Проект урока "Структура жанра "Загадки"
план-конспект урока чтения (3 класс) по теме
Проект урока курса "Литературное чтение" по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_liter._chteniya._zagadki..docx | 28.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
ТЕМА: СТРУКТУРА ЖАНРА «ЗАГАДКА»
РАЗРАБОТАЛА И ПРОВЕЛА ГОРШКОВА Е.П.
25.12.2009г.
- Организационный момент.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
Низко поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Ниже, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.
- Актуализация знаний.
-Из-за леса, прямо из дома,
Ехала вчера я в школу:
Сама на лошадке,
Сын на коровке,
Родители на телятках,
А вы, ученики, мои, на козлятках.
- Почему вам смешно?
-А какой у нас сейчас урок?
-С точки зрения литературы, как можно назвать произведение, которое я вам прочитала? (небылица). Докажите (весело учит различать действительность и фантазию, развивать воображение; необычные для героев действия)
-А что такое небылица? (жанр устного народного творчества)
- Какие ещё жанры устного народного творчества вам известны? (потешка, считалка, скороговорка, побасёнка, загадка)
- Проверим, как хорошо вы знаете эти жанры.
Работа в парах.
- Попробуйте угадать вид жанра и доказать.
- Катилось яблоко по блюду,
Я водить не буду. (считалка, есть особые слова; помогает распределить роли в игре).
- Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройди Катя горенкой,
Топни, Катя, ноженькой. (потешка; весело учит ребёнка топать ножками)
- Архип осип, Осип охрип. (скороговорка; весело учит правильному произношению звуков).
Проверим вашу работу. (СЛАЙД с данными произведениями, названия жанров – с постепенным выцветанием.)
- Молодцы, проверили свои знания.
III. Открытие нового.
СЛАЙД С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост колечком.
- К какому жанру относится прочитанное мною произведение? (к загадке) Докажите. - на доску – слово «загадка»
- Для чего создают загадки? (чтобы отгадывать)
- А зачем надо отгадывать загадки? (для игры, интересно)
- Какими качествами будет обладать тот, кто хорошо научится отгадывать загадки? Каким он может стать? (умным, сообразительным).
- Какова же задача жанра «загадка»? (весело учить угадывать задуманное, развивать сообразительность, воображение) – на доску – задача жанра.
- Как загадке удаётся учить нас (помочь нам) угадывать (угадать) задуманное?
- Обратимся к загадке, с которой начали работу. СЛАЙД с загадкой про собаку
- Назовите отгадку. Легко отгадали? (да) Почему? А всё-таки, как вы догадались? (в ней есть разные признаки собаки). Не просто есть, а перечислены.
- Что содержится в этой загадке такого, что позволяет нам угадывать задуманный предмет? (признаки загаданного предмета) - Какие признаки? (….)
- Я правильно вас поняла, что в данной загадке перечислены признаки задуманного предмета. На их основе вы и смогли отгадать загадку.
- Как вы думаете, какой же это тип загадки? (перечисление признаков загаданного предмета) – на доску «основные типы загадок».
Обратимся к следующей загадке:
СЛАЙД Бела, как снег,
Черна, как жук,
Вертится, как бес,
Вспорхнула – и в лес.
- Попробуйте её отгадать.
- Это загадка про сороку. Что сказано про сороку? (Признаки сороки названы?)
Но это какие признаки? (внешние).
- А ещё о каких признаках сороки здесь говорится? (здесь ещё про её характер есть. Что она вертится, как бес).
- Сравните эту загадку с предыдущей. В загадке про собаку о чьих признаках говорится? (признаки именно собаки и больше ничьи). (ПЕРЕКЛЮЧИТЬ СЛАЙД)
- А в загадке про сороку? (тоже названы признаки сороки: она и белая, и чёрная, и вертится.)
- Только ли признаки сороки названы? (нет, её признаки сравниваются с признаками разных предметов. Получается, что сорока одновременно похожа и на снег, и на жука, и на беса.) Эти предметы названы?
- Какое слово есть в тексте загадки, которое помогает сравнивать? (как)
- Как можно назвать такой тип загадок? (загадки на сравнение) - на доску
- Чему же учит нас более трудная загадка? (открывать сходство между «далёкими» предметами, сравнивать загаданный предмет по одному признаку с называемым «далёким» предметом).
ФИЗМИНУТКА
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
- Отгадайте следующую загадку:
СЛАЙД Не ездок, а со шпорами,
Не будильник, а всех будит.
- Назовите отгадку.
- Ничего не хотите спросить? Почему эта загадка помещена рядом с загадкой на сравнение? Ведь там нет слова «как», которое помогает нам сравнивать. Есть ли сравнение? Какое?
- (В этой загадке петух тоже сравнивается с другими предметами: шпоры есть у петуха, и у ездока; будить может и будильник, и петух)
- Какое слово употреблено вместо слова «как»? (не)
-Верно, в этой загадке вместо слова «как» употреблено отрицание «не».
- Что можете сказать про эти загадки? (обе загадки на сравнение)
- Верно, обе загадки построены по принципу сравнения. Только загадка про сороку построена по принципу «открытого» сравнения, а про петуха – по принципу так называемого «отрицательного сравнения». (Открытое и отрицательное сравнение – на доску.)
- А теперь посмотрим, как построена ещё одна загадка.
