Реализация регионального компонента на уроках литературного чтения через произведения В. Бианки
материал по чтению по теме

Бельтикова Анна Сергеевна

Научная работа. Можно использовать как методическое пособие при изучении произведений Бианки, содержит биографию, комплекс мероприятий.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3 

ГЛАВА1. Региональный компонент – составная часть обучения чтению в начальной школе…………………………………………………………………….5

 1.1 Региональный компонент и его включение в образовательный процесс        

              1.1.1 Понятие региональный компонент…………………………………..5

             1.1.2 Формы реализации регионального компонента……………………..6

   1.1.3 Развитие регионального компонента в литературе и образовательном процессе………………………………………………………………………..10

1.2 Связь творчества В.В.Бианки с понятием региональный компонент……..15

1.2.1 Вклад В.Бианки в научную и литературную деятельность…………15

1.2.2 Истоки творчества В.В. Бианки………………………………………17

1.2.3 Научная и литературная деятельность В.В. Бианки………………...19

ГЛАВА 2. Книги В. Бианки – энциклопедия научных знаний……………….22

2.1 Анализ учебников чтения для начальной школы…………………………..25

2.2 Богатство мира природы в произведениях  В. В. Бианки………………… 27

2.3 Бианки – основоположник научной сказки…………………………………30

2.4 Воспитательная ценность произведений В.В. Бианки……………………..35

ГЛАВА 3. Практическое исследование по использованию регионального компонента через произведения В.В. Бианки………………………………… 37

Заключение…………………………………………………………………………40

Список литературы……………………………………………………………….42

Приложения

Введение

    Воспитание любви к природе – один из аспектов формирования эмоциональной культуры, которая закладывается в раннем детстве. Формирование в детях культуры эмоций предполагает обращение к текстам произведений детской литературы. Каждое произведение, написанное для детей, несет в себе кроме информации заряд эмоций и решает воспитательные задачи. Изучение тщательно подобранных текстов произведений художественной литературы о природе на уроках чтения, литературного слушания и внеклассного чтения способствуют не только формированию эмоционального мира и создания неповторимого образа, но и заинтересовывают детей окружающим миром и учит правильно к нему относиться.

    Воспитание интереса и любви к природе не может проходить без  непосредственного контакта и взаимодействия с окружающей средой, поэтому нужно в первую очередь научить детей любить родную природу, природу своего края, региона.

   Изучая региональный компонент в детской литературе можно выделить ряд писателей, которые в своем творчестве описывали природу именно Алтайского края. Одним из этих писателей является В.В.Бианки.

   В.В. Бианки в своих произведениях раскрывал именно эту тему: он описывал природный мир нашей страны и, в частности, природу Алтайского края. Тема бережного отношения к природе является актуальной и в настоящее время, так как существует немало проблем из-за  халатного отношения к окружающей нас среде.      

    Актуальность темы заключается в том, что сейчас большое внимание уделяется защите окружающей среды. Реализация регионального компонента через детскую литературу может эмоционально повлиять на внутренний мир ребенка, заинтересовать его окружающим миром и научить правильно вести себя в природе. При изучении данной темы возникают противоречия между необходимостью воспитания любви к природе и разработанностью способов формирования этого качества.

       Проблема в том, какие педагогические способы позволят осуществлять                                воспитание  любви к природе на примере творчества В.В.Бианки.

     Объект исследования – целостный образовательный процесс в начальной школе.

     Предмет исследования – способы реализации регионального компонента на примере произведений В.В Бианки.

      Целью исследования является разработка способов реализации регионального компонента на примере произведений В.В.Бианки.

       Гипотеза: предполагается, что разработанные способы воспитания любви к природе в реализации регионального компонента на уроках чтения через произведения В.В.Бианки  помогут учащимся заинтересоваться окружающим миром и участвовать в мероприятиях по охране окружающей среды.

    Задачи исследования:

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Проанализировать учебники по чтению.

3.Провести анализ методической литературы с целью выявления способов воспитания любви к природе.

4. Провести отбор уроков и внеклассных мероприятий из опыта учителей для практической части.

5. Экспериментально проверить эффективность способов воспитания любви к природе  при изучении произведений В.В.Бианки.

6. Спланировать и провести практическое исследование

7. Проследить реализацию регионального компонента на уроках чтения и во внеурочное время в начальной школе.

8. Проанализировать исследовательскую работу.

ГЛАВА 1. Региональный компонент – составная часть обучения чтению в начальной школе

1.1 Региональный компонент и его включение в образовательный процесс

1.1.1 Понятие региональный компонент

   

   Понятие региональный компонент можно рассматривать как географическое понятие, так и понятие в системе образования.

   Региональный компонент как географическое понятие это местоположение, какой - либо части страны на карте, особенности местности, богатство природы: растения, животные, птицы, климат этого региона.

   В базисный план общеобразовательных учреждений Алтайского края входит ряд задач, одной из которых является обеспечение единства национального, регионального и федерального компонентов.

   Региональный компонент обеспечивает особые потребности и интересы в области образования субъектов федерации и представляет ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие.                   Необходимо учитывать, что ряд образовательных областей  представлен как к национально – региональным компонентам, так и федеральным: это история, социальные дисциплины, искусство, биология, литература.

   В нашей работе мы решили проследить реализацию регионального компонента через литературу, в частности, через произведения В.В Бианки.

 

1.1.2 Формы реализации регионального компонента

 

    К формам реализации регионального компонента можно отнести литературное краеведение, факультативные занятия, экскурсии в природу, занятия, направленные на наиболее тесный контакт детей с окружающим миром.

    В настоящее время факультативные занятия, спецкурсы, внеклассные мероприятия по литературному краеведению вошли в практику школ в качестве регионального компонента основной базисной программы. Они способствуют развитию процесса гуманизации образования, решению важнейших учебно-воспитательных задач, оказывают воздействие на систему ценностей детей в тот период, когда она находится в процессе становления личности,  способствуют проявлению интереса к «малой» Родине, формируют в ходе музейных уроков исследовательский интерес к предметному миру, учат ребенка понимать, что на каждом предмете лежит отпечаток эпохи [23, с. 14].

   Программа [23, с. 10] делает попытку «обозначить некоторые сюжеты, наметить процесс становления регионального самосознания, выделить наиболее ярких представителей литературы Сибири. А главное - по возможности «приблизить литературу Сибири к школе». Автор обращает внимание на то, что «Сибирь остается своеобразным культурным пространством, ее изучение необходимо связывать с освоением наследия русской классической литературы»[8, с. 18]. В программе хорошо определено место и роль Сибири в культурном пространстве. Важно и другое, что она «имеет свою историю, этническую географию, особенности климата». Особой категорией выделяется само понятие сибирского характера. Приобщение к лучшим страницам литературы Сибири не только расширит кругозор детей и взрослых, но и поможет, всмотревшись в прошлое, понять настоящее, а может быть, и прогнозировать будущее. А главное - литература Сибири, ее региональное самосознание, ее эстетические и этико-философские ценности откроют нам особый мир, без которого мы будем духовно беднее.

   В методических статьях и пособиях освещен опыт проведения спецкурсов, отдельных занятий по литературе родного края. Наиболее эффективными формами были признаны как традиционные: лекции, беседы, семинарские и практические занятия, диспуты и читательские конференции, а также нестандартные: музейные, библиотечные уроки, уроки в концертном зале, театре, уроки - фестивали детского творчества, уроки с использованием игровых познавательных методик, литературные марафоны, литературные ринги, уроки-встречи с писателями, литературные и литературно-музыкальные салоны, гостиные [8, с. 22 ].

