РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
статья на тему

Дурыгина Ольга Фёдоровна

В статье представлен опыт работыпроектно- исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realizatsiya_regionalnogo_komponenta_kursa.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              Дурыгина Ольга Фёдоровна

                                                               Учитель начальных классов

                                                              МОУ « Воезерская основная школа»

                                                              Няндомский район

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Сегодня трудно представить  современную школу, ориентированную на развитие личности ребёнка, без использования регионального компонента в содержании образования и воспитания.  Дети должны знать  историю, культуру и традиции русского Севера.

Наиболее полно можно  реализовать региональный компонент в курсе предмета «Окружающий мир», который несёт в себе большой развивающий потенциал, обеспечивает условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития учащихся начальной школы. Компетентности, формируемые в рамках учебного курса,  связаны  с практической жизнью младшего школьника, имеют глубокий личностный смысл.

В основу построения материала по предмету положен краеведческий принцип, что позволяет учащимся осмыслить сложные взаимосвязи и взаимозависимости, которые существуют между живой и неживой природой, человеком и окружающей  средой. В соответствии с краеведческим принципом отобраны для изучения объекты и явления природы Севера, представлен минимальный набор практических и творческих работ, экскурсий.

 Данный курс помогает учителю начальных классов реализовать следующие цели:

  1. формирование в сознании учащихся начальной школы  целостности мира;
  2. изучение природных, исторических, обществоведческих особенностей нашей местности;
  3. расширение и систематизация знаний и представлений о климатических условиях Крайнего Севера, их взаимосвязи с живой и  неживой природой края, между природой и трудом северян;
  4. формирование знаний об основах здорового образа жизни в условиях Крайнего Севера.

На реализацию регионального компонента в соответствии с базисным учебным планом выделяется не менее 10% от часов, отводимых на освоение предмета «Окружающий мир». Содержание может быть реализовано в ходе изучения  предмета, проведения факультатива, а также через внеклассную работу. Выполнение поставленных целей достигается путём проведения практических работ,   экскурсий,   конкурсов,   игр,   выполнения   творческих, исследовательских, проектных работ. Интегрированный характер содержания требует от учителя введения разнообразных методов, приёмов  и средств организации познавательного процесса. Преимущество должны получать наблюдения, исследования, опыты, проекты. Особое внимание уделяется  проектно-исследовательской деятельности младших школьников, которая даёт огромные возможности для изучения родного края.

     Особенность  проектно-исследовательской деятельности младших школьников  состоит в том, что проекты носят наглядный, творческий характер, объединяют знакомые, легко повторяющиеся в опыте ребенка действия, ставят значимые для ребенка цели. Организация проектно-исследовательской деятельности позволяет, таким образом, создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор, нести за него ответственность, а также рефлексировать этапы  и результаты своей деятельности.  

     Наша школа  имеет большие возможности для изучения и исследования природных объектов Архангельской области. Уникальность заключается в том, что рядом с территорией школы расположен природный лесной массив. Большой интерес представляют и объекты неживой природы: река, озеро, овраги, родники. Поэтому, начиная с 1 класса, мы с учащимися проводим экскурсии с целью знакомства с объектами неживой и живой природы. Обзорные и тематические экскурсии способствуют развитию исследовательских умений. Первоклассники учатся наблюдать, сравнивать. Например, наблюдая на  экскурсии  за внешним видом и поведением кузнечика, мы можем послушать его стрекотание. На вопрос детей: «Чем стрекочет кузнечик?», мы выдвигаем разнообразные гипотезы. Познавательная деятельность школьников по своему механизму приближается к труду ученого: они выдвигают гипотезу и пытаются её проверять. Проектно-исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес.

     Работа  с первоклассниками показывает, что для них наиболее привлекательны эмпирические исследования, которые важны и для творческого развития детей. С возрастом темы исследований расширяются, дети сами  ставят вопросы и выдвигают гипотезы. Они более самостоятельны в постановке опытов и в поиске ответов. Например, во 2 классе  исследование «Солнце, воздух, вода и.. растения" включает в себя несколько опытов. Опыт 1 . Выявление условий, необходимых для проращивания семян гороха. Дети самостоятельно ставят опыты, записывают результаты в тетрадь.

Опыт 2. Выращивание гороха  в разных условиях. Ученики проводят эмпирическое исследование, наблюдая за развитием растений из семени, учатся ухаживать за ними, изменяют условия для роста и развития, сокращая полив, снижая температуру воздуха. Во время наблюдения ученики делают выводы, что для роста растений необходимы вода, воздух и свет.

 Дети взрослеют, работы становятся более совершенными, темы для исследовательских проектов глубже и обширнее. Школьники используют в своих проектах информационные технологии, исследования по форме  становятся не только индивидуальными, но и групповыми, коллективными.

