Урок обучения грамоте
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Махусаева Людмила Викторовна

Разработка урока.

Презентация к уроку ищите по ссылке  http://www.proshkolu.ru/user/mahusaeva/folder/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Чтение слов с буквой Ж24.66 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТЕНИЕ СЛОВ С БУКВАМИ Ж и Ш. СОЧЕТАНИЯ ЖИ, ШИ.

Цели: закрепить знания учащихся о согласной букве ж;

познакомить с сочетаниями жи и ши;

развивать речь, логическое мышление, память.

Оборудование: учебник, мультимедиа, буквы и слоги.

Ход урока

  1. Мобилизующая часть урока. Сообщение темы и целей урока.

СЛАЙД 1.

Учитель :

- Мы сегодня отправимся в путешествие на поезде Знаний в страну Жи-Ши-Ляндию. Путешествие наше будет увлекательным и познавательным. Мы с вами побываем во многих местах, найдём новых друзей. Некоторым из них окажем помощь. А чтобы наше путешествие прошло гладко, мы должны показать свои знания. Готовы? Тогда, в путь! Путешествие наше начнётся со станции ЖИШИНО. Мы побываем в РОЩИНО, ЗАРЯДКИНО, ЧАЩИНО, на станции ПОЛЕВАЯ, РЕЧНАЯ, ЗАГАДКИНО.

Но к поезду нас ведёт дорога через препятствия, которые мы должны преодолеть.

  1.  Закрепление опорных знаний.

СЛАЙД 2.

Разминка.

Игра «Доскажите словечко».

Слова на слайде: Жираф, живот, лужа, животик.

1)

Вяжет мама длинный шарф.

Потому что сын ... (жираф).

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе ... (живот).

Лейся, дождь, веселей,

Мы с тобою дружим.

Весело нам бегать

Босиком по ... (лужам).

И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по ... (животикам).

Сегодня все ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные ... (шары).

Если мы растём на ели,

Мы на месте, мы при деле.

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно... (шишек).

2)Стихотворение – шутка.

Дети из веток построили …(шалаш).

А у меня в кармане синий…(карандаш).

Вдруг по полу быстро пробежала…(мышь).

На болоте вырос стройненький… (камыш).

  1. Чтение слов :

 жираф    живот    лужа   животик  шары   шишка   шалаш  карандаш       мышь   камыш

СЛАЙД 3.

  1. .( Звуко-буквенный анализ слова: ЖИВОТИК)

Ученик работает у доски, объясняет обозначение звуков в слове.

Проверка выполненного задания на слайде.

- Вот мы и на перроне. Поезд ждёт пассажиров. А чтобы сесть в вагон, нужен билет.

  1. Игра «Слоговой аукцион».

а) Составляем из слогов слова. (На доске прикреплены различные слоги. Дети выходят и составляют из них слова: лыжи, жара, жало, жаба, лужа, шина, машина, мыши.)

СЛАЙД 4.

б) Игра «Буква потерялась».

Какое слово получится, если добавить звуки  [ж] [ш]:  

Лу    а,       апка,       аба,        кола,   сне   ок,    ма   на,     ивот.

СЛАЙД 5.

- Какие буквосочетания мы встретили в словах?

- Что мы должны знать о сочетаниях ЖИ, ШИ?

СЛАЙД 6.

Вывод:

Сочетания ЖИ, ШИ пиши с буквой И.

В сочетаниях ЖИ и ШИ звуки (Ж) и (Ш) всегда твёрдые, в произношении сочетаний слышится звук (Ы), но пишется (И).

Учитель:

- Вот мы преодолели препятствия и уже готовы сесть в поезд. Но в наше путешествие мы отправляемся не одни, а друзьями.

СЛАЙД 7.

1.Чтение слов с буквами Ж и Ш.

После чтения слов выясняется, что не все пассажиры прибыли на перрон.

Работа с текстом.

А что случилось с Чижами, узнаем из рассказа Л.Н.Толстого «Чиж» с.151

  1. Первичное чтение хорошо читающими детьми.
  2. Ответы на вопросы к тексту.

- Кто был у Вари?

- Где жил Чиж?

- Что сказала Варя Чижу?

- Что ответил Чиж?

- Что мы посоветуем Варе?

- Почему дадим такой совет?

Учитель:

-Все пассажиры в сборе, можно и в путь отправляться. Пока мы добирались до вагона, сильно устали, пора и отдохнуть.

СЛАЙД 8.

Физминутка: 

Приплыли тучи дождевые:

-Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые:

-Пей, рожь, пей!

И рожь, склоняясь до земли,

Пьёт, пьёт, пьёт!

А дождик тёпленький такой

Льёт, льёт, льёт!

СЛАЙД 9. Речная

  1. Наша первая остановка на ст. Речная.

Выполним задание, которое нам предложила проводница.

  1. Чтение слов с сочетаниями ЖИ, ШИ. (Ерши, шалаши, камыши, лужи.)

СЛАЙД 10.

  1. Чтение предложения. (Проезжаем поле ржи, а над ним летят стрижи.)
  2. Словарная работа. Подготовленный ученик делает сообщение о зерновой культуре – рожь.

СЛАЙД 11.

Рожь – это зерновая культура. Из зерен ржи мелят муку. Из ржаной муки пекут хлеб. Такой хлеб называют Ржаным хлебом.

СЛАЙД 12.

  1. Наша вторая остановка  ст. Сказочная.

- Героев, какой сказки мы здесь повстречали? (Русской народной сказки)

- А почему сказка называется Русская народная?

1)  Чтение сказки Мужик и медведь.

2)  Ответы на вопросы к тексту:

- Что посеяли мужик и медведь?

- Что взял мужик?

- Что взял Миша?

- Что произошло через год?

- Что было дальше? (Посоветовать прочитать сказку до конца.)

СЛАЙД 13.

Физминутка.

Стоит в лесу избушка,
А в ней живёт Петрушка.
К нему идут зверушки

Попрыгать – поиграть.

Олени, Носороги,
Медведи из берлоги
Приходят друг за дружкой,
Попрыгать – поиграть.
 

СЛАЙД 14.

Учитель:

Наши друзья должны покинуть нас. Ведь дома их ждут. Давайте поможем добраться им до своих домиков. Если вы легко отгадаете загадки, то животные быстро попадут к себе домой.

Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (ЁЖ)

Это кто там лентой чёрной

К ручейку ползёт проворно?

Сквозь кусты пробрался ловко.

А на маленькой головке

Пятна жёлтые видны.

Все об этом знать должны. (УЖ)

Колюч, да не ёж.

Кто же это? Это… (ЁРШ)

В подполье и в поле

Живёт она в норке,

Серая малышка

Кто же это? …(МЫШКА)

- Молодцы, ребята! наши друзья уже дома. Нам тоже пора заканчивать наше путешествие.

СЛАЙД 15.

Итог урока:

- На какое правило нам встретились в пути слова?

 - Что нового узнали на уроке?

- Какие задания были трудными?

      - Что мы должны помнить?

СЛАЙД 16.

Запомни: Лыжи, мыши и ужи с буквой И всегда пиши!

СЛАЙД 17.

Урок окончен. До свидания!

Рожь – это зерновая культура. Из зерен ржи мелят муку.

Из ржаной муки пекут хлеб. Такой хлеб называют Ржаным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....