Использование национально-регионального компонента на уроках литературного чтения
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс)
Систематическое, целенаправленное использование краеведческого материала на разных этапах обучения помогает создать у обучающегося образ своего родного края, осознать неповторимость каждого уголка страны.
Изучение литературы родного края преследует цель исследовать и возродить традиции литературного краеведения, вызвать у обучающихся интерес к своей малой родине, пробудить чувство любви к своему городу, селу, поселку, культуре родного края, развить творческие способности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_pechati.docx | 18.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование национально-регионального компонента на уроках литературного чтения
Подобно тому, как цветок вырастает из зерна,
наша любовь к Родине имеет своим истоком
тот «уголок земли», где мы родились и выросли.
Н. Смирнов
В соответствии с требованиями ФГОС НОО выпускник школы должен быть человеком, который любит свой край, страну, знает и уважает культуру, духовные ценности своего народа. У большинства людей чувство родины в обширном смысле - родной страны, Отечества – возникает и крепнет на основе чувства родины малой, первоначальной: края, области, города, села. Неповторим образ каждого населённого пункта. В одном много заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой славен своим героическим прошлым и историческим памятниками. Конечно, есть и свои знаменитости и герои: актёры, поэты, спортсмены, художники, писатели. Разнообразны природные, культурные, социальные и экономические особенности каждого уголка страны. Систематическое, целенаправленное использование краеведческого материала на разных этапах обучения помогает создать у обучающегося образ своего родного края, осознать неповторимость каждого уголка страны.
Изучение литературы родного края преследует цель исследовать и возродить традиции литературного краеведения, вызвать у обучающихся интерес к своей малой родине, пробудить чувство любви к своему городу, селу, поселку, культуре родного края, развить творческие способности учащихся. В нашей школе изучение регионального компонента реализуется через уроки с региональным содержанием. Например, на уроках литературного чтения я использую художественные произведений белгородских писателей и поэтов. Белгородчина – край, где родились, жили и писали литераторы, чьи имена и творчество известны всему читающему миру: Владимир Раевский, Николай Станкевич, Александр Никитенко, Николай Страхов, Надежда Кохановская (Соханская), Василий Ерошенко, Адриан Топоров, Арнольд Гессен, Филипп Наседкин. Писатели Белогорья гордятся тем, что в их рядах были такие известные мастера слова. Подрастающему поколению свое творчество посвятили: Владислав Шаповалов, Леонид Кузубов, Владимир Молчанов, Борис Осыков, Евгений Дубравный, Юрий Макаров, Вячеслав Колесник, Валерий Черкесов, Виктор Череватенко, Ирина Чернявская и другие. Каждый раз я замечаю, как оживляются глаза ребят, когда они узнают, что будут читать произведения своих земляков. Такие произведения особенно близки детям, потому что картины природы, города знакомые и родные. Дети учатся видеть красоту, своеобразие своего края. Осознают, что рядом с ними живут известные в России писатели и поэты, испытывают уважение и гордость за родной край. Яркие впечатления у ребят оставляют и встречи с белгородскими писателями в библиотеках города. После таких встреч у ребят появилось желание выпускать газету класса «Мир вокруг», в которой дети писали заметки о памятных датах страны, ярких событиях города, класса, размещали свои рассказы и стихотворения. Для того чтобы интерес к чтению не пропал, использую активные формы и методов обучения: уроки-путешествия, экскурсии, наблюдения, устные журналы, конкурсы стихов, рассказов и сказок собственного сочинения и викторины по произведениям, творческие работы по развитию речи. Подбираю для работы на уроках тексты, тематические ориентированные на природу, экономику, материальную и духовную культуру родного края. Использую картины белгородских художников, музыку в исполнении артистов Белгородской государственной филармонии. Ребята знакомятся с жанровым разнообразием литературы своей малой родины, учатся работать с дополнительной информацией, развивают свои творческие способности.
Для организации урочной и внеурочной деятельности по литературному чтению использую уроки-сказки, уроки-спектакли, уроки-проекты, библиотечные уроки. К подготовке и проведению таких уроков можно подключать родителей, коллег, библиотекарей, музейных работников. Темы проектов могут быть связаны с малыми жанрами устного народного творчества, любимыми писателями, героями нашего края: «Легенды Белгорода», «Праздники и традиции родной земли», «О чём расскажут названия улиц Белгорода», «Мой любимый белгородский писатель», « Поэтическая страничка Белогорья». В ходе выполнения исследовательских и творческих заданий у ребят формируются нравственные качества, познавательная и волевая мотивация деятельности. Итогом работы над проектом должна стать его защита. Результатом выполнения может быть выпуск газеты, презентация, спектакль, выставка работ.
Надеюсь, что такая работа способствует становлению человека как гражданина, испытывающего глубокие чувства по отношению к своей родине, ее культуре, традициям и достижениям.
Используемые ресурсы
- Штец А.А. Национально-региональный компонент в культурно – ориентированном образовании школа 2100. [Текст]: приоритетные направления развития образованной программы// под ред. А.А. Леонтьева Вып. 4 – М.: Баласс, 2000.
- http://belgdb.ru/ricz-detstvo/pisateli-belgorodchinyi-—-detyam/
- http://cdbgubkin.ucoz.ru/index/pisateli_belgorodchiny_detjam/0-39
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Если мне порою тяжело,...
Использование произведений поморского фольклора на уроках литературного чтения
Данная работа представляет собой обобщение опыта по использованию произведений поморского фольклора на уроках литературного чтения по программе "Школа России". Начиная с первого класса учащиеся ...
Реализация регионального компонента на уроках литературного чтения через произведения В. Бианки
Научная работа. Можно использовать как методическое пособие при изучении произведений Бианки, содержит биографию, комплекс мероприятий....
Реализация регионального компонента на уроках литературного чтения через произведения В. Бианки
Научная работа. Можно использовать как методическое пособие при изучении произведений Бианки, содержит биографию, комплекс мероприятий....
Реализация регионального компонента на уроках литературного чтения через произведения В. Бианки
Научная работа. Можно использовать как методическое пособие при изучении произведений Бианки, содержит биографию, комплекс мероприятий....
Использование карточек со словами на уроках литературного чтения как средство отработки качественного чтения отдельных слов
Мною разработаны карточки со словами по формированию беглого чтения. Отработка навыков быстрого чтения строится по принцип постепенного усложнения материала. Сначала я подобрала односложные слова из о...
Использование Элементов техники скорочтения на уроках литературного чтения в начальной школе как средства формирования навыка осмысленного чтения.
Данные упражнения позволят сформировать навык осмысленного чтения...