      У ребят появляется желание продолжить знакомство с природой родного края. Так мы с группой ребят решили узнать, что ищет дятел в телеграфном столбе, который расположен рядом с домом. Эта проектно-исследовательская работа получила название  «Кузница дятла». Наблюдения за дятлом  позволили выдвинуть   гипотезу: Дятлы – птицы, которые  приспосабливаются  к  суровым условиям Севера, прилетая близко к жилищу человека, устраивая «кузницу»  в  электрических, телеграфных столбах. Цель работы: изучение образа жизни и поведения дятла зимой. Задачи исследования: изучить дополнительную литературу и определить особенности обитания дятлов;  провести наблюдения за поведением и питанием прилетавшего дятла; произвести фото и видео съёмки; сделать анализ и обобщить результат. Ребята изучали условия обитания дятлов по разным источникам: журналам, энциклопедиям, использовали Интернет, проводили наблюдения, составили таблицу наблюдений и альбом с фотографиями, сделанных во время исследования, произвели видеосъёмки. Проведя наблюдение за дятлом,  ребята  пришли к  следующим выводам: дятел в поисках пищи прилетает близко к человеческим жилищам; «кузнецу»    дятел устраивает не только на деревьях, но и на телеграфных, электрических столбах. Гипотеза нашла своё подтверждение. Собранный материал мы представили на межрегиональной конференции проектных и исследовательских работ «Кипр-2011», на всероссийском конкурсе «Покормите птиц» при международной акции «Марш парков-2010», где стали дипломантами 3 степени. Ребят увлекли наблюдения за птицами. С ноября  по апрель ученики проводили исследования видового разнообразия птиц, прилетавших на кормушки, установленных около своих  домов.  Данные  о количестве птиц, видовом разнообразии, температурном режиме ребята записывали в дневники наблюдений. В классе прошёл конкурс. Лучшие работы были направлены на областные конкурсы: «Столовая для пернатых» (Кенозерский национальный парк), «Репортажи с кормушек-2012» (ГКУ Архангельской области «Центр по охране окружающей среды»), где заняли 1 место.

     Проведение экскурсий позволило собрать интересный материал о природе нашего края, у нас возникла мысль обобщить этот материал. В течение 3 лет, со 2 по 4 класс мы проводили серьезную и увлекательную исследовательскую работу, целью которой стало изучение особенностей рек нашей местности. Задачи исследования: провести наблюдение за сезонными изменениями рек, изучить микротопонимы, познакомиться с растительным и животным миром, изучить картографический материал, собрать фотоматериал, обследовать экологическую обстановку. Мы выдвинули гипотезу: особенности рек нашей местности определяют их название, а  экологическая обстановка по их берегам во многом зависит от поведения  людей в природе.

       В ходе выполнения проектно-исследовательской работы мы  узнали, что давным-давно на наших землях жили финно-угорские племена, чудь заволочская,  обитавшие к востоку от Онежского озера.  Названия рек нашей местности произошли от производных слов финно-угорского языка и отражают их особенности. Предки, восхищаясь красотой, чистотой наших рек,  дали им яркие названия. В ходе проектно-исследовательской работы мы собрали теоретический, иллюстративный и фотоматериал, создали электронную презентацию «Реки нашей местности». Мы  научились работать с картографическим материалом, получили дополнительные навыки работы на компьютере. Мы представили нашу  проектно-исследовательскую работу  на школьной конференции учебно-исследовательских работ, стали победителями областного конкурса «Наследие Поморья -2010» в номинации «Сокровища Поморского края», финалистами межрегиональной конференции проектных и исследовательских работ «Первые шаги -2010». Пришли к главному нравственному выводу: «Мы должны позаботиться о чистоте рек сейчас, чтобы с гордостью рассказывать потом о них своим внукам».

    Проектно-исследовательская деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде. Это ведет к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков. Создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а, значит, формируется очень важное личностное качество – ответственность за результат труда.

  Выделенные нами ключевые компетенции, формирующиеся в процессе проектно-исследовательской деятельности, являются главными результатами успешного применения проектного метода в начальной школе.

Результаты проведённой работы свидетельствуют о повышении интереса учащихся к родному краю, повышении активности школьников в краеведческо-исследовательской деятельности, а это показатель развития патриотизма, нравственности и духовности учащихся начальной школы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работая по программе «Мир и человек» \авторы А.А. Вахрушев, А.С. Раутин\, которая имеет экологическую направленность, я выделила в тематическом планировании темы, удобные для использования краев...

Реализация регионального компонента на уроках литературного чтения через произведения В. Бианки

Научная работа. Можно использовать как методическое пособие при изучении произведений Бианки, содержит биографию, комплекс мероприятий....

Реализация регионального компонента на уроках литературного чтения через произведения В. Бианки

Научная работа. Можно использовать как методическое пособие при изучении произведений Бианки, содержит биографию, комплекс мероприятий....

Реализация регионального компонента на уроках литературного чтения через произведения В. Бианки

Научная работа. Можно использовать как методическое пособие при изучении произведений Бианки, содержит биографию, комплекс мероприятий....

Презентация «Реализация регионального компонента в процессе освоения детьми основной образовательной программы через ознакомление с культурой родного края»

laquo;Реализация регионального компонента  в процессе освоения детьми основной образовательной программы через ознакомление с культурой родного края»......

научная статья РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье актуализируется внедрение в образовательный процесс начальной школы национально-регионального компонента.  Рассматриваются принципы и методы, лежащие в основе этого процесса.К...

Реализация регионального компонента на уроках окружающего мира в начальной школе

На современном этапе образования особое внимание уделяется формированию у учащихся глубокого понимания окружающего мира, включая его региональные особенности. Одним из ключевых направлений в этом проц...