Урок литературного чтения в 4 классе "Былина и её герои. Особенности былины как жанра. Былина "Ильины три поездочки""
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Урок освоения нового материала. Педагогические задачи: мотивировать учащихся на прочтение былин, пробудить интерес к истории своей страны, расширить представления о жанрах устного народного творчества В конспекте содержание деятельности учителя, учащихся, формируемые способы деятельности учащегося. на уроке организация работы в группах, знакомство с информационным материалом,анализ произведения, сообщения групп. Самоанализ, оценка своей работы по шкале оценивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya.docx | 35.46 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕЕ
БЫЛИНА И ЕЕ ГЕРОИ. ОСОБЕННОСТИ БЫЛИНЫ КАК ЖАНРА.
БЫЛИНА «ИЛЬИНЫ ТРИ ПОЕЗДОЧКИ»
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: мотивировать школьников на прочтение былин; пробудить интерес к истории своей страны; расширить представления обучающихся о жанрах устного народного творчества; продолжить формирование национального самосознания, уважения к истории своей страны | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся научатся толковать своими словами понятия:былина, богатырь, застава, князь, доспехи, кольчуга, палица | Метапредметные: Познавательные: находить в словаре толкование незнакомого слова; работать с информацией, предложенной учителем на уроке, выделять главное, систематизировать выделенную информацию, оформлять ее в доступной для слушателей форме. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, исходя из темы урока, планировать этапы решения учебной задачи; оценивать свои результаты. Коммуникативные: работать сообща в группе над информационными материалами, совместно их обсуждать, предлагать свои варианты оформления информации для сообщения слушателям; активно слушать сообщения одноклассников по теме урока | Личностные: проявлять интерес к истории своей страны и былине как новому жанру; формулировать свое отношение к воспринимаемой информации; стремиться узнавать больше об истории своей страны и проявлять желание познакомиться с былинами, прочитать их на ближайших уроках |
Образовательные ресурсы: экран или интерактивная доска, видеозапись художественного фильма «Илья Муромец» |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося | Формируемые способы деятельности учащегося |
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Выразительно читают летопись «И вспомнил Олег коня своего». Оценивают выступления учащихся. Рассказывают о том, как прошло прослушивание и обсуждение солдатской песни в семье | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. С каким словом вы встречаетесь впервые? – Может быть, кто-то уже слышал слово «былина? Что оно могло бы обозначать? – Определите цели урока, используя опорные – Постарайтесь определить учебную задачу урока. Что будет главным и что вы хотите узнать нового? – Вы узнаете, кто такие богатыри, почему так много различных произведений им посвящено. Также вы познакомитесь с картиной русского художника – Как вы думаете, каков будет план действий, что необходимо для достижения результата? – Главными героями былин являются народные герои – богатыри. Богатыри любят родную землю, стоят на страже ее границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Они являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека. Их не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Дунай-сват, Василий Казимирович, Сухман вызывают у нас восхищение, радость, веру в силы народные. Итак, былины – это, прежде всего, героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников Русской земли | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. – Мы хотим узнать, что такое «былина», каковы ее особенности. Предлагают план действий: 1. Посмотреть в словаре, что такое былина, кто такие богатыри. 2. Познакомиться с дополнительной литературой: поискать информацию в Интернете или энциклопедических изданиях | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
III. Работа | Организует работу в группах. Объявляет задание каждой группе. Задание для 1-й группы: найдите в словарях определение былины, узнайте, кто такие богатыри, запишите имена самых известных русских богатырей. Карточка для 1-й группы (см. ресурсный материал) | Делятся на группы, получают карточки с заданиями и информационный материал, с которым учащиеся должны будут поработать. Сообщение первой группы. Находят в словаре определение былины, записывают имена богатырей, рассказывают о богатырях | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону |
Задание для 2-й группы: узнайте, как возникли былины на Руси, как раньше они назывались. Найдите материал о князе Владимире Красно Солнышко. Карточка для 2-й группы (см. ресурсный материал) | Сообщение второй группы. Показывают на слайде икону с изображением святого князя Владимира, правившего на Руси в конце X – начале XI века. Рассказывают об истории возникновения былин на Руси, о князе Владимире Красно Солнышко | ||
Задание для 3-й группы: узнайте, почему былина относится к жанрам устного народного творчества; кто был автором и исполнителем былинных сказаний. Карточка для 3-й группы (см. ресурсный материал) | Сообщение третьей группы. Рассказывают об исполнении былин гуслярами, включают для прослушивания «Былину об Илье Муромце» в исполнении ансамбля «Купина» (солист-гусляр – Дмитрий Волков) | ||
Задание для 4-й группы: узнайте, что роднит былину с русской народной сказкой. Карточка для 4-й группы (см. ресурсный материал) | Сообщение четвертой группы (см. ресурсный материал). Составляют сравнительную таблицу | ||
Задание для 5-й группы: найдите информацию о русском художнике В. М. Васнецове, об истории создания картины «Богатыри». Карточка для 5-й группы (см. ресурсный материал) | Сообщение пятой группы (см. ресурсный материал). Показывают на слайде портрет В. М. Васнецова, репродукцию картины «Богатыри». | ||
Задание для 6-й группы: найдите информацию о богатыре Илье Муромце, о том, как он стал святым. Карточка для 6-й группы (см. ресурсный материал) | Сообщение шестой группы. Рассказывают о том, как Илья Муромец стал святым. Предлагают посмотреть начало художественного фильма «Илья Муромец». После просмотра нескольких эпизодов фильма | ||
IV. Домашнее задание | Знакомит и объясняет домашнее задание. Вспомнить материал урока, записать в тетрадь главные мысли по теме сегодняшнего урока, которые хотелось бы запомнить надолго. Обосновать свой выбор. Досмотреть художественный фильм «Илья Муромец», написать небольшой отзыв о своих впечатлениях. | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные |
V. Итог урока. Рефлексия | Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения, подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С чем вы познакомились на уроке? Что было особенно интересно? О чем еще хотелось бы узнать? – Кому из вас захотелось прочитать былины? Поднимите руки. Я надеюсь, что встреча с былинами будет для вас так же интересна, как и материал, который вы сегодня собрали | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Оценивают свою работу на уроке с помощью следующих утверждений по шкале оценивания («0», «+», «–», «?»): Я знаю, что такое былина, и могу объяснить это своими словами. Я знаю, кто такие богатыри, и могу назвать их имена. Я могу назвать три характеристики, объединяющие русскую народную сказку и былину. Я могу назвать картину Васнецова, на которой изображены русские богатыри. Я могу пересказать начало фильма «Илья Муромец» | Осуществлять |
VI. Домашнее задание | Сделать лэпбук «Народные герои - богатыри». | Защита своего лэпбука. Презентация своей работы. | Осуществлять презентацию своей работы. |
Ресурсный материал к уроку
Работа в группах
Карточка для 1-й группы.
На Руси известно около 50 богатырей-воинов, которым посвящены былинные сюжеты. Самих сюжетов известно около ста. Богатыри старшего поколения: пахарь Микула Селянинович, Святогор, Вольга Святославович.
Святогор – великан «величиной с гору», обладает немереной силой. В конце жизни передал свою силу Илье Муромцу.
Микула Селянинович – крестьянин, пахарь, скромный труженик, носит с собой суму с «тягой земной» (силой всей Русской земли), которую не может поднять даже сам Святогор.
Вольга Святославович – волхв (волшебник), оборотень и охотник. Умеет превращаться в разных животных (волка или орла), совершил путешествие в Индию.
Также выделяются богатыри, относящиеся к младшему поколению. Самых известных из них три: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. У всех трех богатырей есть исторические прототипы (реальные люди). Летописи сохранили сведения о Добрыне (от слова «добрый») – дяде Владимира Красно Солнышко, Алёше Поповиче (поповском сыне), Илье Муромце – крестьянском сыне, защитнике вдов, сирот и малых детушек. Каждый богатырь имеет свои достоинства, свое лицо: Добрыня Никитич – дипломат и храбрый змееборец, Алёша Попович – молодой, нетерпеливый, любящий прихвастнуть, но смелый и отважный.
Карточка для 2-й группы.
