Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс "Россия - наша Родина"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Чердонова Елизавета Жамбаловна

Тема урока: «Россия наша – Родина» - 1 час

Тип урока: объяснение нового материала

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения: устный опрос, выполнение практических заданий, самоконтроль и самооценка

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Цели использования презентации: способствовать усилению внешней и внутренней мотивации учащихся, оптимизировать учебный процесс через ИКТ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_orkse_4_klass.doc251 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: ОРКСЭ

Класс: 4

Предмет: Основы православной культуры  УМК «Школа России» А.В. Кураев. Модуль «Основы религиозных культур и светской этики»

Тема урока: «Россия наша – Родина» - 1 час

Тип урока: объяснение нового материала

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения: устный опрос, выполнение практических заданий, самоконтроль и самооценка

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Цели использования презентации: способствовать усилению внешней и внутренней мотивации учащихся, оптимизировать учебный процесс через ИКТ.

Тема

Россия – наша Родина  

Цель

 Знакомство с главной ценностью человека- Родиной, с ценностями, традициями людей и для чего они существуют.

Задачи

  • формировать  представление о государственной символике, необъятности и красоте просторов Родины;
  • приобщить к традициям русского народа;
  • воспитывать у обучающихся  чувства любви и гордости за свою Родину.

Планируемый результат

Предметны УДД: . Формировать уважительное отношение к культуре родной страны. Создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

Личностные УУД: Расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас детей.

         Регулятивные УУДконтролировать и объективно оценивать свои действия.

Познавательные УУД – Познакомить с символикой Российского государства: флагом, гербом, гимном..

          Коммуникативные УУД – формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

 Основы православной культуры  УМК «Школа России» А.В. Кураев

 - электронная физкультминутка

- карточки с пословицами

- слайды к уроку

- толковый словарь

Оборудование:

Мультимедийный проектор, нетбук.

Организация пространства

парная работа, индивидуальная работа

Урок по ОРКСЭ

4 класс

Тема: «Россия –   наша Родина»               

               

                                                                             

                                                                             

                                                                             

                                                                               

                                     

                                               

Тема урока: «Россия – наша Родина»

Ход урока:

  1. Организация урока.

Приветствие.

- Добрый день. Мы с вами начинаем изучение нового предмета  «Основы  светской этики». Предмет этот необычный. Во-первых, нет оценок. Во-вторых, каждый может высказывать мнение и давать оценку какому – либо рассказу, ситуации.

 Создание эмоционального настроя.

Что мы Родиной зовём

В. Степанов

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

-Правильно, о Родине.

 Откуда же берет начало слово «Родина»

2.Сообщение темы урока. Постановка цели и задач.

- Сегодня мы начинаем изучение нового предмета, и мне хотелось бы, чтобы изучение его мы начали со знакомства с учебником. Посмотрите учебник, какой он красочный и яркий. Прочитайте оглавление  учебника, какие темы мы будем изучать?

- Найдите первую тему. Как она звучит?

Тема сегодняшнего занятия «Россия – наша Родина». Мы с вами должны понять, что такое Родина и Отчизна, что такое малая родина.

3.Работа над новым материалом.

1.Работа с понятием «родина»

Как вы понимаете, что такое РОДИНА?

С чего, по-вашему, начинается Родина? Что для вас значит Родина?

 — Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
— Наша Родина – это леса, поля, моря и реки.
— Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
— Земля, которую наши предки защищали от врагов.
— Родина – это наш край, город, поселок.
— Родина – это место, где живут близкие и дорогие
— нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.
— Это место, где стоит, наша школа.
— Это место, по которому люди скучают, находясь
— в далеком краю, на чужой стороне.

Послушайте, пожалуйста, что такое родина для К.Ушинского:

«Наше Отечество – наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы называем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами.  Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».

-    А теперь предлагаю обратиться к словарям. Что же там говорится об этом слове?

(Работа в группах. У каждой группы свой словарь)

Посмотрим, какие же толкования вы нашли и с какими вашими понятиями схоже найденное значение.