   Программа «Литература Сибири» умело осуществляет проблемную и проблемно-творческую связь с основным курсом литературы, используются разнообразные методики, уделяется большое внимание активизации мыслительной деятельности учащихся при помощи сочетания разнообразных (фронтальных, групповых и индивидуальных) проблемных вопросов и заданий, уделяется большое значение в исследуемом тексте средствам языковой выразительности, синтаксическим конструкциям, особенностям психологического восприятия изучаемого произведения, стиля того или иного сибирского автора.

   Многие учителя сибирского региона занимаются изучением и внедрением литературы, связанной с жизнью нашего края, региона в образовательный процесс.

   Учитель русского языка и литературы, руководитель литературного музея им. Г.Е. Николаевой г. Томска В.П. Максакова использует речевые интеллектуальные игры, работу в группах, интересные приемы создания положительного эмоционально-эстетического отношения учащихся к изучаемым произведениям, органически связывает свои занятия с уроками литературы и внеклассной работой по предмету [24, с. 13].

    Учитель Заозерного лицея Т.А. Тужилова много внимания в работе уделяет проведению нестандартных и интегрированных уроков, встречам с писателями, разработке методики преподавания литературы родного края. Впервые в области учителем разработаны, проводятся и внедряются в практику школ музейные уроки [23, с. 17].

   Интересная работа в этом направлении проводится учителем гимназии N 56 Л.М. Луговской, работающей в рамках инновационной и проектной деятельности учащихся, возглавляющей секцию научного общества учащихся «Исследование творчества Томских писателей» [19, с. 49].

   Работа в этом направлении продолжается и всегда будет интересовать, так как изучение литературы родного края вводится не во всех частях нашего региона, а задача педагога, прежде всего, научить ребенка правильному отношению к природе, и мы уже сказали, что невозможно познать окружающий мир, не узнав его, не  обращаясь к литературным произведениям, где описывается красота, неповторимость, естественность родной природы.  

   С введением регионального компонента образования в учебный план школ вошли спецкурсы, факультативы по литературному краеведению, в результате чего учащиеся приобретают региональные литературные знания - о местном фольклоре, о литературной жизни родного края, о связях с ним писателей.

   Современной школе необходима разработка включения литературного краеведения в учебный процесс.

   Формы включения литературного краеведения в учебный процесс определяются литературным развитием школьников и литературно-краеведческим материалом. При этом общекраеведческие сведения используются, в основном, на уроках литературы, региональные - на факультативных занятиях регионального курса, во внеклассной и внешкольной работе.

   Сложившиеся в обществе и сфере образования социокультурная ситуация, процессы гуманизации, модернизации, происходящие в общеобразовательной и высшей школе, попытки создать условия для формирования у учащихся и студентов ценностных отношений к достижениям культуры, потребности в интеллектуальной и духовной деятельности, в самообразовании и саморазвитии необычайно актуализируют проблему использования краеведения в литературном образовании.

    Литературное краеведение - это та же сфера, где творчество учителя и учащегося может проявиться наиболее полно. Подход к литературному краеведению не только как к узкому региональному началу, но и имеющему важность для культуры всей страны позволяет считать его основным краеведческим компонентом в литературном образовании; может изучаться в любой школе. Такой подход разрешит отойти от прежней точки зрения на литературные произведения как на литературную географию. Новые тенденции в литературоведении, исследования о культурном и художественном пространстве, обращение непосредственно к родному Сибирскому тексту позволяют в школьном краеведении перейти от прежнего уровня накопления литературно-краеведческих сведений и вкрапления их в качестве отдельных элементов в учебный процесс, к созданию современной концепции использования краеведения в преподавании литературы.

    Социальные потребности в развитии региональной культуры, регионализация образования, трудности развития культуры в стране подчеркивают не только необходимость внедрения созданных литературно-краеведческих проектов, но и дальнейшую разработку новых технологий с привлечением краеведческо - этнографического, архивного, музейного материалов, что свидетельствует о перспективности этого направления в методике преподавания литературы.

1.1.3 Развитие регионального компонента в литературе и образовательном процессе

«...Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена» [8, с. 15].

   Русская литература, как и многие другие национальные литературы, имеет уже многовековую историю. Она неразрывно связана с фактором времени. Писатели-классики и писатели-современники живут в контексте вечности и конкретного времени.

   Менее понят и осмыслен в нашем сознании фактор пространственной характеристики литературы. А между тем культура еще у своих истоков четко зафиксировала свою связь с географией: литература Киевской Руси и Новгорода, Русского Севера и Дона. Литература Сибири в этом отношении не является исключением. Ее своеобразная история и этническая география, особенности климата и специфика сибирского характера - все это способствовало рождению оригинальной литературы. Литература Сибири имеет почти 400-летнюю биографию. К сожалению, литература Сибири, определившаяся в последние годы как серьезная научная проблема, делает первые и еще робкие шаги в школе.

   Важность изучения родного края, использования местного материала в обучении и воспитании подчеркивали в своих трудах Я.А. Каменский, Ж.Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. К.Д.Ушинский, изучавший идеи и опыт отечественной и зарубежной педагогики и школы, отмечал, что «поля Родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека»[8, с. 3]. Они помогают проникнуть « искрами любви к Отечеству». Ушинский обосновал необходимость включения местного материала в преподавание учебных предметов, связывал с преподаванием «отчизноведения» развитие речи детей, изучение родного языка, подчеркивал важность выработки у детей «инстинкта местности».

    Идеи К.Д. Ушинского о создании учебников краеведческого характера и использования их в обучении поддерживал Л.Н. Толстой. Великого писателя занимала и главная проблема краеведения - соотношение изучаемого в школе и окружающей действительности. В статье «Об общественной деятельности на поприще народного образования» Л. Толстой утверждал: «Школа забывала то, что если бы жизнь не подготавливала к ней учеников, не давала бы ее ученикам такого материала, который будет перерабатывать школа, сама школа была бы бессильна и бесплодна» [23, с. 15]. Жизнь бессознательным путем дает понятия. Школа сознательным путем приводит их в гармонию и систему.

   Во II половине 19 века велось не только теоретическое исследование проблем краеведения, но были сделаны и практические шаги по внедрению краеведческого подхода в обучение. Так, в Василеостровской женской гимназии А.Карповой была составлена программа отчизноведения. В некоторых учебных заведениях Иркутской, Вологодской губерний ввели сочинения краеведческого характера. Сбором фольклора занимались учащиеся в Вятке, Петрозаводске, Самарской, Томской губернии, Омске и других. Таким образом, уже к XX веку русскими педагогами -  методистами были разработаны общие вопросы школьного краеведения. Временем начала бурного развития краеведения считаются 20-е годы ХХ века. В эти годы еще более усилилось увлечение краеведческими экскурсиями, которые рассматривались как средство организации активного отношения школьников к окружающей действительности, формирования у них жизненного опыта. Краеведческими экскурсиями по Сибири занимался ученый, писатель – В.В.Бианки. По мнению Я.А. Ротковича, литературные экскурсии 20-х гг. «давали материал для интересных сопоставлений художественного образа и реальной жизни, создавали у учащихся нужную эмоциональную настроенность».