Былины – это песни о подвигах богатырей. Раньше назывались старинами. Былины имеют историческую основу. Действия во многих из них связаны с городами Великим Новгородом и Киевом, где правил князь Владимир Красно Солнышко. Произошли былины из древних песен и легенд. Возникли они во времена княжеских ссор и распрей. Главная мысль былин – защита Родины от врагов, служба богатыря князю.
Князь Владимир – внук князя Игоря, о котором сказано А. С. Пушкиным в произведении «Песнь о вещем Олеге» («Князь Игорь и Ольга на холме сидят...»). Он был не только князем киевским, правителем всей Руси. Именно благодаря ему на Руси было принято христианство, и поэтому он почитается церковью как святой и равноапостольный (равный апостолам – ученикам Иисуса Христа). Он получил в народе прозвище Красно Солнышко и являлся фигурой, вокруг которой объединилось большинство богатырей – героев древнерусских былин.
Карточка для 3-й группы.
Былина относится к жанрам устного народного творчества, потому что былины, так же как и сказки, передавались из уст в уста. Так как былины передавались от одного человека к другому в устной форме, то они многовариантны. Об одном и том же богатыре сложено множество былин, которые могли иметь несколько различных вариантов. Сюжеты многих из них похожи, они имеют лишь некоторые отличия. Сочинялись былины простыми людьми, часто музыкантами, которые исполняли былины под гусли. Таких исполнителей называли боянами. Они ходили по деревням и селам и там, перебирая гусли, нараспев рассказывали о подвигах русских богатырей. Былинное слово особенно красиво, торжественно, напевно и поэтично. В былинном стихе легко улавливается ритм, поэтому былину легко было исполнять под гусли.
Карточка для 4-й группы.
По своему строению былина похожа на сказку. В сказке есть зачин – краткое вступление. В былине он называется запев. Основная часть – рассказ о самом подвиге. События основной части былины могут иметь повторы, как и в сказке. Концовку былины называют исходом.
В былинах много постоянных эпитетов (туча черная, красна девица, белый камень, красно золото, ночь темная-растемная и др.); повторов одних и тех же речевых оборотов и целых сцен; гипербол – художественных преувеличений («Разрывала, расщепляла стрела старый дуб во щепу, во черенки. Череночки да щепочки разлетелись, угодили они во разбойников да всех до одного в одночасье погубили подряд!»); слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кустики низовенькие, камушки кремневенькие, ходовитые разбойнички, псы – ночные подорожнички и др.). Все это помогает выразить отношение к героям былины – симпатию и любовь или осуждение и страх. Например, преувеличение силы богатыря нужно для того, чтобы показать его мощь, храбрость и в то же время выразить восхищение могучим защитником Родины.
Сообщение четвертой группы.
Сказка | Былина |
Зачин | Запев |
Концовка | Исход |
Повторы слов, фраз, целых эпизодов | Повторы слов, фраз, целых эпизодов |
Постоянные эпитеты | Постоянные эпитеты |
Преувеличения | Преувеличения |
Карточка для 5-й группы.
Виктор Михайлович Васнецов любил русскую историю, он написал много картин на сказочные сюжеты. Наиболее известные из них – «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке», «Спящая царевна», «Ковер-самолет», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна».
«Богатыри» – самая знаменитая картина В. М. Васнецова. Первый набросок картины «Богатыри» В. М. Васнецов сделал в 1871 году. А позже, в 1876 году, в Париже, когда ощутил острую тоску по Родине, на глазах у ошеломленного художника В. Д. Поленова написал эскиз будущей картины. «Как хочется работать!» – с такими словами обратился В. М. Васнецов к В. Д. Поленову. Тот подал ему холст и краски и сказал: «Пиши!» Когда В. М. Васнецов создавал образы русских богатырей, он вспоминал мощные дубы, которые росли в усадьбе Абрамцево. В. М. Васнецов вспоминал, что, когда он любовался «кряжистыми великанами», невольно пришла на ум мысль: «Это ведь наша матушка Русь... Ее, как и дубы, голыми руками не возьмешь. Не страшны ей ни метели, ни ураганы, ни пронесшиеся столетия». Завершена картина была только к 1898 году, через 27 лет. Современники свидетельствовали о том, что сам В. М. Васнецов был человеком физически сильным, застенчивым и простодушным. Привлекали в В. М. Васнецове и его искренность, предельная честность, свежесть чувств и глубина душевных переживаний.
