«Структура жанра «волшебная сказка»
план-конспект урока (чтение, 4 класс) по теме
Урок литературного чтения по курсу Г.Н. Кудиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_v_4_kl.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе
(по курсу Кудиной Г. Н.)
учитель: Гольцова Алла Александровна
Тема «Структура жанра «волшебная сказка»
Цель: выявление особенности структуры жанра «волшебная сказка»
Ход урока.
- Оргмомент.
- Актуализация знаний.
На прошлых уроках мы с вами начали изучать структуру жанра «волшебная сказка».
- Давайте вспомним, какова задача всех сказок?
- раскрыть и оценить характер, мысли, чувства человека (что хорошо, что плохо).
- А в чем особенность задачи волшебной сказки?
- вызвать восхищение добрым героем и осудить злодея.
- Мы уже знаем, как построена картина жизни, т.е. в какой последовательности развиваются действия.
- просьба, испытание, награда.
(завязка) (вершина) (развязка)
- О чем же сегодня мы должны поговорить? Какие еще секреты волшебных сказок должны раскрыть?
- предложения, слова
- Есть ли какие-то особые слова, предложения, которые встречаются только в сказке? Помните, в считалках были особые предложения: «тебе водить»?
Давайте вспоминать сказки.
- Решение учебной задачи.
- Какими словами обычно начинается сказка?
- жили-были, в некотором царстве…
- Верно. Есть особые словосочетания, которыми может начинаться сказка. Они повторялись из сказки в сказку, так что сказителю легко было сказывать: он знал несколько таких предложений, с них мог начать любую сказку. И эти сочетания слов, которые мы все знаем, как бы «застыли» - стали формулами, и их называют сказочными зачинами. Но, кроме облегчения работы сказителя и зачинов, есть еще одно назначение. Вдумайтесь: «В некотором царстве, в некотором государстве…» Это где же?
- где-то в волшебном царстве.
- В особом месте. А что вы скажете про зачин «Жили-были…»? Он ведь не только в волшебной сказке бывает. Он такой простой. Подчеркивает ли он что-то необычное?
- «Жили-были…» Это сейчас происходит? Рядом с нами?
- Нет, это было давно.
- Сказителю надо было перенести слушателей в мир сказки, и такие зачины помогали и сказителю, и слушателям: дело-то происходило где-то, когда-то, в особом месте, короче – в сказке. И слушатель, прекрасно знал эти зачины, сразу настраивался именно на сказку.
- Но всегда ли сказка начинается с такого зачина, или иногда в сказке еще что-то предшествует зачину? Например: «Начинается сказка…» чтение стр. 175.
Что это такое? Где мы можем такие слова слышать?
- Это в начале сказок бывает.
Это присказка. Кстати, присказка, которую я вам прочитала, так и заканчивается словами: «Это присказка, сказка будет впереди».
- Или вот ещё присказка, которую использовал А.С. Пушкин в сказочной поэме «Руслан и Людмила»: «Было…» чтение стр. 175.
- Ну, не странно ли? Зачем перед началом волшебной, таинственной сказки такая присказка? Первое предложение самой сказки, зачин, нас настраивает совсем иначе, на необычное место, время, а тут чепуха какая-то…
- …..
- Хотя тон присказки и не соответствует настроению волшебной сказки, но всё-таки присказка тоже повествует о чем-то необычном, и по-своему готовит слушателя к этому необычному, проводя границу между миром реальным и нереальным. Присказка отличается от зачина. Зачин непосредственно связан с событиями сказки.
- Видите, не успела еще и сказка-то начаться, а мы уже встретились с чем-то необычным.
- Теперь, наверное, вы легко вспомните, что всякие повторяющиеся из сказки в сказку формулы встречаются не только в начале текста, но рассыпаны по всей сказке. Давайте вместе вспоминать.
- Например, рассказывает сказочник сказку, рассказывает, а потом вдруг говорит: «Скоро сказка…
- сказывается, да не скоро дело делается».
- Или ещё: «Долго ли…
- коротко ли…»
- За частыми лесами…
- за синими морями, за высокими горами».
- И еще: «Катился клубочек по высоким горам, по темным лесам, по зеленым лугам, по топким болотам».
- Есть еще какие-то особые формулы, слова, выражения, которые повторяются из сказки в сказку?
- ….
- Давайте посмотрим, как описываются герои сказок.
Например, молодец?
- «и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать.»
- Баба-Яга?
- баба-яга – костяная нога, нос в потолок врос, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает.
- Конь?
- конь бежит, земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет».
- В сказках очень много слов – определений, которые употребляются постоянно.