   Дань увлечению литературными экскурсиями отдала и известный методист М.А. Рыбникова, но ее привлекали, прежде всего, путешествия в природу, особенно при изучении пейзажной лирики. Учитель, по мнению методиста, должен помочь подростку, пассивно воспринимающему материал, «активно и сознательно отнестись к объекту», научить «видеть облака на небе и грязь под ногами, радостный смех праздника и озабоченность трудового дня». В программах школ I и II ступени в 1926 и 1930 годах краеведение определяли как основу преподавания.

   В 20-е годы, называемые «золотым десятилетием» краеведения, были подняты и разработаны многие краеведческие вопросы, опробованы различные формы привлечения местного материала, как в учебной, так и во внеклассной работе. Но оценить свой вклад в науку и школьную практику краеведы не успели. Несколько оживилась краеведческая работа в 40-е годы в связи с усилением патриотического воспитания, ВОВ.

   К использованию литературного краеведения в учебном процессе обратились 80-90-е годы. В настоящее время образование не может пониматься как процесс, ограничивающийся узкими рамками школы. События в общественной жизни, огромные сдвиги в культуре современности, распад идеалов привели к смене педагогических парадигм.

   Современные философы считают, что в наше время «образованный человек - это не столько «человек знающий», сколько приготовленный к жизни, ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в мире». Для того, чтобы подготовить такого человека, современная школа пробует вводить новые, интеграционные предметы, среди которых ученые называют краеведение, больше внимания уделяется гуманитарным дисциплинам, особенно литературе. Поэтому уместно введение литературно - краеведческих спецкурсов и факультативов с опорой на региональные знания.

   Для решения этих и других задач в 1998 - 1999 учебном году при городском научно-методическом центре Департамента образования города Томска была создана проблемно-творческая группа по литературному краеведению, «Реализации регионального компонента базисного плана в рамках школьных программ». Не секрет, что преподавание школьных предметов чаще всего изолировано от литературы и культуры родного края, а учебники не учитывают местный (региональный) материал. Необходимо максимально приблизить изучение гуманитарных наук к личному опыту учащихся, не просто расширить представление детей о литературе благодаря новым именам, но и дать возможность почувствовать себя звеном в цепи литературных, исторических событий.

   Для этого нужно разработать системное, последовательное изучение литературы родного края в контексте литературы художественной, детской, классической. В связи с этим сформировались основные направления работы проблемно-творческой группы: создание рекомендательных списков, разных вариантов для уроков внеклассного чтения по литературе родного края, разработка программ факультативов, спецкурсов, работа по методическому обеспечению этих программ и в целом регионального компонента базисного плана.

   В последнее время значительно обновилось содержание структуры литературного образования школьников: созданы вариативные программы, учебники для всех типов общеобразовательных учреждений; по-новому ставятся в программах цели литературного образования. На первый план выдвигается освоение учащимися художественных ценностей и формирование на этой основе эстетического вкуса и нравственных позиций учащихся.

   Во многих регионах Российской Федерации созданы курсы, связанные с литературным краеведением, например, «Литература Смоленщины», «Литературные традиции Тамбовской земли».

   Изучение литературы родного края - это одно из новых направлений преподавания литературы в школах, главная цель которых - изучить и возродить традиции литературного краеведения в Сибири, вызвать у учащихся интерес к своей «малой»  Родине, пробудить чувство любви к своему городу, литературе и культуре Сибири и родного края, развить творческие способности учащихся.

   Одна из важнейших проблем времени - приобретение учениками не только знаний о природе, но и умений правильного, бережного отношения к окружающей среде. Школа почти для каждого, оставаясь одним из самых сильных воспоминаний начала жизни, во многом определяет и жизнь последующую, лепит и формирует из ребенка взрослого осознанного человека, в народной пословице говорится: «Дитятко – что тесто, как замесил, так и выросло»[24, c. 37]. Следовательно, важную роль в воспитании играет педагог. И у литературы, которую мы изучаем в школьные годы, роль здесь наиглавнейшая.

 

1.2 Связь творчества В. Бианки с понятием региональный компонент

1.2.1  Вклад В. Бианки в научную и  литературную деятельность

     Одним из наиболее известных писателей – натуралистов является  В.В. Бианки.

 На протяжении всей жизни В.В.Бианки очень много внимания уделял природе.

За тридцать пять лет своей писательской деятельности он создал около трехсот рассказов, сказок, повестей, очерков. Это – целая библиотека. Да не простая, а лесная библиотека!

      Книги В.В.Бианки дают юным читателям правильное представление о природе, ее закономерностях, взаимосвязях и развитии, вызывают исследовательское отношения к ней – помогают формированию мировоззрения. Его книги учат любить природу, обогащают читателя разносторонними знаниями, способствуют развитию патриотических чувств. Они помогают становлению характера  и определению в дальнейшей жизни.

      Его книги – спутник детей в их школьной и внешкольной деятельности. Важны они  потому,  что тематически в них охватывается как раз тот круг биологических вопросов, какой характерен школьной программе обучения естествознания.  

      Книги В.В.Бианки – это только первые шаги на пути в прекрасную страну, которая называется природой, которая еще не открыта, сколько ни открывай. Книги укажут лишь путь, дадут знания о жизни живого мира, а дальнейшая деятельность зависит от самостоятельных наблюдений, открытий.

     Все-таки не только  для того, чтобы познакомить с миром природы, писал свои произведения В.Бианки, и не только для этого их надо читать. В них Виталий Валентинович учит любить и беречь  родную природу.

     Любить родную природу – это значит любить родную страну, беречь природу – это значит беречь богатства своей родины.

     Он  писал то, что хорошо знал, в основе его рассказов, сказок лежит конкретный биологический факт, точно указано географическое место действия, определено

календарное время года, сохранена биологически видовая точность зверя, птицы, насекомого и всего, что присутствует в природоведческих книгах. Научный факт писателем художественно осмыслен, поднят до степени образного обобщения. М. Ильин писал: «хорошая научно – художественная книга похожа на мичуринское плодовое дерево: от художественной литературы она берет художественность, от науки – точность» [15, с. 22].  

     Подводя итог его литературной деятельности, можно сказать: за тридцать пять лет работы им написано около 300 рассказов, сказок, повестей, очерков, статей. Многие из них изданы на 48 языках народов нашей страны общим тиражом около 40 миллионов экземпляров. Его книги широко известны в   Польше, Англии, Японии, США, Чехословакии Франции, Германии, Финляндии и еще во многих странах. Их читают как на русском, так и на родных языках.

    По его сказкам и очеркам сделаны десятки киносценариев, мультфильмов, сотни диафильмов.

 

1.2.2  Истоки творчества В.В. Бианки

   

    Биолог, исследователь, следопыт, страстный охотник, Виталий Валентинович Бианки родился в Петербурге, в семье ученого-биолога. Вся обстановка, окружающая будущего писателя, способствовала побуждению интереса к родной природе. Каждое лето семья проводила за городом, в деревне на взморье.

    Отец учил сына наблюдать и понимать природу. В статье «Отчего я пишу про лес» В.Бианки вспоминал: «Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полету, разыскивать самые скрытные гнезда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей. И, самое главное, с детства  приучил все свои наблюдения записывать. Так приучил, что это вошло у меня в привычку на всю жизнь» [11, с. 3].

     Интерес к природе углубился и расширился в школьные и университетские годы. В течение всей жизни  с приходом весны В.Бианки  покидал город и жил в

деревне или путешествовал по стране, наблюдал, изучал, записывал. Он накопил огромный материал, впоследствии ставший основой его книг.

