Родину.
(Слайд 11:флаг России)
- Гимн России.
(Слайд 12)
-Кто такой президент? А кто президент России?
(Слайд 13: фото В.В.Путина)
-Назовите столицу нашей Родины.
(Слайд 14:Москва)
-Москва-это Красная площадь,
Москва-это башни Кремля.
Москва-это сердце России,
Которая любит тебя.
-А какой второй по значимости город нашей страны?
-Какой город принято считать северной столицей России?
(Слайд 15: Санкт-Петербург)
-Наша Родина очень велика и необъятна. Её величие воспето во многих стихах и песнях. Вот фраза из песни «Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек…»
-Если мы захотим проехать её с востока на запад , то на самолёте это займёт целый день.
Из иллюминатора самолёта можно увидеть белоснежные толщи льда. Это царство льда и снега – Северный полюс.
(Слайды 16-17)
-Тигры-жители Уссури-
В полосатой ходят шкуре.
Этот очень редкий вид
И красив, и знаменит.
-Где в нашей стране живут тигры?
(Слайд 18: «Дальний Восток»)
-За особую красоту их иногда называют « голубыми глазами Земли».Это озёра.
-Какое самое глубокое озеро вы знаете?
-Это самое глубокое озеро в мире .Вода в нём чистая и пресная. Её можно пить. Это сокровищница нашей Родины.
(Слайд 19: «Байкал»)
-Ничто не сравнится с красотой и обаянием берёзовых рощ, зарослей могучих елей и трепещущих на ветру осин. Это бескрайние просторы Сибири.
(Слайд 20 : «Сибирь»)
(Слайд 21: «Кавказ»)
-Нашу страну населяют много народов . На территории России живут люди разных национальностей.
_Назовите их. (Слайд 22: «Народы»)
-Правильно. Наша Родина многонациональна. С давних времён здесь живут в мире и дружбе люди разных национальностей. У каждого народа свои традиции и обычаи.
-А как вы понимаете слово традиция? Обычай?
-Традиция-это всё то, что длительное время соблюдается членами семьи и их потомками, передаётся из поколения в поколение. То есть , передача правил поведения ,обычаев и обрядов.
Традиции и обычаи всех народов основаны на добре, чести, милосердии, справедливости.
-А что такое милосердие?
-А что такое справедливость?
-У каждого народа есть национальные и культурные традиции. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Морально-этические нормы – это и есть добро, честь, справедливость, милосердие. Соблюдая все эти морально-этические нормы, человек станет добрым, духовно чистым, светлым и радостным.
-В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России. Мы разные. Но мы все вместе живём, вместе учимся, вместе работаем и вместе любим и гордимся нашей Родиной-Россией. (Слайд 23 : «Мы едины…»)
(Слайд 24: «Живут в России разные…»)
2.Работа с текстом учебника. Чтение текста(комментированное).
3.Первичное восприятие текста.
4. Работа со словарём (объяснение происхождения слов Русь и русские)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира по теме "Россия-любимая наша страна"
Данный урок проведён как открытый по новым стандартам. Урок прошёл хорошо, дети с удовольствием включались в работу....
Конспект урока по Основам светской этики "Россия - наша Родина"
Конспект урока по курсу ОРКиСЭ, модуль "Основы светской этики", урок "Россия - наша Родина"...
Конспект урока по окружающему миру по теме:"Наша Родина – Россия"
Цели деятельности учителя: Формирование представления о России, развитие интереса к истории России, воспитание чувства гордости за свою страну.Планируемые результатыПредметные: закрепить з...
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс "Россия - наша Родина"
Тема урока: «Россия наша – Родина» - 1 часТип урока: объяснение нового материалаФормы контроля и диагностики достижения результатов обучения: устный опрос, выполнение практическ...
Урок по ОРКСЭ 4 класс потеме «Наша РОДИНА – Россия»
Познакомить детей с понятиями Россия, Родина,Президент, Государственные символы(флаг, герб, гимн) определить их значение в жизни человека и историческом развитиии нашей родины....
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о карте.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое карта и приёмы чтения карты;- знать отличие глобуса от карты...
КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру ТЕМА «РОССИЯ ВСТУПАЕТ В ХХ ВЕК» (УМК Школа России), 4 класс
Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о важнейших событиях в России в начале XX века.Планируемые результатыПредметные: Знать: понятия: «политическая партия», &laqu...