Конспект урока по теме "М.М. Пришвин «Моя Родина»" (УМК «Школа России», 3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Кнутарева Анастасия Сергеевна

Цели урока: знакомство с творчеством и произведением М.М.Пришвина; развитие навыков выразительного чтения, умения выделять смысловые части, составлять план.

Планируемые результаты:

-предметные: уметь читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно; уметь находить ответы на вопросы  в тексте; осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли;

-личностные: уметь пользоваться элементарными приемами убеждения: мимикой и жестикуляцией; проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускают агрессивного поведения, предлагают компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prishvin_-_moya_rodina.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

литературного чтения

         

Челябинск, 2018

Предмет: Литературное чтение

Класс:  3

Тема: М.М. Пришвин «Моя Родина»

Цели урока: знакомство с творчеством и произведением М.М.Пришвина; развитие навыков выразительного чтения, умения выделять смысловые части, составлять план.

Планируемые результаты:

-предметные: уметь читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно; уметь находить ответы на вопросы  в тексте; осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли;

-личностные: уметь пользоваться элементарными приемами убеждения: мимикой и жестикуляцией; проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускают агрессивного поведения, предлагают компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента.

Тип урока: открытие нового знания;

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 3кл.2 ч. (УМК «Школа России»), презентация, рабочая тетрадь.

Этап урока, методы и приемы

Время

Содержание урока.

УУД

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

Самоопределение к деятельности

Словесный: сл. учителя

1 мин

- Приготовьтесь к уроку литературного чтения, садитесь.

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой минуткой своей дорожи!

Тихо сели девочки, тихо сели мальчики.

Повернитесь к соседу лицом и улыбнитесь ему, пожелав хорошей работы.

Приветствовать учителя;

Настраиваться на работу

Л : Учиться уважать себя, сверстников и старших.

Актуализация знаний

Мотивация

Пр.: чтение стихотворения наизусть

Сл.: уч. беседа

Слов.: сл. учителя

Слов.: уч. беседа

Практич.: упражнение

Наглядный: уч. презентация

9 мин.

Давайте вспомним, что было  задано домой.  (Выучить стихотворение С.А. Есенина «Черемуха»)

- Кто желает рассказать?

Учитель выслушивает подготовившихся учеников. оценивает их по критериям:

  1. Насколько хорошо ученик выучил стихотворение
  2. Выразительно ли прочитал

- Ребята, какой раздел вы закончили изучать? (Поэтич. тетрадь № 3)

- Какие произведения вы изучали? (стихи)

- Какие стихотворения запомнились?

- Посмотрите слайды. Что их объединяет? Каким словом       можно назвать то, что вы видите?  (природа)

- Как называется новый раздел учебника?  (Люби живое)

- Как вы понимаете это название?

- О чём вы узнаете из этого раздела? Прочитайте на с. 58.

- Послушайте стихотворение Александра Яшина «Люби живое».

Не верю, что звери не говорят, что думать не могут певчие птицы,

Что только инстинкты у хитрой лисицы, и  пчёлы не знают, чего творят.

Себя самого узнать не могу, осинки в лесу зазря не рублю,

В корнях родничок,  что клад берегу, люблю всё живое, животных люблю.

- Как вы поняли, о чем это стихотворение?

- На уроке вы познакомитесь с творчеством писателя.

Чтобы  фамилию его узнать, нужно шифр разгадать.

(е ж п  р и з  ш  в  н    код 3457859

1 2 3  4 5 6  7  8  9)  

- Посмотрите на экране портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке?  (Учитель выслушивает мнения учащихся)

- Да,  вы  правы в своих высказываниях. Вы  познакомитесь с творчеством Михаила Михайловича Пришвина и прочтёте его рассказ  «Моя Родина», будете делить текст на части и составлять план.

Рассказывать стихотворение наизусть

Оценивать

Отвечать на вопросы

Прочитать название раздела, произведения и авторов

Слушать стихотворение А. Яшина

Анализировать стихотворение

Разгадывать шифр

Рассматривать портрет

Р: принимать и сохранять уч. задачу

Р: адекватно воспринимать оценку учителя

П: осуществлять подвед. под понятие

П: строить речевое высказывание

Р: принимают и сохраняют уч. задачу

П: строить речевое высказывание

Р: действия с учетом выделенных ориентиров

Л:Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Решение частных задач

Слов.: слово учителя

Сл: ответы на вопросы

Работа с книгой: прогнозирование текста

Сл.: уч. диалог

Практический:

Словарная работа

12 мин.

Слово об авторе:

Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Орловской губернии. Он получил хорошее образование. Работал  агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем.

Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал и побывал в разных краях. М.М. Пришвин - замечательный писатель!  Он написал много книг о природе, и каждая  из них несёт  новые открытия. Вся жизнь Пришвина была посвящена природе и связана с ней. Он любил родину: леса и поля, реки озёра, зверей и птиц.  Любил всё живое.

Будучи пожилым человеком, он всё равно мог уйти далеко в лес и бродить там с утра до вечера, то с корзиной для грибов, то со своей собакой  и уж  непременно со своей записной  книжкой для заметок. Поэтому, когда читаешь рассказы Пришвина, кажется, что писатель взял тебя за руку  и повёл за собой. И тогда ты лучше научишься любить и понимать родную природу. Она станет твоим  другом. А когда у человека есть такой друг, то  человек становится мудрее и добрее.  У Михаила Пришвина было очень ценное качество: каждый раз он открывал для себя что-то  новое  в природе  и умел передать свои чувства читателям, поделиться открытиями.