    К двадцати семи годам у будущего писателя накопились целые тома записок. В них, как в зоологическом музее было собрание множества неживых животных, в

сухой записи фактов, все было неподвижно, и хотелось В.В.Бианки найти такое слово, которое расколдовало бы их и заставило жить.

      И он нашел такое слово. Это было художественное слово. И тогда «прилетели» из леса птицы, «прибежали» звери и стали жить на страницах его книг. Помогли этому внешние события. При библиотеке детской литературы Педагогического института дошкольного образования в Ленинграде в конце 1922 года организовался кружок детских писателей. Организатором его была О.И.Капица – библиограф, фольклорист и знаток детской книги. Членами и гостями кружка были С.Я.Маршак, Б.Житков, К.Чуковский, А.Слонимский и другие. Сюда сразу же ввел С.Маршак и В.Бианки, который только что вернулся с Алтая, полный огромных впечатлений от первых своих  путешествий. Этот кружок в истории советской детской литературы сыграл важную роль. Здесь впервые С. Маршак прочитал свой «Пожар», Б.Житков – рассказ «Джарылгач», В.Бианки - свои первые природоведческие сказки. С этого момента и началась его литературная деятельность. Путь для новой краеведческой книги продолжал В.В.Бианки в советской детской литературе. Все знания, впечатления, знакомство с русской классической литературой, произведениями «певцов родной природы» формировало в нем будущего писателя.

     Рассказы об охоте, о животных Л.Н.Толстого, «Записки охотника» С.Тургенева, рассказы и сказки Мамина – Сибиряка - вот где были заложены лучшие традиции книг о родной природе. Здесь созревала и крепла реалистическая линия творчества ведущих детских писателей. Тут же лежали и корни того направления, тех традиций, которые Бианки продолжал в своих книгах для детей. Это были традиции реалистического искусства. Именно здесь лежали истоки творчества Виталия Валентиновича, на этой литературе родился художник слова.                                                                  

1.2.3  Научная и литературная деятельность В. В. Бианки

 

    В.В. Бианки родился в семье известного ученого - биолога с широким диапазоном интересов, его основная специальность - птицы. Безусловная преданность науке, служение ей отличали Валентина Львовича и привлекали к нему людей того же склада. В доме Бианки,  несмотря на занятость Валентина Львовича, бывало много людей: путешественники, ученые, имена которых широко известны, здесь нашли понимание и поддержку И.Д.Черский, энтомолог А.П.Семенов - Тян-Шанский, с И.П.Павловым были знакомы семьями. Вся обстановка, окружавшая с детства будущего писателя,  побудила и на всю жизнь определила  его интерес к  родной природе

       Много лет подряд, до 1915 года, семья Бианки проводила лето в Лебяжьем на берегу Финского залива за Оренбургом. Там глухие леса, несколько деревень, но много дачников и любителей природы. Валентин Львович проводил большую часть времени в лесу, уходил с ружьем и биноклем за будущими экспонатами для своего знаменитого Петербургского музея. Из троих сыновей Валентин Львович часто брал с собой Виталия Валентиновича. В лесу, поле, даже в городе - внимание его постоянно «включено»: там, где многие люди проходят, не замечая пролетевшую птицу, спрятанное гнездо, крик  тревоги или погони, Виталий Валентинович все примечает, отмечает и тщательно записывает. Живя подолгу среди природы, он ведет постоянные и целенаправленные наблюдения за птицами. Это дало ему впоследствии возможность писать и художественные произведения, и научные работы [4, c. 173].

      Закончились для Виталия Валентиновича занятия в университете: в 1916 году он был мобилизован в армию, направлен во Владимирское пехотное училище. В 1917 году артиллерийская бригада, в которой он служил, была

переведена из Царского села в Поволжье. Здесь ее застала Октябрьская революция. Бригада распалась, солдаты разъехались. Бианки  переменил фамилию и больше года скитался по Уралу, Казахстану, Сибири, пока не очутился в Бийске в январе 1919 года. Именно здесь и началась научная деятельность В.Бианки.

     10 декабря 1919 года В.Бианки был назначен инструктором по музейному делу, впоследствии заведующим музейной секцией уездного отдела народного образования. Основная работа у В.Бианки была в Бийске.

     Бийский народный музей (теперь краеведческий музей имени В.В.Бианки) начал создаваться в январе 1920 года, и был открыт 14 апреля 1920 года. Одним из основателей музея был В.В.Бианки. Он заведовал зоологическим отделом, но этим его деятельность не ограничилась. В ноябре 1920 года была создана метеостанция, при музее был создан садик с лекарственными растениями. Одновременно с работой в музее Бианки преподает биологию и астрономию в школах. Во время летних каникул организовывает походы со школьниками, во время которых знакомил детей с жизнью животных в природе.

    Виталием Валентиновичем были организованы экспедиции в Горный Алтай, в район Телецкого озера и по окрестностям города.

    Виталия Валентиновича постоянно тянуло в Петербург, этот период времени в его жизни можно назвать переломным, больше, чем к науке его влечет к литературному творчеству. В это время у него имеется огромное количество записок, наблюдений за жизнью животных, птиц.

     Вернувшись в Петроград, он начал писать. В1923 году в журнале «Воробей» появилась первая сказка «Путешествие красноголового воробья». А в следующие два года в частном издательстве «Радуга» вышли его первые книги «Чей нос лучше?», «Первая охота», «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?». В.Бианки принадлежит более двухсот произведений. Многие его произведения относятся

к Алтаю: «Аскыр», «Последний выстрел», «Бун», «Роковой зверь», «Кувырк», «Она» и характеризуют не только природный мир, но и жизнь людей и                                                                   отношение людей к природе. Основным произведением всей его жизни является «Лесная газета», она  постепенно издавалась в журнале «Новый Робинзон», в котором автор в течение 1924-1925 годов помещал фенологический календарь, телеграммы, хронику из леса. «Лесная газета» была написана в 1927 году, с тех пор она выдержала семь изданий и вошла в «золотой фонд» советской детской литературы.

     Книги Бианки – классический образец природоведческой советской детской литературы. Они изданы на тридцати шести языках в нашей стране и многих языках за рубежом.

ГЛАВА 2.  Книги Бианки - энциклопедия научных знаний

    Во многих произведениях о природе для детей не дается конкретного понятия,  характеристики, обрисовки литературного персонажа, очень часто действует некоторое среднее биологическое существо, без названия: «птичка», «мышка».

     В рассказах «Глупые вопросы», «Золотое сердечко» Бианки высмеивает неграмотность взрослых и детей. Эта природоведческая неграмотность  способствует неправильному представлению мира природы в сознании детей.

    Вот почему точность в описании явлений и закономерностей природы, точность в характеристике персонажей и фактов обязательна в любом жанре литературы, особенно важна в книгах для детей.

       В основе всех произведений В.В.Бианки лежит точный факт, точное наблюдение, экспериментальный материал, проверенный случай, конкретный биологический факт. Подлинность материала определяет в произведениях В.Бианки и географическую точность места действия, и конкретность обстановки, среды обитания, и календарную определенность времени года, и биологически – видовую точность персонажа – зверя, птицы, насекомого, растения.

    Юный читатель очень ясно видит, какие они, где живут, какой образ жизни им присущ, что у биологических персонажей, рассказов, сказок есть точное научное название, среда обитания, повадки и поведение.

