Проект урока "Структура жанра "Загадки"
план-конспект урока чтения (3 класс) по теме

Горшкова Елена Павловна

Проект урока курса "Литературное чтение" по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_liter._chteniya._zagadki..docx28.88 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

ТЕМА: СТРУКТУРА ЖАНРА «ЗАГАДКА»

РАЗРАБОТАЛА И ПРОВЕЛА ГОРШКОВА Е.П.

25.12.2009г.

  1. Организационный момент.

 

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

Низко поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Ниже, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь.

  1. Актуализация знаний.

 -Из-за леса, прямо из дома,

Ехала вчера я в школу:

Сама на лошадке,

Сын на коровке,

Родители на телятках,

А вы, ученики, мои, на козлятках.

- Почему вам смешно?

-А какой у нас сейчас урок?

-С точки зрения литературы, как можно назвать произведение, которое я вам прочитала? (небылица).  Докажите (весело учит различать действительность и фантазию, развивать воображение; необычные для героев действия)

-А что такое небылица? (жанр устного народного творчества)

- Какие ещё жанры устного народного творчества вам известны? (потешка, считалка, скороговорка, побасёнка, загадка)

- Проверим, как хорошо вы знаете эти жанры.

Работа в парах.

- Попробуйте угадать вид жанра и доказать.

  1. Катилось яблоко по блюду,

     Я водить не буду.   (считалка, есть особые слова; помогает распределить роли в игре).

  1. Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька,

Пройди Катя горенкой,

Топни, Катя, ноженькой.  (потешка; весело учит ребёнка топать ножками)

  1. Архип осип, Осип охрип.  (скороговорка; весело учит правильному произношению звуков).

    Проверим вашу работу. (СЛАЙД с данными произведениями, названия жанров – с постепенным выцветанием.)

- Молодцы, проверили свои знания.

III. Открытие нового.

        СЛАЙД С хозяином дружит,

                  Дом сторожит,

                  Живёт под крылечком,

                  А хвост колечком.    

 - К какому жанру относится прочитанное мною произведение? (к загадке) Докажите. - на доску – слово «загадка»

-  Для чего создают загадки? (чтобы отгадывать)

- А зачем надо отгадывать загадки? (для игры, интересно)

- Какими качествами будет обладать тот, кто хорошо научится отгадывать загадки? Каким он может стать? (умным, сообразительным).

- Какова же задача жанра «загадка»? (весело учить угадывать задуманное, развивать сообразительность, воображение) – на доску – задача жанра.

 - Как загадке удаётся учить нас (помочь нам) угадывать (угадать) задуманное?

- Обратимся к загадке, с которой начали работу. СЛАЙД с загадкой про собаку

- Назовите отгадку. Легко отгадали? (да) Почему? А всё-таки, как вы догадались? (в ней есть разные признаки собаки). Не просто есть, а перечислены.

- Что содержится в этой загадке такого, что позволяет нам угадывать задуманный предмет? (признаки загаданного предмета) - Какие признаки? (….)

- Я правильно вас поняла, что в данной загадке перечислены признаки задуманного предмета. На их основе вы и смогли отгадать загадку.

- Как вы думаете, какой же это тип загадки? (перечисление признаков загаданного предмета) – на доску «основные типы загадок».

Обратимся к следующей загадке:

СЛАЙД     Бела, как снег,

                 Черна,  как жук,                  

                 Вертится, как бес,

                Вспорхнула – и в лес.  

- Попробуйте её отгадать.

- Это загадка про сороку. Что сказано про сороку? (Признаки сороки названы?)

Но это какие признаки? (внешние).

- А ещё о каких признаках сороки здесь говорится?  (здесь ещё про её характер есть. Что она вертится, как бес).

- Сравните эту загадку с предыдущей. В загадке про собаку о чьих признаках говорится? (признаки именно собаки и больше ничьи). (ПЕРЕКЛЮЧИТЬ СЛАЙД)

- А в загадке про сороку? (тоже названы признаки сороки: она и белая, и чёрная, и вертится.)

- Только ли признаки сороки названы? (нет,  её признаки сравниваются с признаками разных предметов. Получается, что сорока одновременно похожа и на снег, и на жука, и на беса.) Эти предметы названы?

- Какое слово есть в тексте загадки, которое помогает сравнивать? (как)

- Как можно назвать такой тип загадок? (загадки на сравнение) - на доску 

- Чему же учит нас более трудная загадка? (открывать сходство между «далёкими» предметами, сравнивать загаданный предмет по одному признаку с называемым «далёким» предметом).

ФИЗМИНУТКА

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

- Отгадайте следующую загадку:

СЛАЙД   Не ездок, а со шпорами,

  Не будильник, а всех будит.

- Назовите отгадку.

- Ничего не хотите спросить? Почему эта загадка помещена рядом с загадкой на сравнение? Ведь там нет слова «как», которое помогает нам сравнивать. Есть ли сравнение? Какое?

- (В этой загадке петух тоже сравнивается с другими предметами: шпоры есть у петуха, и у ездока; будить может и будильник, и петух)

- Какое слово употреблено вместо слова «как»? (не)

-Верно, в этой загадке вместо слова «как» употреблено отрицание «не».

- Что можете сказать про эти загадки? (обе загадки на сравнение)  

- Верно, обе загадки построены по принципу сравнения. Только загадка про сороку построена по принципу «открытого» сравнения, а про петуха – по принципу так называемого «отрицательного сравнения». (Открытое и отрицательное сравнение – на доску.)

- А теперь посмотрим, как построена ещё одна загадка.