Два брюшка – четыре ушка. СЛАЙД
- Назовите отгадку. (подушка)
- Признаки загаданного предмета названы? (да)
- Какие?
- Разве у подушки есть брюшки и ушки? (нет)
-Что названо брюшками, а ушками? (брюшками названы бока подушки, а ушками – уголки)
- Вспомните загадку про сороку. Какова она типа? (на открытое сравнение). Что это значит? (предметы, с которыми сравнивается сорока названы).
- А в этой загадке названы предметы, с которыми сравнивается подушка?(нет)
- Как вы думаете, какое же здесь сравнение?
- Хитрость этой загадки в том, что сравнение подушки происходит скрыто. Предмет, с которым сравнивается подушка не называется, а его признаки переносятся, присваиваются подушке.
-Такое скрытое сравнение называется «метафора» - на доску. Происходит это слово от греческого «перенос».
- Самый сложный тип загадок – на скрытое сравнение (метафора) – на доску
- Итак, каковы же основные типы загадок? (СЛАЙД)
IV. Закрепление нового материала.
Сейчас проверим, как вы всё поняли. Можете ли вы отличить загадку одного типа от загадки другого типа.
Будете работать в группах. Нужно будет определить тип загадки, расставить номера от самой лёгкой к сложной. У доски расположить в том порядке, который вы определили.
Работа в группах.
1) Золотое решето чёрных домиков полно.
(Это третий тип, потому что здесь переназывание: подсолнух назван «золотым решетом», а семечки – «чёрными домиками». Здесь скрытое сравнение – метафора).
2) Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (Это загадка первого типа. В ней перечислены признаки самой лисы, какая она.)
3) Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (второй тип – отрицательное сравнение).
4) Кругла, как мячик, желта, как солнце, сладка, как сахар, с хвостом, как мышь. (второй тип - открытое сравнение)
- А теперь переверните каждый лист с загадкой другой стороной.
-Молодцы, похоже, что вы действительно поняли главное.
V. Итог урока.
-Итак, с каким жанром народного творчества сегодня работали?
- Какие три основных типа загадок вы для себя открыли? (Встречаются и другие типы загадок, особенно среди авторских).
- С чего начнём следующий урок?
- Какую цель можете поставить на следующий урок? (научиться определять типы загадок, самим сочинять загадки разных типов).
VI. Домашнее задание. - Попробуйте сочинить загадку одного из типов.
- Всем спасибо за работу на уроке.
Самоанализ урока
Урок по предмету «Литературное чтение» проведён в 3 а классе. В классе 22 ученика. На уроке присутствовали 20 учащихся. Обучение в данном классе проводится по развивающей системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. В классе обучаются дети с разным уровнем познавательной активности. В основном, преобладают относительно активные и заинтересованные, стремящиеся к деятельности, требующей нестандартности мышления.
Поэтому вся тактика урока строилась исходя из возрастных и психологических особенностей детей данного класса. Тема урока «Структура жанра «загадка». На изучение этой темы в планировании отводится 3 часа. Это был второй урок. Все программные требования к уроку были учтены и образовательный стандарт реализован.
Поскольку основой успешной деятельности учителя я считаю научить детей строить собственную учебную деятельность триединая цель моего урока такова:
- ознакомление с основными типами построения загадок, их особенностями, отличием друг от друга;
- формирование умения работать в позиции теоретика, анализировать, выделять главное, строить доказательства;
- воспитывать культуру мышления, умение работать в группе, выслушивать мнения членов своей группы и других групп.
С целью активизации мыслительной деятельности учащихся и создания ситуации успеха, на этапе актуализации знаний детям было предложено задание на узнавание изученных малых жанров фольклора. Использована работа в парах. Дети оценили свои знания и знания своих товарищей. Самостоятельно поставили цель урока. Моя функция, как учителя, на данном этапе была организационно-стимулирующая.
На этапе открытия «нового» детям были предложены разные по типу загадки. Была организована коллективная работа. На данном этапе моя цель была: поставить учащихся в позицию теоретика (открытие структуры жанра), создать условия для обсуждения предъявленного задания.
На этапе закрепления проводилась работа в группах, которая позволила определить детям своё знание в вопросах узнавания типа загадок, их отличия друг о друга.
На этапе подведения итогов и рефлексии целью я поставила замотивировать детей на продолжение работы по данной теме в позициях автора и читателя-критика.
Считаю, что поставленные мною цели и задачи урока решить удалось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Я - горожанин!" - лауреат муниципального грантового конкурса социальных проектов "Сыктывкар - город новых идей"
ЗАЯВКАна участие в грантовом конкурсе социальных проектов«Сыктывкар – город новых идей» Направление конкурса Молодежная политика и работа с детьмиНазвание проекта Я – горожанин!О...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».
Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...
Групповой творческий проект учащихся 1 класса "Я-мультипликатор", продукт проекта - "Мультфильм "Зубастый друг"
Данный творческий проект 1-классников в 2011 году на городском конкурсе проектов среди учащихся 1-9 классов стал Лауреатом 1 степени. http://www.youtube.com/watch?v=nCyxy2ScFOo...
Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"
Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....
Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"
Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...
Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект "Мы- пассажиры"
Тема урока: «Мы – пассажиры»Цель: Позн...
Мастер – класс по теме: Проект. Проект? Проект!
Цель моего мастер – класса: показать, как на простом и доступном материале познакомить 1 – классников с алгоритмом выполнения проекта. Данный шаблон подойдёт для любого проекта....