   Любое биологическое явление или факт, которые служили темой, сюжетным стержнем, фоном рассказа или сказки, всегда у писателя научно достоверны и правдивы. В основу произведения ложится подлинный материал, художественно преображенный. Прекрасное знание родной природы, профессиональное знание жизни животных как раз дают возможность писателю добиваться конкретности, точности изображения и художественной образности, при котором происходит синтез науки и искусства в  литературном произведении. Биологическая точность во внешней характеристике сочетается с внутренним психологическим описанием поведения животного.

      Так в произведении «Мышонок Пик» автор дает точный портрет зверька и его характер в статистическом описании. Художественный образ мышонка, созданный писателем – средство ознакомления читателя с какой-то определенной частицей природы. Нарисовав все злоключения мышонка, автор раскрывает суровую правду борьбы за существование, которая постоянно происходит в живой природе. Эта особенность произведений Бианки помогает детям представить не только образ животного, но и проследить его роль в мире природы. В повести «Аскыр» знакомство читателей с персонажем происходит как неожиданная встреча, событие, при котором дети узнают о жителе тайги, его повадках, о том, как он растет и выживает, приобретает опыт и становится осторожным хищником.

     С огромным количеством животных своего края, своей страны знакомит юного читателя В.Бианки. Знание природы родного края, страны определили в его произведениях одну важную черту: побуждение интереса к природе, читатель может ощутить себя исследователем, который хочет узнать и полюбить родную природу. Юный следопыт, захваченный процессом разгадывания тайн, загадок, чувствует себя помощником ученых, становится натуралистом. Постепенно читатель вместе с героями сказок, рассказов, повестей переходит к самостоятельному исследованию уголков природы и осмыслению ее законов.  «…Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон  неизведанных тайн. И я их буду открывать всю жизнь, потому что это самое интересное и увлекательное занятие в мире!» - так заканчивается рассказ - воспоминание «Морской чертенок»[1, с. 123]. Здесь автор противопоставляет отношения к окружающему миру и воспитывает в читателях материалистическое восприятие родной природы.

     Образцом научно - познавательной книги является «Лесная газета». Создание ее заняло огромное количество времени и сил не только из-за того, что она несколько раз переиздавалась, дополнялась, а из-за того, что в ней содержится разнообразный материал: наблюдения, заметки, рассказы, новости из леса, и многое другое. «Лесная газета» не похожа на другую книгу. В ней 12 частей или выпусков, так как 12 месяцев в году, только год здесь начинается не с января, а с  21 марта с наступлением весны. Каждый месяц в «Лесной газете» назван в соответствии с природными изменениями «Месяц пробуждения от спячки», «Великое переселение птиц на родину», «Птичьи столовые», и описываются в них события, происходящие за месяц. Поэтому «Лесную газету» можно назвать календарем природы. «Лесная газета» сообщает новости, призывает, учит, советует, объясняет. Это интересная книга для чтения и хороший справочник, добрый советчик и мудрый руководитель. Сейчас «Лесная газета» представляет книгу большого мировоззренческого значения. По ней дети находят путь к родной природе, по ней учатся понимать ее и любить.

    Таким образом, книги Бианки показывают нам не только то, что мы видим в лесу, как разгадываем его большие и малые тайны, как учимся быть следопытами, хозяевами леса, но и обогащают юного читателя практическими навыками, разносторонними знаниями, помогают читателю проложить тропинку к новым знаниям, к изучению науки. Эти книги становятся «самоучителем любви к природе».

     

        

2.1 Анализ учебников чтения для начальной школы

   

    Огромными возможностями воспитания любви к природе обладают учебники чтения.

     Проанализировав учебники по чтению можно сказать, что  изучению рассказов, сказок, повестей Виталия Бианки на уроках чтения отводится очень много времени и внимания. Так в учебниках «Родная Речь» изучение произведений В.Бианки начинается с I класса второго полугодия. Здесь дети знакомятся с такими произведениями, как «Музыкант», «Аришка - трусишка», «Сова». В этих произведениях происходит знакомство с необычными явлениями природы и образом жизни животных («Музыкант»), с взаимосвязью явлений в природе и пользе птиц («Сова»).      

     Во II классе во втором полугодии изучается приключенческая повесть «Мышонок - Пик». Читая эти произведения, дети узнают, как мышонок плыл в игрушечном кораблике и как хотели его съесть чайки и щука, как выбрался он на берег и чуть не погиб от голода, как строил он свой домик, ребенок может почувствовать ту заботу, то тепло, которым автор оберегает мышонка. И еще о многом из жизни зверей и птиц дети узнают, прочитав эту повесть.

    В учебниках «Живое слово» изучению произведений Банки отводится гораздо больше внимания, чем в «Родной Речи».

   Уже в I классе в первой части учебника дети знакомятся с заметками «Лесной газеты»: «Наводнение в лесу», «Телеграмма из леса», «Приспособился», «Перезимовали», «Воробьиный переполох», «Грачи открыли весну», «Как лес помогает урожаю» - все эти заметки способствуют первоначальному знакомству с природой, осмыслению природных явлений.

  Во II классе во второй части учебника дети знакомятся с такими сказками, как «Заяц Косач», «Медведь и весна», «Приключения муравьишки». Большое внимание уделяется знакомству с «Лесной газетой»: «Учебные площадки», «Календарь земледельца», «Месяц прощания с родиной», «Лес зимой», «Под ледяной крышей», «Великое переселение на родину». Все эти статьи соответствуют текущему времени года и месяца и помогают читателям увидеть изменения в природе и установить их закономерность, сравнить с собственными знаниями и наблюдениями.

     Таким образом, произведения В.В.Бианки,  изучаемые в начальной школе,  затрагивают различные темы о природе: рассказы об объектах природы и их взаимосвязи и разнообразии («Купание медвежат»), об экологических системах («Весна на северном полюсе»), рассказы, направленные на формирование экологических мотивов («Как лес помогает урожаю»). Также в учебниках  содержатся рассказы о примерах охраны природы («Птичья столовая», «Под ледяной крышей»).

   «Постепенное изучение произведений о природе подводит детей к усвоению понятия о равновесии в природе, о нарушении его человеком и последствиях этого нарушения, о важности  правильного, экологически важного взаимодействия человека с природой» [6, с. 7].

                 

2.2 Богатство мира природы в произведениях В. Бианки

     Мир природы произведений В.Бианки очень велик и позволяет увидеть природу более глубоко, проникнуть во все тайны жизни зверей и птиц, понять язык природы и попробовать перевести его на человеческий. «Растения и животные, леса и поля, горы и равнины, ветра, дожди - весь мир вокруг говорит с нами своими голосами, а мы его не понимаем» [3, с. 69].  Может, поэтому мы до сих пор не научились любить природу и ценить ее.

     В своих произведениях Виталий Валентинович дает возможность почувствовать себя наблюдателем, исследователем, самостоятельно пройти по тропкам тайги и прожить какое-то время в другом, неизведанном нами мире. Читая эти произведения, дети познают родную природу, узнают на страницах книг своих излюбленных персонажей, знакомятся с образом их жизни, познают тайны окружающего мира. Широка картина природы, отразившаяся в произведениях Бианки. Эта картина создана не только пером поэта, но и словом ученого, наблюдателя. Чем старше возраст писателя, тем глубже прослеживается научность и наблюдательность, талант и мастерство писателя – художника. Свежесть и современность его произведений, их новаторское значение во многом идет от умения автора мыслить научно и отбирать для своих книг материал незаметно, но последовательно, воспитывая в читателях научное мировоззрение и творчество.

