Урок литературного чтения «Былины».
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Тема урока:
«Былины. «Добрыня и Змея»».
Учебные задачи:
- уточнить и расширить знания о разнообразии жанров устного народного творчества;
- познакомить с понятием о былине как жанре фольклора и ее особенностями (напевность, особенности языка, повторы, устойчивые эпитеты);
- дать представление о былинных героях – положительных и отрицательных;
- учить художественному рассказыванию и пересказу по плану;
- формировать умение работать с книгой: правильно называть издание, пользоваться титульным листом и оглавлением, сравнивать книги с одним и тем же произведением
Учебные умения:
· называть правильно былины и выделять их особенности;
· сравнивать героев – положительных и отрицательных;
· пересказывать по плану былины и отдельные эпизоды;
· читать выразительно тексты былин или эпизоды из них (описание былинных героев, их подвигов и чудес);
· самостоятельно рассказывать о прочитанной книге с былинами;
· сравнивать былины о подвигах одних и тех же героев, характеризовать особенности речи сказителей (былинщиков).
Оборудование:
· учебники «Литературное чтение». 3 класс.
Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова.
· тетради «Литературное чтение» №1, №2.
3 класс. Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова.
· карточки со схемами;
· интерактивная доска;
· диск с презентацией «Былины».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 218.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №1.
Литературное чтение. 3 класс.
Устное народное творчество
Тема урока: «Былины».
Учитель нач. классов МБОУ СОШ №1: Батурова Т.В.
Станица Брюховецкая.
2011 год.
Тема урока:
«Былины. «Добрыня и Змея»».
Учебные задачи:
- уточнить и расширить знания о разнообразии жанров устного народного творчества;
- познакомить с понятием о былине как жанре фольклора и ее особенностями (напевность, особенности языка, повторы, устойчивые эпитеты);
- дать представление о былинных героях – положительных и отрицательных;
- учить художественному рассказыванию и пересказу по плану;
- формировать умение работать с книгой: правильно называть издание, пользоваться титульным листом и оглавлением, сравнивать книги с одним и тем же произведением
Учебные умения:
- называть правильно былины и выделять их особенности;
- сравнивать героев – положительных и отрицательных;
- пересказывать по плану былины и отдельные эпизоды;
- читать выразительно тексты былин или эпизоды из них (описание былинных героев, их подвигов и чудес);
- самостоятельно рассказывать о прочитанной книге с былинами;
- сравнивать былины о подвигах одних и тех же героев, характеризовать особенности речи сказителей (былинщиков).
Оборудование:
- учебники «Литературное чтение». 3 класс.
Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова.
- тетради «Литературное чтение» №1, №2.
3 класс. Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова.
- карточки со схемами;
- интерактивная доска;
- диск с презентацией «Былины».
Ход урока:
Повторение: устное народное творчество.
- Самостоятельное чтение вводной статьи «Обрати внимание».
- Работа со схемой «Живой цветок»: повторение жанров фольклора и подтверждение ответа названием произведения данного жанра.
Эту работу проводим для проверки уровня начитанности и знания произведений фольклора. Для этого подготовлены карточки со схемами для всех учеников.
Учащиеся записывают в схему только тот жанр, который они могут подтвердить знанием произведения. Н-р, пишут «Загадки» только те учащиеся, которые знают хотя бы одну загадку.
Проверка самостоятельной работы на интерактивной доске (фронтально с подтверждением ответа знанием хотя бы одного произведения данного жанра). Последним рассматривается жанр «былина».
Обобщение знаний о былинах:
- слайд в презентации;
- чтение статьи «Читаем былины».
Вспоминаем героев земли русской. (Слайд в презентации В.М.Васнецов «Богатыри»).
Работа на интерактивной доске с «Прожектором», рассматривание богатырей, их описание, характеристика.
Работа со схемой «Былинные богатыри».
Мы вспомнили имена известных всему миру русских богатырей, запишем их в схему. Выясним, какие богатыри известны еще. А вот те строки, которые остались незаполненными, мы заполним по мере того, как будем читать былины на следующих уроках.
Работа с былиной «Добрыня и Змея»: первичное восприятие (слушание или самостоятельное чтение, выполнение заданий к тексту и аналитическое чтение), словарная работа с опорой на интерактивную доску «Словарь»)
Самостоятельная работа с текстом выполняется по группам.
1 группа (сильная) должна найти и прочитать описание поединков Добрыни.
2 группа (средняя) – найти эпизод: проводы Добрыни.
3 группа (слабая) – прочитать начало былины под руководством учителя.
Работа всем классом. Учащиеся 3-й группы по очереди читают вслух начало былины, затем чтение продолжают учащиеся 2-й и 1-й групп. Все следят по тексту. В заключении оценивается чтение.
Работа в тетради: выполнение заданий к тексту: задание «Выбор». Требуется подчеркнуть слова, которые говорят о том, как князь Владимир относился к Добрыне.
Учащиеся учатся видеть детали, которыми автор пользуется для изображения своих героев. При проверке дети должны прокомментировать свой выбор.
Проверка выполнения заданий в тетради.
Дополнение схемы плана былины на интерактивной доске ( слайд «Дополните план»).
Задание на дом: подготовка выразительного чтения отрывка «Наказы матушки Добрыне» (см. памятку в учебнике); выполнение заданий по тетради.( по усмотрению)
фольклор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/19/picture-220076-1363665083.jpg)
Интегрированный урок литературного чтения и музыки по теме: "Герои русских былин в литературных и музыкальных произведениях".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3738910","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"width: 48px; height: 47px;","width":"480"}}]]Интегрированный урок литер...
Урок литературного чтения "Былины и богатырские сказки"
Цели урока: 1. Повторить и систематизировать знания детей, вспомнить былины и богатырские сказки.2. Совершенствовать навык чтения (правильность, осознанность, выразительность).3. Развивать ...
![](/sites/ap.nsportal.ru/files/pictures/2016/02/06/picture-750779-1454761249.jpg)
Урок литературного чтения «Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом»
Урок литературного чтения «Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом»Тип урока: урок знакомства с литературным произведением.Дидактическая цель: организовать совместно-поис...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/05/picture-998558-1528169739.jpg)
Урок литературного чтения в 4 классе "Былина и её герои. Особенности былины как жанра. Былина "Ильины три поездочки""
Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Урок освоения нового материала. Педагогические задачи: мотивировать учащихся на прочтение былин, пробудить интерес к истории своей страны, расширить пре...