Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс "Россия - наша Родина"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Тема урока: «Россия наша – Родина» - 1 час
Тип урока: объяснение нового материала
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения: устный опрос, выполнение практических заданий, самоконтроль и самооценка
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Цели использования презентации: способствовать усилению внешней и внутренней мотивации учащихся, оптимизировать учебный процесс через ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_orkse_4_klass.doc | 251 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: ОРКСЭ
Класс: 4
Предмет: Основы православной культуры УМК «Школа России» А.В. Кураев. Модуль «Основы религиозных культур и светской этики»
Тема урока: «Россия наша – Родина» - 1 час
Тип урока: объяснение нового материала
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения: устный опрос, выполнение практических заданий, самоконтроль и самооценка
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Цели использования презентации: способствовать усилению внешней и внутренней мотивации учащихся, оптимизировать учебный процесс через ИКТ.
Тема | Россия – наша Родина |
Цель | Знакомство с главной ценностью человека- Родиной, с ценностями, традициями людей и для чего они существуют. |
Задачи |
|
Планируемый результат | Предметны УДД: . Формировать уважительное отношение к культуре родной страны. Создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. Личностные УУД: Расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас детей. Регулятивные УУД: контролировать и объективно оценивать свои действия. Познавательные УУД – Познакомить с символикой Российского государства: флагом, гербом, гимном.. Коммуникативные УУД – формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Основы православной культуры УМК «Школа России» А.В. Кураев - электронная физкультминутка - карточки с пословицами - слайды к уроку - толковый словарь Оборудование: Мультимедийный проектор, нетбук. |
Организация пространства | парная работа, индивидуальная работа |
Урок по ОРКСЭ
4 класс
Тема: «Россия – наша Родина»
Тема урока: «Россия – наша Родина»
Ход урока:
- Организация урока.
Приветствие.
- Добрый день. Мы с вами начинаем изучение нового предмета «Основы светской этики». Предмет этот необычный. Во-первых, нет оценок. Во-вторых, каждый может высказывать мнение и давать оценку какому – либо рассказу, ситуации.
Создание эмоционального настроя.
Что мы Родиной зовём |
В. Степанов |
Что мы Родиной зовём? Что мы Родиной зовём? Что мы Родиной зовём? |
Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
-Правильно, о Родине.
Откуда же берет начало слово «Родина»
2.Сообщение темы урока. Постановка цели и задач.
- Сегодня мы начинаем изучение нового предмета, и мне хотелось бы, чтобы изучение его мы начали со знакомства с учебником. Посмотрите учебник, какой он красочный и яркий. Прочитайте оглавление учебника, какие темы мы будем изучать?
- Найдите первую тему. Как она звучит?
Тема сегодняшнего занятия «Россия – наша Родина». Мы с вами должны понять, что такое Родина и Отчизна, что такое малая родина.
3.Работа над новым материалом.
1.Работа с понятием «родина»
Как вы понимаете, что такое РОДИНА?
С чего, по-вашему, начинается Родина? Что для вас значит Родина?
— Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
— Наша Родина – это леса, поля, моря и реки.
— Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
— Земля, которую наши предки защищали от врагов.
— Родина – это наш край, город, поселок.
— Родина – это место, где живут близкие и дорогие
— нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.
— Это место, где стоит, наша школа.
— Это место, по которому люди скучают, находясь
— в далеком краю, на чужой стороне.
Послушайте, пожалуйста, что такое родина для К.Ушинского:
«Наше Отечество – наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы называем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».
- А теперь предлагаю обратиться к словарям. Что же там говорится об этом слове?
(Работа в группах. У каждой группы свой словарь)
Посмотрим, какие же толкования вы нашли и с какими вашими понятиями схоже найденное значение.
(Выступления представителей групп и дополнения желающих)
Давайте сформулируем единое понятие, что же такое Родина, и запишем в тетрадь.
Родина – место, где человек родился, где жили и живут его предки, место по которому он тоскует и которое готов защищать.
А теперь подберите синоним к слову Родина.
Почему можно заменить словом Отчизна, Отечество? (ответы –предположения детей)
Подберите однокоренные слова.
С каким понятием слова Родина схожи наши размышления.(Родина- место , где жили наши отцы, отцы отцов)
А что значит «малая родина»? (Ответы учащихся)
Малая родина – это место, которое нам передается от отцов, где мы родились и любим бывать. Это небольшой уголок от большой Родины.
Как называется наша Родина? (Россия)
Предлагаю прочитать первые два абзаца на странице 4, они подведут итог нашей работы.
– Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательные произведения о нашей большой Родине.
Я предлагаю вам «Собрать пословицу»(Работа в группах)
Родина - мать, умей за нее постоять
Человек без родины - соловей без песни
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.
Где кто родится, там и пригодится.
Своя земля и в горсти мила
Дети собирают пословицы, а затем зачитывают их и объясняют ее смысл.
2.Отличия России от других государств.
Чем же наше государство отличается от других?
(Учащиеся называют особенности)
3. Государственные символы
Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах. У нас очень красивый герб. На нём изображён двуглавый золотой орёл на фоне российского флага. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад.
Гимн – символ нашего государства.
Музыку гимна придумал композитор Александров, а слова – поэт Сергей Михалков.
А ещё Сергей Михалков написал очень много стихов для детей, вы наверняка можете вспомнить некоторые из них.
Люди издавна любили гордые и смелые песни. Уже у древних народов были торжественные песнопения. В них славились красота родной земли, её богатство, подвиги героев.
(Звучит гимн)
Первым гимном российской Федерации стала музыка Патриотической песни русского композитора М.И.Глинки, который жил в 19 веке
Российский флаг – это трёхцветное полотнище
с белой, голубой и красными полосами.
