РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
статья на тему
В статье представлен опыт работыпроектно- исследовательской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дурыгина Ольга Фёдоровна
Учитель начальных классов
МОУ « Воезерская основная школа»
Няндомский район
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Сегодня трудно представить современную школу, ориентированную на развитие личности ребёнка, без использования регионального компонента в содержании образования и воспитания. Дети должны знать историю, культуру и традиции русского Севера.
Наиболее полно можно реализовать региональный компонент в курсе предмета «Окружающий мир», который несёт в себе большой развивающий потенциал, обеспечивает условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития учащихся начальной школы. Компетентности, формируемые в рамках учебного курса, связаны с практической жизнью младшего школьника, имеют глубокий личностный смысл.
В основу построения материала по предмету положен краеведческий принцип, что позволяет учащимся осмыслить сложные взаимосвязи и взаимозависимости, которые существуют между живой и неживой природой, человеком и окружающей средой. В соответствии с краеведческим принципом отобраны для изучения объекты и явления природы Севера, представлен минимальный набор практических и творческих работ, экскурсий.
Данный курс помогает учителю начальных классов реализовать следующие цели:
- формирование в сознании учащихся начальной школы целостности мира;
- изучение природных, исторических, обществоведческих особенностей нашей местности;
- расширение и систематизация знаний и представлений о климатических условиях Крайнего Севера, их взаимосвязи с живой и неживой природой края, между природой и трудом северян;
- формирование знаний об основах здорового образа жизни в условиях Крайнего Севера.
На реализацию регионального компонента в соответствии с базисным учебным планом выделяется не менее 10% от часов, отводимых на освоение предмета «Окружающий мир». Содержание может быть реализовано в ходе изучения предмета, проведения факультатива, а также через внеклассную работу. Выполнение поставленных целей достигается путём проведения практических работ, экскурсий, конкурсов, игр, выполнения творческих, исследовательских, проектных работ. Интегрированный характер содержания требует от учителя введения разнообразных методов, приёмов и средств организации познавательного процесса. Преимущество должны получать наблюдения, исследования, опыты, проекты. Особое внимание уделяется проектно-исследовательской деятельности младших школьников, которая даёт огромные возможности для изучения родного края.
Особенность проектно-исследовательской деятельности младших школьников состоит в том, что проекты носят наглядный, творческий характер, объединяют знакомые, легко повторяющиеся в опыте ребенка действия, ставят значимые для ребенка цели. Организация проектно-исследовательской деятельности позволяет, таким образом, создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор, нести за него ответственность, а также рефлексировать этапы и результаты своей деятельности.
Наша школа имеет большие возможности для изучения и исследования природных объектов Архангельской области. Уникальность заключается в том, что рядом с территорией школы расположен природный лесной массив. Большой интерес представляют и объекты неживой природы: река, озеро, овраги, родники. Поэтому, начиная с 1 класса, мы с учащимися проводим экскурсии с целью знакомства с объектами неживой и живой природы. Обзорные и тематические экскурсии способствуют развитию исследовательских умений. Первоклассники учатся наблюдать, сравнивать. Например, наблюдая на экскурсии за внешним видом и поведением кузнечика, мы можем послушать его стрекотание. На вопрос детей: «Чем стрекочет кузнечик?», мы выдвигаем разнообразные гипотезы. Познавательная деятельность школьников по своему механизму приближается к труду ученого: они выдвигают гипотезу и пытаются её проверять. Проектно-исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес.
Работа с первоклассниками показывает, что для них наиболее привлекательны эмпирические исследования, которые важны и для творческого развития детей. С возрастом темы исследований расширяются, дети сами ставят вопросы и выдвигают гипотезы. Они более самостоятельны в постановке опытов и в поиске ответов. Например, во 2 классе исследование «Солнце, воздух, вода и.. растения" включает в себя несколько опытов. Опыт 1 . Выявление условий, необходимых для проращивания семян гороха. Дети самостоятельно ставят опыты, записывают результаты в тетрадь.
Опыт 2. Выращивание гороха в разных условиях. Ученики проводят эмпирическое исследование, наблюдая за развитием растений из семени, учатся ухаживать за ними, изменяют условия для роста и развития, сокращая полив, снижая температуру воздуха. Во время наблюдения ученики делают выводы, что для роста растений необходимы вода, воздух и свет.
Дети взрослеют, работы становятся более совершенными, темы для исследовательских проектов глубже и обширнее. Школьники используют в своих проектах информационные технологии, исследования по форме становятся не только индивидуальными, но и групповыми, коллективными.