(Выступления представителей групп и дополнения желающих)

Давайте сформулируем единое понятие, что же такое Родина, и запишем в тетрадь.

Родина – место, где человек родился, где жили и живут его предки, место по которому он тоскует и которое готов защищать.

 А теперь подберите синоним к слову Родина.

Почему можно заменить словом Отчизна, Отечество? (ответы –предположения детей)

Подберите однокоренные слова.

С каким понятием слова Родина схожи наши размышления.(Родина- место , где жили наши отцы, отцы отцов)

А что значит «малая родина»? (Ответы учащихся)

Малая родина – это место, которое нам передается от отцов, где мы родились и любим бывать. Это небольшой уголок от большой Родины.

Как называется наша Родина? (Россия)

Предлагаю прочитать первые два абзаца на странице 4, они подведут итог нашей работы.

– Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательные произведения о нашей большой Родине.  

Я предлагаю вам «Собрать пословицу»(Работа в группах)

Родина - мать, умей за нее постоять

Человек без родины - соловей без песни

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.

Где кто родится, там и пригодится.
Своя земля и в горсти мила

Дети  собирают пословицы, а затем зачитывают их и объясняют  ее смысл.

2.Отличия России от других государств.

Чем же наше государство отличается от других?

(Учащиеся называют особенности)

          3. Государственные символы

Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах. У нас очень красивый герб. На нём изображён двуглавый золотой орёл на фоне российского флага. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад.

Гимн – символ нашего государства.

Музыку гимна придумал композитор Александров, а слова – поэт Сергей Михалков.

А ещё Сергей Михалков написал очень много стихов для детей, вы наверняка можете вспомнить некоторые из них.

Люди издавна любили гордые и смелые песни. Уже у древних народов были торжественные песнопения. В них славились красота родной земли, её богатство, подвиги героев.

(Звучит гимн)

Первым гимном российской Федерации стала музыка Патриотической песни русского композитора М.И.Глинки, который жил в 19 веке

Российский флаг – это трёхцветное полотнище

с белой, голубой и красными    полосами.

Что же символизирует белый, синий, красный цвета российского флага?

По одной версии, это единство моря, земли и неба.

 По другой – это содружество трёх славянских народов.

По третьей – цвета флага символизировали: белый – веру, чистоту; синий – небо, благородство, верность; красный – героизм, отвагу, смелость.

Есть и такая версия; белый – это вера, синий – надежда, а красный – любовь.

Какие символы России вы еще знаете? (Обсуждение в группах и объяснение)

Гимн, герб, флаг, валенки, сарафан, каравай, береза, матрешка.

                                                     

Почему эти предметы стали символами?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо прочитать текст стр.4-5 (Чтение и обсуждение в группах)

О какой черте России говорится в стихотворении?

Россия - Родина моя,
Прекрасна ты и многолика.
Твои поля, леса, луга
И на речной равнине блики
Я восхваляю!

Знай же, люд!
Хакас, татарин и якут,
Бурят, тувинец здесь живут!
 

 Россия - родина моя
Детьми своими ты богата.
Традиции, обряды предков
Узнают все из нас когда-то.

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордится должны мы друзья.

 Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые трудности мы осилим
И только в единстве сила России

Особенность – это многонациональность.

             4.Россия многонациональная страна.

 Живут в России разные

Народы с давних пор

Одним тайга по нраву,

Другим степной простор.

              У каждого народа

             Язык свой и наряд.

             Один черкеску носит,

             Другой надел халат.

            Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна

Россия – многоликая страна. Лик – это лицо. У каждого человека, у каждого села, города, района, области, края есть свое неповторимое лицо. Они разные, потому что в них живут неповторимые люди.

Российская Федерация состоит из 21 республики, 7 краев, 48 областей, одной автономной области, 9 автономных округов, двух городов федерального значения - равноправных субъектов Российской федерации

А количество наций и национальностей не сосчитать. Даже в вашем классе ребята разных национальностей.  