Что же символизирует белый, синий, красный цвета российского флага?
По одной версии, это единство моря, земли и неба.
По другой – это содружество трёх славянских народов.
По третьей – цвета флага символизировали: белый – веру, чистоту; синий – небо, благородство, верность; красный – героизм, отвагу, смелость.
Есть и такая версия; белый – это вера, синий – надежда, а красный – любовь.
Какие символы России вы еще знаете? (Обсуждение в группах и объяснение)
Гимн, герб, флаг, валенки, сарафан, каравай, береза, матрешка.
Почему эти предметы стали символами?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо прочитать текст стр.4-5 (Чтение и обсуждение в группах)
О какой черте России говорится в стихотворении?
Россия - Родина моя,
Прекрасна ты и многолика.
Твои поля, леса, луга
И на речной равнине блики
Я восхваляю!
Знай же, люд!
Хакас, татарин и якут,
Бурят, тувинец здесь живут!
Россия - родина моя
Детьми своими ты богата.
Традиции, обряды предков
Узнают все из нас когда-то.
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордится должны мы друзья.
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые трудности мы осилим
И только в единстве сила России
Особенность – это многонациональность.
4.Россия многонациональная страна.
Живут в России разные
Народы с давних пор
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна
Россия – многоликая страна. Лик – это лицо. У каждого человека, у каждого села, города, района, области, края есть свое неповторимое лицо. Они разные, потому что в них живут неповторимые люди.
Российская Федерация состоит из 21 республики, 7 краев, 48 областей, одной автономной области, 9 автономных округов, двух городов федерального значения - равноправных субъектов Российской федерации
А количество наций и национальностей не сосчитать. Даже в вашем классе ребята разных национальностей.
А у кого в семье есть другие национальности.(Желающие ученики рассказывают о составе своих семей).
Посмотрите, разве можно народам нашей родины воевать, враждовать с другими. Нет. Все должны жить в мире, согласии и решать все споры мирным путем. Все народы равны.
Звучит песня «Широка страна моя родная…»
О какой особенности России рассказала нам песня?
Россия очень обширная страна. Бескрайни ее поля, моря. И мы должны любить и беречь все, что нам дала наша РОДИНА.
Читается стихотворение Сергея Есенина
Берегите РОССИЮ
Берегите Россию!
Без неё нам не жить.
Нет России другой.
Берегите её,
Берегите её тишину и покой,
Чтобы вечно ей быть.
Это небо и солнце,
Нашей правдой и силой.
Этот хлеб на столе
Всею нашей судьбой
И родное оконце.
Берегите Россию
В позабытом селе…
Нет России другой
Берегите Россию.
5.О культурных традициях.
Отличием любого государства, любой страны становятся культурные традиции.
Давайте послушаем, что же это такое – культурные традиции.
Мы с вами назвали целый ряд символов России. Как вы думаете, какие из них связаны с культурными традициями?(Ответы учащихся)
Какие культурные традиции вы знаете? (Рассказы учащихся)
- Самостоятельная работа
Детям предлагается текст, после прочтения которого, нужно найти в нём главную мысль.
«В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений.
Россия стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России – это её люди»
(Дети работают в парах)
5. Подведение итогов.
- Что вам сегодня понравилось, что вы узнали?
Россия - наша Родина – многонациональная страна. У каждого народа свой язык, своя вера, свои традиции. Мы должны знать, понимать и помогать друг другу. Мы – одна большая семья. Чтобы поддерживать и заботится друг о друге, люди должны относиться друг к другу нравственно.
Мне хочется сказать: мы все разные, но мы все вместе живем, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной. Мы надеемся, что вы тоже будете чтить обычаи наших предков и горячо любить свою Родину.
-Что вы расскажите дома членам семьи о нашей Родине, после сегодняшнего урока?
Чем богата наша страна? (красота природы, люди).
Люди в ответе за то, какой будет наша Россия!
В заключение урока дети совместно изготовили ромашку, на лепестках которых дети писали о своей родине, продолжая начало фразы: «Родина – это…»
Я благодарю всех за активную работу.
Звучит песня "Я, ты, он, она - вместе дружная семья"
6. Подготовка к домашнему заданию
- Есть ли среди ваших родственников тех, кто внёс вклад в развитие России? Кто они? В чём их заслуга перед Отечеством?
7. Задание на дом
Оформить работу о выдающихся людях страны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОРКиСЭ " Россия - наша Родина " (модуль «Основы светской этики»)
Конспект первого урока по предмету ОРКиСЭ по теме " Россия-наша Родина"( модуль " Светская этика"). Этот урок по новому предмету, который вводится в 4 классе.Используется учебник " Основы духовн...
Урок по ОРКСЭ "Россия - наша Родина"
Конспект вводного урока по ОРКСЭ (4 класс) "Россия - наша Родина"...
Методические рекомендации и конспект урока по теме Россия – наша Родина. ОРКСЭ.
История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего...
Конспект урока по ОПК "Россия - наша Родина"
Урок разработан творческой группой учителей начальных классов в составе: Путря Людмила Валентновна,Петришина Татьяна Васильевна, Чернова Тамара Николаевна, Ященко Валентина Валентиновна. Этот урок доп...
Конспект урока курса ОРКСЭ "Россия-наша Родина-"
Конспект урока курса ОРКСЭ для 4 класса....
Урок по ОРКСЭ "Россия - наша Родина"
Конспект урока по ОРКСЭ....
Урок по ОРКСЭ Россия – наша Родина
Урок в 4 классе по теме Россия-наша Родина....