У ребят появляется желание продолжить знакомство с природой родного края. Так мы с группой ребят решили узнать, что ищет дятел в телеграфном столбе, который расположен рядом с домом. Эта проектно-исследовательская работа получила название «Кузница дятла». Наблюдения за дятлом позволили выдвинуть гипотезу: Дятлы – птицы, которые приспосабливаются к суровым условиям Севера, прилетая близко к жилищу человека, устраивая «кузницу» в электрических, телеграфных столбах. Цель работы: изучение образа жизни и поведения дятла зимой. Задачи исследования: изучить дополнительную литературу и определить особенности обитания дятлов; провести наблюдения за поведением и питанием прилетавшего дятла; произвести фото и видео съёмки; сделать анализ и обобщить результат. Ребята изучали условия обитания дятлов по разным источникам: журналам, энциклопедиям, использовали Интернет, проводили наблюдения, составили таблицу наблюдений и альбом с фотографиями, сделанных во время исследования, произвели видеосъёмки. Проведя наблюдение за дятлом, ребята пришли к следующим выводам: дятел в поисках пищи прилетает близко к человеческим жилищам; «кузнецу» дятел устраивает не только на деревьях, но и на телеграфных, электрических столбах. Гипотеза нашла своё подтверждение. Собранный материал мы представили на межрегиональной конференции проектных и исследовательских работ «Кипр-2011», на всероссийском конкурсе «Покормите птиц» при международной акции «Марш парков-2010», где стали дипломантами 3 степени. Ребят увлекли наблюдения за птицами. С ноября по апрель ученики проводили исследования видового разнообразия птиц, прилетавших на кормушки, установленных около своих домов. Данные о количестве птиц, видовом разнообразии, температурном режиме ребята записывали в дневники наблюдений. В классе прошёл конкурс. Лучшие работы были направлены на областные конкурсы: «Столовая для пернатых» (Кенозерский национальный парк), «Репортажи с кормушек-2012» (ГКУ Архангельской области «Центр по охране окружающей среды»), где заняли 1 место.
Проведение экскурсий позволило собрать интересный материал о природе нашего края, у нас возникла мысль обобщить этот материал. В течение 3 лет, со 2 по 4 класс мы проводили серьезную и увлекательную исследовательскую работу, целью которой стало изучение особенностей рек нашей местности. Задачи исследования: провести наблюдение за сезонными изменениями рек, изучить микротопонимы, познакомиться с растительным и животным миром, изучить картографический материал, собрать фотоматериал, обследовать экологическую обстановку. Мы выдвинули гипотезу: особенности рек нашей местности определяют их название, а экологическая обстановка по их берегам во многом зависит от поведения людей в природе.
В ходе выполнения проектно-исследовательской работы мы узнали, что давным-давно на наших землях жили финно-угорские племена, чудь заволочская, обитавшие к востоку от Онежского озера. Названия рек нашей местности произошли от производных слов финно-угорского языка и отражают их особенности. Предки, восхищаясь красотой, чистотой наших рек, дали им яркие названия. В ходе проектно-исследовательской работы мы собрали теоретический, иллюстративный и фотоматериал, создали электронную презентацию «Реки нашей местности». Мы научились работать с картографическим материалом, получили дополнительные навыки работы на компьютере. Мы представили нашу проектно-исследовательскую работу на школьной конференции учебно-исследовательских работ, стали победителями областного конкурса «Наследие Поморья -2010» в номинации «Сокровища Поморского края», финалистами межрегиональной конференции проектных и исследовательских работ «Первые шаги -2010». Пришли к главному нравственному выводу: «Мы должны позаботиться о чистоте рек сейчас, чтобы с гордостью рассказывать потом о них своим внукам».
Проектно-исследовательская деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде. Это ведет к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков. Создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а, значит, формируется очень важное личностное качество – ответственность за результат труда.
Выделенные нами ключевые компетенции, формирующиеся в процессе проектно-исследовательской деятельности, являются главными результатами успешного применения проектного метода в начальной школе.
Результаты проведённой работы свидетельствуют о повышении интереса учащихся к родному краю, повышении активности школьников в краеведческо-исследовательской деятельности, а это показатель развития патриотизма, нравственности и духовности учащихся начальной школы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/14/picture-34232-1365930055.jpg)
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Работая по программе «Мир и человек» \авторы А.А. Вахрушев, А.С. Раутин\, которая имеет экологическую направленность, я выделила в тематическом планировании темы, удобные для использования краев...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/10/picture-240042-1365613375.jpg)
Реализация регионального компонента на уроках литературного чтения через произведения В. Бианки
Научная работа. Можно использовать как методическое пособие при изучении произведений Бианки, содержит биографию, комплекс мероприятий....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/10/picture-240042-1365613375.jpg)
Реализация регионального компонента на уроках литературного чтения через произведения В. Бианки
Научная работа. Можно использовать как методическое пособие при изучении произведений Бианки, содержит биографию, комплекс мероприятий....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/10/picture-240042-1365613375.jpg)
Реализация регионального компонента на уроках литературного чтения через произведения В. Бианки
Научная работа. Можно использовать как методическое пособие при изучении произведений Бианки, содержит биографию, комплекс мероприятий....
Презентация «Реализация регионального компонента в процессе освоения детьми основной образовательной программы через ознакомление с культурой родного края»
laquo;Реализация регионального компонента в процессе освоения детьми основной образовательной программы через ознакомление с культурой родного края»......
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/24/picture-1129759-1611492005.jpg)
научная статья РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. В статье актуализируется внедрение в образовательный процесс начальной школы национально-регионального компонента. Рассматриваются принципы и методы, лежащие в основе этого процесса.К...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/24/picture-1129759-1611492005.jpg)
Реализация регионального компонента на уроках окружающего мира в начальной школе
На современном этапе образования особое внимание уделяется формированию у учащихся глубокого понимания окружающего мира, включая его региональные особенности. Одним из ключевых направлений в этом проц...