Сообщение пятой группы.
В. М. Васнецов любил и знал родную историю, и его картина «Богатыри» повествует о беспокойном и тревожном времени, в которое жили русские богатыри. Тревожность «былинного» времени на картине передается особыми выразительными средствами: неспокойное, низкое предгрозовое небо, клубящиеся тучи. Неподвижны ли они? Нет, их гонит сильный степной ветер, ветром разметаны косматые гривы богатырских лошадей. Посреди беспредельно широкой степи остановились богатыри. С тревогой зорко всматриваются они вдаль. Когда необходимо, они вступают в битву с врагами Русской земли, их победа имеет решающее значение для всего Русского государства. Богатыри исполняют святое дело защиты Родины. Их лица строги, одухотворены этой высокой идеей. Выражение лиц богатырей показывает твердую уверенность в правоте своего дела. Подумайте, зачем на переднем плане картины прямо у ног богатырских лошадей художник нарисовал маленькие сосенки и елочки. Молодые, зеленые, хрупкие деревца контрастируют с могучими всадниками: так художник хотел подчеркнуть силу и мощь богатырей. Также для этого он изобразил фигуры богатырей и лошадей больше натуральной величины и высоко поднял линию горизонта. Зритель смотрит на богатырей как бы снизу вверх – от этого усиливается впечатление величия и монументальности их образов...
В центре на исполинском вороном коне сидит Илья Муромец. Приложил он десницу (правую руку) к челу, зорко всматривается вдаль.
Илья – самый могучий богатырь. Кажется, с удивительной легкостью держит Илья «палицу булатную сорока пудов», и рука его не сгибается от такой тяжести. Красное древко огромного копья кажется тонким на фоне мощной широкоплечей фигуры богатыря. Илья – самый старший, опытный из богатырей. Густая седая прядь выбилась у него из-под шлема, серебряные нити сверкают в его в бороде. Илья – крестьянин, на нем простой шлем и обычная кольчуга. Конь Ильи под стать богатырю, такой же мощный, сильный. Стоит конь спокойно, но во всем его облике чувствуется напряженность, собранность. Ушли копыта в землю под тяжестью всадника. Двинься он сейчас, и, кажется, загудит земля, вихрем промчится он по степи, оставляя за собой облако клубящейся пыли. Илья чаще других стоит на заставе богатырской, чаще других вступает в бой с врагами земли Русской. Илья Муромец известен как победитель Соловья-разбойника, он один уничтожил четыреста разбойников, истребил несметные полчища врагов во главе с Идолищем поганым и Калином-царем. По правую руку от Ильи Муромца сидит на коне Добрыня Никитич, о котором также сохранились упоминания в летописях. Добрыня – победитель злого Змея Горыныча и Батыги (Батыя). Былины рассказывают, что Добрыня знатного происхождения, он сын рязанского князя. На картине Добрыня выделяется нарядностью одежды и красотой воинского снаряжения. Сверкает серебром его кольчуга и щит заморской работы, украшенный жемчугами. Огромный меч готов выхватить Добрыня из золотых ножен. Красавец белый конь (в былинах его называют ласково «Белеюшко») стоит в нарядной сбруе с золотыми украшениями. Ветер растрепал его густую гриву, распушил хвост. Строг, справедлив, благороден Добрыня Никитич. На груди его заметен крест. Так В. М. Васнецов отразил исторический факт, почерпнутый из летописей, что Добрыня был сподвижником князя Владимира, крестителя Руси. Образ Добрыни был особенно близок В. М. Васнецову.
По левую руку от Ильи Муромца находится самый молодой богатырь – Алёша Попович. Это прозвище говорит о том, что происходит он из семьи священника. Летописи упоминают о двух разных богатырях – Алексее и Александре Поповичах. Один их них служил князю Владимиру и получил за храбрость золотую гривну, другой погиб в битве на реке Калке.
