РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
методическая разработка по чтению по теме

Емкужева  Марианна Рамазановна

 

                               Если мне порою тяжело,

                               Если сердце холоднее камня,

                               Вспоминаю край тот, где всегда  мне   

                               Летом жарко, а зимой тепло…

 

Эти слова принадлежат известной поэтессе, нашей землячке Инне Кашежевой. Многие ли дети знакомы с произведениями наших земляков: поэтов, писателей?

Цель данной программы: познакомить учащихся с произведениями поэтов и писателей Кабардино-Балкарии. Постановка цели предполагает решение следующих задач:

-         научить детей читать художественную литературу местных авторов;

-         вызвать интерес к чтению путем знакомства с произведениями своих земляков;

-         прививать любовь к «малой Родине»;

-         воспитывать бережное отношение ко всему окружающему;

-         быть патриотом своего родного уголка, родной земли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realizaciyaregionalnogokomponenta.doc54 КБ

Предварительный просмотр:


РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ



В 1-4 КЛАССАХ.


Пояснительная записка

                               Если мне порою тяжело,

                               Если сердце холоднее камня,

                               Вспоминаю край тот, где всегда  мне    

                               Летом жарко, а зимой тепло…

 

Эти слова принадлежат известной поэтессе, нашей землячке Инне Кашежевой. Многие ли дети знакомы с произведениями наших земляков: поэтов, писателей?

Цель данной программы: познакомить учащихся с произведениями поэтов и писателей Кабардино-Балкарии. Постановка цели предполагает решение следующих задач:

-         научить детей читать художественную литературу местных авторов;

-         вызвать интерес к чтению путем знакомства с произведениями своих земляков;

-         прививать любовь к «малой Родине»;

-         воспитывать бережное отношение ко всему окружающему;

-         быть патриотом своего родного уголка, родной земли.

При составлении программы автор опирался на структуру построения учебников серии «Свободный ум», включая тематические произведения поэтов и писателей Кабардино-Балкарии, учитывая возрастные особенности учащихся.

Все произведения писателей и поэтов Кабардино-Балкарии содержательны, проникнуты особой любовью и нежностью, ко всему окружающему, написаны ярким самобытным языком, присущим тем людям, у которых чувство Родины «большой», Отчизны, дополняется чувством Родины «малой»,  первоначальной.

Программа поможет учителю постепенно развивать у учащихся интерес к чтению произведений наших земляков, будет способствовать воспитанию любви и к родной земле, краю, природе, людям, всему тому, что зовется «малой Родиной».

Программа может быть использована учителями, работающими по учебникам серии «Свободный ум», Е.В. и Р.Н. Бунеевых.

При реализации данной программы, в зависимости от обстоятельств и наличия литературы, учителя могут заменять предложенные произведения другими, сочетающимися с тематикой раздела.

Форма применения регионального компонента – адаптированное включение авторской программы в систему уроков чтения по основной программе.

Программа рассчитана на четыре года обучения (67 часов).

 

 

 

 

 

 

Содержание программы.

Тематика чтения.

1 класс – 6 часов

I. «Попрыгать, поиграть…» - 2 часа.

Вводный урок – разговор о наших земляках писателях, поэтах.

  II. «Наш дом» - 1 час.

Г. Коммодов, рассказы.

III. «Ребятам о зверятах» - 1 час.

М. Губжев «Зайка-лгунишка», «Что за зверь», «Кот и мышка»

Л. Губжоков « Колючий охотник»

IV. «Маленькие открытия» - 2 часа

М. Губжев «Ручеёк»

А. Магаева «Чудо-рыба»

А. Куантов «Эхо»

М. Геттуев «Анзор и Яшка»

                                       2 класс – 12 часов

I.        «Там, на неведомых дорожках…» - 3 часа

Народные сказки кабардинцев и балкарцев.

«Волшебное зеркало», «Счастье, ум и богатство»

II. «Сказка мудростью богата». – 4 часа.

С. Маршак «Про двух соседей»(кавк. нар. сказка)

Д. Смирнов «Баллада о старости»

«Карабатыр» (каб. сказка)

«Мудрый старик» (балк. сказка)

III. «Сказка ложь, да в ней намек…» - 3 часа

«Падчерица» (каб. сказка)

«Хитрый гость» (балк. сказка)

К. Кулиев «Сказка о добром муравье»

«Бедняк и ханская дочь» (балк. сказка)

 IV. «Самое обыкновенное чудо» - 2 часа

М. Губжев «Первый лучик»

Ж. Залиханов «Вопрос, на который я не могу ответить»

А. Куантов «Хитрый птенчик»

 

                            3 класс – 27 часов

I.  «Прощание с летом» - 1 час

          Л. Губжоков «На пасеке»

           II. «Летние путешествия и приключения» - 1 час

Ж. Залиханов «Хрустальная кружка»

                                    «Сомбреро»

III.              «Природа летом» - 1 час

Л. Губжоков «На турьей тропе»

IV.              «Уроки и переменки» - 1 час

    А. Шомахов «Черим»

                           «Жамбот и Камбот»

V.                «Глухая пора листопада…» - 1 час

         М. Губжев «Утреннее»

        М. Геттуев «Листопад» «Скворец»

       А. Кешоков «Короче стали дни, длиннее стали ночи»

VI.              «И кот ученый свои мне сказки говорил…» - 3 часа

       Сказания из нартского эпоса.