Давайте поиграем: вот у меня волшебный клубочек, пусть он катится по высоким горам и т.д. (по цепочке). Я вам буду называть слово из сказки, а вы мне – определение, тоже из сказки.
Игра: Молодец – .... добрый; девица – ....красная; лес – ....темный, дремучий; пески – .....желтые, зыбучие; море – .....синее; чудовище – .....поганое; Кощей – .....Бессмертный; лук – ....тугой; Змей – ....Горыныч; Елена – .....Прекрасная, Премудрая ; двор – ....широкий; терем –.... высокий; крыльцо – ....резное; ворон – ....черный; лебедь –.... белая.
- Все эти формулы – зачина, времени, места, внешнего вида героев – помогали сказителю сказывать сказку. Но и это еще не все. Очень важен и разговор героев. Есть ли в разговоре героев еще формулы, которые повторяются из сказки в сказку? Как обычно расспрашивают героя о его беде?
- Как Царевна – лягушка обращается к Ивану – Царевичу, когда он возвращается из дворца с трудным заданием?
- «Что, Иван-Царевич, не весел, ниже плеч буйну голову повесил?»
- А что он отвечает?
- Как мне не печалиться, приказали мне…
- Какие слова для утешения повторяются из сказки в сказку?
- Не горюй, можешь спать, утро вечера мудренее.
- В сказках часто заступник приезжает к избушке Бабы- Яги. Как он обращается к избушке?
- Избушка, избушка …
Встань по-старому, как мать поставила.
- А Баба - Яга его как встречает?
- Давно русского духу не слыхала, а тут русский дух сам пришёл. Фу-фу, русским духом пахнет.
- А что отвечает герой?
- Что ты, бабушка, неласково гостя встречаешь, выспрашиваешь у холодного да голодного? У нас на Руси дорожного человека сперва накормят, напоят, в бане выпарят да спать уложат, а потом станут выспрашивать.
- Значит, можно сделать вывод, что и в диалоге героев встречаются формулы, которые переходят из сказки в сказку, что некоторые слова, реплики как бы закреплены за определёнными героями.
А в конце сказки есть какие-то формулы, переходящие из сказки в сказку?
- Тут Кощею и конец пришел…
- Стали жить – поживать и добра наживать.
- Тут веселым пиром да за свадебку.
- Это формулы КОНЦОВКИ. Ими обычно заканчивается развитие действий. Но часто после этих слов еще что-то бывает. Про героев уже все кончилось и вдруг…
- И я там был, мед - пиво пил, по губам текло, а в рот не попало.
Или еще так:
- И я там был, мед - пиво пил, по губам текло, а в рот не попало, да на окошке оставил ложку, кто легок на ножку, тот сбегает по ложку.
- Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
- Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец.
- Вот и сказка вся, больше врать нельзя.
- Для чего такие слова? Сравните их с присказкой. Зачем дается присказка?
- чтобы настроить на что-то необычное.
- А зачем говорятся особые слова в конце?
- чтобы вернуться к обычной жизни.
- В сказке было все не на самом деле:
«больше врать нельзя».
Иногда сказитель напоминает, что не мешало бы его отблагодарить: « а мне бубликов связка». Такова концевая присказка.
- Вот как много разных формул переходит из сказки в сказку, и все они помогают сказителю. Зная, как построены сказки, сказитель не учит их наизусть.
Главное – знать основные действия героев, т.е. какие события происходят в сказке, а дальше помогут формулы, которые мы сегодня с вами и нашли.
- Итог. Домашнее задание.
Мы знаем структуру «волшебной сказки». Вот дома вы и попробуете стать сказителями. Подготовитесь сказывать сказку «Сивка-бурка» (по эпизодам). А завтра мы проведем конкурс на лучшего сказителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока "Структура жанра "Загадки"
Проект урока курса "Литературное чтение" по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, 3 класс...
Конспект по музыке во 2 классе на тему: Музыкальные жанры в сказке.
Конспект по музыке во 2 классе на тему: Музыкальные жанры в сказке....
Структура построения жанра "Бытовая сказка"
Бытовая сказка. Построение жанра....
Учебно-методический комплект к уроку литературного чтения "Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники."
Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники....
Конспект урока литературного чтения на тему «Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники.»
Урок литературного чтения на тему «Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники.» (ПНШ)...
Урок литературного чтения в 3 классе. "Чудеса волшебной сказки. Аладдин и волшебная лампа".
Урок литературного чтения в 3 классе. "Чудеса волшебной сказки. Аладдин и волшебная лампа"....
Конспект урока по теме "А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки."
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки.Цель:а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, комп...