Два брюшка – четыре ушка. СЛАЙД

- Назовите отгадку. (подушка)

- Признаки загаданного предмета названы? (да)

- Какие?

- Разве у подушки есть брюшки и ушки? (нет)

-Что названо брюшками, а ушками? (брюшками названы бока подушки, а ушками – уголки)

- Вспомните загадку про сороку. Какова она типа? (на открытое сравнение). Что это значит? (предметы, с которыми сравнивается сорока названы).

- А в этой загадке названы предметы, с которыми сравнивается подушка?(нет)

- Как вы думаете, какое же здесь сравнение?

- Хитрость этой загадки в том, что сравнение подушки происходит скрыто. Предмет, с которым сравнивается подушка не называется, а его признаки переносятся, присваиваются подушке.

-Такое скрытое сравнение  называется «метафора» - на доску. Происходит это слово от  греческого  «перенос».

- Самый сложный тип загадок – на скрытое сравнение (метафора) – на доску

- Итак, каковы же основные типы загадок? (СЛАЙД)

IV. Закрепление нового материала.

Сейчас проверим, как вы всё поняли. Можете ли вы отличить загадку одного типа от загадки другого типа.

Будете работать в группах. Нужно будет определить тип загадки, расставить номера от самой лёгкой к сложной. У доски расположить в том порядке,  который вы определили.  

Работа в группах.

1) Золотое решето чёрных домиков полно.

 (Это третий тип, потому что здесь переназывание: подсолнух назван «золотым решетом», а семечки – «чёрными домиками». Здесь скрытое сравнение – метафора).

2) Хвост пушистый,

   Мех золотистый,

  В лесу живёт,

  В деревне кур крадёт. (Это загадка первого типа. В ней перечислены признаки самой лисы, какая она.)

3) Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.  (второй тип – отрицательное сравнение).

4) Кругла, как мячик, желта, как солнце, сладка, как сахар, с хвостом, как мышь. (второй тип - открытое сравнение)

 - А теперь переверните каждый лист с загадкой другой стороной.

 -Молодцы, похоже, что вы действительно поняли главное.

V. Итог урока.

-Итак, с каким жанром народного творчества сегодня работали?

- Какие  три основных типа загадок вы для себя открыли? (Встречаются и другие типы загадок, особенно среди авторских).

- С чего начнём следующий урок?

- Какую цель можете  поставить  на следующий урок? (научиться определять типы загадок, самим сочинять загадки разных типов).

  VI. Домашнее задание. - Попробуйте сочинить загадку одного из типов.

- Всем спасибо за работу на уроке.

Самоанализ урока

Урок по предмету «Литературное чтение» проведён в 3 а классе. В классе 22 ученика. На уроке присутствовали 20 учащихся. Обучение в данном классе проводится по развивающей системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. В классе обучаются дети с разным уровнем познавательной активности. В основном, преобладают относительно активные и заинтересованные, стремящиеся к деятельности, требующей нестандартности мышления.

  Поэтому вся тактика урока строилась исходя из возрастных и психологических особенностей детей данного класса. Тема урока «Структура жанра «загадка». На изучение этой темы в планировании отводится 3 часа. Это был второй урок. Все программные требования к уроку были учтены и образовательный стандарт реализован.

  Поскольку основой успешной деятельности учителя я считаю научить детей строить собственную учебную деятельность триединая цель моего урока такова:

-  ознакомление с основными типами построения загадок, их особенностями, отличием друг от друга;

-   формирование умения работать в позиции теоретика, анализировать, выделять главное, строить доказательства;

-  воспитывать культуру мышления, умение работать в группе, выслушивать мнения членов своей группы и других групп.

 С целью активизации мыслительной деятельности учащихся и создания ситуации успеха, на этапе актуализации знаний детям было предложено задание на узнавание изученных малых жанров фольклора. Использована работа в парах. Дети оценили свои знания и знания своих товарищей. Самостоятельно поставили цель урока. Моя функция, как учителя, на данном этапе была организационно-стимулирующая.

  На этапе открытия «нового» детям были предложены разные по типу загадки. Была организована коллективная работа.  На данном этапе моя цель была: поставить учащихся в позицию теоретика (открытие структуры жанра),  создать условия для обсуждения предъявленного задания.

На этапе закрепления проводилась работа в группах, которая позволила определить детям своё знание в вопросах узнавания типа загадок, их отличия друг о друга.

На этапе подведения итогов и рефлексии целью я поставила замотивировать детей на продолжение работы по данной теме в позициях автора и читателя-критика.

 

  Считаю, что поставленные мною цели и задачи урока решить удалось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Я - горожанин!" - лауреат муниципального грантового конкурса социальных проектов "Сыктывкар - город новых идей"

ЗАЯВКАна участие в грантовом конкурсе социальных проектов«Сыктывкар – город новых идей» Направление конкурса  Молодежная политика и работа с детьмиНазвание проекта  Я – горожанин!О...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Групповой творческий проект учащихся 1 класса "Я-мультипликатор", продукт проекта - "Мультфильм "Зубастый друг"

Данный творческий проект 1-классников в 2011 году на городском конкурсе проектов среди учащихся 1-9 классов стал Лауреатом 1 степени.  http://www.youtube.com/watch?v=nCyxy2ScFOo...

Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"

Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект "Мы- пассажиры"

Тема урока:                           «Мы – пассажиры»Цель: Позн...

Мастер – класс по теме: Проект. Проект? Проект!

Цель моего мастер – класса: показать, как на простом и доступном материале познакомить  1 – классников с алгоритмом выполнения проекта. Данный шаблон подойдёт для любого проекта....