А у кого в семье есть другие национальности.(Желающие ученики рассказывают о составе своих семей).

Посмотрите, разве можно народам нашей родины воевать, враждовать с другими. Нет. Все должны жить в мире, согласии и решать все споры мирным путем. Все народы равны.

Звучит песня «Широка страна моя родная…»

О какой особенности России рассказала нам песня?

Россия очень обширная страна. Бескрайни ее поля, моря. И мы должны любить и беречь все, что нам дала наша РОДИНА.

Читается стихотворение Сергея  Есенина

Берегите РОССИЮ

Берегите Россию!

Без неё нам не жить.

Нет России другой. 

Берегите её,

Берегите её тишину и покой,

Чтобы вечно ей быть.

Это небо и солнце,

 Нашей правдой и силой.

Этот хлеб на столе

Всею нашей судьбой

И родное оконце.

Берегите Россию

 В позабытом селе…

Нет России другой

Берегите Россию.

5.О культурных традициях.

  Отличием любого государства, любой страны становятся культурные традиции.

Давайте послушаем, что же это такое – культурные традиции.

Мы с вами назвали целый ряд символов России. Как вы думаете, какие из них связаны с культурными традициями?(Ответы учащихся)

 Какие культурные традиции вы знаете? (Рассказы учащихся)

 

  1. Самостоятельная работа

      Детям предлагается текст, после прочтения которого, нужно найти в нём главную мысль.

      «В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений.

 Россия стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России – это её люди»

 (Дети работают в парах)

   5. Подведение итогов. 

- Что вам сегодня понравилось,  что вы узнали?

Россия  - наша Родина – многонациональная страна. У каждого народа свой язык, своя вера, свои традиции. Мы должны знать, понимать и помогать друг другу. Мы – одна большая семья.  Чтобы поддерживать и заботится друг о друге, люди должны относиться друг к другу нравственно.

     Мне хочется сказать: мы все разные, но мы все вместе живем, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной. Мы надеемся, что вы  тоже будете чтить  обычаи наших предков и горячо любить свою Родину.

-Что вы расскажите  дома членам семьи о нашей Родине, после сегодняшнего урока?    

Чем богата наша страна? (красота природы, люди).

Люди в ответе за то, какой будет наша Россия!

    В заключение урока дети совместно изготовили ромашку, на лепестках которых дети писали о своей родине, продолжая начало фразы: «Родина – это…»

    Я благодарю всех за активную  работу.

Звучит песня "Я, ты, он, она - вместе дружная семья"

6. Подготовка к домашнему заданию

- Есть ли среди ваших родственников тех, кто внёс вклад в развитие России? Кто они? В чём их заслуга перед Отечеством?

                  7. Задание на дом

Оформить работу о выдающихся людях страны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКиСЭ " Россия - наша Родина " (модуль «Основы светской этики»)

Конспект первого урока по предмету ОРКиСЭ по теме " Россия-наша Родина"( модуль " Светская этика"). Этот  урок по новому предмету, который вводится в 4 классе.Используется учебник " Основы духовн...

Урок по ОРКСЭ "Россия - наша Родина"

Конспект вводного урока по ОРКСЭ (4 класс) "Россия - наша Родина"...

Методические рекомендации и конспект урока по теме Россия – наша Родина. ОРКСЭ.

 История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего...

Конспект урока по ОПК "Россия - наша Родина"

Урок разработан творческой группой учителей начальных классов в составе: Путря Людмила Валентновна,Петришина Татьяна Васильевна, Чернова Тамара Николаевна, Ященко Валентина Валентиновна. Этот урок доп...

Конспект урока курса ОРКСЭ "Россия-наша Родина-"

Конспект урока курса ОРКСЭ для 4 класса....

Урок по ОРКСЭ "Россия - наша Родина"

Конспект урока по ОРКСЭ....

Урок по ОРКСЭ Россия – наша Родина

Урок в 4 классе по теме Россия-наша Родина....