Урок литературного чтения «Былины».
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Батурова Татьяна Владимировна

 

Тема урока:

 «Былины. «Добрыня и Змея»».

Учебные задачи:

  • уточнить и расширить знания о разнообразии жанров устного народного творчества;
  • познакомить с понятием о былине как жанре фольклора и ее особенностями (напевность, особенности языка, повторы, устойчивые эпитеты);
  • дать представление о былинных героях – положительных и отрицательных;
  • учить художественному рассказыванию и пересказу по плану;
  • формировать умение работать с книгой: правильно называть издание, пользоваться титульным листом и оглавлением, сравнивать книги с одним и тем же произведением

Учебные умения:

·         называть правильно былины и выделять их особенности;

·         сравнивать героев – положительных и отрицательных;

·         пересказывать по плану былины и отдельные эпизоды;

·         читать выразительно тексты былин или эпизоды из них (описание былинных героев, их подвигов и чудес);

·         самостоятельно рассказывать о прочитанной книге с былинами;

·         сравнивать былины о подвигах одних и тех же героев, характеризовать особенности речи сказителей (былинщиков).

Оборудование:

·         учебники «Литературное чтение». 3 класс.

Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова.

·         тетради «Литературное чтение» №1, №2.

3 класс. Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова.

·         карточки со схемами;

·         интерактивная доска;

·         диск с презентацией «Былины».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_3kl.2byliny.doc218.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №1.

 

Литературное чтение. 3 класс.

Устное народное творчество

Тема урока: «Былины».

Учитель нач. классов МБОУ СОШ №1: Батурова Т.В.

 

Станица Брюховецкая.

2011 год.

Тема урока:

 «Былины. «Добрыня и Змея»».

Учебные задачи:

  1. уточнить и расширить знания о разнообразии жанров устного народного творчества;
  2. познакомить с понятием о былине как жанре фольклора и ее особенностями (напевность, особенности языка, повторы, устойчивые эпитеты);
  3. дать представление о былинных героях – положительных и отрицательных;
  4. учить художественному рассказыванию и пересказу по плану;
  5. формировать умение работать с книгой: правильно называть издание, пользоваться титульным листом и оглавлением, сравнивать книги с одним и тем же произведением

Учебные умения:

  1. называть правильно былины и выделять их особенности;
  2. сравнивать героев – положительных и отрицательных;
  3. пересказывать по плану былины и отдельные эпизоды;
  4. читать выразительно тексты былин или эпизоды из них (описание былинных героев, их подвигов и чудес);
  5. самостоятельно рассказывать о прочитанной книге с былинами;
  6. сравнивать былины о подвигах одних и тех же героев, характеризовать особенности речи сказителей (былинщиков).

Оборудование:

  1. учебники «Литературное чтение». 3 класс.

Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова.

  1. тетради «Литературное чтение» №1, №2.

3 класс. Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова.

  1. карточки со схемами;
  2. интерактивная доска;
  3. диск с презентацией «Былины».

Ход урока:

Повторение: устное народное творчество.

  1. Самостоятельное чтение вводной статьи «Обрати внимание».
  2. Работа со схемой «Живой цветок»: повторение жанров фольклора и подтверждение ответа названием произведения данного жанра.

Эту работу проводим для проверки уровня начитанности и знания произведений фольклора. Для этого подготовлены карточки со схемами для всех учеников.

        

Учащиеся записывают в схему только тот жанр, который они могут подтвердить знанием произведения. Н-р, пишут «Загадки» только те учащиеся, которые знают хотя бы одну загадку.

Проверка самостоятельной работы на интерактивной доске (фронтально с подтверждением ответа знанием хотя бы одного произведения данного жанра). Последним рассматривается жанр «былина».

Обобщение знаний о былинах:

- слайд в презентации;

- чтение статьи «Читаем былины».

Вспоминаем героев земли русской. (Слайд в презентации В.М.Васнецов «Богатыри»).

Работа на интерактивной доске с «Прожектором», рассматривание богатырей, их описание, характеристика.

Работа со схемой «Былинные богатыри».

Мы вспомнили имена известных всему миру русских богатырей,  запишем их в схему. Выясним, какие богатыри известны еще. А вот те строки, которые остались незаполненными, мы заполним по мере того, как будем читать былины на следующих уроках.

Работа с былиной «Добрыня и Змея»: первичное восприятие (слушание или самостоятельное чтение, выполнение заданий к тексту и аналитическое чтение), словарная работа с опорой на интерактивную доску «Словарь»)

Самостоятельная работа с текстом выполняется по группам.

 1 группа (сильная) должна найти и прочитать описание поединков Добрыни.

 2 группа (средняя) – найти эпизод: проводы Добрыни.

3 группа (слабая) – прочитать начало былины под руководством учителя.

Работа всем классом. Учащиеся 3-й группы по очереди читают вслух начало былины, затем чтение продолжают учащиеся 2-й  и 1-й групп. Все следят по тексту. В заключении оценивается  чтение.

Работа в тетради: выполнение заданий к тексту:  задание «Выбор». Требуется подчеркнуть слова, которые говорят о том, как князь Владимир относился к Добрыне.

Учащиеся учатся видеть детали, которыми автор пользуется для изображения своих героев. При проверке дети должны  прокомментировать свой выбор.

Проверка выполнения заданий в тетради.

Дополнение схемы плана былины  на интерактивной доске ( слайд «Дополните план»).

Задание на дом: подготовка выразительного чтения отрывка «Наказы матушки Добрыне» (см. памятку в учебнике); выполнение заданий по тетради.( по усмотрению)

фольклор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Былина-фольклорный жанр".

Урок о богатырях русских и современных....

Интегрированный урок литературного чтения и музыки по теме: "Герои русских былин в литературных и музыкальных произведениях".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3738910","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"width: 48px; height: 47px;","width":"480"}}]]Интегрированный урок литер...

Урок литературного чтения "Былины".

Урок литературного чтения "Былины"....

Урок литературного чтения "Былины и богатырские сказки"

Цели урока: 1. Повторить и систематизировать знания детей, вспомнить былины и богатырские сказки.2.  Совершенствовать навык чтения (правильность, осознанность, выразительность).3. Развивать ...

Урок литературного чтения «Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом»

Урок литературного чтения «Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом»Тип урока: урок знакомства с литературным произведением.Дидактическая цель: организовать совместно-поис...

Урок литературного чтения в 4 классе "Былина и её герои. Особенности былины как жанра. Былина "Ильины три поездочки""

Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Урок освоения нового материала. Педагогические задачи: мотивировать учащихся на прочтение былин, пробудить интерес к истории своей страны, расширить пре...