    Книги о природе помогают увидеть картину мира со всеми трудностями, окунуться в прекрасный мир, который полон тайн и загадок. Так, в сказке «Лесные домишки», наблюдая за ласточкой, автор знакомит читателя с различными видами птиц, их образом жизни, почему одни птицы живут у воды и гнезда не строят, а другие устраивают свои гнезда на вершинах деревьев, учит прислушиваться к их разговорам, оценивать их действия. В рассказе «Задерихвост» автор сообщает о птичке, которая помешала медведю напасть на пасущихся лошадей, и о ее внешнем виде: «вдруг из хвороста, как пузырек из лужи, выскочил крошечный задерихвост – птичка, ростом с сосновую шишку; носик востренький, тельце орешком, хвостик торчком» [13, с. 45]. Одной фразой, часто как будто незначительной деталью удается автору экономно и точно создать образ. В самом обыкновенном и как будто давно известном факте или явлении он заставит увидеть новое, откроет такое интересное, о чем раньше не подозревалось. Заведет в самые потаенные уголки природы и покажет своему юному читателю то, что удалось раскрыть, разгадать, увидеть.

      Вместе с автором, читатель видит необыкновенного медведя, играющего в глухом лесу на щепке, как на струне («Музыкант»); удивительного голубого зверька, улетающего, как птица, от хищника («Голубой зверек»); замечательную рыбку – колюшку, вьющую гнездо под водой («Рыбий дом»); смотрит, как танцуют на воде две птицы – чомги («Поганки»), как напугала маленькая белка лису («Бешеный бельчонок») и как в страхе падает с дерева и умирает от разрыва сердца медведь, напуганный криком  девочки («Сила нашего голоса»). Другими глазами начинает смотреть читатель на окружающую природу. Он заново учится видеть и понимать природу, делать открытия, «Пусть только для вас эти открытия будут новые, - обращается писатель к юным путешественникам по родному краю [16, с. 36], - пусть только для самих себя вы их будете открывать, ведь человек, попадая в новые места, делает для себя новые открытия. Путешествуя, он из года в год расширяет свой кругозор, приобретает новые знания и новый опыт».  У читателя пробуждается интерес к окружающей природе, возникает стремление познать, самому заглянуть в жизнь зверей и птиц.

      Расширяется круг тем в произведениях для детей среднего и старшего возраста. Тема охоты становится центральной для целого ряда его книг. Лучшие из рассказов и повестей Бианки посвящены именно охоте.

     Наиболее эмоциональные по окраске, в большинстве остросюжетные, они знакомят юного читателя с богатством живой природы – промысловыми зверями и птицами, разнообразием способов охоты, условиями труда и быта охотников, учат оберегать  природу от расхищения и уничтожения, умело управлять большим охотничьим хозяйством Родины.  В своих произведениях автор также показывает обыденную жизнь людей, картину трудовой жизни колхоза, тесно связанную с природой («Егоркины заботы»), несущей познавательный характер, показывающей жизнь людей и их характеры.

     Книги помогают читателям открыть свой край, они ведут их по лесным охотничьим тропам Алтая, по лесам  и озерам Урала, горным дорогам Кавказа, нехоженным землям Заполярья, переносят на Командорские острова, в сибирскую тайгу, среднеазиатские степи, возвращают к Финскому заливу, в ленинградские и новгородские леса, ведут туда, где побывал сам писатель. Везде книги показывают интересную, поучительную жизнь природы, полную вопросов, загадок.

     

2.3 В. В. Бианки – основоположник научной сказки

     Наука и литература в жизни В.В. Бианки всегда шли рядом, часто переплетались между собой. Так было с дней раннего детства до последних лет. Первые начатки знаний о природе, полученные от отца, увлечение поэзией, свои первые стихи. Преподавание биологии и лирические статьи в газетах. Занятия на факультете естественных наук в университете, а потом, позже, Институт истории искусств. Самостоятельная работа над проблемами орнитологии как-то легко сочеталась в это же время с поисками новых литературных жанров. Дома, в городе, частые гости - учёные биологи и специалисты охотоведы, а в деревне - колхозники, краеведы, охотники. Полная осведомлённость в последних достижениях биологии - и тут же внимательное изучение и сбор фольклорного материала. Всё логически привело его к литературе, к слиянию в своём творчестве науки и искусства. Естественным для него стало вторжение науки в сказку[5, с. 21].

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, их образное восприятие мира, можно утверждать, что никакая другая литературная форма не смогла бы так действенно и доходчиво помочь им овладеть биологическим материалом.

     Роль научной сказки подчеркивал еще А.М.Горький, в статье «О темах» он писал: «…детям должны быть даны сказки, основанные на вопросах и гипотезах современной научной мысли» [9, с. 11].

    Своеобразие жанра заключается в том, что здесь органически сливаются элементы сказочные, фантастические и элементы точного знания науки. В сказке, где сказочное и реальное органически срастаются, ребенку трудно воспринимать реальное и отделять существующее от фантастического, именно поэтому научно-познавательная основа сказки у писателя всегда предельно точна и конкретна. В сказке «Приключения Муравьишки» автор знакомит детей с тем, кто как передвигается и как различны способы передвижения в различных условиях обитания. На земле: «…землемер изогнулся дугой, задние ноги  к передним приставил, хвост – к голове. Потом вдруг встал во весь рост, да так и лег на землю палкой. Отмерил на земле, сколько в нем росту, и опять в дугу скрючился. Так и пошел землю мерить»; «…начал паук свои ходули переставлять – одна тут, другая там; все восемь ног, будто спицы….А идет паук не быстро, брюхом по земле чиркает»; «…Ноги у жужелицы ровные, как у коня. Бежит шестиногий конь, бежит не трясет, будто по воздуху летит». В воздухе: «Блошачок подобрал под себя толстые задние ножки, - а они у него как пружинки складные, - да щелк! – распрямил их. Глядь, он уж на грядке сидит. Щелк! – на другой. Щелк! – на третей». На воде: «Водомер подпрыгнул и зашагал по воде, как посуху… оттолкнется, оттолкнется ножками и катит – скользит по воде, как по льду» [14, с. 22].

   Сказка развивается традиционно, стремительно, драматично. Схожесть с народной сказкой в том, что используется прием повторов в диалогах и действиях, лаконичность в описании обстановки, ясность и простота сюжета. Но все сказочное подчинено главному - тому познавательному материалу, который необходимо донести до ребенка. Ребенок, прочитав эту сказку, поймет прямую связь между строением крыльев и способом передвижения; между способом передвижения и местом обитания персонажей сказки. Этому поможет та биологическая точность, с которой дано в сказке описание ее персонажей. Очень просто и доступно пониманию детей показывает В.Бианки в сказке «Сова» зависимость одного явления в природе от другого. В большой сказке «Синичкин календарь» даны яркие картины смены сезонных явлений природы. Теплом родственного внимания к природе согрета, например, большая сказка о жизни куропачьей семьи и её друге жаворонке («Оранжевое горлышко»). Ведь это те человеческие чувства, которые, быть может, впервые пробуждает в ребёнке прочитанная сказка. Они откладываются в его душе, создавая будущий характер. Или вот трогательная сказка о самоотверженной птице Люле-Нырце «Люля», которая, рискуя своей жизнью и кровью, добыла со дна моря для зверей землю, а сама осталась без неё. «И с тех пор нет ей места на земле, вечно плавает Люля, и только как память о подвиге птички осталась на кончике клюва у неё красная капелька» [10, с. 5]. Это одна из самых поэтичных и грустных, одна из самых любимых сказок В. Бианки»,- пишет один из критиков. И дальше: «...птичка Люля с кровинкой на носике - может быть, для маленького читателя это первые слова о беззаветном подвиге для других, во имя общего счастья» [10, с. 13].