       «Сказание о Сосруко»

      «Сказание о Бдыноко»

      « Сказание о Малечипх»

VII.           «Поет зима, аукает…» - 2 часа

М. Губжев «Зима», «Снег»

К. Кулиев «Зимняя песенка».

                  «Зима пришла».

                               «Сон в зимнюю ночь».

VIII.         «Животные в нашем доме» - 4 часа

            А. Куантов «Приёмыш», «Вернулся»

            М. Губжев «Баран дедушки Мисоста», «Капкан и Буран»

            Э. Гуртуев «Чёрный жеребёнок—звёздочка во лбу»

           А. Браев, рассказы о животных

IX.              «Мы с мамой и папой» - 5 часов

            А.Куантов «Подарок», «Обман»

           С. Хахов «Когда не слушаются мать»

X.                Наполним музыкой сердца» - 3 часа

            И. Кашежева, К. Кулиев—как поэты песенники.

XI.           О весна, без конца и без краю…» - 2 часа

К. Кулиев «Белеет алыча», «Свет весенний»

М. Губжев «Первый лучик»

А. Кешоков «Журавли»

XII.         «День Победы» - 1 час

           И. Кашежева «Перед каждым водопадом»

           К. Кулиев «Воину»

          М. Губжев «День Победы»

XIII.        «Родная земля» - 2 часа.

А. Шомахов «Секрет долголетия»

  И. Кашежева « О названия земли родной!»

 Ф. Балкарова «Люби, друг, родину свою»

  К. Кулиев «Мой Кавказ!»,

    «Я славлю свет родного очага»            

               4 класс – 22 часа

                    I.       «Детская литература XX в.» - 10 часов

Обзорная  беседа о становлении  детской литературы в Кабардино—Балкарии

К. Кулиев «Скачи мой ослик»

Х Теунов «Мальчик из кожежа»

А. Браев, рассказы

З. Налоев, К. Кулиев, народные песенки, прибаутки, небылицы

Л. Губжоков, рассказы

           II.       «Детская литература 30-50 г.г.» - 4 часа

                    III.      «Детская литература 60-90 г.г.» - 8 часов.

                         А. Куантов, рассказы

К. Кулиев, «Утренняя сказка», (стихи для детей школьного возраста),          

 «Времена года».


                                         Литература:

1.   Закон Российской Федерации «Об образовании» Ст. 2

2.   Приказ Министерства общего и среднего образования Российской Федерации № 322 от 09.02.1998 г.

3.    Образовательная система «Школа 2100»\ Сборник программ. Начальная школа. – М.: «Баласс», 2001. с. 148-163

4. Х. Теунов, « Правдивая повесть о мальчике из Кожежа”, М.,1981г.

               5. А. Браев, «Неожиданные встречи», Нальчик, 2005г.

               

               6.  М. Геттуев, рассказы, Нальчик

               7. Л. Губжоков, рассказы, Нальчик, 1978г.

               8. Э. Гуртуев, рассказы, М,1989г.

               9. Ж. Залиханов, Сомбреро, Нальчик, 1975г.

              10. Б.  Кагермазов, стихи для детей, Нальчик,1994г.

              11. А. Куантов, « Лапочка», Нальчик, 1977г.

              12. К. Кулиев, «Скачи мой ослик», Нальчик, 2001г.

              13. «Комариный князь», стихи для детей, Нальчик, 1981г.

              14. М. Ольмезов, «Черепаха и дождик», Нальчик,1993г.

              15. С. Хахов, рассказы и повести, Нальчик, 1992г.

               16. Кабардинские сказки, Нальчик, 1979г.

               17. Балкарские сказки, Нальчик, 1989г.

     

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация регионального компонента на уроках русского языка в 3 классе

Задания и упражнения, в ходе выполнения которых дети узнают свой край. Разработано для Челябинской области....

Реализация регионального компонента на уроках литературного чтения через произведения В. Бианки

Научная работа. Можно использовать как методическое пособие при изучении произведений Бианки, содержит биографию, комплекс мероприятий....

Реализация регионального компонента на уроках литературного чтения через произведения В. Бианки

Научная работа. Можно использовать как методическое пособие при изучении произведений Бианки, содержит биографию, комплекс мероприятий....

Реализация регионального компонента на уроках литературного чтения через произведения В. Бианки

Научная работа. Можно использовать как методическое пособие при изучении произведений Бианки, содержит биографию, комплекс мероприятий....

Использование национально-регионального компонента на уроках литературного чтения

Систематическое, целенаправленное использование краеведческого материала на разных этапах обучения  помогает создать у обучающегося образ своего родного края, осознать неповторимость каждого угол...

научная статья РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье актуализируется внедрение в образовательный процесс начальной школы национально-регионального компонента.  Рассматриваются принципы и методы, лежащие в основе этого процесса.К...

Реализация регионального компонента на уроках окружающего мира в начальной школе

На современном этапе образования особое внимание уделяется формированию у учащихся глубокого понимания окружающего мира, включая его региональные особенности. Одним из ключевых направлений в этом проц...