Былины говорят о том, что врага побеждает Алёша не столько своей богатырской силой, сколько ловкостью, хитростью, находчивостью. Однажды сказал он Тугарину Змею, что позади него войско, а когда тот обернулся, то убил его. Ярко-рыжий его конь не такой мощный, как у других богатырей, он к чему-то внимательно прислушивается, принюхивается. И пусть он уступит другим богатырским коням в силе, но зато уж наверняка превзойдет их в легкости и стремительности бега. В отличие от своих собратьев вооружен Алёша легче. В руках у него лишь «тугой лук разрывчатый» да «стрелочка каленая», виднеется рукоятка богатырского меча, зато можно приметить «гусельки яровчатые».
При всей непохожести характеров и обликов богатырей на картине они составляют единое целое. Былины говорят о том, что эти богатыри – крестовые братья, это значит, что заключили они договор побратимства, обменялись нательными крестами, условились о согласии в действиях, поклялись помогать и служить друг другу.
Карточка для 6-й группы.
Илья Муромец – самый известный, но в то же время самый загадочный герой русского эпоса. Над разрешением загадок, связанных с именем Ильи, уже почти два столетия бьются ученые разных специальностей, но тайны остаются до сих пор. И даже сегодня для многих современных людей является открытием тот факт, что популярный герой-богатырь Илья Муромец почитается святым Русской православной церковью.
Интересна история о том, как Илья Муромец был причислен к лику святых. После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения Илия (таков церковный вариант имени) принимает решение окончить свои дни иноком (монахом) и постригается в Феодосиев монастырь, ныне Киево-Печерскую лавру (расположенную в городе Киеве на Украине). Раньше такой шаг для воина считался вполне традиционным – сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные.
Умер Илья Муромец, будучи монахом Киево-Печерской лавры. Первоначально он был захоронен на почетном месте (где и князей-то не всех хоронили) в усыпальнице для князей в киевском храме Святой Софии. Даже бояре не мечтали о погребении своем в храме Софии Киевской, так как для них это была честь неслыханная! А Илья Муромец был крестьянский сын. Впоследствии его гробница была разрушена. Тогда мощи (тело святого) были перенесены в Киево-Печерскую лавру, где они покоятся и поныне.
Ученые исследовали мощи (тело) Ильи и установили, что богатырь действительно был крупным человеком. На левой руке и в области левой груди обнаружены большие раны, что говорит о его принадлежности к воинам. Определен возраст Ильи – 40–55 лет, выявлены изменения в позвоночнике, которые позволяют говорить о перенесенной в юности болезни конечностей (в былине сказано, что «Илья сиднем сидел тридцать лет и три года», у него «болели ноженьки»).
День памяти святого Илии отмечается 1 января. Святому Илие Муромцу не было составлено церковного жития (рассказа о его жизни). Но полная биография богатыря от рождения и исцеления до кончины отражена в русских былинах.
На сегодняшний день известно и то, что частички мощей святого Илии Муромца хранятся в церкви Воскресения на Дебре в городе Костроме. Как и когда они туда попали, до сих пор неизвестно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 1 класс ( программа "Перспективная начальная школа")Тема: «Малые жанры устного народного творчества» (использование проектной технологии обучения)
“Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. ...
Интегрированный урок литературного чтения и музыки по теме: "Герои русских былин в литературных и музыкальных произведениях".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3738910","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"width: 48px; height: 47px;","width":"480"}}]]Интегрированный урок литер...
Конспект и презентация к уроку литературного чтения (с элементами исследования) «Рождение героя в сказках»
Урок с использованием ИКТ проведён в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» по учебнику Н.А. Чураковой «Литературное чтение». Глава «Как рождается герой». Это первый урок в главе ...
урок литературного чтения "Влияние доброго поступка на героев произведений" 3 класс система Занкова
на примере изученного материала проследить за влиянием доброго поступка на эволюцию развития образов героев рассказов В.П. Железникова, Ю.Я. Яковлева...
Конспект урока литературного чтения «Работа над образами главных героев сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» 2 класс.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге; метапредметные: регулятивные — формулирование учебной...
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме "Летописи. Былины. Жития."
Урок построен в виде телевизионной игры «Своя игра». Отличие в том, что ребята играют не индивидуально, а коллективно. Класс делится на 2 команды или 3 команды (по рядам)....
Урок литературного чтения по теме «Произведения Л. Н. Толстого. Былина «Святогор- богатырь»
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используется работа в статических парах, работа в группах "обучение в команде". Формируются регулятивные универсальные учебны...