     Жанр сказки определяет одну из ее особенностей: антропоморфизм. Антропоморфизм в научной сказке – это художественный, литературный прием. Если он не разрушает научной точности познавательного материала сказки, то он закономерен и оправдан.

В научной сказке Бианки именно он определяет и композицию ее, и характеристику художественного образа, и развитие сюжета, и язык. Антропоморфизм обуславливает соединение научного материала и искусства. Он создает научную сказку, делая ее познавательный материал доступным восприятию ребенка, определяет границы допустимости антропоморфизма в научной сказке. При помощи этого приема ребенок легко отделит сказочное, фантастическое от реального, и в его сознании усвоится тот научный материал, ради которого была создана сказка.

Кроме этого, сказочным в научно - познавательной сказке являются композиция и сюжет. Типичным примером традиционной композиции народной сказки со всеми присущими ей чертами - повторами, простой сюжетной линией, народным языком – могут служить многие сказки В.Бианки: «Сова», «Теремок», «Хвосты», «Лесные домишки». Сказочный сюжет в научной сказке часто помогает связывать ряд разрозненных явлений в логическую цепь и доводить их до обобщения.

Старую народную сказку писатель смело и весело наполнил новым содержанием. И она стала не только носительницей морально-этических идей. Оказалось, сказка может стать проводником положительных знаний, доступных самому маленькому слушателю или читателю. Никакой другой жанр детской литературы не даёт возможность так доходчиво, так эмоционально, так увлекательно ввести ребёнка в круг первых правильных понятий и представлений о сложных явлениях природы.

   На долгие годы, через всю жизнь пронёс Бианки любовь к сказке. Ею был начат литературный путь писателя, к ней неоднократно возвращался он в разные периоды творчества, к ней вернулся он и в последние годы жизни.

    Сохраняя в произведении все сказочные элементы, автор наполняет его большим познавательным материалом. Он ведёт читателя по сказочной тропе. И это не будет экскурсией по музею живой природы или начальным уроком естествознания. Нет, здесь будет радость узнавания, романтика маленьких открытий, поэзия одушевления. Удивительное окажется рядом. Добрый волшебник заставит разговаривать зверей, птиц, насекомых на понятном ребятам языке, заставит своих героев действовать по-сказочному.

     И при всём этом мир живой природы раскроется здесь в своей подлинной, реальной основе. Увиденные острым глазом художника и натуралиста персонажи, со всеми своими характерными индивидуальными и общебиологическими чёрточками, оживают на страницах сказок.

Но сила и привлекательность сказок ещё и в другом. Если народные сказки пропагандируют активность, стойкость, смелость, стремление к достижению цели, утверждают торжество разума и победу добра над злом, если в основе они всегда оптимистичны, жизнеутверждающие, - то ведь всё это свойственно и лучшим познавательным сказкам В. Бианки.

Более трёх десятков сказок, посвященных природе и её самым разнообразным героям, написал Виталий Бианки. Это первая для детей маленькая азбука лесной жизни, азбука самых первоначальных биологических знаний. Сюжет сказок логической связью событий и персонажей помогает осмыслению и обобщению познавательного материала.

Помимо большого познавательного материала, всегда заложенного в сказках  В.Бианки, они характерны своей эмоциональностью, лиричностью, оптимизмом, согреты огромным чувством любви к родной природе.

     Таким образом, сказочная композиция, сказочный сюжет и образ совершенно закономерны и органичны в научных сказках писателя.

     А все вместе – научность, подлинность факта и сказочность формы – в этом жанре служат основному: осмыслению познавательного материала, обобщению его, выявлению в нем типичного, характерного и активному усвоению его детьми.

В этом и есть сила и привлекательность научных сказок Виталия Бианки.

     В сказках Бианки много не только познавательного, но и доброго. Слова, которыми заканчивается одна из сказок, относятся ко всем его сказкам.

« Ведь так приятно, так хорошо на душе становится, когда в тебя крепко верят и ждут от тебя только хорошего» [9, с. 22].

2.4 Воспитательная ценность произведений В.В. Бианки

     Воспитательно-образовательная литература занимает особое место в формировании культуры ребенка: эмоций, эстетической культуры, культуры общения. Все это помогает ребенку ориентироваться в мире эмоций, оценивать свои поступки и поведение, а также и правильно относиться к окружающему миру. Путь формирования  эмоциональной культуры через художественную литературу – средство воспитания эмоций ребенка.

     Произведения В.В.Бианки способствуют воспитанию культуры человека, они учат любить родную природу, герои его книг заставляют юных читателей сопереживать, радоваться, тревожиться, испытывать страх и преодолевать его, а так же воздействуют на душу ребенка, на его эмоциональное состояние.

     «…Мальчишка не научится любить природу, пока не пожалеет замерзшего в снегу воробья; девчонка не оценит красоту окружающего мира, пока не увидит тихий закат на реке, вдруг ударивший по сердцу неожиданной силой.… А с таких вот крошечных открытий и начинается духовный рост человека» [21, с. 19].

     Учитывая эти особенности, В.Бианки в своих произведениях создает мир, который завлекает ребенка, захватывает его событиями и поражает своей красотой, неповторимостью. 

     «…Маленький человек способен сильно поражаться. Вообще сила чувств – великое свойство маленьких людей. Крепко любить и сильно страдать – замечательные достоинства, да именно достоинства. Сильное чувство движет человеком. Пораженный маленький человек  испытывает чувство привязанности к тому, что его поразило» [21, с. 19].  

     Таким образом, изучение его произведений способствует не только воспитанию эмоций и чувств, но и формированию личности, мировоззрения. Воспитывают в душе ребенка любителя природы, способного чувствовать и понимать.

ГЛАВА 3. Практическое исследование по реализации                                   регионального компонента в детской литературе через произведения

В.В. Бианки

    В нашей работе мы попробовали проследить реализацию регионального компонента в детской литературе на примере произведений В.В. Бианки.

    Цель исследования - практически проследить реализацию регионального компонента через произведения В.В. Бианки.

    Для этого во время прохождения преддипломной практики в Гимназии №1 в 3 «Б» классе  мы включили в образовательный процесс факультативные внеурочные занятия по литературному чтению. С этой целью был организован «Клуб любителей В.В. Бианки»

  Цель занятий в клубе: познакомить детей с творчеством В.В.Бианки, через реализацию регионального компонента заинтересовать детей окружающей природой.

Факультативные занятия прошли в три этапа:

1. Организация клуба любителей В.Бианки.

   Вводное занятие, на котором основной задачей было знакомство с жизнью писателя, его творчеством, его связью с жизнью города Бийска.

    Занятие было построено таким образом: в первой половине мы познакомили детей с биографией автора, его произведениями, героями произведений, а потом дети, самостоятельно работая в группах, попытались определить, как имя В.Бианки связано с нашим городом. Это задание вызвало огромный интерес и активность у учащихся, дети предлагали самые разнообразные варианты: сходство первого слога в фамилии автора и названии города (Бианки, Бийск), с имеющимся в нашем городе музее имени В.Бианки. Дети всерьез заинтересовались творчеством писателя потому, что он описывал знакомую и родную им природу.