- Как называют писателей, которые пишут о природе? (писатели - натуралисты)

- Значит, как мы можем назвать Михаила Михайловича? (писатель-натуралист)

- Откройте учебник на стр. 59. Прочитайте название рассказа. (« Моя Родина»)

- Как вы думаете, о чем будет говориться в тексте?

- Обратите внимание,  с какой буквы написано слово Родина.

- О какой Родине говорится? (о России) В текстах может встречаться слово родина  с маленькой буквы - это малая родина.

- В рассказе  встретятся  трудные слова, прочитаем их хором. (сокровища, кладовая, пробуждается, покрывалось, кипятилось)

- Я начну читать произведение, дальше вы продолжите

по одному предложению по цепочке.

Слушать монолог учителя об авторе

Отвечать на вопросы

Открыть учебники на с. 59

Прочитать название раздела

Отвечать на вопросы

Читать трудные слова на слайде

Л:Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

П: строят речевое высказывания

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

П: строят речевое высказывания

Л:Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Физминутка Пр.: физические упражнения

1мин

Видеоматериал

Выполнять упражнения

Л: ориентировка на ЗОЖ

Решение частных задач

Словесный:

уч. беседа

Практический:

выборочное чтение

Словесный:

уч. беседа

Практический:

выборочное чтение

Словесный:

уч. беседа

Практический: составление плана

12 мин.

- Ребята, вам понравился рассказ? Чем? Как рано вставала мама Пришвина? Когда Пришвин был ребёнком,  мать угостила его  чаем с молоком. Найдите в тексте и зачитайте воспоминания о чае.

- Почему писатель говорит, что это угощение решило его жизнь в хорошую сторону? (стал рано вставать, гулять в лесу, изучать природу)

- Почему автор писал о природе рано утром? ( всё просыпается)

-Зачитайте слова - обращение к нам, в которых Пришвин советует раньше вставать, для чего? (для работы вставать вместе с солнцем, это даёт  много силы, здоровья)

- О какой охоте  он говорит? Что ему нужно найти? Что такое кладовая солнца? Какие сокровища нужно охранять и показывать? К чему он призывает молодых читателей?

- Для  писателя слова природа и Родина  неразделимы. С каким призывом он обращается к нам, зачитаем из текста.

- Поднимите руку те, кому понравились эти слова?

- Вы хотели бы знать их наизусть? Давайте выучим их дома.

-Вы немного отдохнули, а теперь давайте поработаем над текстом, разделим его на части и каждую озаглавим.

- О чём говорится в 1 части? Как её можно озаглавить? (по этому типу остальные части)

(план дети записывают в рабочую тетрадь)

 План.

1.Вкусный чай.                            3.Охота за наблюдениями.

2. Вставать до солнца.               4. Призыв к молодым друзьям.

Беседовать по содержанию текста

Отвечать на вопросы

Находить и читать слова–обращения Пришвина

Находить в тексте  часть

Составлять план для пересказа

П:слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;

П: работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

П:строят речевое высказывание

Итог урока

Рефлексия

Словесный:

ответы на вопросы, самоанализ

Словесный: сл. учителя

5 мин.

- С чего начинается Родина для Пришвина?

- Как  вы понимаете слова: «Охранять природу - значит охранять Родину»?

- У каждой былинки на земле есть место, откуда она берёт жизненную силу. Так и человек имеет свои корни, свою малую Родину. Поэтому при слове Родина перед мысленным взором  возникает  самое дорогое и родное.

- С чего начинается Родина для вас?

- Справились ли мы с поставленными задачами?

- За что вы сегодня можете себя похвалить?

-Итак, ребята, вы молодцы, спасибо за работу!

Делать  нравственный выбор.

Оценивать свои достижения.

П: строят речевое высказывание

П: осуществляют синтез

П: строят рассуждения

Р: осуществляют итоговый контроль.

- Запишите домашнее задание: выучить слова- обращения со слов «Мои молодые друзья…»; пересказ по плану.

Записывать домашнее задание

Р: самоконтроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему"Звук и буква д" (УМК"Школа России"1 класс)

Цели деятельности учителя: Закреплять правильное произношение звука [д] [д`], познакомить детей с правописанием строчной буквы «Д д», работать над развитием умения учащихся связно и последовательно ст...

Конспект урока на тему: «Когда мы станем взрослыми?» (УМК "Школа России" 1 класс)

Знакомство с отличием жизни взрослого человека от жизни ребенка, необходимость выбора профессии; обобщение знания о профессиях и знакомство с новыми....

Конспект урока на тему: Почему Луна бывает разной? (УМК "Школа России" 1 класс)

Формировать представления о Луне как спутнике Земли....

Конспект урока литературного чтения С.Д. Дрожжин «Родине» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цели деятельности учителя:создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения С.Д. Дрожжина «Родине»;развитие навыков чтения: правильности, сознательнос...

Конспект урока литературного чтения «С.Д. Дрожжин «Родине»» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с биографией и творчеством С.Д. Дрожжина, его стихотворением «Родине»; совершенствование навыка выразительного чтения, умения анализиров...

Конспект урока по окружающему миру. «Что такое Родина?», УМК «Школа России».1 класс

Цели деятельности учителя: формирование представлений о том, что Россия- наша Родина. Знакомство с символикой государства.Планируемые результаты:Предметные: -знать, как выглядит герб и флаг России-зна...

Конспект урока по теме "Многослойная аппликация. Карнавальная маска"(УМК "Школа России", 3 класс)

Цель деятельности учителя: освоение техники многослойной аппликации.Планируемые результатыПредметные:знать: правила техники безопасности, последовательность изготовления маски.уметь: сочетать различны...