   В конце занятия мы провели заседание членов клуба, на котором был принят      устав и ребята прочитали клятву родной природе. К данному мероприятию дети отнеслись очень серьезно и ответственно [приложение 5].

2. Игра – викторина по творчеству писателя.

   В нее были включены следующие структурные моменты:

  1. Викторина «Что вы знаете о В.Бианки?»
  2. Продолжение знакомства с его творчеством, с новыми книгами.
  3. Реклама книги В.Бианки.
  4. Тест по творчеству Бианки.

   Это занятие носило как познавательный характер (знакомство с «Лесной газетой»), так и развлекательный, а так же осуществлялась оценка знаний учащихся. Основной вид деятельности - это игра – эстафета, в которой соревновались три команды. Игра – эстафета позволила активизировать весь класс, ребята не просто выполняли задания, они создавали рекламу книг, боролись за звание лучшего знатока произведений В.Бианки, лучшего знатока природы родного края, они анализировали ответы друг друга.

3. Заключительное занятие «Клуба знатоков В.В. Бианки». На этом занятии мы подвели итог того, что узнали о В.Бианки, о его творчестве, поделились впечатлениями от прочитанных книг, каждый рассказал о том, чему его научили книги: беречь, любить родную природу, видеть ее красоту, а так же продолжать знакомиться самостоятельно с Алтайскими писателями (список прилагается).

  Во время занятия были проведены следующие конкурсы:

  1. Инсценировка сказок.
  2. Тир.
  3. Дерево вопросов.
  4. Игра «А знаешь ли ты книги В.Бианки?»

Подведя итог занятия, дети проявили желание еще раз прочитать «Клятву родной природе». Это еще раз доказывает то, что произведения В.Бианки пробудили у детей чувство любви к природе и бережного отношения к ней.

    В результате проделанной работы можно сделать вывод о том, что реализуя региональный компонент через произведения В. Бианки, мы не только заинтересовываем детей чтением книг о природе родного региона, но и учим понимать их, чувствовать мир природы, взаимодействовать с ним, заинтересовываем юного читателя богатством природы родного края.

   

   

   

Заключение

 

  Проанализировав работу, можно сделать вывод, что изучение темы: «Реализация регионального компонента через произведения В.В.Бианки в начальной школе» действительно является значимой в образовательном процессе, так как воспитание любви к природе невозможно без непосредственного взаимодействия с ней – это основная задача многих образовательных дисциплин.

   Уроки литературного чтения, наполненные чувствами, мыслью, оставляют след в душе маленького человека. Именно на этих уроках происходит осознание того или иного природного явления, проникновение в глубину мира природы и эмоциональное восприятие и оценка его. Создавая свои произведения, В. Бианки закладывает в них нравственную, научно – познавательную и эстетическую ценности. В. Бианки в своих произведениях дает возможность читателям почувствовать и понять то, что чувствовал сам, учит любить природу так, как он ее любил.

    Несмотря на то, что свои произведения В.В. Бианки писал уже очень давно и описывал в них проблемы своего времени, можно сказать, что их изучение актуально и в настоящее время. До сих пор изучаемые произведения на уроках чтения пользуются большой популярностью как у взрослых, так и маленьких читателей, потому что в них дети ясно видят картину происходящего и способны оценить впоследствии свою деятельность.

   В последнее время значительно обновилось содержание структуры литературного образования школьников: созданы вариативные программы, учебники для всех типов общеобразовательных учреждений; по-новому ставятся в программах цели литературного образования. На первый план выдвигается освоение учащимися художественных ценностей и формирование на этой основе эстетического вкуса и нравственных позиций учащихся.

   Изучая эту тему мы увидели, что проблема природоохранительной деятельности беспокоит многих педагогов – методистов, это прослеживается и в научно – методических статьях, и в разработках уроков чтения, русского языка, естествознания. Поэтому можно сказать, что по данной теме еще много вопросов остаются неизученными, так как не во всех школах нашего региона введены уроки с использованием литературы о родной местности.

Список литературы

1. Бианки В.В. На великом морском пути /«Д.-Л». Москва, 1939.

2. Бианки Е.В. Колесо жизни (к 100 летию В.В.Бианки)/ Москва. - 3 – 10 с.

3. Библиографический  словарь Русские детские писатели XX века, -  68 – 70 с.

4. Воеводин В. Незамеченные юбилеи // Аврора – 1998, № 1 -2 .- 174 - 175 с.

5. Воеводин В. Человек стройного мира // Звезда,1966, № 4.

6. Воспитание у младших школьников чувства прекрасного//Начальная школа-                          1998, № 6 –8 с.

7. Воспитание души //Начальная школа, № 12, 2004.- 19с.

8.Выготский  Л.С. Избранные психолого - педагогические исследования / М., 1956 – 39 с.

9. Гришаев В.  Тропою памяти. В.В. в Бийске / Алтайское книжное издательство, 1987. – 30 – 45 с.

10. Гродненский Г. «Лесная газета» В.Бианки //О литературе для детей, Ленинград. № 2., 1957.

11. Гродненский Г. Научная сказка /Вопросы детской литературы. Москва, 1952.- 47 с.

12. Гродненский Г. Рассказы В.Бианки/ Москва, 1966.

13. Дмитриев Ю.Д. Рассказы о книгах Бианки /Москва, «Книга», 1973

14. Детские писатели /Справочник для учителей и родителей. - 21- 24 с.

15.  Л.Кон. Советская детская литература. Очерк истории русской детской литературы / Просвещение, 1917- 1929.- 283 с.

16. Лес -  моя крепость. Лес и человек //Ежегодник, Ленинград 1984. – 88 с.

17.  М.Ильин. Творчество В.Бианки /Москва, 1966.

18.  О жизни В.В Бианки //Юный натуралист, №2, 1994.- 36 с.

19. С.А.Сивоконя /Детская литература. Москва, 2002. – 220 с.

20. Удивительные тайны: Повести,  рассказы /Переиздание; Предисловие Е.В.Бианки.- Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1984.- 396 с.

21. Уроки общения с природой (воспоминания В.В.Бианки). //Аврора № 1, 1998. – 17- 18 с.

22. Э. Шим. Дорогие сердцу слова //Литература и жизнь № 35, 1958. - 11 - 13 с.

23. http: // ou.tsu.ru /school 2 / other 3 / regkomp/ index. html.

24. Шклярова. Справочник для начальных классов – М.: Терра, 1993. – 89с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

                            Если мне порою тяжело,...

Реализация регионального компонента на уроках русского языка в 3 классе

Задания и упражнения, в ходе выполнения которых дети узнают свой край. Разработано для Челябинской области....

Реализация регионального компонента на уроках литературного чтения через произведения В. Бианки

Научная работа. Можно использовать как методическое пособие при изучении произведений Бианки, содержит биографию, комплекс мероприятий....

Реализация регионального компонента на уроках литературного чтения через произведения В. Бианки

Научная работа. Можно использовать как методическое пособие при изучении произведений Бианки, содержит биографию, комплекс мероприятий....

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

В статье представлен опыт работыпроектно- исследовательской деятельности...

Использование национально-регионального компонента на уроках литературного чтения

Систематическое, целенаправленное использование краеведческого материала на разных этапах обучения  помогает создать у обучающегося образ своего родного края, осознать неповторимость каждого угол...

Урок литературного чтения по произведению В.В. Бианки "Музыкант"

Конспект урока составлен с использованием приемов формирования смыслового чтения при работе с текстом....